1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему песни запоминаются лучше чем стихи

О запоминаемости мелодии (по секрету. )

«. мелодию трудно запомнить» (из отзыва)

По секрету, хочу сказать, что запоминаемость мелодии является далеко не самым главным свойством песни.
Часто нам сначала запоминается какой- то яркий фрагмент. Например, сохранилось, где- то 1500 пьес Баха, но на слуху- единицы. И много ли людей помнит полностью даже эти единицы ? !
То же, часто происходит и со многими известными песнями.
Интересно, как скоро Вы запомните мелодию этой обычной песни Моцарта — https://www.chitalnya.ru/work/2519160/ ?
И наоборот, песня «Сурок» Бетховена запоминается в момент. Но хотите ли вы, чтобы все песни были именно такими ? !
А ведь множество песен, например, так называемых, авторских, бардовских, имеет чуть ли не одну и ту же простейшую мелодию, вне зависимости от смысла текста !
О многих известных песнях мы можем сказать, что у них легко запоминающаяся мелодия, но часто это происходит потому, что мы их уже тысячу раз прослушали по радио, телевизору. и то, попробуйте- ка ее напеть сами, да без ошибок.
Так что, судить о ценности музыки, песни по запоминаемости, это все равно что судить о ценности картины, исходя из желания повесить её на своей кухне. )))

В рубриках многих сайтов всего три вида музыкального работ: Авторская песня, Песни- переделки и Песня. Следовательно они объединяют все многообразие произведений с музыкой, от частушек до арий и ораторий.

Песни могут иметь очень разное назначение, они могут быть и для бездумных танцев, и для праздничного застолья, и для раздумий, воспоминаний, и. для похорон.
Я иногда пишу песни с постой мелодией, допустим, застольные, ее могут подхватить в компании сразу, например: «Собрались ветераны» — https://www.chitalnya.ru/work/1973509/
Но когда пишу, например, песню- раздумье, то там может быть мелодия как простая, так и сложная, а также . только кажущаяся простой !
Многое зависит от системности смыслового наполнения стиха.
Вот, недавно сочинил песню на очень хороший стих из пяти катренов, но смысловые акценты располагались в нем совершенно несинхронно, что не имеет значения для декламации, но имеет значение для песни !
Можно было сочинить песню с простой мелодией, не обращая на это внимание, но это была бы тусклая, безликая, маловыразительная, «ватная» песня. Поэтому, чтобы, по крайней мере, не уменьшить смысловую значимость стиха, я сочинил песню аж из ПЯТИ мелодий, не смотря на то, что исполнить ее в несколько раз труднее.

Часто, чтоб мелодия была простой, легко запоминающейся, ударные ноты располагаются на одних и тех же слогах строчек стиха. Это годится, когда на этих слогах расположены и смысловые акценты, В противном случае песня может получиться «ватной», а часто даже с искажениями языка !

В русском стихосложении используется, в основном, пять стихотворных размеров, плюс они имеют разные длины строк (извиняюсь, плохо знаю терминологию).
Значит, если обращать внимание только на это, то, теоретически, на ВСЕ стихи одного типа и одной длины строк можно «сочинить» песни, по сути, на ОДНУ мелодию ! И запоминается легко ! Это мы часто наблюдаем и Практически. )))
Причём, даже когда уже есть интересная мелодия, многие любители, имея в голове привычные схемы, спокойно искажают мелодию, даже не замечая этого…
————————————
Для интереса, найдите стихи такой схемы (дайте ссылочки), например, Ямб :
— / — / — / — / —
— / — / — / — /
— / — / — / — / —
— / — / — / — /
————————————
И наоборот, вот фрагмент стиха. что бы вы сочинили на это ?
И какова будет запоминаемость и воспроизводимость ?

Побывай во всех странах,
В деревнях и городах,
Не найти тебя нигде
Горемычнее, чем я.
———————————— )))
Когда- то в России были не только выдающиеся профессионалы, но и гениальные самородки, иначе, откуда взялись мелодии «Не вечерней» или сложнейших народных песен, что исполнял Шаляпин. Есть ли такие сейчас .

—-
Ещё смотри мой раздел: «Критика. поучения» )))
—-

Статья на тему: «Роль песен в изучении английского языка»

Разумовой Ларисы Леонидовны педагога дополнительного образования «Многопрофильный лицей №1» г. Магнитогорска

Роль песен в изучении английского языка.

Учить иностранный язык с помощью песен — легко и приятно. Главное, можно выбирать любимые музыкальные жанры, любимых исполнителей.

Почему песня помогает учить язык быстро и легко? Ученые определили, что человеческий мозг имеет разные области для восприятия речи и музыки. Музыкальный центр мозга находится в левом, творческом полушарии, и потому работает быстрее и запоминает лучше, чем речевой центр, находящийся в правом. Поэтому песни, объединяя работу обоих полушарий, запоминаются лучше стихотворений, а алфавит легче пропеть, чем произнести. Музыка способствует многократному повтору, а именно повтор требуется для эффективного запоминания!

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психолога, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенным её автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывают воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память.

В песнях есть все — и готовые фразы, и живой язык, и та же грамматика. Они дают умение вслушиваться в речь, понимать и запоминать на слух. Под каждую грамматическую тему я подбираю песни с данной лексикой и грамматикой, стараюсь, чтобы это не были песенки с бессмысленным набором слов, а чтобы они несли философское содержание или поэтику любви. Мы читаем их как стихи, переводим, разбираем словосочетания и фразы. И, конечно, поём почти на каждом занятии.

Сформулируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

1. Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации;

2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространённым конструкциям;

3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма и т. д.;

4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

5. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.

Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

1. для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

2. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;

3. на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;

4. как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.

Примерная последовательность работы с песней:

1. краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.), установка на первое восприятие песни;

2. первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деление на музыкальные фразы;

3. проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя);

Читать еще:  Стихи про любовь которая умерла

4. фонетическая отработка текста песни. На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять в этих целях в основном способ имитации;

5. повторное прослушивание песни: работу на этом этапе целесообразно проводить с опорой на текст;

6. чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;

7. разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы.

На последующих двух-трёх уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.

При введении нового грамматического материала учащиеся легко узнают введённые с некоторым опережением грамматические структуры, что существенно облегчает закрепления нового материала.

Good morning, mother!

I want to say “Happy Mother`s Day”!

I`m so happy that you`re my mother!

“ Happy Mother ` s Day ”!

Распевая песенку, школьники легко и непроизвольно заучивают модальный глагол и лексику, которая понадобится им в рассказе о том,что они умеют делать. Песенка разучивается в течение нескольких уроков, во время проведения физкультминутки.

I can do anything, anything, anything!

I can do anything. What about you!

Can you click your fingers?

Can you touch your toes?

Can you wink your eye?

Can you see your nose?

I can do anything, anything, anything!

I can do anything, just like you!

С малышами и учениками средней школы всё понятно, а какие песни петь со старшеклассниками? Важной частью является правильный выбор музыки. Следует ли учитывать музыкальные вкусы обучающихся? Какую музыку слушает современная молодежь? Попсу, Рок, R&B, Альтернативу, Рэп… большинство слушает именно это, однако рекомендуемыми к прослушиванию в образовательных целях скорее являются следующие жанры, которые наверняка интересны, но не востребованы в повседневной жизни: Фолк, Блюз, Джаз, Кантри, Опера, Мюзикл — несмотря на некоторую раритетность, эти жанры более приспособлены для изучения языка. Впрочем, это не жесткое правило, а всего лишь методическая подсказка.

Преподаватели, естественно, предпочтут, чтобы на их занятиях звучали Beatles, а вовсе не Britney Spears или Eminem, однако компромисс всегда можно найти. Песни, выдержавшие тест временем, запоминаются лучше, также как песни, множество раз слышанные, в отличие от новинок.

Как правило, сольные исполнители воспринимаются проще изучающими язык, а группы с большим числом исполнителей и бэк-вокалистов хуже, также затрудняет восприятие текста танцевальный ритм и тяжелые ударные. Лучше, чтобы в песне был сюжет, поскольку повествование, построенное вокруг динамичного сюжета, легче воспринимается. Песни о любви также подходят, особенно для обучающихся подросткового периода и старше. Помимо любовной лирики, которая занимает главное место в песнях всех времен и народов, есть песни о дружбе, воспоминаниях, мечтах, родной стороне. В отличие от проблемных «топиков» и бессодержательных диалогов, как в учебниках, песни способны формировать только позитивное отношение к жизни, даже печальные и романтические песни с суицидальной лирикой и гневные полные ненависти песни протеста.

Сложные художественные образы и двусмысленности, которые часто возникают в поэтической речи, не должны смущать истинного меломана — напротив, непонятные места в песне — это повод для дискуссии.

Академическое изучение материала песни в курсе обучения иностранному языку предполагает следующую последовательность: взять правильный текст песни, разобрать синтаксис и грамматику каждой строфы, проверить по словарю значение непонятных слов, далее перейти к анализу проблематики стихов.

Другой способ — более креативный. Учащийся сам должен на слух записать лирику, или заполнить пропущенные слова в выданном в качестве упражнения стихе. Этот метод требует многократного повторного прослушивания отдельных частей песни, в результате улучшается восприятие иностранной речи на слух. Проще всего заменить пробелами слова одной части речи — все существительные, глаголы, артикли или прилагательные… В конце упражнений всегда нужно переходить к обсуждению глобального смысла произведения, послания, заложенного в нем.

В приведенном здесь примере песня «Logical Song» группы Supertramp, в которой основной смысловой вес несут прилагательные (здесь убранные в скобки вместо пробелов), итак:

When I was (young), it seemed that life was so (wonderful), a miracle, oh it was (beautiful, magical)

And (all) the birds in the trees, well, they’d be singing so (happily, joyfully, playfully) watching me.

But then they sent me away to teach me how to be (sensible, logical, responsible, practical)

And they showed me a world where I could be so (dependable, clinical, intellectual, cynical).

There are times when (all) the world’s (asleep), the questions run too (deep) for (such) a (simple) man.

Won’t you please, please tell me what we’ve learned.

I know it sounds (absurd), but please tell me who I am.

I said, watch what you say or they’ll be calling you a (radical, liberal, fanatical, criminal).

Won’t you sign up (your) name, we’d like to feel you’re (acceptable, respectable, presentable), a vegetable!

There are nights when (all) the world’s (asleep), the questions run so (deep) for (such) a (simple) man.

Won’t you please, please tell me what you’ve learned.

I know it sounds (absurd), but please tell me who I am.

Итак, в песне представлено 26 прилагательных. На них и следует обратить внимание учащихся, поскольку сама песня не имеет интереса с грамматической стороны. Но не менее чем прилагательные важен смысл, заложенный в этой песне: это песня о взрослении, о том как с возрастом изменяется сознание. Общество дает готовые шаблоны и ответы, но не помогает разобраться в себе, в заложенных в индивидууме способностях и склонностях. Обсуждение актуальных проблем современного общества ведут к лучшему пониманию англоязычной культуры. Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодёжи песни. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, её содержанию и исполнению. Политические песни могут вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества; лирические песни являются поводом к беседе о взаимоотношениях людей

В заключении, сделаем вывод, что песня на иностранном языке имеет широкие возможности для развития ученика:

1) слова песни служат эффективным средством расширения словарного запаса

2) закрепления грамматических структур.

3) помогают поставить произношение

4) усвоить различные полезные разговорные клише : it makes me happy, the way to feel alright, my dreams come true, what’s going on?, I hardly know, don’t keep me waiting и т . п .

5) как следствие предыдущего пункта, — лучше понимать устную разговорную речь (очень важно!)

6) расширяет кругозор школьников ( знакомятся с творчеством авторов песен )

7) все виды работ с песней помогают стимулировать интерес школьников к предмету и поддерживать его все годы учебы в школе

Чертоги разума: почему вместо важного мозг запоминает строчки глупых песен? Отвечает психолог

Всю ночь готовились к экзамену, но сложный билет из головы вытеснило что-то про кровь-любовь-морковь из нового трека поп-музыканта? По дороге на работу вспомнили, что надо поздравить тётю с днём рождения, да так этого и не сделали? А вечером не смогли попасть домой, потому что забыли, куда положили ключи? Подобного ножа в спину от собственной памяти можно ожидать когда угодно. О том, почему она поступает с нами так жестоко — в материале «Диалога».

фото с сайта pixabay.com

Завершить незавершённое

Чаще всего в наше сознание (порой даже против воли) просачиваются строчки популярных песен и рекламных слоганов. Происходит это потому, что такую информацию авторы организуют особым образом — так, чтобы её можно было не только быстро воспринимать, но и запомнить на долгое время.

По словам кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии СПбГУ Ольги Щербаковой, один из принципов создания подобного вирусного контента — закон хорошей формы, описанный в гештальт-психологии.

«Хорошая форма — это всё, что легко и привычно для психики. Если мы говорим про зрительные стимулы, то это симметричные, правильные геометрические формы: равносторонние треугольники, круги, замкнутые контуры. К слуховым относятся ритмически организованные звуки и простые мелодии, например, построенные по принципу восьмитактного квадрата. Или хорошо узнаваемый стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Мы склонны усваивать такую информацию быстро, потому что она нам давно знакома. Люди, независимо от возраста, опыта, интересов и образования (но имеющие схожий культурный опыт), воспримут её быстро и без специальных усилий», — говорит эксперт.

Запросто останутся в голове и сведения, которые структурированы, сгруппированы и разбиты на смысловые блоки. А вот «простыня» текста уже вызовет затруднения.

Читать еще:  Как мне найти тебя стихи

Кроме того, для нашей психики важны эмоции. Так, по словам эксперта, информация, которая потенциально несёт сильную угрозу, снижает эффективность запоминания. Подобное часто происходит со студентами: при заучивании билетов к экзамену они боятся предстоящего испытания, пересдач и заранее настраиваются на то, что никогда не поймут пройденный материал. В результате в студенческих чертогах разума образуются роковые пробелы. Зато вирусный контент, который мы воспринимаем нейтрально или положительно, усваивается без проблем.

Ольга Щербакова добавляет, что особенно значим контекст, в котором мы запоминаем события. К примеру, популярная незатейливая песня может застать нас сразу в нескольких местах — зазвучать по радио в машине, на звонке у коллеги или крутиться в любимом магазине у дома.

«Получается, что психика непроизвольно выстраивает большое количество связей и ассоциаций этой информации с разными событиями. И если мы снова и снова попадаем в ситуации, в которых что-то запомнили, то эта информация всплывает сама собой», — отмечает психолог.

фото с сайта pixabay.com

Именно поэтому какое-нибудь слово, поговорка или стишок может вертеться в голове несколько дней, не давая покоя человеку. На это, помимо всего прочего, влияют особенности воспроизведения информации нашей психикой. Например, добавляет Ольга Щербакова, мы склонны лучше запоминать незавершённые действия. Этот феномен называется эффектом Зейгарник.

«Мы непроизвольно вспоминаем, что нам хочется довести действие до конца. Есть внутренний позыв, даже если дело было не важным. Такой эффект используют в сериалах: обычно серия завершается на ключевом моменте, когда вот-вот выяснится что-то значимое — кто-то начал кому-то признаваться в преступлении или любви. И на середине, когда вы уже немножко продвинулись, но результата ещё не получили, объявляют: «Смотрите в следующей серии». Даже если вы не внимательно смотрели или слушали, это запомнится достаточно прочно», — говорит эксперт.

Что я хотел сказать?

Человеческая память — штука капризная. Вот, например, подумали вы про себя: «Надо не забыть вечером зайти в магазин и купить молока, хлеба и яиц». И, как назло, из головы ускользнуло именно это.

«В таком случае срабатывает эффект Биренбаум, или так называемое «забывание намерения». Грубо говоря, я вспоминаю, что нужно не забыть позвонить родственнику, но не делаю этого сразу. Тогда в моём сознании намерение ослабляет силу реального побуждения. Я как бы проигрываю всё понарошку: представляю, как позвоню, какой номер телефона, что конкретно скажу, где живёт родственник и что нас связывает. И это для психики является заменителем реальных действий», — рассказывает Ольга Щербакова.

Эксперт объясняет: и когда мы что-то делаем, и когда представляем то же самое действие, лёжа на диване, в головном мозге работают схожие структуры — те же, что отвечают за напряжение мышц, ориентацию в пространстве и планирование действий. Это, по словам кандидата психологических наук, отлично демонстрируют экспериментальные исследования: так, учёные доказали, что во время чтения определённых сцен из книги, у людей активируются те зоны мозга, которые работали бы и при реальном переживании описанных ситуаций.

«Получается, наша психика часто принимает ментальный образ за реальное действие. И поэтому, если мы что-то проиграли в сознании как вспомненное, то это уже маркируется как сделанное. Психика считает, что об этом уже можно забыть», — заключает специалист.

Бывает и так: только достанешь из кармана ключи и телефон, а куда положил — не помнишь. Такую хитрость человеческой памяти психологи объясняют наложением информации друг на друга или интерференцией. По словам Ольги Щербаковой, она появляется во время одновременного выполнения нескольких похожих дел — например, при заучивании двух стихотворений. В таком случае схожие по содержанию и значимости сведения начинают конкурировать в нашем сознании.

«Как правило, ситуации с ключами происходят на фоне других действий и мыслей, которыми занят наш ум. Более значимых или таких же мелких, почти автоматизированных. И они накладываются друг на друга. Ещё мы забываем, куда только что положили вещь, если мысленно не завершили ситуацию: например, начали класть ключи, и нас что-то отвлекло. Мы на самом деле действие закончили, но мысленно оно не отметилось как завершённое. Возникает небольшой сбой», — добавляет эксперт.

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Больше важных ответов на самые неочевидные вопросы ищите в нашей рубрике «Просто о сложном».

Чем отличается песенный текст от обычного стихотворения

* * *
«Песнь о Вещем Олеге», «Песнь о Гайавате» и «Песня о Буревестнике»…
Что ни стих, то и песня? Но авторы знают, что это не так.
В чём же подвох?
Или, скажем, библейская «Песнь Песней», которая сегодня общедоступна.
Почему её никто не поёт?
Причём тут «песня», если «Песнь Песней» – лирический набор несвязных, но ярких строк? Приведу, как техническую иллюстрацию, собственный парафраз библейской темы (желающие могут его пропустить, переходя сразу к главной части):
* * *
ветер отнёс трепет стрекоз в тонущие края
век бы пастись в кругу твоих кос возлюбленная моя
горные серны груди твои – нежились у ручья
спят приручённые от любви больше ты не ничья
козам желтеющим в красной траве зноя не превозмочь
лягут подковы твоих бровей и подступает ночь
мир это камень в седых песках вязну босой ногой
твой поцелуй как стакан молока с розовою нугой
солью на склоне блестит тропа горек мой водоём
как обещание и судьба нежное лоно твоё
кнут буйволиный хлестать устал в сумраке жди волков
жизни всего – досчитать до ста если без дураков
рвётся к гортани блестящий клык розовый по краям
я к расставаниям не привык возлюбленная моя…
.
…так поспеши же любимый мой… короток летний день
лёгкой стопой возвратись домой ляг и меня раздень
словно колосья руки твои речь твоя как река
дай мне вина я хочу любви… где же твоя рука
холм вдохновения твой живот… жезл словно дивный лук
горлица мне о любви поёт шепчет о неге луг
губы твои как гранат в саду… словно лучи глаза
душно… никак в себя не приду… к ночи сойдёт гроза
в доме моём обрела покой
ткнулась в бедро змея…
всё… до рассвета, любимый мой…
возлюбленная моя…
.
Есть в слове «песня» некий пафос, отличающий её от стиха.
К этому пафосу порой примыкает и проза – к примеру, поэма «Мёртвые души», полная горьких и лирических откровений. И вышеупомянутые «Песни», которые нигде не споют.
Итак, стихи и песенный текст: в чём разница?
.
Стиль.
Стихотворение – это, скорее, импрессионизм. В нем может быть смысловая размазанность. Затем, по мере прочтения, из цветовых пятен разной величины складывается какая-то картинка.
.
Текст песни – это экспрессионизм. Четкость линий. Порой гротеск, которому нужна максимальная выразительность.
.
Длина.
Стихотворение может быть плавным, текучим, с длинными периодами и словами, с переходами со строки на следующую строку (что в тексте исключено). Витиеватость и сложные образы – скорее, правило для стиха, нежели исключение. В стихе Вас могут долго подводить к главной мысли, выраженной в последнем четверостишии.
.
Текст должен быть лаконичным.
Короткие слова – иначе он просто не «ляжет» на музыку. Ритм рок-н-ролла – прокрустово ложе для русского языка. Разумная (понимающая) часть музыкального мира с глубоким уважением относится к тем, кто в этом жанре пишет тексты на русском, а если ещё и смысл там есть – просто снимает шляпу.
.
Запоминаемость.
Стихотворение – как вино, вы можете не запомнить его буквально. Скорее, по прочтении останется некое послевкусие (см. выше приведённый пример).
.
Текст должен быть таким, чтобы его хотелось растащить на цитаты.
Он должен запоминаться, особенно припев.

Интеллектуальность.
Стихи могут быть замороченными. Заумными. Иногда чувствуешь прямо, как поэт пыжится, выжимает из себя что-то необычное. Это право поэта, однако то, что рождается необычным, порой не жизнеспособно… не буду портить Вам настроение примерами из жизни.
.
Текст должен быть простым.
Самые понятные слова, самые знакомые, такие, что будут отзываться в каждом человеке. Текст должен резонировать со слушателем, а не умничать.
.
Способ восприятия.
Стихотворение читают про себя, с листа.
Какие-то стихи читаются отлично, но не звучат вслух. Пушкин, к примеру, звучит. Лермонтов – вполовину от Пушкина. Есенин… да ну его.
Блок не звучит совершенно, но он неизменно велИк.
В поэзии отлично читаться вовсе не обязательно. Интонации голоса зачастую только мешают. Почти невозможно, к примеру, слушать, как Бродский читает свои стихи.
.
Текст песни – это, изначально, устное творчество, передаваемое из уст в уста. Оно воспринимается на слух, только-то. Текст на бумаге может выглядеть нелепо, даже слегка коряво, как записанное на скорую руку заклинание. Но когда его произносят, оно начинает действовать.
И вот здесь интонации прорываются, появляется тембр.
Подача важна. А стих, как «Мерседес», он на бумаге сам себя продаёт.
.
Коллажность.
Стихотворение, в идеале – это сон (опять-таки, тычу пальцем в верхний пример). Реальность поэтическая, как правило, меняется плавно, погружая и обволакивая читателя своими акварельными чарами. Здесь характерно отсутствие монтажных склеек. Бывают, конечно, разные чудеса… по рыбам, по звёздам проносит шаланду, три грека в Одессу везут контрабанду… это Багрицкий. Здесь соль и опасность, настроение моря… порывистый и страстный одесский гений.
.
Текст песен может быть коллажным.
К примеру, работы Дэвида Боуи и БГ – набор, на первый взгляд, не связанных между собой «цеплялок». Это может быть бэд-трип, как, например, текст Высоцкого «Парус», который сам автор называл «набором беспокойных фраз».

Читать еще:  Как выучить стих маяковского необычайное приключение

Как написать не банальный стишок, а песенный текст?
Нужно помнить, что песенный текст – лишь пятая часть от песни, куда в итоге войдут мелодия, аранжировка, исполнение и качество звука.
Плюс, разумеется, видеоряд – куда ж теперь без него.
.
Прежде всего Вы должны подать свой товар (текст песни) лицом, он даже внешне должен выглядеть прилично. Грамматические ошибки легко увидеть в специальных редакторах. Знаки препинания – это просто головная боль, но всё не так безнадёжно, надо лишь приложить усердие и внимательность. Каждую новую поэтическую строку начинают писать с большой буквы – таков этикет жанра.
.
Обычный формат звучания песни должен занимать от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть отдельные исключения. Такие рамки времени обусловлены особенностями слухового восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.
.
Вот несколько примеров стандартного построения песни, но могут быть и другие структуры:

Куплет – Припев – Куплет – Припев (2 раза)

Куплет – Припев – Куплет – Припев – Бридж – Припев

Куплет – Припев – Куплет – Припев – Куплет – Припев (2 раза)

Куплет – Куплет – Припев – Куплет – Бридж – Припев

Обращаю Ваше внимание на крайний снизу вариант, которому я, к примеру, обычно и следую. Зачастую текстовиками практикуется «сдваивание» первого куплета. Допустим, в первом куплете 8 строк, а во втором (плюс, если есть, даётся через припев ещё и третий куплет) – 4 строки. Такой формат, как считается, способствует более полному раскрытию темы.
.
Вы сами можете рассчитать примерное время звучания Вашей будущей песни, пропевая её слова. Плюсуйте музыкальное вступление (15 — 30 сек.) и проигрыш (обычно перед кодой, то есть в конце, перед последним припевом), и можно смело добавить минуту на «чистую» музыку.
.
Если вы не сочиняете романс или балладу (где припевы, как правило, отсутствуют), обязательно выделяйте припев. Не делайте так: написали пять-семь четверостиший (строф), и пусть сам музыкант выискивает, из какой строфы «слепить» припев.
Это неправильно!
Рулите процессом, напоминая себе, что Вы не гребец, а штурман Вашего замысла…

Припев — основная часть песни.
Именно ему надо уделять наибольшее внимание. Должен «цеплять» именно припев. Его смысловая нагрузка объединяет всю песню. И в то же время в припев не рекомендуется вносить какую-то новую информацию, неожиданные подробности и детали, для этих целей существуют куплеты. Если в куплете важен смысл, в припеве располагается констатация, текстовая и музыкальная изюминка (хук).
.
Название песни желательно отображать именно в припеве.
Поэтому с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила: в припеве иногда просто нет места для задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах – желательно, неоднократно.
.
Красота припева не в последнюю очередь достигается сменой ритма относительно куплетов. Поэтому музыканты рекомендуют в припеве менять не только количество стоп по сравнению с куплетом, но и сам размер (метр) стиха. Это важно. Именно это делает песню песней, а не музыкальной считалочкой.
Получилось немного отрывочно, хотелось выделить главное.
Насколько оно удалось, судите сами.

Традиционно, спасибо, что вы это прочли.

Ученые выяснили, почему людям больше нравится музыка из их юности

Люди склонны ностальгировать по музыке, которую слушали в юности. В каждом поколении найдутся те, кто уверен — когда они были подростками, музыка была куда лучше. Это происходит, потому что услышанные в юности песни больше остальных связаны с яркими воспоминаниями и переживаниями, выяснили специалисты Даремского университета в Великобритании. Подробности они изложили в статье в журнале Music and Science.

Музыка тесно связана с памятью и эмоциями, поясняют авторы работы.

События определенных периодов времени запоминаются лучше, чем другие, и наиболее значимый в этом плане отрезок времени — 10-30 лет. Возможно, дело в гормональных и биологических изменениях, которые влияют в том числе и на память, или в том, что этот период наполнен множеством новых переживаний, которые оставляют более глубокий отпечаток. Однозначного ответа на этот вопрос нет, но если попросить человека назвать любимые песни, скорее всего, он вспомнит те, которые слышал в юности.

Чтобы определить причины, по которым это происходит, исследователи пригласили 470 человек в возрасте от 18 до 82 лет. Целью ученых было исследовать, как возраст человека, когда песня была популярна, повлиял на три взаимосвязанных явления: насколько участнику была знакома песня, насколько нравилась и в какой степени ассоциировалась с автобиографическими воспоминаниями. Для этого они выбрали 111 эстрадных песен, которые были популярны в 1950-2015 годах и предложили участникам оценить их по обозначенным выше параметрам.

Более знакомой, как и ожидалось, оказалась та музыка, которая была популярна в подростковом возрасте участников. Однако она также была и наиболее связанной с автобиографическими воспоминаниями.

Пик приходился примерно на 14 лет — песни, которые участники слышали в этом возрасте, вызывали больше всего воспоминаний.

У более взрослых участников, впрочем, он наступал позже. Исследователи связывают это как с социокультурными, так и с технологическими факторами.

Интересно, что люди в возрасте около 40 лет и старше любили песни из своей юности больше, чем другие. Однако у участников 18-40 лет такой тенденции не наблюдалось, и нередко они оценивали музыку, которая появилась в их юности, ниже, чем ту, что была популярна еще до их рождения.

«Песни, которые мы слышали в юности, могут тесно переплетаться с воспоминаниями из нашего прошлого, даже если тогда они нам не слишком понравились, — считают исследователи. — Возможно, дело в том, что какие-то песни сопровождали разные памятные моменты нашей жизни — встречи с друзьями, школьные дискотеки, выпускные вечера и т.п.».

Некоторые песни нравились большинству участников независимо от их возраста. Так, многие высоко оценивали музыку конца 1970-х — начала 1980-х годов.

«Это говорит о том, что поп-музыка определенных периодов времени имеет межпоколенческую ценность, — отмечают авторы работы. — Такими песнями стали «Hotel California» группы Eagles, «I Will Survive» Глории Гейнор и «Billie Jean» Майкла Джексона».

Музыка юности интересует людей не потому, что она в чем-то лучше музыки, выпущенной в другие десятилетия, заключают ученые. Дело в воспоминаниях, которые она способна вызвать, хотя находятся и исключения.

Полученные данные могут быть полезны для маркетологов — чтобы привлечь внимание потенциального покупателя и вызвать эмоциональный отклик, можно использовать популярную в его юности мелодию. Однако исследователи надеются, что результаты пригодятся и врачам.

Более ранние работы показали, что музыка или определенные слова могут вызывать воспоминания у людей с болезнью Альцгеймера. Возможно, более тщательный подбор песен позволит эффективнее стимулировать память пациентов, помогая им вспомнить важные события.

Исследователи отмечают, что они сосредоточились лишь на популярной музыке, поэтому в будущих работах стоит оценить влияние и тех песен, которые не занимали лидирующие позиции в рейтингах, но могли быть связаны с важными этапами жизни испытуемых. Также предстоит выяснить, какие эффекты оказывает различное воздействие песни — от упоминания ее названия до проигрывания отрывка.

Также ученые считают, что прослушивание песен из юности позволит улучшить эмоциональное состояние сейчас, в период пандемии, когда получать положительные эмоции еще важнее, чем обычно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector