13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему у лермонтова грустные стихи

О стихах Лермонтова

Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает , полный размышлений о жизни и смерти , о добре и зле , о смысле бытия, о любви и верности , о прошлом и будущем.

Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны

В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своём воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – «любимый идеал поэта», таков и лирический герой стихотворения «Парус»

…. А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой.

То общество, с которым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для него олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности.

…Мелькают образы бездушных людей,
Приличьем стянутые маски, –

Пишет он в стихотворении «1–е января». Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже мотивы обречённости. Лермонтов был всегда предельно искренен, никогда не скрывал, не маскировал своих чувств:

О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!…

Поэт воспринимает современную ему Россию как «страну рабов, страну господ», как царство произвола, мглы. Его самого остро ранило непонимание сверстников, злоба врагов, но всего более — «друзей клевета ядовитая». Все это усиливало трагический характер его поэзии:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать?…
А годы проходят – все лучшие годы!
… И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка….

Причем Лермонтов не был мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к подвигу. «Так жизнь скучна, когда боренья нет!» — восклицал он. Смысл жизни Лермонтов ярко выразил в словах:
… жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых

Лермонтов написал много прекрасных стихотворений о любви к природе, к Родине. Он любил «её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям», любил русский народ, понимал его страдания, писал о «печальных русских деревнях». Лермонтов подчеркивал, что прежде всего в общении с родной природой и с Богом человек обретает счастье.
Поэт спорит с тем, кто не верит в любовь, он признаёт её сильнейшим и благотворным чувством, возвышающем душу.
Несмотря на все разочарования, какие Лермонтов пережил в жизни, он верил, что «мир для счастья сотворен», он называл надежду «богом грядущих дней»

“На всех портретах Лермонтов печален. “

27 июля 1841 года у горы Машук в Пятигорске был убит на дуэли Михаил Юрьевич Лермонтов.

26 июня 2018 года не стало Андрея Дементьева.

Андрей Дементьев посвятил своему любимому поэту сборник стихов “Россия – страна поэтов”

“За эти полвека я написал много стихотворений, которых без Лермонтова и его Поэзии просто бы не было. И еще мне очень хотелось рассказать о нем самом, как я чувствовал и понимал эту гениальную личность, этого мужественного и не очень счастливого человека… И вот теперь собрал эти стихи в книгу, которую посвящаю своему любимому Поэту.”

«На всех портретах…»

На всех портретах
Лермонтов печален.
Порой задумчив.
Иногда суров.
И в дни, когда
Со славою венчали,
И в сладкий миг
Предчувствия стихов.
Нигде ни разу
Он не улыбнулся.
И на портретах
Тот же строгий лик:
И у повесы
С юнкерского курса,
И у Поэта,
Взявшего Олимп.
Наверное, в душе
Все было
Слишком зыбко.
И потому
Невеселы штрихи…
Но сохранили нам
Его улыбку
Надеждой озаренные
Стихи.

В отчем доме

Тарханы. Лунная ночь

Лермонтов и Варенька Лопухина

Они прощались навсегда,

Хотя о том пока не знали.

Погасла в небе их звезда,

И тихо свечи догорали.

«Я обещаю помнить вас…

Дай бог дожить до новой встречи…»

И каждый день, и каждый час

Звучать в нём будут эти речи.

Она его не дождалась,

С другим печально обвенчалась.

Он думал: «Жизнь не удалась…»

А жизнь лишь только начиналась.

Он ставит в церкви две свечи.

Одна — за здравие любимой,

Чтоб луч её мерцал в ночи,

Как свет души его гонимой.

Свечу вторую он зажег

За упокой любви опальной

И может, пламя горьких строк

Зажглось от той свечи печальной?

Две горьких жизни…

И смерть их чувства уравняла,

Когда у женского лица

Свеча поэта догорала.

Варвара Лопухина-Бахметева. Акварель Михаила Лермонтова

«Домик Лермонтова в Пятигорске…»

Домик Лермонтова в Пятигорске.
Примечательный и неброский.
Окна узкие.
Низкий вход.
Сени.
Бурка – от непогод.
На скамейке —
Чубук старинный…
Все по-русски —
Гостеприимно:
В кухне —
Старенький самовар,
По преданию —
Чей-то дар.
К временам
Возвращаюсь
Давним —
Слышу
Шорох
Шагов по камню.
Груша юная на сносях…
Вновь папаху сорвал косяк.
Входит Лермонтов в кабинет.
Нет поручика.
Есть Поэт.
Он судьбу здесь свою не предал,
Завершая бессмертный круг…
Был готов и к боям, и к бедам.
Но не смог миновать Машук.

Кинжал

Как известно, ссора Лермонтова с Мартыновым произошла в доме генерала Верзилина после безобидной шутки поэта по поводу мартыновского кинжала. Не поняв юмора и не приняв извинений, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль

ПЕРЕД ДУЭЛЬЮ

В Железноводск пришла весна,

Скорей похожая на осень.

Я все дела свои забросил.

И нас дорога понесла.

Висели тучи низко-низко.

Ручей под шинами пропел.

Фонарь, как вялая редиска,

В тумане медленном алел.

На повороте у дороги

Стоял обычный старый дом.

И сердце замерло в тревоге,

Как будто жил я в доме том.

Звенели женщины посудой.

Кому-то было недосуг.

. В то утро Лермонтов отсюда

Верхом помчался на Машук.

«Над Машуком гроза…»

Бабушка Лермонтова

Елизавета Алексеевна Арсеньева

Внука своего пережила…

И четыре чёрных года

Душу ей страдальческую жгла.

Как она за Мишеньку молилась!

Чтоб здоров былИ преуспевал.

Только бог не оказал ей милость

И молитв её не услыхал.

И она на бога возроптала,

Повелев убрать из комнат Спас.

А душа её над Машуком витала:

«Господи, почто его не спас?!»

Во гробу свинцовом, во тяжёлом

Возвращался Лермонтов домой.

По российским побелевшим сёлам

Он катился чёрною слезой.

И откуда ей достало силы —

Выйти за порог его встречать…

Возле гроба бабы голосили.

«Господи, дай сил не закричать…»

Сколько лет он вдалеке томился,

Забывал между забот и дел.

А теперь навек к ней возвратился.

Напоследок бабку пожалел.

Место первоначального погребения Михаила Юрьевича Лермонтова в Пятигорске

Завещание

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж. Да что моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.

Читать еще:  Как поздравить маму парня с днем рождения не в стихах

А если спросит кто-нибудь.
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря,
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых.
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали,
И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна.
Как вспомнишь, как давно
Расстались. Обо мне она
Не спросит. все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет –
Ей ничего не значит!

1840 г. М.Ю.Лермонтов

Лермонтов в Тарханах

Лермонтовская площадка в Кисловодске

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Литература. 9 класс

Урок 21. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Смерть поэта». «Дума». «И скучно, и грустно»
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «Михаил Юрьевич Лермонтов. «Смерть поэта». «Дума». «И скучно, и грустно»».
1. Основные вехи биографии М. Ю. Лермонтова. Личность, судьба, эпоха
2. «Смерть поэта»
3. Лермонтовский Кавказ
4. «Дума». Эпоха безвременья в творчестве Лермонтова
5. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «И скучно, и грустно».
Для успешного обучения необходимо освоить все элементы содержания, а также вспомнить знакомые вам стихотворения Лермонтова и подумать над вопросом: Какое настроение преобладает в стихотворениях Лермонтова? Какой основной мотив преобладает в творчестве поэта?
На этом уроке
Вам предстоит узнать страницы биографии и творчества М. Ю. Лермонтова.
Вы сможете на основании анализа стихотворений «Смерть поэта», «Дума», «И скучно, и грустно» сделать выводы об особенностях лирики М. Ю. Лермонтова.
Словарь:
o Жанр — вид художественного произведения.
o Стиль — эстетическое свойство художественного произведения (творчества писателя в целом, течения, направления, эпохи): общность всех сторон и элементов произведения, придающая ему своеобразие, определенную оригинальность
o Элегия — жанр поэзии, лирическое стихотворение с оттенком грусти, раздумья, поэтической интимности.
o Ода — торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.
o Ритмика — ритмический строй стихотворного произведения или группы произведений того или иного поэта.
o Мотив — второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.
o Тема — круг жизненных явлений, изображённый в произведении
Основное содержание урока
Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звёзды, вы ясны, как счастье моё!
Чем ты несчастлив,
Скажут мне люди? –
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо —
— Звёзды и небо! — а я человек.
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы желал.
«Нет другого поэта, который бы так явно считал небо своей родиной и землю — своим изгнанием…» С. А. Андреевский
Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была коротка и трагична. Детство поэта, омрачённое ранней смертью матерью и ссорой отца с бабушкой, прошло в Тарханах. Болезненный ребёнок остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсентьевой, которая нежно любила его, заботилась о здоровье и воспитании, возила в Подмосковье и на Кавказские Воды. Кавказ оставил неизгладимые впечатления в душе мальчика, с ранних лет вошёл в сознание Лермонтова как край свободы и возвышенных страстей.
Одарённый, серьёзный, хорошо подготовленный домашними учителями, четырнадцатилетний подросток Лермонтов переехал с бабушкой в Москву и поступил в университетский благородный пансион. Уже в первых стихах Лермонтова, которые он начал писать в эти годы, звучали темы декабристской поэзии.
Осенью 1830 поэт вступил в число студентов Московского университета. Напуганное событиями 14 декабря 1825 года, николаевское правительство ставило своей целью не просвещать и не образовывать юношество, а воспитывать в университете верных престолу чиновников. Однако, по словам Герцена, с которым в Московском университете в одно время учился Лермонтов, больше лекций и профессоров развивала студентов возможность столкнуться друг с другом, обменяться мнением, обсуждать, читать… «Московский университет своё дело делал…»
Лермонтову не удалось доучиться в университете. В 1832 году он был «выгнан из университета» за «нарушение университетского устава», дерзко отвечая на экзамене и уличив профессоров в невежестве. Тем самым Лермонтов закрыл себе доступ в другие университеты. Ему пришлось ехать в Санкт-Петербург и поступать в юнкерскую кавалерийскую школу.
В 1837 году Лермонтов пишет стихи на смерть Пушкина «Смерть поэта», за которые удостаивается славы и ссылки.
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова занимает в истории отечественной литературы особое место: это наиболее ранняя по времени и несравненная по поэтической силе обобщающая оценка исторического, всенародного значения Пушкина, его «дивного гения» для России, и в этом смысле выдающийся акт общественного, национального самосознания».
«Никто из поэтов не начинал так смело и так вдохновенно, как Лермонтов! Ничья слава не бывала ещё так внезапна! Вот он сказал слова правды о великом поэте, которого даже лично не знал. И уже обречён. И его ожидает та же судьба и та же гибель — на поединке» — пишет исследователь творчества Лермонтова И. Андроников.
Стихотворение «Смерть поэта» представляет собой лирический монолог, в котором речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. Возвышенная, восходящая к жанру оды интонация сменяется плавной, задумчивой речью, с воспоминаниями, сожалениями, свойственными элегии.
С одной стороны, обличительные эпитеты, громкие и негодующие:

Не вынесла душа
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
С другой стороны, слова и образы, свойственный элегии:
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать
Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.
Но что именно волнует поэта? Только ли смерть Пушкина? Почему тогда стихотворение не названо «Смерть Пушкина»? Кто адресат его гневного послания? Только ли Дантес, непосредственный виновник смерти Пушкина?
В стихотворении есть строки, которые Лермонтов дописал позже, они-то и послужили причиной отправления поэта в ссылку. Внимательный читатель сразу найдёт их.
Ключевые моменты жизни поэта сопровождал Кавказ: детство, рождение поэта (начало литературной славы) и смерть Лермонтова — все эти важнейшие этапы жизни и творчества связаны с Кавказом. Этот «край свободы и чести, родина благородных и возвышенных страстей», не мог не отразиться на творчестве Лермонтова. Без Кавказа, возможно, не было бы «Мцыри», «Демона», «Героя нашего времени».
Возможно, на Кавказе Лермонтов чувствовал себя чуть ближе к желанным звёздам? Ему казалось, что там он слышит голос матери, такой же таинственной и недоступной, как звёзды? Там же он встретил «пару божественных глаз» — первую детскую любовь…
Вскоре после возвращения Лермонтова из ссылки на страницах журнала санкт-петербургского «Отечественные записки» появилось его стихотворение «Дума».
В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Однообразная и скучная жизнь не удовлетворяла поэта, который чувствовал в себе много душевных сил для великих дел. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума».
Это стихотворение прозвучало как бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство — следствием бездействия. Лермонтов приходит к выводу, что мир враждебен человеку, а человек, став индивидуалистом, желает свободы, в том числе и от общества.
Короткая жизнь Лермонтова была полем битвы сильных чувств в его духовной жизни. Стремление преодолеть разлад, дисгармонию человека и общества обусловили тему вольности в его лирике. Но невозможность мира понять мятущегося поэта породила трагическое одиночество его лирического «я». Потому тема вольности и мотив одиночества становятся центральными в его творчестве.
В конце жизни Лермонтов написал пронзительное стихотворение «И скучно, и грустно», которым как будто подвёл безутешный итог своих жизненных исканий, ощущений, наблюдений.
Основные выводы:
• Николаевская эпоха породила эпоху безвременья, в которой яркая личность Лермонтова чувствовала себя потерянной, лишённой цели, оторванной от общества.
• Тема вольности и мотив одиночества становятся центральными в творчестве Лермонтова.
• Жизнь и творчество Лермонтова — противоборство «двух непримиримо враждебных сторон расколотого мира», контраст «света и тени, добра и зла, жизни и смерти».
Литература:
1) Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2017.
2) Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017
3) И. Андроников. Лермонтов. Исследования и находки
Разбор типового тренировочного задания
Выбор из выпадающего списка
Заполните пропуски в тексте:
Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не ________ (1) и их признаками, а ___________(2). Этот переход от мышления ___________(1) к мышлению ___________ (2) характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к его концу.
(1) жанрами, родами, стилями
(2) стилями, жанрами, родами
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, вспомните особенности изученных на уроке стихотворений Лермонтова.
2. Вспомните черты жанров оды, элегии. При необходимости обратитесь к словарю терминов, расположенному в начале данного конспекта. Найдите признаки оды и элегии в стихотворении «Смерть поэта». О чём говорит смешение признаков разных жанром в одном произведении?
3. Выберите правильный ответ.
Разбор типового контрольного задания
Почему Лермонтов в лирике обращается к историческому прошлому?
1) Поэт разочарован в своём поколении и с сожалением оглядывается назад, на героическое историческое прошлое.
2) С целью просветить народ и рассказать ему, как на Руси жилось хорошо.
3) Лермонтов хочет подчеркнуть, как стремительно развивается современное ему общество
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос.
2. Вспомните причины одиночества Лермонтова. Вспомните стихотворение «Дума». Можно ли назвать его одиночество «одиночеством в толпе». Почему?
3. Подумайте и выберите правильный ответ.

Читать еще:  Какой должна быть идеальная девушка стих

Определите, какие цитаты характеризуют поэзию Пушкина, а какие — Лермонтова.

Михаил Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать… (+ Анализ)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

«И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… Но кого же. На время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…

Дата создания: 1840 г.

В. Г. Белинский писал об этом стихотворении: «„И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения.

Странные люди! Им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!» (Белинский, т. IV, с. 527).

  • I Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Михаила Лермонтова (1)
  • II Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (2)
  • III Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (3)

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Михаила Лермонтова (1)

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти Пушкина, которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

Романс к И… (“Когда я унесу в чужбину…”)

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (2)

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Читать еще:  Сколько стихотворных строк стихов входит в восьмистишие

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды» . Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Нет, я не Байрон, я другой…(+анализ)

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы . Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.
Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (3)

История создания
Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Нет, не тебя так пылко я люблю… (+ Анализ)

Тема
В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: ««некому руку подать»». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция
Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр
Произведение можно определить как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. Михаил Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности
Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – ««минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; «эпитеты –»«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: ««Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: