0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Размер стиха что ты жадно глядишь на дорогу

Определите размер стиха и наарисуйте схему

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее 2. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя 3. Сижу за решёткой в темнице сырой 4. Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила 5. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна

1. Я́ ль на све́те все́х миле́е, (ударные слоги 1, 3, 5, 7)
Все́х румя́ней и беле́е (1, 3, 7)
Ударные слоги нечётные, следовательно, это ХОРЕЙ.

_́ _ / _́ _ / _́ _ /_́ _

_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

2. Подру́га дне́й мои́х суро́вых, (2, 4, 6,
Голу́бка дря́хлая моя́ (2, 4,
Ударные слоги чётные, следовательно, это ЯМБ.

_ _́ / _ _́ / _ _́ /_ _́ / _

_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́

3. Сижу́ за решёткой в темни́це сыро́й (2, 5, 8, 11)
(Чередование ударных чётных слогов с нечётными говорит о том, что это трёхсложный размер, а раз ударение в каждой стопе падает на второй слог, то это АМФИБРАХИЙ) .

_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́

4. У́рну с водо́й урони́в, об утёс её де́ва разби́ла (1, 4, 7, 10, 13, 16)
А это, как видите (по чередованию нечётных ударных слогов с чётными) , тоже трёхсложный размер, но так как в стопе ударение падает на 1-й слог, то это ДАКТИЛЬ. Хотя зря Вам для разбора дали именно это пушкинское стихотворение: всё же здесь подражание древним грекам, так что можно говорить о гекзаметре.

_́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _

5. На се́вере ди́ком стои́т одино́ко (2, 5, 8, 11)
На го́лой верши́не сосна́ (2, 5,
Опять АМФМБРАХИЙ

_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _

_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́

А про АНАПЕСТ забыли? Добавлю некрасовские строки:

Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу (3, 6, 9)
В стороне́ от весёлых подру́г… (3, 6, 9)
Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге – АНАПЕСТ.

_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _

_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́

Разобраться в этом несложно, надо только:

1) правильно подсчитать слоги в строке (учитывая то, что на предлоги, союзы, коротенькие частицы, иногда даже местоимения ударение, как правило, не падает, они сливаются в произношении с предыдущим или последующим словом) ;
2) правильно определить, какие по счёту слоги в строке ударные; если только чётные или только нечётные, то размер двусложный; если чётные в определённой последовательности сочетаются с нечётными или нечётные с чётными, то размер трёхсложный.

Вот табличка из Интернета Вам в помощь.

1. Я́ ль на све́те все́х миле́е, (ударные слоги 1, 3, 5, 7)
Все́х румя́ней и беле́е (1, 3, 7)
Ударные слоги нечётные, следовательно, это ХОРЕЙ.

_́ _ / _́ _ / _́ _ /_́ _

_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

2. Подру́га дне́й мои́х суро́вых, (2, 4, 6,
Голу́бка дря́хлая моя́ (2, 4,
Ударные слоги чётные, следовательно, это ЯМБ.

_ _́ / _ _́ / _ _́ /_ _́ / _

_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́

3. Сижу́ за решёткой в темни́це сыро́й (2, 5, 8, 11)
(Чередование ударных чётных слогов с нечётными говорит о том, что это трёхсложный размер, а раз ударение в каждой стопе падает на второй слог, то это АМФИБРАХИЙ) .

_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́

4. У́рну с водо́й урони́в, об утёс её де́ва разби́ла (1, 4, 7, 10, 13, 16)
А это, как видите (по чередованию нечётных ударных слогов с чётными) , тоже трёхсложный размер, но так как в стопе ударение падает на 1-й слог, то это ДАКТИЛЬ. Хотя зря Вам для разбора дали именно это пушкинское стихотворение: всё же здесь подражание древним грекам, так что можно говорить о гекзаметре.

_́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _

5. На се́вере ди́ком стои́т одино́ко (2, 5, 8, 11)
На го́лой верши́не сосна́ (2, 5,
Опять АМФМБРАХИЙ

_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _

_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́

А про АНАПЕСТ забыли? Добавлю некрасовские строки:

Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу (3, 6, 9)
В стороне́ от весёлых подру́г… (3, 6, 9)
Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге – АНАПЕСТ.

_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _

_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́

Разобраться в этом несложно, надо только:

1) правильно подсчитать слоги в строке (учитывая то, что на предлоги, союзы, коротенькие частицы, иногда даже местоимения ударение, как правило, не падает, они сливаются в произношении с предыдущим или последующим словом) ;
2) правильно определить, какие по счёту слоги в строке ударные; если только чётные или только нечётные, то размер двусложный; если чётные в определённой последовательности сочетаются с нечётными или нечётные с чётными, то размер трёхсложный.

вы там ошибку сделали в 5 предложении не АМФМБРАХИЙ а АМФИБРАХИЙ просто если кому-то надо а так большое спасибо

Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 63.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 63.

“Тройка” – одно из самых известных стихотворений Некрасова, который трепетно рассказывает о судьбе русской женщины. Тройка дорогих лошадей – образ счастливой жизни, которая недосягаема для простой крестьянки. Краткий анализ “Тройка” по плану поможет ученикам 10 класса понять позицию автора. Использовать этот разбор на уроке литературы можно для более полного раскрытия темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тройка.

История создания – произведение написано Некрасовым в 1846 году. Год спустя, в 1847-м его опубликовали в “Современнике”.

Тема – тяжесть судьбы русской крестьянки.

Композиция – кольцевая, которую начинает и заканчивает обращение лирического героя к крестьянской девушке.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты“веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг”.

Метафоры“забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветёшь, не успевши расцвесть”.

Сравнение“черные, как ночь”.

История создания

Это стихотворение Некрасов написал в 1846 году. Он посвятил его приятелю Тургенева и Белинского Ивану Маслову. Этот человек служил чиновником при коменданте Петропавловской крепости. При этом посвящение присутствует только в первой публикации, в последующих его уже нет.

Для того чтобы опубликовать стихотворение в “Современнике”, пришлось получать одобрение цензуры. Получено оно было только в конце 1846 года, 30 декабря, из-за чего и пришлось переносить публикацию “Тройки” на следующий год.

Николая Алексеевича всегда волновала судьба русской женщины: он часто видел, как страдала от самодура-отца его мать. Эта тема неоднократно поднималась в его произведениях – ей же посвящена и “Тройка”.

Рассказывая о крестьянской девушке, поэт рисует ее прекрасной и волнующей, но ярмо тяжелой жизни уже неотвратимо нависло над ней. Этому прекрасному цветку не останется ничего другого, как увянуть прежде времени от непосильной работы и сойти в могилу.

Читать еще:  Что такое куплет в стихе

Композиция

Для того чтобы продемонстрировать свою мысль, Некрасов использует кольцевую композицию. В первой строфе главный герой спрашивает молоденькую крестьянку, почему она так жадно смотрит на дорогу, а в последних двух предостерегает ее от тех неясных мечтаний, которые мешают ей просто резвиться с подружками: нет у нее другой судьбы, кроме тяжкой крестьянской доли.

Условно произведение можно разделить на две часть: воображаемая счастливая жизнь красивой крестьянки и реальная – несчастная, наполненная только работой, побоями мужа и бесконечным рождением детей.

Сначала поэт создает экспозицию: показывает крестьянскую девушку, стоящую на дороге и ожидающую чего-то. Когда показывается тройка, символизирующая красивую жизнь, героиня как будто пытается догнать ее. И тут автор делает паузу в основном повествовании, чтобы описать красавицу-крестьянку. Созданный им выразительный портрет вполне объясняет следующее за ним предположение, что она поживет вволю, что жизнь ее будет полной и легкой…

Но вторая часть произведения по своей сути является антитезой к первой: в ней показывается та судьба, которая на самом деле ждет свежую, полную надежд прекрасную девушку. И судьба эта незавидна: она пойдет за неряху-мужика, который будет бить ее, а свекровь унижать, заставлять выполнять непосильную работу. Бесконечные роды и тяжелая работа сделают ее безразличной ко всему: некогда живая молодая красавица прежде времени превратится в отупевшую от побоев и труда старуху. Так и сойдет она в могилу.

И именно поэтому предостерегает ее лирический герой от мечтаний – смысл его слов в том, что не сбудутся ее желания, символизирующая неведомое счастье тройка, давно уехала, да и красивый корнет в ней направлялся к другой девушке. Так что крестьянке остается только смиренно принять свою судьбину.

Написано стихотворение трехстопным анапестом – это размер использован поэтом для того, чтобы сделать произведение больше похожим на песню. Впоследствии оно действительно было положено на музыку и стало известным романсом.
Мужская и женская рифмы, которые чередуются в строфах, создают впечатление цельности.

Стихотворение написано в жанре элегии – грустное размышление на философские темы. С грустью рассуждает поэт о незавидной доле русской женщины, крестьянки.

Средства выразительности

Автор “Тройки” умело использует многочисленные художественные средства, чтобы не только донести до читателя основную мысль, но и создать эмоциональный настрой произведения. В нем есть:

  • Эпитеты – “веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг” .
  • Метафоры – “забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветешь, не успевши расцвесть” .
  • Сравнение – “черные, как ночь” .

Определите размер стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка».Сделайте ритмический рисунок стиха:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весѐлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу
Всѐ лицо твоѐ вспыхнуло вдруг
Срочно плииииииииз.

u0442u0440u0451u0445u0441u043bu043eu0436u043du044bu0439 u0440u0430u0437u043cu0435u0440 u0441u0442u043eu043fu044bn

u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043e u0442u0440u0451u0445u0441u0442u043eu043fu043du044bu043c u0430u043du0430u043fu0435u0441u0442u043eu043c, u0438u043cu0435u043du043du043e u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u0432u0432u0451u043b u0432 u0448u0438u0440u043eu043au043eu0435 u0440u0430u0441u043fu0440u043eu0441u0442u0440u0430u043du0435u043du0438u0435 u0442u0440u0451u0445u0441u043bu043eu0436u043du044bu0439 u0440u0430u0437u043cu0435u0440 u0441u0442u043eu043fu044b. u0411u043bu0430u0433u043eu0434u0430u0440u044f u043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu043cu0443 u0440u0430u0437u043cu0435u0440u0443 u00ab u0422u0440u043eu0439u043au0430 u00bb u0438u043cu0435u0435u0442 u043fu0435u0441u0435u043du043du043e-u0440u043eu043cu0430u043du0441u043eu0432u044bu0439 u0432u0438u0434.n

u0420u0438u0444u043cu0430, u043au0430u043a u043cu0443u0436u0441u043au0430u044f: u00abu043fu043eu0434u0440u0443u0433 — u0432u0434u0440u0443u0433u00bb , u0442u0430u043a u0438 u0436u0435u043du0441u043au0430u044f u00abu0434u043eu0440u043eu0433u0443-u0442u0440u0435u0432u043eu0433u0443u00bb , u043fu0440u043eu0441u0442u0430u044f: u00abu0433u0440u0443u0434u044c-u0433u043du0443u0442u044cu00bb u0438 u0431u043eu0433u0430u0442u0430u044f: u00abu0440u0430u0441u0446u0432u0435u0441u0442u044cu00bb — u00abu0435u0441u0442u044cu00bb .n

u0421u043fu043eu0441u043eu0431u044b u0440u0438u0444u043cu043eu0432u043au0438: u041fu0430u0440u043du0430u044f u2013 u00ab u0442u0440u043eu0439u043au0438 — u0431u043eu0439u043au0438u00bb, u043fu0435u0440u0435u043au0440u0451u0441u043du0430u044f — u00abu0441u043fu0435u0448u0438-u0437u0430u0433u043bu0443u0448u0438u00bb . u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u043fu043eu044du0442u043eu043c u0447u0430u0441u0442u043e u043eu0431u044bu0433u0440u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u0437u0432u0443u043a u00abu043eu00bb, u043fu0440u0438u0434u0430u044eu0449u0438u0439 u043eu0441u043eu0431u0443u044e, u043du0430u043fu0435u0432u043du0443u044e u0438u043du0442u043eu043du0430u0446u0438u044e u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u044e: u00abu0441u043cu0443u0433u043bu043eu0439u00bb u00abu043fu0440u043eu0431u0438u0432u0430u0435u0442u0441u044fu00bb u00abu043fu0443u0448u043eu043au00bb , u00abu0431u0440u043eu0432u0438u00bb u00abu0442u0432u043eu0435u0439u00bb u00abu043fu043eu043bu0443u043au0440u0443u0433u043bu043eu0439u00bb u00abu0441u043cu043eu0442u0440u0438u0442u00bb u00abu0431u043eu0439u043au043eu00bb u00abu0433u043bu0430u0437u043eu043au00bb u0432u0441u0435u0433u043e u0436u0435 u0441u043bu043eu0432, u0438u043cu0435u044eu0449u0438u0445 u0432 u0441u043eu0441u0442u0430u0432u0435 u044du0442u0443 u0431u0443u043au0432u0443 u0431u043eu043bu0435u0435 u0432u043eu0441u044cu043cu0438u0434u0435u0441u044fu0442u0438.n

Стихотворение и анализ «Тройка»

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед.

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьётся алая лента игриво

В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается лёгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка…

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной

Отцветёшь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,

Полном жизни – появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки и сыты и бойки,-

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой…

Краткое содержание

П. Грузинский. Тройка. 1858

В произведении лирический герой (поэт) обращается к девушке с риторическими вопросами. Он обрисовывает ей дальнейшую незавидную судьбу. Герой спрашивает девушку почему она так пристально следит за дорогой? Отчего спешит за промчавшейся тройкой вслед? Поэт отмечает, что на черноволосую крестьянку с алой лентой в волосах заглядываются все проезжие по селу молодцы. И это не странно: в такую красавицу не влюбиться просто невозможно. Девушка отличается стройностью, лукавым взглядом, полукруглыми бровями и румяными щёчками.

Имея подобную внешность, она может жить припеваючи. Ведь сгорающие от страсти к ней богатые пожилые помещики готовы будут осыпать её шелками и деньгами, а «горячие» юноши – терять голову от любви. Но, не такая безмятежная судьба уготована красивой молодой крестьянке: ей не доведётся жить в богатстве. Лирический герой сожалеет о том, что выдадут девушку замуж за жестокого и неграмотного мужичка. Став законной женой, она повяжет на себе уродливый передник и примется за грязную работу. Каждый день молодая жена будет страдать от пьянства и побоев мужа, от ворчливой свекрови, от адского труда. Скоро её природная красота увянет, взгляд потухнет, лицо осунется…

Жизнь красавицы крестьянки после замужества не будет долгой. Впереди её ожидают лишь сырая могила да покосившейся крест. К сожалению, ничто не сможет изменить трагическое течение её судьбы, устоявшийся порядок. Понимая это, лирический герой не советует молодой крестьянке долго стоять у дороги, ведь лихие тройки с богатыми кавалерами не для неё. Судьба несчастной девушки предрешена задолго до её рождения а, значит, в жизни её нет места чуду.

История создания

Некрасов создал стихотворение в 1848 г., посвятив его Ивану Маслову – приятелю В.Г. Белинского и И.С. Тургенева. Иван Маслов нёс службу чиновником при коменданте Петропавловской крепости. Данное посвящение присутствует лишь в первой публикации, в последующих публикациях его уже нет. Чтобы опубликовать данное произведение в «Современнике», автору пришлось заручаться одобрением со стороны цензуры, которое было получено лишь в декабре 1846 г. По этой причине, Некрасову пришлось перенести публикацию на следующий 1847 год.

Читать еще:  Кто написал стихи для песни дуремара

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру гражданской лирики – излюбленному жанру Некрасова. Стихотворение представляет собой литературное направление «реализм», так как повествование в нём ведётся без каких-либо прикрас о судьбе простой русской крестьянки.

Поэтический размер – трёхстопный анапест, придавший стихотворным строкам особую напевность. Впоследствии произведение было положено на музыку и обрело новую жизнь в форме известного романса. Рифмовка перекрёстная, за исключением четвёртой строфы: в ней автор использует смежную рифмовку.

Композиция

Произведение имеет кольцевую композицию. Стихотворение может быть разделено на четыре части:

  1. Первая часть – описание внезапного появления тройки и мечтаний молодой красивой крестьянки о своей будущей благополучной судьбе.
  2. Вторая часть – описание миловидности и красоты юной крестьянской девушки и надежда на то, что с такими незаурядными внешними данными она сможет счастливо устроить свою жизнь.
  3. Третья часть – повествование о неприглядной реальности, разрушающей все девичьи иллюзии и мечтания.
  4. Четвёртая часть – заключительная. Лирический герой с сожалением и грустью просит девушку не предаваться бесплодным, несбыточным надеждам. К сожалению, её судьба давно предрешена и незавидна.

Образы и символы

В произведении Некрасов создал яркую, запоминающуюся палитру смысловых образов:

  • образ тройки – центральный. Тройка в контексте всего произведения символизирует упущенные возможности, быстротечность человеческой жизни. Быстрая тройка лошадей – это всего лишь миг, ускользающий прямо перед глазами мечтательной крестьянки. При этом она не способна что-либо изменить;
  • образ лирического героя – полностью идентичен автору. Глазами героя мы смотрим на крестьянку, любуясь её выразительными глазами, статной фигурой, длинными волосами. Вместе с тем, герой понимает, что судьба юной красавицы незавидна: она выйдет замуж за неотёсанного мужика, будет много работать, терпеть издевательства мужа, подорвёт своё здоровье и вскоре умрёт. Лирический герой является человеком образованным, способным к анализу происходящего и искреннему сочувствию;
  • образ дороги – образ дороги возникает в самом начале произведения. Данный образ является излюбленным для поэта. По дороге мчится быстрая тройка. Всё это происходит на глазах у красивой крестьянской девушки, преисполненной мечтами и надеждами на благополучную жизнь. Дорога символизирует нечто вечное, надежду на открытие новых жизненных горизонтов. Но для прекрасной крестьянки, как и для миллионов подобных ей девушек, эта дорога никуда не ведёт – она тупиковая;
  • образ молодой крестьянки – крестьянская девушка является главной героиней произведения. Она очень красива: молода, свежа, стройна и при этом романтична. Черты её лица прекрасны, душа чиста и невинна. Образ крестьянки, поначалу яркий и динамичный, постепенно сменяется на противоположный образ замужней женщины – бледный и забитый. Став женой неграмотного и грубого мужика, она из «чернобровой дикарки» превратится в измученную русскую бабу, каких миллионы. Самое ужасное в том, что покой и освобождение к ней придут только после смерти. Образ крестьянки собирательный: он символизирует всех бесправных, забитых русских женщин простолюдинок.

Темы и настроение

Некрасов поднимает перед читателями следующие темы:

  1. Тема тяжёлой судьбы русской женщины – центральная. Автор разделяет судьбу молодой крестьянки на два сегмента: до замужества (девушка преисполнена мечтами, светлыми надеждами) и после замужества (девушка много страдает, работает, подвергаясь ежедневным издевательствам мужа). Даже рождение детей не способно подарить ей счастье. Её будущее трагично, жизнь тяжела и коротка.
  2. Тема несправедливости общественного устройства – крестьянские женщины обречены на тяжёлый физический труд, постоянную нищету, вечную печаль, семейное несчастье. У героини стихотворения, как и у миллионов таких же простолюдинок, отсутствует выбор. «Социальный лифт» не работает, а значит, переход в другое сословие невозможен. Какой бы прекрасной, умной, талантливой и красивой не была крестьянка, она никогда не сможет реализоваться, как полноценная личность.
  3. Тема красоты – автор поднимает тему безразличного и потребительского отношения общества к внешней красоте и привлекательности женщины. Примитивное, консервативное общество не способно достойно оценить природную красоту юной крестьянки.
  4. Тема сословной любви – мало кого в обществе волнует искренняя любовь. Отныне брак воспринимается и оценивается лишь с точки зрения его целесообразности и выгоды. Поэтому у красавицы простолюдинки нет никаких шансов найти себе образованного, достойного супруга.

Произведение передаёт читателям настроение искренней жалости к судьбе молодой женщины, сожаление о невозможности ей помочь и что-либо изменить.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: в реалиях российского общества некрасовских времён не предусмотрено сочувствие к простым женщинам из народа. Судьбы их ужасны, но никому нет до этого никакого дела. Жернова бедности и бесправия перемалывали молодость, здоровье и красоту несчастных простолюдинок. В данном стихотворении, ещё задолго до отмены крепостного права, Некрасов обратил своё внимание на незавидную участь простых женщин.

Средства выразительности

Поэт мастерски использует различные средства выразительности с целью донесения до читателей основной идеи произведения. Автор создал следующие тропы:

  • эпитеты – «алая лента», «весёлые подруги», «вечный испуг»;
  • метафоры – «чары, зажигающие кровь», «лицо вспыхнуло», «лента вьётся игриво»;
  • сравнение – «чёрные, как ночь».

Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль

Примеры стихотворений

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять…
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

Читать еще:  Стихи люби меня как я тебя

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!>

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,

Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
«А не сжечь ли котенка?»
Невозможная внучка из Йены.

Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  • Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
  • Николай Некрасов — Что ты жадно глядишь на дорогу ( Тройка )

    Что ты жадно глядишь на дорогу
    В стороне от веселых подруг?
    Знать, забило сердечко тревогу —
    № 4 Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

    И зачем ты бежишь торопливо
    За промчавшейся тройкой вослед.
    На тебя, подбоченясь красиво,
    № 8 Загляделся проезжий корнет.

    На тебя заглядеться не диво,
    Полюбить тебя всякий не прочь:
    Вьется алая лента игриво
    № 12 В волосах твоих; черных как ночь;

    Сквозь румянец щеки твоей смуглой
    Пробивается легкий пушок,
    Из-под брови твоей полукруглой
    № 16 Смотрит бойко лукавый глазок.

    Взгляд один чернобровой дикарки,
    Полный чар, зажигающих кровь,
    Старика разорит на подарки,
    № 20 В сердце юноши кинет любовь.

    Поживешь и попразднуешь вволю,
    Будет жизнь и полна и легка.
    Да не то тебе пало на долю:
    № 24 За неряху пойдешь мужика.

    Завязавши под мышки передник,
    Перетянешь уродливо грудь,
    Будет бить тебя муж-привередник
    № 28 И свекровь в три погибели гнуть.

    От работы и черной и трудной
    Отцветешь, не успевши расцвесть,
    Погрузишься ты в сон непробудный,
    № 32 Будешь нянчить, работать и есть.

    И в лице твоем, полном движенья,
    Полном жизни, — появится вдруг
    Выраженье тупого терпенья
    № 36 И бессмысленный, вечный испуг.

    И схоронят в сырую могилу,
    Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
    Бесполезно угасшую силу
    № 40 И ничем не согретую грудь.

    Не гляди же с тоской на дорогу
    И за тройкой вослед не спеши,
    И тоскливую в сердце тревогу
    № 44 Поскорей навсегда заглуши!

    Не нагнать тебе бешеной тройки:
    Кони крепки, сыты и бойки, —
    И ямщик под хмельком, и к другой
    № 48 Мчится вихрем корнет молодой.

    Chto ty zhadno glyadish na dorogu
    V storone ot veselykh podrug?
    Znat, zabilo serdechko trevogu —
    Vse litso tvoye vspykhnulo vdrug.

    I zachem ty bezhish toroplivo
    Za promchavsheysya troykoy vosled.
    Na tebya, podbochenyas krasivo,
    Zaglyadelsya proyezzhy kornet.

    Na tebya zaglyadetsya ne divo,
    Polyubit tebya vsyaky ne proch:
    Vyetsya alaya lenta igrivo
    V volosakh tvoikh; chernykh kak noch;

    Skvoz rumyanets shcheki tvoyey smugloy
    Probivayetsya legky pushok,
    Iz-pod brovi tvoyey polukrugloy
    Smotrit boyko lukavy glazok.

    Vzglyad odin chernobrovoy dikarki,
    Polny char, zazhigayushchikh krov,
    Starika razorit na podarki,
    V serdtse yunoshi kinet lyubov.

    Pozhivesh i poprazdnuyesh vvolyu,
    Budet zhizn i polna i legka.
    Da ne to tebe palo na dolyu:
    Za neryakhu poydesh muzhika.

    Zavyazavshi pod myshki perednik,
    Peretyanesh urodlivo grud,
    Budet bit tebya muzh-priverednik
    I svekrov v tri pogibeli gnut.

    Ot raboty i chernoy i trudnoy
    Ottsvetesh, ne uspevshi rastsvest,
    Pogruzishsya ty v son neprobudny,
    Budesh nyanchit, rabotat i yest.

    I v litse tvoyem, polnom dvizhenya,
    Polnom zhizni, — poyavitsya vdrug
    Vyrazhenye tupogo terpenya
    I bessmyslenny, vechny ispug.

    I skhoronyat v syruyu mogilu,
    Kak proydesh ty tyazhely svoy put,
    Bespolezno ugasshuyu silu
    I nichem ne sogretuyu grud.

    Ne glyadi zhe s toskoy na dorogu
    I za troykoy vosled ne speshi,
    I tosklivuyu v serdtse trevogu
    Poskorey navsegda zaglushi!

    Ne nagnat tebe beshenoy troyki:
    Koni krepki, syty i boyki, —
    I yamshchik pod khmelkom, i k drugoy
    Mchitsya vikhrem kornet molodoy.

    Xnj ns ;flyj ukzlbim yf ljhjue
    D cnjhjyt jn dtctks[ gjlheu?
    Pyfnm, pf,bkj cthltxrj nhtdjue —
    Dct kbwj ndjt dcgs[yekj dlheu/

    B pfxtv ns ,t;bim njhjgkbdj
    Pf ghjvxfditqcz nhjqrjq djcktl?//
    Yf nt,z, gjl,jxtyzcm rhfcbdj,
    Pfukzltkcz ghjtp;bq rjhytn/

    Yf nt,z pfukzltnmcz yt lbdj,
    Gjk/,bnm nt,z dczrbq yt ghjxm:
    Dmtncz fkfz ktynf buhbdj
    D djkjcf[ ndjb[; xthys[ rfr yjxm;

    Crdjpm hevzytw otrb ndjtq cveukjq
    Ghj,bdftncz kturbq geijr,
    Bp-gjl ,hjdb ndjtq gjkerheukjq
    Cvjnhbn ,jqrj kerfdsq ukfpjr/

    Dpukzl jlby xthyj,hjdjq lbrfhrb,
    Gjkysq xfh, pf;buf/ob[ rhjdm,
    Cnfhbrf hfpjhbn yf gjlfhrb,
    D cthlwt /yjib rbytn k/,jdm/

    Gj;bdtim b gjghfplyetim ddjk/,
    ,eltn ;bpym b gjkyf b kturf///
    Lf yt nj nt,t gfkj yf ljk/:
    Pf ythz[e gjqltim ve;brf/

    Pfdzpfdib gjl vsirb gthtlybr,
    Gthtnzytim ehjlkbdj uhelm,
    ,eltn ,bnm nt,z ve;-ghbdthtlybr
    B cdtrhjdm d nhb gjub,tkb uyenm/

    Jn hf,jns b xthyjq b nhelyjq
    Jnwdtntim, yt ecgtdib hfcwdtcnm,
    Gjuhepbimcz ns d cjy ytghj,elysq,
    ,eltim yzyxbnm, hf,jnfnm b tcnm/

    B d kbwt ndjtv, gjkyjv ldb;tymz,
    Gjkyjv ;bpyb, — gjzdbncz dlheu
    Dshf;tymt negjuj nthgtymz
    B ,tccvscktyysq, dtxysq bcgeu/

    B c[jhjyzn d cshe/ vjubke,
    Rfr ghjqltim ns nz;tksq cdjq genm,
    ,tcgjktpyj eufcie/ cbke
    B ybxtv yt cjuhtne/ uhelm/

    Yt ukzlb ;t c njcrjq yf ljhjue
    B pf nhjqrjq djcktl yt cgtib,
    B njcrkbde/ d cthlwt nhtdjue
    Gjcrjhtq yfdctulf pfukeib!

    Yt yfuyfnm nt,t ,tityjq nhjqrb:
    Rjyb rhtgrb, csns b ,jqrb, —
    B zvobr gjl [vtkmrjv, b r lheujq
    Vxbncz db[htv rjhytn vjkjljq///

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector