17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему стихотворение о любви ахматова называет стихами о петербурге

Почему стихотворение о любви Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?

Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А.А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?

Потому что в этом стихотоворении переплетается две сюжетные линии. Вроде бы речь идет о любви, но постоянно всплывают образы великого города.

Много описаний города, между строк с описанием города сквозит гордость поэтессы за Питербург.

На самом деле данному стихотворению из-за такого двоякого сюжета можно было бы дать и название, связанное с Питербургом, и название, связанное с любовными переживаниями поэтессы, и оба названия выглядили выглядили бы гармонично.

Название своему произведению дает автор, исходя из своих чувств, из своих внутренних побуждений.

Видимо, чувства Ахматовой по отношению к Питербургу сильнее, чем ее любовные переживания.

Мне кажется, она хотела сказать этим стихотворением, что любовь приходит и уходит, печаль-тоже проходящее чувство, а Питербург величественен и вечен.

Петербург тоже достоин любви,как мне кажется. И дазже очень.

Этот стих был написан в Ташкенте 1942-43гг. Из-за войны и блокады Ленинграда в котором у Анны Андреевны остались все близкие ей люди,поэтесса находилась в подавленных чувствах.Плюс к этому,она заболевает тифом-думает что умрёт. Этим состоянием и болезнью -были навеяны эти строки..

Марина Цветаева в своём стихотворении : Златоустой Анне — всея Руси

Ветер, голос мой донеси

И вот этот мой вздох тяжелый.

Расскажи, сгорающий небосклон,

Про глаза, что черны от боли,

И про тихий земной поклон

Посреди золотого поля.

Ты в грозовой выси

Донеси любовь мою

Златоустой Анне — всея Руси!»

В «Реквиеме» Анна Ахматова под именем «чёрная маруся» упоминает служебный автомобиль НКВД ГАЗ М-1 (эмка). Эти автомибили выпускались исключительно чёрного цвета, поэтому в народной памяти они больше запомнилось под именем воронок или чёрный ворон.

Такая маруся приезжала за легендарным комбригом Котовым в фильме «Утомлённые солнцем».

Известна и другая модификация воронков — в виде микроавтобусов с изолированной от салона кабиной водителя. Дверь сзади. Я в детстве видел такой воронок, в конце 50-х. Списанный по старости со службы, он был передан какой-то гражданской организации. Шофер приезжал на нём домой обедать. Я до сих пор помню (так и слышу) сдавленное бормотание взрослых соседей: «чёрный ворон». Но этот автомобиль был не чёрного, а какого-то тёмно-сизого цвета. И в нём самом я не видел ничего страшного. Но ужас взрослых, бормотавших про себя: «чёрный ворон», мне подсознательно передавался, и я его ещё сейчас ощущаю внутри себя.

«Белая стая» — такое название носит третий сборник стихотворений поэтессы, вышедший тиражом 2000 экземпляров в сентябре 1917 года в издательстве «Гиперборей». Несмотря на «лихое» время, первый тираж разошёлся очень быстро. По сравнению с первыми двумя — это более объёмный сборник: в него вошли 83 стихотворения и поэма «У самого моря». Причём, большая часть стихотворений (65) уже была напечатаны раньше.

Современники заметили увеличившуюся склонность Анны Ахматовой к творчеству Пушкина, а также перелом в сторону реалий времени и судьбе России в современном мире.

Живя в это время в Крыму почти затворницей, страдая от туберкулёза, она остро чувствует причастность своей личной жизни к жизни общества и России.

Дача в Комарово у нее была. По адресу улица Осипенко, дом 3. Дом она называла Будкой. Потому что он имел небольшой размер. На даче бывало много творческой интеллигенции. Анна Ахматова на даче бывала часто с Фаиной Раневской. Дача — это одно из мест в окрестностях города, связанное с именем Анны Ахматовой.

Помогите с анализом стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге»??

Стихи о Петербурге

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь.. .
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

что-то я ничего не нашла толком в интернете

Стихотворение А. А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки» , выпущенный в 1914 году.
Санкт-Петербург А. А. Ахматовой В век 20 Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными и мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение: Красуйся, град Петров, и стой Непоколебимо, как Россия . В литературе начала века господствовали иные настроения.
Ахматовский Петербург прошёл беспощадные испытания в 20-е и 30-е гг. , в годы Отечественной войны. Разумеется, её стихи не были тогда всенародно известны, как теперь; они издавались редко и малыми тиражами, не были в чести у официальной критики, не входили в школьный и вузовский курсы литературы; их чурались ещё по тому, что первый муж Ахматовой Н. С. Гумилёв был расстрелян в 1921 г. , а их сын Л. Н. Гумилёв арестовывался в 1935, 1938, 1949 гг.
В контексте этого надо отдать должное автору за эти многозначные стоки :
« Сердце бьется ровно, мерно, Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда»
Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью» . Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное лирической потусторонности. Красота реального, вещного мира – философия акмеизма.
Любовь в «Стихах о Петербурге» — любовь спокойная, непоколебимая, свободная, а от того и счастливая. Любовь утолена. Но участник любви двоих – Петербург, им определяется ее нетленность: «Ведь под аркой на Галерной наши тени навсегда» . Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них был связан с именем Ф. М. Достоевского, а другой – может быть вот этот, рождающийся сейчас, в этих стихах. Этот Петербург дарит блаженство, утоляющее любовь, и надежно хранит память о ней. Летний сад, Исакий, «конь великого Петра» , Галерная – все величественные места города связаны с моментами ее свиданий с любимым. Ей приятно об этом говорить. Она как бы вновь переживает минуты, проведенные с любимым. Хотя ее любовь и «утолена» , она еще ее не пережила. Все впереди. И месяц над Летним садом – «розовый воскрес» , а «завтра лучше, чем вчера» .
Все это освящает любовь и свидетельствует о ней перед вечностью. Потому-то и оказывается возможным назвать стихи о любви в Петербурге стихами о самом Петербурге как колыбели высокой любви и сокровищнице любовной памяти. Эти строки являются ответом на вопрос: почему рассказ об утоленной любви превращается в признание в любви к Петербургу?
Реальный образ города передается мерным ритмом стиха, и «сердце бьется ровно, мерно» . Это подчеркивает стройную гармонию между душевным состоянием героини и строем петербургских пространств. Все строго, высоко, непоколебимо, на века. И лексика архаично высока: «облаченье» , «грозное нетерпенье» , «блаженный миг чудес» .
На этом фоме мелькнула одиноко и меткакя метафора – «У постылого окна» .

Правда, надо отметить, что в этих стихах присутствует и сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями, местами приближающими к речитативному фольклору – к частушкам и причитаниям: «Ах, своей столицей новой недоволен государь» , «Что мне долгие года!» .
Всегда в стихах о Петербурге упоминается Нева. Здесь она «темноводная» , и это сразу как-то настораживает, отрезвляет. Стало быть, жизнь человеческая в Петербурге мыслится на пороге между вечной памятью и полным забвением. Поэтому здесь присутствуют слова, обозначающие острое переживание бега времени: «нетерпенье» , «сердце бьется» , «долгие года» , «навсегда» , «навеки» , «миг» , «воскрес» , «ожидания» , «завтра» , «вчера» .
А на этом фоне Исакий из «литого серебра» и «стынет в грозном нетерпеньи конь великого Петра» , Медный Всадник – кошмар пушкинского героя, «холодная улыбка императора Петра» . Все навевает мысль о вечной красоте и вечном покое, о блаженной любви и возмездии – все как бы на границе жизни и смерти, незабвенности и гибели. Петербург – город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя.

Читать еще:  О какой поре осени говорится в стихах

А. А. Ахматова: стихи о Петербурге, полный анализ

Анна Андреевна Ахматова писала свои произведения на различные темы, но отдельно можно выделить стихи о Петербурге, полный анализ которых представлен ниже. Команда Литеровед.ру подготовила произведения поэтесс, которые она посвятила этому прекрасному городу, чтобы лучше понять и прочувствовать её отношение к Петербургу.

Анна Андреевна показывает Петербург не фоном, и даже не второстепенным персонажем. Поэтесса изображает город как полноценный образ, которому она обязана очень яркими моментами жизни. Детство Анны Андреевны прошли в Царском Селе, поэтому при прогулках она часто ощущала те эмоции, которые когда-то выразил Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении «19 октября».

Петербург в творчестве Анны Ахматовой

Петербург всегда притягивал людей своей таинственностью и загадочностью. Неоднократно этот город воспевали в своих произведениях великие поэты и прозаики. Именно творческие личности находили в этом прекрасном городе свое вдохновение, идеи и новые эмоции. Все в нем не такое, как везде. Не зря именно Петербург обрел славу культурной столицы. Не исключением была и Анна Андреевна, которую так же сумел покорить этот таинственный город.

Каждая улица, каждый дом хранит в себе какую-то тайну, которую далеко не первый год пытаются разгадать миллионы людей. Это город со своей историей, памятниками архитектуры и культуры, куда хочется приезжать вновь и вновь. И что бы немного разобраться и приоткрыть завесу таинственности прекрасного Петербурга, необходимо просто углубиться в изучение произведений Ахматовой, которая так много посвятила именно этому городу. В её стихотворениях мы можем познакомиться со старым Петербургом, Петроградом и Ленинградом.

В каждой строчке, где речь идет о Петербурге, чувствуется тепло души поэтессы. Для неё он был не просто местом жительства, а старым добрым товарищем. Именно поэтом он стал одним из главных действующих лиц лирических стихотворений Анны Андреевны. Так случилось не только с ней, а и со многими поэтами, которые жили и творили в этом прекрасном городе. Анна Андреевна сумела рассмотреть этот город изнутри, чем с радостью поделилась со своими читателями. В своем творчестве поэтесса рисует образ Петербурга весьма четко и конкретно.

Из литого серебра

Стынет в грозном нетерпеньи

Конь Великого Петра. (“Стихи о Петербурге”)

Возможно, большую роль сыграло то, что Петербург напрямую связан с любовной лирикой поэтессы. Поэтому она и отводит ему столь значимую роль в своем творчестве. Для неё любовь и Петербург идут рука об руку. Это хорошо видно в стихотворении “ Ведь где-то есть простая жизнь и свет”.

Суровые события гражданской войны не смогли сломить любовь Ахматовой к Петербургу. Она по-прежнему относится к нему с теплотой и любовью. “Тот голос, с тишиной великой споря” – произведение, в котором хорошо прослеживаются истинные чувства Анны Андреевны.

Хоть жизнь в Петербурге и становится очень сложной, но Ахматова остается там, принимая данное жизненное испытание. Она не может проститься с ним. Поэтому в её произведениях появляется некая смесь трагичности с невозможной разлукой.

Когда военные действия становятся опасными для города, Анна Андреевна понимает, что город – это живое существо, со своими чувствами и душой. Она вынуждена уехать из города, хотя разлука ей дается очень нелегко. Отпечаток Отечественной войны навсегда изменил Петербург. Об этом поэтесса пишет в своем стихотворении «Причитание».

Поскольку судьба поэтессы плотно переплелась с судьбой города, то все разрушения происходили и внутри Ахматовой. Вся её жизнь шла под откос. Тема города плотно присутствует в произведениях поэтессы, подтверждением чему является «Поэма без героя».

Когда Ахматова начинает описывать город – она не использует символические описания. Она разговаривает с городом, восхищаясь им. Для неё Петербург стал самым лучшим и важным в её жизни. Так уж сложилось, что главной темой поэтессы являлась тема любви, а все остальные лишь проходили сквозь неё. Она всегда считала, что Петербург – это своего рода подарок, который преподнесла ей судьба.

Образ Петербурга встречался у многих авторов, но для них это было лишь место жительства. Для Ахматовой же город стал предметом любви и обожания, которому она посвятила всю свою жизнь и творчество.

«Стихи о Петербурге»

Поэтесса, которая родилась в пригороде Петербурга и ходила теми же улицами, которыми когда-то ходил Александр Сергеевич Пушкин, с раннего детства ощущала с ним некую незримую связь. Данное чувство не покидало её на протяжении всей жизни.

Цикл стихотворений, который состоит всего из двух произведений, Анна Андреевна написала в 1913 году и назвала «Стихи о Петербурге». В них речь идет не столько о самом городе, сколько о его основателе. В первом произведении поэтесса описывает одни из самых главных образов Петербурга – Исаакиевский собор, а так же Медного всадника. Вокруг же них поэтесса показывает те самые изменения, с которыми пришлось столкнуться городу. Начала развиваться индустрия и промышленность, но не все к этому были готовы, поэтому отнеслись к данным переменам неоднозначно.

Позже данная тема неоднократно поднималась в произведениях других поэтов, таких как Блок, Есенин и другие. Все они высказывали свое мнение и отношение на этот счет, оставляя свои симпатии на стороне природы. Свое же отношение к данным изменениям Анна Андреевна заключила в одной лишь фразе:

В первой части Анна Андреевна описывает Петербург как императорский город, город победителя, в котором навеки поселилась величественность и холод. Вторая же часть произведения рассказывает о том, что под ледяной монолитностью спрятано любящее сердце, которое продолжает биться.

Во втором произведении Анна Андреевна углубляется в описание деталей, делая это очень точно, не упуская даже мельчайшей особенности. Здесь мы видим, как поэтесса объединяет влюбленных вместе с Петербургом, говоря о том, что их любовь останется навечно под аркой на Галерной. Все произведение пронизано спокойствием и умиротворением.

Именно чувство той самой утоленной любви и придает умиротворение и спокойствие произведению. Поэтесса считает, что любовь. Которая родилась в Петербурге – бессмертна. Ей не страшны никакие преграды, ни время. Для передачи особого спокойствия Анна Андреевна использует четырехстопный хорей, который задает определенный ритм стихотворению. А эффект замедления достигнут благодаря чередованию рифм.

Для Анны Андреевны Петербург стал особенным городом в её жизни, где она обрела свою любовь, а после пришлось столкнуться с первой «любовной пыткой». Так же в 1938 году на судьбу женщины выпало ещё одно испытание. Ей пришлось провести не один день под стенами тюрьмы «Кресты», чтобы хоть что-то узнать о своем единственном сыне. Так же поэтесса в Петербурге застала войну и начало блокады. Но любовь к этому чудесному городу она сумела пронести через всю свою жизнь и сохранить в сердце навсегда.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анна Ахматова «Стихи о Петербурге»: анализ стихотворения

Творческие работы Ахматовой являются одними из самых значительных явлений во всей русской поэзии XX в. В ее стихах, по мнению поэта Серебряного века М.Кузьмина, выражена знакомая нам всем душа женщины, в которой отразилась переходная эпоха ломки психологии человека.

«Я научила женщин говорить», — писала Ахматова в одной из своих эпиграмм.

Главная тема стихотворения

В стихотворении А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» звучит тема «утоленной любви». Может показаться странным, что именно оно стало признанием в любви к Санкт-Петербургу. В стихотворении, посвященном Петербугру, выражена спокойная, непоколебимая, нетленная любовь к этому городу. «Утоленная любовь», как выражается сам автор.

Нужно отметить, что это не одно стихотворение, а цикл из двух произведений с довольно небольшими размерами. На переднем плане в данном случае выходит описание образов Северной столицы, и чувства, которые этот город способен вызывать у людей, которые в нем живут или приехали в гости.

Если первая часть посвящена просто описанию Петербурга в целом, то вторая часть посвящается не парадным роскошным улицам, а окраинам города. Тут Ахматова подчеркивает особенную романтику производственных, промышленных районов крупного города России.

При этом второе стихотворение можно отнести к личной любовной лирике, поскольку тут автор много внимания уделяет воспоминаниям из собственного прошлого, которые до сих пор не дают ей покоя и вызывают довольно яркие чувства.

Читать еще:  Стихи о мужчинах которые врут

Структурный анализ стихотворения

Всего в произведении семь строф. Первое стихотворение представляет собой два четверостишия, а второе — пять. В этих строчках часто упоминаются разнообразные достаточно яркие и узнаваемые топонимы, которые позволяют подчеркнуть красоты Петербурга и при этом напомнить людям ощущения от посещения этого города и его достопримечательностей.

Впрочем, тут есть и нотки грусти, поскольку река Нева тут предстает, как образ реки Лета, которая является мифологической рекой забвения, упоминавшейся в греческих мифах. Таким образом Анна Ахматова хотела продемонстрировать различные образы и облики любимого ею города, которые она видела в разные периоды своей жизни.

Вывод

До сих пор Санкт-Петербург сохранил не только множество своих достопримечательностей, но и невероятное очарование. Этот город производит незабываемое впечатление, а строки Ахматовой о Петербурге романтизируют его, дополняя образ.

Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге»
статья по литературе (11 класс) по теме

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в статье «Коротко о себе», «жизни ей (книге) было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX в. Попали в XX, все стало иным, начиная с облика города». Из примечания к собранию сочинений А.А. Ахматовой в двух томах видно, что герой этого цикла, по видимому, Н.В. Недоброво, об этом косвенно свидетельствует его стихотворение «Светлое воскресенье четырнадцатого года», основу которого составляет та же тема взаимной свободы, являющейся основной темой «Стихов о Петербурге». Необходимо также отметить, что в эти годы Ахматова принадлежала к акмеизму, литературному течению, сплотившему больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову. Акмеизм этих лет генитически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Ахматова в стихах этого периода пыталась заново открыть ценность человеческой жизни, простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Главная тема раннего творчества поэта – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное лирической потусторонности. Красота реального, вещного мира – философия акмеизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
ahmatova_stihi_o_peterburge.zip9.1 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1

Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой

«Стихи о Петербурге»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в статье «Коротко о себе», «жизни ей (книге) было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX в. Попали в XX, все стало иным, начиная с облика города». Из примечания к собранию сочинений А.А. Ахматовой в двух томах видно, что герой этого цикла, по видимому, Н.В. Недоброво, об этом косвенно свидетельствует его стихотворение «Светлое воскресенье четырнадцатого года», основу которого составляет та же тема взаимной свободы, являющейся основной темой «Стихов о Петербурге». Необходимо также отметить, что в эти годы Ахматова принадлежала к акмеизму, литературному течению, сплотившему больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову. Акмеизм этих лет генитически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Ахматова в стихах этого периода пыталась заново открыть ценность человеческой жизни, простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Главная тема раннего творчества поэта – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное лирической потусторонности. Красота реального, вещного мира – философия акмеизма.

Любовь в «Стихах о Петербурге» — любовь спокойная, непоколебимая, свободная, а от того и счастливая. Любовь утолена. Но участник любви двоих – Петербург, им определяется ее нетленность: «Ведь под аркой на Галерной наши тени навсегда». Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них был связан с именем Ф.М. Достоевского, а другой – может быть вот этот, рождающийся сейчас, в этих стихах. Этот Петербург дарит блаженство, утоляющее любовь, и надежно хранит память о ней. Летний сад, Исакий, «конь великого Петра», Галерная – все величественные места города связаны с моментами ее свиданий с любимым. Ей приятно об этом говорить. Она как бы вновь переживает минуты, проведенные с любимым. Хотя ее любовь и «утолена», она еще ее не пережила. Все впереди. И месяц над Летним садом – «розовый воскрес», а «завтра лучше, чем вчера».

Все это освящает любовь и свидетельствует о ней перед вечностью. Потому-то и оказывается возможным назвать стихи о любви в Петербурге стихами о самом Петербурге как колыбели высокой любви и сокровищнице любовной памяти. Эти строки являются ответом на вопрос: почему рассказ об утоленной любви превращается в признание в любви к Петербургу?

Реальный образ города передается мерным ритмом стиха, и «сердце бьется ровно, мерно». Это подчеркивает стройную гармонию между душевным состоянием героини и строем петербургских пространств. Все строго, высоко, непоколебимо, на века. И лексика архаично высока: «облаченье», «грозное нетерпенье», «блаженный миг чудес».

Правда, надо отметить, что в этих стихах присутствует и сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями, местами приближающими к речитативному фольклору – к частушкам и причитаниям: «Ах, своей столицей новой недоволен государь», «Что мне долгие года!».

Всегда в стихах о Петербурге упоминается Нева. Здесь она «темноводная», и это сразу как-то настораживает, отрезвляет. Для поэтического мышления 10-х годов было характерно отождествлять Неву с Летой, позднее использованное Ахматовой в «Поэме без героя». Стало быть, жизнь человеческая в Петербурге мыслится на пороге между вечной памятью и полным забвением. Поэтому здесь присутствуют слова, обозначающие острое переживание бега времени: «нетерпенье», «сердце бьется», «долгие года», «навсегда», «навеки», «миг», «воскрес», «ожидания», «завтра», «вчера».

Но Петербург, «горькой любовью любимый», здесь еще не весь. Зловеще чернеют трубы, «душный и суровый» ветер сметает с них гарь – а на этом фоне Исакий из «литого серебра» и «стынет в грозном нетерпеньи конь великого Петра», Медный Всадник – кошмар пушкинского героя, «холодная улыбка императора Петра». Все навевает мысль о вечной красоте и вечном покое, о блаженной любви и возмездии – все как бы на границе жизни и смерти, незабвенности и гибели. Петербург – город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя. Сердечной близостью с городом, чувством вечной связи с ним прони кнуты «Стихи о Петербурге».

Особенности художественного осмысления Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 28.03.2017 2017-03-28

Статья просмотрена: 2511 раз

Библиографическое описание:

Дроботова, А. П. Особенности художественного осмысления Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой / А. П. Дроботова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40417/ (дата обращения: 26.10.2021).

Творческое наследие Анны Андреевны Ахматовой изучается в современном литературоведении очень активно. Имя великого художника, большого поэта привлекает внимание многих исследователей [1]. Творчество Анны Ахматовой, с одной стороны, отражает общую типологию пространственного воплощения мира в поэзии первой трети XX века, с другой стороны, в нем воплощается сугубо авторская концепция пространства. Вот почему изучение пространственной семантики Ахматовой в их образном, мотивном и композиционном преломлении представляется весьма актуальным.

Объектом исследования является поэтическое творчество Анны Ахматовой. Конкретный предмет исследования — образ Петербурга в контексте ее поэтического мира.

Исходя из темы исследования, нами были сформулирована задача:

Изучить Петербург — Петроград — Ленинград как образ и текст в лирических произведениях Ахматовой и выявить их структурные особенности и функциональность. Тема рассматривается на материале лирики и поэм Ахматовой; в качестве основного источника принимается двухтомное издание, подготовленное М. М. Кралиным и отличающееся достаточной репрезентативностью [2].

Петербург — Петроград — Ленинград в стихотворениях А. А. Ахматовой складывается из различных образов, ощущений, ассоциаций, связанных в поэтическом сознании Ахматовой с Петербургом. Поэтесса запечатлела огромные масштабы города на Неве, его детали и создала целостное геокультурное пространство во времени.

Мы проанализировали несколько стихов Анны Ахматовой, в котором предстает образ Петербурга.

«Как люблю, как любила глядеть я…» (1916 г)

«Летний сад» (1959 г)

«Петербург в 1913 году» (1961 г)

Русский литературовед, лингвист Виктор Максимович Жирмунский писал: «Петербург Ахматовой показан реалистически, но вместе с тем монументально, в классической пушкинской манере, в которой личные воспоминания сплетаются с национальной историей» [3]. Соглашаясь с мнением литературоведа, мы считаем, что ее поэзия и город на Неве похожи: строгость и грандиозность! Город напрямую повлиял на ее творчество: архитектурный облик Петербурга проявился в ее поэзии, такой же воздушной, невесомой и одновременно каменно-тяжёлой и серьезной, как и петербургские белые ночи, вид Невского и его настроение.

«Как люблю, как любила глядеть я…»

…И воистину ты — столица

Для безумных и светлых нас;

Но когда над Невою длится

Тот особенный, чистый час

И проносится ветер майский

Мимо всех надводных колонн,

Ты — как грешник, видящей райский

Перед смертью сладчайший сон…

Второе предложение стихотворения представляет собой обращение к Петербургу, причем называет героиня его на «ты», как старого доброго друга.

В облике города у Ахматовой часто ощущается строгость, жестокость, холод. Мрачный Петербург выражается в «бессолнечных мрачных садах», в «балконах, куда столетья не ступала ничья нога», в «грозных айсбергах Марсова поля». Строгость и мрачность и есть составляющие величественной красоты Петербурга, которую Ахматова остро чувствует. Зима «белее сводов Смольного собора, таинственней, чем пышный Летний сад», ночь — алмазная, «лебяжья лежит в хрусталях», а «снежный прах» тепло серебрится в случайном луче уличного фонаря.

Обобщая анализ текстов, мы пришли к следующему выводу:

В соответствии с пушкинской традицией тема судьбы отдельного человека на фоне образа города приобретает драматический характер. И в этом случае следование традициям можно расценивать как творческую, избирательную переработку предыдущего художественного опыта, его обогащение и развитие.

В процессе исследования перед нами закономерно встал вопрос о новаторстве Ахматовой при освещении петербургской темы.

В любовной истории героини город играет огромную роль — роль участника, определяющего настроение и развитие лирического сюжета. Можно сказать, что Ахматова создает историю петербургской любви — любви трагической, несостоявшейся и оставившей глубокий след в сердцах героев, навсегда связанной с образом города.

Например, в раннем творчестве Ахматова испытывала «горькую» любовь к городу. Это можно заметить во многих стихотворениях, таких как «О, это был прохладный день…», «Летний сад».

«Стихи о Петербурге» Анна Ахматова

Сердце бьётся ровно, мерно.

Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной

Наши тени навсегда.

Оттого, что стали рядом

Мы в блаженный миг чудес,

В миг, когда над Летним Садом

Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий

У постылого окна

И томительных свиданий.

Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,

Завтра лучше, чем вчера, —

Над Невою темноводной,

Под улыбкою холодной

Второе стихотворение цикла относится к интимной лирике. Петербург предстает перед читателями в качестве «сокровищницы любовной памяти».

Финал рассматриваемого текста не так благостен, как его предыдущие строки. Появляется темноводная Нева. Чувства персонажей произведения, благодаря Северной столице, становятся вне времени. Тени героев навсегда останутся под аркой на Галерной улице.

Получается, Анна Андреевна представляет несколько ипостасей любимого города, мирно сосуществующих друг с другом. Северная столица — это место вечной памяти и любви, омываемое рекой забвения, и кромешный ад, уготованный каждому жителю.

Тема Петербурга присутствует у Ахматовой и в стихах военного времени. Если в ранних стихах любовь к городу у поэта была «горькой», то во время блокады она превращается в острое материнское чувство. Для стихов блокадного города характерны интонации материнского причитания, боли и сострадания. Еще недавно величественный и холодный, в этих стихах Петербург — Ленинград становится кровно близким и дорогим, словно сыном или братом.

В поэме «Реквием» Ленинград предстает страшным, зловещим городом, несущим смерть:

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

В последней части поэмы Ахматова пишет о памятнике, который, может быть, ей когда-то поставят в Петербурге. Она просит поставить памятник около тюрьмы, где она столько выстрадала:

И пусть с потемневших и бронзовых век.

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

По утверждению Ирэны Вербловской [4], Петербург — это не просто действующее лицо, но и свидетель, фон всей жизни Ахматовой: «Ахматовский Петербург — это сгусток исторических и литературных реминисценций, на который накладывается ее личная судьба. Вся жизнь Ахматовой была неразрывно связана с Петербургом. Это был ее город, и она принадлежала ему»

Таким образом, историко-культурное бытие Петербурга — Петрограда — Ленинграда определяет содержание и формирует структуру петербургского текста, который, с одной стороны, является индивидуальным, сугубо «ахматовским», с другой же стороны, восходит к «петербургскому мифу», укорененному в русской культуре. «Петербургский миф» реализуется в творчестве Ахматовой в мотиве гибнущего города, однако своеобразие ахматовской интерпретации этого традиционного мифа в том, что этот город существует одновременно под знаком «беды» и знаком «славы». И это единство «беды» и «славы», существования «на краю бездны» и истинного величия является, по убеждению Ахматовой, судьбой Петербурга, неизменной от самых первых дней его возникновения — и навсегда. Но этот другой город — одновременно всё тот же — царственный и сиротливый, жестокий и беззащитный, обречённый и торжествующий — её родной и любимый город, в котором она стала поэтом. Эта мысль настойчиво проходит через весь ахматовский «Петербургский текст», организуя в единый комплекс разные по содержанию и жанру произведения. В структуру ахматовского «Петербургского текста» встраиваются и пушкинский Петербург, и Петербург Достоевского, и Петербург Блока. Формирование образа современного города эволюционирует от довоенного Петербурга к Ленинграду военного времени. Предметность, детализированность «Петербургского текста» А. А. Ахматовой необходима для передачи чувства в его кульминационном проявлении. Это чувство — всегда конкретное, поэтому требует отражения в конкретных вещах, в реальных предметах. В ахматовских произведениях о Петербурге переплетаются патетические, лирико-интимные, иронические и трагические ноты, сливаясь в сложную и могучую «симфонию» «Петербургского текста».

На основании вышеизложенного можно сформулировать несколько выводов

1. Петербург в лирике А. Ахматовой осмысливается как город Петра, творческая колыбель поэта и источник вдохновения, сложный в своей культурной иерархии город, в котором поэт выделяет различные пласты, принципиально важные в ахматовском восприятии Города: «Петербург Пушкина», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока», «Петербург Гумилёва», «Петербург Ахматовой». Художественные детали, которые определяют поэтическую «биографию» Города и структуру «Петербургского текста» Ахматовой.

2. Если Ахматова избегала именовать город, то Ленинград всегда для нее был Ленинградом. Это имя Города освящено блокадой.

3. В лирике последних двух десятилетий «Петербургский текст» Ахматовой характеризуется мотивом памяти, который определяет его структуру и содержание.

  1. Галаева, М. Образ «дома» в поэзии Анны Ахматовой: Дисс.. канд. филол. наук. — М., 2004
  2. Крутий, С. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов. О. Мандельштам и А. Ахматова: Дисс. канд. филол. наук. — Магнитогорск, 2005
  3. Смирнова, Н. Символизм как текст культуры в творческом сознании Анны Ахматовой: Дисс. канд. филол. наук. — Иваново, 2004
  4. Фоменко, О. Православно-христианские основы творчества Анны Ахматовой: Дисс. канд. филол. наук. — Нерюнгри, 2000
  5. Мусатов, В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. — М., 1992. Вып. 1. — С. 103–110
  6. Мусатов, В. «В то время я гостила на земле…» Лирика Анны Ахматовой. — М.: Словари.ру, 207. 496 е.;
  7. Тименчик, Р. Д. Художественные принципы предреволюционной поэзии Анны Ахматовой: Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Тарту, 1982
  8. Пахарева, Т. А. Художественная система Анны Ахматовой. — Киев, 1994 и др.
  9. Ахматова, А. Соч.: В 2 т. — М.: Правда, 1990.
  10. Жирмунский, В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973.
  11. Вербловская И. Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. СПб, 2002.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector