0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему евгений онегин написан в стихах

Почему произведение «Евгений Онегин» это роман в стихах?

u0421u0430u043c u041fu0443u0448u043au0438u043d u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0438u043b u0436u0430u043du0440 «u0415u0432u0433u0435u043du0438u044f u041eu043du0435u0433u0438u043du0430» u043au0430u043a u0440u043eu043cu0430u043d u0432 u0441u0442u0438u0445u0430u0445. u0412u0430u0436u043du0435u0439u0448u0435u0435 u043eu0442u043bu0438u0447u0438u0435 u0440u043eu043cu0430u043du0430 u0432 u0441u0442u0438u0445u0430u0445 u043eu0442 u043eu0431u044bu0447u043du043eu0433u043e u044du043fu0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0440u043eu043cu0430u043du0430 u0437u0430u043au043bu044eu0447u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u0434u043bu044f u043fu0435u0440u0432u043eu0433u043e u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u043du0430u0447u0430u043bu043e u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu044fu044eu0449u0438u043c u0434u043bu044f u0441u0442u0440u0443u043au0442u0443u0440u043du043e-u0436u0430u043du0440u043eu0432u043eu0439 u0444u043eu0440u043cu044b. u0412 u0446u0435u043du0442u0440u0435 u044du043fu0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0440u043eu043cu0430u043du0430 (u0442u0430u043a u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u043cu043eu0433u043e «u0440u043eu043cu0430u043du0430 u0433u0435u0440u043eu0435u0432») — u0441u0442u0440u043eu0439u043du043eu0435 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u0435 u043e u0433u0435u0440u043eu044fu0445 u0438 u0441u043eu0431u044bu0442u0438u044fu0445: u0442u0430u043au043eu0439 u0440u043eu043cu0430u043d u0438u0441u0447u0435u0440u043fu044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043cu0438u0440u043eu043c u0433u0435u0440u043eu0435u0432 u0438, u0432 u043du0435u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u0441u043bu0443u0447u0430u044fu0445, u0430u0432u0442u043eu0440u0441u043au0438u043cu0438 u043eu0442u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u044fu043cu0438. u0410 u0432 u0440u043eu043cu0430u043du0435 u0432 u0441u0442u0438u0445u0430u0445 u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u043eu043du043du043eu0439 u043eu0441u044cu044e u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043eu0431u0440u0430u0437 u0430u0432u0442u043eu0440u0430, u0442u043e u0435u0441u0442u044c u0438u043cu0435u043du043du043e u0430u0432u0442u043eu0440 (u0435u0433u043e u043cu044bu0441u043bu0438, u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430, u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435) u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu044fu0435u0442 u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u044e u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f.

Ответ:

Сам Пушкин определил жанр «Евгения Онегина» как роман в стихах. Важнейшее отличие романа в стихах от обычного эпического романа заключается в том, что для первого лирическое начало является определяющим для структурно-жанровой формы. В центре эпического романа (так называемого «романа героев») — стройное повествование о героях и событиях: такой роман исчерпывается миром героев и, в некоторых случаях, авторскими отступлениями. А в романе в стихах композиционной осью является образ автора, то есть именно автор (его мысли, чувства, настроение) определяет композицию произведения.

«Почему роман «Евгений Онегин» в стихах»

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Это самое крупное произведение поэта, самое известное, оно в наибольшей степени повлияло на развитие русской литературы. Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823-1831).Это самый плодотворный период творчества Пушкина. То обстоятельство, что поэт работал над «Евгением Онегиным» долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого писателя. Заканчивал роман уже и тот, и не тот человек, который его начинал. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах», писал Белинский. Почему роман в стихах? Стихотворная форма намного сильнее воздействует на читателя, чем проза, красота повествования достигается за счет строгой формы. Роману свойственны афористичность, образно-метафорическое воссоздание жизни, музыкальность. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни пушкинского времени». По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха.

Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящен светскому франту и его окружению в Петербурге и в деревне? Само понятие «энциклопедия», вызывавшее в сознании тяжелые увесистые тома, как бы вступало в противоречие с этим небольшим по объему произведением, которое, однако, оказалось «томов премногих тяжелей». Роман Пушкина по конкретному историзму, по широте охвата русской жизни и масштабу поставленных в нем этических, социальных, национальных проблем был и остается, может быть, самым уникальным, но и самым загадочным явлением всей русской литературы. Портрет эпохи складывается в романе из множества деталей и подробностей, среди которых равно важными оказываются такие несопоставимые, на первый взгляд, вещи, как круг чтения и распорядок сельской жизни, быт молодого петербуржца и песня крестьянских девушек, особенности воспитания и образования и моды того времени, предметы российского импорта и экспорта и загадки природы, творческая биография автора и «наука страсти нежной», разные лики русской природы и трагедия Наполеона перед пылающей Москвой. Кое-что Пушкин бросает вскользь, как бы между прочим, а на другом специально задерживается, чтобы привлечь внимание читателя.

Но, повторив вслед за Анной Ахматовой слова о Пушкине — «авторе незаменимых слов», — согласимся, что в картине России, созданной поэтом, нет ничего незначительного, всё важно и существенно. Конечно, главное место в романе отведено Онегину, Ленскому, Татьяне и Ольге. Именно в них, как писал Белинский, «отразилось русское общество в один из важнейших моментов своего развития». Главные герои романа, принадлежащие к одному сословию, тем не менее несут разную содержательную нагрузку: Онегин — типичный петербуржец , получивший традиционное воспитание и, несмотря на яркую индивидуальность, ведущий традиционный для своей среды образ жизни. Ленский — поэт, романтик, который «из Германии туманной привез учености плоды». Татьяна, «русская душою», — самобытная и сильная женская натура, впитавшая тем не менее все «привычки милой старины». Ольга — почти дитя природы, если бы не ограниченность и пошлость того круга, к которому она принадлежит. Только соединив в романе судьбы героев, заставив их взаимодействовать, автор и мог дать обобщенный портрет русского дворянства начала XIX века. Все впечатления своей собственной жизни Пушкин осмысляет в романе и в форме лирических признаний, лирических отступлений, и в описании судеб героев. Впрочем, подробности жизни главных героев не могут ускользнуть даже от самого невнимательного читателя, но ими далеко не исчерпывается энциклопедичность романа.

Уже в первой главе, целиком посвященной Онегину, мы узнаем и о репертуаре русского театра («Волшебный край! Там в юны годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин. », и Озеров, и Катенин, и Корнель. ), и о труде разносчика, извозчика, и об Адаме Смите, книгами которого увлекается главный герой, и об импорте в Россию («Все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный, что по Балтическим волнам за лес и сало возят к нам»), и о многих мелочах быта, без которых нельзя считать исторически точным изображение жизни в ее многоликости. Быт поместного дворянства написан не менее подробно и точно: Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь. Однако не только мать Татьяны представлена в романе так подробно, но и все окружение Лариных, причем не только соседи помещики, но и крестьяне, быт которых во многом совпадает с бытом хозяев: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины. У них на масленице жирной Водились русские блины … Наивность и простота сельского быта трогают душу поэта, но вовсе не вызывают у него сентиментальных восклицаний и не заслоняют от Пушкина всей косности и неподвижности этой размеренной жизни. А кроме Петербурга и деревни, есть еще Москва, которая входит в сюжет романа прежде всего как ярмарка невест, куда везут Татьяну.

Но автор расширяет сюжетные рамки, напоминая читателям о подвиге Москвы в 1812 году: Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе . Но и этого мало. Пушкин создает блестящий портрет московского барства, весь проникнутый ассоциациями со знаменитой грибоедовской Москвой. Полагаясь на читателя, который, конечно, вспомнит этот «старый образец», воспетый Грибоедовым, Пушкин укладывает в одну строфу целый слой московского общества: Но в них не видно перемены, Всё в них на старый образец: У тетушки княжны Елены Всё тот же тюлевый чепец, Всё белится Лукерья Львовна, Всё то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп. Пушкин не просто охватывает взглядом разные слои русского общества, но глубоко проникает в них, погружая читателя в неповторимый мир национальной стихии. Конечно, широта охвата национальной жизни не могла быть полной и без сыновнего чувства поэта к родной природе: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года . Может быть, именно эти особенности пушкинского романа имел в виду Белинский, когда говорил, что «Евгений Онегин» — в высшей степени народное произведение», что это «первое истинно национальное русское произведение».

Конечно, и чувство родной природы, и стихия русского языка, и природа русского человека с его неудовлетворенностью — все это вместе складывается в единое понятие национальной стихии. И все-таки главное в самом понятии народность, когда мы размышляем над «Евгением Онегиным», — это ясное осознание отличия народности от простонародности. Именно поэтому Белинский был готов услышать, что многие удивятся его мысли о народности пушкинского романа. В эпоху Белинского еще господствовало странное мнение, «будто бы русский во фраке или русская в корсете уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста». Отстаивая свое утверждение, Белинский ссылается и на Гоголя, считавшего, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Безусловно, пленительными, естественными и в высшей степени поэтическими являются в «Евгении Онегине» и сцены Татьяны с няней, которую поэт, конечно же, списал с Арины Родионовны, и описание дворового мальчика с Жучкой в коляске, и знаменитая «Песня девушек», которую должны петь крестьянки, чтобы не есть господской ягоды.

Но народность романа не в этих превосходных сценах, или, во всяком случае не только в них, но прежде всего в изображении мыслящего человека и его среды. В том-то и состояла гениальная «находка» поэта, что героем своего произведения он сделал не купеческого сынка и не потенциального бунтаря типа Чацкого, а светского человека, в котором автора привлекали типично русские черты: «мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий охлажденный ум». Только такой герой и мог держать автора в плену все долгие годы работы над романом.

Читать еще:  Кто написал стих с любимыми не расставайтесь

И, конечно, Татьяна Ларина, «русская душою», «милый идеал» Пушкина. Показательно, однако, что и Татьяна, как Онегин, не сливается со средой скотининых, пустяковых и прочих соседей, ещё ярче оттеняющих самобытность любимой героини Пушкина. «Собранье пестрых глав», как насмешливо писал сам автор о своем романе, стало первым истинно национальным русским романом, «в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно».

Почему А. С. Пушкин называет роман в стихах «Евгений Онегин» «свободным романом» («И даль сво¬бодного романа я сквозь магический кристалл еще неяс¬но различал…»)?

«Евгений Онегин» — не типичное для русской литературы начала XIX века произведение. Его необычность заключается прежде всего в особенностях жанра. «Евгений Онегин» — это роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение. Естественно, что для гармоничного со­четания столь разных литературных родов в одном произведении, для придания роману условности требовался особый персонаж. В «Евге­нии Онегине» таким персонажем стал образ Автора.

Как мы видим, образ Автора в романе — это повествователь, яв­ляющийся действующим лицом. Более того, некоторые литературове­ды считают именно Автора, а не Онегина или Татьяну, главным геро­ем романа.

Образ Автора в романе «Евгений Онегин» многогранен. Пушкин в этом произведении нарушает романтический принцип и не отождест­вляет себя с главным героем в отличие от Байрона. Автор откровенно симпатизирует Онегину, ценит в нем «неподражательную стран­ность» и «резкий, охлажденный ум», но в то же время в изображении Евгения Онегина присутствует иронический пафос. Автор даже про­тивопоставляет себя главному герою. Их различия прослеживаются через их отношение к природе: Онегин в деревне скучает и практиче­ски не замечает того, что его окружает; для Автора природа — это родственная душа, это гармоничный мир, это источник вдохновения. Различно отношение героев к искусству: для Онегина театр — это всего лишь один из способов развлечься, который в конце концов на­доедает; Автор относится к театру восторженно, даже называет его «волшебным миром». В отличие от образа Автора Онегин не может «ямба от хорея… отличить», ему «тошен» литературный труд. В люб­ви Онегин более рационален, чем Автор. Все это объясняется разни­цей характеров героев: в Онегине больше развито умственное начало, в Авторе — чувственное. Но в то же время и Автор, и Евгений Оне­гин являются носителями передовых идей, философами, они склонны к самоанализу, к эволюции, что их, безусловно, роднит.

Как я уже упоминала, образ Автора многогранен: он выступает и в качестве рассказчика, повествующего о событиях, и в качестве пер­сонажа, например Автор говорит о том, что лично знаком с Онеги­ным, и как лирический герой, выражающий свое отношение ко всему происходящему и окружающему его. Автор рассуждает о теме време­ни, философски осмысливает тему смены поколений и приходит к выводу, что это естественно и неизбежно. В романе можно встретить раздумья Автора о свободе, о гармонии, о вдохновении, о поэте и по­эзии. Автор говорит о том, что он пишет «не для похвал», но в то же время он страшится забвения.

Автор открыто выражает свое отношение к персонажам. Он сим­патизирует главным героям, но в то же время признает, что и они не идеальны. Автор ценит ум и склонность к самоанализу в Онегине, но осуждает в нем честолюбие. Он восхищается Татьяной, видит в ней свой идеал, свою музу, но в то же время признает, что героиня далека от реальной жизни, возможно, излишне сентиментальна. Ленский близок Автору как поэт, как человек, способный искренне любить, но над его юношеским наивным романтизмом Автор смеется.

Подобно всем главным героям романа, образ Автора подвергается эволюции. От эпикурейства Автор приходит к романтизму, а затем и к реализму.

Почему Пушкин в романе «Евгений Онегин» нарушил традици­онные жанровые каноны?

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение — значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности», — сказал В.Г. Белинский.

Особенность жанрово-родовой принадлежности романа заключа­ется в том, что это «не роман, а роман в стихах — дьявольская разни­ца». Это свидетельствует о преобладании лирического начала в ро­манном повествовании, главенствующей роли автора в романе, его роли как лирического центра повествования.

Своеобразие «свободного романа» определило наличие и обилие в нем лирических отступлений. Они представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе. Автор подмечает те черты, которые роднят его с героем (внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», отношение к дамам на балах), но в то же время он все­гда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не ото­ждествлять их. В отношении к природе Автор и Онегин не похожи друг на друга. Автор видит в природе источник вдохновения и поло­жительных эмоций: «Я был рожден для жизни мирной, / Для деревен­ской тишины». И тут же о.

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Автор размышляет о своей судьбе: «Ужель и впрямь и в самом деле / Без элегических затей / Весна моих промча­лась дней / (Что я шутя твердил доселе)? / И ей ужель возврата нет? / Ужель мне скоро тридцать лет?»

В лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Оне­гин» мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа и к жизни. Эти отступления позволяют ярче представить образ поэта.

Почему Пушкин назвал свой роман «Евгений Онегин»

Начнём с утверждения, которое многим покажется спорным: Пушкин часто называет свои произведения именами не главных героев, как бы освещая их ярким светом и оттеняя тех, кто на самом деле выражает авторский замысел.

«Алеко», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» посвящены мужчинам и названы в их честь, но главные герои – не они. (Такую точку зрения поддерживает Дмитрий Быков, есть подобные намёки у Юрия Лотмана).

Так произошло и с романом «Евгений Онегин», главная героиня которого – Татьяна Ларина. Онегин – фигура, с которой автор желает расправиться, свести счёты, соединение пороков современного ему поколения.

Имя «Евгений» переводится с греческого как «благородный». Пушкинист В. Непомнящий пишет, что оно было популярно в дворянской молодёжной среде в первой четверти 19 века. Например, Евгением звали поэта Баратынского, современника Пушкина.

По поводу значения фамилии Онегин есть несколько версий.

1. Она образована от названия северной реки Онеги или холодного Онежского озера. Герою подходит фамилия, от которой веет холодком, ведь он живёт сдержанной рассудочной жизнью, а жар его страстей давно остудили привычка и скука.

2. У Пушкина имеется неоконченная поэма «Езерский», герой которой кажется наброском Онегина. И его фамилия (Озёрный) тоже перекликается с «водной» стихией.

3. Благозвучие. С точки зрения фонетического благообразия сочетание гласных и согласных в сочетании имени и фамилии героя звучит идеально.

Ассонансы (повтор гласных «е» и «и»), а также аллитерации (повтор согласных «г», «н») сочетаются музыкально и благородно, окутывая персонажа поэтическим ореолом тайны.

4. Пушкину просто понравилось сочетание имени и фамилии булочника, которое он увидел на вывеске в Торжке, проезжая через этот город по своей надобности. На эту вывеску обращают внимание посетителей местные экскурсоводы.

Скорее всего, все четыре версии отчасти справедливы.

Почему же Пушкин не называет роман «Татьяна» или как-нибудь иначе?

Дело в том, что «энциклопедия русской жизни» писалась сквозь призму восприятия молодого человека, воспитанного (и избалованного) дворянской светской культурой.

Пушкину было важно показать, как молодёжь его времени проводит дни в театрах, на балах, за карточной игрой, на любовных свиданиях. Как она мыслит, что чувствует, почему поступает так или иначе.

Евгений «заражён» равнодушием, гордыней, эгоизмом – болезнями своего века. Описывая героя, которого разъедает внутренняя пустота, Пушкин предупреждает о гибельности этого пути.

Новаторство Александра Сергеевича Пушкина с его «свободным романом»

Эссе на книгу: «Евгений Онегин» — Пушкин А.С.

У автора в «свободном романе» некая особая роль, ведь благодаря лирическим отступлениям мы видим презентацию героя собственного романа и демонстрирование читателям его биографии. Хотелось бы сказать об особой роли повествования о природе и пейзажах, ведь та либо другая обстановка как бы дает помощь в раскрытии характера героя либо оценки его поступков. Автор не раз обращался к читателю либо рассказывает ему о себе, при этом последовательность повествования произведения не нарушается. Когда начинается рассказ истории хорошего приятеля, то Пушкин обращается именно к нам, как к читателям, а про Евгения Онегина, кажется, что он забыл.

Читать еще:  Стихи пушкина которые легко учатся 20 строк

Рассказано о том, что был он на берегах Нивы, гулял он там, но ветер вредный, поэтому уехать пришлось. Мне понравилась необычная черта романа Александра Сергеевича Пушкина, какую я раньше, встречал не часто — это ведение диалога с образом читателя. Не зря его называют свободным романом, ведь у великого русского писателя получилось раздвинуть границы, когда он занимался написанием произведения. Переход от одной темы к другой всегда получается свободным и непроизвольным. Случалось, что начинается описание хорошего товарища, потом резкая остановка и прерыв разговора.

Начинается беседа с читателями, параллельно, между делом, может упомянутся какой-нибудь факт. Я считаю, что благодаря присутствию в романе Александра Сергеевича Пушкина, как автора, а также читателя с отступлениями, мы способны более точно осуществить раскрытие смысла произведения, а также произвести так называемое раздвоение рамок обычного и привычного. Роман «Евгений Онегин» только подтверждает, что Пушкин был талантлив во всем. Его стихотворения, рассказы, романы поражали и будут поражать. Великий поэт оставил нам богатое наследие, которое мы обязаны сохранить и передать.

Тайна романа Евгений Онегин А. С. Пушкина

ВОЛОВОЙ Г.В
ТРИ ТАЙНЫ ТРЕХ РУССКИХ ГЕНИЕВ
ТАЙНА РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ЗАГЛЯНИТЕ НА МОЙ САЙТ АФОРИЗМЫ.РУ
www.aphorisms.ru

ТАЙНА РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» А.С. ПУШКИНА

В России самым известным поэтом является Пушкин. Его значение столь велико, что все его творения объявляются самыми выдающимися произведениями в русской литературе. Каждое новое поколение писателей и критиков считает своим долгом объявить Пушкина носителем высшей нравственности и образцом недостижимой литературной формы. Поэт как путеводная звезда сопровождает их по тернистым путям творчества. Его «молитвами» живут и юноши, делающие первые «па» и убеленные сединой и утомленные почетными званиями старики, как обычно они так утверждают в своих мемуарах и интервью. У остального народа Пушкин запечатлевается в трех вещах, которые изучают в школе — «Сказка о рыбаке и рыбке», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и «Евгений Онегин».
О том, что первое — это талантливая интерпретация народной сказки предпочитают не вспоминать, полностью отдавая авторство поэту. Второе произведение о «нерукотворном памятнику» принадлежит вовсе не Пушкину, а Горацию, который дословно сказал: «Я воздвиг памятник, долговечней бронзы». Пушкин скромно дал развитие этой идеи по отношению к собственной личности и значимости себя в России настоящей и будущей. А третье произведение… «Что он тоже у кого-то позаимствовал?», — воскликнет рассерженный пушкинист или строгий читатель. Да нет, авторство Пушкина мы здесь не оспариваем. Только отмечаем, что Пушкину было весьма трудно без направляющей идеи самому создавать свое произведение. Приходилось менять и сюжет и композицию. Роман «Евгений Онегин» стоит на вершине творчества поэта. И, разумеется, является новаторским произведением, непревзойденным по смелости творческого замысла. Никому еще не удалось создать роман в форме стихов. Никому не удалось повторить пушкинскую легкость письма и широту охватываемого материала. Однако, несмотря на то, что Пушкин выступил как гениальный поэт, в этом произведении в композиционном и драматическом развитии есть слабые стороны.
И в этом досадная оплошность, которую допустил Пушкин. В чем на наш взгляд заключается тайна романа «Евгений Онегин»? Существует ли тайный замысел поэта, подобный тому, который мы рассматривали у Лермонтова и Тургенева? Нет, поэт не ставил такую задачу, и скрытого в подтексте сюжета нет, как и нет тайных поступков героев, ускользнувших от читателя. Так в чем же тайна? Какова цель данного исследования? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним, из скольких глав состоит роман. Конечно, он состоит из девяти глав и десятой незаконченной. Последняя глава по одному богу известным причинам Пушкиным сожжена. Существуют предположения о политических причинах, заставивших это сделать поэта. Мы еще вернемся к этому и попытаемся ответить на этот вопрос, главное, что окончание романа предполагалось Пушкиным в следующей десятой, а не девятой главе.
Десятая глава рассматривается как некое приложение к основному действию романа, которое завершается отповедью Татьяны в девятой главе: «Но я другому отдана и буду век ему верна», гимном брошенных женщин, упрекающих своих бывших возлюбленных. Тайна романа «Евгений Онегин» на наш взгляд заключается именно в этом в этом незавершенном окончании. Почему Пушкин именно таким образом завершил свое произведение? Почему сюжет оборвался на самом драматическом действии, разве подобным образом можно заканчивать художественные произведения?
Традиционно считается, что подобное окончание романа — это верх совершенства гения Пушкина. Предполагается, что Онегину предстояло разбиться об мраморно-ледяную глыбу долга и чести Татьяны, которая дала окончательный ответ о невозможности их отношений. Все этим роман исчерпан, действие завершено, драматическая развязка наступила. Однако мы не побоимся заявить, что Пушкин подобным окончанием ловко провел публику, иначе говоря, одурачил. Он скрыл истинный финал романа, потому что его продолжение стало ему не выгодно и могло подпортить его реноме.
Он не стал завершать роман, хотя финал возможно и был, как раз дописан в сожженной десятой главе, в любом случае поэт не захотел представить его публике. До сегодняшнего дня никто так и не понял, какую уловку предпринял Пушкин и почему он это сделал. Мы попытаемся разгадать тайну романа «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» (А. Пушкин)

Цитата: «Я к вам пишучего же боле. ».

История создания

В 1823 г. во время южной ссылки Пушкин пришёл к тому, что романтизм уже не удовлетворяет его требованиям. Он задумал написать масштабный реалистический роман в стихах. Так родился замысел романа «Евгений Онегин».

Публиковался «Евгений Онегин» отдельными главами, и каждая из них становилась значительным событием в русской литературной жизни.

Автор ставил перед собой целью создание романа как «собранья пёстрых глав»: каждая глава этого романа имела вполне завершённый вид и вполне могла стать финальной. В то же время «Евгений Онегин» стал для того времени полноценной «энциклопедией русской жизни» (В. Г. Белинский): в нём отразилось всё — что люди ели, о чём говорили, куда ездили, что носили, какими идеями и ценностями дорожили. Вся русская жизнь отражена кратко и ненавязчиво, она будто бы лишь служит фоном любовной истории Онегина и Татьяны.

Проблематика:

  • проблема счастья и долга (Татьяна — Евгений);
  • истинные и мнимые ценности;
  • личность и общество (Евгений);
  • поиск смысла жизни.

Смысл названия: название романа в стихах по имени главного героя позволило автору уйти от подсказок и интерпретаций и дать возможность читателю расставлять акценты и смысловые приоритеты самостоятельно.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман в стихах.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин применил особый вид строфы (три четверостишия и два двустишия), который впоследствии получил название «онегинская строфа».

Жанровые особенности: в «Евгении Онегине» присутствуют элементы и эпоса, и лирики. Если чертами эпоса в этом романе являются значительный объём, разветвлённый сюжет, подробное описание фактов жизни, то лирическое начало в «Евгении Онегине» представлено описанием чувств и переживаний главного героя, а также лирическим героем-автором, ведущим с читателем постоянный диалог — то грустный, то лукавый.

Время и место действия: действие происходит в 1820-е годы в Петербурге, в деревне, в Москве и снова в Петербурге.

Действующие лица

  • Евгений Онегин — молодой человек 24 лет, дворянин.
  • Татьяна Ларина — романтическая девушка, впоследствии — светская львица и верная жена.
  • Ольга Ларина, её сестра — хорошенькая, но пустая девушка. На год младше Татьяны.
  • Владимир Ленский — юный романтик и поэт, влюблённый в Ольгу Ларину.
  • Няня Татьяны — верная подруга девушки.
  • Зарецкий — секундант на дуэли Онегина и Ленского.
  • Муж Татьяны Лариной — «важный генерал».
  • Автор — лирический герой (сам Пушкин), комментирующий всё происходящее либо отвлекающийся от него.
  • Дмитрий и Прасковья Ларины — родители Татьяны и Ольги.
  • Княжна Алина — двоюродная сестра Прасковьи Лариной, живущая в Москве.
  • Провинциальные помещики.

Краткое содержание

Глава 1

Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к заболевшему дяде.

В первой главе автор иронично описывает главного героя. Евгений умел рассуждать обо всём, ни во что не погружаясь слишком глубоко, умел к месту промолчать и пошутить, модно одевался и пользовался успехом у женщин. Обычный день Евгения таков: позднее пробуждение, прогулка, ресторан, театр, бал — и возвращение домой под утро. При этом от светского общества Евгений порядком устал. Молодой человек хотел посвятить себя литературе, но «труд упорный ему был тошен».

Автор-повествователь сообщает, что познакомился с Евгением именно в это время и планировал отправиться с ним в путешествие, но тут скончался отец Евгения, оставив после себя только долги. Тот самый дядя, который «не в шутку занемог», планировал оставить Евгению наследство. И, приехав в деревню, молодой человек узнаёт, что дядя скончался, а он получил в своё распоряжение всё дядино состояние.

Читать еще:  Я помню все что было между нами стихи

Глава 2

Евгений решает пожить в деревне. Он упрощает жизнь крестьянам, заменяя барщину лёгким оброком, и не общается с соседями вовсе. Но тут в деревню прибывает молодой Владимир Ленский — романтик и поэт. Евгений и Владимир подружились, несмотря на то что были полными противоположностями («Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой»).

Ленский — жених Ольги Лариной. Повествователь описывает Ольгу (мила, но банальна) и её старшую сестру Татьяну (не такая красивая, застенчивая, «в семье своей родной / Казалась девочкой чужой»).

Глава 3

Владимир Ленский часто бывает у Лариных, и у Евгения также появляется интерес к этому семейству. Татьяна привлекает внимание Евгения. Семейство Лариных всерьёз надеется, что и для старшей дочери нашёлся жених.

Татьяна влюбляется в Евгения. Она берёт пример с героинь её любимых романов: пишет письмо, в котором объясняется в любви, и передаёт Евгению с няней.

Два дня Татьяна ожидает ответа, но Евгений не появляется. Увидев подъезжающего Онегина, Татьяна пугается и скрывается в саду.

Глава 4

Онегин растроган письмом Татьяны. Он понимает, что девушка в своём признании была искренней и смелой. Обманывать её он не может.

Онегин объясняется с Татьяной: говорит, что любит её, как брат; что девушка ещё встретит другую любовь; делает замечание: «Учитесь властвовать собою; / Не всякий вас, как я, поймёт; / К беде неопытность ведёт».

Приближается осень. Ленский передаёт Онегину приглашение на именины Татьяны. Владимир счастлив: через две недели после этих именин он женится на Ольге.

Глава 5

В деревне зима. В святочный вечер Татьяна, по обычаю, гадает: прячет под подушку зеркало и ложится спать, чтобы увидеть вещий сон. Ей снится, что она переходит ручей по шатким мосткам.

Девушке страшно. Внезапно из сугроба вылезает медведь, подаёт ей лапу, и Татьяна опирается на медведя. Зверь поднимает девушку и вносит в шалаш. Шалаш полон чудовищ. Среди них — Онегин. Чудовища нападают на Татьяну, Евгений защищает её. Входят Ленский и Ольга, и Евгений убивает Ленского. Татьяна просыпается в ужасе.

Именины Татьяны. Онегин и Ленский — гости. Татьяна крайне смущена, что раздражает Евгения. В отместку он всё время приглашает танцевать Ольгу. Ленский в бешенстве уезжает.

Глава 6

Онегин возвращается домой, а наутро Зарецкий, его сосед, приносит Евгению записку от Ленского, в которой Владимир вызывает Онегина на дуэль. Евгений сожалеет о своём поведении, но от дуэли отказываться не принято.

Ленский перед дуэлью едет навестить Ольгу. Девушка ведёт себя как ни в чём не бывало. Дома Ленский проверяет дуэльные пистолеты, собирается почитать Шиллера, но бросает и всю ночь пишет стихи о любви.

Дуэль. Первым приезжает Ленский, Онегин опаздывает. Договариваются стрелять одновременно, но Евгений нажимает на курок первым. Ленский убит.

Автор-повествователь рассуждает, как бы сложилась жизнь Ленского, если бы не преждевременная гибель: возможно, он стал бы знаменитым человеком — или просто счастливым мужем.

Глава 7

Ольга быстро оправилась от потрясения и вышла замуж за улана. Евгений уехал за границу, чтобы не тревожить общественность после дуэли. Татьяна, случайно посетив дом Онегина, читает его книги и начинает понимать, каким человеком является её любимый.

Мать хочет устроить судьбу Татьяны, поэтому везёт её в Москву на «ярмарку невест».

Автор-повествователь описывает скверные дороги и восхитительные пейзажи.

В Москве бесконечные балы, и Татьяне скучно. Она хочет вернуться в деревню, но тут девушка привлекает внимание генерала.

Глава 8

Евгений возвращается в Петербург. На одном из светских раутов он встречает прекрасную даму в сопровождении генерала. Это Татьяна. Она замужем за князем, давним знакомым Онегина. Евгений начинает ездить к князю в гости. Нет сомнений: он влюблён!

Теперь Евгений пишет письмо Татьяне, объясняясь в своих чувствах. Но ответа нет. Не выдержав, Онегин приезжает в дом генерала без приглашения. Он видит, что Татьяна плачет над его письмами. Евгений падает к её ногам, но Татьяна упрекает Онегина, что его любовь возможна стала лишь благодаря её успеху в свете. Простую девушку Евгений не полюбил.

Татьяна признаётся, что любит Евгения, но предавать мужа она не будет: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Евгений потрясён. И тут входит муж Татьяны.

Пушкин очень неожиданно оканчивает свой роман: «И здесь героя моего, / В минуту злую для него, / Читатель, мы теперь оставим, / Надолго. навсегда».

Экранизации

«Евгений Онегин» (СССР, 1911, немой фильм); «Евгений Онегин» (Россия, 1915); «Евгений Онегин» (СССР, 1958; экранизация оперы); «Онегин» (США, Великобритания, 1999); «Евгений Онегин. Между прошлым и будущим» (Россия, 2009, документальный фильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто из персонажей романа «Евгений Онегин» описан так: «Всегда скромна, всегда послушна, / Всегда, как утро, весела. / Как жизнь поэта простодушна, / Как поцелуй любви — мила»?

Ответ. Ольга Ларина. Описывая внешнюю красоту Ольги, Пушкин ироничен. В уста Евгения он вкладывает следующую реплику: «В чертах у Ольги жизни нет. / Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: / Кругла, красна лицом она, / Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне».

Что случилось с Евгением после его последнего объяснения с Татьяной?

Ответ. Об этом в тексте не сказано. История Евгения и Татьяны обрывается после появления мужа Татьяны. Лирический герой прощается с читателем: «Блажен, кто праздник жизни рано / Оставил, не допив до дна / Бокала полного вина, / Кто не дочёл её романа / И вдруг умел расстаться с ним, / Как я с Онегиным моим».

Как называется вид строфы, применённый в романе «Евгений Онегин»?

Ответ. «Онегинская строфа». Пушкин написал роман в четырнадцатистопных строфах, взяв за основу сонет. Размер в «Евгении Онегине» — четырёхстопный ямб («Мой дядя самых честных правил»).

История создания “Евгения Онегина”

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» можно по праву считать одним из наиболее ярких произведений эпохи. То, в какое время роман был написан, полностью отражено в атмосфере и структуре роман. История создания «Евгения Онегина» -это кропотливая работа над венцом русской словесности.

Время написания

Сюжет произведения разворачивается во период с 1819 по 1825 год. Эпоха создания «Евгения Онегина» полностью отражена в произведении и охватывает не только исторические события, но психологические портреты героев того времени. Сам автор отмечает, что создание произведения далось ему нелегко. Он пишет, что «Евгений Онегин» является «плодом ума холодных наблюдений», но при этом «горестные заметы сердца» отражают глубокую погруженность Пушкина в изучение и анализирование нравов дворянства, его душевные переживания.

Год написания произведения не является четкой датой. Работа над «Евгением Онегиным» начинается весной 1823 года. В это время Александр Сергеевич находится в городе Кишинев, в ссылке. Дописывал роман автор уже в после того, как в модном по тем временам журнале опубликовали первые главы. Закончилась работа над произведением в 1830 году в Болдине.

В романе отражена первая половина XIX века. После разгрома наполеоновской армии, во время походов русских солдат, общество в России активно развивалось под руководством правителя Александра I. Именно в это время разворачивается сюжет романа.

Структура романа

«Евгений Онегин» стал переходом автора от написания в стиле романтизма к стилю реализма. Роман включает в себя 8 отдельных глав. Каждая из них является полностью законченным отрывком. Роман имеет «разомкнутую структуру». Каждая из глав могла бы стать финалом, но повествование продолжается в новой главе. С помощью такого приема Пушкин пытался обратить внимание на то, что каждая из глав является самостоятельной и цельной Сам автор определяет роман как «собрание пестрых глав».

Изначально в составе произведения было запланировано 9 глав. Часть о путешествии главного героя должна была стать восьмой по счету. Она была написана, но в последний момент Пушкин решил вычеркнуть ее из книги.

«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни

Роман в стихах стал настоящим достоянием классической литературы, ведь благодаря «Евгению Онегину» можно точно понять, как в то время жили представители описанного слоя общества. Литературные критики, исследователи, представители русской словесности называют «Евгения Онегина» хрестоматийным романом. В. Г. Белинский написал о романе, что его можно считать энциклопедией жизни в России той эпохи.

Роман, который представляется читателю как любовная история, полон деталей и описания жизни дворян XIX века. В нем очень широко и доступно описаны детали быта, характеры, которые были присущи той эпохе. Сложность сюжета и красота композиции привлекают читателя и погружают в атмосферу времени. К истории создания произведения можно отнести глубокое изучение и понимание автором жизни в целом. Жизнь России того времени подлинно отражена в «Евгении Онегине». В романе описано как жили и что носили дворяне, что было в моде и какие ценности почитались в те времена. Кратко автор описал и крестьянскую жизнь в деревне. Вместе с автором читатель переносится и в барскую Москву, и в изящный Санкт-Петербург.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector