Пушкин стихи что пройдет то будет мило
«Если жизнь тебя обманет»
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Стихотворение «Если жизнь тебя обманет» написано в форме обращения. Оно обращено к женщине, которая долгие годы была близким другом поэта. Это Зизи, или Евпраксия Николаевна Вульф (в замужестве – баронесса Вревская), дочь владелицы имения Тригорское, Прасковьи Александровны Вульф. Некоторые литературные критики считают, что Зизи, так называли Евпраксию в домашнем кругу, стала прообразом Ольги Лариной из «Евгения Онегина».
Стихотворение написано в жанре философской лирики. По своему настроению оно жизнеутверждающее, призывает героиню смотреть в будущее с оптимизмом и верой в лучшее.
Уныние является одним из христианских грехов. К сожалению, мы не знаем, какие события предшествовали написанию этого небольшого альбомного стиха, созданного в 1825 году, когда Зизи было 15 лет. Это тот возраст, когда все невзгоды, неприятности, мелкие размолвки воспринимаются с особой трагичностью. Можно предположить, что какие-то события в жизни девушки заставили ее печалиться, она поделилась случившимся со своим близким другом, который был на 10 лет старше ее, соответственно опытнее, и поэт, желая ее ободрить, написал это произведение.
Стихотворение состоит из двух четырехстрочных строф, написанных хореем. Рифма кольцевая и перекрестная. По композиции стихотворение представляет собой одно целое. Хотя охватывает широкие временные рамки: прошлое, которое пройдет и будет мило, унылое настоящее, и будущее, в котором настанет день веселья. Только в это надо верить.
Почему? Может быть, поэт хотел подчеркнуть этим, что мы не умеем ценить минуты настоящего бытия? Мы постоянно оглядываемся назад, занимаясь самокопанием, или хуже того – обвиняя в своих бедах других, или пытаемся заглянуть вперед, предугадать, что нас ждет.
Сам поэт в это время вынужденно жил в Михайловском. Он находился в ссылке за вольнодумство, и в глубине души страдал от того, что не может видеться с друзьями, не может участвовать в событиях, о назревании которых он мог только догадываться. Именно здесь, в родовом имении, он оценил по достоинству свободу, которую воспевал на протяжении всей жизни. Но он не позволял себе впадать в уныние. Он радовался коротким встречам с семейством Осиповых, дружбой с которыми безмерно дорожил, по-своему любил всех дочерей помещицы, и в этой любви к девочкам находил свою отраду.
В этом произведении нет эпитетов. Глаголы в повелительном наклонении: Не печалься, не сердись, смирись, верь. Изъявительные глаголы утверждающие: обманет, настанет, живет, пройдет.
Стихотворение «Если жизнь тебя обманет», актуально и для наших современников, оно может служить лозунгом, или девизом для тех, кто живет по установкам позитивного мышления.
Стихотворение и анализ «Если жизнь тебя обманет…»
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Краткое содержание
Евпраксия Вульф. Неизвестный художник
В этом коротком произведении Пушкин настоятельно призывает нас быть оптимистами, с надеждой смотреть в завтрашний день. По мнению автора, человеческая природа мудра: она заставляет жить, не теряя позитива и веры в лучшее будущее.
Эти поэтические строки помогают легче переживать невзгоды судьбы. Читая стихотворение, мы учимся правильному восприятию философского назначения человека в окружающем мире. Пушкин советует воспринимать жизнь такой, какой она нам даётся от рождения. Жизнь – это короткий миг, поэтому все сложности и горести обязательно пройдут. Победив в схватке с проблемами, мы приобретаем полезный опыт жизни.
История создания
Поэт создал данное стихотворение в 1825 г. В этот момент он пребывал в ссылке, в своём родовом имении в Михайловском. Поблизости от Михайловского располагалось соседское имение Вульфов, с которыми поэт был дружен. Пушкин написал это произведение для альбома дочери Вульфов – Евпраксии. Несмотря на то, что философское размышление кажется весьма странным выбором для альбома юной девушки, Пушкин по какой-то причине выбрал именно его.
Жанр, направление, размер
Произведение представляет собой жанр философской лирики. Поэт размышляет о вечных мировоззренческих вопросах, касающихся смысла жизни, отношения человека к настоящему и будущему. Пушкин, рассуждая о сложности жизненного пути, уверяет, что жизнь состоит не только из грусти и унылой тоски, но также из радости и шумного веселья.
Произведение следует отнести к литературному направлению «романтизм»: в нём затрагиваются личные переживания автора, заметно чувство одиночества. Но, при этом, проскальзывают оптимистические ноты.
Стихотворение написано одним из самых любимых поэтических размеров зрелого Пушкина – ямбом. Рифмовка кольцевая: каждая строфа несет в себе конечную мысль.
Композиция
Композиция произведения – одночастная. В рамках этой композиции поэт развивает одну-единственную мысль. Произведение включает в себя две строфы:
- Первая строфа включает рассуждения о том, что жизнь способна обмануть человека, но это не должно стать поводом для злости. Необходимо стойко пережить унылый день, ведь за ним обязательно придут дни, наполненные счастьем и радостью.
- Вторая строфа – продолжение философских раздумий поэта о жизни, но в несколько ином аспекте. Здесь автор говорит о том, что настоящее нередко бывает унылым. Но человек сможет разглядеть в унылом настоящем что-то хорошее лишь тогда, когда оно станет прошлым. Человеку дано предчувствовать это хорошее, пока оно его ожидает в будущем.
Образы и символы
Пушкин просто передаёт нам свои личные переживания, давая полезный совет на долгую жизнь юной девушке. Поэтому, как таковые художественные образы в произведении отсутствуют. В стихотворении явственно проступает сам автор, вернее – его художественная проекция, выступающая в роли лирического героя. Именно герой осуществляет изложение философских воззрений Пушкина, делясь с юной девушкой полезными мыслями.
Темы и настроение
Тема произведения – автор повествует о сложности жизни, в которой, при желании, можно обнаружить что-то хорошее. Человек должен быть готов принять всё то, что преподнесёт ему судьба. Поэтому лирический герой имеет ярко выраженный оптимистический настрой, передавая свой оптимизм читателям.
Основная идея
Поэт доносит на нас идею о том, что необходимо жить будущим, глядеть лишь вперёд, оставляя все проблемы и горести позади. Надо с верой в лучшее начинать каждый новый день. Мы способны приобрести бесценный жизненный опыт единственным путём – преодолевая трудности.
С высоты прожитых лет (Пушкину на момент написания исполнилось двадцать шесть лет) автор делится собственными взглядами, наблюдениями, выводами с молоденькой девушкой. Он уверяет её: не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Сложный период жизни следует пережить: потом он будет видеться в ином цвете.
Средства выразительности
Поэт в рамках этого небольшого произведения активно использует следующие выразительные средства:
- эпитеты – «настоящее уныло»;
- метафоры – «день веселья», «день уныния»;
- олицетворения – «жизнь обманет», «сердце будущим живёт»;
- множество глаголов – с помощью обильного использования глаголов Пушкин демонстрирует, что жизнь требует к себе деятельного отношения.
Если жизнь тебя обманет…
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Пушкин стихи что пройдет то будет мило
Дорогие, Жемчужане, с Днём Поэзии вас!
«Если жизнь тебя обманет» Пушкина
Стихотворение «Если жизнь тебя обманет…» (1825 г.) было написано Пушкиным в альбом Е. Вульф (дочь П. Осиповой). В михайловской ссылке поэт был частым гостем этой семьи. Посещения скрашивали печальное одиночество Пушкина. Какое-то время поэт был влюблен в Е. Вульф, но отношения переросли в крепкую дружбу. Некоторые исследователи творчества Пушкина считают, что девушка послужила прообразом Ольги Лариной в «Евгении Онегине».
Е. Вульф была значительно моложе Пушкина. Судьба опального поэта, пострадавшего за свои убеждения, делало его фигуру в глазах молодой девушки таинственной и загадочной. Сам Пушкин в это время переживал духовный кризис. Гонения царской власти и придирки цензуры даже заставили его в Одессе серьезно задуматься над побегом из России. В Михайловском он понял, что может доверять только самым близким друзьям. Лишь в обществе гостеприимной соседки поэт мог полностью расслабиться и на время прервать печальные размышления.
С Е. Вульф Пушкин чувствовал себя молодым и полным сил. Он не хотел, чтобы девушка раньше времени узнала, насколько может быть тяжелой жизнь. Поэтому стихотворение проникнуто радостным жизнеутверждающим началом. Поэт призывает легче относиться к неудачам и неизбежным обманам. Вместо того чтобы предаваться унынию, нужно принимать жизнь такою, какая она есть. За черной полосой всегда последует «день веселья».
Оптимизм Пушкина направлен в будущее. Он согласен, что настоящее часто воспринимается людьми в тусклом и безрадостном свете. Нельзя оставаться в бездействии. Счастья можно достигнуть, только если самому стремиться к нему. «Все пройдет», — утверждает поэт. В счастливом будущем прошлое будет восприниматься совершенно иначе. Даже в прошлых бедах человек сможет увидеть радостные моменты.
В стихотворении «Если жизнь тебя обманет…» можно заметить положительное влияние Е. Вульф. Пушкин в этот период находился в мрачном настроении, но молодая веселая девушка вывела его из этого состояния и стала на время новым источником вдохновения. Поэт почувствовал, что еще далеко не все потеряно. В нем проснулись прежние надежды и мечты. Настроение Пушкина вообще всегда сильно зависело от женщин. В этом случае Е. Вульф стала настоящим спасением для разочаровавшегося в людях поэта.
Произведение стало очень популярным. Впоследствии оно было положено на музыку несколькими известными композиторами
РуСтих
Пушкин стихи что пройдет то будет мило
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
*Детство, однако, — слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было бы вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому человек, как правило, обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, мира, в котором он узнает, что доброта, сочувствие и понимание — норма, а зло и одиночество — уродливое от нее уклонение, для Пушкина стал Лицей. Представление о Лицее как о родном доме, о лицейских учителях как старших, а о лицеистах как товарищах, братьях окончательно оформилось в сознании поэта в середине 1820-х гг., когда реальные лицейские воспоминания уже слились в картину сравнительно далекого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в идиллических воспоминаниях. В 1825 г. он писал:
Видео YouTube
*В апреле 1825 в Михайловское приехал второй близкий друг Пушкина – Дельвиг. Он раньше всех и понял, и оценил исключительный гений Пушкина. Осенью того же 1825 в своем стихотворении «19 октября» Пушкин посвятил Дельвигу несколько глубоко искренних и проникновенных дружеских строк:
“19 октября”
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Храни меня, мой талисман.
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи –
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило.
Оно сокрылось, изменило.
Храни меня, мой талисман.
Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Видео YouTube
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты.
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В 1825 году встречает в соседнем имении Тригорском Анну Керн, которой, как принято считать, посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Однако не существует никаких заявлений самого Пушкина об этом . Единственное подтверждение — заявления А. П. Керн.
Видео YouTube
Пушкин Александр Сергеевич (1799 — 1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы. В юношеских стихах — поэт лицейского братства, “поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума”; в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: “Руслан и Людмила” (1820), романтический – “южные” поэмы “Кавказский пленник” (1820 — 21), “Бахчисарайский фонтан” (1821 — 23) и др. Вольнолюбивые мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820 — 24, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинёв, Одесса) и в с. Михайловское (1824 — 26). Эстетическое освоение контекстов руссской жизни (интеллектуального, социально-ист., бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразие разработанных жанров и стилей (в т. ч. “неукрашенная” проза “Повестей Белкина”, 1830, повесть “Пиковая дама”, 1833, и другие произведения, предвосхитившие развитие реалистичного письма), лёгкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах), “просвещённый гуманизм”, универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности; Пушкин поднял её на уровень мировой. Роман в стихах “Евгений Онегин” (1823 — 31) воссоздаёт образ жизни и духовный состав “типического”, преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциаольного дворянства; в романе и во многих других соч. Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, составленным ещё в “Цыганах” (1824). Им были впервые определены (в поэмах, драматургии, прозе) мн. ведущие проблемы рус. литературы 19 в., нередко в их трагичном противостоянии и неразрешимости — народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории: трагедия “Борис Годунов” (1824 — 25, опубл. в 1831), поэма “Полтава” (1828), “Медный всадник” (1833, опубл. в 1837), ром. “Капитанская дочка” (1836). В филос. лирике 30-х гг., “маленьких трагедиях”, созданных в 1830 (“Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, опубл. в 1839, “Скупой рыцарь”, опубл. в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы “дружества”, любви, поэзии жизни, творческие призвания и воспоминаний дополняются обострённой постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственные очищения и “милости”. Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французом, подданным на русской военной службе.