Поэты на чьи стихи сочинял даргомыжский
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Рубрики
- Музыка (1560)
- Симфоническая (545)
- Фортепианная (399)
- Камерная (294)
- Скрипичная (187)
- Духовная (112)
- Хоровая (92)
- Народная (54)
- Органная (41)
- Композиторы (1507)
- Музыкальные жанры и формы (720)
- Концерт (244)
- Симфония (171)
- Соната (107)
- Вальс (80)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (384)
- Певцы (355)
- Музыканты (350)
- Пианисты (179)
- Скрипачи (111)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (248)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (198)
- Музыкальная культура народов мира (165)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыкотерапия (96)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (36)
—Музыка
- Все (3)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Романсы и песни Александра Даргомыжского
Александр Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.
Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».
Портрет работы К. Е. Маковского (1869)
Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).
Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие.
Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.
Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче — последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.
«Шестнадцать лет» (слова А. Дельвига). В этом раннем лирическом романсе сильно проявилось влияние Глинки. Даргомыжский создает музыкальный портрет прелестной, грациозной девушки, используя изящный и гибкий ритм вальса. Краткое фортепианное вступление и заключение обрамляют романс и строятся на начальном мотиве вокальной мелодии с его выразительной восходящей секстой. В вокальной партии преобладает кантилена, хотя в некоторых фразах ясно слышны речитативные интонации.
Романс построен в трехчастной форме. Со светлыми и радостными крайними разделами (до мажор) отчетливо контрастирует средний со сменой лада (ля минор), с более динамичной вокальной мелодией и взволнованной куль-минацией в конце раздела. Роль фортепианной партии состоит в гармонической поддержке мелодии, а по фактуре она представляет собой традиционный романсовый аккомпанемент.
Романс «Мне грустно» (слова М. Лермонтова) принадлежит к новому типу романса-монолога. В размышлении героя выражена тревога за судьбу любимой женщины, которой суждено испытать «молвы коварное гоненье» лицемерного и бессердечного общества, заплатить «слезами и тоской» за недолгое счастье. Романс строится на развитии одного образа, одного чувства. Художественной задаче подчинены и одночастная форма произведения — период с репризным дополнением, и вокальная партия, основанная на выразительной напевной декламации. Экспрессивна уже интонация в начале романса: после восходящей секунды — нисходящий мотив с его напряженно и скорбно звучащей уменьшенной квинтой.
Большое значение в мелодике романса, особенно его второго предложения, приобретают частые паузы, скачки на широкие интервалы, взволнованные интонации-возгласы: такова, например, кульминация в конце второго предложения («слезами и тоской»), подчеркнутая ярким гармоническим средством — отклонением в тональность II низкой ступени (ре минор — ми-бемоль мажор). Фортепианная партия, основанная на мягкой аккордовой фигурации, объединяет насыщенную цезурами (Цезура — момент членения музыкальной речи. Признаки цезуры: паузы, ритмические остановки, мелодические и ритмические повторы, смена регистра и другие) вокальную мелодию и создает сосредоточенный психологический фон, ощущение душевной самоуглубленности.
Романс «Мне грустно»
В драматической песне «Старый капрал» (слова П. Беранже в переводе В. Курочкина) композитор развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобраз-ная музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью; музыка рисует живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.
Песня написана в варьированной куплетной форме с неизменяющимся припевом; именно суровый припев с его четким маршевым ритмом и настойчивыми триолями в вокальной партии становится ведущей темой произведения, главной характеристикой героя, его душевной стойкости и мужества.
Каждый из пяти куплетов по-разному раскрывает образ солдата, наполняя его все новыми чертами — то гневными и решительными (второй куплет), то нежными и сердечными (третий и четвертый куплеты).
Вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом. Фортепианное сопровождение подчинено вокальной партии и своей строгой и скупой аккордовой фактурой подчеркивает ее выразительность при помощи пунктирного ритма, акцентов, динамики, ярких гармоний. Уменьшенный септаккорд в партии фортепиано — залп выстрела — обрывает жизнь старого капрала.
Романс «Старый капрал»
Подобно траурному послесловию звучит в ми-норе тема припева, как бы прощаясь с героем. Сатирическая песня «Титулярный советник» написана на слова поэта П. Вейнберга, который активно работал в «Искре». В этой миниатюре Даргомыжский в музыкальном творчестве развивает гоголевскую линию. Рассказывая о неудачной любви скромного чиновника к генеральской дочери, композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам «униженных и оскорбленных».
Меткие и лаконичные характеристики персонажи получают уже в первой части произведения (песня написана в двухчастной форме): бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piаnо, а надменная и властная генеральская дочка — решительными квартовыми ходами fortе. Аккордовое сопровождение подчеркивает эти «портреты».
Во второй части, описывая развитие событий после неудачного объяснения, Даргомыжский применяет простые, но очень точные выразительные средства: размер 2/4 (вместо 6/8) и стаккато фортепиано изображают неверную приплясывающую походку загулявшего героя, а восходящий, немного надрывный скачок на септиму в мелодии («и пьянствовал целую ночь») подчеркивает горькую кульминацию этой истории.
В исполнении Елены Образцовой звучат романсы и песни А. Даргомыжского.
Партия фортепиано — Важа Чачава.
Элегия «Я помню глубоко», стихи Давыдова
«Друг мой прелестный», на стихи В.Гюго
«Я все еще его люблю», стихи Ю.Жадовской
«Восточный романс», стихи А.Пушкина
«Лихорадушка», слова народные
«Не судите люди добрые», стихи Тимофеева
«Как мила ее головка», стихи Туманского
«Я вас любил», стихи А.Пушкина
«Вертоград» восточный романс, стихи А.Пушкина
Колыбельная песня «Баю-баюшки-баю», стихи Даргомыжской
«Шестнадцать лет», стихи Дельвига
Испанский романс
«Я здесь Инезилья», стихи А.Пушкина
«Расстались гордо мы», стихи Курочкина
«Ночной зефир, струит эфир», стихи Пушкина
«Как у нас на улице» Песня Ольги из оперы Русалка
«О милая дева» польский романс, стихи Мицкевича
«Юноша и дева», стихи А.Пушкина
«Мне грустно», стихи М.Лермонтова
«Моя милая, моя душечка», стихи Давыдова
«Влюблен я, дева-красота», стихи Языкова
«На раздолье небес», стихи Щербины
Болеро «Оделась туманами Сьерра-Невада», стихи В.Ширкова
«Не скажу никому», стихи Кольцова
«На балу», стихи Вирса
«Чаруй меня, чаруй», стихи Ю.Жадовской
» У него ли русы кудри»
«Без ума, без разума», стихи Кольцова
«Ревнуешь ты»
«Друг мой прелестный», стихи В.Гюго
Рубрики: | Композиторы Романс |
Метки: Даргомыжский русские композиторы Образцова
Процитировано 10 раз
Понравилось: 10 пользователям
Александр Сергеевич Даргомыжский — биография и творчество (кратко)
На конец первой половины XIX века в русском искусстве, прежде всего в литературе утвердился критический реализм – стремление художника раскрыть в искусстве правду жизни, реальный быт, чувства и переживания обычного человека и выразить свое отношение к ним. Первым представителем этого направления в музыке стал Даргомыжский.
Как и Глинка, Даргомыжский боролся за утверждение национально-самобытного русского искусства. Однако, в отличие от Глинки, в его творчестве появляется тема социального неравенства, более подробными и глубокими становятся индивидуальные характеристики персонажей, более сложными – конфликты, вызванные их столкновением с окружающей средой.
Главное место в творчестве Даргомыжского занимают вокальные жанры – композитор написал 4 оперы, более 100 романсов и песен, вокальные ансамбли и хоры, а также несколько симфонических и камерных инструментальных произведений. Используя в своем творчестве, подобно Глинке, интонации народных напевов, Даргомыжский для воплощения образов людей, что его окружали, обращался преимущественно к современным ему городской песни и романса.
Первым из русских композиторов Даргомыжский начал вводить в произведениях мелодические и ритмические обороты, воссоздающие характерные черты человеческого языка, обогатил речитатив новыми интонациями, сделав его более индивидуализированным. „Хочу, чтобы звук прямо отражал слово. Хочу правды”, – писал композитор в одном из писем.
Краткая биография
Даргомыжский родился в Тульской губернии в имении родителей. В четыре года его перевезли в Петербург, где прошла вся жизнь композитора. В семье любили искусство, с шести лет будущий композитор учился играть на скрипке и фортепиано, а также брал уроки пения. Первые произведения Даргомыжского, которые он начал писать с одиннадцати лет (танцевальные пьесы и вариации для фортепиано, романсы) не сохранились.
Любительские занятия музыкой продолжались и после того, как в 1827 году Даргомыжский стал служить чиновником.
В 1834 году, когда его уже знали в Петербурге как прекрасного пианиста и исполнителя романсов, Даргомыжский познакомился с Глинкой. С этого времени начинается серьезная творческая деятельность Даргомыжского. По совету Глинки он, пользуясь конспектами Зигфрида Дена, изучает теорию музыки, пишет ряд романсов, в том числе на слова Пушкина („Юноша и дева”, „Я вас любил” и другие), работает над первыми крупными произведениями – романтической оперой „Эсмеральда” по роману В. Гюго „Собор Парижской богоматери” и кантатой „Торжество Вакха”.
В 1844 году, выйдя в отставку, Даргомыжский совершил первое путешествие по странам Западной Европы, в которой познакомился с их культурой. Композитор посетил Вену, несколько немецких городов, Брюссель, Париж.
Возвращением на родину весной 1845 года открывается зрелый период творчества Даргомыжского. Композитор начал работу над оперой „Русалка”, была завершена в 1855 году. Тогда же появляется ряд романсов на стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова, вокальные ансамбли и хоровые произведения.
В 1853 году в Петербурге с успехом прошел авторский концерт Даргомыжского, в котором выступили знаменитые певцы В. Петров и П. Виардо.
В 1856 году состоялась премьера оперы „Русалка”, которую современник композитора, музыкальный критик и композитор А.Н. Серов назвал „чудесным явлением” в истории русского оперного творчества.
Осенью 1864 году Даргомыжский снова уехал за границу. Путешествие продолжалось до весны 1865 года. Композитор посетил Лейпциг, Варшаву, Париж и ряд других европейских городов. В Брюсселе состоялся концерт из произведений Даргомыжского, который вызвал бурный восторг бельгийских слушателей.
В последние годы жизни Даргомыжский сблизился с передовой творческой молодежью Петербурга. Его друзьями стали сотрудники сатирического журнала „Искра” В.Сек. Курочкин и П.И. Вейнберг, на тексты которых композитор создал ряд ярких вокальных произведений, а также молодые музыканты кружка, впоследствии вошедший в историю музыки как „Могучая кучка”.
Даргомыжский принимал активное участие в создании Русского музыкального общества, а в 1867 году был избран председателем петербургского отделения РМО. При содействии Даргомыжского в концертах РМО исполнялись произведения молодых авторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, а также Глинки и Даргомыжского.
В эти годы композитор создал три симфонические увертюры-фантазии на народные темы – „Баба-Яга”, „Украинский казачок” и „Фантазия на финские темы”, что привлекают мастерством, юмором и светлым характером. Последним произведением композитора стала экспериментальная опера „Каменный гость” на текст Пушкина, целиком основана на речитативных диалогах. Композитор не успел закончить эту работу.
Даргомыжский умер в январе 1869 года и похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Творчество Даргомыжского
Творческое наследие композитора неравноценна. Лучшие его произведения – романсы и песни, драматические сцены из опер „Русалка” и „Каменный гость” – и сейчас интересны как для слушателей, так и для исполнителей.
Камерная вокальная музыка
В камерных вокальных произведениях, что их Даргомыжский создавал в течение всей жизни, композитор, продолжая традиции Глинки, обращался ко всем популярным на то время вокальных жанров – „русской песни”, водевильных куплетов, фантазии, баллады, элегии. Как и Глинка, Даргомыжский хорошо знал особенности певческого голоса, был прекрасным исполнителем вокальной музыки и постоянно работал с певцами, требуя от них простоты и искренности в передаче человеческих чувств. Вместе с тем наиболее значительными его произведениями стали те, в которых традиционные жанры переосмыслены и обогащены новыми художественными средствами.
Один из лучших романсов раннего периода – „Я вас любил” на слова Пушкина. Мелодия всего куплета представляет собой единую линию, что постепенно развивается, вырастая из коротких фраз. Ритмичная строение отличается свободой и выразительностью.
Многие из романсов композитора – точные и яркие музыкальные портреты. Созданию волшебного образа искренней и простосердої девушки в романсе „Шестнадцать лет” на слова Дельвига способствует явно выраженная вальсовость.
Среди романсов зрелого периода творчества Даргомыжского привлекает внимание комедийно-бытовая сценка „Мельник”, написанная на текст Пушкина. Точными средствами композитор изобразил в лицах конфликт между простаком мельником и его находчивой женой.
Наряду с Пушкиным, одним из самых любимых поэтов Даргомыжского, был Лермонтов. Лирический монолог „Мне грустно” – одно из лучших произведений на слова этого автора. На фоне спокойного, сосредоточенного движения аккомпанемента звучит прекрасная пластичная мелодия, насыщенная речевыми интонациями.
Несколько произведений в жанре „русской песни” композитор написал на слова народного поэта А.В. Кольцова („Я затеплю свечу”, „Без ума, без разума”). В этом жанре написана и песня „Лихорадушка” на слова самого Даргомыжского.
Одна из вершин вокального творчества Даргомыжского – баллада „Старый капрал” на слова французского поэта Пьера Беранже в переводе Курочкина. Это монолог и одновременно драматическая сцена. Вокальная мелодия точно передает разнообразные оттенки состояния героя, его речи. Фортепианный аккомпанемент отличается простотой и вместе с тем большой насыщенностью.
Комическая песня „Червяк”, также на слова Курочкина по стихотворению Беранже – выдающийся образец сатирического монолога-портрета. Ее выполнение требует актерской игры и внятной мімики, обозначенной в авторских ремарках.
Так же выразительная миниатюра „Титулярный советник” на слова Вейнберга. В коротком рассказе о неудачной любви мелкого чиновника к генеральской дочери точно изображены и портреты действующих лиц, и отношение автора к рассказанной истории.
Даргомыжский обогатил камерную вокальную музыку новыми жанрами. В его творчестве появились разнохарактерные монологи-портреты, музыкальные сценки, яркие бытовые зарисовки. Широкое использование речевых интонаций позволило композитору более полно и точно доносить до слушателя содержание поэтического текста. Эти особенности вокального творчества Даргомыжского повлияли на его последователей и развивались в собственном оперном творчестве композитора.
Опера „Русалка”
Опера „Русалка” – одно из лучших произведений Даргомыжского. Ее либретто написано самим композитором по тексту одноименной неоконченной пьесы А.С. Пушкина.
По жанру „Русалка” – лирико-психологическая бытовая драма с элементами фантастики. Это первая значительная русская опера, появившаяся после „Руслана и Людмилы” Глинки. С самого начала композитор привлекает внимание слушателей к образам отдельных участников действия, уделяя большое внимание изображению их чувств и характеров.
Опера рассказывает о трагической судьбе крестьянской девушки Наташи и ее отца (Мельника), обманутых Князем. Автор с любовью рисует портреты главных героев. Первое действие открывается арией Мельника (бас), в которой он показан в повседневной, бытовой обстановке. Композитор с юмором изображает добродушного ворчливого старика, пытается поучать дочь. Партия Мельника основана на народно-бытовых интонациях.
Первая музыкальная характеристика Наташи (сопрано) – ее партия в терцете, в котором принимают участие также Мельник и Князь. Чтобы передать грусть девушки, ее искренние чувства, композитор обращается к выразительности городского романса.
Характеры Наташи и Мельника показаны в непрерывном развитии и изменении. По мере того, как Наташа узнает о неверности Князя, в ее характеристике появляются жестокость и ненависть к предателю. В конце оперы она превращается во властную и мстительную Русалку. Страдания изменяют и Мельника. Комедийные черты в его характере уступают место трагедии отца, потерявшего единственную дочь. В такой многогранности характеристик персонажей проявились традиции реализма.
Драматическую линию оперы оттеняют народные хоровые сцены. В некоторых из них использованы народные тексты и напевы.
Действие оперы насыщена безостановочным движением. В ней появляются сцены нового типа, основанные на речитативных диалогах, которые гибко передают разнообразные интонации человеческой речи и тончайшие оттенки переживаний. Опера „Русалка” — первая русская психологическая музыкальная драма, и сейчас привлекает внимание слушателей.
Поэзия в творчестве Русских композиторв 19 века
ПОЭЗИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ 19 ВЕКА.
В 19 веке русская музыка тесно соприкасалась в своем развитии с отечественной литературой. Развитие русского романса проходило под непосредственным влиянием русской поэзии. Многие стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева получили новую жизнь в творчестве композиторов России. На их стихи было написано огромное количество романсов.
Русский романс сформировался как жанр в первой половине XIX в., это было связано с расцветом романтизма в мировой, в том числе и русской, литературе. Важную роль в становлении русского романса сыграли композиторы А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилёв.
А. Алябьев — один из основоположников национального лирического романса. Мелодическая основа его произведений связана с русским народным творчеством. Среди лучших и самых известных произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.
А. Варламов создал около 200 романсов. Песни и романсы А. Варламов сочинял всю свою творческую жизнь. Среди них самые известные — «Горные вершины» на стихи Г. Гейне, «Вдоль по улице метелица метёт», «Белеет парус одинокий» на стихи М. Лермонтова, «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова, «На заре ты её не буди» на стихи А. Фета.
Вокальная лирика А. Гурилёва отмечена близостью к городской бытовой песне, искренностью выражения, теплотой чувства, элегическими, мечтательными настроениями, в них сильно влияние русской народной традиции. Наиболее известные — «Нет, не тебя так пылко я люблю» на стихи М. Лермонтова, «Однозвучно гремит колокольчик» на стихи И. Макарова.
Романсовое творчество Алябьева, Гурилёва и Варламова подготовило почву для достижений в этом жанре основоположника русской музыкальной классики М.И.Глинки. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое. Глинка писал на стихи А.А.Дельвига, Е.А. Баратынского, Н. Кукольника, В.А.Жуковского. Лучшие из романсов Глинки сочинены были им на стихи великого русского поэта А.С.Пушкина. Одна из жемчужин его разнообразной по содержанию вокальной лирики — романс «Я помню чудное мгновенье» на слова А.С.Пушкина, посвященный Е.Е. Керн. (1840). Все высказанное Пушкиным в этом прекрасном стихотворении было пережито и прочувствовано М.И.Глинкой.
Глинка написал на стихи Пушкина романсы: «Не пой, красавица, при мне», «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Где наша роза», «В крови горит огонь желанья», «Заздравный кубок». Он глубже и вернее других современников Пушкина передал в своей музыке полноту и гармоничность жизнеощущения, свойственные его поэзии.
А.С.Даргомыжский вместе с М.И.Глинкой является основоположником русского классического романса. Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, Курочкин и Вейнберг и другие.
Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).
Основная часть романсов П.И.Чайковского написана на тексты русских поэтов XIX в.: А. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Плещеева, Л. Мея, Н. Некрасова, Я. Полонского, А. Апухтина и др., а также на стихи Г. Гейне и И. Гёте, французских поэтов. В поэзии, которую избирал композитор, его привлекали прежде всего близость, родственность основных психологических мотивов, контраста счастья и горького одиночества.
Романсы П.Чайковского чаще всего достаточно просты по форме, в то же время необычайно красивы мелодически и соответствуют характеру текста. В этом и есть проявление таланта композитора:»Благославляю вас, леса» (слова А. Толстого) «Мой гений, мой ангел, мой друг» (слова А.Фета), «Хотел бы в единое слово»Л.Мея из Г.Гейне, «Нет, только тот, кто знал»(словаИ.Гёте), «День ли царит»(слова А.К.Толстого), «Средь шумного бала» (слова А.К. Толстого), «День ли царит» (слова Апухтина).
А.П.Бородин не стремился, подобно Даргомыжскому, передавать в музыке речевые интонации. Он брал за основу общее настроение стихотворения. В каждой песне и романсе на первом плане — пластичная и выразительная мелодия. Большое художественное значение имеет и партия фортепиано, в которой нередко возникают отдельные образы поэтического текста. Бородин написал шестнадцать романсов и песен на тексты Пушкина, Некрасова, А. Толстого, Гейне и некоторые — на собственные стихи:«Спесь» (слова А. К. Толстого), «Спящая княжна», «Море» (слова А. Бородина),. «Красавица-рыбачка», «Отравой полны мои песни» (слова Г. Гейне).
Многие жанры русской поэзии нашли свое отражение в русском романсе. Среди них — элегия и баллада. В жанре элегии писали В. Жуковский, А. Пушкин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг, М. Лермонтов. С ним в романс пришли не только темы скорби, печали, но и философское осмысление жизни. Естественность воплощения русской элегии в жанре романса обусловлена всем строем русского песенного и вокального стиля, его распевностью, проникновенностью. Два романса-элегии М. Глинки — «Не искушай меня без нужды» на слова Е. Баратынского и «Бедный певец» на слова В. Жуковского — лучшие тому примеры.
Русская баллада, развиваясь в русле реалистического направления, вобрала в себя исторические сюжеты, героические темы и свободолюбивые мотивы. Например: «Ночной смотр» Глинки на слова Жуковского, «Свадьба» Даргомыжского, «Море» Бородина. С балладой в русский романс вошла патетическая, восклицательная интонация, яркие выразительные средства.
В развитии русского романса большую роль сыграли танцевальные ритмы. Танцевальность в русском романсе становится подчас средством образности, портретной характеристики героев. Танцевальные ритмы оказали заметное влияние и на поэзию.
Поэтическая и живая разговорная речь активно входили в музыку романсов, изменяя и обновляя привычные романсные традиции.
Публикации о Даргомыжском
В 2018 году — 205-ая годовщина со дня рождения А.С.Даргомыжского. «. Композитор прожил, на первый взгляд, жизнь, не изобилующую яркими событиями. Но его преданность музыке, его чистота и порядочность заслуживают самой доброй памяти. Его музыка проникнута любовью к России. Он первым в своих краях освободил крестьян от рабства, он создавал устав консерватории в Санкт-Петербурге, восемь лет ждал постановки своей оперы. Это была жизнь патриота и подвижника. » Школой собрано для вас несколько любопытных фактов из жизни одного из основоположников русской профессиональной музыки.
Александр Даргомыжский вполне мог носить фамилию Ладыженский. Его отец, внебрачный сын помещика Алексея Ладыженского, был взят на воспитание и усыновлен помещиком Николаем Боучаровым, который привез его в имение Даргомыжка в Тульской губернии. Отсюда и появилась фамилия Даргомыжские. Мать композитора была из хорошего рода князей Козловских, замуж за отца своего будущего сына она вышла вопреки воли родителей. В 1813 году у пары родился сын, будущий композитор А.С. Даргомыжский.
Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Лев Николаевич Толстой.
В 1817 году семья композитора переселилась в Петербург, а Саша Даргомыжский начал заниматься музыкой. Его первой учительницей была Луиза Вольгеборн.
Фотография дома, где жил А.С.Даргомыжский в Санкт-Петербурге, набережная Лейтенанта Шмидта, д.9
Помимо музыки Александр Сергеевич занимался историей, литературой, поэзией, иностранными языками, не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Здесь круг его знакомств был очень широк: Вяземский, Жуковский, братья Тургеневы, Лев Пушкин, Одоевский, вдова историка Карамзина.
В 1834 году Даргомыжский познакомился с Глинкой. Как вспоминал Михаил Иванович в своих «Записках», приятель привел к нему «маленького человечка в голубом сюртуке и красном жилете, который говорил писклявым сопрано. Когда он сел за фортепьяно, оказалось, что этот маленький человек был бойкий фортепьянист, а впоследствии весьма талантливый композитор — Александр Сергеевич Даргомыжский».
Общение с Глинкой оставило огромный след в жизни Александра Сергеевича. Глинка оказался для него не только другом, но и щедрым учителем. Даргомыжский не смог поехать за границу, чтобы продолжить свое образование. И Глинка передал ему тетради со своими занятиями по контрапункту с Зигфридом Дэном. Изучил Даргомыжский и партитуру «Ивана Сусанина».
23-х лет от роду Даргомыжский умел трезво оценить свои музыкальные занятия за прошедшие годы и определить задачи, которые он себе ставил в будущем. Еще на 18— 19 году жизни в петербургских кружках любителей музыки он слыл сильным пианистом, хорошим скрипачом и альтистом.»Ноты читал я, как книгу, — рассказывал он сам про свою юность, — и участвовал во многих любительских концертах. В квартетах я исполнял вторую скрипку и альта, можно сказать, безукоризненно.Лучшие артисты. оставались довольны игрою на моею альту…»
Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать своё первое крупное сценическое произведение. Выбор пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа». Однако вскоре Даргомыжский меняет литературный источник и обращается к другому произведению того же автора — «Собор Парижской Богоматери», популярному в то время в России. Так в 1841 году появилась первая опера Даргомыжского «Эсмеральда», пролежавшая в дирекции императорских театров несколько лет. После премьеры в 1848 году быстро сошла со сцены и была всеми забыта.
Реальная бытовая драма в «Русалке», переосмысленная композитором, приобрела в опере черты социальной драмы.Основной конфликт, заложенный в произведении Пушкиным Даргомыжский обострил до остроты.В числе самых удивительных певцов, исполнявших арию Мельника, был Ф.И.Шаляпин. Пресса 1893-1896 г.г. писала:» Такого озлобленного сумасшествия Мельника… трудно найти на лучших оперных сценах».
Ф.И.Шаляпин в роли Мельника
«Торжество Вакха»- лирическая опера-балет в 1 действии, написана на текст одноименного юношеского стихотворения А.С. Пушкина. Первое представление состоялось 11 января 1867 года в Москве на сцене Большого театра. Стихотворение Пушкина «Торжество Вакха» Даргомыжский первоначально взял за основу кантаты, прозвучавшей лишь однажды — в марте 1846 года. После постановки «Эсмеральды» композитор решил написать оперу и на «Торжество Вакха». Здесь, как и в «Эсмеральде», критики отмечали влияние Глинки, в особенности сцен «Руслана и Людмилы».
С конца 50-х годов развернулась музыкально-общественная деятельность А.С.Даргомыжского. В 1859 он вошёл в состав комитета РМО (в 1867 избран председателем петербуржского отделения РМО). Член «комиссии для рассмотрения сочинений, присылаемых на конкурс», Даргомыжский энергично содействовал развитию отечественной музыки. Он участвовал в разработке устава первой консерватории в России. В это же время Даргомыжский познакомился с группой молодых русских композиторов (впоследствии «Могучая кучка»), оказав большое влияние на их творчество.
Благодаря своему родственнику — художнику-карикатуристу Н. А. Степанову, Даргомыжский сблизился с кружком передовых поэтов, литераторов, художников, объединившихся в 1859 вокруг радикального сатирического журнала «Искра», активно сотрудничал в нём (а с 1864 — и в журнале «Будильник»), писал музыку на слова «искровцев» — В. С. Курочкина, П. И. Вейнберга.
В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой «Каменный гость» (по маленькой трагедии Пушкина),но не успел её закончить. По завещанию автора неоконченную первую картину дописал Ц. А. Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Н. А. Римский-Корсаков. Стремясь радикально обновить оперу, Даргомыжский поставил перед собой новаторскую задачу — написать музыку на неизменённый текст литературного произведения. Композитор отказался от исторически сложившихся оперных форм (развёрнутых напевных арий, вокальных ансамблей), добился непрерывности музыкального развития действия, взяв за основу принцип речитативно-ариозной декламации (опера почти полностью строится на мелодизированном речитативе). Вокальные партии оперы — живая музыкальная декламация, гибко передающая поэтические нюансы, детали пушкинского текста. Опера «Каменный гость» явилась смелым экспериментом, открывшим новые пути развития русской музыки.
А. Даргомыжский плодотворно занимался вокальной педагогикой. Он писал: «Могу смело сказать, что не было в Петербургском обществе почти ни одной известной и замечательной любительницы пения, которая бы не пользовалась моими уроками или по крайней мере моими советами».
Занимаясь главным образом на русском материале, он воспитывал, как и Глинка, «чувства родного интонационного звукового мышления» и «качества русского оперного и камерного исполнительства». Его ученицы — Билибина А.Я., Бартенева П.А., Кармалина Л.И. и многие другие стали горячими пропагандистами русского музыкального искусства!
Даргомыжский Александр Сергеевич
Российский композитор, чье творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода творчества «Могучей кучки». Основоположник реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие музыканты последующих поколений.
Александр Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Даргомыж, Тульская область. Мальчик получил разностороннее домашнее образование. В 1817 году вместе с семьей переехал в Петербург, где начал обучаться музыке. Первым его учителем являлась Луиза Вольгенборн. С 1821 года на протяжении семи лет учился у Адриана Данилевского, который выступал противником сочинения музыки своим учеником. В этот же период начал осваивать игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым.
В 1827 Даргомыжский зачислен канцеляристом, без жалованья в штат министерства Двора. C 1828 по 1831 год учителем композитора являлся Франц Шоберлехнер. Для развития навыков вокала Александр занимается также с педагогом Бенедиктом Цейбихом.
В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано: «Марш», «Контрданс», «Меланхолический вальс», «Казачок» и некоторые романсы и песни «Светит месяц на кладбище», «Кубок янтарный», «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Вертоград», «Слеза», «В крови горит огонь желанья».
Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным: братом поэта Александра Пушкина, Петром Вяземским, Иваном Козловым. В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.
В 1837 году Даргомыжский начал работу над оперой «Лукреция Борджиа», по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эту работу оставил и начал сочинение новой оперы «Эсмеральда» также на сюжет Гюго. Впервые опера поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве.
В это время Александр Сергеевич отправился в путешествие по Европ, где посещал Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, знакомился с многими известными композиторами и исполнителями: Шарль Берио, Анри Вьетан, Гаэтано Доницетти.
Даргомыжский выступал основоположником русской классической школы. Его центральное произведение: опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра, народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке. Александр Сергеевич впервые воплотил в музыке тему социального неравенства.
Также обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Его инструментальные произведения пьесы для оркестра «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия» уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые приемы, развитые впоследствии русскими композиторами.
В своем творчестве Даргомыжский основывался на методе так называемого интонационного реализма. Его девизом было: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Созданию конкретного индивидуального образа служило воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Наиболее радикально осуществлен этот принцип в опере «Каменный гость», которая почти полностью основана на мелодизированном речитативе.
В опере решена и другая новаторская задача: музыка написана на неизмененный текст литературного произведения. Даргомыжский наметил новые пути в оперном и камерно-вокальном жанрах. Помимо сочинения музыки занимался и музыкально-общественной деятельностью.
В 1859 году Даргомыжский избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием «Могучая кучка», а также участвовал в работе сатирического журнала «Искра». С 1867 года входил в состав дирекции Петербуржского отделения РМО.
После смерти матери Даргомыжский освободил крестьян от крепостного бремени, подарив в собственность землю, на которой они жили и работали. Такое поведение было исключительным для России XIX века, и его стали называть самым гуманным помещиком современности.
Александр Сергеевич Даргомыжский скончался 17 января 1869 года в городе Санкт-Петербург. Похоронен великий композитор на Тихвинском кладбище, в Некрополе мастеров искусств.
Оперы
«Эсмеральда». Опера в четырех действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Написана в 1838-1841 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 17 декабря 1847 года.
«Торжество Вакха». Опера-балет по одноименному стихотворению Пушкина. Написана в 1843-1848 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 23 января 1867 года.
«Русалка». Опера в четырех действиях на собственное либретто по одноименной неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848-1855 годах. Первая постановка: Санкт-Петербург, 16 мая 1856 года.
«Мазепа». Эскизы, 1860 год.
«Рогдана». Фрагменты, 1860-1867 годы.
«Каменный гость». Опера в трех действиях на текст одноименной «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866-1869 годах, окончена Ц. А. Кюи, оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 16(28) февраля 1872 года.
Произведения для оркестра
«Болеро». Конец 1830-х.
«Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862 году, впервые исполнена в 1870 году.
«Казачок». Фантазия. 1864 год.
«Чухонская фантазия». Написана в 1863-1867 годах, впервые исполнена в 1869 году.
Камерные вокальные произведения
Песни и романсы для двух голосов и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов, в том числе «Петербургские серенады», а также фрагменты неоконченных опер «Мазепа» и «Рогдана».
Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал» (слова Беранже в переводе В. Курочкина), «Паладин» (слова Л.Уланда в переводе В.Жуковского), «Червяк» (слова Беранже в переводе В.Курочкина), «Титулярный советник» (слова П.Вейнберга), «Я Вас любил…» (слова А. С. Пушкина), «Мне грустно» (слова М. Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (слова А.Дельвига) и другие на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».
Произведения для фортепиано
Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок».
«Блестящий вальс». Около 1830 года.
Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.
«Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838 год.
Две мазурки. Конец 1830-х.
Полька. 1844 год.
Скерцо. 1844 год.
«Табакерочный вальс». 1845 год.
«Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847 год.
«Песня без слов» (1851)
Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х)
Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865)
Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда»
Памятник на могиле А. С. Даргомыжского, установленный в 1961 году в Некрополе мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Скульптор А. И. Хаустов.
Находящееся в Туле музыкальное училище с 1958 года носит имя А. С. Даргомыжского.
В поселке Арсеньево Тульской области в 1989 году установлен бронзовый бюст на мраморной колонне (скульптор В. М. Клыков, архитектор В. И. Снегирев). Он был первым и до 2013 года единственным в мире памятником Даргомыжскому.
Именем Даргомыжского названы улица в Липецке, а также в Краматорске, Харькове, Владимире, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Тюмени, Алма-Ате, Астрахани, Темрюке.
На доме 30 по Моховой улице в Санкт-Петербурге в 1911 г. установлена мемориальная доска.
Именем «Композитор Даргомыжский» назван теплоход, однотипный с «Композитор Кара Караев».
В 1963 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Даргомыжскому.
Постановлением № 896 от 27 октября 1995 года Правительства г. Москвы Детской музыкальной школе № 50 (по ул. Цандера, 7) присвоено имя А. С. Даргомыжского.
Личные вещи А. С. Даргомыжского хранятся в Вяземском историко-краеведческом музее.
Имя А. С. Даргомыжского с 2002 года носит Детская школа искусств г. Вязьма. В 2008 году на фасаде школы установлена мемориальная доска.
Решением Смоленского Облисполкома № 358 от 11 июня 1974 года деревня Твердуново в Исаковском сельсовете Вяземского района объявлена памятником истории и культуры регионального значения, как достопримечательное место, где прошли детские годы композитора А. С. Даргомыжского.
В 2003 году в бывшем имении А. С. Даргомыжского — Твердуново, ныне урочище в Вяземском районе Смоленской области в его честь установлен памятный знак.
В поселке Исаково Вяземского района Смоленской области именем А. С. Даргомыжского названа улица. Постановлением № 72 от 28.01.2016 г. Администрации МО «Вяземский район» имя Даргомыжского присвоено одной из улиц и в г. Вязьма.
На автодороге Вязьма — Темкино, перед поселком Исаково, в 2007 году установлен автодорожный указатель, показывающий дорогу в бывшее имение А. С. Даргомыжского — Твердуново.
Документальный биографический фильм: «Слыхали ль вы? Александр Даргомыжский. Истории из жизни российских музыкантов» Автор Т.Слюсаренко. Режиссер А.Торстенсен. Телекомпания «Вектор-Русь». ГТРК «Культура». 2008.
Центральный Банк России 9 января 2013 года выпустил в обращение памятную монету из драгоценного металла, посвященную 200-летию со дня рождения композитора А. С. Даргомыжского, в серии «Выдающиеся личности России».
В январе 2013 года в соответствии с решением Комиссии Федерального агентства связи по государственным знакам почтовой оплаты в почтовое обращение вышел конверт с оригинальной маркой «200 лет со дня рождения А. С. Даргомыжского (1813-1869), композитора».
На портале Культурное наследие России Министерства культуры РФ записана видео-лекция кандидата искусствоведения РАМ им. Гнесиных М. А. Букринской «200-летие со дня рождения А. С. Даргомыжского».
В мае 2013 года, при содействии Председателя Государственной Думы России С. Е. Нарышкина, в г. Вязьма Смоленской области композитору А. С. Даргомыжскому установлен бронзовый бюст на мраморной колонне. Автор скульптор И. Н. Чумаков (Минск). Это второй в мире памятник А. С. Даргомыжскому, установленный под открытым небом.
Самолет Аэрофлота Airbus A319 (VP-BDN) носит имя «А. Даргомыжский».
Отец — Сергей Николаевич, внебрачный сын жены богатого помещика Алексея Петровича Ладыженского (1738-1826), который и владел имением в Чернском уезде. Вскоре после рождения (в 1789 году) Сергей был взят на воспитание полковником Николаем Ивановичем Боучаровым (1749-1794 гг.), который привез его в свое имение Даргомыжка в Белевском уезде Тульской области.
Мать — Княжна Мария Борисовна Козловская, сестра знаменитого остряка Петра Козловского, вышла замуж против воли родителей.
Братья и Сестры — Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.