1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему михалков написал стих хижина дяди тома

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: С.В. Михалков «Хижина дяди Тома»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Автор учебника: Л.А. Ефросинина

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_s.mihalkov.doc55 КБ
mihalkov_hizhina_dyadi_toma.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе (19.04.2011г.)

Учитель: Иванова Т.В.

Тема : С.В. Михалков «Хижина дяди Тома»

Цели : Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.Михалкова;

Познакомить детей с произведением С.В. Михалкова «Хижина дяди Тома»;

Расширять круг чтения детей;

Развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность;

Развивать творческие способности, память, внимание, воображение детей.

Воспитывать интерес к читательской деятельности, воспитывать положительные

качества: дружелюбие, товарищество, взаимоуважение и т.д.

Оборудование : презентация к уроку «Жизнь и творчество С.В, Михалкова», гимн России, Мультфильм «Как старик корову продавал».

  1. Организационный момент.

Звучит гимн Российской Федерации.

— Ребята, а почему вы встали? (Потому, что звучит гимн Российской Федерации).

-Послушайте небольшой отрывок из произведения

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

— А почему вы не встаете? (потому, что это обычное произведение).

— А что у них общего?

-Ребята, вы не поверите, два совсем разных произведения по значимости объединяет один автор, Сергей Михалков. (слайд 2)

2. Сообщение темы урока.

-Тема сегодняшнего урока «Творчество Сергей Михалкова».

3. Беседа по творчеству С.Михалкова.

Сергей Владимирович Михалков родился 28 февраля 1913 года в Москве в семье Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой). По отцовской линии он происходил из старинного дворянского рода Михалковых , усадьба которых частично сохранилась в городе Рыбинске .

— Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому , который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край (г. Пятигорск ), и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году (в 15 лет) в журнале «На подъёме» ( Ростов-на-Дону ) публикуется первое стихотворение «Дорога» (слайд 3 )

— А какие произведения С.Михалкова вы знаете?

— А в каких жанрах работал С,Михалков? (слайд №4) (Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: он был российским писателем, поэт ом, баснописцем, драматургом, военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны , был автором текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации .). А знаете ли вы, что он еще писал сценарии к мультфильмам?

— И сегодня мы просмотрим один из них.

4.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

— Продал старик свою корову? Почему?

5. Физкультминутка «Как живешь?»

6. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова

(слайд 5 ) Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной реке. («Фома»)

Нос распух, не видно глаз,
Перекошена щека,
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела. («Щенок»)

Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно. («Дядя Степа»)

(слайд 6 ) И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб летать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза. («Про мимозу»)

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет («Прививка»)

(слайд 7 ) Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в кружки,
В боты, в валенки, ботинки
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. («Где очки»)

(слайд 8 ) Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить – четыре,

А ему – двенадцать раз. («Мы с приятелем»)

Я карандаш с бумагой взял,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову. («Рисунок»)

(слайд 9) Это просто мальчик Витя.

Мамин Витя, папин Витя.

Из квартиры номер 6.

Это он лежит в кровати

С одеялами на вате,

Кроме плюшек и пирожных

Ничего не хочет есть. («Про мимозу»)

(слайд 10 ) Мишка кормит, Мишка поит –

Ловко я провел его!

А меня не беспокоит

Ровным счетом ничего! (басня «Заяц – симулянт»)

(слайд 11 ) Вот у Коли, например,

А Толи и у Веры

Обе мамы инженеры. «А что у вас»)

— А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

На сцене шел аукцион:

Детей с отцами разлучали.

И звон оков, и плач, и стон

Со всех сторон в толпе звучали. (……)

7. Работа по учебнику.

— А это и будет продолжением темы нашего урока произведение С.Михалкова «Хижина дяди Тома» (слайд 12 ). Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома »(слайд 13) , в котором рассказала о жизни рабов в Америке и жестокости рабовладельцев. В театрах мира и сейчас идет пьеса Хижина дяди Тома» по роману Гарриет Бичер-Стоу. А поскольку Михалков был еще и переводчиком, то произведение английской писательницы он перевел на русский язык. А что у него получилось, мы сейчас посмотрим.

8. Словарная работа.

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (слайд 14 )

Аукцион – продажа вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Аукционист – человек, ведущий аукцион

Плантатор – владелец плантаций, землевладелец

Доллар – денежная единица США

Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий в полной власти от хозяина.

Выкуп — плата, деньги, которыми выкупают.

Валюта – иностранные деньги.

Набивает цену – повышает цену.

Порыв – сильное проявление чувства

9. Первичное чтение( учителем)

-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)

10. Вторичное чтение (детьми про себя)

-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).

-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?

— Почему мы это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома? (читают отрывки).

-А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей)

— А без кого не состоится аукцион? (без покупателей)

-Равные, они готовы купить человека, это мелочные люди, безнравственные. Да, время такое, но чувство собственного достоинства потеряно. У негров его забрали, а люди остальные его просто потеряли. Это разные вещи.

-А кем бы вы хотели быть в этом эпизоде? Какую роль на себя вы бы взяли? Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она пришла не потому, что она безнравственна, а потому, что испытала жалость к этому человеку.

-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно, чтобы прочувствовать в себе то, что происходит, вызвать ощущение присутствия на этом аукционе. (чтение текста детьми)

11. Ролевое чтение

-Ребята, давайте сейчас попробуем прочитать каждую роль, вложив в нее качества этого человека. (На слайде выведены черты характера плантатора и людей.)

-Как вы думаете, у нас в классе есть ребенок, который сможет сыграть роль плантатора? Надо вложить в эту роль пренебрежение, безразличие к судьбе людей (слайд 15)

— Ребята, а смог ли ваш одноклассник передать голосом все качества этого человека? Получилось у него или нет?

(Аналогично разбирается роль людей – покупателей) (слайд 16)

-Если бы у вас была машина времени, кем бы вы точно не хотели стать?

12. Работа в тетрадях

-Откройте тетради, запишите дату, тему урока Сергей Владимирович Михалков, годы жизни ( 1913 – 2009). В каких жанрах работал, был: писателем, поэт ом, баснописцем, драматургом, был автором текста двух гимнов , сценаристом.

-Запишите жанр произведения, с которым мы сегодня работали (стихотворение), название («Хижина дяди Тома»). Нарисуйте иллюстрацию.

13. Повторное чтение детьми.

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Добро сильнее, чем валюта!) (слайд 17)

15. Домашнее задание.

Стр. 98-100 — выразительное чтение, отвечать на вопросы.

Хижина дяди Тома

Содержимое публикации

Конспект урока по Литературному чтению в 4 классе
«Хижина дяди Тома»

учитель начальных классов

Предмет – Литературное чтение; тема – «Хижина дяди Тома»

Цель: познакомить детей с произведением С.В. Михалкова «Хижина дяди Тома».

1)Предметная –организовать деятельность учащихся по развитию осмысленности и выразительности чтения.

2)Метапредметная – развивать творческие способности, память, внимание, воображение детей.

3)Личностная – воспитывать интерес к читательской деятельности, положительные качества: дружелюбие, товарищество, взаимоуважение.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Средства: учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока:урок освоения новых знаний и способов действий

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный

Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Актуализация опорных знаний и способов действий. (10 мин.)

Постановка проблемы (6мин.)

Решение проблемы (15мин.)

Закрепление (8 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Проверьте свои рабочие места, учебник и рабочую тетрадь.

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Учащиеся приветствуют учителя

1.Имеют целевую установку к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.Актуализация знаний

Ребята, урок начнём с проверки домашнего задания. Вам нужно было прочитать стихотворение «Школа» с выражением.

1 слайд. Ребята, а вы знаете из какого произведения эти слова? (На сцене шел аукцион. Детей с отцами разлучали.)

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Владимировича Михалкова «Хижина дяди Тома», именно из этого стихотворения данные строки.

2 слайд. Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказала о жизни рабов в Америке и жестокости рабовладельцев. Бичер-Стоу отнюдь не задавалась целью раскрыть эксплуататорскую сущность рабства.

Рассказывая о трагической судьбе своего центрального героя, негра Тома, Бичер-Стоу создает потрясающие картины произвола белых по отношению к неграм, картины бесчеловечных истязаний и унижений рабов. Разрушаются семьи, детей отрывают от родителей и продают; женщин рассматривают как самок, приносящих приплод, а тем самым и доход для хозяев, которые стремятся уничтожить в рабах сознание человеческого достоинства.

В театрах мира и сейчас идет пьеса Хижина дяди Тома» по роману Гарриет Бичер-Стоу. А поскольку Михалков был еще и переводчиком, то произведение английской писательницы он перевел на русский язык. А что у него получилось, мы сейчас посмотрим.

Дети читают стихотворение с выражением

Коммуникативные:

1.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

1.Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

2.Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

3.Постановка проблемы.

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся.

3 слайд. На слайде даны слова (аукцион, аукционист, оковы, плантатор, плантация, доллар, набивает цену, порыв, валюта).

Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором. (чтение учителем стихотворения).

-Какие чувства у вас вызвало это произведение?

Где проходили описанные действия?

В глазах Бичер-Стоу Том — идеальный человек. Перенесенные им унижения и страдания отнюдь не порождают в нем гнева и возмущения.

Прочитайте про себя ещё раз это стихотворение.

Дети разбирают слова вместе с учителем

— Жалость, безысходность, ужас

1.Формирование понимания необходимости получения новых знаний.

4.Решение проблемы

Обратите внимание на описание сцены аукциона. Как поэт рисует образы героев?

Поэт рассказывает, как продавали рабов, словно они без­душные вещи. «Плантатор лезет негру в рот — он пере­считывает зубы. Так покупают только скот, его ощупы­вая грубо».

Человек, ведущий аукцион, кричит, пытаясь продать лю­дей подороже. Поэт использует восклицательные и во­просительные предложения, чтобы точнее передать ат­мосферу накала.

Рабы молчали, их голосов не слышно, ведь они не могли распоряжаться своей судьбой: «Шатаясь, Том шагнул вперёд», «Том! В чьих руках твоя судьба?»

Какие слова говорят о напряжении в зрительном зале?

-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет?

Почему нам жаль дядю Тома? Прочитайте отрывки.

А кто хочет побыть на месте плантатора? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей, назовите эти качества? (5 слайд)

А без кого не состоится аукцион?(без покупателей)

А какие же качества покупателей вы заметили? (6 слайд)

-Равные, они готовы купить человека, это мелочные люди, безнравственные. Да, время такое, но чувство собственного достоинства потеряно. У негров его забрали, а люди остальные его просто потеряли.

-А кем бы вы хотели быть в этом эпизоде? Какую роль на себя вы бы взяли? Кто здесь положительный герой? Какой вы представляете девочку? Против чего она протестовала?

Девочка представляется маленькой, но сильной душой, с горячим сердцем, недетским бесстрашием, бескорыстием и справедливостью. Она протестовала против лишения свободы человека.

Кто-нибудь знает поему Михалков написал стихотворение об этом случае?

Михалков С. В. написал такое стихотворение, т.к. в те времена, когда общество было разделено на бедных и богатых, свободных и несвободных, на господ и рабов, и страшным было то, что рабов за людей не считали; к ним относились как к вещам. Могли продать, могли на­казать, могли даже убить. Детей разлучали с мамами, жён с мужьями. Продавали и покупали, как скот. Эти времена давно прошли, но в некоторых людях до сих пор живёт злость, жадность, безразличие и равнодушие к ближним. Дети подчас оказываются намного чище и честнее взрос­лых.

-Ребята, давайте сейчас попробуем прочитать по ролям данное стихотворение, мы разобрали качества плантатора и покупателя, попробуйте вложить их в эти роли. (чтение за автора, плантатора и покупателя)

«И гневно зрители глядят из темноты на эту сцену»

Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то

«Том! В чьих руках твоя судьба? Кто заплатить за выкуп сможет?»

«Плантатор набивает цену»

Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей.

— Покупатели: Жестокость, Жадность, Мелочность, Ничтожность, Бесчеловечность

Она была удивлена, пришла потому что испытала жалость к этому человеку.

Дети читают по ролям

Коммуникативные:

1.Формирование навыков активно слушать учителя и одноклассников.

1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

5.Закрепление

7 слайд. Минутка релаксации

Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, радостным.

— Звучит музыка, дети вытягивают руки и как бы держат цветок.

— Представьте, на ваших ладонях лежит цветок Добра.

— Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу.

— Вас обвевает ласковый ветерок, будит воображение, придает бодрость, заряжает энергией.

-Чувствуете, как добро входит в вас.

Я хочу чтобы вы с таким настроем закончили наш урок и не смотря ни на что у вас оставалась доброта, справедливость, отзывчивость и понимание у вас самих и по отношению к другим людям.

А сейчас давайте откроем рабочие тетради на ст.74 №1, здесь вам необходимо вставить пропущенные слова, опираясь на текст стихотворения.

Кто же такой плантатор? Запишите определение в ваших тетрадях, во 2 задании.

Хорошо и в 3 задании прочитайте последнее четверостишие и подчеркните слова, в которых выражена главная мысль. В каких?

Учащиеся выполняют релаксацию

Владелец плантаций, землевладелец.

«Добро сильнее, чем валюта. »

Познавательные:

1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

2.Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

С чем мы сегодня знакомились на уроке?

Пусть книги Сергея Михалкова озаряют ваши сердца. Пусть ваши дела будут добрыми, поступки — честными, души — светлыми, сердца — щедрыми, открытыми.

У Михалкова есть такие строки:

Чтобы стать героем,

Нужно быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом.

В поединке — смелым,

Мыслями и делом.

1.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Как вы думаете, почему в стихотворении «Хижина дяди Тома» С. Михалкова девочка вышла из зала и предложила 5 рублей за Тома?

u041fu043eu044du0442 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442, u043au0430u043a u043fu0440u043eu0434u0430u0432u0430u043bu0438 u0440u0430u0431u043eu0432, u0441u043bu043eu0432u043du043e u043eu043du0438 u0431u0435u0437u0434u0443u0448u043du044bu0435 u0432u0435u0449u0438. u00abu041fu043bu0430u043du0442u0430u0442u043eu0440 u043bu0435u0437u0435u0442 u043du0435u0433u0440u0443 u0432 u0440u043eu0442 u2014 u043eu043d u043fu0435u0440u0435u0441u0447u0438u0442u044bu0432u0430u0435u0442 u0437u0443u0431u044b. u0422u0430u043a u043fu043eu043au0443u043fu0430u044eu0442 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0441u043au043eu0442, u0435u0433u043e u043eu0449u0443u043fu044bu0432u0430u044f u0433u0440u0443u0431u043eu00bb.n

u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043a, u0432u0435u0434u0443u0449u0438u0439 u0430u0443u043au0446u0438u043eu043d, u043au0440u0438u0447u0438u0442, u043fu044bu0442u0430u044fu0441u044c u043fu0440u043eu0434u0430u0442u044c u043bu044eu0434u0435u0439 u043fu043eu0434u043eu0440u043eu0436u0435. u041fu043eu044du0442 u0438u0441u0433.u043eu043bu044cu0437u0443u0435u0442 u0432u043eu0441u043au043bu0438u0446u0430u0442u0435u043bu044cu043du044bu0435 u0438 u0432u043eu043fu0440u043eu0441u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0435 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u044f, u0447u0442u043eu0431u044b u0442u043eu0447u043du0435u0435 u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0442u044c u0430u0442u043cu043eu0441u0444u0435u0440u0443 u043du0430u043au0430u043bu0430.n

u0420u0430u0431u044b u043cu043eu043bu0447u0430u043bu0438, u0438u0445 u0433u043eu043bu043eu0441u043eu0432 u043du0435 u0441u043bu044bu0448u043du043e, u0432u0435u0434u044c u043eu043du0438 u043du0435 u043cu043eu0433u043bu0438 u0440u0430u0441u043fu043eu0440u044fu0436u0430u0442u044cu0441u044f u0441u0432u043eu0435u0439 u0441u0443u0434u044cu0431u043eu0439: u00abu0428u0430u0442u0430u044fu0441u044c, u0422u043eu043c u0448u0430u0433u043du0443u043b u0432u043fu0435u0440u0451u0434u00bb, u00abu0422u043eu043c! u0412 u0447u044cu0438u0445 u0440u0443u043au0430u0445 u0442u0432u043eu044f u0441u0443u0434u044cu0431u0430?u00bb «>]» data-test=»answer-box-list»>

Открытый урок по литературному чтению «Сергей Михалков «Хижина дяди Тома»» (4 класс)

Выбранный для просмотра документ С. Михалков.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация к уроку по литературному чтению Тема: Сергей Михалков «Хижина дяди Тома» 4 класс Подготовил: учитель начальных классов ЧОУ Лицей №1 «Спутник» г. Самара Разумова Галина Васильевна

М И Х А Л К О В

Иногда биография одного человека становится уроком истории. Именно так сложилась судьба Сергея Владимировича Михалкова. Даже краткий рассказ о его жизни и творчестве выходит за рамки мира литературы. Род Михалковых известен с давних времён и по настоящее время. Его предки известны боевыми подвигами в разные вехи русской истории. Супругой поэта была Наталья Кончаловская, тоже поэт и прозаик, дочь широко известного художника Петра Кончаловского, внучка художника Сурикова. О детях и внуках Сергея Михалкова знают все: Андрей и Никита – известные режиссёры, а внуки уже сказали первое слово на телевидении и в кино. Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009)

С. В.Михалков писатель поэт баснописец сказочник драматург публицист автор гимнов СССР и РФ сценарист фильмов и мультфильмов. Пером – оружием своим, Что я в руках держу, — Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.

Литературная викторина Трусы и рубашка лежат на песке, Упрямец плывет по опасной реке. («Фома») Нос распух, не видно глаз, Перекошена щека, И впиваясь, как игла, На хвосте жужжит пчела. («Щенок») Говорят ему в кино, Вы, товарищ, сядьте на пол. Вам, товарищ, все равно. («Дядя Степа )

Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? Кто лежит на трех подушках Перед столиком с едой И, одевшись еле-еле, Не убрав своей постели, Осторожно моет щеки Кипяченою водой? («Про мимозу») Я вхожу одним из первых В медицинский кабинет. У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет. («Прививка»)

Ищет бедная старушка За подушкой, под подушкой, С головой залезла Под матрац, под одеяло, Заглянула в ведра, в кружки, В боты, в валенки, ботинки Все вверх дном перевернула, Посидела, отдохнула, Повздыхала, поворчала И пошла искать сначала. («Где очки?»)

Мы живем в одной квартире, Все соседи знают нас. Только мне звонить – четыре, А ему – двенадцать раз. («Мы с приятелем») Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ней быка нарисовал, А рядом с ним корову. («Рисунок»)

Мишка кормит, Мишка поит – Ловко я провел его! А меня не беспокоит Ровным счетом ничего! (басня «Заяц – симулянт»)

Вот у Коли, например, Мама милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы инженеры. («А что у вас?») Нам не страшен серый волк, Серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк, Старый волк, страшный волк? ( Сказка «Три поросёнка»)

На сцене шел аукцион: Детей с отцами разлучали. И звон оков, и плач, и стон Со всех сторон в толпе звучали…

С. Михалков «Хижина дяди Тома» 1955 год

Какие чувства вызвало стихотворение? Какие слова и фразы использует С.Михалков, чтобы вызвать эти чувства? Почему мы это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? А без кого не состоится аукцион? Какие это люди? Кто положительный герой? . Ролевое чтение -Ребята, давайте сейчас попробуем прочитать каждую роль, вложив в нее качества этого человека. (На слайде выведены черты характера плантатора и людей.) Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

Гарриет Бичер-Стоу 1852 год

Немного истории Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий в полной власти от хозяина. Рабовладение и использование труда рабов существовало в США в 1619-1865 гг. Большинство рабов были африканцами и их потомками, насильно вывезенными из мест проживания. Рабы представляли собой не что иное, как движимое имущество, и на этом основании полностью подчинялись воле своего хозяина. Рабы воспринимались как вещи. Браки между рабами признавались недействительными.

«Хижина дяди Тома» художественный фильм

Словарь Аукцион – Оковы – Плантатор – Черед – Набивает цену – Выкуп — Валюта – Порыв – кандалы. владелец плантаций, землевладелец. очередь. повышает цену. продажа вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. плата, деньги, которыми выкупают. иностранные деньги. сильное проявление чувства.

1. Где проходили описанные события? Описанные события происходили на сцене: разыгрывался спектакль. 2. Обратите внимание на описание сцены аукциона. Как поэт рисует образы героев? Поэт рассказывает, как продавали рабов, словно они без­душные вещи. «Плантатор лезет негру в рот — он пере­считывает зубы. Так покупают только скот, его ощупы­вая грубо». Человек, ведущий аукцион, кричит, пытаясь продать лю­дей подороже. Поэт исг.ользует восклицательные и во­просительные предложения, чтобы точнее передать ат­мосферу накала. Рабы молчали, их голосов не слышно, ведь они не могли распоряжаться своей судьбой: «Шатаясь, Том шагнул вперёд», «Том! В чьих руках твоя судьба?» 3. Какие слова говорят о напряжении в зрительном зале? Напряжение в зрительном зале чувствуется в словах: «И гневно зрители глядят из темноты на эту сцену». 4. Какой вы представляете девочку? Против чего она протестовала? Как об этом говорит поэт? Девочка представляется маленькой, но сильной душой, с горячим сердцем, недетским бесстрашием, бескорыстием и справедливостью. Она протестовала против лишения свободы человека. Поэт говорит так: «Она молчала и ждала, и это та была минута, когда в порыве против зла добро сильнее, чем валюта. » 5. Подумайте, почему С.В. Михалков написал стихотворение об этом случае. Объясните. В те времена, когда общество было разделено на бедных и богатых, свободных и несвободных, на господ и рабов, и страшным было то, что рабов за людей не считали; к ним относились как к вещам. Могли продать, могли на­казать, могли даже убить. Детей разлучали с мамами, жён с мужьями. Продавали и покупали, как скот. Эти времена давно прошли, но в некоторых людях до сих пор живёт злость, жадность, безразличие и равнодушие к ближним. Дети подчас оказываются намного чище и честнее взрос­лых.

Плантатор: Жестокость Бесчеловечность, безразличие к судьбе людей Грубость Скупость Пренебрежение Расчетливость

Люди (покупатели): Жестокость Жадность Безнравственность Мелочность, ничтожность Отсутствие чувства собственного достоинства Бесчеловечность Цинизм

Анализ литературных героев в произведении С.В.Михалкова «Хижина Дядюшки Тома»

Анализ литературных героев в произведении С.В.Михалкова «Хижина Дядюшки Тома»

Просмотр содержимого документа
«Анализ литературных героев в произведении С.В.Михалкова «Хижина Дядюшки Тома»»

Конспект урока литературного чтения

по теме «Анализ литературных героев в произведении С.В.Михалкова «Хижина Дядюшки Тома»

Тема: Анализ литературных героев в произведении С.В.Михалкова «Хижина Дядюшки Тома»

Перспективная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о произведениях С.В.Михалкова в процессе смены видов деятельности.

Актуальная цель: создание условий для расширения представлений учащихся о поэзии С.В.Михалкова в процессе работы над стихотворением «Хижина дяди Тома»

Образовательная:1.Учить давать характеристику литературным героям в процессе анализа текста

2.Учить выражать свои чувства и эмоции в процессе слушания стихотворения

Развивающая: развивать воображение в процессе работы над стихами.

Воспитывающая: формирование уважения, интереса к чужим высказываниям в процессе высказывания собственного мнения.

Планируемые результаты:

Предметные:умеют анализировать стихотворение С.В.Михалкова

умеют доказывать свою точку зрения цитатами из стихотворений

умеют выражать свои образы и чувства при прослушивании текста

Личностные: умеют сострадать литературным героям

Метапредметные:Регулятивные: умеют планировать свою деятельность

Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: урок расширения знаний

Вид урока: урок-дискуссия

Принципы: психологической комфортности, деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, вариативности.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческий

Приемы: словесные, наглядные.

Литература: Литературное чтение: 4 класс Ч.2/ авт.сост.:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова—М.Вентана-Граф

(личностные, предметные, метапредметные)

1.Организационно —

мотивационный

подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение

Создание положительной мотивациина уроке, организация внимания учащихся.

Посмотрите на доску, решите кроссворд угадав ключевое слово.

Читать еще:  Как мало их осталось на земле стих
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector