Почему стихи фатьянова и гамзатова стали песнями
Как вы можите объяснить что стихи Фатьянова и Гамазова стали песнями?
Литература | 1 — 4 классы
Как вы можите объяснить что стихи Фатьянова и Гамазова стали песнями?
Скорее всего дело в рифме.
Если рифма «певчая» ее легко преобразить в песню, нежели обычные грубые стихи.
Почему народ стал сочинять народные песни?
Почему народ стал сочинять народные песни?
Почему многие стихи А?
Почему многие стихи А.
В. Кольцова стали народными песнями?
Ответ на вопрос : Почему многие стихи Н?
Ответ на вопрос : Почему многие стихи Н.
Мориц стали песнями ?
Стихи и песни военных лет?
Стихи и песни военных лет!
Стихи и песни из сказок и их авторы , исполнители?
Стихи и песни из сказок и их авторы , исполнители.
Пожалуйста напишите анализ стиха Гамзатова Песня соловья?
Пожалуйста напишите анализ стиха Гамзатова Песня соловья.
Песни частушки стихи о русском языке окло 6строчек (приличные)?
Песни частушки стихи о русском языке окло 6строчек (приличные).
Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне?
Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне?
Не можем найти стих Яхнина , , У дорожки?
Не можем найти стих Яхнина , , У дорожки.
Как стихи и песни о войне приближали Победу, предостерегали от новых войн?
Как стихи и песни о войне приближали Победу, предостерегали от новых войн?
На этой странице находится ответ на вопрос Как вы можите объяснить что стихи Фатьянова и Гамазова стали песнями?, из категории Литература, соответствующий программе для 1 — 4 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Литература. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.
В школе всегда это делаем.
Русская народная песнь о богатырях.
Рассказ Клюева — это новогодняя сказка, персонажи — Ель и её новогодние игрушка ведут разговор и счастье в жизни. Украшения рассуждают о долговечности ёлочных украшений, об их нужности людям, важности и смысле жизни. Смысл разговора — что такое сча..
Взимнем лесу волк беседует свороном, белки играют сзайцем вгорелки. Ихвидит Падчерица, которая пришла влес захворостом идровами (послала еёжестокая Мачеха). Падчерица встречает влесу Солдата, рассказывает ему обигре зверей. Тот объясняет, что под ..
Миллионер Стильтон в рассказе Грина «Зеленая лампа» действительно заключил с бедным молодым человеком Ивом сделку, которую считал шуткой, но которая была воспринята Ивом как чудо. Стильтон принадлежал к той категории людей, которые считают, что раз ..
Совершенно согласна, что рассказ «Васюткино озеро» Астафьева учит не поддаваться панике оказавшись, вернее заблудившись в лесу, а действовать по обстоятельствам, вспомнив все что знали и что слышали о подобных ситуациях, чтобы самостоятельно найти до..
Вот так это очень просто извините перепутала в ответе 60.
Владимир Маковский известен как разноплановый художник. Его картины всегда полны разных эмоций : юмора, иронии ; всегда художник выражает своё отношение к происходящему. Маковский старался максимально достоверно передать жизнь и быт самых разнообра..
Зима как серебряные краски. Больше не придумал : (.
Разработка урока по литературе на тему «Героическое прошлое России.Стихотворения А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А.И. Фатьянова .»
учитель русского языка и литературы
Героическое прошлое России.
Стихотворения А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова,
А.И. Фатьянова (5 класс)
Урок литературы по данной теме в 5 классе по программе Т. Ф. Курдюмовой проводится в разделе «Русская литература хх века», является завершающим уроком по изучению нового материала в разделе. На уроке рассматриваются и изучаются музыкальные и поэтические произведения, написанные о Великой Отечественной войне; песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы войны и после неё.
Учитель ставит следующие цели и задачи:
познакомить учащихся с творчеством поэтов в годы Великой Отечественной войны;
познакомить учащихся с биографическими данными ряда поэтов;
формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;
показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству;
формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.
организовать изучение материала, используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая работа учащихся
Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные.
Основные понятия: стихотворение, песня, патриотизм
Учебное оборудование: портреты поэтов; мультимедийный проектор и презентация в Microsoft Office Power Point ; музыкальные произведения на стихи, изучаемых поэтов и запись радиообращения о начале Великой Отечественной войны; «рабочее поле» учащихся – рабочая тетрадь по литературе.
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо живым!
Орг.момент (приветствие, прочтение эпиграфа к уроку, прослушивание записи радиообращения о начале Великой Отечественной войны;).
Учитель : О каком событии идет речь в радиообращении? (Начале Великой Отечественной войны.)
Когда оно произошло? (22.06.1941 г.)
Учитель : Совершенно верно, в этом радиообращение к гражданам СССР идет речь о вероломном вторжении немецко–фашистских захватчиков на территорию нашей Родины. Фразы , сказанные Левитаном изменили жизни и судьбы людей в одну секунду. Пришёл ХХ век… Он принёс новые события, и они нашли отражение на страницах художественной литературы. Таким драматическим событием всемирного масштаба была Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Сегодня, в преддверии великого праздника Дня Победы, мы с вами поговорим о героическом прошлом России и познакомимся с поэтическими произведениями А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, А.И.Фатьянова, Р.Г.Гамзатова и песнями, созданными на стихи поэтов.
Учащиеся заранее должны быть разделены на 4 группы (по количеству авторов, изучаемых на уроке), каждая группа готовит небольшую биографическую справку о поэте, и рассказывает об истории создания произведения. Оговаривается то, что ученики по ходу выступления одноклассников должны делать краткие записи относительно каждого произведения(автор, название, год написания и т.д.)
Ученик 1: Алексей Иванович Фатьянов. Родился 5 марта 1919г. в деревне Малое Петрино, Вязниковский уезда, Владимирской губернии; умер 13 сентября 1959г. в Москве.
Русский советский поэт, автор многих популярных в 1940—1970 годах песен (на музыку Блантера, Соловьёва-Седого и других композиторов).
Ученик 2: Из воспоминаний Алексея Ивановича Фатьянова : С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова.
Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах …
Ученик 3 : Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!
И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название «Соловьев»)
Учитель: В песне «Соловьи» , написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена. (учащимся предлагается прослушать песню на стихи А.И.Фатьянова и, музыку В Соловьёва – Седого « Соловьи»)
Учитель : Как вы объясните, почему многие стихи о войне стали песнями?
Ученик 1 : Историческая справка: Ржевская битва 1941-1943 гг. — самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.
На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии «Центр» для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят — немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.
Ученик 2: Извещение: Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области.
Ученик 3: «Я убит подо Ржевом » — стихотворение Александра Твардовского о событиях Битвы за Ржев в период Великой Отечественной войны. Написано в 1946 году.
Выразительное прочтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом » учащимися 2-й группы.
Учитель: Какие стороны войны отражены в стихотворении А.Т.Твардовского?
Ученик 1: Стихотворение «Мужество»написано уже после начала войны: 23 февраля 1942 года в Ташкенте.
Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Ее стихотворение «Мужество» — это призыв защитить свою Родину.
Название стихотворения отражает призыв автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет : «Мы знаем, что ныне лежит на весах».
Ученик 2: Выразительное чтение наизусть стихотворение А.А.Ахматовой.
— К чему призывает поэтесса своих соотечественников?
— Почему стихотворение имеет такое название — «Мужество»?
— Отчего придаётся такое великое значение слову, родному языку?
Ученик 1: Расул Гамзатов написал стихотворение в 1965 году, возвращаясь из Хиросимы. Вскоре оно было переведено Наумом Гребневым на русский язык. Став песней, «Журавли» перелетели все границы.
Ученик 2: Иногда говорят, что Гамзатов был бы знаменит и известен, если бы написал только одно свое стихотворение – «Журавли». Судьба этого стихотворения удивительна – ее положил на музыку Ян Френкель, а впервые исполнил Марк Бернес. Песня всего за несколько дней облетела весь Союз, ее запели все – седовласые ветераны и молодые солдаты, старые матери и юные девушки. А самое главное – в ней без надрыва говорилось о долге, чести, краткости земного бытия.( учащимся предлагается прослушать песню на стихи Р.Г.Гамзатова и музыку Я.Френкеля « Журавли»)
Алёшины песни
100 лет назад, 5 марта 1919 года, в деревне Малое Петрино Владимирской губернии родился Алексей Фатьянов
Текст: Дмитрий Шеваров
Фото предоставлены автором и Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ)
ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ФАТЬЯНОВА
Видно, люди есть такие,
что тоска по ним
лютей,
чем припадки ностальгии
на чужбине у людей.
Александр Межиров, 1959
Друзья-поэты звали его Лёшей, девушки — Алёшей, приятели — Лёхой. Если бы Фатьянова кто-то окликнул: «Алексей Иванович!», он бы удивился: ну что за церемонии. Не успел он стать почтенным Алексеем Ивановичем, хотя и любил напустить на себя важность, и назваться, к примеру, депутатом Верховного Совета где-нибудь в ресторане или гостинице — ну так это актерский этюд для увеселения товарищей. По первому своему призванию Фатьянов был актером, воспитанником студии Алексея Дикого (того самого, что в 1937-м попал в лагерь, а через несколько лет играл в кино Сталина).
Константин Ваншенкин вспоминал о Фатьянове: «В нем вообще было много артистизма и просто актерского. Он был добр, вздорен, сентиментален. А чего стоили его рассказы! Твардовский говорит в «Теркине»: «Что, случалось, врал для смеху, никогда не врал для лжи. » Здесь даже другое — вранье скорее детское, столь необходимое ребенку и, разумеется, совершенно бескорыстное. »
При жизни у Фатьянова вышла всего лишь одна тоненькая книжка стихов — в 1955 году, во Владимирском книжном издательстве. Как поэта его долго всерьез не воспринимали. Да, пишет песни, но какой же он поэт? Подобное отношение было потом и к Высоцкому. Даже близкие друзья Фатьянова лишь много лет спустя поняли, что дружили с большим русским поэтом, с человеком, который нес в себе отблеск пушкинского гения.
Александр Межиров в 1970-х годах на одном из своих авторских вечеров сказал о Фатьянове: «К его поэзии относятся недостаточно серьезно. Он был поэт по милости Бога. У него совершенно свободный от слов стих. »
Как стих может быть свободен от слов? Не оговорка ли это? Нет, в отношении Фатьянова нельзя сказать точнее, чем сказал Межиров.
Слушая песни Фатьянова, мы не слова слышим, а голоса. Знакомые, милые голоса. Мы видим что-то щемяще-родное. Вот двор наш, вот покосившийся забор, вот одноногий сосед-фронтовик, вот медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» с профилем вождя, которую мы выловили из бурного весеннего ручья.
«Музыка Соловьева-Седого, слова Фатьянова…» — звучало в детстве по радио столь же часто, сколь и мимолетно. Так Алексей Фатьянов стал для нас еще одним именем Родины. Тем именем, которое не гремит в речах и на парадах, а просто дышит в нас доверчиво, и лишь изредка царапает нам грудь, как котенок, спрятанный на груди от холода.
Найденные Алексеем Фатьяновым слова не учат наизусть, не проходят в школе и даже не читают в книжках — их получают в младенчестве с запахом первого дождя, с дальними, сквозь сон, гудками тепловозов, с лепетом вешней листвы за окном, с голосами самых близких людей. И, кажется, песни Фатьянова помнят у нас и деревянные серые заборы, только отопревшие после зимы, и старые качели в парке, и деревянная скамейка на станции, где вечно кто-то спит, свернувшись под шинелью.
Меняются эпохи. А люди, кажется, меняются так, что отцы и дети становятся не только разными поколениями, но и будто бы разными народами. Но зазвучи вдруг отдаленно Фатьянов — и мы возвращаемся друг к другу, чтобы все простить и обняться, и помолчать, и поплакать, а если вновь расстаться, то уже не только по крови, но и по душе родными людьми.
И не будь Фатьянова, пережитое дедами и бабушками нашими так и осталось бы невысказанным, невыплаканным облаком горести, непонятным для нас и чужим. Фатьянов таинственным образом выговорил, выплакал страдание и остался лишь свет, утешение, ободряющая улыбка: «Все пройдет… будем жить…»
Песни Фатьянова сродни картинам Левитана. И объяснить их невозможно, и жить без них нельзя.
«Сердце можно лечить только сердцем!» — говорил Левитан. Вот они — Левитан и Фатьянов, ушедшие в сорок лет от одной сердечной болезни — и лечат наши сердца. Бинтуют их «Мартом» с лошадкой у крыльца и звонким синим небом. Тишиной за Рогожской заставою.
Документы из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства
ВЕЧНЫЕ ПЕСНИ
Три года ты мне снилась
Мне тебя сравнить бы надо
С песней соловьиною,
С тихим утром, с майским садом,
С гибкою рябиною,
С вишнею, с черемухой,
Даль мою туманную,
Самую далекую,
Самую желанную.
Как все это случилось,
В какие вечера?
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера.
И сердцу вдруг открылась,
Что мне любить пора.
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера.
Мне тебя сравнить бы надо
С первою красавицей,
Что своим веселым взглядом
К сердцу прикасается,
Что походкой легкою
Подошла нежданная,
Самая далекая,
Самая желанная.
Как все это случилось,
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера.
И сердцу вдруг открылась,
Что мне любить пора.
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера.
Когда весна придет
Когда весна придет, не знаю.
Придут дожди… Сойдут снега…
Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога.
Мне все здесь близко, все знакомо.
Все в биографии моей:
Дверь комсомольского райкома,
Семья испытанных друзей.
На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.
Теперь и сам не рад, что встретил,
Что вся душа полна тобой…
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь?
Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.
Я не хочу судьбу иную,
Мне ни за что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.
На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я,
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя!
«Фатьянов поет песню «Ладога» из альбома «А. Фатьянов — А. Фатьянов».
За Рогожской заставой
Тишина за Рогожской заставою.
Спят деревья у сонной реки.
Лишь составы идут за составами
Да кого-то скликают гудки.
Почему я все ночи здесь полностью
У твоих пропадаю дверей?
Ты сама догадайся по голосу
Семиструнной гитары моей.
Тот, кто любит, — в пути не заблудится.
Так и я никуда не пойду —
Всё равно переулки и улицы
К дому милой меня приведут.
Подскажи, расскажи, утро раннее,
Где с подругой мы счастье найдём?
Может быть, вот на этой окраине
Или в доме, котором живём?
Не страшны нам ничуть расстояния.
Но куда ни привёл бы нас путь,
Ты про первое в жизни свидание
И про первый рассвет не забудь.
Как люблю твои светлые волосы,
Как любуюсь улыбкой твоей,
Ты сама догадайся по голосу
Фронтового поэта Алексея Фатьянова считали «певцом кабацкой меланхолии»
5 марта 2019 1:00
Сегодня старый фильм «Большая жизнь» кажется гимном социализму, а в свое время по нему приняли разгромное партийное постановление. Алексей Фатьянов, автор песни «Три года ты мне снилась», был особо отмечен ярлыком «певца кабацкой меланхолии». Почти так же когда-то клеймили его любимого поэта – Сергея Есенина. А ведь песни на стихи Фатьянова всю Великую Отечественную пели солдаты — в землянках, в окопах, в госпиталях. Даже не зная имени автора, а считая песни народными.
ВЯЗНИКИ — ГОРОД СНЕЖНЫЙ
Поэт, родившийся 5 марта 1919 года во владимирской глубинке — деревне Малое Петрино (сегодня это район города Вязники), провел на нашей земле лишь первые 10 лет. Но так много взял в детстве от захватывающей дух красоты здешних мест, что главные истоки песенно-поэтического дара Фатьянова долго искать не надо – они на Владимирщине: «Есть особенная нежность/ К милым с детства нам местам,/ Я за этот город снежный/ Сердце, душу – всё отдам!»
Но, вопреки свой легендарной «народности», Фатьянов поэтом «от сохи» отнюдь не был. Оба деда его старообрядцы, люди зажиточные. Родители торговали пивом, обувью из своих мастерских, владели первым частным кинотеатром в городе. Выстроили в центре Вязников двухэтажный каменный дом с колоннами (сейчас в нем музей поэта). Прямо напротив Казанского собора, где крестили маленького Алексея. После революции все отобрали большевики, но во времена НЭПа Фатьяновы снова ненадолго разбогатели.
Алексей рано увлекся поэзией, авторами начала ХХ века – Маяковский, Багрицкий, Вера Инбер, Борис Пастернак. Изучил все модные течения: футуризм, символизм, имажинизм, акмеизм, конструктивизм. И все они оказали влияние на его творчество.
В конце 1920-х в поисках лучшей доли семья Фатьяновых перебирается в Подмосковье. Будущий поэт поступает в театральную школу при Театре Красной Армии и в 1938-1939 годах уже гастролирует по стране. С 1940 года призван в армию и служит в ансамбле Орловского военного округа. Он ведущий концертных программ, самобытный чтец, он сам начинает много писать, публикует первые очерки и стихи в молодежной газете.
«ПУЛИ ИЩУТ БУЙНУ ГОЛОВУ МОЮ»
Война застала ансамбль под Брянском. По несколько раз в день Фатьянов выступает перед бойцами, пишет злободневные частушки и сценки, поэмы и песни. Безрезультатно просится на фронт. Впрочем, ансамбль и без того являлся фронтовым. Первое ранение Фатьянов получил при прорыве из вражеского кольца. «Мы в этот день в сердцах благословили одно-единственное слово – «месть», – напишет он позже.
Несмотря на горечь поражений первого года войны, из под его пера выходят искрометные строки. Как будто и нет беды, кроме той, что «черноглазая свела с ума». Именно такие, любовно-шуточные песни оказались особенно нужны солдатам.
На передовую Фатьянов все-таки попал. Уже на изломе войны, когда поэт-песенник работал заведующим литературной частью в Краснознаменном ансамбле песни и пляски имени Александрова, случилась одна нелепая история с участием красавца-поэта и молодой жены убеленного сединами шефа ансамбля. В итоге, Фатьянов при полном согласии всех сторон «добровольно-принудительно» отправился воевать всерьез. Сражается за древнюю венгерскую столицу Секешефехервар, второй раз ранен и награжден – медалью «За отвагу». Кстати, в приказе о награждении — уникальная формулировка: ««За чтение стихов на огневой позиции и воодушевление бойцов».
Говорят, что из всех военных песен великий полководец Георгий Жуков любил только три – «Вставай, страна огромная!», «Враги сожгли родную хату» и — больше всех – фатьяновских «Соловьев», написанных в 1942-м.
ВЛЮБИЛСЯ — НЕ СПРОСЯСЬ
Фатьянов всегда писал много и быстро. И всегда уже держал в голове примерный мотив будущей песни. «Давно мы дома не были», «Где ж ты, мой сад?», «Потому что мы пилоты», «Золотые огоньки», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Поет гармонь над Вологдой», «Дорога-дорога…» и «Соловьи» созданы вместе с композитором Василием Соловьевым-Седым. «На солнечной поляночке» была одна из их первых совместных работ. Композитор к тому времени уже написал популярные песни военных лет «Играй, мой баян» и знаменитый «Вечер на рейде». А вот 23-летний поэт только начинал свой творческий путь.
Недруги винили поэзию Фатьянова именно за то, в чем она была особенно сильна – в любовный пыл. «Снятся бойцу карие глаза…», «Возвращусь, чтобы с веткой сирени бросить в руки твои – любовь», «Кровь к вискам бросается – до чего красавица», «Никакая на свете другая не заменит тебя вовек»… Именно такую девушку, о которой не раз писал, встретил Фатьянов в 1946-м году.
Случайное знакомство в один момент решило жизнь знаменитого поэта и бывалого бойца. Почтительно придя к будущей теще свататься, на вопрос «А Галя согласна?», Фатьянов простодушно признался, что он и не спрашивал. Да и что спрашивать, когда слова для нее сами собой сложились в стихи: «Мне тебя сравнить бы надо с песней соловьиною…» Алексею тогда было 27 лет, по тем временам он уже считался женихом староватым… Наверное, потому и написал: «Что не сбылось, то сбудется./ Когда уходит молодость, еще сильнее любится».
200 ПЕСЕН В 40 ЛЕТ
На его слова пишут композиторы Мокроусов, Богословский, Блантер, Новиков, Хачатурян, Жуковский, Бирюков… Следуют заказы и на песни для спектаклей и многочисленных (около 20!) кинофильмов. Родились дочка Алена и сын Никита. В небольшой квартирке на Первой Бородинской молодая хозяйка устраивает едва ли не самый хлебосольный и открытый дом в Москве. Друзья прозвали его «Гостиница «Фатьяновская».
Именно оттуда идет настроение безграничного счастья и любви, которое пронизывает послевоенные стихи и песни поэта: «Улыбнись мне, родная, отбросим все, что радость мешает встречать…», «Мне от глаз твоих красивых взгляд не отвести», «Легко ему шагается».
Было и много заказных, с частушечным налетом песен: «На крылечке твоем», «Хвастать, милая, не стану», «Мы, друзья, перелетные птицы», «Ромашка моя». В наши дни просто бросается в газа, что все это не «кабацкая лирика», а шедевры — без грамма пошлости.
В 1957 году выходит фильм «Дом, в котором я живу» с песней Фатьянова «Тишина за Рогожской заставой». Скромная мелодрама на фоне великой войны обрела масштаб народной трагедии. Фильм Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» вышел годом раньше. И – нетипичный случай – текст «Когда весна придет, не знаю» написались после музыки и очень непросто. Тогда казалось – что впереди еще множество творческих побед. Не хватило здоровья. В 40-лет его настиг инфаркт – прямо на борту речного пароходика, который вез поэта по Москве-реке.
КСТАТИ
Александр Твардовский: «Меня забудут, а тебя – будут петь!»
Алексей Фатьянов очень дружил с другим фронтовым поэтом — Александром Твардовским. Жена Фатьянова вспоминала: «Если в восемь утра раздастся звонок в дверь, мы уже знали – это или молочница пришла или Твардовский». Сам поэт подтвердит это сродство прямым свидетельством в поэме «Иван Бровкин»: «Это я, ваш Ваня Бровкин, Васи Теркина родня. »
И даже стихи их перекликались. У Фатьянова в «Тальяночке»:
«Пришло письмо летучее
В заснеженную даль,
Что ждёт… Что в крайнем случае
Согласна на медаль».
У Твардовского в «Василии Теркине»:
«Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.».
Но Твардовский в своем журнале «Новый мир» Фатьянова не печатал. И как-то раз посетовал: «Тебе, Алеша, хорошо – тебя всегда будут петь, а меня кто будет после смерти читать – позабудут».
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
ГЕНИЙ РУССКОЙ ПЕСНИ: «Я УМРУ В ОДНОЧАСЬЕ, ГДЕ-НИБУДЬ ПОД ЗАБОРОМ. «
13 ноября, перевалив всего-то сорокалетний рубеж, умер Алексей Фатьянов (1919-1959), поэт, чьи стихи на слуху до сих пор, хотя уже давно нет страны, где их пели в полную глотку.
Фатьянову была дана народная любовь, рекой текли гонорары за шлягеры, дома ждали любимая жена и дети.
Почему же в конце недолгого пути, Фатьянов чувствовал себя неуютно? И если фразу поэта: «Я живу хорошо… Но иногда почему-то хочется жить лучше…» можно, при желании, провести по разряду каламбуров, то признание: «Я умру сразу, в одночасье, где-нибудь под забором. И меня похороните рядом с Есениным» — иронией никак не отдает.
Одна из особенностей Фатьянова – безудержное ощущение себя на сцене, привычка к широким жестам, тотальная жадность к новым впечатлениям от людей, поездок, необычных блюд.
Недаром начинал Алексей как актер в труппе Центрального театра Красной Армии.
И военную службу проходил в ансамбле Орловского военного округа.
У Фатьянова был поставлен голос, он великолепно играл на баяне, мог быстренько сочинить конферанс.
Все эти умения поэт в грош не ставил, мечтая о передовой. Попал же на передовую при обстоятельствах скандальных.
В 1943 году произошла знаковая встреча начинающего поэта с композитором Соловьевым-Седым. Тот сочинил музыку к первому всесоюзному хиту Фатьянова «На солнечной поляночке…». Именно Седой походатайствовал о переводе Фатьянова в Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени Александрова.
Сотрудничество не сложилось. Александров приревновал жену к рослому Алексею и как-то добился отправки соперника в действующую армию.
По-настоящему талант Фатьянова развернулся сразу после Победы. «Соловьи», «Потому, потому, что мы пилоты…» (из фильма «Небесный тихоход»), «Из-за вас моя черешня…» (из «Свадьбы с приданным»), «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» звучали по радио ежедневно.
И сразу поэта начали долбать. Замелькали статьи в центральной печати с броскими заголовками типа «Дешевая музыка на пустые слова».
У Фатьянова сформировался сложный, многоступенчатый надлом, где было много чего намешано. Все поют его песни, не обращая внимания на автора (про актерскую профессию помним, да?). Композиторы получают Сталинские премии за музыку к песням на его стихи, а у него даже книжки нет. Отношение в поэтическом цехе – зависть, смешанная с недоумением. Сам Фатьянов терпеть не мог слова «песенник», стремился выйти за рамки стихов, поддержанных музыкой, месяцами бился над поэмами.
В сентябре 1946 Фатьянов получил правительственный удар. Сталину не понравилась вторая серия фильма «Большая жизнь», где прозвучал фатьяновский шедевр «Три года ты мне снилась…». Алексея тут же окрестили в прессе «певцом кабацкой меланхолии».
Оптимизму это не способствовало, но песни сочинялись по-прежнему, гонорары текли рекой и весело прогуливались.
Гулял поэт широко. Михаил Светлов шутил: «Фатьянову выпить два литра водки — все равно что мне помочиться в Черное море».
В родных Вязниках, куда Алексей зачастил, народ принимал земляка на «ура», а вот начальство города бесилось. То Фатьянов напоит весь ресторан, то поругается с милиционерами. Из Вязников в Союз писателей летели жалобы, после которых разбирались, чего там еще Фатьянов натворил, да исключали из союза месяца на три.
Чаще всего Фатьянову вменялось нарушение гостиничного режима. Придя к друзьям попить-попеть, он не соразмерял времени. Когда в одиннадцать вечера администрация начинала выпроваживать посторонних, Фатьянов и депутатом Верховного совета мог сказаться.
Да и без пьянки писали на него кляузы. Откажется Фатьянов исполнить несколько песен на «бис», опаздывая на самолет, и летит жалоба в СП на строптивый, возгордившийся талант.
В итоге Фатьянов все же начал сдавать. Коллеги с удивлением столкнулись с фактом рыдающего Фатьянова, ведь всегда был он таким веселым.
Случилось это на заседании редколлегии «Дня поэзии», под обложку которого собирали десятки значащих и так себе стихотворцев. А Фатьянова зарубили. Зарубили песню «Когда весна придет, не знаю», которую после выхода фильма «Весна на Заречной улице» запела вся страна и поет до сих пор, тогда как остальные стишки альманаха поросли травой забвения.
От несправедливости Фатьянов расплакался и вышел, хлопнув дверью.
А потом в гостиничном сценарии случился сбой. Милиционеры, уставшие нянчиться с поэтом, влепили ему 15 суток. Освободили Фатьянова через три дня по состоянию здоровья, с условием вылечиться и досидеть оставшееся.
Фатьянова лишили членства в СП на полгода, сняли с очереди на квартиру, поставили условие: подшивайся.
Придя к наркологу, взведенный Фатьянов столкнулся с грубостью и только благодаря вмешательству жены не устроил драку.
Дома у него случился сердечный приступ.
Фатьянов пытался взяться за ум, но дни его были сочтены, к сожалению. И однажды он потерял сознание на палубе речного трамвайчика. Какое-то время под домашним уходом ему стало лучше, но ненадолго.
Последние дни Фатьянов, как одержимый работал над одой «Хлеб». Закончив, устроил читку дома, пытаясь убедить себя, что это новый этап творчества, а значит, еще не конец.
13 ноября конец грянул от разрыва аневризмы аорты.
После смерти Фатьянова рукопись «Хлеба» пропала.