1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему стихи маяковского актуальны

Маяковский. Актуален

19 июля — день рождения Владимира Маяковского. Узнаем, каким его видит современный читатель

Текст: Алла Максимова

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с изданием «Грани» (Новочебоксарск, Республика Чувашия)

Грядущие люди! Кто вы?

весь боль и ушиб.

моей великой души.

Так писал Маяковский, поэт и гражданин, родившийся 7 (19) июля. Мы решили выяснить, почему век спустя популярность этой неоднозначной личности переживает очередное рождение. Непонятый многими ревнителями классической литературы, он притягивал молодежь своим новаторством, энергией, ломкой традиционных представлений о поэзии, что и выделяло его из всех. И, похоже, продолжает привлекать и сейчас.

Разрешите представиться

И хотя в Чебоксарах Маяковский никогда не бывал, упоминания о нем в культурной афише города мелькают постоянно. Весь сезон в Камерном театре с успехом шел моноспектакль «Разрешите представиться, Маяковский». Его режиссер-постановщик, а также актер, исполняющий главную роль, Игорь Милосердов, рассказал о своем личном отношении к классику:

— «Маяковский — великий поэт и реформатор языка. С его появлением в сцениче­ском звучании слова появилось такое понятие, как звукопись. У него слово имеет не только смысл, но и особое построение и сочетание звуков. Недаром многие актеры учатся сценической речи именно на его произведениях. А еще в его поэзии есть открытая, бешеная энергия, часто в гротесковой буффонадной манере. Это очень близко и к площадному кричащему театру, и к интимному камерному».

Освещая путь во мгле

Недавно в Чебоксарах открылся молодежный центр «Маяк». Что это за место и какое отношение имеет к поэту, мы спросили у Марго Суриковой, координатора площадки:

— «Маяк» изначально задумывался как культурная и творческая площадка, направленная на развитие молодежи и специализирующаяся именно на ней. Поскольку центр находится в библиотеке имени Маяковского, он стал носить созвучное имя. («Маяк» — было прозвищем Маяковского — дети величали рослого мужчину не иначе как «дядя Маяк». — Прим. ред.) В том числе как символ объекта, освещающего путь во тьме и собирающего вокруг себя одинокие корабли. Маяковский — личность незаурядная и поэтому всегда будет привлекательна для молодежи. Бунтарский дух, неподчинение канонам и традициям, создание чего-то нового, не идущего ни в какое сравнение с уже сделанным, — не таким ли человеком стремится стать каждый из нас? Открытие центра было посвящено раскрытию личности Маяковского не только как поэта, но и основоположника советской рекламы, создателя журнала «ЛЕФ».

На открытие пришло около полусотни молодых людей от 16 до 27 лет. По окончании встречи публика делилась исключительно положительными впечатлениями — подобного типа мероприятия крайне редки для Чебоксар. Неформальная обстановка, понятный для молодежи язык изложения мыслей и текста притягивают молодых думающих людей, поскольку индустрия развлечений не может удовлетворить всех потребностей, в том числе необходимость личностного развития.

Это все он

Спорить, находить доводы за и против актуальности — величию русского поэта и художника от этого ни холодно ни жарко. Факт остается фактом: несколько поколений молодежи России выбрали его кумиром. Неоднозначный, громкий, талантливый, бунтующий, пробивающий свинцом своих фраз сердце — это все он, Владимир Маяковский. Искрометный, ироничный до сарказма — и это он, Маяковский. Наш. Ходивший по тем же улицам, что и мы. Родной. Зовущий нас к переменам и наполняющий душу устремлением к звездам.

«Грани» поговорили с представителями творческих профессий и спросили их: актуален ли Маяковский сегодня, а если и актуален, то в какой из своих ипостасей: как поэт, художник, актер или драматург?

Валерий БАКЛАНОВ, фотограф:

— Мне он ближе как художник. В 1911—1915 годах создал много работ — от смешных рисунков и шаржей до вполне профессиональных портретов.

В годы войн и революций Маяковский рисовал плакаты, снабжая их стихотворными строками: сначала для издательства «Сегодняшний лубок», а потом для «Окон РОСТА».

Дмитрий СОКОЛОВ, актер:

— Для меня все творчество Маяковского является ценным. Считаю, что Владимир Владимирович один из тех поэтов, которые сильно изменили отношение общественности к поэзии. Что касается его произведений, то, пожалуй, самыми любимыми для меня являются стихотворения «Сергею Есенину» и «Лиличка», также поэма «Облако в штанах».

Елена СВЕТЛАЯ, поэтесса:

— Признаюсь, я не поклонница литературного творчества Владимира Маяковского, зато всегда поражалась его таланту художника. Мне очень нравится его тонкий юмор в рисунках и портретах. Например, рекламный плакат Резинтреста, портрет-шарж на И. Репина.

Денис ГРОМОВ, дизайнер рекламы:

— Серия плакатов и слоганов «Окна РОСТА». За неординарный подход Маяковского в политической, коммерче­ской и социальной рекламе. В те времена, да и на сегодняшний день его работы яркие, меткие как графически, так и словесно.

Нина ЛЮБИНАРСКАЯ, блогер:

— Маяковского не надо любить, его нужно просто знать и принимать таким, какой он есть. Как человека, придумавшего невообразимую форму стихотворного слога. Живущего в эпохе, знакомой нам лишь из книг. Как борца, бунтаря и, конечно же, романтика. Для каждого он свой.

Слушайте,

через лирические томики,

с живыми говоря.

Мой стих дойдет

через хребты веков

и через головы

поэтов и правительств.

Мой стих трудом

громаду лет прорвет

и явится весомо, грубо, зримо,

как в наши дни

вошел водопровод,

сработанный

еще рабами Рима.

В курганах книг,

похоронивших стих,

железки строк

случайно обнаруживая,

вы с уважением

ощупывайте их,

как старое, но грозное оружие.

Парадом развернув

моих страниц войска,

я прохожу

по строчечному фронту.

Стихи стоят

свинцово-тяжело,

готовые и к смерти

и к бессмертной славе.

(отрывки из поэмы «Во весь голос»,

Как у соседей?

В Казани Маяковский бывал трижды, впервые с друзьями-футуристами в 1914 году. На встречу собралось огромное количество студентов. Многое в этом выступлении было скандальным: тройка друзей тщательно и долго распивала чай на сцене, не обращая внимания на публику. Вместо председательского колокольчика в руках у одного из них был огромный пожарный колокол, которым он время от времени зычно благовестил. Но когда Маяковский начал говорить, большинство присутствующих было покорено содержательностью, ясностью, выразительностью его выступления.

Скандальность происходящему придавали его желтые рубашка и галстук. Кстати, эта деталь дала название одному из популярных клубов — «Желтая Кофта», где теперь проходят рок-концерты и фестивали.

Читать еще:  Стихи другу о том что скучаю

В Нижнем Новгороде, куда Маяковский приезжал лично, можно найти немало отсылок к жизни поэта. На главной прогулочной улице, Большой Покровской, неподалеку от здания университета есть кафе с яркой вывеской, на которой изображена Лиля Брик с знаменитого плаката «Окон РОСТА», названия бутика повторяют буквы инициалов поэта «W» и «M». Жаль только, нет никаких обозначений на бывшем здании гостиницы «Россия», где в январе 1927 года Нисон Капелюш сделал один из лучших фотопортретов Маяковского.

В. В. Маяковский и современность

Я человек решительный,

Я хочу сам поговорит

Не все то, что в наше стремительное столетие большие изменения созданы мыслью художника, входит как что-то значительное в жизнь человечества. Время, которое вносит свои поправки и коррективы в характеры людей, меняет мировоззрение и восприятие жизни целых поколений, перелистывает страницы книг, проверяя сурово и требовательно их истинную ценность, и сохраняет в памяти человеческой лишь те из них, которые владеют, я считаю, главными для истинного шедевру качествами — актуальностью и болезненно острым стремлением автора правдиво и честно ответить на самое важное в истории человечества вопроса о смысле жизни. Именно к таким важным ценностям я отношу произведения Владимира Владимировича Маяковского

Что же делает творчество Маяковского неотъемлемым достоянием современной литературы? Ответ на этот вопрос может быть только одна: произведения Владимира Маяковского, согретые чистой любовью к простым людям, преисполненные открытой ненависти к буржуазии и ко всему устойчивому в жизни, наделенные всеми признаками истинного искусства

Стихи Маяковского актуальные до сих пор. В своих произведениях поэт раскрывает перед читателями недостатки общества, которое, к сожалению, существуют и по сей день. Считая, что «дрянь пока что имело поредела» и «много разных мерзавцев ходят по нашей земля и вокруг», поэт старается бороться с ними словом — «полководцем человеческой силы». «Поговорим в дряни», — решительно выкрикивает он, и невольно задумываешься: «А разве в наше время имело паскуд?». Я разделяю ненависть Владимира Маяковского к бюрократизму, который укоренил как явление в нашем обществе:

К мандатам почтения нету

Ну как тут не согласиться с поэтом. «Надо жизнь сначала переделать, переделав — можно воспевать», — говорит Маяковский. И это действительно да.

Превыше всего меня захватывает патриотизм поэта, трепетная и нежная любовь громкоголосого трибуна к своей молодой Советской стране, гордость за нее, которая оказывается даже в поклонении «молоткастому, серпастому советскому паспорту»:

Даже сейчас на глаза невольно навертываются слезы гордости за свою опороченную, но когда-то большую Отчизну. Я очень признательная Маяковскому за то, что, прочитавши его «Стихи в советском паспорте», действительно ощутила себя упражнению гордиться своей страной

В творчестве этого поэта мне очень близкое то, что Маяковский понимает значение истинного искусства в жизни общества. Стремление поэта довести равнодушным к поэзии сытым обывателям всю их духовную убогость и никчемность по сравнению со служителями искусства звучит в стихе «Нате!»:

А если сегодня мнет, грубому гунну,

Кривятся перед вами не захочется — и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я — бесценных слов транжир и мот.

Но творчество Владимира Маяковского нельзя рассматривать только как попытку обновить существующее устройство: Маяковский — личность разностороняя, многогранная и, что ближе всего мне, нежная. Эта нежность угадывается в строках:

. хотите — буду безукоризненно нежный.

Не мужчина, а — облако в штанах!

Умение любить искренне, нежно и отдано, острота и сила переживаний этого сильного и мужественного человека, «жилистой громадины», «бронзовой глибы» глубоко растрогали меня:

И вот, громадный,

Горблюсь в окне,

Плавлю лбом стекло окошечное.

Что же, и этого не хватит?

Скоро воплем издерется рот.

и все-таки Маяковский во многих своих стихах настойчиво и упорно старается ответить на вопрос, для чего же нужная жизнь и как надо его прожить? «Светить всегда, светить везде, к дней последних донца», — утверждает он свое жизненное кредо. Ответ на вопрос, который веками интересовало человечество, поэт старается дать и в своем стихе «Послушайте!»:

Ведь если звезды зажигают —

Значит, этому кому-нибудь нужно?

Стихи Владимира Маяковского поражают меня пылкой любовью к родины, убежденностью поэта в величии простого человека. Маяковский был выдающимся гением в свое время, он был голосом своей эпохи, ее глашатаем, произведения его не потеряли своей актуальности и жизненной правды. Стихи Маяковского учат нас искренности, глубинному пониманию искусства, пробужу-ють стремление изменить жизнь к лучшему. Я считаю, что его стихи злободневные и современные

Почему молодежь выбирает Маяковского

Маяковский. Эту фамилию знает без преувеличения каждый. А стихи поэта расходятся на цитаты и мемы. Недавно «Литрес» опубликовал рейтинг самых скачиваемых книг русских поэтов. В топ 10 ожидаемо попал Маяковский и его сборник «Послушайте!». 19 июля город отметил день рождения «рупора эпохи» — 127 лет. Владимир Владимирович сейчас «в моде», в том числе среди молодежи. Мы решили разобраться, почему именно Маяковский находит такой отклик у людей 21-го века.

Станция метро Маяковская в Санкт-Петербурге. Фото: Википедия

Альтернативы Маяковскому среди поэтов Серебряного века нет. Не потому, что кто-то хуже, кто-то лучше. А потому, что Маяковский очень хорошо синтезирует творчество с другими видами искусства. Кроме поэзии он был и сценаристом, и актером, и художником. И сам стиль произведений Маяковского, в том числе лирику, хорошо читать со сцены. Стихи ритмизированные. Есть поэты как Мандельштам, которого лучше читать в тишине — наедине с собой. Это такая интимная поэзия.

Маяковский-лирик открылся широкой публике не так давно. Долгое время он был программным поэтом. Советские школьники зубрили стихи и знали разве что: я достаю из широких штанин. В наши дни многие заново узнали «другого» ранимого Маяковского через Сплин и их «Лиличку».

В. В. Маяковский на своей выставке «20 лет работы», 1930. Фото: Википедия

Лирика Маяковского более популярна, чем у многих других поэтов, потому что ритм лирики схож с ритмами современного мира. И эта любовь, лишенная сентиментальности, лишенная притворства, может быть, немножко, циничная, что схоже в принципе с проявлением чувств у современного человека. Например, если взять Блока «Стихи о прекрасной даме» — сейчас этот образ, к сожалению, не актуален. Современные молодые люди как правило по другому себе представляют своих возлюбленных — так, как это делает Маяковский.

Маяковский-футурист для нашего поколения актуален, возможно, не меньше чем был в 1920-30-е. Маяковский — это не только про революцию, но и про перемены. А перемен, особенно сейчас, требуют сердца молодежи. Выросло целое поколение — выпускники вузов, которые знают только одного президента. Кстати, Маяковский не стеснялся и критиковать советскую власть. Но в сознании большинства именно воспевал «совок». В перестройку особенно ярые противники даже требовали переименовать библиотеку имени Маяковского в Петербурге. Сейчас акцент сместился на яркую личность поэта и то, что раньше оставалось за кадром. А в стихах близко стало простое человеческое.

У нас очень много молодежи в управлении культурной деятельности. И они много делают для того, чтобы Маяковский был у нас на знамени. Но относятся они к нему уже не так, как мы относились. Нынешняя молодежь к нему относится без пиетета — как к своему, как к современнику. Когда я пришла работать в библиотеку, это был 1982 год, справляли один из юбилеев Маяковского, 90 лет. И я подумала тогда — надо же, он мог быть нашим современником, мы могли с ним общаться. Тогда еще был жив его друг Виктор Шкловский, который рассказывал про него.

Торжественное открытие информационно-досугового центра «М-86» Библиотеки им. В.В. Маяковского.. Фото: Baltphoto/ Дарья Иванова

Читать еще:  39 лет какая свадьба стихи

Маяковский действительно очень современен. Интереса к поэту добавляет и яркая биография. Свои 36 лет он прожил так бурно, что до сих пор открываются все новые и новые факты. И чем их больше, тем интереснее становится широкой публике.

Сейчас бунтарство Маяковского по душе — время такое неспокойное. Читают и его, и о нем очень много. Быкова, например — эта книга у нас очень популярна. Когда мы отмечали день рождения Маяковского в прошлом году, очень много людей приходило. Мы проводили викторины. И люди наизусть хором цитировали стихи и поэмы — это дорогого стоит.

В Петербурге центром притяжения поклонников Маяковского остается одноименная петербургская библиотека. В день рождения поэта прошли традиционные Маяковские чтения — у памятника. И ежегодный Маяковский Fest — в этом году в формате онлайн. Любителям поэзии предложили интерактив. Прожить день так, как это сделал бы сам Маяковский: съесть завтрак по любимому рецепту поэта, съездить на его дачу в Левашово и даже «досочинять» стих. Хроника событий транслировалась онлайн — Вконтакте. В 2019-м праздник отмечался с еще большим размахом. 100 летний юбилей Окон РОСТа совместили с «Маяковский Fest». Поэт был одним из создателем советской рекламы. А его наработки активно используют и современные дизайнеры. Исследуя пример поэта, участники дискутировали на тему, как создать личный бренд. Также на повестке было, как выбрать хороший шрифт и почему сторителлинг — основа маркетинга.

А вот в Москве уже 7 лет подряд активисты бьются, чтобы наконец вновь открыли музей Маяковского на Лубянке. Недавно стало известно об очередном переносе открытия на 2023 год.

Мое знакомство с поэтом произошло совершенно случайно. Мне почему-то стали постоянно попадаться его стихи, факты из биографии. В итоге я заинтересовалась настолько, что организовала проект по спасению его музея на Лубянке. Открытие музея затянули на целых семь лет. Юрист нашего проекта уже разработал план, как отстоять музей. Но чтобы все получилось, нужно чтобы подключилось как можно больше неравнодушных людей!

«Маяковский мог бы стать блогером»

— Как вы считаете, почему Маяковский с таким воодушевлением принял революцию? Что он в ней нашел для себя?

— Для Маяковского всегда было важно «здесь и сейчас», именно поэтому он с радостью принял революцию. Он видел в ней определенные перспективы и считал, что жизнь изменится обязательно. Маяковский писал, что для него и его друзей-футуристов вопроса не было: моя революция! И они, конечно же, первым делом пытались делать революцию в искусстве: появляется «Декрет о заборной литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств», читаются лекции о новом искусстве, о том, каким оно должно быть. Маяковский считал, что искусство должно меняться и соответствовать сегодняшнему дню, и это его основная позиция как футуриста.

— А есть ли какие-то аспекты в идеологии большевиков, которые особенно ему были близки? Или Маяковский просто принял революцию как возможность перемен?

— Достаточно открыть его «Мистерию-буфф», чтобы найти ответ на этот вопрос. Там есть ад, там есть рай. Но рай на земле – это когда люди трудятся, когда все получают по своему труду, когда нет богатых и бедных, и это абсолютно соответствует большевистской теории. Он мечтает о некоей «земле обетованной» здесь и сейчас. Все это есть и в других его произведениях. Но рай на земле, по Маяковскому, просто так не наступит. К этому нужно идти, и на этом пути могут быть даже жертвы, но они необходимы, чтобы прийти к светлому будущему.

— Откуда появилась знаменитая «лесенка»? Были ли аналоги?

— Есть теория о том, что Маяковский писал «лесенкой», чтобы заработать больше денег, так как платили за количество строчек. Но дело в том, что иначе стихи Маяковского сложно воспринимать, это органичный для него способ стихосложения. Он писал на ходу. Если взять стихотворение Маяковского и попробовать с ним походить, то начинаешь чувствовать тот ритм, которым он писал. Кроме того, «лесенка» передает смысловые акценты, которые расставляет поэт. Еще есть теория о влиянии У. Уитмена на Маяковского, связанная с тем, что «лесенка» появляется раньше, в Англии. Сказать, насколько сильным было это влияние, очень сложно. Потому что «лесенка» для Маяковского – это необходимость.

— Почему, при огромном жизнелюбии Маяковского, его все же настиг такой трагический конец?

— Это сложно объяснить в двух словах. Причин было очень много. Как он напишет в предсмертном письме, «у меня выходов нет». По всей видимости, Маяковский пытался найти какие-то выходы, но в определенный момент их просто не видит. Очень сложное время для него настало в 1929-30 годах. Маяковский начинает терять голос, а это – невозможность выступать. Для него это очень тяжело, потому что выступления – огромная часть не только его работы, но и жизни. Ему необходимо было общение со зрителем, понимание его стихов, поддержка публики. Но к концу 1920-х гг. критики становится все больше и больше.

Читать еще:  О чем стихи маршака

Это время, когда он практически лишается поддержки власти, что для него тоже крайне тяжело, потому что, начиная с 1918 года, он всегда сотрудничал с правительством и имел поддержку с его стороны. В конце 1920-х гг. его впервые не выпускают за границу, его меньше печатают, на выставку «20 лет работы», которую Маяковский организует, не приходит Сталин, не приходят члены правительства, не приходят друзья. Это момент, когда друзья практически от него отворачиваются, и он находится почти в изоляции. Маяковский, по сути, был загнан в угол. Как известно, мотивы самоубийства он проигрывает не единожды и в своих произведениях. При этом он говорил, что не может покончить с собой, потому что у него есть мама. Однако он принимает непростое для себя решение: 12 апреля он пишет предсмертное письмо, а через два дня кончает жизнь самоубийством. И даже здесь он пытается еще «вырвать» какой-то момент у жизни, играя в «русскую рулетку».

— Если бы Маяковский жил в современном мире, нашел бы он в нем место, применение своему таланту? Или революция во многом вдохновила и «создала» Маяковского?

— Конечно, Маяковский абсолютно современен. Об этом говорят не только стихи, но и реклама, которую он делал вместе с Александром Родченко. Кстати, до сих пор она остается образцом дизайна. Приемы, которые Маяковский использовал в рекламе, актуальны и используются сейчас. Он говорил о том, что реклама должна вызывать желание идти и покупать, даже если эта вещь вам абсолютно не нужна. Свои взгляды на рекламу он изложил в статье «Агитация и реклама». Кроме того, для Маяковского важный вопрос – понимание своей аудитории, для кого он создает рекламу, на кого она направлена. К примеру, появляется реклама детских сосок, за которую Маяковского обвинили в пошлости, но, тем не менее, эта реклама привлекла внимание и повысила продажи. Реклама – это имя вещи, и задача рекламщика и дизайнера – создать это имя.

Маяковский – талантливый журналист, он сотрудничал со многими изданиями, многие важные современные темы и проблемы перерабатывал в стихотворную форму (так, к примеру, появилось стихотворение «Маруся отравилась», где эпиграфом служат цитаты из газетных статей). Из газет поэт черпал темы для Окон РОСТА. Я думаю, что такая работа с новостным материалом актуальна и сегодня. Маяковский мог бы, безусловно, сейчас стать не только знаменитым поэтом, но и известным рекламщиком, журналистом или блогером. А в кино и театре могло бы еще больше раскрыться его актерское дарование. Все таланты, которыми обладал Маяковский, актуальны и востребованы в наше время, поэтому, думаю, что поэт в современном мире смог бы найти себя с легкостью.

— Популярен ли сейчас Маяковский? Как он продается в магазинах?

— Мне кажется, тот факт, что выходят книги по Маяковскому, – это показатель интереса и к самой личности поэта, и к его творчеству. Совсем недавно вышла книга Дмитрия Быкова «Тринадцатый апостол», и к этому изданию большой интерес и у простых читателей, и у литературных критиков.

Кстати, группа «Вконтакте», посвященная Владимиру Маяковскому, насчитывает более 100 тыс. подписчиков, это неплохой показатель интереса к нему и его творчеству у молодежной аудитории.

​До закрытия на капитальный ремонт экспозицию музея В. В. Маяковского активно посещали иностранные туристы. Выставки, посвященные поэту, также пользуются неизменным успехом. Сейчас в галерее «На Шаболовке» проходит выставка «Булгаков vs Маяковский», где представлены личные вещи, рукописи, фотографии поэта, плакаты и афиши, эскизы костюмов к спектаклям по пьесам Маяковского, и на выставке всегда очень много молодежи.

— Как вы считаете, почему он остается современным и популярным среди молодежи?

— Маяковского в некоторой степени можно назвать «молодежным поэтом». Еще при жизни он много работал с молодежью, студентами и всегда был счастлив с ними пообщаться. Если вдруг оказывалось, что в зале свободны первые ряды, то всегда студентов с «галерки» он приглашал вниз занять эти места. Маяковский – для молодежи и о молодежи. И темы, которые он поднимает, безусловно, интересны этой аудитории и чрезвычайно востребованы. В его стихах есть вызов, столь характерный для молодого поколения, есть лиричность и романтизм, есть страсть, и есть искренность, что очень важно. Переживания, которые поэт выплескивает на страницах своих произведений, становятся близки и понятны, потому что это не только о нем, но о каждом из нас. Ну и, конечно, нельзя обойти тот факт, что стихи Маяковского очень хорошо ложатся на современные ритмы, в том числе рэп.

— Есть ли сейчас поэты, являющиеся продолжателями Маяковского?

— Сложно сказать о совсем молодом поколении. Но если кто-то любит стихи Маяковского, то в его творчестве всегда чувствуются отсылки к творчеству Маяковского. Выделить кого-то, кто, как Вознесенский или Евтушенко, переработали бы его опыт и превратили в собственное творчество, в данный момент сложно. Может быть, должно пройти время, чтобы появились такие люди.

— Что самое важное Маяковский сказал миру и будущим поколениям?

— Мне кажется, самое важное в творчестве Маяковского – это любовь. Как напишет Маяковский, «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все прочее…». И это не только любовь к женщинам, это любовь и к родине, и к поэзии, и к родным, это то, что заставляет нас жить и наполняет нашу жизнь смыслом. «Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector