Писатель который пишет свои произведения в стихах
Где опубликовать или даже продать свои стихи и прозу? Как получить отзывы?
Вы пишете стихи или прозу и знакомые говорят, что у вас это получается просто замечательно? Значит, пора расширять круг благодарных читателей, а возможно, и подумать о новом источнике заработка. И для этого нет нужды нести рукопись в издательство — публикуйтесь самостоятельно с помощью интернета. Делимся адресами популярных площадок.
Хорошо известно, что хороший писатель активен в чтении (а не как в старом анекдоте про чукчу). Одно из самых лучших мест, где водятся электронные книги — МТС Библиотека.
Журнал «Самиздат»
О ресурсе. Самый, пожалуй, олдскульный из всех самиздатовских сайтов. Возник на заре Рунета при популярнейшей ещё с середины годов и открытой для всех пользователей Сети «Библиотеке Мошкова».
Как работает. Регистрируетесь под настоящим именем или псевдонимом и загружаете своё творение. После проверки модератором произведение будет опубликовано.
С этого момента вы уже не графоман, а интернет-писатель. Для роста популярности необходимо, чтобы вас читало как можно больше людей и они ставили вам высокие оценки. Можно и нужно: проявлять активность на форуме, писать качественные рецензии на публикации других авторов, участвовать в литературных конкурсах, которые периодически проводятся на сайте. Но помните: любые незаконные способы накрутки рейтинга жёстко караются администрацией вплоть до блокировки вашего аккаунта.
Плюсы. Любой человек может зарегистрироваться и выложить хоть лирику, хоть прозу, хоть публицистическое произведение. Сайт просматривают представители издательств в поисках новых талантливых авторов, и есть реальный шанс, что вас заметят.
Минусы. Примитивный дизайн сайта никогда заметно не менялся. Сейчас, в 2020 году, он выглядит очень непривычно и местами непонятно.
«Проза.ру» и «Стихи.ру»
О ресурсах. Самиздатовские сайты, «близнецы-братья», только первый для публикации прозы, второй для поэзии. «Проза.ру» претендует на звание самого посещаемого литературного ресурса в Рунете. Почему именно она? Просто прозаиков у нас больше, чем поэтов.
Как работают. Регистрируетесь под ником или настоящим именем, загружаете произведение. А дальше можете ждать, что читатели вас найдут сами, или предпринимать действия для раскрутки. Как минимум — активно комментировать и рецензировать чужие творения, участвовать в периодически проводимых литературных конкурсах, номинироваться на местные премии. Как максимум — вкладывать в собственное продвижение деньги. Ресурсы работают под эгидой «Российского союза писателей», и за определённую плату можно попасть в их альманахи либо издать своё произведение отдельной книгой.
Плюсы. Авторы могут свободно публиковаться, рецензировать друг друга, подниматься в рейтинге независимо от времени регистрации. То есть и новички, и опытные писатели находятся в равных условиях. У сайтов современный минималистичный дизайн, их удобно читать и с компьютера, и с телефона.
Минусы. Тексты на главной странице отсортированы по дате загрузки. Их нельзя сортировать, например, по названию или по имени автора. Для этих целей работает только поиск.
«Литмаркет»
О ресурсе. Детище известных современных российских писателей Дмитрия Руса и Никиты Аверина. Здесь можно читать онлайн, скачивать и слушать в разных форматах платно и бесплатно произведения разных жанров. А главное, что интересует писателя-новичка, — здесь публикуются авторы разной степени известности, включая абсолютно нулевую.
Как работает. Регистрируетесь в режиме писателя (или выбираете эту опцию позже), заполняете заявку, загружаете произведение и ждёте положительного ответа от редакции «Литмаркета». Есть и другие активности: можно вести блог, участвовать в литературных конкурсах.
Плюсы. У каждого есть шанс бесплатно, только по факту регистрации и размещения своих работ, оказаться в компании литературных звёзд Рунета. Сайт адаптивный, им удобно пользоваться с любого гаджета. Победители местных конкурсов получают шанс на вполне реальную публикацию своих книг в популярных издательствах. Можно напрямую написать любимому автору, попросить совета, хотя не факт, что вам ответят.
Минусы. Сайт заявлен как самиздатовский, но по факту многие приходят сюда главным образом за произведениями известных писателей типа Сергея Лукьяненко и Ника Перумова. В последнюю очередь обращают внимание на новичков.
«Ридеро»
О ресурсе. Сайт не просто для публикаций, а для бесплатного создания и шаблонной вёрстки настоящих книг, которые затем размещаются в популярных интернет-магазинах.
Как работает. Регистрируетесь, используя свои реальные данные (это важно для оформления договорных отношений с платформой). Затем выбираете из готовых примеров макет будущей книги и её обложки, загружаете текст, проверяете результат и, если нужно, вносите изменения. Произведение в формате EPUB, который подходит для iBooks и других «читалок», станет вашим бесплатно. Система автоматически создаёт под него страницу с прямыми ссылками на магазины и кнопки соцсетей, а затем добавляет книгу на такие площадки, как «Литрес», «Амазон», «Озон», и присваивает ISBN — уникальный номер издания. Цену за произведение определяет автор, с каждой продажи платформа берёт комиссию.
Плюсы. С помощью этой платформы любой новичок может почувствовать себя не просто виртуальным автором, а создателем настоящей книги, которая продаётся в настоящих магазинах.
Минусы. Много платных опций, которые необходимы для продвижения и продаж. Редактура, корректура, запись в формат PDF, заказ бумажной печати любого тиража стоят денег. Впрочем, странно, если бы всё это было бесплатным.
«Литрес: Самиздат»
О ресурсе. С помощью этого проекта уже опубликовано более 11 000 бесплатных для чтения и скачивания и 17 000 платных книг. По утверждению создателей ресурса, с начала 2017 года и по март авторы заработали в общей сложности 66 513 386 рублей.
Как работает. Зайдя на «Литрес: Самиздат», загружаете своё произведение (можно частями в режиме черновика), и платформа сама сверстает готовый документ-книгу, бесплатно разместит её в магазинах «Озон», MyBook и Google Play, а также в платной библиотеке «Литрес» по цене автора с учётом комиссии за услуги.
Плюсы. Есть подробный FAQ для писателей, как создавать на ресурсе книгу, продавать её и самостоятельно повышать свою популярность. Площадкой очень просто пользоваться даже человеку, далёкому от издательского мира.
Минусы. Печать тиража, редактура, корректура и профессиональная вёрстка платные. Как и качественное продвижение.
Пишите, публикуйте, но не забывайте читать. Возможно, лучшее средство для расширения вашего кругозора — приложение МТС Библиотека.
Поэты и писатели?
Существует устоявшееся выражение «поэты и писатели», которое вызывает критику, чаще всего, среди провинциальных авторов, которые считают, что «безграмотные москвичи» русского языка не знают. Поэтому, мол, и конкурс Московской писательской организации называется с претензией «ЛУЧШИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ РОССИИ»http://www.mgospr.ru/arhiv/konkurs-luchshie-poety-i-pisateli-rossii-2014.
Можно встретить подобную преамбулу поздравительную: « Дорогие поэты и писатели! Коллектив Московской городской организации Союза писателей России и НП “Литературная Республика” от всей души поздравляет Вас…»
Был еще Всероссийский конкурс “100 великих. Поэты и писатели”http://nic-snail.ru/calendar/35
Но, между прочим, и на белгородском информационном сайте мы читаем: «Поэты и писатели Белгородской области отправились на Всероссийский молодёжный форум «Таврида»http://www.bel.ru/news/society/2015/07/18/908171.html
Ну, в самом деле, не могут же быть не правы сразу столько грамотных, творческих, опытных деятелей в области русского языка и литературы.
Грамотно ли выражение «поэты и писатели» решил разобраться и на литературном портале «Союз писателей» http://soyuz-pisatelei.ru/blog/2014-01-09-13926 Никита Брагин (talassa). По его первому, не подкрепленному ничем кроме личного опыта и интуиции мнению, как он сам заявляет, – нет. «Для меня поэт – стихотворец, писатель, пишущий стихи, – утверждает он, – соответственно, прозу пишет прозаик, писатель, специализирующийся на прозе. Таким образом, понятие «писатель» широкое – это всякий литератор – и прозаик, и поэт, и драматург. Получается, что выражение «поэты и писатели» соединяет в себе два понятия разного уровня – более общее (писатель) и более частное (поэт)».
И далее, в подтверждение своего предположения он предлагает обратить внимание на словари русского языка.
Толковый словарь Ушакова дает два определения слова «поэт»: 1) писатель-художник, создающий поэтические произведения; 2) писатель, пишущий стихами, стихотворец.
Толковый словарь Ожегова: 1) писатель – автор стихотворных, поэтических произведений. 2) человек, который наделён поэтическим отношением к окружающему, к жизни.
Толковый словарь Дмитриева: 1) поэт — это тот, кто создаёт стихотворные произведения; 2) поэтом могут называть автора любого художественного произведения, отличающегося яркой образностью.
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: 1) автор поэтических произведений; писатель-художник; автор стихотворных поэтических произведений; стихотворец; художник любого вида искусства, произведения которого отличаются поэтичностью; 2) тот, кто поэтически воспринимает действительность, поэтически относится к окружающему.
Исторический словарь галлицизмов русского языка:1). устар. Писатель вообще, творец художественных, поэтических произведений (независимо от жанра). «Господа стихотворцы и прозаики, одним словом поэты, в конце прошедшего столетия и даже в начале нынешнего оного выезжали на страстной и верной супружеской любви горлиц». С. Аксаков. Записки ружейного охотника. «Вся судьба моя зависит от успеха романа! Ох, трудно быть поэтом при таких условиях!» 18.2. 1868. Из письма Достоевского Майкову. 2). Автор стихотворных поэтических произведений.
Словарь иностранных слов русского языка: 1) художник, одаренный творчеством и чувством изящного; 2) стихотворец.
После анализа всех этих определений Н. Брагин делает вывод о том, что поэт – это всего лишь писатель, пишущий стихи, или стихотворец.
Но обратим внимание на то, что ни в одном словаре нет столь категоричного определения, а наоборот, поэт, прежде всего, рассматривается как некто с более широким диапазоном творческих и чувственных возможностей, нежели просто стихотворец:
– писатель-художник, создающий поэтические произведения;
– человек, который наделён поэтическим отношением к окружающему, к жизни;
– поэтом могут называть автора любого художественного произведения, отличающегося яркой образностью;
– автор поэтических произведений; писатель-художник;
– художник любого вида искусства, произведения которого отличаются поэтичностью;
– тот, кто поэтически воспринимает действительность, поэтически относится к окружающему;
– писатель вообще, творец художественных, поэтических произведений независимо от жанра;
– художник, одаренный творчеством и чувством изящного.
«Малый академический словарь» Евгеньева А.П., выпущенный Институтом русского языка Академии наук СССР дает следующее определение поэту: автор стихотворных, поэтических произведений; писатель вообще, творец художественных, поэтических произведений (независимо от жанра);о художнике любого вида искусства, произведения которого отличаются поэтичностью; о человеке, творчески относящемся к своему делу, страстно увлекающемся им; тот, кто поэтически воспринимает действительность.
Поэт – это заимствование из французского, где poete восходит к латинскому poeta от греческого poietes, образованному от глагола poiein – “делать, творить”. Буквальное значение греческого слова – “творец”.
А вот что говорится о понятии «поэзия»в словаре Даля: поэзия ж. изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью; поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты; наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства; одни считали поэзию рабским подражанием природе; другие – видениями из духовного мира; третьи видят в ней соединение добра (любви) и истины.
«Между поэтом и не-поэтом существует количественное, а не качественное различие, говорит Р. Мюллер-Фрейенфельс ( «Поэтика»). – Поэт от остального человечества отличается интенсивностью переживаний и способностью их выражать в родственных чувствам образах — символах. Вдохновение поэтическое нужно рассматривать только как повышенную сильную форму переживания, оно свойственно также ученым и религиозным вождям»
Как-то, когда в очередной раз зашел спор на эту тему, кто-то в шутку сказал, что это, мол, писатели от зависти к поэтам, решил «примазаться» к ним, а потом и принизить их значимость в художественном творчестве.
Ну что ж, давайте разберемся в том, кого называли писателями. Благодаря тому же Никите Брагину, мы вновь воспользуемся выборкой из словарей, которые он сам и предлагает в качестве подтверждения своей гипотезы.
Толковый словарь Ушакова: писатель – человек, пишущий литературные произведения.
Толковый словарь Ожегова: писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.
Толковый словарь Дмитриева: писатель — это тот, кто создаёт прозаические литературные произведения.
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: писатель – человек, пишущий литературные произведения.
Итак, мы можем предположить, что изначально, всяк писатель, занимающийся художественным творчеством, назывался поэтом, но со временем возник вопрос об отсутствии того самого изящества в письменности некоторых прозаиков и стихотворцев, что являлось главным в определении поэзии. Таким образом, стали называть не поэтами, а просто писателями тех, кто были лишены поэтического дара, но занимались литературным художественным творчеством, создавая образы на основе сюжетной, информационной, описательной, бытовой, философской и прочее. Но спустя еще какое-то время, писатели решили это положение дел изменить, выдвинув утверждение о том, что поэтичность художественных образов не должна являться неотъемлемой и основополагающей частью литературных произведений, написанных в прозе. Поэтому и предлагалось всех, кто сочиняет тексты художественные назвать писателями и классифицировать их на поэтов (тех, кто пишет стихами) и на прозаиков (тех, кто пишет прозой) не по содержанию, а по форме.
Пытаясь проникнуть в суть определения «прозаик», как оно соотносится с писателями и поэтами, вслед за Н. Брагиным опять обращаемся к словарям.
Толковый словарь Ушакова: 1) писатель, пишущий прозою; антоним – стихотворец, поэт. О чем, прозаик, ты хлопочешь? «Давай мне мысль, какую хочешь: ее с конца я завострю, летучей рифмой оперю». Пушкин; 2) перен. Человек с мелочными, узко практическими интересами.
Толковый словарь Ожегова: автор произведений в прозе.
Толковый словарь Ефремовой: 1. Писатель, пишущий прозой. 2. перен. Тот, кто лишен возвышенных интересов, занят повседневной, бытовой материальной стороной жизни.
Толковый словарь Дмитриева не содержит слова «прозаик»…
Исторический словарь галлицизмов русского языка: писатель, пишущий прозой (противопол.: стихотворец).
Словарь иностранных слов русского языка:(лат. prosaicus). 1) писатель, пишущий прозою. 2) человек чуждый мечтательности, отличающийся утилитарным взглядом на вещи.
Словарь синонимов русского языка: беллетрист, прозаист, писатель.
Итак, мы видим, что, исходя из определений словаря Дмитриева и словаря синонимов русского языка, писатель, это тот, кто пишет прозой. Делать из этого вывод, что у специалистов по русскому языку нет общего мнения по данному вопросу возможно, если не углубляться в этимологию слов, не обращать внимания на изначальное их значение, которое со временем трансформируется в нарицательные определения. А ведь русский язык богат на слова с множественным значением.
Добавим для полноты картины определение понятия «ПРОЗА» из словаря Даля: ПРОЗА ж. греч. обычная речь, простая, не мерная, без размера, противопол. стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой.
На мой взгляд, не стоит игнорировать целостность определений. Говоря о поэзии в контексте писательского труда или литературного творчества, кому как удобнее, не следует опускать те части, где поэзия рассматривается, как душевное свойство человека, его способность воспринимать и воспроизводить мир с особым, поэтическим, чувством.
Поэтом может быть художник, отразивший поэтическое восприятие мира в своей картине. Поэтом может быть садовник, отразивший свое поэтическое видение мира в садово-парковой архитектуре. Поэтом может быть юноша, влюбленный в девушку, отразивший свое поэтическое видение мира в отношении к ней. Поэтом может быть старик, отразивший свое поэтические видение мира в своем образе жизни. Поэт – понятие гораздо шире понятия писатель. Поэт может быть писателем, а может и не быт. Он может быть музыкантом, художником, колхозником.
И в то же время, не каждый писатель, даже пишущий стихами, может быть поэтом. Хотя бывает и наоборот, когда писатель, отразил поэзию в своем прозаическом произведении. Например, я считаю величайшими поэтами Федора Достоевского и Льва Толстого. Фёдор Михайлович создал поэтический образ русской души, страдающей, беспокойной, открытой, а Лев Николаевич создал поэтический образ великого русского народа.
И для полноты картины давайте вспомним, что такое Поэтика?
Значение слова «Поэтика» по Ожегову: «Поэтика» – часть теории литературы, изучающая строение художественных произведений и используемые в них эстетические средства. Это наука о формах и принципах словесного художественного творчества, о системе средств выражения, раздел теории литературы, трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры литературного произведения. Задачей поэтики (иначе — теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование.
В зависимости от времени, места и круга общения мы используем те определения понятий, которые приняты здесь, наиболее удобны и понятны. Но если мы хотим прийти к взаимопониманию в процессе использования широко распространенных определений, имеющих под собой действенную основу, то, с моей точки зрения, не следует пренебрегать изначальным смысловым значением в угоду модификации формы.
Поэтому когда мы говорим «поэты и писатели», то тем самым пытаемся наиболее точно дать определение авторам различных художественных произведений, руководствуясь не формой письма, а образностью литературного языка, изяществом, способностью «отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображеньем в высшие пределы, создавая первообразы красоты».
Жажда творчества: на какие жертвы шли писатели, чтобы заниматься литературой
Бросить учебу, собирать бутылки на улицах и скрываться под вымышленным именем
Путь молодого автора в большую литературу может занимать десятки лет. Конечно, кому-то удается по случайному стечению обстоятельств в одночасье получить и признание критиков, и неплохие гонорары. Но, к сожалению, чаще всего талантливые авторы без имени годами обивают пороги издательств, чтобы их заметили. Желая отточить писательское мастерство, они бросают учебу, уходят с работы, бедствуют, публикуются под вымышленными именами и даже отдают свое авторство супругам.
В нашей подборке — 7 авторов, которые прошли сложный путь, прежде чем стать известными.
Фридрих Шиллер
Скрывался полтора года от властей под вымышленным именем
Шиллер мечтал стать священником, но его отдали в военную академию на медицинский факультет. Учебой он интересовался мало, а вот чтение поэзии увлекало, и вскоре молодой человек начал экспериментировать со словом. Его первой драмой стали «Разбойники». Увы, ни один издатель не хотел их публиковать.
Фридрих не отчаялся и напечатал свое первое произведение на собственные средства. Вскоре он познакомился с директором Мангеймского театра, которой согласился поставить пьесу. Спектакль имел головокружительный успех!
К тому времени Шиллер уже окончил военную академию и занимал должность полкового врача. Руководство не хотело пускать его на постановку собственной пьесы в Майнгейм, и он самовольно покинул службу, за что попал на гауптвахту на 14 дней с запретом писать что-либо, кроме медицинских сочинений.
Тогда-то молодой человек и совершил побег из Штутгарта в Мангейм, а оттуда — в близлежащую деревню Оггерсгейм, где, поселившись под вымышленным именем в деревенском трактире «Охотничий домик», начал работать над пьесой «Коварство и любовь».
Денег не хватало. Вскоре Шиллер перебрался в пустующее поместье Бауербах, принадлежавшее давней знакомой. Под псевдонимом доктор Риттер он закончил «Коварство и любовь», а затем сделал набросок исторической драмы «Дон Карлос».
В общей сложности литератор скрывался от властей на протяжении полутора лет. Он вернулся в Мангейм лишь когда прекратились его розыски.
Федор Достоевский
Писал по ночам и бросил работу
Достоевскому было 15, когда по настоянию отца он переехал из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы поступить в инженерное училище. Ему нужно было готовиться к экзамену по математике, а он мечтал «о поэзии и поэтах». «Я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни», — написал он много лет спустя в «Дневнике писателя» о том времени.
Вместо учебников юноша читал сочинения Гомера, Корнеля, Расина, Бальзака, Гюго, Гете , Шиллера, Шекспира, Байрона, Державина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он организовал литературный кружок и стал редактором газеты, которая издавалась в училище. Его первые опыты были написаны в то время. Над ними Достоевский работал по ночам.
После окончания училища молодого специалиста назначили полевым инженером-подпоручиком в Петербургской инженерной команде. В это время он перевел на русский язык «Евгению Гранде» Бальзака и написал свой первый роман «Бедные люди», сделавший его знаменитым в литературных кругах еще до выхода произведения в печать. Решив всецело посвятить себя литературе, Достоевский подал в отставку и вскоре получил увольнение.
Он продолжал писать, даже когда через 5 лет попал на каторгу «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». «Сибирская тетрадь», которую Достоевский тайно вел, находясь в лазарете, впоследствии послужила материалом к повести «Записки из Мертвого дома».
Николай Некрасов
Ночевал на улицах и голодал
Свои первые стихи Некрасов стал записывать в тетрадь во время учебы в ярославской гимназии, после которой отец хотел отдать мальчика в дворянский полк. Однако, приехав в Санкт-Петербург для определения на службу, Некрасов понял, что хочет учиться, и, несмотря на угрозы отца оставить его без материальной поддержки, он начал готовиться к вступительным экзаменам в университет.
Желание учиться было настолько сильным, что, завалив вступительный экзамен, Некрасов все же пошел вольнослушателем на филологический факультет и провел там 3 года. Все это время, лишенный поддержки отца, он вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь. Часто начинающий литератор оставался без обеда и крыши над головой. Он голодал, ночевал на улицах и в ночлежках, часто болел.
Чтобы как-то заработать на жизнь, молодой человек начал давать уроки, писать небольшие статьи для газет, сочинять сказки и водевили. «Господи, сколько я работал!», — спустя годы вспоминал он о студенческой поре. Скопить немного денег Некрасову все-таки удалось, и в 19 лет он на собственные средства издал первую книгу — сборник стихов «Мечты и звуки».
Это издание молодой поэт отнес Жуковскому, который посоветовал печатать произведения без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Белинский тоже раскритиковал сборник в журнале «Отечественные записки». Книга не пользовалась популярностью, и тогда Некрасов сам скупил весь тираж, чтобы уничтожить его.
Другой бы на его месте отчаялся. Но выпускник филфака решил и дальше пробовать себя в литературе. Из-под его пера вскоре вышли реалистические повести о разночинцах и бедняках, сделавшие его впоследствии одним из главных представителей «натуральной школы», а также юмористические рассказы. Некрасов устроился в штат «Отечественных записок» к Белинскому, критиковавшему его еще каких-то пару лет назад. С этого началась его литературная и издательская карьера.
Иван Бунин
Самостоятельно рассылал книги друзьям с просьбой похвалить
Во время учебы в гимназии Бунин начал писать стихи, а в 15 лет закончил свой первый роман «Увлечение», который не приняла ни одна редакция. Однако, уже через 2 года в журнале «Родина» вышел первый стих молодого автора, написанный на смерть поэта Семена Надсона. «Утро, когда я шёл с этим номером с почты в Озёрки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал своё произведение, никогда не забуду», — вспоминал позже литератор.
Успеха за выходом стихов не последовало. Когда через 4 года Бунин выпустил свой дебютный сборник, он рассылался бесплатно всем подписчикам газеты «Орловский вестник», но даже это не помогло заинтересовать читателей и критику. Молодой писатель самостоятельно слал книгу друзьям и знакомым с просьбой написать отзыв. Часто в его письмах присутствовала фраза: «Хвалите, пожалуйста, хвалите!».
Второй сборник Бунина тоже остался незамеченным, и только после выхода третьей книги, «Листопада», к нему стала приходить литературная известность. Несмотря на то, что многие критиковали стихи писателя за их простоту и однообразие, он попросил Чехова представить «Листопад» на соискание Пушкинской премии. Тот выполнил просьбу молодого автора, и ходатайство принесло Бунину половинную премию. И все же это никак не повлияло на продажи книги: по словам Чуковского, даже после снижения цены нераспечатанные пачки «Листопада» еще долго лежали в издательстве и служили мебелью для посетителей редакции.
Генри Миллер
Отдал авторство жене, чтобы ее любовник заплатил гонорар
Когда Миллер познакомился с будущей женой Джун Эдит Смит, он работал управляющим в Western Union, во время отпусков пробовал писать небольшие рассказы и воспитывал дочь со своей первой женой Беатрис. Ничто, как говорится, не предвещало беды. Однако роман с 21-летней танцовщицей так увлек клерка, что он оставил семью, а вскоре бросил и работу: новая пассия убедила Миллера всецело посвятить себя литературе.
Поначалу дела шли хорошо: Джун неплохо зарабатывала в театре. Но вскоре денег на жизнь стало не хватать, а толпа любовников, увивавшихся вокруг девушки, все росла и росла. Новоиспеченная жена предложила Миллеру бизнес: он пишет короткие рассказы на 10-12 строк, печатает их на разноцветных карточках, а Джун выдает их за свои и продает обеспеченным ухажерам. Идея оказалась коммерчески успешной, и вскоре девушка стала получать заказы на небольшие истории от журналов. Писал их, естественно, Миллер.
Однажды к Джун обратился немолодой, но обеспеченный поклонник, знакомый с ее творчеством по разноцветным карточкам. Желая сблизиться с симпатичной танцовщицей, он заказал ей роман о парижской жизни в духе Пруста и Джойса и предложил спонсировать творческую командировку во французскую столицу. Женщина согласилась и предоставила в качестве набросков неопубликованные работы Генри, выдав их за свои. Авантюра удалась: вскоре Миллеры отправились в парижский отпуск, откуда Джун, скрывая свое замужество и авторство произведения, привезла поклоннику роман «Молох».
Джон Стейнбек
Работал сторожем на рыбном заводе и воровал еду
Стейнбек, как и многие молодые писатели, ставшие впоследствии известными, бросил учебу в университете. Оставив аудитории Стэнфорда, где он изучал английскую литературу, юноша перебрался в Нью-Йорк, мечтая о литературной карьере. Любые попытки пристроить свои рассказы в журнале заканчивались неудачей, а временные подработки не приносили существенного дохода.
Разочарованный молодой человек вынужден был вернуться в родную Калифорнию, где начал работать гидом, а позже — сторожем на рыбном заводе. Вскоре Стейнбек женился, и любящий отец предоставил ему свой коттедж и бумагу для рукописей, чтобы сыну не приходилось разрываться между зарабатыванием денег и творчеством.
Денег на еду, однако, не хватало. Стейнбек часто уходил рыбачить. Супруги питались рыбой, крабами и овощами, выращенными на участке. Иногда писатель воровал бекон в лавке у местного мясника. Из бедности молодым людям удалось выбраться лишь после публикации повести «Квартал Тортилья-Флэт», ставшей для Стейнбека его первым литературным успехом.
Габриэль Гарсиа Маркес
Бросил учебу и собирал бутылки на улицах
Во время учебы на юридическом факультете в университете Боготы Маркес понял, что хочет заниматься журналистикой и литературой. Оставив alma mater, он устроился в небольшую газетенку и вступил в неформальную группу авторов «Барранкилья», убедивших молодого человека стать писателем.
Через несколько лет его в качестве корреспондента отправили в Париж, где он пытался писать рассказы. Увы, произведения начинающего литератора никому не были интересны. Денег не хватало. «Я собирал бутылки и старые газеты, за которые мне давали несколько сантимов. Временами я одалживал старую косточку у мясника, из неё варили похлёбку», — позже вспоминал Маркес о том периоде.
С того момента, как он оставил университет и стал признанным писателем, прошло 17 лет. Все это время он работал в газетах, писал рассказы и сценарии, которые не вызывали интереса у читателей. Даже его первая повесть «Полковнику никто не пишет» разошлась мизерным тиражом в 800 экземпляров, хотя напечатано было 2000. Лишь после выхода «Ста лет одиночества» к Маркесу пришла всемирная литературная слава и признание.
Куда отправить рукопись: детские издательства и конкурсы
Куда отправить рукопись – вопрос, который встает перед каждым автором. Я подготовила список издательств, конкурсов и семинаров для детских писателей, а также комментарии издателей и редакторов.
Совет №1: Не торопитесь обращаться в издательство
Особенно если вы только начинаете литературную карьеру. В издательства приходит огромное количество рукописей и поэтому читают их крайне медленно. Например, в ЭКСМО официальный срок рассмотрения — от 6 месяцев.
Анна Бирюкова, редактор издательства «Махаон»: «По опыту могу сказать, что 99,9% самотека — это графомания. Рукописи, которые можно издать, приходят, как правило, по рекомендации писателей или знакомых редакторов». Источник
Вы можете прождать очень долго и не получить ответа. А поскольку ни одно издательство не рецензирует рукописи, вы так и не узнаете, по какой причине текст не подошел. Но есть и другие способы заполучить их внимание.
Совет №2: Развивайте мастерство на писательских курсах
В материале “Где учиться на детского писателя” я собрала самые полезные и интересные образовательные программы. Вы получите рекомендации профессиональных писателей, которые подскажут, как сделать текст лучше. А возможно, они даже порекомендуют текст в журнал или издательство.
Тамара Михеева, детский писатель, лауреат конкурсов им. Михалкова и «Заветная мечта»: «Благодаря писателю Наталье Евдокимовой я узнала, что существуют семинары для молодых писателей, пишущих для детей. Там я получила гораздо больше, чем в школе и в Литинституте».
Алла Насонова, директор издательства «Детгиз»: «В «Детгизе» в течение семи лет проходит фестиваль «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа», собирающий молодых литераторов со всей России и даже из-за рубежа: Эстонии, Финляндии, Украины. И глядя на нас, наших молодых авторов растаскивают другие небольшие частные издательства. И теперь молодые авторы, которых мы открыли во время наших фестивалей, очень бурно разбираются по стране, чему мы очень рады». Источник
Совет №3: Поучаствуйте в литературном конкурсе
Многих детских писателей заметили и опубликовали именно благодаря конкурсам, и я тоже принадлежу к их числу. Издатели поняли, что конкурсы — это своеобразное «сито». Зачем читать самотек, когда есть квалифицированное жюри? Кроме того, конкурс — неплохой механизм продвижения автора и книги. Поэтому некоторые издательства даже учредили свои конкурсы.
Борис Кузнецов, директор издательства «Росмэн», председатель жюри конкурса «Новая детская книга»: «Жюри нашего конкурса очень ответственно подходит к составлению шорт-листов. И, положа руку на сердце: да, эти работы можно издавать все. Мы многим даем путевку в жизнь. За эти пять лет многие наши авторы – участники конкурса – издавались и у нас, и в других издательствах». Источник
Виталий Зюсько, директор издательства «Компасгид»: «Конец 2014 года был для нас очень богатым на хорошие рукописи. За это мы во многом благодарны двум литературным конкурсам — «Книгуру» и премии Крапивина. Именно они помогают нам такие тексты находить». Источник
Ирина Балахонова, главный редактор издательства «Самокат»: «Чтобы найти российских авторов, мы следим за литературными премиями и конкурсами, хотя их в России немного: «Книгуру», «Крапивинка». Читаем тексты призеров, номинантов, и если автор нравится, связываемся с ним как можно скорее». Источник
Алина Дальская, редактор издательства «Настя и Никита»: «Мы устраиваем собственный литературный конкурс, главный приз победителю — гарантированная публикация произведения. И редко когда автор-победитель не становится нашим постоянным автором. Как правило, первая публикация — только начало. Кроме того, достаточно часто мы публикуем и других авторов, вошедших в шорт-лист. Примерно 30 произведений у нас через этот конкурс были опубликованы». Источник
Эдуард Веркин, автор более 30 книг для подростков: «Периодически я хожу на конкурс «Книгуру», сейчас туда ходят все наши подростковые авторы, ищут своих издателей. «Книгуру» ценен тем, что он разноплановый — есть там и сказки, и фантастика, и научпоп, и школьные повести, и социальная литература». Источник
Конкурсы
Требования к произведениям указаны на сайтах конкурсов.
1. Конкурс «Новая детская книга»
Конкурс проводится ежегодно издательством «Росмэн». Год от года номинации немного различаются. Всегда есть номинация для дошкольников и младших школьников (сказки, рассказы, стихи) и для старших подростков (фэнтези, мистика, хоррор, триллер). По итогам конкурса издательство публикует понравившиеся тексты. Сотрудничество с новыми авторами и иллюстраторами издательство осуществляет только через конкурс. Благодаря конкурсу вышли “Часодеи” Натальи Щербы, “Дарители” Екатерины Соболь, “Мутангелы” Аи Эн и другие серии для подростков.
2. Конкурс «Книгуру»
Конкурс проводится ежегодно при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Короткий список выбирает совет экспертов, а лауреатов — открытое подростковое жюри. Принимаются художественные, художественно-познавательные и научно-познавательные тексты. Вручаются три премии: за первое место – 500 000 рублей, за второе – 300 000, за третье – 200 000.
3. Премия им. В.П. Крапивина
Конкурс проводится ежегодно. Рукописи отбирает литературный совет, состоящий из писателей, критиков, библиотекарей. Председатель жюри — сам Владислав Петрович Крапивин. Принимаются произведения для детей и подростков, как уже изданные в виде книг, опубликованные в прессе, так и не изданные, в прозе, объемом не менее 1,5 авторских листов, в том числе сборники сказок и рассказов. Призовой фонд – 200 000 рублей.
4. Конкурс им. С. В. Михалкова
Конкурс учрежден Российским Фондом Культуры и Советом по детской книге России, проводится раз в два года. Принимаются ранее не публиковавшиеся произведения для детей 12-17 лет в стихах или прозе объемом от 4 до 10 авторских листов. Тексты финалистов публикуются в издательстве «Детская литература» (с выплатой гонорара). Вручаются три премии: за первое место — 1 000 000 рублей, за второе — 800 000, за третье — 500 000.
5. Конкурс «Короткое детское произведение»
Конкурс проводится 2 раза в год издательством «Настя и Никита». Принимаются художественные и познавательные тексты для детей от 6 до 12 лет объемом 15000-25000 знаков с пробелами. По итогам конкурса издательство публикует понравившиеся тексты.
6. «Рукопись года»
Премия издательства «Астрель». В том числе принимаются произведения для детей и подростков. Издательство публикует книги победителей.
Совет №4: Изучите требования издательства
Не всегда сотрудники издательства успевают и книги к печати готовить, и в мероприятиях участвовать, и конкурсы отслеживать. Позвоните в редакцию и предложите рукопись (если она входила в короткий или длинный список какого-то конкурса, обязательно упомяните об этом!). Не забудьте предварительно зайти на сайт издательства и узнать, какие книги они публикуют и какие требования предъявляют к рукописям.
Наталья Родионова, редактор издательства «Махаон»: «Идея будущей книги должна быть оригинальной, сюжет — интересным, действие — динамично развивающимся, герои книги должны быть четко прописаны. Язык должен быть живым, образным; нудное, нравоучительное повествование отобьет охоту читать уже на первых страницах. В общем, книга должна побуждать детей думать, размышлять». Источник
Ольга Муравьева, директор департамента детской литературы издательства «АСТ»: «Я не изобретаю велосипед, а руководствуюсь указаниями классиков. В поэзии работают все тринадцать «последних заповедей», которые сформулировал Чуковский в своей книге «От двух до пяти». Например, если вы написали страницу (это 30 строк) и поняли, что их все можно проиллюстрировать одной картинкой, то эту страницу следует порвать и выкинуть на помойку. В каждых двух строках должен быть образ, картинка, которую ребёнок себе представляет.
Насчёт прозы хорошо высказался Юрий Иосифович Коваль: нужен мощный зачин. Чтобы вы сказали: «О! Такого я ещё не читал» и мигом проглотили первые две страницы». Источник
Виталий Зюсько, директор издательства «Компасгид»: «Нам нравится, когда у автора есть собственная позиция по тому или иному вопросу, когда он говорит о важных для него проблемах». Источник
Детские издательства
Требования для авторов, художников и переводчиков указаны на сайтах издательств по ссылкам.
Издательства для начинающих авторов
Ниже представлен список издательств, предлагающих сотрудничество молодым и начинающим авторам. Среди них есть издательства художественной и деловой литературы, детской литературы, фантастики и фэнтези, исторических трудов, учебников. Список издательств периодически дополняется и обновляется.
1. Издательский дом «Питер»
Издательство предлагает сотрудничество авторам книг по следующим направлениям: компьютерная литература, экономическая литература, популярная литература, гуманитарная литература, медицинская литература, психологическая литература, художественная литература. Подробности: piter.com
Также на сайте издательства есть вакансии для переводчиков, редакторов, корректоров. В некоторых случаях возможна удаленная работа. Вакансии можно посмотреть здесь.
2. «Эксмо»
Издательство предлагает сотрудничество авторам художественной, деловой, учебной и прикладной литературы. Подробности: eksmo.ru
Также издательство активно работает с фрилансерами (редакторами, переводчиками, иллюстраторами). Посмотреть актуальные вакансии издательства можно здесь.
P.S. В 2007 году «Эксмо» выпустило мою книгу «Я – фрилансер или Как навсегда уйти из офиса». В целом издательство оставило приятное впечатление.
3. «Вильямс»
Издательство выпускает профессиональную и научную литературу. По ссылке можно посмотреть условия подачи заявки на издание книги: williamspublishing.com
4. «Юрайт» (для авторов учебников)
Издательство выпускает учебную литературу для вузов. Приглашает авторов для издания или переиздания учебников. Подробности: urait.ru
5. «КноРус» (для авторов учебной литературы)
Приглашает авторов – преподавателей российских высших и средних учебных заведений. Издательство выпускает учебники, учебные и практические пособия, задачники. Подробности: knorus.ru
6. «Добрая книга»
Приглашаются к сотрудничеству авторы, пишущие на следующие темы: экономика и бизнес, деловая литература, технологии личной эффективности, практическая и популярная психология. Требования к произведениям – на сайте издательства: dkniga.ru
Также издательство «Добрая книга» набирает корректоров, литературных редакторов, в том числе на условиях удаленной работы (из дома). Вакансии издательства здесь.
7. «Манн, Иванов и Фербер»
Изначально издательство выпускало бизнес-литературу. Сейчас, помимо деловой тематики, выпускает книги по саморазвитию, здоровому образу жизни, детскую литературу. Информация для новых авторов и форма для отправки заявки находится здесь: mann-ivanov-ferber.ru
Также в издательство требуются художники, литературные редакторы, корректоры. Предлагается в том числе удаленная работа (из дома). Посмотреть актуальные вакансии можно здесь.
8. «РИПОЛ Классик»
Издательство приглашает к сотрудничеству новых авторов прозы и поэзии любых жанров. Подробная информация на сайте издательства: ripol.ru
9. «Росмэн» (детская литература)
Выпускает детскую литературу, лидер данного рынка. Новых авторов издательство набирает через конкурс «Новая детская книга». Сайт конкурса: newbook-awards.ru
Также отвечают на вопросы авторов в группе ВКонтакте.
10. «Астрель-СПб»
Выпускает детскую литературу, современную прозу, фантастику, криминальную прозу. Информация для новых авторов: astrel-spb.ru
11. «Азбука»
Выпускает деловую и художественную литературу, детские книги, фэнтези, фантастику. Помимо авторов, приглашает к сотрудничеству переводчиков, редакторов, дизайнеров, иллюстраторов. Условия сотрудничества: azbooka.ru
12. «Вече»
Специализируется на исторической литературе (художественные и популярные произведения о российской и мировой истории). Информация для авторов: veche.ru
13. «Лабиринт» (детские книги)
Издательство ищет новых авторов детских книг. Также предлагает работу художникам. Подробная информация на сайте: labirint.org
14. «Альпина Паблишер»
Ищут авторов деловых книг, а также книг по личному и профессиональному совершенствованию. Подробная информация: alpinabook.ru
15. Интернет-магазин «Литрес»
Крупнейший интернет-магазин на рынке электронных книг. Сотрудничает как с издательствами, так и с авторами. Подробная информация для авторов litres.ru
Советы молодым авторам
- На нашем сайте есть полезная статья «Как написать и издать свою книгу?». В ней Вы найдете полезные советы для начинающих авторов, в том числе – как заинтересовать издательство в своей книге. Советуем прочитать данную статью.
- Если Вы – начинающий автор, рекомендую вступить в сообщество Издато. В нем общаются представители издательств, молодые авторы. Встречаются предложения для начинающих авторов. Очень много советов и полезной информации. Главное не стесняйтесь спрашивать – помогут.
Часто издательства просят прислать полный текст рукописи для рассмотрения. Если Вы беспокоитесь относительно соблюдения авторских прав, то можете проконсультироваться с юристами, как защитить свои права на книгу в случае любых спорных вопросов.
Полезные статьи и материалы
- Сколько можно заработать на копирайтинге? В статье подробно рассказано, сколько можно заработать написанием текстов и статей для сайтов.
- Стилистические ошибки: виды, примеры, как исправить. Полезная статья для начинающих авторов и писателей.
Как легко написать любой текст? Способы решения проблемы чистого листа.