Ритм как структурная основа стиха
Основы стихосложения -ритм
Ритм – это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм.
Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме.
Стихи – это ритмически организованная речь.
Почему ритм ?
Эмоциональное воздействие ритма на человеческую психику известно
очень давно. Уже в доисторические времена ритм использовался в различных
общественных и религиозных ритуалах.
И, по-видимому, уже в эти же времена людьми было замечено особое
эмоциональное воздействие ритмически организованной речи.
Ритм и сам по себе, даже в чистом виде способен производить
определенное воздействие на человека.
Вспомним детские совершенно бессмысленные стишки
вроде “эни мэни раба, квинтер финтер жаба”
Поэтому отвлечемся и немного поговорим о ритме самом по себе.
Понятие ритма может относиться не только к временной последовательности,
характеризующейся повторением определенных характеристик процесса
через равные промежутки времени. Ритм может состоять и в пространственной
повторяемости.(например в архитектуре).
Здесь мы будем говорить о временном ритме.
Хотя теоретически возможно стихосложение, основанное и на пространственном
ритме, но практически, например в китайском языке, стихи традиционно
скандировались. Хотя сама китайская письменность “немая” , не фонетическая,
а предназначенная для чтения глазами.
Итак ритм. Простейший ритм состоит из повторения одного и того же
элемента. Графически это можно изобразить так – – – – – – – – -.
Однако такой ритм очень быстро “приедается” . Быстро наступает то,
что называется монотонией, или проще говоря, занудство.
Человек по разному реагирует на это. Либо, если это возможно, отключается
вообще от восприятия (негромкий монотонный ритм). Либо переходит в
стрессовое состояние – развивается раздражение. Наиболее интересен
третий вариант – человек невольно начинает “разнообразить” ритм .
Невольно придавать ритму структуру, которой в оригинале нет.
Например, ритм из одинаковых по громкости сигналов – – – – – – – -.
непроизвольно начинает восприниматься как структурированный,
скажем, как / – / – / – / – . (“/”- более громкий “-” -более тихий).
Это говорит о том, что для “комфортного” восприятия ритм должен быть
достаточно “богатым”.
“Идеальный” ритм соорудить несложно. Сложнее избавиться от монотонии,
не разрушив при этом однако, самого ритма.
Это в известной степени может быть достигнуто структурированием ритма.
Так скажем, ритм / – / – / – / – / -. или /–/–/–/–.
уже выглядит менее монотонным. Здесь появляются структурные единицы
второго уровня / – или / – – . Ритм воспринимается состоящим из
этих структурных единиц второго уровня, а каждая единица, в свою очередь
ритмически организована (состоит из единиц одинаковой длительности).
Отметим, что практически такие единицы второго уровня ограничиваются
двух, трех и реже четырехдольным ритмом. /-, /–, /—
Нетрудно догадаться, что в поэзии единицам первого уровня соответствуют
слоги, а единицам второго уровня – стопы. (ограничиваясь пока традиционным
силлабо-тоническим русским стихосложением).
Однако и такой ритм быстро приводит к монотонии.
Поэтому ритм (и в музыке и в поэзии) структурируется дальше.
В поэзии этим более крупным единицам соответствуют строки.
(в музыке – музыкальные фразы).
Это уже ритмические единицы третьего уровня.
Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня
– строфа.(в песенной музыке – куплет). Более крупные ритмические
единицы используются только в поэмах (например, “онегинская строфа” –
структура состоящая из простых строф – единица 5 уровня).
Подчеркнем, что структурирование ритма – это не прихоть,
не произвольная “условность”, которую можно принять, а можно и
отбросить. Это – следствие вполне объективных законов человеческой
психики.
Хочется повторения, но хочется и разнообразия.
Голый ритм и ритмической хаос одинаково неприемлемы.
Итак, вернувшись к традиционному русскому стихосложению, можно сказать:
Ритмическая единица 1-го уровня – слог. В русском языке слоги
произносятся примерно с одинаковой скоростью.
(есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог
не будет ритмической единицей).
Ритмическая единица 2-го уровня – СТОПА, обусловленная чередованием
ударных и безударных слогов. Например строчка “буря мглою небо кроет”
ритмически запишется /-/-/-/- (“/” – ударный, “-” – безударный слог).
Здесь стопа будет /- из двух слогов, первый ударный.
(в языках, где нет силового ударения, стопа конечно будет
построена по другому принципу)
Ритмическая единица 3-го уровня – СТРОКА.
И это – НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА.
Имеющая наибольшее самостоятельное значение.
Мне приходилось сталкиваться с мнением, что вообще стихи – это то,
что разбито на строки, безотносительно к остальным ритмическим уровням.
Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей
речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА.
Человек говорит не слогами, не словами, а фразами.
(не путать с грамматическим понятием предложения!).
При этом фраза не является чем-то постоянным.
Так “буря мглою небо кроет” можно произнести как одну фразу.
А можно и как две “буря мглою” “небо кроет”.
Разбиение на строки особенно важно, потому что без него
не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения.
Кроме того, разбиение на строки обогащает и внутренюю ритмику стиха.
Если бы не было разбиения на строки, а шел бы сплошной поток,
то стопы “/-“-хорей “-/”-ямб были бы практически эквивалентны –
давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.
. -/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/.
. /-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-.
Но поскольку строка ограничена началом и концом, то строчки
“где может быть родились вы” ямб -/-/-/-/
и “буря мглою небо кроет” хорей /-/-/-/-
звучат ритмически по разному.
В старину, со времен Ломоносова, бытовали различные мнения, например, что ямб лучше подходит для передачи грусти, или торжественности а хорей – для приподнятого настроения, пляски, элегий . Или, что ямб – для передачи мысли, хорей – чувства итп.
Сейчас от таких взглядов отказались, и в общем, признано, что сам по себе размер не определяет настроя стиха.
Различие в окончаниях строк тоже разнообразит ритмическое восприятие,
хотя далеко не так сильно, как различие в начале.
В трехсложных размерах возможны уже три варианта начала строки:
“/–” – дактиль
“-/-” – амфибрахий
“–/” – анапест
Обратите внимание, что в строке не обязательно должно быть целое
число стоп. Так, возможны варианты дактиля:
“/–/–/–”
“/–/–/-”
“/–/–/”
Ощущение другого ритма при этом не возникает.
Смена в окончаниях строк скорее ощущается как вариация того же ритма.
Ритмическая единица следующего уровня – это СТРОФА.
Она состоит из нескольких строк, связаных определенными
ритмическими и/или звуковыми соотношениями.
Наиболее обычна строфа из 4 строк
“Буря мглою небо кроет,
“Вихри снежные крутя.
“То как зверь она завоет,
“То заплачет как дитя.”
(Пушкин).
Обратим внимание на чередование рифм и окончаний строк.
Схема рифмовки – АБАБ – это означает, что первая строка рифмуется
с третьей, а вторая с 4-ой.
Окончания строк чередуются по такому же закону
“ЖМЖМ” или . /-, . /. /-. /
Окончание строки на ударный гласный принято называть “мужским”
Окончание . /- “женским”
Окончание . /– “дактилическим”
Такая рифмовка строк (чередующаяся) наиболее распространена
(длина строк при этом не обязательно чередуется, строки могут
иметь и однотипное окочание).
Вторая по распростреннности – смежная рифмовка ААББ
“Его пример другим наука,
Но боже мой какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь. ”
(Пушкин).
Схема окончаний ЖЖММ, хотя такое чередование и не обязательно
– может быть и ЖЖЖЖ или ММММ. Но ясно, что такой параллелизм усиливает
ритмическое начало в стихе.(по ученому это называется альтернансом).
Третья схема – АББА – опоясывающая рифма.
“Какое низкое коварство –
“Полуживого забавлять,
“Ему подушки поправлять,
“Печально подносить лекарство.”
(Пушкин).
(здесь тоже помимо чередования рифм чередуется вид окончаний ЖММЖ)
Существуют и другие строфы, но наиболее распространены именно эти.
Почему четырехстрочные? Ответ опять таки следует искать в области
психологии восприятия ритма человеком. В музыке тоже наблюдается
такая же закономерность – тяготение к “квадратным” формам.
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ
(или чисто тонический, или ударный стих) – стихотворный размер (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА), самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно. Таким образом, А. с. — это предел эмансипированности стиха по линии метра. Недаром А. с. называютеще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А. с. из поэмы «Владимир Ильич Ленин». 1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это — единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия: 1. -4-2-1- 2. 1 -4-2-4-2 3. -2-5-3- 4. 1 -1-2-2- (знаком “-” обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество безударных слогов). Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может быть строкой 4 ударного дольника (см. ДОЛЬНИК), где слогов между ударениями должно быть один или два. Проведем такой эксперимент. Возьмем какой нибудь известный текст, написанный 4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку. Например: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, Из всех, какие знала история. Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема подтверждает это: -2-2-1-1 1-1-2-1-1 1-2-1-2-1 1-1-1-2-2 Это первая проблема идентичности А. с. Для того чтобы он воспринимался как А. с., необходимо достаточное количество больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском языке — три слога. Получается, что А. с. — это не свобода, а искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться. Вторая проблема идентичности А. с. состоит в том, что он имеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном А. с. все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам принцип, на котором держится А. с., разрушается. М. Л. Гаспаров говорит в этом случае о вольном А. с., но, по моему мнению, это так же противоречиво, как говорить о равноударном верлибре. Таким образом, А. с. — это некая фикция, некий «симулякр» русской поэзии ХХ в.