Ритм как структурная основа стиха
Основы стихосложения -ритм
Ритм — это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы — это ритм.
Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме.
Стихи — это ритмически организованная речь.
Почему ритм ?
Эмоциональное воздействие ритма на человеческую психику известно
очень давно. Уже в доисторические времена ритм использовался в различных
общественных и религиозных ритуалах.
И, по-видимому, уже в эти же времена людьми было замечено особое
эмоциональное воздействие ритмически организованной речи.
Ритм и сам по себе, даже в чистом виде способен производить
определенное воздействие на человека.
Вспомним детские совершенно бессмысленные стишки
вроде «эни мэни раба, квинтер финтер жаба»
Поэтому отвлечемся и немного поговорим о ритме самом по себе.
Понятие ритма может относиться не только к временной последовательности,
характеризующейся повторением определенных характеристик процесса
через равные промежутки времени. Ритм может состоять и в пространственной
повторяемости.(например в архитектуре).
Здесь мы будем говорить о временном ритме.
Хотя теоретически возможно стихосложение, основанное и на пространственном
ритме, но практически, например в китайском языке, стихи традиционно
скандировались. Хотя сама китайская письменность «немая» , не фонетическая,
а предназначенная для чтения глазами.
Итак ритм. Простейший ритм состоит из повторения одного и того же
элемента. Графически это можно изобразить так — — — — — — — — -.
Однако такой ритм очень быстро «приедается» . Быстро наступает то,
что называется монотонией, или проще говоря, занудство.
Человек по разному реагирует на это. Либо, если это возможно, отключается
вообще от восприятия (негромкий монотонный ритм). Либо переходит в
стрессовое состояние — развивается раздражение. Наиболее интересен
третий вариант — человек невольно начинает «разнообразить» ритм .
Невольно придавать ритму структуру, которой в оригинале нет.
Например, ритм из одинаковых по громкости сигналов — — — — — — — -.
непроизвольно начинает восприниматься как структурированный,
скажем, как / — / — / — / — . («/»- более громкий «-» -более тихий).
Это говорит о том, что для «комфортного» восприятия ритм должен быть
достаточно «богатым».
«Идеальный» ритм соорудить несложно. Сложнее избавиться от монотонии,
не разрушив при этом однако, самого ритма.
Это в известной степени может быть достигнуто структурированием ритма.
Так скажем, ритм / — / — / — / — / -. или /—/—/—/—.
уже выглядит менее монотонным. Здесь появляются структурные единицы
второго уровня / — или / — — . Ритм воспринимается состоящим из
этих структурных единиц второго уровня, а каждая единица, в свою очередь
ритмически организована (состоит из единиц одинаковой длительности).
Отметим, что практически такие единицы второго уровня ограничиваются
двух, трех и реже четырехдольным ритмом. /-, /—, /—
Нетрудно догадаться, что в поэзии единицам первого уровня соответствуют
слоги, а единицам второго уровня — стопы. (ограничиваясь пока традиционным
силлабо-тоническим русским стихосложением).
Однако и такой ритм быстро приводит к монотонии.
Поэтому ритм (и в музыке и в поэзии) структурируется дальше.
В поэзии этим более крупным единицам соответствуют строки.
(в музыке — музыкальные фразы).
Это уже ритмические единицы третьего уровня.
Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня
— строфа.(в песенной музыке — куплет). Более крупные ритмические
единицы используются только в поэмах (например, «онегинская строфа» —
структура состоящая из простых строф — единица 5 уровня).
Подчеркнем, что структурирование ритма — это не прихоть,
не произвольная «условность», которую можно принять, а можно и
отбросить. Это — следствие вполне объективных законов человеческой
психики.
Хочется повторения, но хочется и разнообразия.
Голый ритм и ритмической хаос одинаково неприемлемы.
Итак, вернувшись к традиционному русскому стихосложению, можно сказать:
Ритмическая единица 1-го уровня — слог. В русском языке слоги
произносятся примерно с одинаковой скоростью.
(есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог
не будет ритмической единицей).
Ритмическая единица 2-го уровня — СТОПА, обусловленная чередованием
ударных и безударных слогов. Например строчка «буря мглою небо кроет»
ритмически запишется /-/-/-/- («/» — ударный, «-» — безударный слог).
Здесь стопа будет /- из двух слогов, первый ударный.
(в языках, где нет силового ударения, стопа конечно будет
построена по другому принципу)
Ритмическая единица 3-го уровня — СТРОКА.
И это — НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА.
Имеющая наибольшее самостоятельное значение.
Мне приходилось сталкиваться с мнением, что вообще стихи — это то,
что разбито на строки, безотносительно к остальным ритмическим уровням.
Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей
речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА.
Человек говорит не слогами, не словами, а фразами.
(не путать с грамматическим понятием предложения!).
При этом фраза не является чем-то постоянным.
Так «буря мглою небо кроет» можно произнести как одну фразу.
А можно и как две «буря мглою» «небо кроет».
Разбиение на строки особенно важно, потому что без него
не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения.
Кроме того, разбиение на строки обогащает и внутренюю ритмику стиха.
Если бы не было разбиения на строки, а шел бы сплошной поток,
то стопы «/-«-хорей «-/»-ямб были бы практически эквивалентны —
давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.
. -/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/.
. /-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-.
Но поскольку строка ограничена началом и концом, то строчки
«где может быть родились вы» ямб -/-/-/-/
и «буря мглою небо кроет» хорей /-/-/-/-
звучат ритмически по разному.
В старину, со времен Ломоносова, бытовали различные мнения, например, что ямб лучше подходит для передачи грусти, или торжественности а хорей — для приподнятого настроения, пляски, элегий . Или, что ямб — для передачи мысли, хорей — чувства итп.
Сейчас от таких взглядов отказались, и в общем, признано, что сам по себе размер не определяет настроя стиха.
Различие в окончаниях строк тоже разнообразит ритмическое восприятие,
хотя далеко не так сильно, как различие в начале.
В трехсложных размерах возможны уже три варианта начала строки:
«/—» — дактиль
«-/-» — амфибрахий
«—/» — анапест
Обратите внимание, что в строке не обязательно должно быть целое
число стоп. Так, возможны варианты дактиля:
«/—/—/—»
«/—/—/-»
«/—/—/»
Ощущение другого ритма при этом не возникает.
Смена в окончаниях строк скорее ощущается как вариация того же ритма.
Ритмическая единица следующего уровня — это СТРОФА.
Она состоит из нескольких строк, связаных определенными
ритмическими и/или звуковыми соотношениями.
Наиболее обычна строфа из 4 строк
«Буря мглою небо кроет,
«Вихри снежные крутя.
«То как зверь она завоет,
«То заплачет как дитя.»
(Пушкин).
Обратим внимание на чередование рифм и окончаний строк.
Схема рифмовки — АБАБ — это означает, что первая строка рифмуется
с третьей, а вторая с 4-ой.
Окончания строк чередуются по такому же закону
«ЖМЖМ» или . /-, . /. /-. /
Окончание строки на ударный гласный принято называть «мужским»
Окончание . /- «женским»
Окончание . /— «дактилическим»
Такая рифмовка строк (чередующаяся) наиболее распространена
(длина строк при этом не обязательно чередуется, строки могут
иметь и однотипное окочание).
Вторая по распростреннности — смежная рифмовка ААББ
«Его пример другим наука,
Но боже мой какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь. »
(Пушкин).
Схема окончаний ЖЖММ, хотя такое чередование и не обязательно
— может быть и ЖЖЖЖ или ММММ. Но ясно, что такой параллелизм усиливает
ритмическое начало в стихе.(по ученому это называется альтернансом).
Третья схема — АББА — опоясывающая рифма.
«Какое низкое коварство —
«Полуживого забавлять,
«Ему подушки поправлять,
«Печально подносить лекарство.»
(Пушкин).
(здесь тоже помимо чередования рифм чередуется вид окончаний ЖММЖ)
Существуют и другие строфы, но наиболее распространены именно эти.
Почему четырехстрочные? Ответ опять таки следует искать в области
психологии восприятия ритма человеком. В музыке тоже наблюдается
такая же закономерность — тяготение к «квадратным» формам.
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ
(или чисто тонический, или ударный стих) – стихотворный размер (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА), самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно. Таким образом, А. с. — это предел эмансипированности стиха по линии метра. Недаром А. с. называютеще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А. с. из поэмы «Владимир Ильич Ленин». 1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это — единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия: 1. -4-2-1- 2. 1 -4-2-4-2 3. -2-5-3- 4. 1 -1-2-2- (знаком «-» обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество безударных слогов). Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может быть строкой 4 ударного дольника (см. ДОЛЬНИК), где слогов между ударениями должно быть один или два. Проведем такой эксперимент. Возьмем какой нибудь известный текст, написанный 4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку. Например: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, Из всех, какие знала история. Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема подтверждает это: -2-2-1-1 1-1-2-1-1 1-2-1-2-1 1-1-1-2-2 Это первая проблема идентичности А. с. Для того чтобы он воспринимался как А. с., необходимо достаточное количество больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском языке — три слога. Получается, что А. с. — это не свобода, а искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться. Вторая проблема идентичности А. с. состоит в том, что он имеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном А. с. все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам принцип, на котором держится А. с., разрушается. М. Л. Гаспаров говорит в этом случае о вольном А. с., но, по моему мнению, это так же противоречиво, как говорить о равноударном верлибре. Таким образом, А. с. — это некая фикция, некий «симулякр» русской поэзии ХХ в.