3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем стихи берестова

Тайная опора

Поэзия Валентина Берестова в рубрике Павла Крючкова

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Это был один из самых добродушных людей, встреченных мною в жизни. Именно так: добрая душа. «Валентин Дмитриевич, я никогда не видел Вас сердитым, неужели Вы таким не бываете?» Он улыбался: «Меня об этом уже спрашивали. Бываю. Поверьте — ничего интересного».

Когда-то я рискнул написать о нем что-то вроде эссе. И назвал своё сочинение — «Пасечник». Может потому, что вокруг Берестова всегда роились дети? Он был им до такой степени соприроден, что казалось — именно это общение и есть его среда обитания. Наверное, мог легко повторить вослед своему учителю и старшему другу Корнею Чуковскому: «Я вырос среди поэтов и детей». Ведь Берестова дарили своим общением Анна Ахматова, Борис Пастернак и Самуил Маршак. Он дружил с Наумом Коржавиным, Эдуардом Успенским, Еленой Благининой…

Когда Валентина Дмитриевича не стало, Борис Заходер сказал одному из своих издателей: «Теперь совсем некому почитать стихи и поговорить о русской литературе».

Складывая вступление к его подборке, я отыскал некролог, написанный Заходером. «Берестова трудно было не любить. И было тому много причин. В том числе особых. А среди них — главная: он был добр. Иным казалось, что доброта его чрезмерна, что это недостаток. Но ведь такие недостатки только украшают нашу жизнь, которая в этом так нуждается…»

Не многие знали, что добрейший «дядя Валя» очень не любил, когда его называли «детским поэтом», — «что еще за резервация!» И повторял за Чуковским: «я просто должен возвращать детям то, что беру у них».

Вспоминаю ещё, как он вдохновенно декламировал вместе с ними свои стихи в переполненном зале: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать…»

Он не был религиозен, и, как мне кажется, сожалел о своём неверии.

Однажды, в самом начале 1990-х, когда я принял таинство Святого крещения, мы встретились у него дома. Я что-то горячо говорил о новом и важном повороте в своей судьбе. Валентин Дмитриевич, помню, внимательно слушал, как-то по-новому вглядываясь в меня, и, наконец, проговорил с нескрываемой радостью: «Знаете, а ведь меня, как я недавно узнал, тоже крестили. Я даже решил добавить четыре строчки в одно свое старое стихотворение».

Эти стихи есть в нашей подборке.

* * *

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

* * *

Я тебе, Чуковскому Корнею,
Автору и деду моему,
Напишу посланье, как умею,
И размер классический возьму.

Это ты виновен, что в починке
Я пробыл среди больничных стен,
Получил зелёные ботинки,
Гимнастерку, брюки до колен,
Щеголем с какой-нибудь картинки
Стал я после долгих перемен.

Ты сказал – и сделано. Не странно,
Что всего достичь ты словом мог.
Ведь в Евангелье от Иоанна
Сказано, что слово – это Бог.

Ташкент, март 1943

Бабушка Катя

Вижу, бабушка Катя
Стоит у кровати.
Из деревни приехала
Бабушка Катя.

Маме узел с гостинцем
Она подаёт.
Мне тихонько
Сушеную грушу суёт.

Приказала отцу моему,
Как ребёнку:
«Ты уж, деточка,
Сам распряги лошаденку».

И с почтеньем спросила,
Склонясь надо мной:
«Не желаешь ли сказочку,
Батюшка мой?»

* * *

Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.

* * *

В своем роду, кого ты ни спроси,
Идя от колыбели в ногу с веком,
Он со времён крещения Руси
Стал первым некрещёным человеком.
Он это чуть не доблестью считал.
Да жаль, что бабок спрашивать не стал.
А к бабушкам он относился строго:
«Вот тёмные какие! Верят в Бога!»
Старушки были рады без границ,
Что, отложив на время святотатства,
В пасхальный день от крашеных яиц
Охальник был не в силах отказаться.
Он ел и думал: «Как они глупы!»
Не видели старушки почему-то,
Что от религиозной скорлупы
Он очищал яйцо за полминуты.

И лишь под старость обнаружил он,
Что тайно был старушками крещён
И что от колыбели был храним
Он ангелом невидимым своим.

Осанна

Христос вступает в Иерусалим.
«Он – царь! Он – Бог!» – летит молва пред ним.
«Царь должен мчать на быстрой колеснице,
А не трусить на серенькой ослице!»
«Приличней богу молнии метать,
Чем на хребте ослином восседать!» –
Тайком ворчали взрослые. А детки
С окрестных пальм в толпу бросали ветки.
И листья пальм, вращаясь на лету, –
«Осанна!» – устилали путь Христу.
И детские к нему спешили ножки,
И стлали дети перед ним одёжки,
Чтоб различить поближе лик святой,
Сиявший простотой и добротой.

Счастье

Гриб за грибом ложился в кузовок.
Я счастлив был, хотя валился с ног.
Но я ещё счастливее бывал,
Когда глаза в постели закрывал,
И вспыхивало сразу предо мной
Всё, что скрывал от глаза мрак лесной,
Всё, что я, глядя под ноги, искал.
Кто в темноте ковёр цветной соткал
Из рыжиков, из белых и маслят?
Картинами такими тешит взгляд,
Работая тайком, не напоказ,
Художник, что живёт в любом из нас.

* * *

Андрею Чернову
со чады и домочадцы

А всё же хорошо тому поэту,
Кого везут по детскому билету!

Валентин Берестов: вокруг поэта «роились» дети

Помните зачи­тан­ные в дет­стве книжки ска­зок и сти­хов Вален­тина Бере­стова с уди­ви­тель­ными кар­тин­ками? За дав­но­стью лет они изъ­яты из биб­лио­теч­ных фон­дов и сохра­ни­лись разве что в семьях, но по-преж­нему учат радо­сти и любви.

Конечно, Бере­стов не исчез с дет­ских полок – автор чита­е­мый и пере­из­да­ва­е­мый, но осо­бен­ный коло­рит ста­рых совет­ских изда­ний неза­бы­ваем. Совре­мен­ные тех­но­ло­гии поз­во­лят «подер­жать их в руках» и почи­тать вме­сте с детьми.

Сде­лать это воз­можно бла­го­даря Наци­о­наль­ной элек­трон­ной биб­лио­теке, кото­рая взяла на себя труд оциф­ро­вать ста­рые издания.

Откры­вая их, мы будто заново вдох­нем непо­вто­ри­мый запах стра­ниц, уви­дим потер­то­сти обло­жек и под­лин­ные туск­ло­ва­тые цвета кар­ти­нок, биб­лио­теч­ные штампы и скром­ные значки цены, обо­зна­чен­ные в копейках.

Нам не забыть непо­вто­ри­мый шарм этих книг, в боль­шин­стве своем вышед­ших в изда­тель­стве «Дет­ская лите­ра­тура» с 1960 по 1980‑е годы про­шлого века.

Совет­ская дет­ская поэ­зия – осо­бое явле­ние, а Вален­тин Бере­стов – осо­бен­ный поэт. Доб­рота и нрав­ствен­ность, любовь к людям и живот­ным, тор­же­ство правды и кра­соты – вот глав­ные цен­но­сти и поэ­зии в целом, и этого автора. Они же про­яв­ля­ются и в его про­за­и­че­ских сказ­ках, насквозь про­ни­зан­ных сти­хо­твор­ными строчками.

Кто не пом­нит наизусть вот такие стихи Вален­тина Дмитриевича:

«В лужах картинки!
На пер­вой – дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.

Вто­рая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.

Тре­тья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.

А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки».

Дет­ский поэ­ти­че­ский мир сильно отли­ча­ется от взрос­лого и живет по своим зако­нам. В дет­ских сти­хах нет ноток взрос­лой горечи и разо­ча­ро­ва­ния, и, хотя встре­ча­ются и печаль, и раз­ду­мье, но глав­ное их настро­е­ние – радость.

Они насы­щены отго­лос­ками рая – тан­цу­юще-ска­чу­щим игро­вым рит­мом, ярким цве­том, сол­неч­ным све­том, неве­ро­ят­ными пре­вра­ще­ни­ями и сло­во­твор­че­ством. Тво­ре­ние мира как будто бы про­дол­жа­ется, и помо­гает Творцу фан­та­зия ребенка.

«Не бойся ска­зок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете правды больше станет!»

Про­то­и­е­рей Павел Крюч­ков, совре­мен­ный поэт и веду­щий поэ­ти­че­ской руб­рики в жур­нале «Фома», общался с Вален­ти­ном Дмит­ри­е­ви­чем и так вспо­ми­нает о нём: «Это был один из самых доб­ро­душ­ных людей, встре­чен­ных мною в жизни». По сло­вам отца Павла, вокруг Бере­стова все­гда «рои­лись» дети, как будто это и была его глав­ная среда обитания.

Батюшка делится, что поэт, как и мно­гие совет­ские граж­дане, не был рели­ги­оз­ным чело­ве­ком, но на склоне лет начал пере­осмыс­ли­вать свое отно­ше­ние к вере. А в каче­стве иллю­стра­ции он при­во­дит такие стихи В. Берестова:

В своем роду, кого ты ни спроси,
Идя от колы­бели в ногу с веком,
Он со вре­мён кре­ще­ния Руси
Стал пер­вым некре­щё­ным человеком.

Он это чуть не доб­ле­стью считал.
Да жаль, что бабок спра­ши­вать не стал.
А к бабуш­кам он отно­сился строго:
«Вот тём­ные какие! Верят в Бога!»

Ста­рушки были рады без границ,
Что, отло­жив на время святотатства,
В пас­халь­ный день от кра­ше­ных яиц
Охаль­ник был не в силах отказаться.

Он ел и думал: «Как они глупы!»
Не видели ста­рушки почему-то,
Что от рели­ги­оз­ной скорлупы
Он очи­щал яйцо за полминуты.

Читать еще:  Как называются стихи в японии

И лишь под ста­рость обна­ру­жил он,
Что тайно был ста­руш­ками крещён,
И что от колы­бели был храним
Он анге­лом неви­ди­мым своим.

1953, 1991 гг.

Делимся с вами бес­цен­ной кол­лек­цией совет­ских кни­жек с дет­ства люби­мого нами автора про­за­и­че­ских ска­зок и поэта Вален­тина Дмит­ри­е­вича Бере­стова. Автор про­те­сто­вал, когда его назы­вали дет­ским авто­ром, но по миро­ощу­ще­нию был именно таковым.

А кто не знает такие строчки: «Как хорошо уметь читать!/ Не надо к маме при­ста­вать…» Воз­можно, эти шесть книг в элек­трон­ном фор­мате ста­нут пер­вым, что про­чтут по сло­гам ваши дети.

Вален­тина Киденко
Фото из откры­тых источников
М
едиа-файлы с сайта Наци­о­наль­ной элек­трон­ной библиотеки

Урок по литературному чтению по теме «Стихи В. Берестова»

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: Стихи Валентина Дмитриевича Берестова.

Цель: — расширить знания учащихся о творчестве В.Д. Берестова;

— продолжить работу над совершенствованием техники чтения;

— формировать устойчивый интерес к чтению;

— развивать речь, память и умение работать с текстом;

— воспитывать нравственные качества: любовь к живому,

бережное отношение к природе.

Оборудование: — портрет и выставка книг В.Д. Берестова;

— учебник В.Г. Горецкий «Русская азбука»

— иллюстрации к анализу произведения В.Д. Берестова

«Прощание с другом».

— карточки с буквами З, И, П, Р, С, Ю;

— карточки с текстом к стихотворению «Прощание с другом».

1.Организация урока.

Громко прозвенел звонок — начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться,

Работаем старательно, слушаем внимательно.

2.Постановка целей и задач урока.

Учитель: Как хорошо уметь читать!

Ученик 1. Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Ученик 2. Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!»

Хором: Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!

Учитель: Кто написал эти замечательные стихи, которые мы уже знаем наизусть?

Дети: Валентин Дмитриевич Берестов.

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним раннее изученные стихотворения В.Д. Берестова и познакомимся с новыми его произведениями. А так же продолжим учиться читать правильно, выразительно и бегло.

3.Повторение изученного. Поэтическая разминка.

Учитель: Для того чтобы научиться читать, мы выучили все буквы.

В изучении букв нам помогали стихи В. Д. Берестова. Вспомним эти стихи.

Дети читают изученные стихотворения, а в руках карточки, на которых написаны первые буквы из названия стихотворения.

Ученик 3. Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей. з

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

Ученик 4. Ивы.

— Почему вы так красивы?

— Потому, — шепнули ивы,-

Что стоим мы над рекой, И

Над красивою такой.

Ученик 5. Петушки.

Но подраться не решились.

Если очень петушиться, п

Можно пёрышек лишиться,

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

Ученик 6 и 7. Робот.

Это чей там слышен топот?

На работу вышел робот.

Мышцы металлические, р

Робот рыбок наблюдает,

Дно морское изучает р

— На экран взгляни, матрос!

Я ракушками оброс!

Ученик 8. Слон.

Слон – москвич, в столицу он

Был слонёнком привезён с

Из соседней из страны,

Той, где водятся слоны!

Ученик 9. Куклы вальс танцуют старый.

Льются звуки, вьются пары.

А юла, юла, юла ю

Пары так и не нашла.

Кто с юлой подружится,

Тот совсем закружится.

Учитель. Спасибо чтицам. Ребята, переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

Дети: Сюрприз.

Учитель: Молодцы! Вас сегодня в конце урока ожидает сюрприз- подарок.

А мы продолжаем свой урок тренировочными упражнениями.

4. Тренировочные упражнения.

Учитель: Для того чтобы правильно и быстро читать, нужно глубоко и ровно научиться дышать.

1) Работа над дыханием.

У вас на столах лежат воздушные шарики. Надо надуть эти шарик. (Дети надувают шары.)

— Закончили упражнение. Сдуйте шарики и положите на парту.

2) Работаем над слитным чтением слогов и слов.

Запись на доске:

Ой –бой – мой – мог

Ом- сом – лом – том

Он – сон – кон – тон

Ос — ост — сто — дос

От — лот – пот — мот

— прочитаем хором, напевно в умеренно темпе;

— индивидуальное чтение с четким проговариванием (2-3 человека)

– бинарное чтение ( 2 человека одновременно читают с ускорением)

3) Развиваем оперативное поле зрение – чтение словесной пирамиды.

— прочитаем слова без пауз – хором.

— чтение с ускорением целыми словами.

Учитель: Запомните эти слова. Они вам встретятся в новом тексте.

Мы читали слоги, из них составляются слова, а из слов, что можно составить?

Дети: Предложения.

Учитель: Правильно.

4) работаем над дикцией и памятью (интонационная разминка)

-прочитаем медленно, хором, проговаривая выделенные звуки:

Выпускаем цветные шары.

Пусть летят они выше горы,

Выше крыши и выше луны.

И вернуться назад с вышины.

— прочитать стихотворение с ударением в каждой строчке на первое слово.

Выпускаем цветные шары.

Пусть летят они выше горы,

Выше крыши и выше луны.

И вернуться назад с вышины.

— прочитать стихотворение с ударением в каждой строчке на третье слово.

Выпускаем цветные шары.

Пусть летят они выше горы,

Выше крыши и выше луны.

И вернуться назад с вышины

-быстрое проговаривание (в темпе скороговорки)

— закроем глазки и повторим наизусть стихотворение

Учитель: Произведения, какого автора помогли нам сделать разминку?

Дети: Помогли нам стихи В.Д. Берестова.

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с творчеством В.Д. Берестова и новым произведением «Прощание с другом».

Учитель: Во время разминки мы вспомнили известные произведения В.Д. Берестова. Эти и многие другие стихи вы можете прочитать в книгах, которые представлены у нас на выставке.

1) Биография В.Д. Берестова

Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 году в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Читать маленький Валентин научился в 4

года. И первые свои стихи писал уже в школе. Это были дразнилки на одноклассников. За это мальчишки били его, но Валентин не перестал писать, он просто новые стихи записывал в тетрадь и хранил в тайнике. В 14 лет поэт показал свою заветную тетрадочку Корнею Ивановичу Чуковскому, стихи ему понравились. Став взрослым, Берестов окончил университет и пытался писать для взрослых. Но дочь Марина вдохновила его писать стихи и сказки для детей. Так Валентин Берестов стал детским писателем. Он пишет про детей и для детей. 1 апреля 2008 года замечательному поэту исполнилось бы 80 лет, поэтому 2008 год Литературный центр им. В.Д. Берестова Российской государственной детской библиотеки объявляет годом Валентина Берестова.

Сейчас мы с вами познакомимся с новым произведением.

2) Проблемная ситуация. Моделирование сюжета.

Учитель: Прочитайте название стихотворения:

«Прощание с другом»

Учитель: Можно ли по названию определить, о каком друге написано в произведении.

Дети: Высказывают своё мнение.

Учитель: Прочитайте первые строчки стихотворения

Он сбежал у меня на глазах.

Я его провожаю в слезах.

Учитель: Какое настроение и чувства у вас возникли после прочтения этих строк?

Дети: Высказывают своё мнение.

Учитель: — Стало ли понятно, кто сбежал и кого провожает герой произведения?

— Давайте прочитаем последние две строчки.

И в колючей траве он исчез,

И в дремучий отправился лес.

— Какое слово в тексте может нам подсказать о ком это стихотворение.

Дети: Слово колючий. Может это ёж.

Учитель: Предположим, что это ёж. А почему он сбежал? Может нам поможет иллюстрация.

— Из иллюстрации мы видим, что это точно ёж. А почему он сбежал? Может быть мальчик плохо обращался с ним?

Вывод: Чтобы ответить на все наши вопросы нужно прочитать всё стихотворение.

3) Первичное знакомство с текстом.

Учитель читает стихотворение наизусть, держа в руках игрушку ежика.

Учитель: Понравилось вам стихотворение?

Обижал ли мальчик ежика?

4) Работа по учебнику и анализ текста.

Учитель: Откройте учебники на странице 236. Прочитаем это стихотворение «цепочкой» по две строчки. Попытаемся ответить на вопрос:

— Как жилось ёжику у мальчика?

Ученики читают и отвечают на вопрос, подтверждая словами из текста.

Дети: Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку, дружили.

Учитель: Найдите и прочитайте описание ёжика, что он любил, что не любил.

Дети: Позволял он потрогать брюшко.

Он с ладошки лизал молоко.

У него была милая рожица.

Не любил он колоться и ёжиться.

Учитель: Почему же всё-таки ёжик ушёл? Как вы считаете? Начните свой ответ со слов: «Я считаю…

Читать еще:  Стих когда горело гетто

— Понимал мальчик, что ежу лучше жить на воле? Кто сможет подтвердить словами из текста.

Дети: Проводил я его до околицы.

Учитель: Кто знает, что такое околица?

Словарная работа

Околица – это край деревни.

Последний дом на улице в деревне.

Учитель: Какой можно сделать вывод, где лучше жить животным?

Дети: Животным лучше жить на воле, как бы хорошо за ними не ухаживали.

Учитель: Мальчик поступил как настоящий друг. И видно, что он с любовью и пониманием относится к животным.

Валентин Берестов сам всегда ко всем относился с любовью и старался детям в своих стихах объяснить, что любить нужно всех и все живое на земле без особых причин. В заключение нашего урока послушаем стихотворение В.Берестова «Любили тебя без особых причин».

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Ученик 10. Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

7. Итог урока.

Учитель: Вспомните, сколько исполнилось бы в этом 2008 году В. Берестову?

Дети: Исполнилось бы 80 лет и этот год объявлен годом Валентина Берестова.

Учитель: Захотелось ли вам прочитать другие произведения В. Берестова?

Учитель: Вот вам и обещанный сюрприз. Каждый из вас получает книжку- малышку сделанную руками старших школьников со стихами В.Д. Берестова. Получайте подарок, читайте и запоминайте стихи замечательного поэта Валентина Дмитриевича Берестова.

Детям вручаются самодельные книжки-малышки.

Стихи Берестова для детей

Сборник стихов Валентина Берестова для детей. Читать стихи Берестова лучше всего с дошкольниками и ребятами в 1-4 классе.

Стихи Берестова читать

НазваниеРейтинг
Весёлая азбука12115
Прощание с другом11359
Весёлое лето9034
Ночная считалочка6008
Больная кукла5978
Серёжа и гвозди5903
Альбом для рисования5357
Жаворонок5317
Весёлый охотник5302
За игрой5023
Гололедица3556
Кошкин щенок3252
Про машину3203
Кукольный театр3192
Урок листопада3135
Знакомый3062
Кто живёт в портфеле2989
В магазине игрушек2754
Непослушная кукла2673
Заяц-барабанщик2595
Выводок2546
Первый листопад2516
Бычок2485
Картинки в лужах2483
Первый друг2481
Гуси2382
Котёнок хочет в школу2332
Курица с цыплятами2299
Читалочка2258
Три победы2231
Кто такой Нофелет?2179
Что всего милее?2168
Шапка2031
Коза2025
Тучка2025
Лягушата2015
Рыбка строит дом1979
Баю-бай1967
Утята1957
Снегопад1950
Сова и синица1927
Петушки1916
Коза в парикмахерской1905
На рассвете1890
Чайки1882
Болонка1867
Юла1864
Три дороги1847
Самая первая песня1845
Опушка1835
Барашек1816
Песочница1803
Осенние одуванчики1768
Мурка1753
Скрип-скрип1697
Медвежонок1658
Мишенька-медведь1630
Побудка1629
Отсталый человек1628
Мышка-хвастунишка1628
Колыбельная баобабу1615
Хобот1584
Портниха1577
Мартышкины качели1576
Сон во сне1573
Ходули1506

Валентин Берестов родился в 1928 году в Калужской области в интеллигентной семье. Его отец был талантливым учителем истории, но всё же не он, а прабабушка маленького Валентина во многом повлияла на будущее ребенка.

Берестов уже в 4 года научился хорошо читать, радуя прабабушку чтением газет вслух. Сам же мальчик обожал сказки, а позже детские романы, зачитываясь Марком Твеном и мечтая о приключениях, как у Тома Сойера.

За свои первые стихи, написанные в раннем детстве, Берестов терпел плохое отношение со стороны сверстников, ведь увлечение чтением и поэзией не было популярным. Именно поэтому стихи Берестова прочитать ни у кого не было возможности, он прятал их ото всех, записывая в тетрадь.

Как часто происходит в жизни, начать своё становление в роли писателя, Берестову помог случай. Во время войны семья переехала в Ташкент, и мальчик познакомился с Ахматовой, а позже и с Чуковским, которому и показал свою тетрадку с тайно записанными стихами. Именно Корней Чуковский помог Валентину раскрыть талант и больше не стесняться его.

Следующие годы учёбы и работы отвлекли Берестова от творчества. Только по прошествии 10 лет, он снова начал писать.

Первая книжка со стихами Берестова для детей вышла в свет в 1957 году, а затем сборники так и посыпались один за другим. Автора стали воспринимать уже как профессионального писателя.

За что же полюбился он читателям? За то, что в стихах Берестова для детей нет нравоучений и наставлений, а много доброты и сказочного волшебства. При этом читать стихи Берестова легко, у них детская рифма, замечательный слог, малыши их быстро заучивают наизусть.

О чем стихи берестова

Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в семье учителя.Вероятно,поэтому читать он научился в 4 года.Семья будущего поэта и писателя проживала в то время в Калужской области,в городе Мещовске.Стихи он начал писать ещё в детстве.

Война застала семью Берестовых в этом же самом городе.Затем была эвакуация,и Валентин вместе с родителями оказался в Ташкенте.Ему было 14 лет.Надо сказать,что ему повезло в Ташкенте:он познакомился с Надеждой Мандельштам,которая и представила его Анне Ахматовой.Затем-встреча с Корнеем Чуковским,сыгравшим большую роль в его дальнейшей судьбе.

Чуковский был им очарован.Он писал:» Этот хилый подросток обладает талантом огромного диапазона,удивляющим всех знатоков.Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова,он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах,причём эта работа сочетается с высокой культурностью и упорной работоспособностью».

В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье.Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ,затем аспирантуру Института этнографии. В 1946 году,ещё в студенческие годы,Берестов впервые поехал на раскопки( Новгород,Хорезм). Первые его публикации взрослых стихов в журнале » Юность»как раз и были посвящены этой экзотической профессии.

Первые детские стихи были опубликованы в журнале «Смена» в 1946 году.Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая книжка для дошкольников «Про машину» появились в 1957 году.Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок » Весёлое лето»,» Картинки в лужах»,» Улыбка» и другими.

Валентин Дмитриевич очень интересовался не только творчеством других писателей и поэтов,но и старался добраться до истоков их таланта.Таковы его статьи о Пушкине,Дале,Блоке,Есенине,Мандельштаме.о Высоцком.В литературном наследии Берестова есть воспоминания о детстве,воспоминания о знаменитых современниках-Чуковском,Ахматовой,А.Толстом,Пастернаке и др.Валентин Дмитриевич занимался ещё пересказами библейских преданий,переводами.

Член Союза писателей СССР.Лауреат Государственной премии СССР ( 1990).Почётный гражданин Калужской области (2000).Стихи Берестова высечены на каменной книге в городе Арпино ( Арпинум),родине Цицерона.

В последние годы писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой Татьяной Александровой,художницей и писательницей.Составил вместе с женой » Избранное» по » Толковому словарю» В.Даля.( Издано в 2001 году.

Умер Валентин Дмитриевич Берестов 15 апреля 1998 года в Москве.

«А дальше,ребята,урок листопада.

поэтому в класс возвращаться не надо.

Звонок зазвенит-одевайтесь скорей

И ждите меня возле школьных дверей»

И парами,парами следом за нею,

За милой учительницей своею,

Торжественно мы покидаем село.

А в лужи с лужаек листвы намело.

«Смотрите! На ёлочках тёмных в подлеске

Кленовые листья горят,как подвески.

Нагнитесь за самым красивым листом

В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все,как земля засыпает,

Как ветер листвою её засыпает»

А в роще кленовой светлей и светлей-

Всё новые листья слетают с ветвей.

Играем и носимся под листопадом

С печальной,задумчивой женщиной рядом.

Рассвет,и тающий туман,

И расставанье под часами.

А после голову под кран

И без задержки-на экзамен.

Не притушив сиянья глаз,

Он начинает свой рассказ

О наших предках отдалённых.

Для поздравленья на момент

Его задерживая руку,

Что говорить,влюблён в науку».

» Заглядывать вперёд-ты пошутила,-

Мы слишком далеко не будем,чтоб

случайно не увидеть хвост кобылы,

На кладбище везущей чей-то гроб».

Над мрачной шуткой мы смеялись оба,

» Любовь до гроба»,-каждый повторял.

Любила ты, и я любил до гроба,

До гроба,над которым я стоял.

Вечер.В мокрых цветах подоконник.

В этот час,голова на ладонях,

Мать обычно сидит у окна.

Не откликнется,не шевельнётся,

Не поднимет с ладоней лица.

И очнётся,как только дождётся

За окошком улыбки отца.

И подтянет у ходиков гири,

И рванётся навстречу ему.

Что такое любовь в этом мире,

Знаю я,но не скоро пойму.

Любили тебя без особых причин.

За то,что ты-внук,

За то,что растёшь,

За то что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Стоит у кровати,

Из деревни приехала

Маме узел с гостинцем

Сушёную грушу суёт.

Приказала отцу моему,

И с почтеньем спросила,

Склонясь надо мной:

«Не желаешь ли сказочку,

Итак,беру я ножницы,

Гребёнку и халат.

Сидит,как в парикмахерской

Мой пятилетний брат.

И просит он все локоны

Остричь до одного,

Чтоб женщины в покое

Учитель положил на стол морковку,

Раскрыл альбом прилежный ученик.

» Вон то бочок в тени.Дадим Штриховку.

А этот на свету.Положим блик».

Малыш трудился,не жалея сил,

Штриховку на морковку наносил.

И всё ж явились рядышком с морковкой

Два зайца,пароход,солдат с винтовкой.

Этот нежный взгляд

Встретил я впервые

Много лет назад.

Встретил на уроке

В пятом классе»А»

Мигающих коптилок тусклый свет.

Из мрака возникает полотно.

Художник пишет женщины портрет.

Она сидела,голову склоня,

И думала в голодном полусне:

» Вот я умру. Но что-то от меня

Останется на этом полотне».

А он писал в мигании огня

И думал:»На войне,как на войне.

Пусть я умру! Но что-то от меня

Останется на этом полотне».

Потеряла девушка перстенёк

И ушла,печальная,с крылечка.

А спустя тысячелетье паренёк

Откопал любимое колечко.

Он и рад бы то колечко возвратить,

Да не в силах. Время любит пошутить.

На юбилей Корнея Чуковского

Нам жалко дедушку Корнея,

В сравненьи с нами он отстал,

Поскольку в детстве » Бармалея»

И «Мойдодыра» не читал.

Не восхищался «Телефоном»

И в » Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Евгений, спасибо! Очень интересно.

И стихи понравились!

Спасибо Большое , Евгений!! Замечательные ИМЯ и пост

Вот здесь:Валентин Берестов о Высоцком. Вкратце, только 1 часть.

⁣Статья Валентина Берестова из книги «Застенчевый трубач», вышедшей в 2001 году в Библиотеке журнала «Вагант-Москва».

«В прошлом, будущем и настоящем. «

«Владимиру Высоцкому хотелось узнать, можно ли его читать» — так начал свою статью о нём Давид Самойлов.
Помню, как тот же вопрос волновал даже самых пылких поклонников Высоцкого: «Будет трудно воспринимать текст без привычных мелодий». Я отвечал на это, что такая же проблема может возникнуть и при чтении нашей классики, стоит лишь произнести «Я помню чудное мгновенье» (Пушкин), «Обойми, поцелуй» (Кольцов), «Не искушай меня без нужды» (Баратынский), «Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов), «Я встретил вас» (Тютчев), не говоря уже о «Коробейниках» (Некрасов). Дай Бог каждому поэту такие трудности!

Было время, когда даже самые близкие друзья не могли представить поэзию Высоцкого во всём её объёме. «После смерти Высоцкого, разбирая его архив, нашли 250 произведений, которые он никогда не читал»
. Теперь поэта издают как классика, стихи его даются в хронологическом порядке, а в новом издании уже есть такие «академические» разделы, как эпиграммы, песни и стихи «на случай», «наброски, незавершённые произведения» и даже «Dubia», то есть стихи, приписываемые Высоцкому.
Выдержит ли поэзия Высоцкого, не усиленная его поющим голосом и гитарой, такое испытание?

Как бы отнёсся к этому сам Высоцкий?

«Я буду одним из них», — произнёс как-то юный Джон Китс, указав на полку с томиками классических поэтов. А Высоцкий на вопрос анкеты, хочет ли он стать великим, ответил: «Хочу и буду». Но, может быть, он имел в виду всё своё творчество в целом, не отделяя стихи от ролей и исполнения песен?
И нужно ли дорожить каждой его строкой, как строкою классика? Ведь у классического поэта чуть ли не каждая строка способна жить самостоятельной жизнью в виде эпиграфа, афоризма Стих — это строка. Написал одну прекрасную строку, за ней — другую, третью, не менее гениальную, и так до конца.

Высоцкий это знал. «Я помню, — пишет артист А.С.Меньшиков, — что в газете «Советский спорт» появилась статья об альпинистах, которая называлась «Лучше гор могут быть только горы. »

Радости Высоцкого не было предела! Он вырезал заголовок, он с ним носился!

«Меня напечатали!» Один только стих. А, сколько теперь таких заголовков, сколько строк цитируются как поговорки!

Конечно, в сюжетных стихах главную нагрузку несёт сам сюжет. Но вот чуть ли не единственная бессюжетная песня Высоцкого «Беспокойство» (1966). Ею он часто завершал свои концерты. По словам автора, это — «набор беспокойных фраз». Прочтём её, отрешившись от музыки, стих за стихом, и увидим, какую нагрузку может вынести стих Высоцкого.

«А у дельфина взрезано брюхо винтом!» — боль за живую природу, возбуждающая новое, столь необходимое человечеству экологическое чувство. И сразу новая тревога, уже за людей: «Выстрела в спину не ожидает никто». И мы — в разгаре боя: «На батарее нету снарядов уже». И — в небе: «Надо быстрее на вираже».
Воздушный бой? Испытание самолёта? Разрозненные выкрики сплавлены в одно рифмами («на батарее — надо быстрее», «уже — на вираже»). И вот выкрик с моря: «Парус! Порвали парус!» А за ним: «Каюсь! Каюсь! Каюсь!».
Кто-то берёт на себя ответственность за всё происходящее на суше, на море и в небе.
Далее опять загадочная ситуация: «Даже в дозоре можешь не встретить врага». Игровое: «Это не горе — если болит нога». И вдруг сказочное: «Петли дверные многим скрипят, многим поют. » И обескураживающее: «Кто вы такие — вас здесь не ждут!»
Опять в припеве: «Парус! Порвали парус!» и «Каюсь!»
Вслед за этим нечто благодушное: «Многие лета — всем, кто поёт во сне!»
И включается ад: «Все части света могут лежать на дне», как легендарная Атлантида. Но этого мало: «Все континенты могут гореть в огне». А ведь и вправду могут! И словно голос надежды: «Только всё это не по мне».

Вот если бы так считало всё человечество! Но до полной победы разума ещё так далеко! «Парус! Порвали парус!» Как видим, вопреки распространённому мнению, слабую строку у Высоцкого найти куда труднее, чем сильную.

Поэт составил эту песню из многих песен настоящих и будущих. Стиху о дельфине со взрезанным брюхом как бы ответят, скажем, такие строки:

Эту бойню затеял не Бог — человек:
Улетающим — влёт, убегающим — в бег.

Второму стиху, где не ждут выстрела в спину, отзовутся стихи «Я не люблю фатального исхода»:

Я не люблю, когда стреляют в спину.
Я также против выстрелов в упор.

Стихам про то, что кончились снаряды на батарее и что «надо быстрее на вираже», ответят военные песни Высоцкого. А, скажем, стих «Кто вы такие — вас здесь не ждут» в родстве с песней «А люди всё роптали и роптали»:

«Те, кто едят, — ведь это ж делегаты,
А вы, прошу прощенья, кто такие?»

Что же касается припева: «Парус! Порвали парус!», то, как мне кажется, парус — это символ творчества, движимого вдохновением. «Порвали парус!» — это насилие над творчеством, над его свободой. Вот, к примеру, пушкинский символ поэзии — эхо. Порвать парус поэзии — почти то же самое, что расстрелять эхо за то, что оно «отзывалось на крик — человеческий крик».

«Эхо связали и в рот ему сунули кляп» и расстреляли.

В короткой песне ощущается глобальность поэтического мышления: «Все части света. Все континенты». Так поэт видит не только возможную гибель, но и сотворение мира:

Сначала было Слово печали и тоски.
Рождалась в муках творчества планета, —
Рвались от суши в никуда огромные куски
И островами становились где-то.

Мужественное «только всё это не по мне» впоследствии вдруг обрело напев «цыганочки»:

И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята.

Что же касается трижды повторённого в пении «Каюсь! Каюсь! Каюсь!», то Высоцкий, как и наши классики, не мог не ощутить присутствия в мире высших начал.

«Скорее всего, он был неосознанно верующим», — предположил композитор А.Шнитке.

Время возвращения Слова в Россию затронуло в середине 60-х годов и меня. В 1963 году я, по просьбе Чуковского, сидел над пересказом для самых маленьких детей библейских сюжетов про Давида, Голиафа и царя Саула, про Иону во чреве китовом.

«Ничего не свято!» — ужаснулся Высоцкий. Нельзя было следовать классике без обращения к Богу, без лермонтовского: «И в небесах я вижу Бога». И даже без известной фамильярности, какую мы встречаем у классиков, вроде пушкинского: «Творец любил восточный пышный слог». И всё же: «Каюсь!» Как неожиданно и с какой могучей силой это звучало в ту эпоху!

«Паутину в углу с образов я ногтями сдираю», — пел Высоцкий. И зарекался:

Чту Фауста ли, Дориана Грея ли.
Но чтобы душу — дьяволу, — ни-ни.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector