0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему стих некрасова железная дорога посвящается детям

Почему стихотворение железная дорога посвящается детям?

Вряд ли Николай Алексеевич Некрасов посвящал это стихотворение детям. Такое мнение может сложиться из-за обращения в стихотворении отца-генерала к своему сыну, но данное обращение было сделано скорее для лучшего понимания происходящих событий.

Так как стихотворение вовсе не детское — в нём писатель рассказывает о суровом быте простого народа, вынужденного строить железную дорогу ценой своих жизней. В то время, как все заслуги причитаются графу такому-то. После прочтения произведения есть о чём задуматься.

Извините, но к этому стихотворению Н. Некрасов вообще никакого посвящения не сделал, тем более — детям. Думаю, что такое мнение сложилось у ряда учителей, во-первых, на основе эпиграфа, оформленного как диалог в вагоне между мальчиком и его отцом-генералом, а во-вторых, из-за идеи, заложенной в стихотворении, — дать своеобразный урок подрастающему поколению.

Вернее было бы сказать, что стихотворение «Железная дорога» обращено к детям, ведь посвящения детям в нем действительно нет, да и невозможно это — посвящать детям такого жесткое стихотворение про тяжелый рабский труд на строительстве железной дороги. А вот по характеру стихотворения замечаем, что оно обращено к некоему Ване, и рассказ ведется от лица взрослого, то есть можно расценить, это стихотворение как передачу опыта, науки, взгляда на мир, от старшего поколения младшему. Предупреждение, что во взрослой жизни ждет бывшего ребенка эксплуатация, несправедливость и равнодушие. И некая ирония проскальзывает в словах эпиграфа, что дорогу эту строил граф, а не тысячи обездоленных рабочих.

Несмотря на то, что строительство железных дорог началось еще в начале девятнадцатого века, его расцвет пришелся только на вторую половину. А вторая половина этого века вместе с тем пришлась на вторую половину жизни Некрасова. По видимому, писатель был потрясен такими явлениями, как железнодорожный транспорт, железнодорожные пути. И не потому даже, что разрозненные части России наконец начнут сообщаться, а потому, что он видел, каких трудов стоит развитие ЖД. Люди буквально превращались в рабов, работали в поте лица, Некрасов в этом видит сплошную эксплуатацию.

Сложно сказать, что стихотворение посвящено детям, скорее оно написано для того, чтобы будущее поколение знало, чего стоило появление железных дорог в России.

Это стихотворени, не посвящалось детям, а в нем просто расскрывался смысл, именно за счет диалога отца и сына, что было часто используемо поэтами вообще, так как так легче раскрыть смысл. Легче его раскрыть от того, что взор ребенка и его вопросы по поводу тех или иных вещей, как правило трезвы и не замылены временем и от того остры и расскрывают правду матку.

Честно говоря (ознакомился с произведением)Щ не заметил там некого посвящения детям.

Думаю что не все до конца поняли Некрасова (автора).

Он стихотворение детям не посвящал, один из героев ребёнок (беседует со своим отцом), видом отсюда это и пошло.

Некрасов стихотворение «Железная дорога» цитатный план. В первой части автор описывает красоту природу, которая дарит умиротворение и покой. Во второй части резко меняется интонация стихотворения, за зимний пейзажем открывается окно в тяжелые будни народа, жизнь которых не стоит ломаного гроша. Генерал усмехается и не понимает рассказчика, он пользуется трудом чужих рук и не пытается понять, какие мучения испытывает русский человек. В третьей части автор пытается показать, на чем держится государство, кто строит и отдает свою жизнь терпеливо, не ропча. Последняя часть стихотворения «Железная дорога» называется «И недоимку дарю!», потому что за все страдания рабочих богатые дарят свою милость, величина которой настоль мала, что только увеличивает боль русского народа.

1 Нет безобразья в природе!

2 А по бокам-то всё косточки русские.

4 И — недоимку дарю!

Выпишем цитаты из стихотворения «Железная дорога» для характеристики генерала и автора.

Что же. всё это народ сотворил?

Генерал описывает Колизея, он смеется, когда представляет что необразованный грубый русский мужик может сделать своими руками архитектурное чудо.

Слова генерала полны презрения к рабочим, он считает, что крестьянин может только красть, он не способен на чувства сострадания и благородства, для генерала в порядке вещей ломать русского мужика.

Автор рассказывает Ване о тяжелом труде, слова о голоде говорят, что невыносимая доля заставляет рабочих браться за любую работу, чтобы прокормить свою сеьмю. У русского мужика нет выбора, он живет как раб.

Автор ставит на одну ступень простолюдинов и знать, тем самым пытается показать мальчику, что каждый человек достоин уважения, а государство держится на труде.

Цитаты показывают сравнение не в пользу генерала, автор противостоит генералу, у них разные взгляды и убеждения, но у автора есть будущее, а у генерала нет, потому что в один момент терпение народа иссякнет и он восстанет на защиту своих прав.

Поэма «Железная дорога» написана Некрасовым в 1864 году, когда он стал уже известен.

Прошло три года после отмены крепостного права. Крестьяне, получив волю, не могли достаточно заработать на своих землях и шли в город, стало очень много дешевой рабочей силы. Многие нанимались чуть ли не за одну еду. Воспользовавшись этим, их нанимали сотнями на строительство железной дороги.

Главных героев можно назвать троих — мальчика Ваню, его отца-генерала, которые едут по железной дороге, а также автора. Ваня спрашивает отца, кто построил эту дорогу, на что генерал отвечает: «Граф Клейнмихель, душечка. «

И вот Ваня, налюбовавшись прекрасным русским пейзажем, осенью, о которой очень поэтично говорит Некрасов, начинает дремать под рассказ автора и стук колес.

И снится ему самый главный герой — это народ, который строит дорогу. Бывшие крестьяне трудятся по 12-14 часов, живут в землянках, в холоде и голоде, не зная отдыха. Умирают от болезней, и хоронят их тут же, на их место приходят новые. Дорога построена на костях.

Поэт рисует истинную картину создания железной дороги. И надеется, что рано или поздно народ сбросит с себя ярмо непосильного труда и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Он верит в простых людей и призывает их превозмочь гнет царизма.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» учит маленького Ваню (и читателя вместе с ним) любить «Отчизну любезную» и ее многострадальный народ. Автор убеждает нас, что Русь всегда славилась талантами и трудолюбием, а трудности и невзгоды ее только закаляют, делают еще сильнее и мудрее. Эта физическая и моральная устойчивость и позволяет верить в светлое будущее народа:

Правда, все эти мысли автор не надеется донести до современного ему поколения, до власть предержащих. К его словам абсолютно глух генерал. Более того, он раздражен тем, что всей этой крамолой смущают ум его мальчика.

Надежду лучшее будущее поэт связывает с Ваней, чья душа еще восприимчива к мудрым наставлениям. Именно Ванино поколение, по мысли Некрасова, должно стать строителем нового общества. Но вот полное народное счастье не суждено увидеть даже ребенку:

Стихотворение «Железная дорога» было написано известным русским поэтом Н. Некрасовым в 1864 году.

Начинается оно с эпиграфа, где на вопрос мальчика о создателе железной дороги отец-генерал отвечает ему,

что дорогу, дескать, построил граф Петр Андреевич Клейнмихель. А так ли это?

Вот и автор считает нужным «открыть глаза» мальчику, поскольку «труд этот. не по плечу одному».

Едут они, а за окном великолепные пейзажи поздней осени. Рассказчик повествует Ванюше о том, как крестьяне со всех краев российских работали на строительстве железной дороги, работали в нечеловеческих условиях.

Мальчик задремывает и во сне видит изнуренных крестьян, восставших из могил. Ему становится страшно.

Однако автор говорит ему, что бояться народа не надо. Им было тяжело. Работали они за копейки, только чтобы не голодать. И в конце концов им ничего не платят, выставляют лишь бочку вина. А крестьяне еще и рады: хорошо и то, что они ничего никому не должны. Да еще рады плодам своего труда.

Стихотворение призывает чтить труд, уважать простой народ. Написано очень ярко и точно передает атмосферу строительства железной дороги.

Стихотворение «Железная дорога» — Николай Некрасов

Ваня (в кучерском армячке).
— Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке),
— Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно. »

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что Господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители. »
Захохотал генерал!

Читать еще:  Что такое уют стих

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»

Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты. » Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца. молодца.

С Богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю. »

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

Выразительное чтение

Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» (тема, идея, суть и смысл)

Стихотворение Николая Некрасова изучают на уроках литературы в 6 классе. Чтобы читателям было интереснее читать и понимать стих, нужно произвести анализ текста, понять, в чем смысл и суть, а также какие выводы мы можем сделать из этого произведения.

Николай Некрасов в своем творчестве много внимания уделял простому народу на Руси, описанию его тяжелой жизни, труду, а также бед и страданий. Некрасов искренно верил, что настоящий писатель и поэт должен писать о правде, о настоящей жизни и не впадать в романтические мечты и иллюзии.

Давайте проведем анализ стиха о железной дороге.

История написания поэмы

Стих Некрасова «Железная дорога» — хороший пример гражданской позиции и лирики. Стихотворение написано в 1864 г. Поэт посвятил произведение строительству Николаевской железной дороги, которое состоялось в 1843-1851 гг.

Железная дорога была построена между Санкт-Петербургом и Москвой. Это был громадный проект. Строительство улучшал авторитет России с позиции Европы.

Но! Как бы хорошо это не выглядело, дорога строилась с применением отсталых методов. На стройке использовался труд крепостных крестьян, которым фактически были рабами. Государство не считало жертвы, а ведь от тяжелой работы умирало тысячи людей.

Составим план и разберем произведение по частям

Вступление к стихотворению – тонкая ирония Некрасова. Строителем железной дороги генерал обозначает не бесправных крестьян-рабочих, а графа Клейнмихеля, известного своей жестокостью.

Часть первая стиха: поэтическая лирика, описание красоты родных просторов, которую видят пассажиры поезда. Некрасов и сам восхищается родиной.

Вторая часть поэмы: все быстро меняется! Сын генерала узнает правду о строительства железной дороги: прогресс и авторитет Руси стоит тысяч крестьянских жизней, многолетний труд отбирает у них здоровье и даже саму жизнь. Но. Высшее общество — чиновники и генералы, предпочитают это не видеть. А вообще, «настоящий царь» в данной ситуации — голод, это из-за него тысячи людей шли работать на железную дорогу. Этот огромный проект с желеной дорогой буквально построен на костях людей.

Третья часть стихотворения (по плану): генерал выражает свое ограниченное тупое мнение об отношении к жизни. И это мнение он говорит от имени всего высшего общества. Мнение генерала: необразованные пьяные мужики — зачем они нужны, они не имеют ценности. Он думает, что важны лишь высшие творения человеческого искусства.Сама эта мысль ужасна и в ней легко угадываются оппоненты взглядам Некрасова.

Итоги: Мальчику Ване показывают «светлую сторону» строительства дороги. Работа закончена, погибшие мужики похоронены, наступило время подводить итоги. Россия очередной раз доказала миру свой прогресс. Император, генералы и высшее общество торжествуют. Начальники и купцы желеной дороги обогатились. Рабочие мужики, которые остались живы получили награду: бочку вина и прощением накопленных штрафов.

Чему учит стихотворение и изображение народа в поэме

Толпа ликует — Ура! Но картина этого ликования невероятно горька и печальна. Многострадальный российский народ в поэме опять обманули. Символическая цена грандиозной стройки (треть годового бюджета Российской империи) стоит тысячи жизней, а для простых рабочих, оставшихся в живых, стоит бочки водки. Эти простые мужики не смогли оценить настоящее значение своей работы, и поэтому опять благодарны и счастливы. Государство и император их обманули.

Н.А. Некрасов стихотворение «Железная дорога»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Н.А. Некрасов
стихотворение «Железная дорога»
Автор: Бурамбаев Бауржан
1
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область

Описание слайда:

К.И.Чуковский справедливо назвал
» Железную дорогу » Некрасова — всю, «от первой до последней строчки» — «русской поэмой о России, о русском народе».
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
2

Описание слайда:

«Железная дорога»
Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе, посвященное детям, – «Железная дорога».
Событие, подсказавшее сюжет стихотворения,- строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году.

3
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область

Описание слайда:

Николаевская дорога
Николаевская дорога- стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость дороги составила 604 версты (645 км).

4
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область

Описание слайда:

Железная дорога
В то время железная дорога была очень нужной, важной и необходимой, потому что люди смогли быстро перемещаться из Москвы в Санкт-Петербург.
5
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область

Описание слайда:

Почему стихотворение
посвящено детям?

С. Маршак: «…не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым
«Железная дорога».
Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности.
Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».

МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
6

Описание слайда:

Стихотворение создано в начале 60-х гг. — в лучшее время поэтической работы Некрасова — и является примером художественного совершенства:
всего 148 строк вмещают колоссальный сюжет, воплощенный в гармоничной образной системе.
В эпиграфе — двух репликах из беседы в вагоне отца и сына — отчетливо намечена проблематика («Папаша! кто строил эту дорогу?» — «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!») и предопределена жанрово-композиционная структура стихотворения : разговор попутчиков об истории строительства первой в России Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом (1842-1852 гг.). об истинных ее строителях.
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
7

Описание слайда:

Стихотворение отразило широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа.
Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги.
Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.
8
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область

Описание слайда:

Строительство железной дороги
На строительство железной дороги подрядчики нанимали как крепостных крестьян, так и государственных. Контракты между подрядчиком и помещиком заключались без юридического участия крепостных крестьян.
9
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область

Описание слайда:

Строительство железной дороги
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
10

Описание слайда:

МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
11

Строительство железной дороги

Описание слайда:

Истинные строители железной дороги
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
12

Описание слайда:

В своей работе Некрасов опирался на многочисленные материалы, связанные с железнодорожным строительством в России; в » Железной дороге » учтены и очерково-публицистические произведения литераторов-современников — Н.А.Добролюбова , В.А.Слепцова («Владимирка и Клязьма», 1861 г.).
Стихотворение вызвало недовольство официальных кругов и второе предостережение «Современнику» (после третьего журнал закрывался).

МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
13

Описание слайда:

Сохранилась авторизованная копия с надписью: «Назначается не для журнала а в общее собрание стихотворений «.
И все же первая публикация состоялась в «Современнике» (1865 г., №10) с подзаголовком » Посвящается детям » и фиктивной датой: «1855», относившей, во избежание цензурных проблем, стихотворение к другой эпохе.

Надежда Некрасова — русские дети .
Недаром стихотворение « Железная дорога » имеет подзаголовок: « Посвящается детям ».
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
14

Описание слайда:

Стихотворение впрямую обращено к детям, образуя разговор с мальчиком Ваней. Посвящение подчеркивает, что единственно возможный собеседник в данном случае — ребенок.
Когда вмешается генерал, категорически и безапелляционно отрицающий созидательную роль народа, рассказчик произносит только одну фразу: «Я говорю не для вас, а для Вани. » С генералом говорить нечего, он не заслуживает спора и правды, а вот дети еще не безнадежны, они могут многое понять.

15
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область

Описание слайда:

Поэт считает, что именно народ — творец всех материальных и духовных ценностей.
Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение — железную дорогу протяженностью в сотни верст,- свидетельство неиссякаемых его духовных сил.
Вот почему поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению:

МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
16

Описание слайда:

Да не робей за отчизну любезную.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную
— Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
17

Описание слайда:

Вывод
Николай Алексеевич Некрасов посвятил стихотворение «Железная дорога» Ване, потому что он хотел сказать еще юному гражданину страны, что строил железную дорогу весь народ: инженер, крестьянин, мещанин, купец, а не один человек (граф Клейнмихель).
Поэт говорит Ване о величии русского народа и верит, что Ваня поймет, кто же является истинным строителем, творцом. И Ваня расскажет и своим детям, и своим потомкам об истинных строителях железной дороги — о русском народе.
Потому что будущее России Некрасов связывал с молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья всего народа.

18
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область

Описание слайда:

Современные тепловозы, локомотивы
МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
19

Описание слайда:

Литература
1. Интернет – ресурсы
2. Журнал «Литература в школе»
3. Приложение к журналу «Литература в школе» «Уроки Литературы»
4. Собрание сочинений Н.А. Некрасова

МБОУ «Коскульская СОШ» Светлинский район Оренбургская область
20

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Читать еще:  Стихи которые читает светлана крючкова

Общая информация

  • Другое
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Тест по теме: правописание слов с Ь и Ъ.

Регуляторные аспекты теста «Растворение» в Европейском союзе Конференция по тесту «Растворение», исследованиям биоэквивалентно

КОШКИ

Тест «Античные Олимпийские игры»

Клубная анимация

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5229440 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Некрасов – поэт, чьи произведения проникнуты неподдельной любовью к народу. Его и называли «русский народный» поэт, народный не только в силу популярности своего имени, но и по самому существу поэзии, по содержанию и языку.

Временем наивысшего развития литературного дара Некрасова считается период, продлившийся с 1856 по 1866 годы. В эти годы он нашел свое призвание, Некрасов стал автором, который явил миру поразительный образец спаян­ности поэзии с жизнью.

Лирики Некрасова первой половины 1860-х гг. коснулась та непростая атмосфера, которая господствовала в обществе: освободительное движение набирало обороты, крестьянские волнения то нарастали, то затухали. Правительство не было лояльным: аресты революционеров участились. В 1864 году стал известен приговор по делу Чернышевского: он осужден на каторжные работы с последующей ссылкой в Сибирь. Все эти тревожные, смятенные события не могли не сказаться на творчестве поэта. В 1864 году Некрасов пишет одно из выдающихся своих произведений – стихотворение (иногда его называют поэмой) «Железная дорога».

Русская дорога… Какой поэт не писал о ней! Дорог на Руси много, так как большая она, матушка Русь. Дорога… в это слово можно вложить особый, двойной смысл. Это и колея, по которой перемещаются люди, а ведь это и жизнь, она — та же дорога, со своими остановками, отступлениями, поражениями и движением вперёд.

Москва и Петербург – два города, два символа России. Железная дорога между этими городами, безусловно, была нужна. Без дороги нет развития, нет движения вперёд. Но какой ценой она далась, эта дорога! Ценой человеческих жизней, искалеченных судеб.

При создании стихотворения Некрасов опирался на документальные материалы о строительстве Николаевской железной дороги, опубликованные в газетах и журналах того времени. В этих публикациях часто упоминалось тяжелое положение людей, занятых на строительстве. В основу произведения положен полемический диалог генерала, считающего, что дорогу строил граф Клейнмихель, и автора, убедительно доказывающего, что истинным создателем этой дороги является народ.

Действие поэмы «Железная дорога» происходит в вагоне поезда, следующего по Николаевской железной дороге. За окном мелькают осенние пейзажи, красочно описанные автором в первой части поэмы. Поэт невольно становится свидетелем разговора важного пассажира в генеральском пальто со своим сыном Ваней. На вопрос сына о том, кто строил эту железную дорогу, генерал отвечает, что строил ее граф Клейнмихель. Этот диалог вынесен в эпиграф поэмы, которая явилась своеобразным «возражением» на слова генерала.

Автор рассказывает мальчику о том, кто на самом деле строил железную дорогу. Со всей России были собраны простые люди для возведения насыпи под железную дорогу. Труд их был тяжел. Строители жили в землянках, боролись с голодом и болезнями. Многие умирали, не выдержав невзгод. Их хоронили тут же, возле железнодорожной насыпи.

Эмоциональный рассказ поэта словно возрождает к жизни людей, отдавших свои жизни на строительство дороги. Впечатлительному Ване кажется, что мертвецы бегут вдоль дороги, заглядывают в окна вагонов и поют жалобную песню о своей нелегкой доле. Они рассказывают, как мерзли под дождем, изнывали под зноем, как их обманывали десятники и как они терпеливо сносили все тяготы работы на этой стройке.

Продолжая свой мрачный рассказ, поэт призывает Ваню не стыдиться этих ужасно выглядящих людей и не заслоняться от них перчаткой. Он советует мальчику перенять у русского народа благородную привычку к труду, научиться уважать русского мужика и весь русский народ, который вынес не только строительство Николаевской дороги, но и многое другое. Автор выражает надежду, что когда-нибудь русский народ проложит себе ясную дорогу в «прекрасную пору»:

«Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе».

Эти строчки можно отнести к пиковым в развитии лирического сюжета поэмы.

Впечатлённый этим рассказом, Ваня говорит отцу, что будто воочию увидел настоящих строителей дороги, простых русских мужиков. На эти слова генерал засмеялся и выразил сомнение в том, что простой народ способен к созидательному труду. По мнению генерала, простые люди — варвары и пьяницы, способные только разрушать. Далее генерал предлагает попутчику показать его сыну светлую сторону строительства железной дороги. Автор охотно соглашается и описывает то, как рассчитывали мужиков, закончивших строительство насыпи. Оказалось, что каждый из них еще и должен остался своим нанимателям. И когда подрядчик сообщает людям, что недоимку им прощают, да еще и выдают строителям бочку вина, обрадованные мужики выпрягают лошадей из повозки купца и везут его сами с восторженными криками. В конце стихотворения поэт с иронией спрашивает генерала, можно ли показать картину отраднее этой?

Не смотря на мрачные описания, заполняющие произведение, стихотворение можно отнести к оптимистическим творениям Некрасова. Через строки этого великого произведения поэт призывает молодежь своего времени верить в русский народ, в его светлое будущее, в победу добра и справедливости. Некрасов утверждает, что русский народ вынесет не только одну дорогу, он вынесет всё – он наделен особой силой.

Главная мысль стихотворения Некрасова «Железная дорога» — доказать читателю, что истинным создателем железной дороги является русский народ, а не граф Клейнмихель.

Главная тема произведения – размышления о суровой, драматичной судьбе русского народа.

Новизна произведения в том, что это первое по времени стихотворение-поэма, посвященная созидательному народному труду.

Специфика произведения «Железная дорога» следующая: в существенной своей части стихотворение представляет собой те или иные формы явной и тайной полемики.

Проводя анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога», следует отметить, что оно отличается разнообразием составляющих частей. Есть в поэме и красочное описание осенней природы, есть и диалог вагонных попутчиков, который плавно перетекает в мистическое описание толпы мертвецов, следующих за поездом. Погибшие на строительстве дороги люди поют свою печальную песню о тех невзгодах, что им довелось пережить. Но при этом они горды результатами своего труда. Паровозный гудок разрушает жуткий мираж, и мертвецы исчезают. Но спор между автором и генералом еще не окончен. Все это разнообразие в содержании Некрасов сумел выдержать в едином песенном стиле.

Напевность, музыкальность произведения подчеркивает и выбранный автором размер стиха – четырехстопный дактиль. Строфы стихотворения представляют собой классические четверостишия (катрены), в которых использована перекрестная схема рифмовки строк (первая строка четверостишия рифмуется с третьей строкой, а вторая – с четвертой).

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов применил разнообразные средства художественной выразительности. Есть в нем многочисленные эпитеты: «неокрепший лед», «морозные ночи», «добрый папаша», «узкие насыпи», «спина горбатая». Использует автор и сравнения: «лед…, как тающий сахар», «листья… лежат, как ковер», «лабазник… красный, как медь». Применены и метафоры: «здоровый, ядреный воздух», «стекла морозные», «ямою грудь», «ясная дорога». В последних строках произведения автор использует иронию, задавая генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал. » В поэтической работе есть и стилистические фигуры, например, обращения: «Добрый папаша!», «Братья!» и восклицания: «Чу! восклицанья послышались грозные!»

Стихотворение «Железная дорога» — из когорты произведений, относящихся к гражданской лирике. Это произведение — высшее достижение некрасовской поэтической техники. Оно сильно своей новизной, лаконизмом. В нем интересно решены композиционные задачи, оно отличается особым совершенством поэтической формы.

Стихотворение «Железная дорога» мне понравилось своей характерностью. Некрасов всегда верил в лучшее; его стихи обращены к народу. Некрасов никогда не забывал о том, что цель поэтического творчества — напомнить человеку об его высоком призвании.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасов «Железная дорога»

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Отрывок стихотворения «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Читать еще:  Сола монова стихи он говорит как ты

Думаю думу свою…

Краткий анализ стихотворения

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда» . Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.

Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу.

И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные» , которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе» . И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролись с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда» . И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды.

Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете! » Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…» , «ямою грудь» . «Трудно свой хлеб добывал человек! » — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую» , не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.

Вариант 2

Некрасов в поэме «Железная дорога» описал труд и страдания русского народа, гнёт и потери, которые он пережил. Одним из самых страшных бедствий был, конечно же, голод. Поэт создает развёрнутую метафору «царя-голода», где последний предстает перед нами как живое существо, правящее миром. Именно он заставляет мужиков работать день и ночь, браться за непосильный труд, теряя физические и душевные силы.

Для того, чтобы показать все тяготы жизни рабочих, согнанных на постройку железной дороги, автор строит стихотворение как рассказ очевидца, возможно, даже участника этих событий. Это, а также постоянные обращения (к «папаше», «Ванечке») придают тексту бОльшую достоверность, а кроме того живость и эмоциональность.

Люди работали и умирали, пока строили железную дорогу («А по бокам-то всё косточки русские…»). Фантастический образ «толпы мертвецов» помогает как нельзя лучше понять судьбу мужика-строителя. За свой рабский труд люди не получали никакой благодарности; те, кто заставил простой люд строить железную дорогу, никак не помогали, а только эксплуатировали несчастных людей. Чтобы подчеркнуть это, Некрасов использует короткие, часто нераспространённые предложения, а также лексику с отрицательной семантикой («Мёрзли и мокли, болели цингой», «Грабили нас грамотеи-десятники,/ Секло начальство, давила нужда…»).

Тема социальной несправедливости раскрывается и в портрете больного белоруса. Некрасов, используя яркие эпитеты, а также разговорную лексику, создаёт образ забитого, униженного, больного строителя железной дороги («Губы бескровные, веки упавшие / Ноги опухли; Колтун в волосах;», «горбатая спина», «язвы», «грудь ямою»). В его лице показаны всё страдание народа и равнодушие высших слоёв общества.

Но Некрасов подчеркивает, что, несмотря на унижения и бедность, голод и холод, русский народ «вынесет всё» («Вынес достаточно русский народ,/ Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!»). В этом восхвалении русского народа, а также в открытом призыве к борьбе заключается главный идейный пафос отрывка.

Н. А. Некрасов «Железная дорога» – анализ стихотворения

Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?

Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой не­справедливости в отношении народа, которая с отменой крепост­ного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был «основой» нацио­нального бытия, частью его самого.

В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и кол­лег по литературному делу. Он не дает народно-песенных эле­ментов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот «приземленный» подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего дра­матизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном сти­хотворении. Герои поэмы — мальчик Ваня, его отец — генерал, и лири­ческий герой.

Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед му­жицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ — это также особый герой, персонаж самый важ­ный. Непривычное для лирического описания природы слово «яд­реный» создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно про­водит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: «Нет безобразья в природе!» И только среди людей оно есть.

В мире есть царь:

Этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Голод правит людьми, заставляет их идти на верную смерть. Дорого достается им кусок хлеба. Для того чтобы показать во всей своей шокирующей наготе, неприглядности тяжелый народ­ный труд, Некрасов использует широко известный прием — при­ем «сна».

Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. «Дебри бесплодные», «топот и скрежет зубов», образ «больного белоруса» («Губы бес­кровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках»), «толпы мертве­цов» — все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воз­звал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Все ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно.

И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что же­лезную дорогу построил «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!» Здесь Некрасов вводит образ генерала, который по­является в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самоха­рактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:

— Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц.

В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную тол­пу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте — это вся 4‑я часть поэмы, где «рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…» Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4‑я часть поэмы строит­ся согласно представлениям генерала. Это «светлая сторона», по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится са­мой драматичной, мрачной, беспросветной.

Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной рабо­те, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. «В синем кафтане — почтенный лабаз­ник, толстый, присадистый, красный, как медь…» едет посмот­реть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал…

Анализ стихотворения «Железная дорога» по плану

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на Волге на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках… ”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении Некрасов Н. А. «Железная дорога» были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector