0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему детям нравятся стихи барто

Консультация для родителей «Чему учат стихи Агнии Барто»

Моор Елена
Консультация для родителей «Чему учат стихи Агнии Барто»

К 115-летию А. Л. Барто.

4 февраля 1906 года родилась удивительная женщина, которая посвятила жизнь детям. Знаменитая писательница родилась в семье ветеринара. С самого детства отец стремился дать ей полное образование и прочил карьеру балерины. Юную Агнию обучали иностранным языкам, светским манерам. Барто даже проучилась несколько лет в хореографическом училище, но затем поняла, что её призвание — литературное творчество. Каждое созданное Агнией стихотворение анализировал отец и подсказывал, где необходимо доработать его. В 19-летнем возрасте поэтесса издала первый том стихов, которые высоко оценили читатели. Агния Львовна не только издавала стихотворные труды, но и создавала совместно с актрисой Риной Зелёной прекрасные сценарии к таким фильмам, как «Чёрный котёнок», «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер».

В годы войны Агния Барто работала на заводе токарем, а также писала статьи, стихи и очерки на военную тему. Трагические судьбы настолько взволновали поэтессу, что в 1947 году она издала поэму «Звенигород», повествующую о ребятах, потерявших родителей в военные годы. Барто рассказала о детских судьбах после посещения детдома в Звенигороде. Именно это произведение помогло отыскать одной из женщин свою дочь. Впоследствии Агния Львовна стала ведущей радиопередачи «Ищу человека». Позже вышли в свет песни «Полезная коза», «Любитель-рыболов», положенные в основу стихов Барто. В течение жизни поэтесса путешествовала по разным странам и записывала детские афоризмы и шутки, которые включила в сборник «Переводы с детского». Скончалась детский писатель в 75 лет.

Писательница Агния Львовна Барто, наверное, одна из самых знаменитых и любимых людьми детских поэтов. Её произведения известны и маленьким и взрослым читателям. Забавные и интересные, детские стихи Агнии Барто понятны каждому малышу. Талант знаменитой поэтессы – разговор с дошкольниками; жизнь – творчество для детей и воспитание ребят.

Агния Барто создавала стихи в виде рассказов об обычных мальчишках и девчонках, с которыми ребёнок общается в детском садике или в младшей школе. Часто это отнюдь не примерные дети, совершающие совсем не образцовые поступки. Шутливо рассказывает поэтесса о приключениях героев, не забывая при этом как об отрицательных, так и о положительных их чертах. Когда родители начнут читать стихи Агнии Барто, малыш непременно поймёт, кто из героев положителен, а кто не лучший пример для подражания – сказки Агнии Барто – это классика для малышей, которая заставляет задуматься, как правильно себя вести и какой личностью расти; как беречь природу и близких людей.

На стихах талантливой поэтессы выросло не одно поколение детей. Её произведения не просто развлекают, смешат – они учат ребят правилам вежливости, дисциплине, уважению к труду.

Наша собственная жизнь от первых шагов до старости – в этих строчках. И страх небытия, и понимание его неизбежности. А для ребёнка ещё и повод перевоплотиться в иное существо, сопереживать ему, посочувствовать горестным вздохам и страху и пожалеть его.

Заслуга А. Л. Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Детский писатель — первооткрыватель неведомого до неё в поэзии для малышей жанра сатирического портрета, знающая силу смеха, но внимательно следящая за его качеством.

Детская литература не монолог, который ребёнок обязан вежливо слушать, и не диалог между ребёнком и присевшим на корточки, вровень с малышом, взрослым, старательно имитирующим несовершенства детского мышления речи. У А. Л. Барто получался доверительный разговор, потому что она знала того, к кому обращалась, и уважала собеседника, как бы мал он ни был.

Каждая игрушка в изображении А. Л. Барто приобретает индивидуальность.

Игрушка – часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребёнку и активно им осваиваемого. Малыши плачут, когда слышат о том, что

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Но это благородная слеза. Стихи помогают пережить пренебрежительное отношение к игрушке, как предательство друга. Равнодушной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним, «потому что он хороший». Так детскую привязанность к старой игрушке поэт переплавил в прекрасное свойство души – верность друзьям и близким, вера в благодарность и любовь.

Особенность стихов об игрушках состоит в том, что, как правило, они написаны от первого лица, если речь идёт о хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке…»; «Нет, не напрасно мы решили прокатить кота в машине…»; «Самолёт построим сами…») и от третьего лица, когда поступки дурны («Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…»). Такой пример помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.

А. Л. Барто – детский писатель не потому, что писала для детей, а потому, что её стихи стали детским фольклором. Она проходит с читателем по ступенькам детства и при этом стремится не только открыть мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Поэтесса смеётся вместе с детьми весело и незло, не желая обидеть и навсегда осудить ребёнка: дети растут и меняются, поэтому они небезнадёжны, даже если совершают дурные поступки. Насмешки А. Л. Барто не ранят и не убивают, но заставляют посмотреть на себя со стороны. А. Л. Барто убеждена, что основа человека закладывается в детстве, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и серьёзно разговаривает поэтесса с детьми; поэтому в самых весёлых стихах учит ребят честности и чести, душевной щедрости и доброте.

«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле этого слова», — так определил С. Я. Маршак сущность художника, творчество которого обращено к детям. Агния Львовна Барто с честью прошла радостный, но и тернистый путь детского поэта; прошла до последних дней, сохранив молодость, желание и умение писать для детей.

Несмотря на то что с течением времени воспоминания улетучиваются или же становятся ненужными, теряя исходный смысл, стихи для детей Агнии Барто бессмертны и будут любимы как нынешним, так и будущими поколениями.

«Сказки Ситцевой Страны» История первая. «Где и чему учат домовых» (сказка для детей и взрослых) «Если б я был маленький- маленький гном, Я б умывался бы каплей дождя, На божьей коровке Я бы ездил верхом, Удочку прятал бы В дырочку.

17 февраля — день рождения Агнии Барто. Беседа-игра «Агния Барто — самая первая и любимая поэтесса всех поколений» Беседа — игра с детьми подготовительной к школе группе «Агния Барто — самая первая и любимая поэтесса всех поколений» Описание: Мероприятие.

Фотоотчёт «День рождения Агнии Барто. Мы помним и любим её стихи» В феврале 2016 года отмечается юбилей: 110 лет со дня рождения замечательной советской поэтессы Агнии Барто. На её стихах выросло не одно.

Фотоотчет «Любимые стихи Агнии Барто» .

Фотоотчет «Любимые стихи Агнии Барто» Цель. Формировать интерес к произведениям А. Л. Барто. Задачи. Расширять и закреплять знания детей о творчестве А. Л. Барто. Развивать способность.

Консультация для родителей «Чему учат ролевые игры» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

Консультация для родителей «Сказки учат быть добрее» Цель: формирование представлений о развивающем и воспитывающем значении сказок в воспитании детей. В сказке ложь, да в ней намёк, добрым.

НОД по произведениям Агнии Барто «Мой мишка» Образовательная область:Социально-коммуникативное развитиеОбразовательные задачи:1. Понять содержание стихотворения А. Барто «Уронили мишку.

«Переводчица с детского»: чему учат детей незамысловатые стихи Агнии Барто

Агнию Барто часто называют «переводчицей с детского». При жизни она получала огромное количество писем от своих читателей, в том числе от самых маленьких. На ее добрых и мудрых книжках выросло не одно поколение. Мое самое первое в жизни стихотворение — про «Мишку», которого «не брошу». Незамысловатое, легко запоминающееся, но не такое простое, как поначалу кажется.

На стихах Барто я училась сопереживанию

Значительное влияние на личность человека оказывают гены, личный пример родителей и, конечно же, воспитание. Очень важно научить подрастающее поколение эмпатии, умению сопереживать. Разве не об этом стихи Барто? И то первое, которое я хорошо усвоила в детстве:

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

«Дело не во внешности того, кто рядом, — размышляла я. — Главное, это преданность, настоящая дружба». Думаю, что родителям важно читать стихи Барто вместе с малышами, чтобы они стали ближе друг другу, обсудили, какие чувства у них вызывают те или иные строки.

Читать еще:  Какие эмоции у вас вызывают стихи о родине

Книги помогают найти общий язык детям и взрослым

Дети — особые существа, маленькие инопланетяне, найти с которыми общий язык непросто. Но каким-то невероятным образом им доступно то, что написано в произведениях Барто. Они готовы плакать из-за мяча, и их не утешает обещание купить новый. Зато радует объяснение, что любимая вещь Танечки не утонет, ее можно вернуть:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Воспринимая мир через эмоции, им требуется понимание со стороны взрослых. Я помню, как, всхлипывая, просила маму объяснить, почему мячик не утонет. Так с помощью родителей я познавала истины, которые потом в жизни мне не раз пригодились. А родители наверняка лучше понимали свою дочь.

Стихи способны научить, как себя вести

Родители должны донести до малышей, что нельзя обижать более слабых, обманывать, грубить, важно слушать советы взрослых и помогать им. Стихи Барто способны помочь решить эту непростую задачу на примере общения с животными, игрушками, друзьями. Они отлично справляются с тем, чтобы заставить малыша задуматься: что же такое хорошо и где начинается плохо.

Ходить не резонно,

Стихи Барто по-доброму высмеивают недостатки

Критика не нравится никому, к тому же родителям порой довольно трудно сдержаться, они теряют терпение и срываются на крик. Но есть замечательный способ показать ребенку, где он неправ, с помощью стихов Барто. Поэтесса высмеивает недостатки почти ласково, но, видя себя со стороны, лично мне всегда хотелось стать лучше. Доставалось в ее произведениях всем: и лентяям, и драчунам, и жадинам.

Думаю, никому не хотелось быть Андрюшей:

Не причесан наш Андрей,

С каждым днем лохматее.

Стихи помогают пережить всю гамму чувств, в том числе и отрицательных

Дети изначально воспринимают мир только добрым и светлым. Но наступает миг, когда они сталкиваются со злом, несправедливостью, обидой. Должны ли стихи нести только позитив? Агния Барто считала, что нет. Случалось, что родители писали ей гневные письма из-за того, что ребенок переживал из-за зайки, который «промок до нитки». Они считали, что рано говорить с детьми о жестокости этого мира. Но, по мнению поэтессы, человечность мы приобретаем тогда, когда переживаем полную гамму чувств, в том числе страдания. И пусть они будут по поводу героя стихотворения.

А такие стихи, как «Обида», помогут разобраться в собственных чувствах:

Но все твердят о ней, о ней:

Она всех лучше, всех умней.

Моя приятельница живет заграницей. Когда я впервые собиралась к ней в гости, она попросила для своих детей привезти книгу Барто. 17 февраля, кстати, Агнии Львовне могло бы исполниться 120 лет.

Агния Барто: «Детей нужно не поучать, а изучать»

Почему так важно читать малышам стихи поэтессы

Ее называли «переводчицей с детского», ей писали письма со всей страны, а еще — безоговорочно верили самые маленькие и пристрастные читатели. И это неудивительно, ведь на добрых и мудрых произведениях поэтессы Агнии Барто выросло уже не одно поколение. Ее стихи узнаваемы и на первый взгляд незамысловаты. Но так ли все просто, как кажется?

Мы решили разобраться, почему же тексты Барто могут пригодиться современным родителям и детям и чему учат стихи о Танечке с мячиком, бычке и брошенном зайке.

Научиться сопереживанию

Черты характера ребенка формируют не только родительские гены, но и правильное воспитание, а кроме того — наглядный пример. В особенности это касается эмпатии и умения сопереживать.

Серьезную помощь в развитии непростого искусства сердечности оказывают тексты Агнии Барто. Вспомним хотя бы ее знаменитый стишок про мишку, которому оторвали лапу, и трогательное заключение: «. все равно его не брошу, потому что он хороший». Этот текст, как и многие другие, расскажет о том, как важно сочувствовать, а кроме того, ценить не внешность, а настоящую дружбу и преданность.

Чтение вслух и обсуждение стихов Барто поможет вам не только донести до своего ребенка несложные, но очень важные истины, но и сблизиться со своим чадом, стать его другом.

-10% Стихи детям (ил. В. и Ю. Трубицыных) Агния Барто Твердый переплет 354 ₽ 393 ₽ В корзину В корзину

Найти общий язык

Иногда возникает ощущение, будто дети — существа с другой планеты. И дело не только в языке, но и в эмоциях, восприятии событий, да и в целом окружающего мира. Вот почему даже самым подкованным в вопросах воспитания мамам и папам бывает непросто договориться со своим ребенком.

Найти общий язык может помочь Агния Барто. Ей чудесным образом удавалось писать стихи, понятные как взрослым, так и малышам, доносить важные истины до юных читателей и помогать родителям разбираться в переживаниях малышей. Попробуйте взяться за сборник поэтессы вместе со своим сыном или дочкой, и у вас наверняка найдется, что сказать друг другу и что обсудить.

Я расту. Стихи Агния Барто Твердый переплет 324 ₽ В корзину В корзину

Объяснить сложное простыми словами

Почему нельзя обижать слабых? Почему нужно быть честным? И зачем помогать взрослым? Стихи Агнии Барто станут для родителей отличным помощником в ответах на каверзные вопросы.

Доброте, отзывчивости, умению оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, — всему этому учат произведения поэтессы. Читая ее стихи вместе со своим чадом, вам удастся на примере трогательных историй об игрушках и животных показать малышу, как важно сохранять в любой ситуации человечность. Агния Барто расскажет, что значит уважать родителей, не совершать дурных поступков и смотреть на мир широко открытыми глазами.

Дневник Наташи Ивановой Агния Барто Твердый переплет Купить Купить

Высмеять недостатки по-доброму

Нередко, стремясь рассказать своему ребенку, что же такое хорошо, а что — плохо, мамы и папы теряют терпение, отдают приказы, сердятся, а иногда даже кричат. Такой подход не оказывает должного воздействия — чадо капризничает еще больше, и круг замыкается. Так как же без ссор и скандалов донести до детей правила поведения в обществе? На помощь готовы прийти стихи Агнии Барто.

В своих текстах поэтесса ласково высмеивала маленьких лентяев, жадин и драчунов. Ведь в такой форме критика воспринимается гораздо легче. А несложная мораль в финале каждого стихотворения заставит задуматься над своим поведением даже самого непослушного малыша.

Любимые стихи (ил. В. и Ю. Трубицыных) Агния Барто Твердый переплет 176 ₽ Купить Купить

Не бояться отрицательных эмоций

Интересный факт: Агния Барто не раз подвергалась критике от родителей юных читателей — те обвиняли поэтессу в излишней жестокости. Так, частенько ей приходилось получать гневные письма, пестрящие возмущенными строчками: «Четырехлетняя Олечка заплакала, узнав, что „зайку бросила хозяйка“». А действительно, можно ли подвергать стрессу маленького ребенка, который привык видеть мир исключительно в светлых и радостных тонах?

Агния Барто была уверена: чистая, открытая и добрая душа умеет и смеяться, и плакать с одинаковым упоением. Ведь только так удастся познать мир во всей его полноте. Жизнь не состоит из одной только радости, и отворачиваться от грустных сюжетов, чтобы не расстроиться, бессмысленно и даже вредно. Вот что писала Агния Барто в своем дневнике после очередного гневного послания: «Стоит ли нам так уж рьяно охранять детей от сильных чувств? Напротив, детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».

Проект «Незаметное воспитание стихами А.Л.Барто»

Детство- пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остаётся в памяти на всю жизнь. Книга развивает мечту, творческую фантазию, активное отношение к жизни, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт, выводя за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном языке, его красоте, выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_nezametnoe_vospitanie_stihami_a.l._barto.docx148.37 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников 1-6 классов «Первые шаги в науку»

Исследовательская работа на тему

«Незаметное воспитание стихами Агнии Львовны Барто»

Пиянзина Виктория Сергеевна

4 в класс, МАОУ-СОШ № 10 с УИОП

Научный руководитель: Ахметшина Дина Ринатовна

учитель начальных классов МАОУ-СОШ № 10 с УИОП

Казань, 23-24 апреля 2016 г.

Что такое нравственность и кто такой нравственный человек…………4

Что является основой нравственности……………………………………4

Почему я выбрала для разучивания стихотворения А.Л.Барто. 5

Как влияют на нравственное воспитание стихотворения А.Барто………6

«…Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий взрослый находит путь к сердцу ребёнка…»

Эти слова выдающегося педагога подчёркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном развитии детей.

Детство- пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остаётся в памяти на всю жизнь. Книга развивает мечту, творческую фантазию, активное отношение к жизни, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт, выводя за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном языке, его красоте, выразительности.

Мне нравится высказывание В. А. Сухомлинского: «Детство- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от этого, как прошло детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

На третьем году жизни( пример моей сестрёнки) дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки. Это также существенный показатель развития их мышления, памяти и, конечно же, речи, причём речи образной, эмоциональной. К сожалению, в последнее время из нашей речи уходят эти прекрасные образцы народного творчества, известные ещё нашим бабушкам и прабабушкам. И всё таки не стоит забывать о них, мы должны наслаждаться яркой россыпью русского слова.

Начитанный ребёнок-это умный ребёнок, с широким кругозором и красивой речью.

Наверное, с детского сада всем знакомы коротенькие четверостишия о девочке Тане, которая громко плакала, о том, как уронили на пол мишку. Все мои друзья знали, что слон не хотел спать, а бычок боялся свалиться с доски. Мне же помнится, как папа сажал меня на плюшевую рыжую лошадку и «возил» по комнате, а я цеплялась за гриву и во все горло распевала:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Уже тогда я знала, что это стихи Агнии Львовны Барто. Позднее в школе мы познакомились с «Вовкой – доброй душой», с тем, «как жил на свете Ванечка». Встретились с болтуньей Лидой и ябедой Сонечкой, с Любочкой «во всей ее красе». Мне казалось, некоторые мои одноклассники так похожи на этих героев!

В чем же секрет стихотворений Агнии Барто, что их популярность не ослабевает? Почему герои ее стихов уже многие годы остаются любимыми у детей и взрослых? Влияют ли произведения А.Л.Барто на нравственное воспитание детей. Такие вопросы были поставлены мною в данном исследовании. Ответы на них и есть цель написания этой работы. Основными задачами являются:

  1. Прочитать стихи Агнии Львовны Барто и разучить с сестрёнкой стихотворение «Мяч»
  2. Рассмотреть и проанализировать образы детей в стихах поэтессы.

3.Рассмотреть как дети становятся нравственными при чтении стихов А.Барто.

Метод исследования, который я использовала, — это метод художественно-лингвистического описания. Основан он на приемах чтения и наблюдения за языком и образами стихов Барто. В ходе работы проводился анализ, делались необходимые обобщения, выводы.

Гипотеза: стихи А. Л. Барто помогают воспитать нравственного человека.

Объект исследования: младшая сестра.

Актуальность: в современном мире мало уделяют времени на чтение детской литературы, а уж тем более заучиванию с детьми коротких произведений.

Что такое нравственность и кто такой нравственный человек?

Нравственность –это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность- разрушается общество деградирует человек.

Нравственность –это следование определённым нравственным принципам: чести, совести, долга, справедливости, любви и доброты.

Нравственный человек- это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в виде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, преданность и др.

Что является основой нравственности? Что рождает нравственность и что её разрушает?

Основа нравственности – это различие добра и зла. Именно из-за отсутствия в современном обществе адекватных представлений о добре и зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены невежеством. Поэтому знания о добре и зле, о том, что делает человека достойным, сильным, успешным, а что его делает ничтожным, подлым, глупым и беспомощным, являются самым востребованными в обществе. Поэтому необходимо с детства формировать достойную личность и достойного человека Российской Федерации.

Почему я выбрала для разучивания стихотворения А.Л.Барто?

Почему я выбрала эту тему, да потому что, в таком огромном мире у меня есть сестрёнка, которая ещё не совсем всё понимает. А я очень хочу, чтобы она выросла доброй и хорошей девочкой. Поэтому я должна её помочь в этом. Но, прежде всего, я сама должна быть примером для неё. На ночь перед сном я часто читаю стихи А. Барто. Она с удовольствием слушает.

И вдруг, мне пришла идея, а сможет ли она выучить одно из этих стихов? И как быстро? И вот наш результат. За 15 минут она выучила стих, с учётом того, что я ей несколько раз на ночь читала это стихотворение. В этом мне помогла игра «Вставь словечко». Сначала я пропускала слова и делала паузу, а она продолжала.

Уронила в ……… мячик

Не утонит в ………..мяч.

Также мы во время чтения выстраивали ассоциации и старались представить описанную ситуацию. Например:

Наша Таня громко плачет ( изобразить плачущего ребёнка);

Уронила в речку мячик ( бросить мяч в импровизированную речку);

Тише, Танечка, не плачь ( преподнести палец к лицу и помолчать).

Ей было очень интересно, а потом так незаметно, она смогла рассказать это стихотворение.

Стихи Агнии Львовны Барто –это «незаметное воспитание».

Краткость-одно из достоинств поэзии А. Барто. Слова и рифмы тщательно отобраны и отточены. И не удивительно, что многие строки стихов Барто ввошли в обиход нашей жизни. Мы привычно говорим эти фразы: «Рёвушка-коровушка». «Мы с Тамарой ходим парой».

А.Л.Барто хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы. Маленькие хитрости и умеет весело обо всём рассказать, и может весело пошутить. Читая её стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.

Когда читаешь А.Л. Барто, появляется ощущение, что автор близко знает и понимает тебя. Стихотворение «Ботаника больна» словно о нашем классе. «…Отменяется урок. Пляшут, как на празднике, юные проказники». А сколько раз мы дружно кричали «ура» и плясали, как дикари, когда нам объявляли, что учитель заболел. Эту атмосферу поэтесса передает с помощью коротких восклицательных предложений: «Крик такой! Восторг такой! Все как именинники».

Как влияют на нравственное воспитание стихотворения А.Барто?

Использование поэтессой односоставных, восклицательных предложений показывает, что мальчишка открыто, не сдерживаясь, всей душой выражает чувства восхищения, удивления:

Я люблю кричать:

— Гляди! Посмотри! Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько.

Таким образом, я считаю, то стихи А. Барто помогают в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

В раннем возрасте дети особенно искренне в своих чувствах и поступках. Поэтому сейчас нужно формировать его нравственное воспитание

Нужно помнить про то, что нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста учит в первую очередь чувствовать-любить. Этому пример стихотворение «Лошадка». Жалеть и сострадать учит стихотворение «Зайка».

Зайку бросила хозяйка-

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста помогает избежать немалых проблем в целом. Что это значит? Ребёнок будет любить и уважать своих близких, не будет врать, ему привьётся уважительное отношение к пожилым людям и старшим людям. Также бережное отношение к вещам: одежде, игрушкам, книгам. На мой взгляд, в первую очередь, нужно дать ребёнку нравственное воспитание относительно семьи: любовь к родным людям, уважение, сделать приятно маме, папе, и нежелание их огорчить.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребёнка дошкольного возраста очень велика.

Чтение, рассказывание художественной литературы ребёнку оказывает огромное влияние на интеллектуальное , умственное, творческое развитие.

Чтение развивает художественно-речевые навыки, передаёт представления о жизни, труде, об отношении к природе, уважения к взрослым.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребёнка как полноценную личность.

Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живёт не где-то рядом, а вместе с нами: слышит не только наши разговоры, но и мысли.

Считаю, мне удалось ответить на вопрос, почему так велика популярность стихов Агнии Львовны Барто. Они написаны простым бытовым языком, в них нет нравоучений. Читая незамысловатые строки, то весело улыбаешься, то задумываешься над поступками и поведением героев. Иногда создается впечатление, что рядом с тобой ровесник или ровесница рассказывает недавно случившуюся историю.

Почему герои Барто нравятся и взрослым, и детям? Да ведь это живые, настоящие мальчишки и девчонки! Несмотря на то, что «жили» много лет назад, они очень похожи на нас. У каждого из них свой характер, свои причуды, душевные качества. Мне кажется, чтобы создать такие образы, надо тонко понимать душу ребенка. Наверное, Агния Львовна Барто волновалась за то, чтобы дети росли неравнодушными, смелыми, порядочными. А разве сейчас взрослые не переживают за нас? Вот поэтому стихи Барто всегда будут современны, актуальны. Ведь во все времена главным является человеческая доброта, честность, душевная щедрость, стремление стать лучше.

Стихи Барто-это страница детства. Именно, поэтому, я познакомила свою сестрёнку с творчеством А. Л. Барто. Мне очень хочется, чтобы моя сестрёнка выросла нравственно-воспитанным человеком.

1.Панкратова Л. Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка. – 1987.

2. Соловьев Б. Агния Барто. – М., 1971.

3. В. Андросова. Чтение произведений художественной литературы

4. Л. Романенко. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей.

Исследовательская работа «Образы детей в стихах Агнии Львовны Барто»

Образы детей в стихах Агнии Львовны Барто.

Наверное, с детского сада всем знакомы коротенькие четверостишия о девочке Тане, которая громко плакала, о том, как уронили на пол мишку. Все мои друзья знали, что слон не хотел спать, а бычок боялся свалиться с доски. Мне же помнится , как папа сажал меня на плюшевую рыжую лошадку и «возил» по комнате, а я цеплялся за гриву и во все горло распевал:

Я люблю свою лошадку,

П ричешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(Эта лошадка и сейчас еще стоит в углу кладовой под старым пледом).

Уже тогда я знал, что это стихи Агнии Львовны Барто. Позднее в школе мы познакомились с «Вовкой – доброй душой», с тем, «как жил на свете Ванечка». Встретились с болтуньей Лидой и ябедой Сонечкой, с Любочкой «во всей ее красе». Мне казалось, некоторые мои одноклассники так похожи на этих героев! Но если быть честным, то иногда я узнавал в них и себя.

Теперь я вырос, а вместе со мной повзрослели и герои Агнии Львовны Барто. Я прочитал, что ее стихи переведены на 86 языков мира. А п исатель Анатолий Алексин заметил: «… выучив их в детском саду, помнят до седины». В чем же секрет стихотворений Агнии Барто, что их популярность не ослабевает? Почему герои ее стихов уже многие годы остаются любимыми у детей и взрослых? Такие вопросы были поставлены мною в данном исследовании. Ответы на них и есть цель написания этой работы. Основными задачами являются:

Прочитать стихи Агнии Львовны Барто из сборников « Подростки, подростки…», « За цветами в зимний лес», «Думай. Думай…».

Рассмотреть и проанализировать образы детей в стихах поэтессы.

3.Найти художественные средства, при помощи которых раскрываются черты лирических героев поэзии Барто.

Метод исследования, который я использовал, — это метод художественно-лингвистического описания. Основан он на приемах чтения и наблюдения за языком и образами стихов Барто. В ходе работы проводился анализ, делались необходимые обобщения, выводы.

Агния Львовна Барто жила в первой половине 20-го века, сейчас на дворе – 21-й. За это время в нашей стране многое изменилось, другой стала жизнь. У людей иные заботы и проблемы, иные стремления. Но вот творчество поэтессы по-прежнему остается востребованным. Думаю, что и детям, и взрослым было бы интересно понять, почему поэзия Барто не устарела, какими ценными качествами она обладает. Считаю, что в этом заключается актуальность данной работы.

Читаю стихи Барто и вижу: самое большое место в ее творчестве занимает изображение детей и подростков. Есть персонажи положительные, есть такие, с которых пример брать нельзя. Передо мной целая галерея портретов школьников разного возраста. Один из них, мальчишка (стихотворение «Совесть») выставил за дверь кошку и больше не впустил ее, и теперь она пропала. Но совесть у него, видимо, жива, поэтому она и днем и ночью мучает его:

Из-за нее вторую ночь

Все повторяется точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

Повтор строки показывает, что постыдный момент жизни герой переживает вновь и вновь, от чего усиливается чувство вины и его душевные мучения. Мне почему-то кажется, что этот мальчишка ошибку исправит и подобного никогда больше не совершит. Если человек страдает из-за своего дурного поступка, сердце у него не злое. А вот избалованная Клава («Дедушкина внучка») не может и не хочет верно оценить свои поступки. Она пользуется заслугами деда и не стыдится:

Учитель седовласый
Пешком приходит в классы,
А Клавочка — в машине.
А по какой причине
И по какому праву
Везет машина Клаву?

— Я дедушкина внучка,
Мой дед — Герой Труда.
Это ответ тщеславной, высокомерной девчонки. Ее образ становится более неприятным из-за противопоставления, использованного поэтессой. «Седовласый» учитель, человек заслуженный, уважаемый, пешком идет на работу. А Клавочку и на уроки, и на каток подвозят на машине. Мы, читатели, вместе с автором даем ей оценку: «У дедушки-героя бездельница растет». А сколько таких Клав живет рядом с нами?! Избалованные, ленивые «белоручки». О таких говорят: стакана воды не подадут в старости деду или бабушке. «И в этом вся беда!», — заключает поэтесса.

Но иногда герой А.Л. Барто умеет взглянуть на себя со стороны. «Я вспыльчивый! Я пылкий! Хочу молчать – летят слова, как пробка из бутылки», — сообщает один дерзкий подросток. (Стихотворение «Когда закусишь удила»). Короткие восклицательные предложения, сравнение уже с первой строфы показывают чрезмерную болтливость героя. Мальчишка признает свои слабости, мечтает о приличном поведении: «Я сам хотел бы может быть, спокойным быть, разумным быть, невозмутимым, кротким». И так как повествование ведется от первого лица, то использование гиперболы помогает понять: вспыльчивый, неуравновешенный подросток владеет чувством юмора:

« Начнёт ругать меня родня,

А я молчу, хоть жарь меня,

Хоть жарь на сковородке».

Слушая подростка, мы улыбаемся еще и потому, что в его речи встречаются эмоционально окрашенные разговорные слова «дать пинка», «тип». От этого образ мальчишки становится живым, реальным. Герой старается исправиться, этим вызывает уважение. И у него обязательно все получится:

Я рассердился на щенка,

Хотел я дать ему пинка,

Но стал считать до тридцати,

И этот тип успел уйти.

Попал я в дедушку мячом

И закричал: — А я при чем? —

Но, досчитав до тридцати,

Сказал: — Ну, дедушка, прости.

В финале стихотворения звучит ненавязчивый совет автора:

Разумным хочешь ты расти?

Считай в уме до тридцати!

Когда читаешь А.Л. Барто, появляется ощущение, что автор близко знает и понимает тебя. Стихотворение «Ботаника больна» словно о нашем классе. «…Отменяется урок. Пляшут, как на празднике, юные проказники». А сколько раз мы дружно кричали «ура» и плясали, как дикари, когда нам объявляли, что учитель заболел. Эту атмосферу поэтесса передает с помощью коротких восклицательных предложений: «Крик такой! Восторг такой! Все как именинники». Не раз я ловил себя на мысли, что с героями Барто у меня есть что-то общее. Мне порой не хватает внимания родителей. Я не маленький и вижу: они много работают. Но все равно хочется почаще быть вместе, над чем-нибудь пошутить с мамой, услышать папино подтрунивание… Читаю недавно стихотворение «Перед сном» и встречаю своего ровесника, который испытывает то же, что и я:

Зажигают фонари за окном.

Сядь со мной, поговори

Перед сном. Целый вечер

Ты со мной не была.

У тебя все дела да дела.

У тебя я не стою над душой,

Я все жду, все молчу, я большой.

Сядь со мной, поговорим

Счастье, когда у человека есть друзья, с кем можно поделиться радостью или проблемой, вместе отдыхать. Мы с ребятами свободное время часто проводим на природе. Зимой – снежные крепости, коньки и лыжи, санки с горки. Летом – река, велосипед, ролики… Да мало ли чем можно заняться, когда рядом с тобой верный друг. Герой стихотворения «Я люблю ходить вдвоем», как и я, живет в деревне. Мне кажется, поэтессе удалось очень точно и эмоционально передать настроение и состояние этого сельского паренька. Он любит природу, свободу и наслаждается этим вместе с друзьями:
Я люблю ходить вдвоем

В поле, в лес, на водоем,

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь.

Использование поэтессой односоставных, восклицательных предложений показывает, что мальчишка открыто, не сдерживаясь, всей душой выражает чувства восхищения, удивления:

Я люблю кричать:

— Гляди! Посмотри! Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько.

Считаю, мне удалось ответить на вопрос, почему так велика популярность стихов Агнии Львовны Барто. Они написаны простым бытовым языком, в них нет нравоучений. Читая незамысловатые строки, то весело улыбаешься, то задумываешься над поступками и поведением героев. Иногда с оздается впечатление, что рядом с тобой ровесник или ровесница рассказывает недавно случившуюся историю .

Почему герои Барто нравятся и взрослым, и детям? Да ведь это живые, настоящие мальчишки и девчонки! Несмотря на то, что «жили» много лет назад, они очень похожи на нас. У каждого из них свой характер, свои причуды, душевные качества. Мне кажется, чтобы создать такие образы, надо тонко понимать душу ребенка. Наверное, Агния Львовна Барто волновалась за то, чтобы дети росли неравнодушными, смелыми, порядочными. А разве сейчас взрослые не переживают за нас? Вот поэтому стихи Барто всегда будут современны, актуальны. Ведь во все времена главным является человеческая доброта, честность, душевная щедрость, стремление стать лучше.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector