1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему блок свои стихи на поле куликовом назвал циклом

Почему блок свои стихи на поле куликовом назвал циклом

Поэт-символист А. Блок — ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись , что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл « Родина», который включает в себя стихотворение « На поле Куликовом» ( 1908 г.).

Центральный образ произведения — Куликовское поле , ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа , в конечном счете , привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.

В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом « степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому , что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза , отражающая это состояние , стала крылатой — «Покой нам только снится».

Блок не описывает саму битву , для него больше важна подготовка к ней , стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя — «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности , исходящей от внешних и внутренних врагов.

В центральной части цикла появляется символ Богородицы , олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет « лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак , наполняет сердца мужеством и отвагой.

В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой , они напоминают ему разгорающийся вдалеке « широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется , что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»

Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 134.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 134.

Написанный А.А. Блоком в 1908 году цикл стихотворений «На поле Куликовом» отразил размышления Блока о прошлом и будущем России. Краткий анализ «На поле Куликовом» по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

История создания – цикл стихотворений написан А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный её идеям, осознал, какие бедствия она с собой несёт.

Тема – Россия, начиная с её древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – произведение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический цикл: произведение сочетает в себе некоторые признаки лирики и эпоса, оно имеет сюжетную линию и содержит чувства и переживания лирического героя.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стихотворения разделены на строфы, каждая из которых состоит из четырёх строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская; способ рифмовки перекрестный, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

Метафоры«Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», , «Под игом ущербной луны».

Олицетворения«Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты«…сердцем вещим», «…Доном тёмным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», «Вольные тучи».

Сравнение«А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

История создания

1908–1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, её настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создаёт небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им были взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

Через всё произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит её от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905–1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну ( «В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…» ).

Вторая и третья части посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и её воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда» .

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму её древней истории. Подъем революционных сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла» . Ещё не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» .
Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя).

Читать еще:  Как оригинально подарить подарочный сертификат в стихах

Жанр – лиро-эпический цикл. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки лирического стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесём олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега» , «…грустят стога», «идут испуганные тучи» , метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь» , «стрелой татарской древней воли» , «закат в крови» , «Под игом ущербной луны» , . Кроме того, поэт использовал эпитеты: «Вольные тучи» , «…сердцем вещим» , «…Доном тёмным и зловещим» , «тихие зарницы» , «вековою тоскою» , «…облаком суровым» , «Высоких и мятежных дней» , и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой» .

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А.А. Блока

Автор: Guru · 26.08.2018

Цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений, связанных между собой общей темой, является центральным в цикле стихотворений «Родина» (1907-1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными Блоку поэтами и прозаиками, однако все признали в нем потрясающее отображение действительности через связь с историческим прошлым России.

История создания

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Жанр, направление и размер

Жанр цикла — лиро-эпический. В цикле присутствует сюжетная линия, развивающаяся от стихотворения к стихотворению. При этом текст является аллюзией на Россию того времени.

Весь цикл написан ямбом, однако используется пятистопный, шетистопный, двухстопный и трехстопный ямб, такой ритм придает динамику повествованию. Строфы состоят из четырех строк. Используется как точная, так и неточная рифма, чередуются между собой мужская и женская клаузула. Также присутствует перекрестная рифма.

Образы и символы

Весь цикл пронизан символами, указывающими на беспокойные настроения, царящие в России 1908 года. Степной путь, по которому скачут воины к месту сражения – символ метафорического исторического пути, по которому идет родина. Как воины движутся к битве, так страна идет к новой революции и гражданской войне.

Образ жены трактуется уже не так просто. Еще в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка», сравнивает Россию с женой. Но это не жена в обыденном нашем понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к идеям Соловьева о священной женственности. Это подтверждает и наличие цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла. Образ некоей жены, которая должна будет оплакивать лирического героя после сражения, проходит через весь цикл. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понять и буквально, то есть «помяни меня после, жена», и как «помни обо мне, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу некоей прекрасной женщины. Это может быть и соловьевская святая, и образ России.

Через весь цикл также проходят символы тумана и мглы. Они указывают на неизвестность и беспокойство, которые издавна окутывали отчизну.

Степная кобылица – это водоворот событий, который затягивает народы в побоища. Это неумолимая судьба, что несется, не разбирая дороги. Сама стихия войны выражается в этом образе.

Лирический герой – воин, который скачет защищать Родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока, или он просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов стихотворения, точно неизвестно. Этот вопрос поэт оставляет воображению читателя.

Таким образом, главные герои неразрывно связаны. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так и русский человек навек связан со своей землей.

Темы и настроение

Все стихотворение подводит читателя к чувству тревожности, к ожиданию чего-то плохого, кровавого побоища. Блок разочаровался в событиях 1905 года, он увидел человеческую жестокость и осознал, что такой путь его не устраивает. В 1908 году, году написания стихотворения, людьми осознавался факт приближения мировой войны и возможной новой революции. Тревога и страх в связи с неизвестностью будущего и предчувствием приближающейся беды пронизывают все стихотворение.

  1. Основная тема произведения – патриотизм. Герой готов биться за родину, отстоять ее ценой собственной крови. Он любит ее также ревниво и нежно, как супругу, и намерен оберегать ее также упорно, как семейный очаг.
  2. Также автор говорит о красотах и богатствестраны, сравнивая ее с женщиной неземной красоты. Она здорова, могущественна и плодородна, в ее теле живет сильный и мятежный дух. Ее богатая природа, ее бесценные дары, ее пленительные прелести посвящены супругу – защитнику, который отвечает земле горячей любовью и преданностью.
  3. Тема войны тоже занимает не последнее место. Автор показывает святой бой, которым может считаться лишь оборона. Враги пришли на Русь, и весь ее народ поднялся в священном порыве – освободить отчизну. Это кровопролитие – жертва на алтаре любви.
  4. Кроме того, поэт поднимает завесу прошлого, говоря об исторической памяти. Мы обязаны помнить мужество и смелость наших предков: они защитили свое будущее, которое стало нашим настоящим.
  5. Еще одна значимая тема – предчувствие перемен. Как мы помним, основная версия причины Куликовской битвы – это восстание русских против монголо-татарского ига. Страшная бойня того времени предшествовала позитивным переменам и положила начало освободительной борьбе русского народа против захватчиков. Значит, и то, что предчувствует поэт, может принести людям долгожданное решение назревших проблем.
Читать еще:  Эпитеты в стихе посмотри какая мгла

Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве, не для того, чтобы воспитывать людей в духе военного патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать переменам. Такая аллюзия на настоящее была высоко оценена современниками Блока.

Автор, без сомнения, не хочет борьбы, но осознает, что порой без нее не обойтись. Так было на поле Куликовом, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Порой война – это стихия, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Она просто неизбежна, но в пылу схватки необходимо защищать ту, кто не может за себя постоять – красивую, родную и любимую Россию.

Средства художественной выразительности

Цикл «На поле Куликовом» просто пестрит интересными метафорами, и все они служат созданию атмосферы беспокойства: «наш путь пронзил нам грудь», «закат в крови», «вековою тоскою» и так далее. Многочисленные олицетворения («грустят стога») и эпитеты («грустит лениво») служат той же цели.

Используется также интересное сравнение, которое выделяется на фоне остальных средств художественной выразительности и еще раз отсылает нас к образу соловьевской дамы: «Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

«На поле Куликовом» — анализ стихотворения А.А. Блока

В данной статье представлены анализ и краткое содержание цикла стихотворений Александра Блока под общим названием «На поле Куликовом». Читать полный текст стихотворения, состоящего из 5 частей, нужно на онлайн ресурсах или в бумажном сборнике, взятом в библиотеке.

История создания стихотворения

Это произведение было написано в 1908 году. У Блока развеяны все романтические настроения, связанные с революций.

Он увидел, что смена власти таким способом в феврале 1905 года привела к множеству человеческих бед и смертей. Чувства тревоги и неизвестности главенствуют в его творчестве этого периода.

Тема стихотворения

Блок, размышляя о судьбе Родины, отмечает, что ей неоднократно приходилось защищать себя от различных интервентов.

В стихотворении проводится аналогия Куликовской битвы, ставшей началом освобождения от монголо-татарского ига и революции, которая должна была свергнуть самодержавие. Поэт, предчувствуя, что Русь ещё не раз столкнётся с угрозой, пророчески пишет: «Долго будет Родина больна», «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Ещё в произведении есть тема Божией матери — защитницы России. Она в особо страшные для русского народа времена всегда являлась, чтобы помочь, ободрить и вселить мужество в воинов. Образ Девы Марии был на щите у воинов и хоругвях, освещая путь, оберегая Русь.

Жанр, направление и композиция

В цикле стихов «На поле Куликовом» имеется единая сюжетная линия. Также можно отметить лирические переживания героя. Вместе с тем, здесь упоминаются события многовековой истории Руси. Поэтому произведение относится к лиро-эпическому жанру.

Стихотворение принадлежит к литературному направлению символизм, которому А. Блок посвятил своё творчество.

Цикл состоит из пяти стихов. Каждый имеет свой сюжет:

В первой части образ степной кобылицы, несущейся вперёд, является символом Родины, неумолимо идущей своим путём. Никто не может её остановить.

Во второй части два друга воина готовятся к битве с татарами. Они настроены умереть, защищая свою землю. Родина уже становится подобна светлой жене.

Третья часть повествует о том, что ночью в тревожном сне перед сражением людям слышался голос родной земли в криках лебедей. Они не зря считаются символом верности и любви. С неба сходит Богородица, чтобы вселить в души смелость, мужество и отвагу.

В четвёртом стихе цикла герой возвращается в своё время. На душе его тревожно. Он слышит отзвуки прошлой битвы и мечется в поисках способа защитить свою Родину.

В пятой части взор обращается в будущее. Оно туманно, но чувствуется, что скоро снова будет битва. Остаётся только надеть доспехи и помолиться.

Все части объединяет идея пересечения прошлого, настоящего и будущего времени. Кажется, что лирический герой, ощущая тревожное состояние за судьбу Родины, попадает в прошлое и вместе с древними воинами готовится к битве.

Стихотворный размер

Александр Блок использует размеры:

1-й стих – шестистопный ямб;

2-й и 3-й стихи – пятистопный хорей;

4-й стих – четырёхстопный амфибрахий;

5-й стих – пятистопный ямб.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «На поле Куликовом» Блок щедро пользуется средствами, придающими речи яркость и выразительность, усиливающими эмоциональное воздействие:

эпитеты«поганая орда», «светлая жена», «тоскою вековою», «растерзанное сердце»;

метафоры«испуганные тучи», «река раскинулась», «течёт, грустит лениво», «путь …пронзил грудь», «закат в крови», «тучей возносилась княжеская рать», «летит кобылица»;

сравнения«как волк под ущербной луной», «мгла, словно облаком… день заволокла», «убралась туманом, что княжна фатой».

Как было уже упомянуто, стихи Блока полны многозначных символов. Необходимо изучать его произведения вдумчиво, стараясь представить и понять чувства, испытанные поэтом.

И только после неоднократного прочтения и анализа его стихотворений можно сказать: «домчимся, озарим кострами» мысли поэта, обращённые к потомкам.

Виниченко Владимир: Цикл Блока — анализ. Блок, «На поле Куликовом»

Лучшее, что было в русской литературе после Тютчева», – примерно так охарактеризовал цикл известный литературовед К. Мочульский, на работы которого опирается данный анализ. Блок «На поле Куликовом» писал в преддверии катастрофических событий, определивших раз и навсегда судьбу России. И художник слова почувствовал их близость, что делает его воистину русским национальным поэтом, которого невозможно вписать в тесные рамки какого-либо направления или литературной школы.

Литературный контекст

«На поле Куликовом», анализ которого представлен в этой статье, было создано в 1908 году и входило в цикл «Родина». О работе поэта над стихотворением свидетельствует его драма «Песнь судьбы», в которой историческая тематика подается в лирическом ключе. Также в связи с Куликовским циклом необходимо упомянуть статью поэта «Интеллигенция и революция». В ней Блок создает образ «непробудной тишины», которая нависла над страной. Это затишье перед бурей, предваряющее битву. Именно в ее недрах, считает поэт, зреет судьба русского народа.

Читать еще:  Какое счастье бабушкою быть стихи

«На поле Куликовом», анализ дает взаимоотношениям народа и интеллигенции в современной ему России. Блок определяет эти два класса как тайных врагов, однако между ними есть черта, их соединяющая, – то, чего между русскими и татарами не было и не могло быть.

Построение цикла – это первое, с чего необходимо начинать анализ. Блок «На поле Куликовом» разделил на пять частей. Стихотворение «Река раскинулась», идущее в цикле первым, охватывает читателя порывом ветра степи. В центре оказывается образ России, которая, словно вихрь, несется сквозь ночную мглу. И с каждой новой строчкой это движение становится все стремительнее.

С подобным динамичным вступлением входит в контраст нежное лирическое стихотворение «Мы, сам-друг. », продолжающее цикл «На поле Куликовом». Блок (анализ ясно показывает это) для следующей главы своего поэтического дневника – «В ночь, когда Мамай. » – определил роль композиционного центра. Именно здесь появляется образ Богородицы, в котором угадываются черты Прекрасной Дамы. Последние два стихотворения цикла («Опять вековою тоскою» и «И мглою бед») продолжают мотивы ожидания будущей бури, всеохватывающей тишины, которая предваряет скорую битву.

«На поле Куликовом» Блок – анализ должен учитывать это – назвал битву с татарами символической. Другими словами, поэт придает образу Куликовского сражения универсальные черты, а значит, оно оказывается применимым по отношению к другим поворотным событиям российской истории, включая предстоящие. Сражение с татарами можно рассматривать как метафору борьбы сил тьмы и света, причем изначально бой ведется за душу конкретного человека (лирического героя), и победа одной из этих сторон окончательно решит, какая же у России судьба.

«На поле Куликовом» – поле великого сражения) можно и в другом ключе. В первом стихотворении цикла указан мотив движения вперед, вызывающего страдание. На этом основании интересно было бы сопоставить творчество Блока и Брюсова. Последний в одном из стихотворений поприветствовал пришедших разрушать гуннов, чем вызвал естественные вопросы и претензии со стороны читающей публики. На самом деле Валерий Брюсов (равно как и Блок) понимал неотвратимость грядущих перемен, пусть и весьма болезненных.

Образы

«На поле Куликовом» насытил символико-многозначными, универсальными образами. Так, Россия, ее путь изображается подчеркнуто динамично – настолько, что невольно вспоминается удачное сравнение Гоголя своей страны со стремительной тройкой, которая постоянно куда-то мчится. Что интересно, в одном из стихотворений Блока встречается образ России «с мутным взором колдуна» – вполне вероятно, что поэт использовал отсылку с повести «Страшная месть». Интересен также образ Прекрасной Дамы – Богородицы. Он указывает на специфику патриотизма Блока: любовь поэта к Родине пронизана эротическим чувством, которое сопоставимо с тягой к любимой женщине.

Средства выразительности

Анализ (Блок, «На поле Куликовом») был бы неполным без исследования средств выразительности. Поэт обильно употребляет эмоционально заряженные восклицательные предложения, помогающие раскрыть внутреннее состояние лирического героя цикла. Часть тропов была заимствована из фольклора – эпитеты и метафоры, создающие народнопоэтические образы (грустящей реки, кровавого заката). Последнее неминуемо вызовет у читателя ассоциации с древнерусской литературой – в частности, «Словом. » и «Задонщиной». Стихотворный размер цикла – ямб.

«На поле Куликовом»), поле дает литературоведам большой материл для изысканий. Вместе с этим цикл поэта считается одной из вершин его творчества, наряду с «Двенадцатью» и «Скифами».

Почему блок свои стихи на поле куликовом назвал циклом

Поэт-символист А. Блок — ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись , что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл « Родина», который включает в себя стихотворение « На поле Куликовом» ( 1908 г.).

Центральный образ произведения — Куликовское поле , ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа , в конечном счете , привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.

В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом « степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому , что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза , отражающая это состояние , стала крылатой — «Покой нам только снится».

Блок не описывает саму битву , для него больше важна подготовка к ней , стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя — «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности , исходящей от внешних и внутренних врагов.

В центральной части цикла появляется символ Богородицы , олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет « лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак , наполняет сердца мужеством и отвагой.

В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой , они напоминают ему разгорающийся вдалеке « широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется , что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector