Почему бездомный перестал писать стихи
Иван Бездомный («Мастер и Маргарита»)
Кто такой Иван Бездомный
Иван Бездомный (настоящая фамилия Понырёв) — пролетарский поэт, член организованного Берлиозом МАССОЛИТа. Это простоватый молодой человек, лет двадцати трёх. Он пишет по заказу Берлиоза антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В самом начале романа показана его беседа с Берлиозом по поводу этой поэмы. Бездомный изображает Иисуса как обычного человека, а Берлиоз желает, чтобы он выглядел типичным героем мифа.
Вскоре Берлиоз погибает, свидетелем чему является Бездомный. Затем он пытается погнаться за Воландом, вследствие чего попадает в психиатрическую лечебницу. Там он встречает Мастера, который рассказывает ему свою историю, а заодно настоятельно советует ему перестать писать стихи.
Указание на возраст Бездомного позволяет сделать вывод о его интеллекте и уровне образования. Родился он примерно накануне Первой мировой войны. Школьные годы он провёл в первые годы Советской власти и Гражданской войны. Значит, уровень его школьного образования был «начально-советский». Другими словами, Бездомный — человек грубый и весьма невежественный.
В тот момент, когда он пишет поэму о Христе, он практически ничего не знает об истории, религии, психологии, он не читал «евангелие», не знает «Фауста» Гёте. Он даже не догадывается, что у его начальника Берлиоза есть знаменитый однофамилец-композитор. Ничего не знает он и о шизофрении, с которой впервые познакомился уже в психбольнице. Так что нетрудно предположить, что именно он написал бы в своей поэме.
«Исправление» Бездомного
Впрочем, с этим можно не согласиться, ведь действие разворачивается не только в реалистическом пространстве, но и в сказочно-магическом. Бездомному пришлось пройти через многие испытания, после чего он стал совсем другим человеком. Он встретился с существами из «потустороннего мира», уверовал в бога и в дьявола, значительно поднял свой образовательный уровень. А главное — он понял, что его ранние стихи были откровенно плохими и публиковались только из-за их «партийности» и идеологической верности. Бездомный обрёл собственное мнение, подверг свои ранние убеждения жёсткой критике и обрёл подлинную свободу. Став профессором, он перестал подписывать свои работы прежним псевдонимом, то есть полностью отказался от своей прежней сущности.
Прототипы
Как говорилось выше, таких людей, как Иван Бездомный, в сталинском СССР были многие тысячи. Впрочем, у этого персонажа были и непосредственные прообразы. В первую очередь таковым считают Ефима Придворова — советского поэта, вошедшего в литературу под псевдонимом Демьян Бедный. У обоих очень похожи настоящие имена и псевдонимы, в общих чертах схожая биография, уровень образования, мировоззрение и уровень «поэтического таланта». Ефим Придворов был очень плохим, но чрезвычайно плодовитым стихотворцем, которого охотно публиковали советские журналы благодаря «пролетарскому» характеру его произведений.
Ещё одним прототипом считается Александр Безыменский — советский еврейский поэт, фамилия которого тоже наводит на мысль о Бездомном. Был и ещё один поэт с похожим псевдонимом — Иван Приблудный (настоящее имя — Яков Овчаренко). В литературе прототипами Бездомного считают студента из поэмы Гёте «Фауст», а также Стентона из романа Метьюрина «Мельмот Скиталец».
Известно также, что в раннем возрасте Булгаков работал в газете «Гудок». Там псевдоним Бездомный носил его коллега, хотя другие источники утверждают, что так подписывался сам Булгаков.
Иван Бездомный — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Поэт перед смертью М. А. Берлиоза
Иван Николаевич Понырев пишет стихи под псевдонимом «Бездомный». Он член МАССОЛИТа и ученик Михаила Александровича Берлиоза, председателя правления. Поэту всего 23 года, но его стихи уже пользуются популярностью и печатаются на первых страницах газет. Псевдоним «Бездомный» был выбран Булгаковым для поэта неслучайно. Существует мнение, что он взят автором из жизни. В газете «Гудок» псевдоним Бездомный носил один из коллег Булгакова либо даже сам писатель в начале своей карьеры. Автор хотел показать близость поэта народу, его простоту и открытость. Внешность молодого человека также совпадала с его крестьянским образом: зелёные глаза, рыжеватые вьющиеся волосы, широкие плечи добавляли ему обаяния. Молодой человек не был достаточно образован и имел вредные привычки. Курение и пьянство были спутниками его жизни.
Встреча с Воландом и смерть Берлиоза
Читатель знакомится с Иваном уже в первой главе романа. Он и его наставник Берлиоз обсуждают только что написанное сочинение на религиозную тему. В нём поэт представил Иисуса в негативном свете, чем, по мнению Берлиоза, совершил большую ошибку. Михаил Александрович считал, что нужно вовсе отрицать существование Сына Божьего. Необходимо отметить, что МАССОЛИТ являлся социалистической организацией, члены которой были обязаны писать сочинения соответствующей идеологии. В связи с этим становится понятно, почему Берлиоз так яростно отстаивал свою точку зрения.
К беседе присоединился иностранец (Воланд), который опроверг утверждения Берлиоза. Незнакомец утверждал, что был свидетелем тех событий. Литераторы сочли его безумцем. Затем Воланд предрек смерть Берлиозу и подчеркнул, что ничего изменить нельзя. Михаил Александрович возразил иностранцу. Он считал, что человек сам творит свою судьбу, однако избежать смерти ему не удалось. Берлиоз попал под трамвай, и этот факт навсегда изменил судьбу Ивана Бездомного.
Сумасшествие поэта
После смерти Берлиоза Иван уже не мог отрицать существование Бога и Дьявола. Он попытался найти понимание среди коллег, писал заявление о причинах смерти Берлиоза в милицию, но ему никто не поверил. Его сочли безумным и поместили в психиатрическую больницу с диагнозом шизофрения. Там Иван встречает Мастера, они лежат в соседних палатах. Благодаря их беседам поэт находит утешение, а также осознаёт, насколько плохи на самом деле были его стихи. Он понимает, что его творчество было продиктовано требованиями партии, а не его собственными душевными порывами. Иван даёт обещание Мастеру больше не писать стихов.
Перерождение Ивана
Иван выздоравливает, выписывается из больницы. Он больше не пишет стихов, как и обещал Мастеру, и не пользуется псевдонимом. Вместо этого он становится профессором и пишет труды на исторические и философские темы уже под собственным именем. Однако встреча с Воландом не может пройти бесследно ни для одного из героев романа. Каждое полнолуние Иван идёт на Патриаршие пруды. Он проводит всю ночь на улице, возвращается домой и видит один и тот же сон об Иешуа и Понтии Пилате.
Вывод
Образ Ивана Бездомного в романе иллюстрирует идею перерождения. По мнению М. А. Булгакова, в жизни любого человека возникает момент, когда образ его мыслей меняется. Тогда человек волен освободиться от влияния общества и творить по велению души. В начале романа Иван хотел соответствовать ожиданиям литературного общества. Осознав свои заблуждения, поэт развивался как личность и к концу романа обрел собственное мировоззрение.
Характеристика образа Ивана Бездомного может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Почему Иван Иванович перестал писать стихи.
Ивану Ивановичу было 10 лет, когда он написал свое первое стихотворение, написал он его тогда в старой советской тетрадке в клеточку, с синей-зеленой типовой грустной обложкой. Сейчас тоже такие тетради есть, их делают для грустных учеников, вероятно будущих поэтов, но тогда делали только такие, не взирая на веселый или грустный нрав ученика. Иван Иванович взял тогда новую тетрадь и написал в ней свое первое стихотворение. Потом второе, потом третье, потом тетрадь закончилась.
В выпускных классах Иван Иванович писал стихи на последних страницах уже более продвинутых тетрадей, с машинками на обложке, и стихи эти были прежде всего про любовь к однокласснице Саше Колосовой, рыжей , с вьющимися волосами, невероятными веснушками, глазами то голубыми, то зелеными. Он писал о том как любит ее, как боится подойти, как готов подарить ей небо и звезды и сердце за одним, как готов целовать ее ноги, руки. Иван Иванович был уверен тогда, что эти стихи признают шедевром любовной поэзии, и в будущем обязательно опубликуют миллионным тиражом на всю страну, Саша Колосова обязательно их прочитает и тогда все поймет.. и вот.
В 20 лет он выбросил все эти тетради с нелепыми рифмами. В 20 лет Иван Иванович уже знал, что глагольные рифмы – это моветон, что кровь-морковь-свекровь-вновь – это замучено до неприличия. И уже наверняка знал как пишутся стихи, вдумчиво и красиво. Эх была бы сейчас за соседними партами Саша Колосова, он бы ей такое написал, что она бы не устояла, и не вышла бы замуж за Васю Камушкина год назад.
В 22 года Иван Иванович продолжал писать стихи, он писал о жизненном выборе, об одиночестве и, конечно, о неразделенной любви, и не просто писал, а по-научному, можно сказать ямбал, хореил и амфибрахил направо и налево, был членом городского ЛИТО, где читал свои стихи по средам и субботам, ему хлопали, его любили, его печатали, редко, но печатали.
В 24 года Иван Иванович писал о разделенной прекрасной любви, о выбранной жизни, получалось менее ярко, и писал он реже. Придумывалось на пике эмоций, но где-то в голове, не бежать же к тетради и карандашу на пике эмоций, а потом стиралось, забывалось, скатывалось к глагольным рифмам.
в 26 лет у Ивана Ивановича родилась дочь, и писалось совсем редко, все эмоции уходили на его маленькое чудо Верочку. Ближе к 27 годам Иван Иванович стал писать о том, чего добился в этой жизни, и что из этого он действительно хотел получить, писал об одиночестве, о встречах со случайными людьми, о как бесконечно коротко бесконечное счастье, о том, что все мы стареем, о том как катиться время с горы набирая ход.
В 28 лет Иван Иванович писал о второй разделенной любви, настоящей любви, уже осознанной, такой которую он всегда ждал, о той которой суждено когда-нибудь кончиться, сколько не мечтай, о грусти по Верочке, живущей вдали от папы, о детских радостях во взрослой жизни, таких как мультфильмы или парки аттракционов. Писал часто, читал стихи в ЛИТО только 1 раз в месяц, выбирая из написанного, то, что хотел бы прочитать.
В 32 года Иван Иванович перестал писать стихи. Стало не о чем. Все уже было. Жизнь наполнилась штампами и печатями. Он написал про все. Использовал все рифмы. Новые женщины не приносили с собой новых рифм, новые выборы по сути уже когда-то были. Иван Иванович успел прожить все рифмы до 32 лет. Какое-то время в городском ЛИТО еще ждали его стихи. Какое-то время его помнили.
Прошло время, Иван Иванович все так же успешен. С ним время от времени живет та или иная прекрасная женщина, не важно какая по счету. Дочка Верочка ходит в школу и приносит пятерки в дневнике, но не в квартиру Ивана Ивановича. Типичная удавшаяся жизнь. Вот только стихи, больше не пишутся. об этой типичной жизни.
– Видел недавно Сашу Колосову, вернее Камушкину, она все такая же рыжая, красива чертовски, с Васей развелась пару лет назад, зашли в кафе попили кофе обменялись телефонами – рассказывал Иван Иванович своему школьному другу, вернее другу, с которым когда-то учились вместе в школе, а ныне коллеге по работе Виктору Петровичу.
– Да ты что! И как!
– Да все хорошо, но стихи не пишутся, не нужны они уже ни мне, ни Саше. Зато наконец проект доделал, посмотришь?
Иван Бездомный в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание (Иван Понырев)
![]() |
Иван Бездомный в ресторане “Грибоедов”. Художник Николай Королев |
Иван Бездомный является одним из ярких второстепенных персонажей выдающегося романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.
Иван Бездомный (Понырев) в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание
Иван Бездомный является известным поэтом. Его фотография и стихи печатаются на первой странице “Литературной газеты”:
“. известный поэт Иван Бездомный. ”
“. Иван Николаевич Бездомный – известнейший поэт. ”
“. Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта. “
Иван Бездомный – член литературного общества “МАССОЛИТ” (это – вымышленная организация):
“. исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался. ”
“. Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного. “
Возраст Ивана Бездомного – 23 года:
“. Мне двадцать три года, – возбужденно заговорил Иван. “
Иван Бездомный – это еще юноша, мальчик:
“. этот мальчик, Иван Бездомный. ”
“. Она смотрела на лежащего юношу. ”
“. встретиться с этим молодым человеком. “
Внешность Ивана Бездомного:
“. плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. ”
“. уставив на него свои бойкие зеленые глаза. ”
“. Рыжеватый, зеленоглазый. “
У Бездомного сиплый голос:
“. Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный. “
Бездомный любит выражаться вычурно и фигурально:
“. На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально. “
Он является малообразованным, невежественным человеком:
“. Ну вы, конечно, человек девственный, – тут гость опять извинился. ”
“– . ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
– Бесспорно, – согласился неузнаваемый Иван. “
Иван Бездомный имеет вредные привычки (он курит папиросы и любит выпить):
“. мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились. ”
“. Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный. ”
“. Нет, выпивал, но не так, чтобы уж. ”
“. А тут еще алкоголизм. “
Иван – холостой мужчина:
“. Холост, – испуганно ответил Рюхин. “
Бездомный является атеистом: он не верит в Бога. Также он не верит в дьявола:
“. Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. ”
“. Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз. “
Поэт Бездомный – человек, способный сочувствовать и сострадать:
“. молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему.
Он умеет держать свое слово:
“. Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. “
Бездомный любит трогать предметы без надобности:
“. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее. “
Иван Бездомный и Воланд
Однажды поэт Иван Бездомный и литератор Берлиоз знакомятся с сатаной Воландом:
“. Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед. ” (о Воланде)
Воланд с помощью Коровьева и других членов своей свиты наказывает Ивана Бедомного за то, что тот не верит ни в Бога, ни в дьявола:
“. Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах. ” (о Коровьеве)
“. Вы были одним, по‑видимому, из первых, кто от него пострадал. ” (о Воланде)
После встречи с Воландом и смерти Берлиоза Бездомный сходит с ума:
“. И вы и я – сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс – и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва. ”
“. Товарищ Бездомный успокойтесь! Вы расстроены смертью всеми нами любимого Михаила Александровича. нет, просто Миши Берлиоза. “
Бездомного помещают в сумасшедший дом:
“. меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом. “
Иван Бездомный лежит в комнате (палате) №117 в сумасшедшем доме:
“. Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, – распорядился врач, надевая очки. ”
“. Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы. “
Доктор ставит Бездомному диагноз – шизофрения:
“. Двигательное и речевое возбуждение. Бредовые интерпретации. Случай, по‑видимому, сложный. Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм. “
Иван Бездомный и Мастер
Бездомный знакомится с Мастером и клянется ему, что больше не будет писать стихи:
“. Нет, – тихо ответил Иван, – я больше стихов писать не буду. ”
“. вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему‑то неприятными. ”
“. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван. “
Жизнь и судьба Ивана Бездомного
“. плывет над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем. “
“. лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев. “
“Его жена притворяется, что не замечает его состояния. “
“Да, это еще одна жертва, вроде меня.” (Иван о себе и Николае Ивановиче, соседе Маргариты)
“Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием.”
“И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды.”
“Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек. “
“И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться.”
“После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом.”
Почему Иван Понырев испльзует псевдоним “Бездомный”?
Такие псевдонимы, как “Бедный” или “Бездомный”, указывают на народные корни поэта, его простое происхождение, возможную “нищету” и “бездомность”. Иван Понырев очевидно воплощает в себе образ “крестьянского” поэта, человека “из низов”, поэтому выбирает себе такой псевдоним.
По словам исследователей, Булгаков также предполагал дать Ивану такие псевдонимы, как Антоша Безродный, Иванушка Безродный и др.
Псевдоним “Бездомный” взят Булгаковым из жизни: такой псевдоним использовал коллега Булгакова по газете “Гудок”. По другой версии, это псевдоним самого Булгакова времен его работы в газете “Гудок”.
Иван Бездомный в романе “Мастер и Маргарита”
Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» выделяется среди всех второстепенных персонажей. Его судьба меняется в лучшую сторону под влиянием действий Воланда и Мастера.
Значение имени
Бездомный – псевдоним героя. Настоящее его имя – Иван Николаевич Понырев. И псевдоним, и настоящая фамилия и имя несут смысловую нагрузку. Популярны в то время были псевдонимы типа «Бездомный», они указывали на связь писателя с народом. Однако для автора было важным также показать, что всего лишь одной буквой отличается «Бездомный» от «бездумного». Именно таким и был герой до его знакомства с Мастером.
Характеристика Ивана Бездомного невозможна без понимания причин того, почему автор дает герою именно такое имя. Это явно не говорящие номинации, однако, если вникнуть в библейские мотивы, то имя, которое дал герою М. А. Булгаков, связано с пророком Иоанном Крестителем. Он предрек появление Иисуса Христа. Так, Иван Бездомный в произведении, являясь поэтом, говорит другим литераторам, что в Москве появился он. Однако речь здесь идет о Воланде.
Иван Бездомный до «исправления»
Когда Иван Бездомный встречается с Воландом, жизнь героя полностью изменяется. До событий, происходящих в романе, персонаж был довольно известным писателем, имя которого знали многие. Поэт был участником МАССОЛИТа и учеником Берлиоза, которого ждала трагичная участь. Он, как и большинство литераторов того времени, был знаменит в своих кругах, но малообразован. Читатель знакомится с персонажем в тот момент, когда Бездомный обсуждает свое произведение со своим наставником Берлиозом. Произведение это было антирелигиозным, в нем отрицалось существование Бога. Но Берлиоз критиковал произведение за то, что в нем был показан образ Христа как существующий, а это противоречило атеизму. За этот атеизм и были наказаны Берлиоз и Иван Бездомный.
Встреча с Воландом и Мастером
Иван Бездомный встречает Воланда уже в первой главе, когда происходит его разговор с Берлиозом. Сатана задает вопрос: «Ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?». Бездомный отвечает, что жизнью управляет человек самостоятельно. Однако впоследствии он понимает, что ошибался. Воланд наказывает Ивана Бездомного за такое заблуждение. Герой, потрясенный встречей с Сатаной, оказывается в сумасшедшем доме, где и знакомится с Мастером.
Встречи с этими двумя персонажами становятся благотворными для Ивана Бездомного. Оказавшись наедине с собственными мыслями, Иван Николаевич приходит к выводу, что жил совсем неправильно, что его творчество было продиктовано властью, а не своими желаниями. Беседы с Мастером помогли герою понять истинное свое предназначение.
Из «бездумного» героя Иван Николаевич превращается в человека с собственным мнением. Он понимает, что его стихи были «откровенно плохие», что они отвечали требованиям власти, поэтому в них совершенно не было души. Он дает слово Мастеру, что больше не будет писать свои стихи.
В финале романа «Мастер и Маргарита» герой предстает перед читателем профессором истории и философии. Это не тот человек, которого видел читатель в начале произведения. Он перестал пользоваться своим псевдонимом, который указывал на принадлежность к необразованному МАССОЛИТу, и стал работать под настоящим именем. Здесь прослеживается развитие героя.
Значение Ивана Бездомного в произведении действительно велико: именно этот персонаж показывает на возможность каждого человека переродиться и стать настоящим.
Иван Бездомный в романе “Мастер и Маргарита”: характеристика образа
Иван Бездомный – герой романа «Мастер и Маргарита», на судьбу которого встреча со свитой Воланда оказала влияние скорее благоприятное, нежели губительное. Он оказался в психиатрической лечебнице, в дальнейшем сменил род деятельности, перестал сочинять стихи, увлекся историей, стал профессором.
Характеристика
Иван Бездомный – член МАССОЛИТа. В отличие от своих коллег, он был посвящен в тайну Мастера, осведомлен о муках Понтия Пилата. Характерная черта этого героя – невежество. За неё он и был наказан. Однако наказание это было не столь жестоким, как то, например, что настигло Берлиоза.
В начале романа «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный – неприметный образ. И в некотором роде непривлекательный. Ведь он не только «Бездомный», но и «бездумный». Иван – последний ученик Михаила Берлиоза, внимающий его верным с идеологической точки зрения замечаниям.
Автор к этому персонажу относится с некоторой долей симпатии. А потому позволяет ему исправиться, избавиться от глупости и самоуверенности. В эпилоге несколько абзацев посвящено Ивану. Читатель видит, что это уже совершенно другой человек. Вспомним о событиях, произошедших в судьбе поэта.
Встреча на Патриарших
В романе Булгакова две сюжетные линии. Каждая из них развивается самостоятельно. Действия и первой, и второй происходят в мае, но в разные эпохи. Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите» – первый житель Москвы тридцатых годов, встретившийся с Воландом, если не считать Берлиоза, погибшего под колесами трамвая.
Однажды поэт сочинил антирелигиозную поэму, посвящённую Иисусу Христу. На Патриарших прудах Иван Бездомный встретился с Михаилом Берлиозом, дабы обсудить произведение. По мнению председателя МАССОЛИТа, поэма молодого литератора требовала доработок. В ней автор высмеял Иисуса Христа, представил его перед читателями в образе отрицательного героя. А должен был доказать, что личности этой и вовсе не существовало.
Председатель МАССОЛИТа читает малообразованному коллеге небольшую лекцию на тему мировой истории и культурологии. Тем временем мечтает о поездке в Кисловодск, которую совершить ему, как известно, не суждено. В диалог Берлиоза и Ивана Бездомного неожиданно вмешивается незнакомый иностранец, после чего в Москве начинают происходить невероятные события.
В «Грибоедове»
После встречи с Воландом и его приспешниками Иван пытается разобраться в случившемся. Он совершает беспорядочные поиски злодеев, что ни к чему не приводит, затем отправляется в «Грибоедов». В ресторан Иван является со свечкой в руках и иконкой на груди, говорит грубости коллегам, проявляет агрессию. У литераторов складывается впечатление, что после трагических событий, произошедших с Михаилом Берлиозом, сознание молодого человека помутилось.
Шизофрения
После рассказа о встрече с профессором, который некогда беседовал с Понтием Пилатом, а позже завтракал с Кантом, Бездомного окружающие принимают за сумасшедшего и заключают в психиатрическую лечебницу. Впрочем, здесь же оказываются и прочие герои, в том числе и председатель товарищества.
Вернемся к первой главе романа. Читателю известно, что временное безумие Ивана есть не что иное, как наказание за глупость, дерзость, самоуверенность. «Взять бы этого Канта, да в Соловки», – выкрикивает возмущенно Бездомный, не ведая о том, что философа уже более ста лет нет в живых. Затем задира-поэт задает странному собеседнику вопрос, дерзость которого выходит за всякие рамки приличия, предусмотренного правилами общения с силами потустороннего мира.
«Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.
Знакомство с Мастером
В первые дни пребывания в психиатрической лечебнице Иван начинает прозревать. В клинике поэт знакомится с Мастером, который здесь оказался из-за Понтия Пилата. Впрочем, как и Иван Бездомный. Разница лишь в том, что молодой сочинитель о пятом римском прокураторе Иудеи узнал от эксцентричного профессора-консультанта. Мастеру никто ничего не рассказывал. Всё, что он написал в романе, – его догадки и предположения, которые впоследствии оказались предельно достоверными.
Мастер Ивану поведал о своей жизни. Бывший поэт узнаёт о том, что его новый знакомый знает пять языков, является историком по образованию, когда-то работал в одном из столичных музеев. Однажды он выиграл крупную сумму, после чего снял комнату в хорошем районе и начал работу над романом о Понтии Пилате. Иван, конечно, узнает и о женщине, с которой его ночной собеседник встретился однажды на Тверской.
Раздвоение Ивана
Имени своего Мастер не называет. Но это не столь важно. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного. Он осознал, что его произведения чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. Прежний Иван не отличал добра от зла, не имел собственной точки зрения. Всё, что он делал, было продиктовано обществом.
О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.
«Мельмот Скиталец»
Роман Михаила Булгакова, как и прочие его произведения, наполнен реминисценциями. Это вовсе не значит, что творчество русского писателя сводилось к перепевам традиционных литературных мотивов. Его произведения были актуальными, затрагивали самые болевые точки современного ему общества. Не утратили они злободневности и сегодня. В образе Ивана Бездомного литературоведы видят сходство с персонажем романа «Мельмот Скиталец», написанного Чарльзом Мэтьюрином.
Герой этого произведения тоже оказывается в психиатрической лечебнице. В отличие от Бездомного, он еще и продает душу дьяволу. Персонаж Мэтьюрина отправлен в сумасшедший дом, причем происходит это после безрассудной погони за посланцами Сатаны и рядом странных поступков. В лечебнице он сперва буйствует, затем становится покорным, полагая, что именно так ему будет легче бежать.
Профессор Иван Понырев
Стоит сказать, что в ранней редакции романа Булгакова в психиатрической лечебнице к Ивану является не Мастер, а сам Воланд. Бездомный имеет общие черты с героем английского писателя. Но его образ более глубокий. После встречи на Патриарших Иван словно очищается. У него были слава, положение в обществе. От всего этого он отказался после того, как узнал от Мастера историю о Понтии Пилате.
Истина открыта для каждого, у кого хватает мужества ее искать. Возможно, эта мысль стала основной при создании образа Ивана Бездомного. Бывший поэт, конечно, не написал продолжения романа об Иешуа. Более того, о том, что он услышал от Мастера, впоследствии благополучно забыл. Однако он исправился, стал лучше, искреннее.
Александр Безыменский
Прототипов Ивана Бездомного множество. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод. Многие критики считают прототипом Бездомного Александра Безыменского – поэта, популярного в двадцатые годы. Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию. Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским.
Роль персонажа в сюжете
По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нём автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться. Однако в Спасителя Бездомный верит лишь в дни, когда в Москве происходят события, связанные непосредственно с появлением Сатаны и его приспешников.
Поэты-самородки, взращенные революцией, по мнению Булгакова, слишком далеки были от понимания связи человека с христианскими идеями. А то, что они смогут когда-нибудь стать творцами новой национальной культуры, есть не что иное, как утопия.