1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему не получается писать стихи

Как писать стихи

Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.

Как писать стихи?

Начните читать стихи

Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

Изучите стихотворные размеры

Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

Подумайте, что хотите сказать читателю

Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

Избегайте банальностей

Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.

Единство

У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

Учитесь искать необычные метафоры

Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.

Пишите о том, что хорошо знаете

Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.

Выполняйте упражнения

Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

  • Попробуйте подобрать максимальное количество рифм к слову «облако» или любому другому;
  • Напишите первую строчку, лишенную смысла и составьте четверостишие, которое уже расскажет читателю маленькую историю;
  • Возьмите известное стихотворение, уберите строки через одну и попробуйте написать свою версию.

Заинтересуйте читателя

Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:

Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…

Анна Ахматова

Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

Не публикуйтесь за деньги

Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

Пишите чаще

Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

Как научиться писать красивые стихи: советы новичкам

«Нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти поэтические правила». В. Маяковский

Если вы вдруг решили развить в себе литературный талант, а поэзия в вашем понимании — прекрасное, тонкое ремесло, то эта статья — именно то, что нужно. Искусство свободно и не имеет рамок, ограничивающих поток вдохновения. Однако чтобы стать признанным поэтом в будущем, нужно стать профессиональным творцом в настоящем. А приведённые ниже советы помогут понять, как научиться писать стихи.

Что такое поэзия? Если говорить просто — это выражение чувств автора, отклик души на происходящие события.

Если вы способны на тонком, эмоциональном уровне взаимодействовать с миром, половина пути пройдена. Итак, что же нужно делать начинающему поэту, чтобы однажды проснуться известным лириком?

Найдите свою творческую нишу

Задайтесь вопросом, что вам интересно? Какие вещи волнуют и задевают за живое? О чём хочется сказать? Сфера интересов обозначит основные темы для поэтических произведений. Хотите писать про нежные любовные чувства — пишите. Хотите про смерть и скорбь — пишите. Не ограничивайте себя. Важно всегда быть откровенным и честным автором и говорить только то, что имеет ценность именно для вас. Не гонитесь за актуальными темами ради притока аудитории. Пишите про то, в чём разбираетесь, — именно так вы привлечёте своего читателя.

Читайте как можно больше

Найти красивую и точную рифму, не имея богатого словарного запаса, невозможно. Выберите авторов (не только лириков, но и прозаиков), чей стиль вас привлекает. Если заумная классика даётся тяжело, начните с современных творцов и постепенно наращивайте собственный культурный интеллект.

Выучите пару понравившихся стихотворений. Составьте словарик синонимов. Ваше призвание — научиться литературному ремеслу. Увеличение словарного запаса обогатит не только ваши литературные тексты, но и вашу устную речь.

Анализируйте

Не просто проглатывайте книгу за книгой, а подмечайте красивые фразы и выражения, точные сравнения и необычные метафоры. Не бойтесь делать пометки и записывать собственное мнение о прочитанном. Запомните: не каждый автор должен вам понравиться, и не каждое произведение любимого лирика/прозаика должно привести в восторг. Искать ошибки — тоже часть анализа. Не забывайте читать объёмные разборы в литературных журналах — это поможет глубже понять смысл произведения.

Часто бывает так, что новички перенимают особенности творчества признанных литераторов. Это абсолютно нормально. Пока у вас не выработался собственный стиль (а это путь долгий и тернистый), вы будете находить мотивы любимых авторов в своём творчестве.

Обращайте внимание на детали

Окружающий мир — огромное поле для выращивания новых тем. Все сравнения и необычные метафоры, которые вы будете использовать в стихотворениях, придут из внешнего мира. Будьте чутки ко всему. Пробуйте, нюхайте, слушайте.

Впитывайте в себя эмоции и ощущения. Чем больше вы знаете о мире, тем богаче ваш опыт. Делитесь с окружающими своими чувствами. Будьте открыты для диалога со всем новым и необычным для вас. Поэт — это ребёнок, которому интересно абсолютно все.

Покажите всем

Первые читатели всех новичков — друзья и родные. Не бойтесь показывать своё творчество другим людям. Взгляд со стороны выявит ваши слабые и сильные стороны. Однако, если желание заниматься поэзией серьёзное, не помешает показать свои работы профессиональному лирику, который в силу своего опыта сможет указать на ошибки.

Сегодня можно свободно публиковаться в сети. В Интернете есть огромное количество творческих площадок, где вы не только получите заряд мотивации, но и найдёте друзей по интересам. Перед регистрацией подумайте о подходящем псевдониме, ведь именно по нему вас будут узнавать люди.

Не бойтесь критики

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Всегда страшно показывать своё творчество. Особенно неприятно получать негативные отзывы. Но вы не должны опускать руки. Проанализируйте отклики на ваши произведения.

Что это: обоснованная критика или просто нелестные высказывания в попытке обидеть? Людям может не понравиться то, что вы делаете. Но если это нравится вам, то продолжайте. И главное — не бойтесь ошибаться, ведь, чтобы написать хорошо, нужно сначала написать плохо.

Заведите блокнот

Часто вдохновение приходит внезапно. Новая цепляющая строчка или необычное сравнение — все творческие вспышки нужно записывать, иначе они испарятся через мгновение. Фиксируйте ваши мысли, обрывки разговоров, цитаты из фильмов и книг, новые идеи. Обращайте внимание на все, что вас волнует. Зацепитесь и запишите. Пополняйте собственную библиотеку выражений и рассуждений.

Часто бывает так, что из поэтов вырастают чуткие и нежные прозаики, чьи выражения и слова вызывают восторг у читателя. Пробуйте себя и в написании прозы. Творите, когда появится свободная минутка, а для этого всегда носите с собой творческий блокнот.

Правьте

Не ставьте точку раньше времени.

  1. Написать стихотворение — это полпути. Перечитайте его несколько раз вслух: не сбит ли ритм, все ли рифмы удачно вписаны в произведение. Следите за тем, чтобы в вашем литературном детище не было строк, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Каждое слово должно чётко вписываться в общую картину и наполнять историю смыслом. Не нужно подбирать рифму только для того, «чтобы была».
  2. Если процесс застопорился, отдохните и вернитесь к стихотворению чуть позже. Если автор будет через силу дописывать своё произведение, читатель это почувствует. «Мёртвых» лирических всплесков огромное количество. Хорошенько подумайте над концовкой: обычно это главная часть произведения, которая способна вызвать сильнейшие эмоции. Если вам важно качество, не бойтесь править, вычёркивать, добавлять. Да, это займёт намного больше времени, но зато каждое слово будет бить точно в цель, пробираться к самому сердцу читателя.
  3. Ещё один важный момент. При вычитке подумайте, всё ли ясно аудитории, просматривается ли главный смысл произведения. Лирик должен писать понятно. Заковыристые отсылки приведут только к тому, что читатель просто не поймёт, о чём вы хотели сказать, и вы его потеряете. Научитесь четко излагать свои мысли.
Читать еще:  Кому посвящал стихи байрон

Уделите время упражнениям

В Интернете и в книгах, прокачивающих навыки, есть масса полезных упражнений для тренировки литературного таланта. Например, в свободное время возьмите любое слово и придумайте к нему как можно больше рифм. Для большего азарта привлеките к игре друга.

Выберите определённую тему и запишите к ней ассоциативный ряд, после этого сочините небольшое стихотворение из представленных слов. При сочинении строк избегайте главных ошибок:

  • Рифмуются близкие по смыслу или однокоренные слова.
  • В тексте слишком много рифм-действий (глаголов).
  • В одном стихотворении присутствуют рифмы разных типов: точные, неточные, ассонансные, диссонансные.
  • Рифмой считаются слова, у которых один звук совпадает по звучанию.

Также можете попрактиковать такую игру: придумайте строчку и пишите, пишите, пишите, стараясь сохранить размер, ритм и рифму. Не стоит гнаться за смыслом. Важно научиться чувствовать слово.

Начните переписываться стихотворными строчками, ведите диалог, рифмуя реплики собеседника. Это не только повысит ваше литературное мастерство, но и гарантированно поднимет настроение.

Пишите. Пишите. Пишите

Практика — единственный способ научиться хорошо писать. Пробуйте себя в различных жанрах (белый стих, акростих, смешанный стих, верлибр и т. д. ). Рассмотрите все размеры (ямб, хорей, амфибрахий, анапест и др.) и рифмовки (опоясывающая, перекрёстная, смежная и пр.).

Со временем вы заметите, что в ваших стихотворениях появились уникальные образы, любимые сравнения и эпитеты. Долгая и упорная работа приведёт к формированию вашего авторского стиля. В чём будет ваша «изюминка», решать только вам! Создавайте целостные картины, в которых читатель сможет утонуть. Оттачивайте своё слово. Экспериментируйте и пробуйте новое. Только так вы поймёте, как правильно писать стихи.

Как написать стихотворение для поздравления

Если в ваших планах не стоит пункт «стать известным лириком», но вдруг понадобилось сочинить оригинальное поздравление или песню для друга, коллеги или родственника, в этом нет ничего сложного.

Все, что вам нужно: немного свободного времени и словарь рифм русского языка (его можно найти в сети и скачать на компьютер).

  1. Если вам необходимо придумать строки, которые впоследствии лягут на мелодию, послушайте это мелодию и определите ритмический рисунок (от этого будет зависеть размер вашего произведения).
  2. Далее: откройте словарь синонимов и найдите слова, которые подходят к вашей теме. Выберите из списка подходящие к ним рифмы. Всё — окончания ваших поэтических строчек готовы.
  3. Теперь осталось дописать остальное, соблюдая ритм. Ничего сложного! Так вы сможете креативно и необычно поздравить дорогого человека.

Стать поэтом может каждый, но на самом деле не каждому это нужно. Создание лирических произведений — долгий путь. Человек должен постоянно работать, начинать новые произведения, жить своим творчеством. Будьте готовы к годам неуёмного труда, стопкам черновиков и неудачных произведений.

В мире огромная конкуренция на творческих платформах, и выделиться из толпы непросто. Если поэзия — это то, в чём вы хотите преуспеть, трудитесь, показывайте себя, участвуйте в литературных конкурсах, улучшайте свои навыки, пробуйте новые жанры. Стремитесь к своей мечте, деритесь за неё, и однажды проснётесь известным лириком.

Видео

Из этого видео вы узнаете азы стихосложения. Хорей.

В этом видео разговор пойдет о рифме.

О типичных ошибках начинающих поэтов вы узнаете из этого видео.

Это видео поможет вам понять, как писать хорошие стихи.

люди,которые умеют сочинять стихи,как у вас это получается?

считаете ли вы что у вас какой то врожденный особый дар? или вы его приобрели? как? читали ли вы много книжек,чтобы знать много слов для составления стихов? составляются ли у вас рифмы за один момент,либо это дело требует длительного времени?

Я писала, когда была подростком. Очень много и всегда по-разному. Иногда не успевала записывать на бумагу, так сильно творчество пёрло, иногда думала часами над одной строчкой. Сейчас не пишу. Жалко.

Я с детства стихи сочиняла, когда даже еще читать не умела. Потом читала очень много. Сейчас без труда могу сочинить посредственное стихотворение за несколько минут, где нужна только рифма.. Были у меня и более серьезные стихи, только я стеснялась читать их другим. А, может, надо опять попытаться сочинить что-то стоящее.

У меня это с детства,как только научилась читать и писать.Иногда сидела и специально сочиняла,иногда стихи сочинялись сами собой и нужно была только их записать.Бывало,что просыпаюсь среди ночи,а в голове созрело несколько четверостиший,вставать лень,так и засыпаешь,а наутро всё забыла.Уже давно этим не занимаюсь,т.к. нет времени и появились другие интересы.Но ничего,мировая поэзия это переживёт!

сначала мысль, потом иногда выбор слов.

Но подгона рифмы обычно нет.

вначале стихи получаются очень плохими. но с практикой становятся лучше и лучше, но все-равно похожи один на другой. а в какой-то момент строчки сами начинают рождаться и уже сам не понимаешь. разве я мог такое написать(сочинить)

Я пишу только когда есть душевный порыв, когда сильные чувства переполняют. Начала в 14 лет, был период где-то пол года писала много. Потом долго не было никакого желания писать, далее в 29 лет подруге оду написала на 30ти летие, потом уже со 2ым мужем сильные чувства, переживания были – писала первый год много. Просто как канал открывается откуда-то и слова сами на бумагу ложаться. а потом все. видимо действительно от души когда идет.

у меня тоже это началось в подростковом возрасте))

Странный какой-то вопрос. всегда думала, что писать стихи это элементарное умение, я скорее не представляю как можно не уметь этого. Имею в виду простые обычные стихи, а не гениальные. Интересно что Автор имела в виду. стихи гениев?сомневаюсь что на форуме гениальные поэты сидят и ответят на вопрос. А обычные стихи типа розы-морозы, “я его любила и любовь хранила” любой напишет 10 штук за 5 минут. Или Вы не умеете такие стихи писать автор?не верю,любой умеет.

Даже такие – не любой.)

Ну не знаю. я даже ни разу в жизни не встречала человека,который бы не писал стихи. Со временем случайно выяснялось, что абсолютно все знакомые хоть раз в жизни стихи писали:кто-то в детстве, кто-то в подростковом возрасте,кто-то во взрослом и пишет до сих пор. Поэтому не считаю это особыми способностями и уж тем более даром. Автор спрашивает требуется ли длительное время чтобы написать стих. а я даже не понимаю чего там писать-то?))села да написала,зачем какое-то время. Или у нас разное понимание того что такое “длительное время”? Я тоже стихи иногда пишу, в основном за 5-15 минут,изредка полчаса. Ну если при этом по 100 раз отвлекаться на другую ерунду,то могу час писать. В основном сначала либо в голове есть общая идея о чем стих, либо одна конкретная строчка,по которой уже пишу остальное. Но у меня нет никакого таланта,так. ерунда для себя. Я даже выкладывала на одном сайте,так за много лет у меня всего лишь около полторы тысячи отзывов, в то время как я вижу что у действительно талантливых сотни тысяч отзывов за более короткое время.

Так что,Автор, я считаю что сам факт написать стих могут абсолютно все и не верю что Вы не можете. А вот написать талантливо – это да, 1 из 100 способен наверно

Как писать стихи. Возможно ли научиться писать стихи?

Как писать стихи, возможно ли развить свой поэтический дар и каким образом это сделать, существуют ли законы стихосложения или надо “писать под диктовку небес”. Мы продолжаем рубрику “В помощь начинающему автору”. В прошлых статьях мы больше говорили о прозе и о писательстве в целом. Мы говорили о значимости словарей и пополнении словарного запаса (см. тут), говорили о природе писательства (см. тут), даже ставили вопрос на обсуждения: “какие 3 составляющие необходимы писателю для достижения успеха” (см. здесь). Сейчас же пришло время поговорить о вершине литературы – о её величестве поэзии… Ирина Смирнова, наш постоянный автор рубрики, продолжает рассказывать о тонкостях поэтического мастерства… И всё-таки как научиться писать стихи.

Как научиться писать стихи

Стихотворение должно состоять из строк,

каждая из которых — стихотворение.
Ралф Уолдо Эмерсон

Читать еще:  Война как много в этом слове стих

Там, где рождается стихотворение.
В течение десяти лет написания стихотворений, я была твёрдо убеждена, что есть только вдохновение. Муза и перо – это единственное, что я признавала, отказываясь перечитывать свои произведения и вносить поправки. Стихи лились из меня, как поток света. Я ими дышала, я ими жила, я ими мыслила. Но вот теперь, перечитывая около тысячи (если не больше) маленьких рифмованных композиций, я начала понимать, что над ними ещё придётся очень долго и усиленно трудиться.

Искусство оттачивать слово – это не только нужно, но и крайне интересно. Как выбрать из веера разнообразных слов то, что надо? Как довести одну строку до совершенства, чтобы она оставалась в душе и влекла за собой? Как передать свои чувства и достучаться даже до самого глухого читателя? Собственно, с этих простых вопросов и начался долгий путь в литературу.

Ритм и рифм. Или как писать стихи в рифму

Пожалуй, эти двое явно могут обречь на неудачу даже самое лучшее и пронзительное творение. Стихотворение – это песнь души, это естественный поток слов. Но если читателю приходится постоянно спотыкаться о неровности, то он перестанет следовать вашей мысли. Он начнёт озираться по сторонам и ожидать очередного бугорка, чтобы вовремя отступить.

Для того, чтобы этого не произошло, стоит иметь элементарное представление о системе стихосложения. Подробнее об этом мы говорим в других статьях. Вспомним лишь то, что самая подходящая система для нашего с вами языка – это силлабо-тоническая, которая держится на фиксированном чередовании ударных и безударных слогов. Такие чередования возможны в пяти различных вариациях. Отсюда и названия:

  • хорей (ударный/безударный)
  • ямб (безударный/ударный)
  • дактиль (ударный/два безударных)
  • амфибрахий (безударный/ударный/безударный)
  • анапест (два безударных/ударный).

Бывают, конечно, различные нарушения, когда проскальзывают два ударных слога подряд (спондей) или два безударных (пиррихий). Чаще всего нарушение ритма объясняется особым авторским желанием подчеркнуть волнение, тревогу и другие сильные чувства лирического героя. Но не стоит прикрывать этими благородными целями собственное невежество. Когда мы имеем дело с текстом, в котором строки напоминают разбежавшихся утят, мы мгновенно разочаровываемся в авторе и уже не хотим продолжать с ним беседу.

Лирика – это гармония. Плавное и осмысленное сочетание слов, их безмятежное течение. Строки должны переливаться одна в другую, достигая самых высших сфер бытия.

К сожалению, безответственность молодых авторов распространяется и на подборку рифм. Кажется, что если ты зарифмовал слова «когда-никогда», то уже достиг высшей точки своего таланта. Увы, нет ничего печальнее убогих и неумело подобранных рифм. Конечно, рифмы тоже имеют свои разновидности и способы чередования, но сейчас хочется сказать о другом. Рифма – это то, на чём порой держится всё стихотворение.

Это те ключевые слова, которые наиболее запоминаются читателю. Вы можете подобрать самые искусные метафоры, самые неожиданные оксюмороны и самые восхитительные сравнения, но стоит вам повторить в рифме или сделать малейшую оплошность в её звучании – всё. Стихотворение испорчено, оно больше не будет переливаться всеми цветами радуги и манить волшебным звучанием. Оно потеряет свой голос и мгновенно станет тяжёлым и неуклюжим.

Конечно, речь идёт ещё о талантливых читателях. О тех, которые способны оценить красоту слога и стиля, которым не чужда сфера прекрасного. Быть читателем – это тоже талант, как не странно, ведь вся литература построена на сотрудничестве тех, кто пишет и кто читает.

Поэт же должен пробудить самые светлые ноты своего невидимого друга. Он должен так натянуть струны стихотворения, так ими перебирать, чтобы у читателя не осталось другого выбора, как поддаться общему очарованию. Замечали ли вы, что некоторые стихи хочется неоднократно перечитывать, запоминать, иллюстрировать? Замечали ли вы, что звучание строк иной раз напоминает музыку, которая исходит изнутри слов? Не в этом ли высшее таинство поэзии?

Художественные средства. Или как правильно писать стихи

И вот мы подошли к тому, что именуют тропами. Да, средства художественной выразительности – это действительно тропы возвышенного мира, по которым гуляют наши уставшие от суеты души.

Пусть на небе светит луна. Вы захотели об этом написать. Но как привлечь читателя к тому, что он и без вас видит почти каждый вечер и каждую ночь? Давайте попробуем подобрать такие неожиданные ассоциации, которые подогреют воображение и заставят посмотреть на всё иначе. Например: «Золотом дышит луна на чёрном пергаменте неба». Красиво? Хотите что-то более агрессивное и современное? Пусть будет так: «Луна на небе кальяном дымится». Впечатляет? А можно продолжить эксперимент: «Крохотной капелькой лунного вина пролилась на небо медная луна».

Пусть каждый подберёт ту метафору, которая выразит его личные чувства. Главное, чтоб это было неожиданно и интересно. Пытайтесь отступать от банальности. Банальность хороша в технической стороне: соблюдение языковых норм, правил орфографии и пунктуации… Но когда дело доходит до образов, то вся власть в ваших руках. Никаких ограничений! Однако не переусердствуйте. Любое художественное средство должно быть на своём месте.

Ваша задача не только – удивить и покорить уникальностью образов, но и придать им всем глубокий внутренний смысл. Задайте себе несколько вопросов: «Что я хочу этим сказать? Чего я хочу достичь? Могу ли я себе объяснить, что такое «зелёное небо» или «кислое облако»?

Ясность и прозрачность

Из последнего следует ещё один фактор, о котором не надо забывать. Стихотворение должно быть понятным. Оно может иметь тысячу намёков, десятки иносказаний, но читатель, пусть и не сразу, обязательно должен вас понять. Ведь понять – это значит и запомнить. Разве вы не этого хотите? Крик души – это хорошо, но тогда не претендуйте на звание народного любимца и не спрашивайте, почему вдруг вы не победили в каком-нибудь конкурсе, где вы должны были непременно победить! Вы можете ежедневно называть себя лучшим и мечтать о признании, но ваши стихи явно другого мнения об этом.

Один русский поэт Спиридон Дрожжин рассказывал о том, что все написанные стихи сначала читал своей неграмотной жене. Если она понимала, значит, – хорошо. Если нет, значит, надо было что-то дорабатывать, подбирать другие способы выражения мысли. Безусловно, не стоит ориентироваться на крайне невежественного читателя, который не понимает даже собственных мыслей. Однако не стоит замахиваться исключительно на тех, кто способен открыть все двери разума. Стихотворение должно быть уникально и становиться близко абсолютно всем (не в эмоциональном или содержательном плане, а точки зрения восприятия). Пусть одни почувствуют или увидят больше, чем другие. Пусть кого-то зацепит всё стихотворение, а кого-то – лишь одна строка. Все мы разные. И нравится нам разное. Но вот если из всех ваших читателей не находится ни один, кто смог бы проникнуть в ваш глубинный смысл, значит, проблема в вас, а не в том, кто сидит по обратную сторону книги. Задумайтесь об этом.

Подражание или новаторство?

Есть и ещё одна крайность: бегство к большинству. Попытка угодить всем. Особенно молодым и современным людям, которые и являются большей частью активной публики. Однако стихотворение, хоть и должно отражать время, не должно уродоваться молодёжным сленгом, русифицированными версиями зарубежных словечек и прочей мишурой, которая превращает искусство в мусорную яму. Быть современным – это не значит деградировать со всеми. Это значит, иметь представление о культуре настоящего времени и использовать только лучшие её достижения.

Наши дети никогда не выучат русский язык, если мы будем писать для них исключительно напыщенные тексты с постоянными сокращениями и лишённые всяких моральных устоев. Есть простая цепочка: стихотворение – искусство – красота – вечность. Никто не предлагает использовать архаизмы и историзмы, а также соблюдать традиции стихосложения XVIII века. Но всегда остаётся та золотая середина, которая не позволит современной поэзии оторваться от своего прошлого, нарушив этим связь преемственности.

Быть новатором – это не значит полностью отвергать опыт предыдущих поколений. Быть новатором – это опираться на бесценный клад прошлого, приумножая его новыми достижениями. Как-то так, друзья мои.

Самоучитель, шпаргалки, книги, методические пособия и др. ДЛЯ тех, кто пишет стихи.

С ББДП (большая библиотека ДЛЯ писателей (поэтов и прозаиков)). Полный обучающий писательскому мастерству контент, с пожизненным обновлением:

Неологизм или ошибка?

Говорят, что все свои промахи и неудачно можно вполне грамотно объяснить другим и остаться правым. Представьте, что вы употребили «наисильнее всех», но когда вам указали на явную грамматическую ошибку, вы не опустили руки и не пошли исправлять недочёт. Напротив, вы попытались доказать, что нарушили законы русского языка для того, чтобы усилить впечатление. Использовали гиперболу, так сказать.

Так же обстоит дело с неологизмами. Люди сначала придумывают непонятные слова, а потом обвиняют других в несообразительности. Конечно, стать автором нового в языке слова – это крайне радужная перспектива, но к этому ещё надо прийти. Ради этого стоит ещё постараться. Если же вам явно не хватает слова, то отложите стихотворение. Вы обязательно найдёте необходимую лексическую единицу. Со временем. Если вы заглянете в словарь русского языка, то увидите, как много вы ещё не знаете. Велосипед уже изобретён. Давайте же тратить время и силы на другое. Например, на отшлифовку собственного мастерства.

Читать еще:  Как называется свободный стих без рифмы

Будем же честными с собой и забудем про щит из нелепых объяснений. Авторство не является надёжным объяснением грубых ошибок. Когда вы садитесь за перо (ручку или ноутбук), вы берёте на себя огромную ответственность. Вы не только выражаете самого себя, но и выражаете своё время, своё окружение. Вы не только излагаете свои мысли и чувства, но и становитесь хранителем многовековой мудрости, культурных знаний. Невозможно быть поэтом наполовину. Невозможно думать о смысле, забывая о материальной оболочке. Помните, Достоевский говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно? Так и здесь… Так давайте не кабы как писать стихи. В крохотном литературном произведении должно быть безупречно всё, и только в этом случае оно станет достойным проявлением вашего таланта.

Друзья, писать стихи – это одно, а стать поэтом… Впрочем, читайте в этой статье…

Успехов вам, друзья!

Поэтом можешь ты не быть. Как научиться писать стихи?

Говорят, научиться сочинять стихи нельзя. Поэтом, мол, надо родиться. Но мы — дети и взрослые — так любим говорить в рифму, пусть она даже и не совсем удачная! Это — интересно, весело, выразительно, правда?

Есть много рифмованных пословиц, поговорок, закличек, а это — народное творчество. Дети всегда любят складные обзывалки придумывать. Давайте и мы попробуем зарифмовать хотя бы две строчки. Вдруг получится! Вдруг понравится! Ребенку это важно и полезно, если он просто увидит красоту рифмы и приучится читать стихи. А дальше видно будет.

Поступим таким образом. Возьмем коротенькие стишки известных авторов и добавим к ним что-то свое. Например:

* Вячеслав Орлов
Я будильник разбудил
Утром
Я
Глаза
Открыл,
У будильника
Спросил:
”Извините!
Извините!
Почему вы
Не звените?”

Вот и всё стихотворение. А где же ответ на вопрос? Почему будильник молчит? Ах, он спросонья в затруднении! Давайте ему поможем. Б. М. Кустодиев, «Поэзия», 1902 г.
Фото: artchive.ru

Какие здесь могут быть варианты ответа?

— Я всю ночь стихи писал
И поэтому проспал…
*
А будильник мне в ответ:
— У меня завода нет.
*
— Потому я не звеню —
На ремонте я стою.
*
Отвечал будильник мой:
— Так сегодня ж выходной!
*
— Как всегда по воскресеньям,
Отдыхаю с наслажденьем!
*
— Извини, дружочек мой,
Я сегодня — выходной!
*
А будильник говорил:
— Ты меня не заводил!
*
— Я звонил-звонил-звонил,
Но тебя не разбудил.
*
— Без завода не могу
Зазвенеть я поутру.
*
Ты и завтра не забудь
Мои стрелки повернуть!
*
— Так вчера я изнемог,
Что звенеть совсем не смог…
*
— А вчера я та-а-ак устал,
Что сегодня и проспал.

Вы решили, что это забава только для детей? А попробуйте провести эту игру в более взрослой аудитории или совсем во взрослой. Неизвестно еще, получится ли лучше. Это мы сочиняли с пятиклассниками на уроке развития речи.

Что должен уметь организатор игры? Нет, вовсе не обязательно быть поэтом. Просто заранее обдумывайте ответы в прозе. Потом помогите аудитории вопросами:

  • что мог бы ответить будильник?
  • какие у него могут быть причины не звенеть поутру?
  • может быть, ему помощь требуется?
  • а что, если он просто — хулиганничает?

А зарифмовать — уже дело техники.

Вариантов работы может быть несколько. Вы пишете рифмушки — не бойтесь называть их стихами, Пушкин простит! — все вместе, поэтому обсуждать ответы можно вслух. Если предусмотрено личное или командное авторство, то организатор только вопросами помогает, ответы вслух не произносятся.

Надо успеть у всех посмотреть рукописи, помочь и ошибки исправить, и рифму подчистить. Не стоит, по-моему, определять первенство. Подвести итоги можно, например, и так:

Взяли мы стихи поэта
И добавили куплеты.
Получились неплохи
Наши первые стихи!

И сразу выпускаем сборник стихов, чего медлить! Если, конечно, первая часть затянется надолго, то даем самостоятельную работу или собираемся еще раз… В любом случае создаем издательство, даем ему название. Нет компьютера под руками, так рукописный журнал — очень даже здорово! Рисунки прямо тут же можно разместить.

За дело берутся редакторы, корректоры, художники. Сосчитайте заранее, сколько экземпляров вам понадобится, сколько бумаги и фломастеров надо. Если рекламу развернуть, так еще и добавлять тираж потребуется — для мамы и папы, для дедушки и бабушки, друзьям.

Такой практикум творческой деятельности можно провести на семейном празднике, на дне рождения, в лагере, на занятиях кружка, на уроке, в поезде… Пригодятся в жизни и такая веселая придумка, и навыки «книгоиздательства»!

Могу предложить еще короткие стихи. Про запас!

* Валентина Ланцетти

Прыжок в высоту

Я бы прыгнул высоко,
До высоких облаков!
Я достал бы там Луну
И звезду, да не одну!
Только мама не велит
Ночью прыгать:
Небо спит.

Что же делать-то? Прыгать-то ведь хочется, как и все остальное, когда запрещают!

Попутчики

Я иду. Апрель идет.
Я пою. И он поет.
Ручеек нас обогнал
И с разбегу — прыг! — в канал.
— Кап! — Апрель сказал. — Кап-кап,
Не замерз бы, не озяб…
Я иду и улыбаюсь,
В солнечном тепле купаюсь.

Да тут к каждой паре строчек можно продолжение написать — это же весна!

* Николай Красильников

Репей

Сказал Репей:
— Я — верный друг.
Об этом знают все вокруг!
И помнят,
Между прочим,
Что я
Привязчив очень!

Да уж, кто не знает привязчивости-прилипчивости репья! А если он девчонке к косе прицепится? Надо предупредить ее!

Первый урок

На пруду идет урок:
Раз — нырок,
И два — нырок…
Не видать в воде утят —
Только хвостики торчат!

А как же мама их пересчитывает?

Речка и море

Не уставая,
Круглый год
Из речки море
Воду пьет.
Все пьет и пьет —
Старается,
А речка
Не кончается!

А правда — почему речка не кончается? Где она сама воду пьет?

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Возможно ли доброе утро до вечера продлить? Да, конечно! А доброе настроение? Да хоть на всю жизнь!

* Григорий Бойко

— Кто спешит к столу присесть?
— Я!
— Кто спешит варенье съесть?
— Я!
— А кто будет мыть посуду?
— Ты спроси об этом Люду,
Почему всё я да я?

Несерьезный вопрос! Должен же и я когда-то посуду помыть за всеми, если все ее за меня моют, правда?

* Сергей Погореловский

Перестарался

Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
— Что с тобой?! — вскричала мать. –
Заболел, сыночек?
— Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи!»

Маме, конечно, будет приятна такая забота, но все-таки лучше сделать это перед сном. А тут-то как быть? Ну, если уж ты вспомнил об этом посреди ночи, проговори пожелание хотя бы даже шепотом. Мамы — они такие, что и услышать могут. Попробуй утром проверить это. Что она ответит?

Поэтом быть — это хорошо! Поэтом быть — это интересно!

Как написать стихотворение

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 55 человек(а).

Количество просмотров этой статьи: 44 590.

Рифма может добавить красочной милозвучности вашей поэме, придавая ей особую памятность, что может быть очень забавно. В то время как не все поэмы должны рифмоваться, те, что рифмуются, производят более яркое впечатление при составлении такой сложной композиции. Если вы хотите попытаться прорифмовать стих, вы можете изучить основы рифмовок и размеры метрики так же, как и советы для написания хороших стихов, которые намного лучше рифм.

Выберите схему рифмы и используйте ее, чтобы перефразировать ваше стихотворение. Если у вас есть коллекция рифмующих слов, легко придуманных, или чего-то, что может напоминать стихотворение, хороший способ пересмотреть и закончить стихотворение состоит в выборе схемы рифмы и подгонке стиха под нее. Схема рифмы стихотворения – шаблон, который определяет, как концы строк рифмуются друг с другом. Если интересная схема рифмы уже начала формироваться в вашем стихотворении, продолжайте использовать ее. В противном случае используйте некоторые традиционные примеры:

  • ABAB является одной из наиболее распространенных схем рифмы. Она означает, что первая и третья строки рифмуются (A с A), также рифмуются вторая и четвертая строки (B с B). Пример:

AСравните ли вы thee to a summer’s day?
BThou art more lovely and more temperate:
ARough winds do shake the darling buds of May,
BAnd summer’s lease hath all too short a date[1] X Источник информации
ABCB это другая общая схема рифмы, более гибкая. Пример:

ARoses are red
BViolets are blue
CSugar is sweet
BAnd so are you.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: