О какой поре осени говорится в стихах
Конспект урока литературного чтения на тему «Осень в стихотворениях Ф. И. Тютчева и К. Д. Бальмонта» (3 класс)
Тема: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонт «Осень».
Цель: формировать представление об изображении осени в литературных произведениях через знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева и К. Д. Бальмонта.
- формирование у детей навыков осознанного чтения;
- расширение лексических знаний о слове;
- расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
- развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
- развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
- воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении, правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Познавательные: определять тему и главную мысль произведения; умение анализировать текст, сопоставлять художественные образы. Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.
Коммуникативные: умение выражать свое мнение и уважать чужое, умение рассуждать и делать выводы, высказывать свою точку зрения в понятной другим форме.
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе, русскому языку.
Здравствуйте, приготовьтесь к уроку. Проверьте, все ди у вас есть на партах, уберите лишнее.
— умение регулировать свое поведение и менять его в зависимости от ситуации.
Определение темы урока
Работа по новой теме
Работа над стихтворением
Работа над стихотворением
Чтобы определить тему нашего урока, прочитаем стихотворение.
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
— Прочитаем перое четверостишие с интонацией удивления.
— Прочитаем с утвердительной интонацией.
— Прочитаем с интонацией раздражения.
— С интонацией восхищения.
— С веселой интонацией.
— А сейчас прочитаем выразительно.
— Какое время года описано в стихотворении?
Как вы думаете, с чем будет связана тема нашего урока?
Осень это особенная пора, о которой мы можем узнавать из разных произведений искусства. Свои чувства своё отношение к чему-либо человек может выразить посредством произведений искусства: музыки, картин художников, фотографию и через художественные произведения. Как вы думаете, какой жанр в литературе помогает наиболее точно передать всю красоту осенней природы?
Давайте попробуем уточнить тему нашего урока. Мы сегодня будем знакомиться с…
Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями не одного, а сразу двух авторов. Один из них – Ф. И. Тютчев.
Родился 23 ноября (1803 г.) в усадьбе Орловской губернии. Раннее детство Тютчева протекало в Овстуге. Происходил из древнего дворянского рода. Мальчик жил в мире фантазии. Для него словно не существовало грани между мечтой и реальной действительностью.
Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам — французскому, немецкому и латинскому. Особое место в творчестве Тютчева занимала природа, он относился к ней с восторгом и восхищением.
В стихотворении нам встретятся непонятные слова. Давайте их разберем.
Лучезарный – сверкающий, сияющий.
Серп – орудие труда в виде изогнутого полукругом ножа для срезания хлебных колосьев.
Праздная– отдыхающая.
Лазурь – синева; светло-синий цвет.
Борозда — длинный прорез, глубокая черта, проведенная на поверхности земли каким-либо орудием.
Чтение стихотворения учителем.
— Понравилось вам стихотворение?
— Да, оно очень красивое. Какие картины осени вы представили?
— О какой поре осени рассказывает поэт?
— Найдите в этом стихотворении приметы осени.
А когда появляются паутинки? Как называется этот период осени?
— Какие еще признаки осени вам известны?
По каким словам мы можем узнать о настроении автора?
— Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. Можно по-другому сказать, скрытое сравнение.
Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
— Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры.
С чем сравнивается лазурь, если о ней говорится, что она льется? (с водой)
— Как понимаете выражение «лучезарные вечера»?
— Как вы понимаете выражение «бодрый серп»?
Докажите, что это олицетворение.
Прежде чем перейти к выразительному чтению стихотворения, попробуем прочитать сложные слова.
Прочитаем слова, записанные на доске:
в раз-но-цвет-ном – в разноцветном
– С какой интонацией надо читать стихотворение?
— Попробуйте прочитать это стихотворение с правильной интонацией.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта. Александр Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.
Чтение стихотворения учителем.
— Какую осень нарисовал поэт в своём стихотворении?
— Как вы понимаете выражение «нет в цветах благовонья»?
— Использовал ли автор приём олицетворения?
Попробуйте отыскать этот приём.
— Как вы думаете, в образе кого представляет поэт осень?
— Как же она заплачет? Отчего?
— Попробуем заменить эти строчки обычным описанием: скоро начнётся осень и пойдут дожди. Солнце будет светить реже.
— Что изменится в стихотворении? В его настроении?
— Как вы думаете, какие чувства испытывает Бальмонт с приходом осени? Подтвердите свой ответ словами из стихотворения.
В каком темпе следует читать стихотворение?
Чем отличается интонация при чтении этого стихотворения и интонация при чтении стихотворения Тютчева?
Чем отличается осень у Тютчева и у Бальмонта?
Как вы думаете, в стихотворении Бальмонта описано то же время, что и у Тютчева?
— Ребята, как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. У поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты стихи.
Попробуем мы прочитать стихи, передать настроение поэтов и ещё раз представить образы осени, которые они рисуют.
— Понравилось ли бы чтение стихов нашими учениками самим поэтам, как вы думаете? Почему?
— А вообще чтение – это настоящее искусство. Читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого читателя звучит иначе. Читатель выражает и своё отношение к прочитанному. Попробуйте сделать это.
— Что же объединяет стихи Ф.Тютчева и К.Бальмонта?
Осень — любимое время года А.С. Пушкина
Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли» («Египетские ночи»).
Чем же так дорога осень поэту?
Пушкин в стихотворении «Осень» так говорит о своём отношении к этому времени года:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
В этом стихотворении чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичность, как рождается в его душе вдохновение, как появляются его поэтические создания:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это любовное восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени. Недаром французский писатель Проспер Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы».
Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне. В этом отрывке есть и путник, мчащийся во весь дух на коне, испугавшись волка, и пастух, отработавший в летнюю страду, и деревенская девушка, поющая за прялкой, и мальчишки, катающиеся на коньках по замёрзшей речке.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Глава IV, строфа XL)
Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.
…Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
(Глава VII, строфа XXIX)
Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.
Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.
В Болдине поэт побывает ещё два раза (в 1833 и в 1834 гг.), тоже осенью. И эти посещения оставили заметный след в его творчестве. Но знаменитая «болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта.