4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Под каким псевдонимом писал стихи бугаев

Андрей Белый

Борис Николаевич Бугаев, больше известный как Андрей Белый, родился 26 октября 1880 года в семье профессора, известного математика Николая Васильевича Бугаева, и прожил первые свои годы в самом центре Москвы, на Арбате. В профессорском доме часто бывали знаменитости: научные деятели, люди богемы, композиторы и писатели. Мальчик с детства впитывал атмосферу красоты и гармонии искусства. Но особенно Борис увлекался поэзией, писал стихи, а в двадцать три года, будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, опубликовал свой первый сборник — «Северная симфония».
Естествознание будущего поэта интересовало мало, все свободное время он уделял любимой поэзии. О талантливом молодом человеке вскоре заговорили в литературных кругах, он познакомился с известными литераторами того времени, а о своей настоящей специальности вскоре совершенно забыл. В то же время юноша взял себе литературный псевдоним — Андрей Белый. Цвет, который он выбрал для своей новой фамилии, символизировал чистоту, духовность и успокоение.
В то время самым близким другом для него был поэт Александр Блок, с которым Белый познакомился в начале 1890-х годов. Блок был известен, талантлив и непонятен. К тому же, немного времени уделяя своей молодой жене (его свадьба с Любовью Менделеевой состоялась в 1903 году), предпочитал все время проводить с легкодоступ-ными женщинами, чисто меняя подруг и утоляя чувственную сторону любви в публичных домах. Нередко он появлялся дома лишь под утро, а безутешная Люба все чаще сетовала на свое унизительное положение близкому другу супруга — Андрею Белому, который при каждом удобном случае навещал молодую женщину. Та привыкала к новому знакомому все сильней, часами говорила с ним. рассказывала о своих обидах и не осуществившихся мечтах и тонула в поразительных, редкого цвета глазах Андрея.
Все, кто знал Белого, отмечали его удивительную, словно бы неземную красоту, глубокие, синие глаза, обрамленные темными, густыми ресницами, и светлые, белокурые волосы, с которыми поэт казался еще совсем мальчишкой. Зинаида Гиппиус так писала об Андрее Белом: «Удивительное это было существо. Вечное играние мальчика, скошенные глаза, танцующая походка, бурный водопад слов. вечное враньё и постоянная измена». В нем было что-то одухотворенное, притягательное, странное, что сильно влекло к нему женщин. Чувственный, утонченный и понимающий молодой человек вскоре стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви. Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый. Они стали любовниками.

«Я была брошена на произвол всякого, кто стал бы за мной ухаживать», — вспоминала о том времени супруга Блока, словно оправдывая безумную страсть, которую испытывала к молодому поэту. Тот признавался близким, что чувствует обреченность и безнадежность их любви, однако разорвать эту прочную связь ни Белому, ни Менделеевой не удавалось. Они страдали, мучили друг друга, расставались и снова шли друг к другу на встречу. Но Любонь Дмитриевна не желала разрушать семью, а Белый, видя страдания Блока и своей возлюбленной, предпочитал наблюдать со стороны, не предпринимая никаких решительных действий. Их страстные отношения продолжались два года. Тогда же Любовь Менделеева, окончательно запутавшись в своих отношениях с мужем и возлюбленным, приняла решение на время расстаться с любовником и подумать о дальнейшей жизни. Так прошло десять трудных месяцев, когда Белый даже подумывал о самоубийстве, а Менделеева не могла определиться окончательно, разрываясь между чувствами и здравым рассудком. Наконец, она сообщила поэту, что остается с мужем, а его, возлюбленного, хочет навсегда вычеркнуть из своей жизни. Расставшись со своей мечтой, подавлен-ный и покинутый Андрей Белый уехал из Петербурга и отправился за границу и надежде забыть о любимой женщине. Любовь Дмитриевна Менделеева вернулась к Блоку. Тот, уставший от многочисленных романов, уже совершенно больной и разочарованный, был рад возвращению супруги. Его даже не смутил тот факт, что жена ждала ребенка от другого мужчины, актера Давидовского, с которым у Менделеевой была непродолжительная любовная связь. Блок пообещал любить ребенка и трепетно заботился о супруге, пока та не родила младенца. Через несколько дней после рождения ребенок умер, а супруги, вместе пережив это горе, сблизились еще больше.
Андрей Белый два года жил за границей, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Александру Блоку и Любови Менделеевой. Вернувшись в Россию, поэт женился на Асе Тургеневой и вместе с ней в 1910 году совершил ряд путешествий в Тунис, Палестину и Египет. Спустя год супруги перебрались в Европу, где прожили около четырех лет.
Вернуться на родину Белый смог лишь в 1916 году. Это был уже совершенно другой, измученный страданиями, так и не сумевший забыть бывшую возлюбленную, со сломанной судьбой и разрывающимся сердцем человек. Семейная жизнь у него не ладилась, в 1918 году Ася решила навсегда расстаться с мужем и уйти к другому. Андрей Белый остался совершенно один. Даже когда в 1921 году скончался Александр Блок, поэт не предпринял никаких попыток вернуть Менделееву.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ
* Существует премия Андрея Белого. Это — старейшая независимая литературная премия в современной России. Учреждена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатского литературного журнала «Часы». В круг учредителей премии входили Борис Иванов, Борис Останин, Виктор Кривулин, Аркадий Драгомощенко и др.
Премия получила название в честь Андрея Белого, оставившего заметный след и в русской поэзии, и в прозе, и в гуманитарных исследованиях, и присуждалась соответственно по трём номинациям. Материальное содержание премии составляло один рубль, бутылку водки (в просторечии водку, как известно, часто называли «белым») и яблоко в качестве закуски.

* А. Белый умел предсказывать будущее. В 1903 году он предсказал собственную смерть «от солнца». Так, в общем-то, и произошло: спустя три десятилетия он умер от кровоизлияния в мозг – последствия солнечного удара…

* Андрей Белый не отличался объективностью. Его оценка себя самого, своих друзей и исторических событий, очевидцем которых он был, неоднократно менялась в разные периоды жизни. Известного публициста Н. Валентинова (Н. Вольского) просто обескураживала эта черта писателя-символиста.

* Замятин:
«За годы встреч с Белым мне пришлось видеть у него ошеломляющие повороты. Принцип, прокламированный в понедельник, в субботу уже отрицался. Яростный „левый“ заскок сменялся таким же заскоком вправо. Оценка некоторых писателей изменялась в течение самого короткого времени. Сегодня увлечение, например, Л. Андреевым, завтра презрительный приговор: некультурный талантик. Положительная рецензия на какую-нибудь книгу, помещенная Белым в „Весах“, дней через десять заменялась в разговоре отрицательной. Впросак попадают те, кто, судя по напечатанному Белым, думают, что это в данный момент выражало его мысли и убеждения. Подобную ошибку делают все, лично его не знавшие. Часто бывало, что рядом с тезой, напечатанной Белым, находилась антитеза словесная, и именно она, а не теза, представляла в тот момент его убеждение. Антитез могло быть несколько».

* Андрей Белый писал о своих детских годах:
«Родители вели из-за меня борьбу. Я был с уродом папой против красавицы мамы и с красавицей мамой против урода папы. Каждый тянул меня в свою сторону. Они разорвали меня пополам. Да, да. Разорвали мое детское сознание, мое детское сердце. Я с детства раздвоенный. Чувство греха. Оно меня мучило уже в четыре года. Грех – любить маму. Грех – любить папу. Что же мне, грешнику, делать, как не скрывать грех? Я был замкнут в круг семейной драмы. Я любил и ненавидел, – и шепотом и почти с ужасом: – Я с детства потенциальный отцеубийца. Да, да! Отцеубийца. Комплекс Эдипа, извращенный любовью. Мама била меня за то, что я любил папу. Она плакала, глядя на меня: „Высоколобый, башковитый. В него, весь в него. В него, а не в меня“.
Мама была настоящей красавицей. Ах, нет. Достоевский не прав – красота не спасет мир! Какое там – спасет! Мама была очень несчастлива. Знаете, красивые женщины всегда несчастны и приносят несчастье другим. Особенно своим единственным сыновьям. А она была красавицей. Константин Маковский писал с нее и со своей тогдашней жены, тоже красавицы, картину „Свадебный обряд“. А маме от ее красоты радости не было никакой. Одно горе. Ей и мне».

Со временем в жизни Андрея Белого появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, смогла уйти от законного мужа лишь в 1929 году и спустя несколько месяцев стала супругой Белого.
Последние годы жизни А. Белый посвятил писанию обширных мемуаров, представляющих чрезвычайно большой интерес для истории и литературоведения. В это время им написаны книги: “На рубеже двух столетий”, (1930), “Начало века. Воспоминания”, (1933), “Между двух революций”, (1933).
Последние годы жизни Белого не составляют исключения, скорее даже наоборот: пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над “Москвой” с путевыми заметками “Ветер с Кавказа” и “Армения”, с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию. Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи. Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой “орнаментальной прозы”.
Если представить последние два года жизни Андрея Белого в виде хронологической канвы, то это будет выглядеть следующим образом:

1933 год
ЯНВАРЬ

В Москве. Январь. Избран в культурно-просветительную секцию групкома ГИХЛ.
Середина января. Выходят в свет «Маски. Роман» (тираж 5000 экз.).
15 января. Выступает с докладом «Гоголь и “Мертвые души” в постановке Художественного театра».
26 января. Прения по докладу Белого «Гоголь и “Мертвые души”» в постановке Художественного театра».
Конец января — 6 февраля. Работает над статьей о романе Ф. В. Гладкова «Энергия».
30 января. Посещает С. М. Эйзенштейна (беседа о кино, о Гоголе, о японской гравюре).

10 февраля. Вечер у И. М. Гронского. Знакомится с В. В. Куйбышевым, А. И. Стецким.
11 февраля. «Вечер Андрея Белого» в Политехническом музее.
27 февраля. Повторение «вечера Андрея Белого» в Политехническом музее.

Написана статья «О себе как писателе».
— Сделана киносъемка и запись голоса Белого на кинофабрике «Союзкино» .
23 марта. Закончена 1-я часть воспоминаний «Между двух революций» — «Омут».

Первая половина мая. Работает над словарем рифм.
17 мая. Отъезд в Коктебель с К. Н. Бугаевой.

В Коктебеле — посещения М. С. Волошиной, знакомство с Б. В. Томашевским, общение с О. Э. Мандельштамом.
— Пишет очерк «Дом-музей М. А. Волошина».
В июле 1933 г., отдыхая в Коктебеле, Белый получил солнечный удар; вызванные им сильные головные боли привели к тяжелой болезни и, в конце концов, послужили причиной смерти.
15 июля. Обморок, сильные головные боли.
16 июля. Врачебный диагноз: солнечное перегревание, сильный склероз.
29 июля. Отъезд из Коктебеля в Москву.

В Москве. Продолжение болезни.

Начало работы над 2-й частью воспоминаний «Между двух революций» (или 4-м томом воспоминаний).

Частые приступы сильных головных болей.
31 октября. Участвует в заседании научной секции Горкома писателей.
Вторая половина ноября. Выходят в свет воспоминания «Начало века» (тираж 5000 экз.).
— Предложение «Издательства Писателей в Ленинграде» напечатать книгу «Между двух революций» (вместо ненаписанного романа «Германия»).

2 декабря. Последний день работы над воспоминаниями.
4 декабря. Последняя прогулка. Приступ головных болей.
8 декабря. Переезд в клинику.
29 декабря. Диагноз болезни: кровоизлияние в мозг на почве артериосклероза.

8 января. В 12 час. 30 мин. скончался от паралича дыхательных путей в присутствии жены и врачей.
9 января. Гражданская панихида в помещении Оргкомитета Союза советских писателей (ул. Воровского, 50). Некролог в «Известиях», подписанный Б. А. Пильняком, Б. Л. Пастернаком, Г. А. Санниковым.
10 января. Похороны Андрея Белого (в 16 час. — кремация).
18 января. Захоронение урны на Новодевичьем кладбище в Москве.

С первых своих шагов в литературе Белый – символист, поклонник философа-идеалиста В. Соловьева. Он усиленно разрабатывал теорию символизма. Враждебный материализму идеалист-неокантианец в основе своих взглядов, Белый судорожно метался от одной философской доктрины к другой. В центре его исканий стояла богостроительская схоластика, окрашенная в мистические тона. “Смысл искусства,- утверждал Андрей Белый,- только религиозен”. Белому принадлежит много книг по теории художественного мастерства (“Символизм”, “Луг зеленый”, “Арабески”, “Мастерство Гоголя”). Более значительное место, чем поэзия, в творчестве Белого занимала проза – романы “Серебряный голубь” (1909), “Петербург” (1914), “Котик Летаев” (1922), “Москва” (1926-1932). Эти произведения по существу гротескно-сатирические, однако действительность дается в них в мистическом преломлении. Им свойственна разбросанность, клочковатость сюжета, смещение временных плоскостей и граней, подчеркнутая игра ритмами и звуками.

ПОЁТ ОБЛЕТАЮЩИЙ ЛЕС…

Поёт облетающий лес
нам голосом старого барда.
У склона воздушных небес
протянута шкура гепарда.

Не веришь, что ясен так день,
что прежнее счастье возможно.
С востока приблизилась тень
тревожно.

Венок возложил я, любя,
из роз – и он вспыхнул огнями.
И вот я смотрю на тебя,
смотрю, зачарованный снами.

Читать еще:  Чем текст песни отличается от стиха

И мнится – я этой мечтой
всю бездну восторга измерю.
Ты скажешь – восторг тот святой?
Не верю!

Поет облегающий лес
нам голосом старого барда.
На склоне воздушных небес
сожженная шкура гепарда.

Человек дня: Андрей Белый

26 октября 1880 года родился поэт и писатель Андрей Белый

Личное дело

Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев, 1880 – 1934) родился в Москве, в семье выдающегося математика Николая Бугаева. С 15 лет начал писать стихи, лирическую прозу, фантастические и сказочные произведения, драмы. В 1899 году окончил Поливановскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.

Испытывая интерес к достижениям физики, химии и биологии, Борис, тем не менее, с не меньшей силой увлекается искусством, проблемами философии и эстетики. В 1901 году, по его воспоминаниям, он окончательно понимает, что должен связать свою жизнь с литературным творчеством. «Я осознаю впервые отчетливо, что мой путь – не путь науки и что естественный факультет – лишь случайная веха моего развития». Тем не менее он продолжил обучение и с отличием окончил университет два года спустя, а в 1904 – 1905 годах занимался также на историко-филологическом факультете.

Вскоре по инициативе Бугаева возникает литературный кружок «Аргонавты», объединивший молодых поэтов-символистов Московского университета. Туда вошли Эллис (Л. Л. Кобылинский), А. С. Петровский, С. М. Соловьев, В. В. Владимиров, М. И. Сизов, также в деятельности кружка участвовали художники, философы, музыканты. Сам Борис Бугаев начал использовать псевдоним Андрей Белый.

В эти годы публикуются первые произведения Андрея Белого в созданном им жанре «симфоний», где прозаическое повествование строится по законам симфонической музыкальной формы (1-я симфония «Северная, героическая» 1900; 2-я симфония «Драматическая» 1902).

С 1903 года Андрей Белый переписывается с Александром Блоком. В том же году впервые публикуются его стихи: цикл «Призывы» напечатан в третьем выпуске альманаха «Северные цветы».

В 1904 году Андрей Белый публикует свой первый поэтический сборник «Золото в лазури». С этого же года Белый – постоянный сотрудник основного символистского журнала «Весы». Он лично знакомится с семьей Блока. С 1905 года Андрей Белый живет в Петербурге. Развитие его отношений с Любовью Блок (Менделеевой) привело к тому, что августе 1906 года Андрей Белый вызвал Александра Блока на дуэль, а год спустя вызов послал уже Блок Белому, но в обоих случаях поединки не состоялись.

После того, как Андрей Белый напечатал рассказ «Куст», в котором Любовь Дмитриевна увидела отражение их истории, она настояла на разрыве всех отношений. Однако переписка между Белым и Блоком продолжалась до самой смерти Блока и составила важнейшую часть эпистолярного наследия Серебряного века.

С осени 1906 по весну 1907 года Андрей Белый совершает поездку за границу, живет в Мюнхене и Париже, изучает живопись, интенсивно общается с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус. В последующие несколько лет он становится одним из самых активных участников литературной жизни в России, выступает с критическими и теоретическим статьями о символистской поэзии, принимает участие в диспутах, сотрудничает с журналами и издательствами, участвует в работе литературных организаций (Общество свободной эстетики, Московский литературно-художественный кружок, Дом песни).

В 1909 году выходят вторая и третья книги его стихов – «Пепел» и «Урна». Андрей Белый задумывает создать эпическую трилогию о философии русской истории «Восток или Запад». Первой частью этого нереализованного до конца замысла стал опубликованный в 1909 году роман «Серебряный голубь». В том же году он знакомится с Анной Тургеневой (Асей), племянницей Ивана Тургенева. Они совершают путешествие по Сицилии, Тунису, Египту и Палестине. В 1912 году Андрей Белый и Ася Тургенева в Германии знакомятся с мистиком Рудольфом Штейнером, создателем антропософии. Они глубоко проникаются этим учением, слушают лекции Штейнера и участвуют в строительстве антропософского храма в швейцарском Дорнахе. Андрей Белый часто возвращается в Дорнах и порой подолгу там живет, Ася Тургенева остается в общине Штейнера насовсем. В 1912–1916 годах Андрей Белый прослушал свыше 400 лекций Штейнера.

В 1913 году Белый становится одним из основателей Антропософского общества в Москве. В 1915 году он пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности».

В 1911 – 1913 годах Андрей Белый пишет свой знаменитый роман «Петербург». Первые два с половиной года Первой мировой он проводит в Швейцарии в антропософской общине. Затем получает уведомление о призыве на военную службу и через Францию, Англию и Норвегию возвращается в Россию, но в армию не попадает, так как сначала ему предоставили отсрочку, а потом произошла Февральская революция.

Андрей Белый приветствовал эту революцию, как и последующую Октябрьскую, видя в них возможность выхода России на новую стадию духовного развития. О его принятии революции свидетельствует поэма «Христос воскрес». Несмотря на многочисленные бытовые трудности в первые послереволюционные годы Андрей Белый не покидает страну. Он откликается на призыв начать культурно-просветительскую работу в массах и выступает как лектор и педагог. Ведет занятия по теории поэзии с молодыми писателями в Пролеткульте, издает журнал «Записки мечтателей», становится одним из организаторов Вольной философской организации (ВОЛЬФИЛЫ).

В 1921 году Андрей Белый отправляется в Берлин с целью восстановить отношения со Штейнером и Асей Тургеневой, однако это ему не удается. Ася говорит ему, что они должны расстаться навсегда.

В Германии Белый провел два года, работал редактором русского альманаха «Эпопея», выпустил более десятка своих книг, как новых, так и переизданных, совместно с Максимом Горьким и Владиславом Ходасевичем издавал журнал «Беседа». В октябре 1923 года Андрей Белый вернулся в Москву.

В России Андрей Белый начинает работать над драматической версией романа «Петербург». В результате премьера созданной им пьесы «Гибель сенатора» прошла 14 ноября 1925 года во Втором МХАТе с Михаилом Чеховым в главной роли. Также он пишет роман, который первоначально должен был называться «Слом». Работа над романом длилась несколько лет, и он превратился в трилогию «Москва» («Московский чудак» 1926, «Москва под ударом» 1926 и «Маски» 1932).

Весной 1925 года Андрей Белый и его жена Клавдия Васильева снимают две комнаты в подмосковном поселке Кучино, где живут, изредка выезжая в столицу, в Ленинград и в Коктебель к Максимилиану Волошину. В 1927 – 1929 годах Андрей Белый совершил поездки в Грузию и Армению, о которых рассказал в путевых дневниках. Наиболее значительным произведением последних лет его жизни стала автобиографическая трилогия («На рубеже двух столетий» 1930, «Начало века» 1933, «Между двух революций» 1934).

Умер Андрей Белый в Москве 8 января 1934 года.

Чем знаменит

Андрей Белый стал не только одним из выдающихся поэтов русского символизма, но также и его ведущим теоретиком и литературным критиком. Его романы «Серебряный голубь» (1909) и «Петербург» (1913) – лучшие образцы символистской прозы в русской литературе. Его творчество повлияло на многих авторов следующего поколения, как в поэзии, так и в прозе, от Владимира Маяковского до Бориса Пильняка.

О чем надо знать

Андрей Белый был основателем отечественного стиховедения. Он стремился к объективному изучению стиха, основанному на статистических подсчетах. Результаты своих исследований он представил в статьях о ритме четырехстопного ямба, опубликованных в сборнике «Символизм» в 1910 году. Эта книга определила развитие русского стиховедения в 1910-е – 1920-е годы и стала причиной того, что исследования, основанные на точных подсчетах, в стиховедении стали называть «русским методом». Вторая книга Андрея Белого по стиховедению «Ритм как диалектика» вышла в 1929 году. Анализу стиховедческих работ Андрея Белого посвящена статья Михаила Гаспарова «Белый-стиховед и Белый-стихотворец».

Прямая речь

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез —
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро,—
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,—
Мессия грядущего дня!

Андрей Белый «Родине», август 1917

Перекликаясь с Марселем Прустом в мастерстве воссоздания мира первоначальных ощущений, А. Белый делал это полнее и совершеннее. Джемс Джойс для современной европейской литературы является вершиной мастерства. Надо помнить, что Джемс Джойс – ученик Андрея Белого. Придя в русскую литературу младшим представителем школы символистов, Белый создал больше, чем все старшее поколение этой школы, – Брюсов, Мережковские, Сологуб и др. Он перерос свою школу, оказав решающее влияние на все последующие русские литературные течения. Мы, авторы этих посмертных строк о Белом, считаем себя его учениками.

Б. Л. Пастернак, Б. А. Пильняк, Г. А. Санников «Андрей Белый» (некролог) // газета «Известия» 9 января 1934 года

Голубые глаза и горячая лобная кость —
Мировая манила тебя молодящая злость.

И за то, что тебе суждена была чудная власть,
Положили тебя никогда не судить и не клясть.

На тебя надевали тиару — юрода колпак,
Бирюзовый учитель, мучитель, властитель, дурак!

Как снежок на Москве заводил кавардак гоголек:
Непонятен-понятен, невнятен, запутан, легок.

Собиратель пространства, экзамены сдавший птенец,
Сочинитель, щегленок, студентик, студент, бубенец.

Конькобежец и первенец, веком гонимый взашей
Под морозную пыль образуемых вновь падежей.

Часто пишется казнь, а читается правильно — песнь,
Может быть, простота — уязвимая смертью болезнь?

Прямизна нашей речи не только пугач для детей —
Не бумажные дести, а вести спадают людей.

Как стрекозы садятся, не чуя воды, в камыши,
Налетели на мертвого жирные карандаши.

На коленях держали для славных потомков листы,
Рисовали, просили прощенья у каждой черты.

Меж тобой и страной ледяная рождается связь —
Так лежи, молодей и лежи, бесконечно прямясь.

Да не спросят тебя молодые, грядущие те.
Каково тебе там в пустоте, в чистоте, сироте.

Стихотворение Осипа Мандельштама, посвященное памяти Андрея Белого

10 фактов об Андрее Белом

  • Изначально Борис Бугаев хотел взять псевдоним Борис Буревой, но его отговорил старший товарищ, переводчик Михаил Соловьев («будут каламбурить – Бори вой»). Он же придумал вариант «Андрей Белый».
  • Иногда Андрей Белый использовал псевдоним 2Б, означавший «Борис Бугаев».
  • Первая «Северная» симфония Андрея Белого была, по его словам, создана как импровизация на музыку Грига.
  • В 1920-е годы Андрей Белый усиленно занимался кардинальной переделкой своих старых стихов. Владимир Пяст шутил, что нужно создать «Общество защиты творений Андрея Белого от жестокого с ними обращения». В результате, например, многие стихи из второго издания сборника «Пепел» (1929) были изменены до неузнаваемости. Белый потом говорил, что «Пепел» 1909 и 1929 года – две разные книги, отразившие изменения в его мировоззрении и поэтике, произошедшие за двадцать лет.
  • В 1921 году, задолго до первых испытания ядерного оружия, Андрей Белый написал строчки: «Мир – рвался в опытах Кюри / Атомной, лопнувшею бомбой».
  • В последние годы жизни Андрей Белый также работал над двумя книгами, которые не рассчитывал напечатать в СССР. Оставшийся незаконченным философский труд «История становления самосознающей души» был частично опубликован в книге Андрея Белого «Душа самосознающая» в 1999 году, а «Воспоминания о Штейнере» вышли в свет в Париже в 1982 году.
  • Владимир Набоков называл роман «Петербург» «дивным полетом воображения» и лучшим романом XX века после «Улисса».
  • После смерти Андрея Белого его мозг был передан для исследования в Институт мозга в Москве (ныне Отдел исследований мозга Научного центра неврологии РАМН).
  • Именем Андрея Белого названа старейшая независимая литературная премия в России.
  • Всемирный центр антропософского движения в Дорнахе, где долгое время провел Андрей Белый, действует до сих пор. Сейчас в мире насчитывается около 50 тысяч приверженцев антропософского учения.

Андрей Белый — о поэте

Информация

Биография

Андрей Белый (псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) — русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма.

Родился в семье профессора Николая Васильевича Бугаева, известного математика и философа, президента Московского математического общества (1891-1903), наиболее яркого представителя Московской философско-математической школы. До двадцати шести лет Борис жил в самом центре Москвы, на Арбате. В квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира. С 1891 по 1899 год он учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая…

Андрей Белый (псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) — русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма.

Родился в семье профессора Николая Васильевича Бугаева, известного математика и философа, президента Московского математического общества (1891-1903), наиболее яркого представителя Московской философско-математической школы. До двадцати шести лет Борис жил в самом центре Москвы, на Арбате. В квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира. С 1891 по 1899 год он учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. Будучи гимназистом, сблизился с братом философа Вл. Соловьёва, издателем его трудов Михаилом Сергеевичем.

В студенческие годы он знакомится со «старшими символистами». С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. Не случайно в Московском университете он выбирает естественное отделение математического факультета, работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства».

Читать еще:  Ах как хочется весны стихи

В 1902 году Андрей Белый и его друзья организовали свой литературный кружок, получивший название «Аргонавты». В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.

В 1903 году Белый вступил в переписку с А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого Белый с отличием окончил университет. Поступил на историко-филологический факультет (1904), в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и решил посвятить некоторый период своей жизни сотрудничеству в «Весах» (1904-1909).

В то время самым близким другом для Белого был Блок, который мало времени уделял своей молодой жене Любови Менделеевой. Блок предпочитал всё время проводить с легкодоступными женщинами, а безутешная Люба все чаще сетовала на своё унизительное положение близкому другу супруга — Андрею Белому, который при каждом удобном случае навещал её. Молодой человек вскоре стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви. Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый. Они стали любовниками.

Их страстные отношения продолжались два года, а в 1906 году Блок создал знаменитую пьесу о любовном треугольнике, назвав её «Балаганчик». Тогда же Любовь Менделеева, окончательно запутавшись в своих отношениях с мужем и возлюбленным, приняла решение на время расстаться с любовником и подумать о дальнейшей жизни. Так прошло десять трудных месяцев, когда Белый даже подумывал о самоубийстве, а Менделеева не могла определиться окончательно, разрываясь между чувствами и здравым рассудком. Наконец она сообщила поэту, что остаётся с мужем, а его хочет навсегда вычеркнуть из жизни. Расставшись со своей мечтой, подавленный и покинутый, Белый отправился за границу.

Белый больше двух лет жил за рубежом, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Блоку и Менделеевой. Вернувшись в Россию, поэт женился на Асе Тургеневой и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1912 году в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, Белый работал над прозаическими произведениями. Все друзья и почитатели таланта Андрея Белого боялись, что, отдавшись Штейнеру, он потеряет свою самобытность как художник, что пропадёт своеобразность его красок и яркость его языка. Всё это причиняло ему лишние страдания и заставляло тратить силы на то, чтобы доказывать обратное. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками перебрались в Дорнах, Швейцария. Там началось строительство Иоанова здания — Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. В 1916 году Белый был вызван в Россию для проверки своего отношения к воинской повинности. Ася за ним не последовала.

После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. Белый как поэт написал ряд книг. Его стихи не менее значительны, чем художественная проза. Перу Белого принадлежит немало литературно-публицистических статей. Главнейшей его теоретической работой является книга «Символизм».

В 1917 году Борис Николаевич вновь уехал за границу. Он встретился с Асей, и для него стало ясно, что они разошлись навсегда. По стихам того времени можно почувствовать, что он очень переживал эту разлуку.

Ася решила навсегда расстаться с мужем и осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Её называли «антропософской монахиней». Будучи талантливой художницей, Ася сумела сохранить особый стиль иллюстраций, которыми пополнились все антропософские издания. Её «Воспоминания об Андрее Белом», «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума» открывают нам подробности их знакомства с антропософией, Рудольфом Штейнером и многими известными талантливыми людьми Серебряного века. Белый остался совершенно один. Он посвятил Асе большое количество стихов. Её образ можно узнать в Кате из «Серебряного голубя».

Со временем в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, смогла уйти от законного мужа лишь в 1929 году и спустя несколько месяцев стала супругой Белого. Писатель умер у неё на руках 8 января 1934 года в Москве.

Несколько слов об Андрее Белом

или о том как все начало быть

В отношении места Андрея Белого в отечественной культуре коротко, но ёмко написал Лев Котюков в своём «Слове о поэте» в связи с выходом в свет исследовательской работы З. И. Голощаповой «Кучинский остров Андрея Белого» [1]: «Андрей Белый – уникальное явление в русской литературе конца XIX – начала XX века, периода вошедшего в историю русской культуры под символическим названием Серебрянного века нашей культуры. Поэт, прозаик, философ, литературовед и публицист – он жил и творил на рубеже этих двух веков, когда в мире, а в России в особенности, происходила ломка экономических, социальных, нравственных, фундаментальных человеческих отношений и ценностей.»

Поэтому мне, как автору научно–литературного эссе символического образа Владимира Высоцкого на основе славянской азбуки «Кириллица» с эклектическим использованием понятий, явлений, законов и научного аппарата филологии, философии, физики и математики было очень лестно принять предложение З.И. Голощаповой о сотворении нечто подобного в отношении Андрея Белого [2]. Удивительно, что её предложение было сделано очень своевременно, поскольку недоброжелательные критики начали основательно «бомбить» предложенную мной концептуальную идею алгоритма разработки эклектического образа личности человека по его фамилии на основе славянской азбуки «Кириллица». Предвидя схожую реакцию со стороны таких критиков и по образу А.Белого, я заранее подготовил своеобразный ответ, содержащий компромиссную попытку возможности позитивного сближения обеих позиций. Ведь критика это тоже литература, а читатель не глупее нас и последнее слово конечно же будет за ним.

Талантливо написанный навет
Достоин изощрённого допроса.
Искусно приготовленный обед
Достоин чувственного носа.

«БЕЛОЕ ПЯТНО» В АВТОБИОГРАФИИ БОРИСА БУГАЕВА

«Белое пятно» автобиографии писателя высветилось сразу – это его более чем странный двойной псевдоним. Остальное, как говориться, было делом техники, бессонных ночей и метров исписанных страниц. Об остальном судить Вам, читатели! В отличие от многих псевдонимов известных литераторов, основной псевдоним Бориса Николаевича Бугаева – «Андрей Белый», представляется одним из самых таинственных и сложных для объяснения вложенного в него смысла, хотя бы потому, что этот псевдоним оказывается придумал не он, а … Впрочем об этом ещё рано.

К ВОПРОСУ О ПОДГОНКЕ ПОД ОТВЕТ

И когда сначала напряглось, а потом вспомнилось, что: «Правильно поставленный сложный вопрос должен указывать на путь его решения и содержать ответ в неявном виде». Однако всё не так просто. У В.Высоцкого по этому поводу есть изумительные строчки:

Гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы всё ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.

Эти строки Лев Аннинский прокомментировал так: «Классно обёрнуто. Ответов навалом. Вопрос засекречен». И когда стало ясно, что псевдоним писателя тоже зашифрован, пришла идея по поводу которой, подражая В.Высоцкому, родилось следующее:

Всё просто. Я напал на след.
На автора эксперт поглядывает косо.
В решеньи видит он подгонку под ответ,
Но не находит веского вопроса.

Парадоксальная ситуация. Эксперт не уверен что ответ правильный, но доказать этого он не может. Впрочем, я опять забегаю вперед. Итак, всё по порядку.

Б. БУГАЕВ, ОН ЖЕ – А.БЕЛЫЙ, ОН ЖЕ – АЛЬФА, ГАММА, ДЕЛЬТА И ПРОЧЕЕ И ПРОЧЕЕ.

Как уже отмечалось, первое, что обращает на себя внимание это то, что в качестве псевдонима взято не только фамилия (наиболее частый случай), но и имя, которое по этическим причинам меняют гораздо реже. Вторым любопытным обстоятельством, как уже отмечалось, является авторство этого псевдонима. Оказывается, что двойной псевдоним «Андрей Белый», по собственному признанию Б. Н. Бугаева, придумал ему отец его друга Михаил Соловьёв, который был сыном знаменитого историка, автора многотомной «Истории России с древнейших времен» Сергея Соловьёва. Идейным же учителем Бориса Бугаева был старший брат Михаила – Владимир Соловьёв. Владимир Соловьёв был авторитетным религиозным философом, поэтом и публицистом, проповедовавшим идеи древнегреческого и новоевропейского идеализма. Он оказал большое влияние на учение о мировой душе, превосходстве интуиции над разумом, значении слов как символов, дающих возможность доступа за грань сущего…

Эпитет «Белый» был взят в качестве псевдонима фамилии неспроста. В понимании «Соловьёвской школы» он означал душевную чистоту, высоту помыслов и цвет «Богопознания». Впоследствии, помимо основного псевдонима «Андрей Белый», писатель использовал многие другие псевдонимы, в том числе: А., Альфа, Быков, В., Гамма, Дельта, Зигмунд, Яновский, 2Б., Студент-естественник, Spiritus, Tacituro, Cunctator и другие. Кроме того, у А. Белого была визитная карточка, на которой было написано: «Виндалай Левулович Белорог (Единорог)» [1].

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

Фото Все

Видео Все

Белый камень души. Андрей Белый

Простые истории. Писатель Андрей Белый

Андрей Белый — биография

Андрей Белый жил в удивительную культурную эпоху, впоследствии названную «Серебряным веком». Он сделал несколько изобретений и открытий, которые легли в основу нового облика литературы в 20-м веке. Поклонники поэта уверены, что именно ему лучше всего удалось передать в своем творчестве сложности переломной эпохи.

Детство

Родился Борис Бугаев (настоящее имя Андрея Белого) 26 октября 1880 года в Москве. Отец – известный российский философ и математик Николай Бугаев. Работал деканом физико-математического факультета в Московском университете, стал основателем математической школы. Мама – Александра Бугаева (до замужества Егорова) была первой красавицей Москвы, открыла сыну мир музыки, прививала ему любовь к произведениям музыкальных классиков. Мальчик рос в необычной атмосфере, где соединялась музыка и математика, и это нашло отражение в его поэтическом наследии.

До двадцати шести лет Борис жил с родителями в центре Москвы, там, где пересекается Денежный переулок и Арбат. В настоящее время там открыт музей Андрея Белого, единственный во всем мире.

Андрей Белый в детстве

Отец мальчика имел много друзей и знакомых среди московской профессуры, поэтому в детстве его окружала творческо-культурная атмосфера. Довольно часто к ним захаживал в гости Лев Толстой.

Отношения между родителями Бориса складывались непросто, и это больно ранило неокрепшую психику будущего литератора. С годами это проявилось в странностях его поведения, неумении находить общий язык с окружающими его людьми.

В одиннадцать лет родители отдали его в одно из лучших московских учебных заведений – частную гимназию Поливанова. Больше всего он интересовался восточной религией – буддизмом, оккультизмом, и литературой. Любимыми писателями Белого стали Ницше, Ибсен, Достоевский. Спустя несколько лет он увлекся поэзией, его привлекало творчество французских поэтов и русских символистов – Брюсова, Мережковского, Бальмонта.

В возрасте пятнадцати лет молодой человек подружился с Сергеем Соловьевым. Его отец был знаменитым переводчиком, сам Сергей стал поэтом. Белый частенько бывал в их доме, участвовал в диспутах по поводу новинок в мире музыки, философии, живописи. В этом доме он впервые прочел свои собственные сочинения, нашел поддержку и обзавелся псевдонимом. С легкой руки Соловьевых он стал Андреем Белым.

В 1899-м Белый получил аттестат об окончании гимназии. Он прислушался к мнению родителей, сдал необходимые экзамены и стал студентом Московского университета. Молодой человек поступил на физико-математический факультет, на отделение естественных наук. Несмотря на творческую натуру, Андрея с детства привлекали точные науки.

В студенческие годы Белый увлекся теорией Дарвина, изучал зоологию беспозвоночных, серьезно занимался химией. При этом регулярно покупал иллюстрированный журнал «Мир искусства», на страницах которого печатались поэтические строки русских поэтов-символистов.

В 1903-м молодой человек получил диплом с отличием Московского университета. Спустя год он снова сел на студенческую скамью этого же учебного заведения, только выбрал историко-филологический факультет. Его наставником стал известный русский логик Борис Фохт, знаменитый своими переводами и философскими работами. Андрей проучился всего год, потом перестал посещать лекции. В 1906-м он обратился с прошением в деканат, и его отчислили из вуза. Именно в этот период пришло решение заняться литературой.

Литературное творчество

Зима 1901-го стала судьбоносной в биографии Андрея Белого. Именно тогда среди его знакомых появляются русские символисты – Гиппиус, Брюсов, Мережковский. К 1903-му Белый сам собрал вокруг себя молодых представителей символизма, в основном, студентов вузов. Кружок получил название «Аргонавты», Андрей выполнял роль лидера и идейного вдохновителя их сообщества.

В 1903-м Белый написал письмо поэту Александру Блоку. Потом они активно переписывались, а через год состоялось личное знакомство. Спустя несколько лет эти двое очень сблизятся, но связывать их будет не только дружба, но и вражда.

Читать еще:  Где бы ты ни был стихи

Журнал «Весы»

В начале 1904-го поэт начал тесно сотрудничать с научно-литературным изданием «Весы», выходившим раз в месяц.

Члены кружка «Аргонавты» регулярно собирались на собрания. Местом их встречи стала квартира Павла Астрова, юриста и общественного деятеля. Во время одного из заседаний поэты приняли решение создать литературно-философский сборник. В 1906-м удалось издать две первые книги, получившие название «Свободная совесть».

Спустя три года Андрей начал сотрудничать с московским издательством «Мусагет», он входил в число его основателей. Белый выполнял переводы, издавал на его страницах собственные стихи.

В 1911-м поэт отправился в путешествие по Северной Африке и Ближнему Востоку. Своими впечатлениями от этого вояжа он поделился в «Путевых заметках».

Спустя год он возвращается на родину, устраивается на должность редактора в журнал «Труды и дни». Это сотрудничество длилось недолго, вскоре Белый снова уезжает за границу, на этот раз в Берлин. Там состоялась встреча Белого и Рудольфа Штейнера, основоположника нового религиозно-мистического учения – антропософии. Андрею так понравилось учение, что он стал учеником и последователем австрийца.

Андрей Белый с Сергеем Соловьевым

В это время Белый плодотворно трудится, выпускает свои теоретические и критические статьи, собранные в трех томах – «Символизм», «Луг зеленый», «Арабески».

Постепенно Андрей начал отходить от написания поэзии, теперь он трудится над прозой. В это время он занят написанием романов «Серебряный голубь» и «Петербург», автобиографической повести «Котик Летаев».

В 1914-1916-м годах Белый находился в Швейцарии, он помогал возводить храм «Гетеанум». К концу 1916-го он был вынужден вернуться в Россию, супруга Ася за ним не последовала. Она так и оставалась в Швейцарии, продолжала дело Штейнера и занималась возведением храма.

Поэт считал Первую Мировую войну бедствием для всего человечества. Революция 1917-го воспринималась им, как возможный выход из катастрофы глобального масштаба. Он принял ее и отразил свое отношение к революционным идеям в нескольких произведениях – цикле эссе под названием «На перевале», поэме «Христос Воскрес», очерке «Революция и культура», сборниках поэзий «Звезда» и «Королева и рыцари».

Параллельно с творчеством поэт становится преподавателем пролеткульта в Москве. Он знакомил молодых поэтов революции с теорией создания поэзии и прозы.

В 1921-м Белый снова уехал за границу, но спустя два года полностью порвал с женой и вернулся на родину. После этого он много и плодотворно трудился, все больше внимания уделяя прозе. Он написал романы «Московский чудак», «Москва под ударом», «Маски». Занялся созданием мемуаров «Воспоминания о Блоке», трилогии «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».

Андрей Белый внес ощутимый вклад в литературоведческую науку, стал автором исследовательских статей «Мастерство Гоголя», «Медный всадник», «Ритм как диалектика».

Личная жизнь

Близкое знакомство с Александром Блоком сильно изменило личную жизнь Андрея Белого. Поэт влюбился в жену Блока – Любовь Менделееву, которая ответила ему взаимностью. Их связывали любовные отношения, длившиеся на протяжении четырех лет и измучившие всех троих участников треугольника. Потом случился разрыв, который Блок отразил в своей пьесе «Балаганчик», а Белый в сборниках поэзий «Урна» и «Пепел».

Одновременно с этими отношениями, Белый ухаживал и за женой Валерия Брюсова – Ниной Петровской. И снова любовный треугольник, начавшийся с невинного флирта. Женщина воспылала таким чувствами, что возводила Андрея чуть ли не в ранг божества. Наученный горьким опытом предыдущих отношений, поэт решил разорвать с Ниной все отношения, но она буквально преследовала его. Дело зашло так далеко, что чуть не закончилось трагически. Нина решилась на убийство поэта, воспользовалась перерывом между лекциями, которые читал Белый в политехе и выстрелила в него практически в упор. На счастье Андрея, у браунинга случилась осечка. Позже эту ситуацию опишет Брюсов в романе под названием «Огненный ангел».

Андрей Белый с Асей

В 1909-м в личной жизни Белого появится художница Анна Тургенева, племянница знаменитого писателя. Все называли ее просто Асей. У Белого и Тургеневой был гражданский брак, супруга отправилась с поэтом за границу в 1910-м. Они побывали в Палестине, Египте, Сицилии, Тунисе. Официальное оформление брака состоялось в 1914 году, они расписывались в Берне.

В 1916-м Белый должен был вернуться в Россию, Ася осталась в Швейцарии. Через 5 лет поэт приехал к супруге, но продолжать дальнейшую семейную жизнь не было смысла.

Андрей Белый и Клавдия Васильева

После пары лет, проведенных за границей, Андрей снова возвращается в Россию и встречает Клавдию Васильеву, свою последнюю возлюбленную. В 1925-м они переехали на дачу общих друзей в Качино, которое стало для него таким же важным, как для Толстого Ясная Поляна или как для Чехова Ялта. Он полностью занят творчеством, Клавдия окружает его любовью и заботой. Супруги расписались в 1931 году.

Андрей Белый умер 8 января 1934 года, на руках у Клавдии, которую ласково называл Клодей. Местом упокоения поэта стало Новодевичье кладбище столицы.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Борис Николаевич Бугаев

Андрей Белый (настоящее имя Бори́с Никола́евич Буга́ев; 14 (26) октября 1880, Москва — 8 января 1934, Москва) — русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма.

Содержание

Биография

Родился в семье профессора, известного математика Николая Васильевича Бугаева, и прожил первые годы в самом центре Москвы, на Арбате. В квартире, где Борис Бугаев провёл двадцать шесть детских и юношеских лет, в настоящее время действует мемориальная квартира [1] . С 1891 по 1899 год он учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлекся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Белого оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. С юношеских лет Белый пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. Не случайно в Московском университете он выбирает естественное отделение математического факультета, работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства».

В 1902 году Андрей Белый и его друзья организовали свой литературный кружок, получивший название «Аргонавты».

В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от сих пор до сих пор; соединялись в исканиях, а не в достижениях; и потому: многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня; и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок, — вспоминал Андрей Белый

. В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.

В 1903 году Белый вступил в переписку А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого Белый с отличием окончил университет. Поступил на историко-филологический факультет (1904), в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и решил посвятить некоторый период своей жизни сотрудничеству в «Весах» (1904—1909).

В то время самым близким другом для Белого был Блок, который много времени уделял своей молодой жене Любови Менделеевой. Блок предпочитал всё время проводить с легкодоступными женщинами, а безутешная Люба все чаще сетовала на своё унизительное положение близкому другу супруга — Андрею Белому, который при каждом удобном случае навещал её. Молодой человек вскоре стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви. Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый. Они стали любовниками.

Их страстные отношения продолжались два года, а в 1906 году Блок создал знаменитую пьесу о любовном треугольнике, назвав её «Балаганчик». Тогда же Любовь Менделеева, окончательно запутавшись в своих отношениях с мужем и возлюбленным, приняла решение на время расстаться с любовником и подумать о дальнейшей жизни. Так прошло десять трудных месяцев, когда Белый даже подумывал о самоубийстве, а Менделеева не могла определиться окончательно, разрываясь между чувствами и здравым рассудком. Наконец она сообщила поэту, что остаётся с мужем, а его хочет навсегда вычеркнуть из жизни. Расставшись со своей мечтой, подавленный и покинутый, Белый отправился за границу.

Белый больше двух лет жил за рубежом, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Блоку и Менделеевой. Вернувшись в Россию, поэт женился на Асе Тургеневой и вместе с ней в 1910 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1912 он сошёлся с Рудольфом Штейнером, стал его учеником, фактически отойдя от прежнего кружка писателей, работал над прозаическими вещами. В Россию возвратился в 1916 году. После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. В 1921 году уехал в Берлин, где прожил около двух лет, сотрудничая в горьковском журнале «Беседа» и пугая посетителей берлинских кафе своеобразными танцами. Затем Андрей Белый вновь возвратился в Москву, поселился в деревне и продолжал усиленно работать.

Белый как поэт написал ряд книг. Его стихи не менее значительны, чем художественная проза. Перу Белого принадлежит немало литературно-публицистических статей. Главнейшей его теоретической работой является книга «Символизм».

Белый так и не сумел забыть бывшую возлюбленную. Семейная жизнь у него не ладилась, в 1918 году Ася решила навсегда расстаться с мужем и уйти к другому. Белый остался совершенно один. Даже когда в 1921 году скончался Блок, поэт не предпринял никаких попыток вернуть Менделееву.

Со временем в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, смогла уйти от законного мужа лишь в 1929 году и спустя несколько месяцев стала супругой Белого. Писатель умер у неё на руках 8 января 1934 года в Москве. Любовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • 01.1905 года — квартира Мережковского в доходном доме А. Д. Мурузи — Литейный проспект, 24;
  • 01. — 02.1905 года — меблированные комнаты «Париж» в доходном доме П. И. Лихачёва — Невский проспект, 66;
  • 12.1905 года — меблированные комнаты «Париж» в доходном доме П. И. Лихачёва — Невский проспект, 66;
  • 04. — 08.1906 года — меблированные комнаты «Париж» в доходном доме П. И. Лихачёва — Невский проспект, 66;
  • 30.01. — 08.03.1917 года — квартира Р. В. Иванова-Разумника — Царское Село, Колпинская улица, 20;
  • весна 1920 — 10.1921 — доходный дом И. И. Дернова — улица Слуцкого, 35 (с 1918 по 1944 год так называлась Таврическая ул.).

Творчество

Литературный дебют — «Симфония (2-я, драматическая)» (М., 1902). За ней последовали «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905), «Кубок метелей» (1908) в индивидуальном жанре лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Войдя в круг символистов, участвовал в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал». Ранний сборник стихов «Золото в лазури» (1904) отличается формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами. После возвращения из-за границы выпустил сборники стихов «Пепел» (1909; трагедия деревенской Руси), «Урна» (1909), роман «Серебряный голубь» (1909; отд. изд. 1910), очерки «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1911).

Итоги собственной литературно-критической деятельности, отчасти символизма в целом, подведены в сборниках статей «Символизм» (1910; включает также стиховедческие работы), «Луг зелёный» (1910; включает критические и полемические статьи, очерки о русских и зарубежных писателях), «Арабески» (1911). В 1914—1915 вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В романе «Петербург» (1913—1914; переработанная сокращённая редакция 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Первый в задуманной серии автобиографических романов — «Котик Летаев» (1914—1915, отд. изд. 1922); серия продолжена романом «Крещёный китаец» (1921; отд. изд. 1927). В 1915 пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (М., 1917)

Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации отражено в цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918). Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса — в очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922). По возвращении в Советскую Россию (1923) создаёт романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом»; 1926), роман «Маски» («1932»), пишет мемуары — «Воспоминания о Блоке» (1922—1923) и мемуарную трилогию «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и „Медный всадник“» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: