27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности романа евгений онегин как роман в стихах

Особенности жанра «Евгения Онегина» (А. С. Пушкин)

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Особенности жанра «Евгения Онегина» по произведению А. С. Пушкина, в котором автор делится размышлениями по поставленному вопросу.

А. А. Ахматова называла роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «воздушной громадой». В метафоре отражаются и особенности жанра этого произведения. В нем органично соединились поэтические и прозаические признаки, эпос и лирика. Известно, что, приступив к работе, Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» «Евгений Онегин» стал новым этапом в творчестве поэта и в литературе в целом.

Чертами романа как жанра являются большой объем, наличие нескольких сюжетных линий, объективное изображение жизни. Стихотворная форма придает произведению черты, отличающие его от обычного романа в прозе. Она сильнее передает чувства поэта, эмоции, настроение. Текст делится не только на главы, но и на строфы по четырнадцать стихов в каждой. Рифмы в них расположены по определенной схеме. Строфа получила название «онегинской».

Сюжет романа очень прост. Судьба сводит двух людей. Татьяна полюбила Евгения с первого взгляда. Ему нужно было время, чтобы понять, что он ее тоже любит. Их счастье «было так возможно», но Онегин опоздал. Татьяна вышла замуж и мужу изменять не будет, хотя чувства к Евгению еще живы в ее сердце. Сюжет выстраивается по строгой композиционной схеме. Ситуация зеркально отражается. Сначала пишет письмо Татьяна и получает отповедь от Онегина, в конце романа пишет письмо Онегин и получает отказ Татьяны. Между этими событиями происходит убийство Ленского и замужество Татьяны. Простой сюжет сопровождается множеством картин, характеров, примет времени, человеческих судеб. Широта охвата жизненных реалий: жизнь столичного и поместного дворянства, обычаи, традиции, быт, искусство, образование, — сближает «Евгения Онегина» с социальным романом. Не случайно В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни», настолько точно и лаконично передал Пушкин национальное своеобразие русского народа.

Действие произведения овеяно поэтичностью, музыкальностью, благодаря большому количеству используемых средств выразительности. Событийная основа переплетается в романе в стихах с лирическими отступлениями, в которых проявляется отношение автора к происходящему, к героям. В них личное соединяется с общественным, звучит голос сердца автора. Он непосредственный участник событий. Поэт знаком с главными героями, не раз встречался с Онегиным в Петербурге. Мы узнаем о событиях его собственной жизни, о его чувствах, мыслях. В предисловии автор говорит о том, что в романе отражены его впечатления, ума «холодные наблюдения», «сердца горестные заметы».

В первых строфах романа Пушкин делает отсылку к поэме «Руслан и Людмила», называя читателей «друзьями Людмилы и Руслана». Этим автор словно обозначает начало пути к уникальному жанру «роман в стихах». За прошедшие годы он совершенствовался в своем творчестве, это заметно, если сравнить эти два произведения. В поэме автор делает робкие попытки стать участником событий. В романе «Евгений Онегин» его участие становится чуть ли не главной частью произведения. Автор наряду с другими персонажами обладает характером, имеет образ, становится личностью. Пушкинисты отмечают дневниковый слой, присутствующий в произведении. Образ автора так же, как образ главного героя, развернут во времени. Он вспоминает свои отроческие и зрелые годы. В конце концов, именно авторские размышления придают лирический характер произведению, так как передают его личное отношение к происходящему.

В «Евгении Онегине» происходит взаимопроникновение двух миров. Автор не просто свидетель событий, он приятель Онегина, часть истории. Эта черта свойственна прозаическим произведениям. Кроме того, поэт обращается к читателям как к своим знакомым. Роман создавался не один год, печатался по главам. Это позволяло Пушкину следить за реакцией читателей и критиков. В следующих главах он имел возможность ответить на оценки, суждения, критику, которые появлялись в печати и высказывались в дружеских беседах. Пушкин вовлекает читателя в действие, делая его участником повествования, заставляя размышлять над поставленными проблемами.

Особенностью произведения является открытый финал, что нередко встречается в реалистических произведениях. Герой остается на распутье. Что с ним произойдет в дальнейшем, можно только предполагать. Такая концовка характерна как для эпических произведений, так и для лирических.

Таким образом, Пушкин соединил в одном произведении признаки двух жанров и получил новый, который назвал «роман в стихах». Особая форма произведения помогает автору с легкостью переходить от одной темы к другой. Произведение читается очень легко, даже не задумываешься над тем, сколько вложено в него труда. Роман в стихах объединяет многоплановость, эпические принципы и субъективность, присущую лирическим произведениям. Он уникален в своем роде, благодаря чему обрел мировую известность.

Художественное своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин

Художественное своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» – первый русский реалистический роман. Пушкин отмечал, что в нём время «рассчитано по календарю», т.е. события и характеры исторически достоверны, а поведение героев зависит от их собственного характера и от жизненных обстоятельств, а не просто от воли автора. В название романа Пушкин вынес имя главного героя, желая подчеркнуть этим свою ведущую цель – показать молодого человека 10-20–х годов XIX века таким, каким сформировала его эпоха и собственная жизнь: «человека с преждевременной старостью души».

Работа над романом была долгой, почти 8 лет. В 1830 г. в Болдино, подводя итог работы над романом, Пушкин сделал запись: «7 лет, 4месяца, 17 дней». Пушкин написал 10-ю главу романа, которую сжёг в Болдино в 1830 году. В этой главе Пушкин описал великие исторические события своего времени: войну 1812 года и восстание декабристов.

Художественное совершенство пушкинского «Евгения Онегина» состоит в уникальном жанре романа, в оригинальной композиции, в присутствии, наряду с другими героями романа, образа автора, в реализме романа.

Роман «Евгений Онегин» задумывался и осуществлялся в переходный период, когда стихи постепенно утрачивали своё значение, а проза шла к торжеству. Поэтому Пушкин выбрал для своего романа промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику: «Пишу не роман, а роман в стихах». Роман в стихах – крупное лиро-эпическое повествование. Значительная роль авторского голоса роднит его с поэмой, а широкий спектр событий, установка на воссоздание жизненного пути героя – с прозаическим романом. Одновременно в «Евгении Онегине» присутствует и синтез многих лирических жанров: есть элегия, послание, эпитафия, ода. Роман написан стихотворной речью.

Таким образом, из этих жанровых элементов, эпоса и лирики, и складывался роман в стихах, его единство.

В построении романа Пушкин использует параллелизм – художественный приём, подчёркивающий связь определённых элементов произведения и дающий возможность их сравнивать и выявлять характерные черты каждого из них (Онегин – Ленский; друзья: Онегин –Автор; Татьяна – Ольга).

Немаловажную роль в построении романа играют лирические отступления. «Лирическое отступление – это отступление от непосредственно сюжета в литературном произведении». С помощью образа автора Пушкин вводит множество лирических отступлений, которые придают произведению энциклопедичность, всеохватность, широту, т.е. это раздвигает границы романа и даёт Пушкину возможность отразить в произведении русскую жизнь во всех её проявлениях. Тематика лирических отступлений многообразна:

1. размышления автора о своей собственной судьбе (автобиографические);

2. размышления об искусстве, его роли, специфике; 3.оценка автором литературных направлений;

4. рассуждения об экономике, политике России;

5. размышления этического порядка;

6. размышления о любви;

7. размышления о природе. Например, в романе описаны все поры года:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь ….

Следующее новаторство романа состоит в присутствии образа автора, Образ автора – художественный образ, созданный автором (писателем) и выражающий в произведении его мысли и чувства. В лирических отступлениях возникает образ автора – свидетеля, участника событий, рассказчика. Автор, как герой романа, близко к сердцу принимает всё то, что происходит с его героями.

Завоеванием Пушкина является также Онегинская строфа, которая в романе состоит из 14 стихов 4-хстопного ямба. Общая её схема: 1-ое четверостишие (абаб) – перекрёстная рифма, 2-е (ввгг) – парная, 3-е (деед) – кольцевая, 4-е (тт) – заключительное двустишие (парная рифмовка). Каждая строфа замкнута (тема в ней развита и завершена) и разомкнута, обращена к следующей строфе, которая её продолжает. Т.е. построение позволяет автору свободно менять тон повествования, сохраняя собственный голос. В романе есть и строфы, заменённые многоточием (…) или просто цифрами.

Основные положения статей Белинского о романе:

1.«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение».

2.«Онегин» – самое задушевное произведение Пушкина».

3.«Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле…».

4.«Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы…».

Художественные особенности романа

Художественные особенности романа

Цель урока:

развивать умение анализировать текст, закрепить теоретические знания.

Методические приёмы:

анализ текста, выявление художественных особенностей романа, сопоставление с другими произведениями русской литературы.

Оборудование урока:

портрет Л.Н. Толстого работы Крамского.

I. Слово преподавателя

На прошлом уроке мы говорили о том, какую роль сыграло общество в судьбе Анны Карениной. Задумаемся, поддерживает ли Толстой осуждение героини обществом или оправдывает её, сочувствует ей. Некоторые критики называли Толстого «прокурором» Анны, другие, наоборот, её «адвокатом». В одном из писем Толстой говорил, что «Анна оказалась дурного характера», что он «возится с ней» и что она «надоела ему». Он даже называет её своей «воспитанницей». И заканчивает суждение о ней так: «Не говорите мне про неё дурного, или если хотите, то с осторожностью, она всё-таки усыновлена» (т. 62, с. 257).

  • Какими художественными средствами пользуется писатель для выражения своих воззрений? Обратимся прежде всего к эпиграфу: «Мне отмщение, и Аз воздам».
Читать еще:  Стих где снегурочка живет

(Обсуждение смысла и значения эпиграфа, взятого из Библии.)

Преподаватель.

Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью самого писателя. По свидетельству М.С. Сухотина, сам Толстой так определял смысл эпиграфа: «…Я выбрал этот эпиграф… чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием всё то горькое, что идёт не от людей, а от Бога, и что испытала на себе и Анна Каренина» (Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., 1955. Т. 2. С. 170).

Толстой был убеждён в нравственной ответственности человека за каждое слово, за каждый поступок: «Во всём возмездие… во всём предел, его же не прейдеши». Поэтому он иронически изображает Каренина, Лидию Ивановну, когда они осуждают Анну.

В одной из позднейших работ Толстой вновь вернулся к главной мысли своего романа: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. «Мне отмщение, и Аз воздам». Наказывает только Бог и только через самого человека». Последняя фраза является переводом («Аз воздам» – «наказывает только Бог») и толкованием («и то только через самого человека») библейской фразы.

Эту идею Толстой высказал ещё в романе «Война и мир»: «мысль народная» раскрывалась как терпение, стойкость, ненасилие. Об отмщении не может быть и речи и с точки зрения Каратаева, и с точки зрения Кутузова и Болконского. «Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие Его, – говорит княжна Марья. – Мы не имеем права наказывать».)

  • Какими другими художественными средствами пользуется Толстой?

(Писатель использует метафоры, но не в качестве украшения стиля – внутреннее строение романа метафорично по своей природе. Ключевые слова, образы держат всю конструкцию «Анны Карениной». Это образы путаницы, бури, метели, ветра, пучины, «паутины лжи», которые определяют судьбу героев, освещают их характеры и отношения между ними.)

Важной метафорой, выражающей мысль писателя об ответственности человека, является «избрание пути». С ней связана другая определяющая метафора: сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы: «Теперь он (Левин), точно против воли, всё глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды».

Образ железной дороги (тоже путь!) – показан как символическое выражение сил, враждебных природе человека. Вспомним эпизоды, связанные с этим образом.

Образы огня, тепла, свечи сопровождают образ главной героини и символизируют жизнь, свет, прозрение. Анна одухотворена внутренним огнём. В момент гибели героини гаснет её «свеча», в последний миг дав Анне прозрение: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей всё то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла». Сходные с этими метафорами образы молний, звёзд разрешают чувство сомнения в душе Левина.

С помощью речевой характеристики передаётся авторское отношение к героям. Речь отрицательных персонажей однообразна, суха, пуста, за словами часто ничего не стоит (это относится к героям, принадлежащим к светскому обществу). Речь Анны, Левина, то есть героев, которым автор сочувствует, яркая, образная, богатая и живая.

III. Анализ вставных эпизодов

Обратим внимание на вставные эпизоды. (Напомним, что вставными называются эпизоды, не относящиеся к движению, развитию сюжета.) Это, например, портретные характеристики, пейзажные зарисовки, сны, внутренние монологи.

Портретные характеристики героев позволяют раскрыть их внутренний мир (приведём примеры). Пейзажные зарисовки передают душевное состояние героев (приведём примеры).

Сны играют символическую роль. Вспомним сон Анны, в котором она видит лохматого старичка, работавшего над железом и приговаривавшего по-французски: «Надо бить железо, ломать его, мять». Этот сон предсказывает гибель Анны и даже прямую причину гибели – «железо».

Внутренние монологи раскрывают движение мысли, душевные переживания персонажей. Эти монологи характерны для «живых» героев, которым Толстой сопереживает: для Ленина с терзавшими его сомнениями, для страдающего Каренина, для Анны (наиболее ярок ее внутренний монолог перед смертью, на пути к железнодорожной станции).

IV. Подведение итогов

Преподаватель.

«Анна Каренина» – роман, который выразил философские воззрения Толстого, его сомнения. Роман, отразивший современное писателю общество, остаётся актуальным, потому что в нём поставлены вопросы, важные для человека любого времени. В «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, оптимизм всего его романа.

Дополнительный материал

Сравним мнение об Анне Карениной двух самых знаменитых женщин-поэтов (называться поэтессами они, как известно, не любили).

АННА АХМАТОВА в разговоре с Лидией Чуковской:

«Неужели вы не заметили, что главная мысль этого великого произведения такова: если женщина разошлась с законным мужем и сошлась с другим мужчиной, она неизбежно становится проституткой. Не спорьте! Именно так! И подумайте только: кого же мусорный старик избрал орудием Бога? Кто же совершает обещанное в эпиграфе отмщение? Высший свет: графиня Лидия Ивановна и шарлатан-проповедник. Ведь именно они доводят Анну до самоубийства.

А как сам он гнусно относится к Анне! Сначала он просто в неё влюблён, любуется ею, чёрными завитками на затылке… А потом начинает ненавидеть – даже над мёртвым телом издевается… Помните: «бесстыдно растянутое».

Да, да, конечно, множество гениальных страниц. Бормотание мужичка под колёсами – великолепная заумь… Я очень дружна с его внучкой Соней. Она дала мне альбом, чтобы я написала. В этом альбоме спёртый дух – ханжеский дух Ясной Поляны» (Чуковская Л.К

. Записки об Анне Ахматовой. Кн. 1. 1938—1941. М., 1989. С. 16).

МАРИНА ЦВЕТАЕВА (в статье «Мой Пушкин»)

«Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы.

Между полнотой желания и исполнением желаний, между полнотой страдания и пустотой счастья мой выбор был сделан отродясь – и дородясь».

«Полнота страдания и пустота счастья» – в качестве эпиграфа эти слова тоже подошли бы, наверное, к «Анне Карениной». Но не будем исправлять Толстого, а обратим внимание на подчёркнутую Цветаевой связь толстовского романа с пушкинской традицией.

Жанровая специфика романа в стихах А. С. Пушкина Е

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву считается одним из самых значительных произведений отечественной словесности, которое создавалось на протяжении восьми лет – с 1823 по 1831 год. Работу над романом Александр Сергеевич Пушкин начал в Кишиневе, в 1823 году во время своей ссылки. Что касается направления романа, то поэт в период своей ссылки решительно отказывался от романтизма как от творческого метода и, несмотря на то что, так или иначе, он, романтизм, чувствуется в первых главах романа, «Евгений Онегин» — роман реалистический.

О своем новом романе Александр Сергеевич Пушкин писал своему другу, поэту и критику Петру Андреевичу Вяземскому так: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Однако, в чем же именно заключается эта дьявольская разница? Александров Анатолий Александрович, поэт и журналист, определяет роман в стихах как литературный жанр, который сочетает в себе свойства композиции, хронотопа (связь пространственно-временных координат) и системы персонажей, характерные роману, со стихотворной формой. Светлана Павловна Белокурова же в своем «Словаре литературоведческих терминов» (2005г.) определяет роман в стихах как лиро-эпический жанр, который сохраняет в себе все признаки романа, но при этом отличается стихотворной формой. Данная форма, конечно, связана с содержанием, так как роман в стихах имеет такой же развитый сюжет и систему персонажей, как и роман, а также обращен к тем же проблемам, что и роман. Однако, наравне с эпическими средствами изображения действительности в романе стихах присутствуют и лирические: стихотворная форма, образ лирического героя, лирические отступления др. Впрочем, в «Краткой литературной энциклопедии» роман в стихах определяется как повествовательный жанр поэзии, в котором совмещаются лирическое начало и многоплановость романного повествования, а одной из особенностей этого жанра является наличие образа автора, который иногда активно включается в повествование наравне с героями.

Таким образом, роман в стихах – довольно сложный жанр, в котором сочетаются признаки романа со стихотворной формой. Специфика и зарождение данного жанра стали предметом многих исследований. Так, Страхов Анатолий Александрович в статье «О жанре романа в стихах», опубликованной в журнале «Самиздат» (2014г.) , предпринял попытку проследить хронологию зарождения и развития романа в стихах, а также назвал «массовым стереотипом» утверждение, что роман «Евгений Онегин» — первый и единственный роман в стихах. Анатолий Алексеевич в своей статье утверждает следующее: «Роман в стихах зарождается в начале XIX века. Байрон приступает к работе над «Дон-Жуаном» в 1818 году. Последние песни романа написаны в 1823 году, в 1824 году поэт умер. Тогда же начинает писать свой роман Пушкин и завершает его в 1831 году. После чего начинает писать свой роман Мицкевич и завершает его в 1834 году. Даты написания романов выстраиваются так, словно поэты передают друг другу эстафету» Именно эти романы, по его мнению, во-первых, написаны в период формирования жанра романа в стихах, во-вторых, являются его вершинами, так как ни в русской, ни в европейской литературе равных им романов еще не создано.

Читать еще:  Стих про маму говорят что ангелы пропали

Вячеслав Иванов, поэт и драматург, утверждает, что роман «Евгений Онегин» ознаменовал «переход от романтической поэмы к роману в стихах» . Он также склонен считать, что некоторые традиции «эпической поэмы» (так определил жанр своего произведения Джордж Гордон Байрон) «Дон Жуан» (1824) нашли отражение и в романе «Евгений Онегин», однако Александр Сергеевич Пушкин изменил ряд аспектов жанровой характеристики. Так, Ивонов в частности выделяет присущие «Евгению Онегину» «объективную и аналитическую установку» и «постепенное развитие характеров», которые, по его утверждению, отсутствуют в байроновском тексте.

Характеризуя прозаическую сторону романа «Евгений Онегин» прежде всего, можно выделить широкий охват событий, полисюжетность, широкое использование разнообразных выразительных средств для организации разветвлённой системы образов, но а лирическое начало характеризуется тем, что в романе наблюдается единство лирического героя и автора-повествователя. За счет этого создается уникальный и в высшей мере реалистичный мир произведения, но при этом он также пронизан и душевными проживаниями и самого автора, и героев романа, что присуще лирике как роду литературы. Именно жанр романа в стихах позволил Пушкину наиболее полно и явно отразить свое отношение к изображаемому, чем это позволяет сделать эпос. Отсюда можно сделать и еще один важный вывод: исследование особенностей композиции романа должно отталкиваться от жанрового своеобразия «Евгения Онегина», так как именно смесь эпоса и лирики во многом определяет композиционные особенности романа.

Таким образом, «Евгений Онегин», действительно, является романом новаторским и довольно сложным для литературоведческого разбора. Сам поэт так охарактеризовал свой роман:

«…Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных …»

Кроме того, поэт определял свое произведение как «свободный роман». В самом деле, в романе нет стройного повествования о героях и событиях; автор-повествователь позволяет себе переходить от изображения героев и событий к размышлениям на литературные и житейские темы. Так, читатель становится свидетелем его размышлений о жизни, о смерти, о любви, о дружбе и т.д. Казалось бы, что в подобный «свободный» роман могло бы войти что угодно, но едва ли все так просто: при всей своей «свободе» композиция романа стройна и продумана до мельчайших тонкостей. Поэт мастерски обыграл свой новаторский жанр, создав истинно реалистический роман, который открыл в свое время дорогу новой литературе.

Каковы особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как романа в стихах? Даю 40 БАЛЛОВ

u0421u0442u0440u043eu0444u0430 u0441u043eu0441u0442u043eu0438u0442 u0438u0437 14 u0441u0442u0440u043eu043a u0438 u043du0430u043fu043eu043cu0438u043du0430u0435u0442 u0441u043eu043du0435u0442. u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u043du044bu0439 u0440u0430u0437u043cu0435u0440 — u0447u0435u0442u044bu0440u0435u0445u0441u0442u043eu043fu043du044bu0439 u044fu043cu0431 u0441 u043eu0441u043eu0431u043eu0439 u0441u0445u0435u043cu043eu0439 u0440u0438u0444u043cu043eu0432u043au0438.

u0421u0430u043c u041fu0443u0448u043au0438u043d u0432 u043eu0434u043du043eu043c u0438u0437 u0441u0432u043eu0438u0445 u043fu0438u0441u0435u043c u0437u0430u043cu0435u0447u0430u043b: u00abu042f u043fu0438u0448u0443 u043du0435 u0440u043eu043cu0430u043d, u0430 u0440u043eu043cu0430u043d u0432 u0441u0442u0438u0445u0430u0445. u0414u044cu044fu0432u043eu043bu044cu0441u043au0430u044f u0440u0430u0437u043du0438u0446u0430u00bb!

u0420u043eu043cu0430u043d u0432 u0441u0442u0438u0445u0430u0445 — u044du0442u043e u0432u043eu043eu0431u0449u0435 u0440u0435u0434u043au0430u044f u0444u043eu0440u043cu0430 u0434u043bu044f u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0433u043e u0440u043eu0434u0430. u0422u0430u043au0430u044f u0444u043eu0440u043cu0430 u043fu043eu0437u0432u043eu043bu0438u043bu0430 u043fu043eu044du0442u0443 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u0442u044c u043fu0440u0438u0451u043cu044b u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 (u044du043fu0438u0442u0435u0442u044b, u043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u044b, u0433u0438u043fu0435u0440u0431u043eu043bu044b, u0441u0440u0430u0432u043du0435u043du0438u044f, u043cu0435u0442u043eu043du0438u043cu0438u044e, u0441u0438u043du0435u043au0434u043eu0445u0443, u043eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435, u0440u0438u0442u043eu0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0444u0438u0433u0443u0440u044b), u0441u0432u043eu0439u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0435 u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0440u0435u0447u0438. u0412 u0442u043e u0436u0435 u0432u0440u0435u043cu044f u0436u0430u043du0440 u0440u043eu043cu0430u043du0430 u0442u0440u0435u0431u043eu0432u0430u043b u0440u0435u0430u043bu0438u0441u0442u0438u0447u043du043eu0441u0442u0438 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0430u0435u043cu044bu0445 u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0435u0439 u0438 u0441u043eu0431u044bu0442u0438u0439. u042du0442u043e u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u043eu043fu0438u0441u0430u043du044b u0431u044bu0442 u0438 u043du0440u0430u0432u044b u0442u043eu0439 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u044du043fu043eu0445u0438, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u0443u044e u0436u0438u043b u0441u0430u043c u043fu043eu044du0442. u041fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u044du0442u043e u0443u043du0438u043au0430u043bu044cu043du043eu0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0434u043bu044f u0420u043eu0441u0441u0438u0438 u0438 u043e u0420u043eu0441u0441u0438u0438. «>]» data-test=»answer-box-list»>

Особенности романа «Евгений Онегин» в том, что он написан стихотворной строфой, специально изобретенной Пушкиным для данного произведения. Такая строфа получила название «онегинской».

Строфа состоит из 14 строк и напоминает сонет. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с особой схемой рифмовки.

Сам Пушкин в одном из своих писем замечал: «Я пишу не роман, а роман в стихах. Дьявольская разница»!

Роман в стихах — это вообще редкая форма для произведения подобного рода. Такая форма позволила поэту использовать приёмы художественной выразительности (эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения, метонимию, синекдоху, олицетворение, риторические фигуры), свойственные поэтической речи. В то же время жанр романа требовал реалистичности изображаемых персонажей и событий. Это произведение, в котором описаны быт и нравы той исторической эпохи, в которую жил сам поэт. Поэтому это уникальное произведение для России и о России.

Почему А. С. Пушкин называет роман в стихах «Евгений Онегин» «свободным романом» («И даль сво¬бодного романа я сквозь магический кристалл еще неяс¬но различал…»)?

«Евгений Онегин» — не типичное для русской литературы начала XIX века произведение. Его необычность заключается прежде всего в особенностях жанра. «Евгений Онегин» — это роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение. Естественно, что для гармоничного со­четания столь разных литературных родов в одном произведении, для придания роману условности требовался особый персонаж. В «Евге­нии Онегине» таким персонажем стал образ Автора.

Как мы видим, образ Автора в романе — это повествователь, яв­ляющийся действующим лицом. Более того, некоторые литературове­ды считают именно Автора, а не Онегина или Татьяну, главным геро­ем романа.

Образ Автора в романе «Евгений Онегин» многогранен. Пушкин в этом произведении нарушает романтический принцип и не отождест­вляет себя с главным героем в отличие от Байрона. Автор откровенно симпатизирует Онегину, ценит в нем «неподражательную стран­ность» и «резкий, охлажденный ум», но в то же время в изображении Евгения Онегина присутствует иронический пафос. Автор даже про­тивопоставляет себя главному герою. Их различия прослеживаются через их отношение к природе: Онегин в деревне скучает и практиче­ски не замечает того, что его окружает; для Автора природа — это родственная душа, это гармоничный мир, это источник вдохновения. Различно отношение героев к искусству: для Онегина театр — это всего лишь один из способов развлечься, который в конце концов на­доедает; Автор относится к театру восторженно, даже называет его «волшебным миром». В отличие от образа Автора Онегин не может «ямба от хорея… отличить», ему «тошен» литературный труд. В люб­ви Онегин более рационален, чем Автор. Все это объясняется разни­цей характеров героев: в Онегине больше развито умственное начало, в Авторе — чувственное. Но в то же время и Автор, и Евгений Оне­гин являются носителями передовых идей, философами, они склонны к самоанализу, к эволюции, что их, безусловно, роднит.

Как я уже упоминала, образ Автора многогранен: он выступает и в качестве рассказчика, повествующего о событиях, и в качестве пер­сонажа, например Автор говорит о том, что лично знаком с Онеги­ным, и как лирический герой, выражающий свое отношение ко всему происходящему и окружающему его. Автор рассуждает о теме време­ни, философски осмысливает тему смены поколений и приходит к выводу, что это естественно и неизбежно. В романе можно встретить раздумья Автора о свободе, о гармонии, о вдохновении, о поэте и по­эзии. Автор говорит о том, что он пишет «не для похвал», но в то же время он страшится забвения.

Автор открыто выражает свое отношение к персонажам. Он сим­патизирует главным героям, но в то же время признает, что и они не идеальны. Автор ценит ум и склонность к самоанализу в Онегине, но осуждает в нем честолюбие. Он восхищается Татьяной, видит в ней свой идеал, свою музу, но в то же время признает, что героиня далека от реальной жизни, возможно, излишне сентиментальна. Ленский близок Автору как поэт, как человек, способный искренне любить, но над его юношеским наивным романтизмом Автор смеется.

Подобно всем главным героям романа, образ Автора подвергается эволюции. От эпикурейства Автор приходит к романтизму, а затем и к реализму.

Почему Пушкин в романе «Евгений Онегин» нарушил традици­онные жанровые каноны?

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение — значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности», — сказал В.Г. Белинский.

Особенность жанрово-родовой принадлежности романа заключа­ется в том, что это «не роман, а роман в стихах — дьявольская разни­ца». Это свидетельствует о преобладании лирического начала в ро­манном повествовании, главенствующей роли автора в романе, его роли как лирического центра повествования.

Своеобразие «свободного романа» определило наличие и обилие в нем лирических отступлений. Они представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе. Автор подмечает те черты, которые роднят его с героем (внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», отношение к дамам на балах), но в то же время он все­гда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не ото­ждествлять их. В отношении к природе Автор и Онегин не похожи друг на друга. Автор видит в природе источник вдохновения и поло­жительных эмоций: «Я был рожден для жизни мирной, / Для деревен­ской тишины». И тут же о.

Читать еще:  Не хватает чего-то стихи

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Автор размышляет о своей судьбе: «Ужель и впрямь и в самом деле / Без элегических затей / Весна моих промча­лась дней / (Что я шутя твердил доселе)? / И ей ужель возврата нет? / Ужель мне скоро тридцать лет?»

В лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Оне­гин» мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа и к жизни. Эти отступления позволяют ярче представить образ поэта.

Почему Пушкин назвал свой роман «Евгений Онегин»

Начнём с утверждения, которое многим покажется спорным: Пушкин часто называет свои произведения именами не главных героев, как бы освещая их ярким светом и оттеняя тех, кто на самом деле выражает авторский замысел.

«Алеко», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» посвящены мужчинам и названы в их честь, но главные герои – не они. (Такую точку зрения поддерживает Дмитрий Быков, есть подобные намёки у Юрия Лотмана).

Так произошло и с романом «Евгений Онегин», главная героиня которого – Татьяна Ларина. Онегин – фигура, с которой автор желает расправиться, свести счёты, соединение пороков современного ему поколения.

Имя «Евгений» переводится с греческого как «благородный». Пушкинист В. Непомнящий пишет, что оно было популярно в дворянской молодёжной среде в первой четверти 19 века. Например, Евгением звали поэта Баратынского, современника Пушкина.

По поводу значения фамилии Онегин есть несколько версий.

1. Она образована от названия северной реки Онеги или холодного Онежского озера. Герою подходит фамилия, от которой веет холодком, ведь он живёт сдержанной рассудочной жизнью, а жар его страстей давно остудили привычка и скука.

2. У Пушкина имеется неоконченная поэма «Езерский», герой которой кажется наброском Онегина. И его фамилия (Озёрный) тоже перекликается с «водной» стихией.

3. Благозвучие. С точки зрения фонетического благообразия сочетание гласных и согласных в сочетании имени и фамилии героя звучит идеально.

Ассонансы (повтор гласных «е» и «и»), а также аллитерации (повтор согласных «г», «н») сочетаются музыкально и благородно, окутывая персонажа поэтическим ореолом тайны.

4. Пушкину просто понравилось сочетание имени и фамилии булочника, которое он увидел на вывеске в Торжке, проезжая через этот город по своей надобности. На эту вывеску обращают внимание посетителей местные экскурсоводы.

Скорее всего, все четыре версии отчасти справедливы.

Почему же Пушкин не называет роман «Татьяна» или как-нибудь иначе?

Дело в том, что «энциклопедия русской жизни» писалась сквозь призму восприятия молодого человека, воспитанного (и избалованного) дворянской светской культурой.

Пушкину было важно показать, как молодёжь его времени проводит дни в театрах, на балах, за карточной игрой, на любовных свиданиях. Как она мыслит, что чувствует, почему поступает так или иначе.

Евгений «заражён» равнодушием, гордыней, эгоизмом – болезнями своего века. Описывая героя, которого разъедает внутренняя пустота, Пушкин предупреждает о гибельности этого пути.

Новаторство Александра Сергеевича Пушкина с его «свободным романом»

Эссе на книгу: «Евгений Онегин» — Пушкин А.С.

У автора в «свободном романе» некая особая роль, ведь благодаря лирическим отступлениям мы видим презентацию героя собственного романа и демонстрирование читателям его биографии. Хотелось бы сказать об особой роли повествования о природе и пейзажах, ведь та либо другая обстановка как бы дает помощь в раскрытии характера героя либо оценки его поступков. Автор не раз обращался к читателю либо рассказывает ему о себе, при этом последовательность повествования произведения не нарушается. Когда начинается рассказ истории хорошего приятеля, то Пушкин обращается именно к нам, как к читателям, а про Евгения Онегина, кажется, что он забыл.

Рассказано о том, что был он на берегах Нивы, гулял он там, но ветер вредный, поэтому уехать пришлось. Мне понравилась необычная черта романа Александра Сергеевича Пушкина, какую я раньше, встречал не часто — это ведение диалога с образом читателя. Не зря его называют свободным романом, ведь у великого русского писателя получилось раздвинуть границы, когда он занимался написанием произведения. Переход от одной темы к другой всегда получается свободным и непроизвольным. Случалось, что начинается описание хорошего товарища, потом резкая остановка и прерыв разговора.

Начинается беседа с читателями, параллельно, между делом, может упомянутся какой-нибудь факт. Я считаю, что благодаря присутствию в романе Александра Сергеевича Пушкина, как автора, а также читателя с отступлениями, мы способны более точно осуществить раскрытие смысла произведения, а также произвести так называемое раздвоение рамок обычного и привычного. Роман «Евгений Онегин» только подтверждает, что Пушкин был талантлив во всем. Его стихотворения, рассказы, романы поражали и будут поражать. Великий поэт оставил нам богатое наследие, которое мы обязаны сохранить и передать.

Сочинение ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Перед вами сочинение по роману «Евгений Онегин», в котором мы рассматриваем художественные особенности романа. Это всегда сложнее, нежели рассуждать над событиями или образами в романе.

Художественные особенности романа «Евгений Онегин».

Пушкин начал писать роман во время первой ссылки в Одессу, а закончил перед женитьбой, во время Болдинской осени. Затем автор дописывал главы из «Путешествия Онегина». Таким образом, можно сказать что этот роман сопровождал поэта всю жизнь. Сам он называет роман плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». За это время общественно- политические и художественные взгляды Пушкина значительно изменились, и это отразилось в художественных особенностях романа.

В письме к П. Вяземскому Пушкин отмечал: «Я пишу не роман, а роман в стихах. Дьявольская разница»! Главной художественной особенностью романа «Евгений Онегин» приходится признать не то, что это едва ли не первый истинно «русский» роман, а то, что он написан стихотворной строфой, специально изобретенной Пушкиным для данного произведения и называющейся теперь «онегинской». По количеству строк (14) и наличию четверостиший (3 четверостишия и заключительное двустишие) она напоминает сонет в той его форме, которую использовал Шекспир. Пушкин пишет строфы своим излюбленным размером — четырехстопным ямбом, но при этом использует особую систему рифмовки для каждого четверостишия.

Пушкин казался новатором не только в стихосложении, но и в разработке композиции и сюжета романа. Здесь мы впервые в русской литературе встречаемся с «зеркальной композицией» (первоначальная ситуация отражается во второй части романа как в зеркале: Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему письмо, получает отповедь, и наоборот, Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей письмо, получает отповедь).

В романе четко выделяются две сюжетные линии (Онегин — Татьяна, Ленский – Ольга), объединенные фигурой главного героя. Первая сюжетная линия проходит через весь роман, вторая обрывается со смертью Ленского.

Следует особо сказать о творческом методе автора. Пушкин начинал писать роман как типичное романтическое произведение. Он сам подсмеивался над юным поэтом и писал: «В ту пору мне казались нужны пустыни волн, края жемчужны…» Но с годами он все более тяготеет к реализму и роман вместе с автором превращается в реалистический, показывающей быт, нравы, уклад жизни в России первой четверти XIX века. Причем, Пушкин, стремясь сделать рассказ о русской жизни более подробным и реалистичным, показывает нам несколько слоев дворянства (поместное московское, столичное), говорит немного о жизни крестьян и даже рисует картины «неугомонного Петербурга», то есть жизнь городских слоев населения. При этом он создает и «типические» характеры, то есть изображает героев, чья жизнь и судьба отражает наиболее характерные черты русской жизни.

С реализмом изображения русской жизни связана и такая черта, как народность романа, то есть изображение жизни русского общества и исканий передовой дворянской интеллигенции в интересах народа, с народной точки зрения.

Народность романа проявляется и в том, с какой любовью поэт изображает картины русской природы. Пушкин в османе закладывает основы использования приема психологического пейзажа, так как смена времен года и картины русской природы целиком связаны с изображением душевного состояния главной героини – Татьяны Лариной.

Эпическая форма романа давала автору возможность не только рассказать об истории жизни своих героев, но и высказать свою точку зрения на изображаемые события. Лирические отступления, интереснейшая композиционная находка поэта, дают нам представление о вкусах и взглядах автора, а значит отражают культурные интересы русского общества первой половины XIX века. А.С. Пушкин выражает свое мнение о театре, балете, книгах, одежде, моде, еде, литературных спорах, русском языке и многих других вещах.

Безусловно, одной из важнейших художественных особенностей романа является язык. Языковые особенности и фигуры поэтической речи, используемые автором, делают текст ярко индивидуальным и неповторимым. Например строки о балерине, которая «летит, как пух из уст Эола» или описание разговора помещиков во время именин Татьяны невозможно спутать ни с каким другим произведением.

Художественные особенности романа «Евгений Онегин» свидетельствуют о гениальности его автора, ставят это произведение в ряд шедевров мировой литературы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: