4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем стихи маршака

Стихи Маршака

Стихи Маршака для детей чистые и честные, именно такие, какими хотел их видеть автор.

Тяжелую жизнь прожил Самуил Маршак, вынес не одно горе, писал о многом, грустно и весело, искал свой личный стиль и нашел его в детской поэзии.

Стихи Маршака читать

НазваниеРейтинг
Школьнику на память76521
Робин-Бобин47178
Белый кот30811
Веселое путешествие от «А» до «Я»30274
Автобус номер двадцать шесть25708
Багаж25271
Веселая азбука про все на свете23594
Ежели вы вежливы21129
Бабушкины любимцы19508
Веселые чижи19177
Усатый-полосатый17626
Вот какой рассеянный12747
Пожар12656
О мальчиках и девочках11945
Мяч11418
Кот и лодыри11127
Веселый счет10983
Угомон10925
Рассказ о неизвестном герое10607
А, Бе, Це9488
Где обедал воробей?9106
Маленькие феи8799
Друзья-товарищи8775
Сказка об умном мышонке8734
Жадина8458
В театре для детей8434
Почта8083
Котята8082
Я видел8035
Круглый год7900
Шалтай-Болтай7857
Дом, который построил Джек7507
Барашек7197
Ванька-встанька7105
Десять негритят7041
Большой карман6959
Приключения Чиполлино6783
Баю-баю, детки6762
Белая страница6657
Волк и лиса6526
Радуга6522
Мастер-ломастер6500
Артек6181
Барабан и труба6049
Хоровод6000
Свинка морская5855
Песня о елке5812
Великан5798
Два кота5651
Первый день календаря5517
Будущий лес5427
Четыре глаза5394
Мыши5307
В метро5272
Загадка5265
Почему у человека две руки и один язык5186
Синяя страница5089
Вопрос и ответ5060
Вьюга5015
Зеленая страница4717
Воробьи по проводам4714
Голос в лесу4714
Песня синьора Помидора4526
Дважды два4352
Дремота и зевота4350
Бьют вразброд часы стенные4285
Детский дом4254
Обезьянка4253
Воскресная прогулка4240
Ежик и лисица4234
Верхом и пешком4206
Вверх лети, малютка3984
Петя попугай3975
Переполох3958
Олени3760
Вставай, хозяйка, и беги3722
Лунный вечер3676
Встреча3675
Два дня проживший мотылек3555
Детишкам — молочишко3552

Жизнь Маршака

Жизнь Маршака была перенасыщена событиями, его семья часто переезжала с места на место, общительный Самуил заводил много новых друзей, общался, получая новые знания и впечатления. Детские стихи Маршака впоследствии будут отражать его жизненные этапы, мы сможем с легкостью проследить за его радостями и переживаниями, узнать в стихотворных героях людей, встречавшихся на его жизненном пути.

Замечено, что стихи Маршака для детей насыщены огнем, всё дело в том, что в раннем детстве мальчик и его семья пережили пожар в собственном доме. Писатель говорил, что его самое первое яркое воспоминание из детства – это огонь, охвативший занавески, мама, быстро и с волнением его одевающая, непонятное чувство страха, какого-то очень уж глубокого страха. В стихах Маршака мы не раз встретим огонь, ведь он всегда сам с осторожностью к нему относился и старался передать эту настороженность и внимательность детям.

Самуил Яковлевич рассказывал, что начал писать очень рано, в возрасте 4-х лет. Детские стихи Маршака были легкими, он отлично рифмовал строчки, но совершенно не задумывался над смыслом слов, рассказывал, что сочинял стихи в детстве очень быстро, много над ними не думал. Маршак не помнил, почему начал писать, что именно побудило его к этому.

Одним из ярких детских воспоминаний стал утренник, когда Самуил Маршак впервые рассказывал стихотворение. Он ходил между рядов зрителей размеренным шагом, четко и громко читая стихи, но его остановили и объяснили, что нужно стоять смирно на месте. Маршак вспоминал, как сильно он был удивлен и даже расстроен. Уже во взрослой жизни, читая свои стихи, Маршак вспоминал тот случай с детства, каждый раз огорчаясь и смущаясь одновременно.

Стихи Маршака читать интересно не только детям, но и взрослым. По ним можно проследить всю жизнь писателя. К размышлениям о семье и доме в более взрослом возрасте добавляются отношения с друзьями, впечатления об улицах города, далее добавляются даже литературные вымыслы, философские мысли о жизни… Маршак писал стихи обо всём, что его окружало, о детях, о плохих привычках, жизни, чувствах, детских и взрослых.

Стихи и сказки Маршака

Детские стихи Маршак начал писать уже в зрелом возрасте, когда пришло осознание того, что честность, открытость и легкая рифма находят живой отклик у детей. Примечательно, что собственных книг у Самуила в детстве не было, по его словам ему недоставало веселых, небольших произведений, приходилось читать всё, что находилось в родительской взрослой библиотеке, у соседей и знакомых.

Стихи Маршака для детей настолько реалистично передают жизненные картинки, что эффект присутствия просто потрясающий.

Автор был впечатлен сказками Пушкина и старался в каждое слово вложить в первую очередь смысл, а не рифму, впечатления, а не взрослые поучения детям. Стихи Маршака читать можно, начиная с дошкольного возраста, а потом и останавливаться не захочется. Как маленький Маршак запомнил на всю жизнь запах пряностей и сладостей, витавший в воздухе при прочтении им восточных сказок “Тысячи и одной ночи”, так и его стихи оказывают сильное впечатление на маленьких благодарных слушателей – наших детей.

Тайна Самуила Маршака: как великий детский поэт учил советских детей каббале

3 ноября 2017 1:00

Не так давно, на одном из мероприятий, посвящённых ценностям семьи, назвали самых читаемых детских писателей: Чуковский, Агния Барто и Маршак.

Первые двое — отдельный разговор, но и Маршака, конечно, следует понимать шире, чем чисто детского автора. Он смотрит на нас из русского перевода Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (знаменитое стихотворение Бернса, вдохновившее название романа, приводится в книге именно в переводе Маршака). Он смотрит на нас из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!», когда Калягин запевает: «Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети». Это тоже перевод С.Я. Да и вообще со всех книжных полок России смотрит на нас Маршак.

Как и многие его коллеги, С.Я. не был сразу детским писателем. В начале прошлого века он — тонкий лирический поэт, которого Ахматова и Блок называли среди лучших и «новым Пушкиным».

Но в Советском Союзе заниматься поэзией было смертельно опасно. Маршак выбрал жить, задействовав свой резервный дар — любовь к детям. В детскую литературу, как и в переводы национальных литератур, писатели «прятались», чтобы хоть как-то печататься. Маршак не прятался, а раскрывался: «Читатель мой особенного рода: умеет он под стол ходить пешком…». Ему хватило человеколюбия, чтобы стать детским поэтом, и таланта — чтобы стать великим детским поэтом. Как говорил Сергей Михалков, «Маршак Советского Союза».

«Человека рассеянного» звали Лев Петрович, на самом деле – Самуил Яковлевич

Родился Маршак в семье химика, сотрудника мыловаренного завода Якова Мироновича Маршака и домохозяйки Евгении Борисовны Гительсон. Детство и юность провел в городке Острогожске под Воронежем, уже в гимназии проявилась его любовь к литературе и большое дарование. Эти сухие сведения из официальной биографии очень мало говорят нам о живом лице. Чуковский вспоминал, что в Маршаке он видел, как минимум, пятерых: поэта для детей, лирического поэта, драматурга, переводчика и прозаика. И еще, конечно, Маршак был просто хорошим человеком. Хотя это и не профессия.

Маршак много хлопотал за людей, не боясь, когда нужно, пойти и к следователю НКВД, и даже к генеральному прокурору Вышинскому. В войну приложил много сил к спасению еврейских детей.

Напомним один трогательный случай из мирного времени. Маршак заботился о литераторах «старой гвардии», автоматически угодивших в «попутчики» советской литературы. Среди них – о друге Блока, поэте Владимире Алексеевича Пясте. Однажды С.Я. выхлопотал для него аванс под детскую книгу, да сам её и написал. Это был самый первый вариант «Человека рассеянного», который вышел под подписью Пяста и под названием «Лев Петрович». Начало было такое:

Вместо собственной постели

Ночевал он на панели,

Удивляясь лишь тому,

Что проходят по нему.

Если можно верить слуху,

Он, со службы приходя,

Вешал часики — на муху

Недалеко от гвоздя.

Уносил с обеда ложку

И в передней каждый день

Надевал живую кошку

Вместо шапки набекрень.

Биографы утверждают, что «Рассеянного» Самуил Яковлевич писал с самого себя. И держал при себе пожилую помощницу-немку Розалию Ивановну, которую в войну спас от высылки из Москвы, и которая следила, чтобы он не забыл пообедать и надеть пальто, выходя на улицу.

Забраковал «Бармалея» Чуковского

О дружбе-вражде Маршака и Чуковского ходили анекдоты. Например, такой: уборщица попросила у Маршака прибавки жалованья. «Детские писатели сами копейки получают, — посетовал тот. — Приходится по выходным подрабатывать». — «Где?» С.Я. объяснил, что в зоопарке: он — гориллой, а Чуковский крокодилом. Маршак получает жалованье 300 рублей в месяц, а Чуковский 250. Когда анекдот дошёл до К.И., тот возмутился: «Почему это у Маршака на 50 рублей больше?! Крокодилом работать труднее!»

В 1943 году — заклятые друзья все-таки разошлись всерьёз, когда Маршак отказался печатать «Бармалея» Чуковского, признав стишки… «слабоватыми». За это получил от Чуковского «лицемера» и страшно обиделся. И всю жизнь они препирались.

И сам подвергался критике

Автобус номер двадцать шесть.

Баран успел в автобус влезть,

Верблюд вошел, и волк, и вол.

Гиппопотам, пыхтя, вошел…

В сроковые годы эта веселая сказка-развивалка «Автобус номер двадцать шесть» подверглась разносу в прессе. «Недопустимо пассажиров автобуса, советских людей, превращать в зверей, птиц и рыб. » — бранились газеты.

Дрался с секретаршей

«Детская» натура Маршака имела обратной стороной большую вспыльчивость. Сын Иммануэль писал: «Отец был горячим человеком. …когда он входил в трамвайный вагон, половина пассажиров становились его друзьями, а половина — недругами». Владимир Познер, который был у Маршака последним литературным секретарём, вспоминал, как поэт обзывал Розалию Ивановну Гитлером в юбке, она его — старым дурнем — и оба кидались друг в друга книжками.

Винил себя в смерти дочери и боялся за сыновей

В постсоветское время стало модно критиковать детскую классику за жестокость. Мол, персонажи страшноваты, перипетии жутковаты. Чуковскому инкриминируется «Мойдодыр», «Тараканище», Маршаку — «Сказка о глупом мышонке». Эта сказка была написана всего за одну ночь, чтобы достать денег на билет до Евпатории для больного сына Иммануэля. Мальчик страдал болезнью почек, врачи говорили, что он может не выжить. А родители — Самуил Яковлевич с Софьей Михайловной — над сыном буквально тряслись. Он родился через два года после смерти первенца – годовалой дочери Натанаэль. Малютка погибла от ожогов, перевернув на себя горячий самовар. Маршак очень боялся за жизнь и старшего Иммануэля, и младшего Якова, который родился в 1925 году. Старший дожил до зрелых лет, Яков умер от туберкулеза в 21 год.

А «Мышонку» поэт написал продолжение — «Сказку об умном мышонке», которого кошка не съела, а всего лишь похитила, и он хитроумно спасся из плена. Но почему-то эта сказка не получила такого большого распространения, как первая часть.

«Неизвестный герой» Бурнацкий

В нашей столице,

Но не могут найти

Сегодня у нас вошло в поговорку: «Ищут пожарные, ищет милиция…» Мы уж и не помним, что это поэма Маршака, которую он написал в 1937 году под впечатлением заметки в «Правде»: «Вчера днем в одной из квартир четвертого этажа дома № 20 по Рождественскому бульвару в Москве взорвалась керосинка. Пламя сразу охватило комнату, в которой гладила белье 24-летняя М. П. Аникеева… Аникеева закричала о помощи. Неожиданно для всех из проходившего мимо вагона трамвая выскочил на мостовую какой-то гражданин… Он подбежал к водосточной трубе и стал по ней взбираться… Гражданин с ловкостью акробата добрался по трубе до четвертого этажа и ногами стал на карниз. Одной рукой держась за трубу, он другой обхватил испуганную Аникееву. Затем сильным ударом ноги он выбил в окне соседней комнаты раму и на глазах притихшей тысячной толпы стал пробираться с Аникеевой по карнизу к выбитому окну. Это заняло несколько минут. Передав Аникееву работникам пожарной команды, гражданин незаметно вышел из дома и остался неизвестным.

Это оказался студент рабфака В. М. Бурнацкий, 27 лет, кандидат в члены ВКП(б), бывший красноармеец, в армии научившийся «не теряться в минуту опасности»

Великая тайна Маршака и Каббала

Критик Владимир Стасов, напутствуя Маршака в большую литературу, советовал ему развивать тему еврейских корней.

Самуил Яковлевич был не просто евреем, а потомком авторитетного рода талмудистов – толкователей иудейских книг. Свое происхождение, как и ранние стихи, Маршак тщательно скрывал. Долго мы ничего не знали о его первом сборнике «Сиониды», о цикле «Палестина», который он привез из путешествия в Святую землю, которую очень полюбил. В период борьбы с космополитизмом «сионистские» тексты всплыли, доставив автору большие неприятности.

А потом – расцвели и пышные слухи: мол, в детских стихах Маршака зашифрованы какие-то каббалистические штуки. Сплетни подогрелись еще одним обстоятельством: случайно большой эрудит Юрий Тынянов обнаружил в детском стихотворении Маршака «Праздник леса» стиль Талмуда. Стишок Маршака начинается: «Что мы сажаем, сажая леса?» — ну и дальше – веселый рассказ о том, что можно сделать из дерева. Тынянов иронизировал: «Это же Талмуд. Так говорили только меламеды в хедере: «Сажая леса, мы на самом деле скажем. » И действительно, Маршак читал Талмуд и воспитывал у своих детей уважение к своему наследию. Остальных советских детей он, конечно, никаким Талмудом не грузил, используя его формальные поэтические приемы. Скорее всего, неосознанно.

Стихи для взрослых

В шестидесятые, когда его, лауреата Сталинских премий, не могли уже ни затравить, ни посадить, Маршак публикует сборник «взрослых» стихов «Избранная лирика». В книгу входит посвящение Цветаевой, за которое прежде было можно сесть, а в 1963 получить аж целую Ленинскую премию, что с Маршаком и произошло. А в 1964 его не стало.

Ведерко, полное росы,

Я из лесу принес,

Где ветви в ранние часы

Роняли капли слез.

Ведерко слез лесных набрать

Не пожалел я сил.

Так и стихов моих тетрадь

По строчке я копил.

Стихи-слезы — у поэтов сталинского времени всегда так, без исключений, как бы мы с вами ни ностальгировали по «отцу народов». «Мир умирает каждый раз с умершим человеком», — это уже цитата из «Лирических эпиграмм» Маршака, которые он начал публиковать за два года до смерти. Жаль, мы никогда не узнаем, какой огромный мир унёс с собой большой поэт. На его похороны из Шотландии прислали венок из вереска, ведь благодаря ему советские дети узнали про малюток медоваров и вересковый мед, а также прекрасные английские стишки — от «Дома, который построил Джек» до «Роббина-Боббина».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сочинять стихи Маршак начал еще до того, как научился писать. Он рифмовал их быстро и легко. Стихи получались простыми и понятными как детям, так и взрослым.

А вы помните стихи из вашего детства?

Тест «КП»: продолжи стих Самуила Маршака

Apester is a platform that offers an assortment of free online storytelling tools that enable publishers to engage with their audience.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством С. Маршака»

Ольга Смирнова
Конспект занятия «Знакомство с творчеством С. Маршака»

Цель: расширение и закрепление знаний детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.

1. Прививать интерес к чтению.

2. Вызвать интерес к творчеству С. Я. Маршаку.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

4. Углубление знаний о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С. Я. Маршака.

Выставка книг С. Я. Маршака, его портрет.

Подготовительная работа: Чтение детям произведений Маршака, разучивание наизусть стихов и инсценировка их.

Ход зантия:

— Ребята, любите ли вы книги?

— Любите ли вы их читать, смотреть?

— А каких детских писателей можете мне назвать? Н. Носов, С. Михалков, К. Н. Чуковский, С. Я. Маршак, А. С. Пушкин, А. Барто.

— Произведения всех детских писателей мы читали.

Ребята посмотрите кто знает, чей портрет изображён? Правильно! Это портрет С. Я Маршака.

Это замечательный автор, стихи которого многие помнят наизусть. Дома и в детском саду мы очень часто читаем его произведения. Они веселые, поучительные и добрые. Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать вам, что – то хорошее, доброе и научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны и внимательны.

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж. Семья у него была большая и очень дружная. Его отец работал на мыловаренном заводе. Мама писателя очень любила читать. Эта любовь к чтению передалась и их детям, а детей в семье было шестеро. Трое из них стали известными писателями. Самым известным, конечно же, стал С. Я. Маршак. Он написал много стихов для детей. Учился он в гимназии и его называли вундеркиндом. Любимым предметом С. Я. Маршака был предмет литература. Он очень любил читать. Самуил Яковлевич много путешествовал. Побывал в разных странах Турции, Греции, Англии. Он не только писал стихи, он ещё переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России могли тоже их знать. Благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин». Самуил Яковлевич Маршак очень любил детей. Он создавал для них театры и мастерские. В городе Краснодаре, где он жил, он основал «Детский Городок», где были библиотеки. Туда ходили дети, они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли.

А хорошо ли знаете вы стихи Маршака мы сейчас проверим. Догадайтесь из какого стихотворения эти строки.

Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит:

— Разбойники! Воры! Уроды!

Собака — не той породы!

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

— Отдайте мою собачонку! (Багаж)

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внёс узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном.

Это что за полустанок? —

Закричал он спозаранок.

А с платформы говорят:

— Это город Ленинград.

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко,

Увидал большой вокзал,

Удивился и сказал:

— Это что за остановка —

Бологое иль Поповка? —

А с платформы говорят:

— Это город Ленинград. (Почтальон)

— Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло!

Там и тихо и тепло

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок;

— Нет, твой голос нехорош.

Этак вовсе не уснёшь! (Сказка об глупом мышонке)

Самуил Яковлевич Маршак писал не только для детей, но и для взрослых.

— Ребята, что писал С. Я. Маршак? (Сказки, стихи, пьесы, рассказы, загадки). Он был переводчиком.

— Ребята, а кто такой переводчик? (Это человек, который переводит с одного языка на другой).

— Ребята,у человека 2 возраста: один — тот, в котором он находиться, а другой — детский. Мы все взрослые в душе — тоже дети. Произведения С. Я. Маршака читают не только дети, но и взрослые.

Мы взрослые — выросли на произведениях С. Я. Маршака. В душе он тоже был ребёнок. И когда читали его произведения,то говорили: «Автору где-то 4 года». И как положено четырехлетним ребятам,больше всего на свете он не любил две вещи: ложиться вовремя спать и во время обедать.

А нравилось С. Я. Маршаку загадывать загадки, которые он сочинил, попробуйте их отгадать.

1. Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадёт.

И ни куда я не пойду

Покуда он идёт. (Дождь)

2. Что такое перед нами.

Две оглобли за ушами.

На глазах по колесу.

И сегодня на носу. (Очки)

3. Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Потеряла зуб, зуб. (Пила)

4. Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Тапочки)

5. Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (Мяч)

6. Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно, каждый час,

А вы, друзья — не бейте нас. (Часы)

7. В полотняной стране, по реке простыне

Плывёт пароход то назад, то вперёд.

А за ним такая гладь

Ни морщинки не видать. (Утюг)

— Ребята, я вижу, что у некоторых из Вас изменилось настроение. Но если понаблюдать за окружающими, когда они сердятся, плачут, радуются, смеются – то мы увидим, как при этом меняются черты лица.

-Я буду читать Вам двустишие, а Вы с помощью мимики изобразите настроение и покажите движениями.

1) На цветы смотреть приятно —

Это каждому понятно.

2) Дом не строится как надо,

Развалился — вот досада.

3) Удивляет всё вокруг,

Всё и бабочка, и жук.

4) Ох, какие забияки,

А малыш боится драки.

5) Не случайно слёзы льются,

Оказалось — чашки бьются.

6) Наш сластёна очень рад.

7 пирожных съел подряд.

7) 1-2 — не зевайте,

9-10 — не зевайте.

Своё место занимайте.

-Ребята, С. Я. Маршак был убеждён, что хорошие книги могут помочь людям, сумеют утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее, терпеливее. Встреча с произведениями С. Я. Маршака – это праздник для детей. Ребята, а теперь вы должны догадаться, как называется произведение.

1. «Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку» («Багаж»)

2. «Пела ночью мышка в норке

Спи мышонок, замолчи.

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи» («Сказка о глупом мышонке»)

3. «Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ремне.

С цифрой 5, на медной бляшке,

В синей фирменной фуражке» («Почтальон»)

4. «Вместо шапки на ходу

Он одел — сковороду.

Вместо валенок -перчатки

Натянул себе на пятки» («Вот какой рассеянный»)

5. «Ищут пожарные

В нашей столице.

Ищут давно и не могут найти

Парня какого-то лет 20» («Рассказ о неизвестном герое»)

— Ребята, поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение людей. Произведения С. Я. Маршака любят слушать и читать дети, помнят и перечитывают взрослые.

— Понравилась ли вам наша викторина по произведениям С. Я. Маршака?

— А что вам было интересно?

— А что понравилось больше?

— О чём писал С. Я. Маршак? (о дружбе, о подвигах, о храбрых людях, о героях, смешные истории, стихи, рассказы о доброте)

— Ребята, чему учат произведения С. Я. Маршака? (быть умнее, любознательнее, доброте, дружбе, уважать взрослых, ценить дружбу, помогать людям, почтительно относиться к пожилым людям).

— Ребята, произведения С. Я. Маршака учат вас быть умнее, любознательнее, помогут вам в будущем войти в мир взрослых со своими представлениями о том, зачем живёт человек, каким он должен быть.

— Все произведения С. Я. Маршака посвящены самому важному, незабываемому и весёлому периоду в жизни человека — детству.

Конспект занятия «Что за чудо — эти сказки! Знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина» для подготовительной группы Программное содержание: — Углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина; — Воспитывать умение эмоционально воспринимать.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством В. Сутеева. Рассказывание сказки «Кто сказал «Мяу»?» «Знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева. Рассказывание сказки «Кто сказал «Мяу»?» Воспитатель: Субботина Татьяна Михайловна.

Конспект НОД «Знакомство с творчеством русского художника В. М. Васнецова и его картиной «Аленушка» (Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка» здоровье) Программное содержание: 1. Познакомить детей с творчеством.

Проект «Знакомство с творчеством Н. Н. Носова» Проект «Знакомство с творчеством Н. Н. Носова». Автор: Гулак Е. Н. «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В. А. Сухомлинский.

Проект «Знакомство с творчеством В. В. Бианки» Цель проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников на.

Знакомство дошкольников с местными поэтами. Литературно-музыкальная встреча «Знакомство с творчеством С. А. Баграмян» Знакомство дошкольников с местными поэтами. Литературно- музыкальная встреча. «Знакомство с творчеством Сусанны Аганезовны Баграмян». Цель:.

Конспект занятия «Знакомство с русским народным творчеством «Веселая ярмарка» Мой опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста помог мне составить занятие о знакомстве с русским народным творчеством — первое.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством Бориса Заходера» Здравствуйте, сегодня мы продолжаем говорить о творчестве детского писателя Бориса Заходера. Стихи и сказки Заходера, веселые, умные, ироничные,.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого» Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого Автор: Антипова Елена Юрьевна Конспект ГБДОУ по речевому развитию в подготовительной.

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова» Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова».

Б. Сарнов

Книги Маршака сопровождают человека всю жизнь. Его стихи приходят к нам в очень раннем возрасте, когда человек даже не может называться читателем, потому что он ещё не умеет читать. Потом человек растёт, становится старше, и он сталкивается с другими стихами Маршака, адресованными детям уже не дошкольного, а так называемого среднего возраста. Потом человек становится совсем взрослым, и тогда приходит время для «взрослых» стихов Маршака, для его лирики, для его переводов Шекспира, Роберта Бёрнса, Генриха Гейне.

Маршак писал в своей жизни очень разные стихи. Писал и для самых маленьких и для людей, умудренных знаниями и опытом долгой жизни. Но ни про одно его стихотворение нельзя со всей решительностью и определённостью сказать:

— Это детское, взрослым оно будет неинтересно.

И точно так же ни про одно его стихотворение нельзя сказать:

— Это для взрослых, детям оно будет непонятно.

Очень часто о стихах Маршака даже и не скажешь, кому они адресованы — детям или взрослым. Вот, например, стихотворение, которое называется «Пожелание друзьям»:

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!

Как прозрачно, с какой кристальной ясностью и лёгкостью выражена здесь мысль! И мысль, казалось бы, такая простая и ясная. Кажется даже, что стихотворение не сообщает вам ничего нового, ничего такого, что было бы неизвестно. Просто старый, добрый человек желает молодым, начинающим жизнь здоровья и счастья. Вот, казалось бы, и всё. Как однажды пошутил Пушкин, «больше ничего не выжмешь из рассказа моего. ».

Но это впечатление обманчиво. На самом деле в этом крошечном стихотворении заключена целая программа жизни, глубокая и мудрая.

Начнём с самого первого пожелания — «крепить здоровье». Обычно люди желают друг другу здоровья, не слишком вдумываясь в смысл этого пожелания, не размышляя особенно над тем, для чего человеку нужно быть здоровым. Да и стоит ли над этим особенно задумываться? Ведь хорошее здоровье — вещь важная и ценная сама по себе. Настолько важная и ценная, что, право же, нет никакой нужды, желая человеку крепкого здоровья, ещё и объяснять, с какой целью вы ему этого желаете. А вот Маршак почему-то считает нужным сказать и об этом:

Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.

Оказывается, поэт желает нам с вами крепить здоровье не просто так, не потому, что оно ценно само по себе, а потому, что оно — «главное условье» для какого-то дальнего и, по-видимому, не очень лёгкого пути. А почему, собственно, наш жизненный путь должен быть нелёгким? Уж если нам желают всего хорошего, так вроде бы в первую очередь как раз и надо пожелать, чтобы наше путешествие по жизни было лёгким и радостным. Но поэт, видимо, думает иначе.

Так с самых первых строк в стихотворение входит его главная тема: жизнь — большое, ответственное и нелёгкое дело. Как говорит пословица, «жизнь прожить — не поле перейти». Людям, начинающим жизнь, предстоит большой и трудный путь. Трудный и очень ответственный.

Можно жить легко и бездумно. Можно плыть но течению, «куда вывезет». Но это не имеет ничего общего с настоящей жизнью. Как любил говорить Маршак:

— Лень, тупость, незрячесть — всё это не жизнь, голубчик! Человека иногда заносит туда течение. Что ж! Надо грести. Всю жизнь надо грести.

Всю жизнь надо грести! Только тогда «каждый день и каждый час вам новое добудет». И только тогда ваша жизнь будет настоящей, полноценной, осмысленной и радостной, хотя и трудной.

Поэт не желает нам лёгкой жизни. Наоборот, он прямо так и говорит: «Всё хорошее даётся людям очень дорогой ценой. И всё-таки я желаю вам только хорошего!» Это значит: я желаю вам быть щедрыми, не задумываясь, тратить себя, свои силы, свои чувства, не бояться отдавать их людям. Это значит: я желаю вам стать хорошими людьми. И, несмотря на то, что хорошим людям, то есть людям с добрым умом и умным сердцем, живётся на свете гораздо труднее, я всё равно желаю вам быть именно такими.

Стихи Маршака часто обманывают кажущейся простотой содержания. Это происходит потому, что он, как правило, пишет о том, с чем каждый человек сталкивается повседневно. Но в самых простых и общеизвестных вещах окружающего нас мира он открывает нам нечто такое, что почему-то ускользнуло от нашего внимания:

Быстро дни недели пролетели,
Протекли меж пальцев, как вода,
Потому что есть среди недели
Хитрое колёсико — Среда.

Понедельник, Вторник очень много
Нам сулят, — неделя молода.
А в Четверг она уж у порога.
Поворотный день её — Среда.

Есть колёса дня, колёса ночи,
Потому и годы так летят.
Помни же, что путь у нас короче
Тех путей, что намечает взгляд.

Когда читаешь или слушаешь это стихотворение, возникает уже знакомое нам обманчивое чувство: всё это я знал и слышал тысячу раз. «Годы летят. », «Не успеешь оглянуться — и жизнь пройдёт. », «Среда пришла — неделя прошла. »

Мысль действительно не новая. Но стихотворение Маршака не просто ещё раз сообщает нам эту мысль. Оно заставляет нас физически, всем существом ощутить, как летит время, и испугаться от мгновенного сознания, что оно может уйти, проскользнуть у нас «меж пальцев, как вода», пропасть зря.

Порой часы обманывают нас,
Чтоб нам жилось на свете безмятежней,
Они опять покажут тот же час,
И верится, что час вернулся прежний.

Обманчив дней и лет круговорот:
Опять приходит тот же день недели,
И тот же месяц снова настаёт —
Как будто он вернулся в самом деле.

Известно нам, что час невозвратим,
Что нет ни дням, ни месяцам возврата.
Но круг календаря и циферблата
Мешает нам понять, что мы летим.

Ещё раз поэт оставляет нас наедине с той же мыслью: «Помни! Это только кажется, что вновь вернётся лето, и опять настанет утро, и вновь придёт тот же месяц. На самом деле это будет уже другое утро, другой месяц, другое лето в твоей жизни. А того, вчерашнего, утра никакими силами не вернуть. »

И эта мысль незаметно смыкается с уже знакомой нам другой мыслью:

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.

В этой многозначности и глубине, в разных оттенках и «поворотах» одной и той же мысли и состоит чудо настоящей поэзии. Если два стихотворения поставить рядом, они оба выигрывают от этого сближения. Они становятся глубже, мудрее, дополняют, обогащают друг друга. Это особенно верно по отношению к лирическим стихотворениям Маршака, потому что каждое из них — итог многолетних раздумий, итог целой прожитой жизни.

Так что же, может быть, для того, чтобы по-настоящему понять и оценить лирику Маршака, действительно нужно прожить на свете не один десяток лет? И, может быть, действительно взрослые стихи Маршака в двенадцать и даже в четырнадцать лет читать несколько преждевременно?

Я думаю, что всё-таки это не так.

Это не так потому, что, когда мы говорим о человеке, что он понимает стихи, мы вкладываем в это слово совсем не тот смысл, какой вкладывают в него, говоря об ученике, что он правильно понимает теорему или условия задачи.

Белинский настоятельно советовал читать детям стихи Пушкина. Не сказки, а именно «взрослые» стихи великого поэта. Он писал:

«Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали».

На первый взгляд этот совет кажется странным. Как же может учитель стараться, чтобы его ученики как можно менее понимали? Но в том-то и дело, что чувствовать стихи — это и значит самым наилучшим образом понимать их. И научить человека понимать стихи — это значит прежде всего научить его подчиняться, всей душой отдаваться тем чувствам, которые выразил поэт.

Легко сказать — «научить». Да разве можно этому научиться? Разве можно научить человека быть отзывчивым, страстным, глубоко и сильно чувствующим?

Оказывается, можно. Можно, если исходить из того, что эти качества есть в душе у каждого человека. И именно к ним, к этим душевным свойствам, обращаться, стараясь не «спугнуть» их, не заглушить, не загасить нудными, настойчивыми вопросами:

— Ну что, понял? А теперь расскажи своими словами, как ты это понял.

Именно таким учителем — и для детей и для взрослых — был Самуил Яковлевич Маршак. Он, как никто другой, умел заставить человека почувствовать стихотворение. Он верил, что в сердце каждого есть хоть малая искра этого душевного огня, и он изо всех сил старался раздуть эту искру, превратить её в ровное и сильное пламя. Делал он это настойчиво, умело, но незаметно.

Вот отрывок из маленькой его статьи, которая называется «Об одном стихотворении»:

«С детства я знал наизусть стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Лет в двенадцать-тринадцать я бесконечное число раз повторял его и любил до слёз. Но, перечитывая эти стихи теперь, на старости лет, я как будто заново открываю их для себя, и от этого они становятся ещё загадочнее и поэтичнее.

Только сейчас я замечаю, как чудесно соответствуют ритму нашего дыхания сосредоточенные, неторопливые строки с теми равномерными паузами внутри стиха, которые позволяют нам дышать легко и свободно.

Выхожу один я на дорогу.
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Читая две последние строчки этого четверостишия, вы спокойно переводите дыхание, будто наполняя легкие свежим и чистым вечерним воздухом.

Но ведь об этом-то ровном, безмятежном дыхании и говорится в предпоследней строфе:

. Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.

В сущности, дышит не только одна эта строфа, но и всё стихотворение. А всё оно поёт. Как в песне, в этих стихах одна строфа (подхватывает последние слова другой, предыдущей строфы.

Жду ль чего? Жалею ли о чём? – следует:

Уж не жду от жизни ничего я.

После строфы, начинающейся словами,

Я б хотел забыться и заснуть, – следуют слова:

Но не тем холодным сном могилы.

Эта неразрывная песенная вязь как бы подготавливает читателя или слушателя к тем заключительным строчкам стихов, где уже и в самом деле слышится пение:

. Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел.

Стихотворение кончается словами:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.

И долго после того, как закроешь книгу, слышишь этот шум ветвей. Последняя строчка лирических стихов — на самом деле не последняя: она оставляет за собой, как эхо, долгий гул — след отзвучавшей музыки.

Стихи, о которых идёт здесь речь, научили меня в юности любить лирическую поэзию. На склоне лет я отнюдь не собирался и не собираюсь подвергать их разбору. Я хотел только поблагодарить поэта».

Маршак словно нарочно подчёркивает, что он вовсе не имеет в виду кого-то чему-то учить. Он не собирается подвергать стихотворение разбору. Ничего подобного. Он просто вспоминает, рассказывает о себе и благодарит поэта. Он даже как будто не стремится к тому, чтобы после прочтения его статьи стихотворение Лермонтова стало нам понятнее. Он не разжёвывает нам его смысл, или, как мы часто говорим, идею. Наоборот. Он хочет, чтобы для нас, как и для него самого, прекрасное стихотворение Лермонтова стало ещё загадочнее и поэтичнее. И цели своей он достигает.

Даже если вы и раньше знали и любили стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», прочитав эту статью Маршака, вы невольно подумаете: «Как много, оказывается, в этом стихотворении такого, чего я раньше не замечал!» С неожиданной свежестью вы заново сумеете пережить эти давно знакомые строки. Вы вновь, с новой силой испытаете те чувства, которыми заразил вас поэт. Но главное даже не это. С необыкновенной остротой вы почувствуете, что стихотворение живое. Потому что благодаря Маршаку вы услышали, как оно дышит.

Литература

Сарнов Б. «Слишком рано» или «слишком поздно» / Пионер. — 1964. — №12.

С.Я. Маршак и его роль в развитии и становлении детской литературы. Стихи, сказки, пьесы поэта

Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964), поэт, переводчик, драматург, оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и пред­ставления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу. При этом главным делом его жизни была дет­ская литература.

Маршак и другие редакторы Детиздата превыше всего стави­ли хороший вкус, умение отличать высокую литературу от псев­долитературы.

Для Маршака в детской книге не было мелочей. Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, оформление, шрифты и формат, качество печати.

Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные игры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором. Образы элементарны и вместе с тем пла­стичны. Реплики и монологи персонажей немногословны, но вы­разительны. Особенности этих пьес — повторяемость эпизодов, непрерывность в ходе действия, причудливое развитие фабулы.

Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно при­ходит к многоактным драматическим произведениям: «Двенад­цать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами — всем тем, чем богат народный театр.

За основу пьесы «Терем-Теремок» (1940) взята известная на­родная сказка. Маршак не просто инсценировал ее. Он внес в нее драматургический конфликт добра и зла, придал образам выпук­лость. Некоторые герои были заменены, добавлены новые — Злой Дед и Добрый Дед, которые играют роль ведущих, сказителей. Переработке подверглись сюжет и композиция: появились пролог и эпилог, новые мотивы (например, похищение петуха), изменилась концовка. Действие в пьесе движется драматическими об­стоятельствами (приход волка, умеющего только «ловить мышат, давить лягушат», подстрекательства со стороны лисы, нападение хищников на Теремок, «искушение» петуха и его похищение, расправа с лисой). Конфликт между добрыми обитателями Терем­ка и злыми хищниками разрешается в пользу первых при горячем одобрении зрителей.

«Кошкин дом» — пьеса-сказка, которую можно было бы на­звать на языке взрослой драматургии бытовой драмой. Как писал Маршак, она «родилась из нескольких строчек детской песенки, а сюжет к ней разработан самостоятельно». Песенка такая: «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом».

Эти шесть строчек есть уже театральная сценка. Маршак сделал ее более развернутой, объяснил предыдущие события, дал завер­шение конфликта. Пьеса построена по принципу хоровода: герои и действие в ней сконцентрированы вокруг одного центра — дома. Множество героев не мешает восприятию пьесы благодаря их чет­кой расстановке и яркой характерности каждого. В последней ре­дакции Маршак ввел рассказчика и звучный многоголосный хор в начале и в конце. Хор — примета древнегреческого театра; в детской пьесе он выполняет две задачи: выражает эмоциональное отношение к происходящему и позволяет участвовать в постанов­ке тем, кому не достались отдельные роли.

Опирался Маршак в «Кошкином доме» и на традиции народ­ной сатирической сказки и литературной басни. Он создает сати­рическую картину взрослого мира, где царят неправда, глупость, зависть и лицемерие. Детское ощущение чистоты собственного мира находит подтверждение в образах котят. Дети требуют, чтобы доб­ро и зло были отделены одно от другого безо всяких оговорок, и они удовлетворяются тем, что в результате пожара это отделение наконец происходит. Бывшие друзья отворачиваются от несчаст­ной погорелицы Кошки, а котята, которых она когда-то прогна­ла, — эти незлопамятные дети — дают ей приют и делятся послед­ней коркой хлеба. Адресованный маленьким детям, «Кошкин дом» многое говорит и взрослым. Без сомнения, это лучшая пьеса Мар­шака. Как настоящее произведение искусства, она не теряет своей свежести, даже когда ее играют актеры-малыши, тем более перед зрителями-взрослыми.

Прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев»(1943) написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступают олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Бли­же всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенад­цать месяцев», которую в 1857 году обработала и пересказала чеш­ская писательница Божена Немцова. Драматург взял за основу ситуацию ухода падчерицы в зимний ночной лес за весенними цветами, в остальном же его пьеса сильно отличается от словац­кой сказки. «Двенадцать месяцев» — лирическая комедия со ска­зочно-фантастическим сюжетом. Важно и сатирическое содержа­ние пьесы, связанное с изображением мачехи и дочки, королевы и ее окружения.

Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героя­ми, далекими от природы, — и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, по­рождающий столкновения между мачехой и падчерицей, короле­вой и падчерицей. Две главные героини, падчерица и королева, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные про­тотипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от вы­полнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немно­го жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспита­ния и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно фольклорным королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен кон­фликт — в соответствии с реальными жизненными противоречи­ями; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание.

Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых ма­леньких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр.

«Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеян­ный» — эти и подобные сказки и истории имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье было сомнительным — с пози­ции критиков-педологов. И до сих пор эти стихотворения воспи­тывают в детях чувство юмора.

«Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие ню­ансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация — приглаше­ние очередной няньки к капризному мышонку. Повторяется ситу­ация, но меняется голос няньки, меняются интонации просьб мышки-матери и отказов мышонка. Маршак прибегнул к сложно­му для малышей виду комического — иронии, требующей особой чувствительности к подтексту, к смыслу, заключенному «между строк». Маяковский любил цитировать: «Приходи к нам, тетя ло­шадь, / Нашу детку покачать».

В стихотворении «Вот какой рассеянный»Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа — новое подтверждение смешной рассеянности. Герой — человек взрослый, и оттого он еще более смешон. Отчасти Маршак шаржировал свои черты, отчасти — черты одного известного профессора, о рассеян­ности которого рассказывались многочисленные истории.

В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разно­цветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в лирической стихии. Поэт избегал в стихах прилагательных, тщательно следил за тем, чтобы слова не сливались, звучали по отдельности, застав­лял слово поспевать за темпом действия.

В цикле «Детки в клетке»важны даже не сами животные, а их восприятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печаль, со­чувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид слона, жирафа. Тигренок вдруг заставляет человека вспомнить о нраве дикого зверя («Эй, не стойте слишком близ­ко — / Я тигренок, а не киска!»). Затем внешние впечатления дают толчок чувствам противоречивым, сложным. Противоречив вид зебр, чьи полоски напоминают об африканских травах и. о школьных тетрадках. Страусенок умеет сердиться и бить ногой, «мозолистой и твердой», но не умеет летать и петь — он смешон и печален. Грустит смешная обезьяна, вспоминая о родине. А вот белые медведи, кажется, всем довольны, — только им тесно, плавают они от стены к стене, задевая друг друга. Трудно понять, чего больше в совятах — обаяния или скуки:

Особая заслуга Маршака — создание публицистической по­эзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Шко­ла на колесах», «Костер в снегу». Первый политический памфлет для дошкольников — «Мис­тер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализ­ма и капитализма. Переводы Маршака хорошо известны и взрослым, и детям. Особенно часто он обращался к английской поэзии: переводил старинные народные баллады Англии и Шотландии, сонеты Шекс­пира и Гейне, стихи и поэмы Блейка, Бёрнса, Колриджа, Ворд-сворта, Китса, Киплинга, Лира, Милна. В переводах Маршака часто нет буквального совпадения с текстом источника, что не мешает смыс­ловой точности перевода. Он владел особым мастерством созда­вать «портрет» языка оригинала.

Творчество С.Я. Маршака — поэта, драматурга, переводчика и редактора — до сих пор остается живой классикой детской лите­ратуры.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Произведения Маршака для детей

Нет такого человека, которому было бы неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака. Произведения этого талантливого поэта и драматурга навсегда откладываются в памяти любого, кто хоть однажды их услышал. На его стихах росло не одно поколение. Благодаря простой рифме и лёгкому слову, его сказки, пьесы и стихи находят живой отклик у детей любого возраста.

Кстати! Узнайте больше, чем жил и о чем думал Самуил Маршак

Творчество Маршака – философия жизни

Его сказка – часто не выдумка, а быль, хитро переплетённая с вымыслом. Его поэзия – не просто пересказ о событиях и делах, а целая философия. Они ненавязчиво рассказывают детям об окружающем мире, развивают фантазию и речь, чувства и разум, формируют нравственно-этические ценности. Передача этических моделей поведения в них осуществляется не с помощью абстрактных понятий, а через поступки настоящих героев, людей или животных, поведение которых очень важно для ребёнка.

В начале 1920-х годов Маршак издаёт свой первый стихотворный сборник для самых маленьких читателей ⛄️. Заинтересованность в детях у поэта проснулась намного раньше того, как он стал сочинять для них.

Он часто встречался с детворой без всякого повода, при малейшей возможности посещал начальные классы петербургских школ, детские дома и приюты. Он придумывал и рассказывал ребятам невероятные небылицы и увлекательные истории, а также активно играл с ними. Видимо, благодаря этому он получил глубокое, всестороннее понимание детей, а его книги так легко завоёвывают сердца читателей.

Произведения С.Я. Маршака праздником входят в каждый дом для детей любого поколения, разгоняют грусть и тоску, вызывают улыбку ☺️ и смех. Они знакомы нашим детям, нам самим, нашим мамам и папам и даже более старшему поколению. Вероятно, потому, что они как-то по-особенному, «по-маршаковски» передают народные мотивы, насквозь пронизанные живой речью и знакомыми с младенчества сказочными историями.

Они соединяют различные жанры народного творчества: потешки, загадки, прибаутки, заклички, дразнилки, скороговорки.

«Теремок», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Кошкин дом» – все они построены на фольклоре разных стран и народов и передают мотивы добра, благодетели и радости жизни, иронически и юмористически разоблачая глупость и зло. Именно это и создаёт эффект воспитательности в его произведениях и наделяет их педагогической ценностью.

Счастливое детство и лесная книга

Дети нашего двора

Особая роль в творчестве Маршака отведена самим детям. Это яркие, реалистичные фигуры, в которых узнаётся мальчишка из соседнего двора или одноклассник. А может, ребёнок узнает в них и самого себя?

Подрастающие дети очень активны и любознательны («Мяч», «Усатый-полосатый»), с удовольствием помогают старшим («Круглый год», «Разноцветная книга») и, познавая мир, готовятся к взрослой жизни («Дети нашего двора», «Хороший день», «Великан»).

Объединяет все произведения Маршака тема счастливого детства. Она раскрывает основные трудности, с которыми сталкивается ребёнок на пути взросления: взаимоотношения между разными поколениями, проблемы

Детки в клетке

Ведущую роль в произведениях Маршака играют братья наши меньшие. Повествуя о животных, он подразумевает людей и учит малышей сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, учит любить животных, тем самым прививая любовь к людям.

Стихотворение «Детки в клетке» очень нравится детишкам дошкольного возраста. Произведение повествует о буднях Зоосада и их жителях: крокодиле, слоне, медведе, кенгуру, обезьяне, львах и многих других.

В забавные четверостишия, вызывающие улыбку, иногда вкрадываются грустные и трогательные нотки. Ведь героев за решёткой посещают те же чувства, что и людей: досада, гнев, растерянность и печаль.

В «Сказке о глупом мышонке» мы снова видим животных, но узнаём в них людей – взрослых и ребёнка. ☀️ Произведение рассказывает о маме-мышке, которая безуспешно старалась убаюкать неугомонного малыша и пыталась подобрать ему няньку среди других животных. Но детёнышу не понравился никто, кроме тёти кошки.

Что было потом, всем известно, и мораль понятна.

А потом автор расскажет продолжение – «Сказку об умном мышонке», где описываются приключения глупого мышонка после того, как кошка похитила его. Он даже не подозревает, сколько опасностей его поджидает в лице диких зверей.

Проводится аналогия с подростком, который стремиться покинуть отчий дом и вырваться в большую жизнь.

Самостоятельная жизнь – это уже не игра.

Герою предстоит повзрослеть и совершать по-настоящему серьёзные поступки, а также сделать трудный выбор спастись или погибнуть.

С азбукой по жизни

У С.Я.Маршака есть четыре произведения в форме стихотворной азбуки. Пожалуй самое яркое из них –«Весёлое путешествие от А до Я». Его по праву можно назвать поэтической энциклопедией. В ней автор приглашает детей в путешествие по строчным буквам алфавита.

Занимательная поездка по страницам букваря поможет детям узнать и запомнить буквы, а также познать окружающий мир ⛈️, систематизированный по азбучному принципу и движущийся вместе с читателем сквозь географическое пространство. Вот маляры и плотники, а вот славный детский лагерь Артек, вот почта и зоопарк, а вот дети, сажающие лес. Благодаря весёлому содержанию и живому участию ребёнка, процесс обучения становится интереснее.

Маршак – это символ большого искусства для маленьких. Это символ детства многих поколений. Это символ неустанного творчества. Это символ несокрушимого патриотизма. Он – современник в любые времена, и он всегда живой.

Читать еще:  Переделанный стих что такое хорошо что такое плохо
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector