14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ритмическое ударение в стихах как называется

Структура стиха

Довольно воду разливать по чашам.

Спускаемся, спасибо облакам.

Пора поговорить о деле нашем,

Переходить пора уже к стихам!

4.1. Ритмическое ударение

В стихосложении есть термин «икт» – ритмическое ударение в стихе, фиксирующее его уникальную структуру. Таким образом, ритмическое ударение – это то, что помогает нам структурировать стихотворение.

Главное, что нужно понять: ритмическое ударение и ударение в слове – не одно и то же. Причём как ударение в слове не обязательно будет ритмическим ударением, так и ритмическое ударение не обязательно падает на ударный слог. То есть ритмическое ударение не всегда совпадает с обычным ударением, и на одно слово может попадать два ритмических ударения, а может не попадать ни одного. В следующем примере на слово «гороскоп» попадает два ритмических ударения, а на слово «же» ударение вовсе не попадает:

По гороскопу я телец,

По жизни – я же лишь подлец!

Ритмическое ударение в стихе можно определить, отстукивая такт ногой или отщёлкивая его пальцами:

Восемнадцать лет –

Это лучший возраст!

Сожалений нет,

Всё в любви серьёзно!

В дальнейшем для более результативной практики пытайтесь сами проставлять ритмические ударения в каждом встречающемся стихотворении. Где-то мы вам в помощь будем выделять ритмические ударения жирным шрифтом, а где-то – нет.

Научившись определять ритмические ударения в стихотворении, вы сможете понять, в каком размере оно написано, но об этом немного позже.

4.2. Три «СТ»: стопа – строка – строфа

Поговорим о структуре любого стихотворения.

Первая структурная единица – это стопа. Термин отсылает нас к периоду античности и говорит о единстве стиха, музыки и танца. Стопа – группа слогов, объединенная одним ритмическим ударением. Например, определим количество стоп в этой строке:

Белый снег пушистый.

Здесь три ритмических ударения, значит, три стопы:

1) Бе-лый –

2) снег пу –

Все три стопы имеют одинаковое строение: мы видим в каждой из них по два слога, первый из которых – ударный. В дальнейшем мы покажем, что расчленить подобным образом на стопы можно любое грамотно написанное стихотворение. А строение стопы (количество слогов, положение ритмического ударения) задает такую важнейшую характеристику стихотворного текста, как стихотворный размер.

Вторая структурная единица – строка. Стихотворная строка – это последовательность стоп, ограниченная их заданным количеством. То есть количество стоп в строках приличного стихотворения должно подчиняться заданному алгоритму. Каждую строку принято начинать с заглавной буквы.

Продолжим тот же пример:

Белый снег пушистый

Спит в саду на ветках.

Как видите, вторая строка написана по той же схеме, что и первая: в ней три строфы, состоящих каждая из двух слогов, первый из которых совпадает с ритмическим ударением. То есть эти две строки сочинены вполне себе грамотно.

В плохих стихах можно найти вперемешку разные по строению стопы и разное их количество в строках, не поддающееся никакой систематизации. Это важная оговорка! Дело в том, что в принципе такие вольности допустимы (и мы рассмотрим их далее), но только после того, как поэтом освоены стандартные приемы, и только в том случае, если эти вольности четко структурированы. Допустим, стихотворный размер (то есть строение стопы) меняется в каждой четной строке, или в трехстишиях третья строка каждый раз длиннее остальных на две стопы, или в каждой четвертой строке в четверостишии пропускаются два безударных слога, и тому подобное. Если эта схема выдержана на протяжении всего стихотворения, и притом если все это выглядит гармонично и уместно, то честь и хвала сочинителю. Ведь стихи – это отчасти математика, и талант поэта заключается в том, чтобы вместить море замечательных слов и эмоций в заданную форму. Если это не получается, то лучше писать прозой.

А мы с вами, вовсе не собираясь писать прозу или, тем более, плохие стихи, продолжим знакомство со структурой стихотворения.

Третья структурная единица – строфа, то есть сочетание строк в стихотворении, характеризующееся определенным строением или схемой рифмовки. Наиболее распространённый вид строфы – это четверостишие, то есть строфа, содержащая четыре строчки.

Я узнал все виды строф

И развел руками:

Наломал немало дров

Строфа может состоять и из большего количества строк (например, в «онегинской строфе» 14 строк), и из меньшего: трехстишие, двустишие, одностишие. Но подробно на видах рифмовки мы остановимся в другом разделе.

Эти три термина – стопа, строка и строфа – станут для нас базовыми, и мы будем на них часто ссылаться.

Задание к блоку IV

Выделите в этих коротких стихотворениях ритмические ударения и стопы. Какие слоги являются безударными, но ритмически ударными?

Наш Калужский турбинный завод

Инновации знамя несёт!

И единый родной коллектив

Видит даль золотых перспектив!

Придумайте стихотворную строчку, проставьте в ней ритмические ударения. Помните, что считаться стихотворной может только такая строчка, в которой ритмические ударения подчиняются определенному порядку. На данном этапе это значит – распределяются равномерно.

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Занятие 10. Ритм стиха

Ритм (греч. — «соразмерность», «стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов — их цикличность — является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения.
В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин ритм употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
Все системы стихосложения едины в одном, главном: ритм образуется с помощью членения на соотносимые отрезки — стихи (строки).
Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, «лесенкой». Поэтому стихотворный ритм существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк.

Читать еще:  Как выучить стих гонимы вешними лучами

Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) — безударная гласная; ( | ) — ударная гласная.
Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает. Стихи без ритма — это уже проза. Ритм — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Например, стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные явления (стук, удар), во-вторых, — соизмеримость, однородность этих единиц (все удары звучат одинаково), в-третьих, — повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых, — упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, — чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Ритм, в широком смысле, присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.). Ритмичность является свойством любого живого организма. «Система, насквозь пронизанная ритмами», — так образно назвал человека один из ведущих российских биоритмологов Б.С. Алякринский.

Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти по-вторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

В этом отрывке чередуются строки, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (8-7, 8-7 и т. д.), одинаковое число ударений в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах. В каждой строке (на всех четных строках ) ударение падает на последний слог, на всех нечетных — на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает ритм. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, которые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер ритма. В то же время все эти элементы (паузы, определенная расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д.) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определенным выражением и с определенной интонацией. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате — в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, — приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, которые положены в основу ритма, они получают свое реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения.
Таким образом ритм является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.

Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.

А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.

В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог ( /) , а слабый (-) , то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения:

Каждая строчка устроена одинаково.
В каждой семь слогов; сильные 1-й, 3-й, 5-й и 7-й. То есть идёт чередование: сильный — слабый, сильный — слабый. А теперь посмотрим, как здесь стоят ударения в словах. Легко заметить, что они как бы «тянутся» к сильным слогам: большинство сильных слогов — под ударением, большинство слабых — безударные. Это естественно: ведь «с нажимом» мы обычно произносим именно ударные слоги.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА

1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха.
Ритмический слух может развить в себе каждый человек, но для этого нужно усиленно тренироваться — читать стихи хороших поэтов (желательно вслух), запо-минать их, декламировать на память в любой аудитории. К нарушению ритма ведёт скопление в стихотворении большого количества рядом стоящих согласных букв или шипящих звуков.

2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.

3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).

4. «Длинные» строки. Уже при 8-10 — сложных строках возникают проблемы с чтением, количество стоп перестаёт восприниматься на слух — происходит сбой ритма.

5.Если начинающий автор пытается рифмовать слова с «женской» и «мужской» рифмой (напомню, что женская рифма — это рифма с ударением на предпоследний слог, мужская — на последний).

6. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного — двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как «тот», «тут», «значит», «сё», «уж» и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку.

Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.

Помните: первые две строки любого стихотворения являются камертоном для любого стихотворения. Как прозвучали эти строки, так должны звучать и любые первые две строки всех куплетов. Чтобы не сбиться с ритма можно пробовать петь про себя все строки стихотворения. Допустим, за основу вы взяли ритм стихотворения Пушкина «Буря мглою. » Про себя вы поёте:
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та -та,
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та-та
Точно также можно пропеть и любой другой вид ритма. Мелодия, которую вы поёте, можно назвать внутренним ритмом стиха. Очень важно, чтобы она жила в вас непроизвольно.

И ещё: Если в первой строке стихотворения у вас 8 слогов, во 2-ой — , то 9 это повторение должно следовать до конца всего стихотворения. Наглядно это можно представить себе так:

1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9

Второй куплет 8
9
8
9

То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)

Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Читать еще:  В чем особенность юмористических стихов

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Ритмическое ударение в стихах как называется

Для того чтобы лучше усвоить особенности большинства систем стихосложения, необходимо исследовать некоторые важные универсалии. Одним из таких ключевых понятий в стиховедении является икт. Рассмотрим, что он представляет собой.

Сам термин «икт» заимствован из латинского языка, где слово «ictus» означало «толчок, удар». В античной метрической (квантитативной, т. е. основанной на учёте продолжительности звучания слогов) поэзии под иктом понималось сильное место в стопе, долгий слог, формирующий ритмическое ударение в стихе. Иначе этот слог назывался арсис (от греческого слова «arsis» – «подъём»). Противоположный ему краткий или слабый слог именовался тесис (от греческого «thesis» – «спад, опускание»). Это понятие синонимично термину «междуиктовый интервал».

Такие наименования стали применяться в связи с тем, что античные стихи декламировались под музыкальный аккомпанемент. Дирижёр при этом руководил не только музыкантами, но и помогал чтецам. Поднятый палец или ступня указывали на повышение такта, а опущенный – на понижение. Древние римляне использовали эти понятия для повышения или понижения голоса декламирующего стихи. Со временем термины были перенесены и в другие системы стихосложения.

Совокупность иктов и междуиктовых интервалов образует стихотворную стопу. Благодаря чередованию слабых и сильных мест в произведении формируется особый узнаваемый ритм, выраженный в понятии «метр». Так, например, ямбический гекзаметр (шесть стоп ямба в строке) предполагает, что в каждом стихе будет присутствовать шесть иктов, совпадающих с чётными слогами. Рассмотрим, как расположены икты в различных размерах. Традиционно сильный слог обозначается символом «–», слабый – «U». Икт будем обозначать символом « ́» над определённым слогом.

Двухсложные стопы:

  • UU: пиррихий (икта нет);
  • –́ U: трохей (хорей);
  • U –́ : ямб;
  • –́ –́ : спондей.

Трехсложные стопы:

  • UUU: трибрахий (икт отсутствует);
  • U –́ U: амфибрахий;
  • U U –́ : анапест (палимбакхий);
  • –́ U U: дактиль;
  • –́ U –́ : кретик (амфимакр);
  • –́ –́ U: антанапест;
  • U –́ –́ : бакхий (антидактиль);
  • –́ –́ –́ : молосс (тримакр, экстенсипес).

Четырёхсложные стопы:

  • –́ U U U: пеон первый;
  • U –́ U U: пеон второй;
  • U U –́ U: пеон третий;
  • U U U –́ : пеон четвёртый;
  • –́ U U –́ : хориямб;
  • U –́ –́ U: антиспаст (ямбхорей) и др.

Пятисложные стопы:

  • U –́ –́ U –́ : дохмий;
  • –́ U U U U: промакр;
  • U –́ U U U: парапик;
  • U U –́ U U: месомакр и т. д.

В отечественное силлабо-тоническое стихосложение понятие «икт» перешло с некоторыми изменениями. Русский язык организован иначе, нежели древнегреческий,в нём отсутствуют такие понятия, как просодическое время (время произнесения слогов), долгие или краткие звуки. Ударения в словах часто не совпадают с распределением сильных мест в стихе. Представляется почти невозможным написать стихотворение, например, четырёхстопным ямбом так, чтобы все ударения располагались строго на соответствующих им позициях. В строке такого произведения будет содержаться от двух до пяти и более ударений, хотя метром предусмотрено ровно четыре. Таким образом, в русской силлаботонике иктом называют ритмическое ударение в стихе, которое может не соответствовать собственному словесному ударению слова, входящего в состав этого стиха. В этих случаях при чтении произведения ударение перемещается на слог, требующий того в соответствии с размером. Вот пример такой перестановки:

Ходи|, изба!| Ходи, |печь,| хозя|ину |негде| лечь!
А хо|зяйка |моло|да| пиро|жочков| напек|ла

«Ходи, изба…», русская народная песня.

Читать еще:  Декламировать стихи это что

Как видим, размером является шестистопный хорей, осложнённый двумя ударными слогами в середине и конце строки. Для соответствия ему ударение в некоторых словах (правильное ударение – «ходи», «изба») переходит на другой слог, а в иных («хозяину», «пирожочков») – появляется ещё одно ударение. Такие дополнительные акценты называются сверхсхемными ударениями.

На практике же в силлаботонике икты часто совпадают со словесными ударениями. Вот ещё несколько примеров того, как распределяются икты в произведениях:

Что ты жа|дно глядишь |на доро|гу
В стороне |от весё|лых подруг?
Знать, заби|ло сердеч|ко трево|гу –
Всё лицо| твоё вспых|нуло вдруг.

«Тройка», Н. А. Некрасов.
U U –́ трёхстопный анапест с двумя сверхсхемными ударениями, икты располагаются на третьем, шестом, девятом слогах.

Тебя по|любил я, |красави|ца нежна|я,
И в светло|-прозрачный|, и в сумрач|ный день,
Мне любы |и ясны|е взоры| безбрежны|е,
И думы| печальной| сурова|я тень.

«Тебя полюбил я, красавица нежная…», В. С. Соловьёв.
U –́ U четырёхстопный амфибрахий, икты на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом слогах.

Шепчутся | тихие |волны,
Шепчется |берег с дру|гим,
Месяц ко|лышется |полный,
Внемля лоб|заньям ноч|ным.

«Памяти А. А. Фета», А. А. Блок.
–́ U U трёхстопный дактиль, икты на первом, четвёртом и седьмом слогах.

В тоническом стихосложении икты играют особую роль, так как становятся важнейшими ритмообразующими факторами. Их количество зависит от числа слов, входящих в стих. Межиктовые интервалы приобретают переменный объём, а размер определяется по числу сильных мест. Вот пример дольника с четырьмя иктами в каждой строке.

В ту ночь| мы сошли| друг от дру|га с ума,
Светила| нам только |зловеща|я тьма

«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума…», А. А. Ахматова.

Таким образом, икт является одним из важнейших компонентов в стихосложении. В различных системах он играет ключевую роль, формирует ритм и усиливает напряжение в стихотворной речи.

Валентин Юрьев
Ритмика в стихах. Пособие

© Валентин Юрьев, 2020

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Содержание

Ключевые термины

2 Схематическая запись

3 Разновидности стоп

4 Обозначение схемы ритма

5 Идеальный стих

6 Паузы

7 Число стоп в строке

«Музыкальный принцип»

Устойчивость ритма

8 Особенности двудольных ритмов

Главная особенность двудольных ритмов

9 Число строк в абзаце

10 Телеграфная запись

11 Несимметричные строки

12 Строки с переносом

13 Строки с разной длиной стопы

14 Обогащение ритма

15 Как читать стихи?

Как угадывать ритм при чтении?

16 Ошибки ритмики

17 Ударения в словах

18 Форма записи при разборе стиха

Автор, запомни: читатель при отсутствии в тексте стиха каких—либо поясняющих знаков, независимо от твоего замысла прочитает стих по—своему! При этом привязанности мозга будут подталкивать его к упрощениям, систематизации, применению знакомых трафаретов. И если хочется что—то выделить, акцентировать, то только автор в состоянии это сделать и объяснить.

Ключевые термины

«Стих» – стихотворение в целом. Это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения. На каждый шаг создания стиха есть чёткие законы. Если их грубо нарушить, убрать ритм или рифмы, допустить нелепости в содержании, то можно считать, что стих не получился. И неважно, что автор мучился и старался.

«Слог» — часть текста, содержащая один гласный и несколько окружающих его согласных звуков.

«Пауза» – пропуск одного слога, молчание. Функционально полностью равна слогу.

«Стопа» («шаг») – повторяющийся кусочек ритма минимального размера, содержащий один ударный и несколько безударных слогов. Положение ударного слога в каждой стопе одинаково для всего стиха.

«Позиция» – номер слога (в том числе и паузы) в строке.

«Рифма» – повторение ударных звукосочетаний на концах строк.

«Строка» – Несколько одинаковых стоп, число которых одинаково для всего стиха, хотя бы одна из которых рифмуется с другой строкой, записанные в виде строки (в одну линию).

«Абзац» или «Строфа» – часть стиха, содержащая несколько строк, число которых задано автором.

«Схема ритма» – условная запись текста стиха, в которой записываются только гласные буквы, при этом все безударные записываются одинаковыми значками одного вида (» —»), а все ударные – значками другого вида (»|»). Для цифровой записи это знаки «1» – «ударный» и «0» – «безударный» слог.

– условная запись текста стиха, в которой применяются специальные знаки для пояснения структуры ритма.

Для выделения ударных гласных в транскрипции их запись производится в верхнем регистре (например: «собАка») или с помощью других знаков (апостроф, восклицательный знак и т.п.). Запись безударных гласных, написанных в верхнем регистре, наоборот, заменяется на нижний регистр, например:

обычная запись Однажды на реке Оке

Транскрипция однАжды нА рекЕ окЕ

Схема из символов – | – | – | – |

Схема цифровая ___0 1 0 1 0 1 0 1

«Ритм» Под ритмом вообще понимают последовательную повторяемость одинаковых элементов. Принятая в России система написания стихов основана на равномерном чередовании ударных и безударных интонаций при чтении. Чередование происходит циклично, по выбранной автором схеме.

«ритм стиха» – совокупность всех данных о схеме чередования ритмических элементов стиха, это:

– размер стопы – число стоп в строке – число строк в строфе – схема рифмовкипозиция рифмующего слога в строке.

Основные свойства стиха

«Весь стих – это единая ритмическая структура, сохраняющая свои свойства от первого до последнего слога. Паузы в нём – равноправные со слогами члены.»

«Любую паузу (или несколько пауз, стоящих рядом) можно заменить словом, или набором слов, содержащим такое же число слогов и наоборот.»

«Один раз выбранный ритмический размер, в рамках одного стиха не должен изменяться.»

«Во всех строках должны быть одинаковыми:

– количество стоп,

– количество слогов (места ненаписанных слогов автоматически заменяют паузы),

– положение (позиции) ударных слогов,

– позиции рифмующих ударных слогов, в том числе и с двойной рифмой..»

«В абзацах (строфах) одинаковыми должны быть количество строк и схема рифмовки.»

1. Ударения

Следует различать собственное и ритмическое ударения.

Собственное определяется словарным написанием слова и не может быть изменено автором. В случае, если автор использует слово с неверным ударением, это рассматривается как создание неологизма, нового слова, что никакими правилами не ограничивается, но и не приветствуется. При этом автору рекомендуется выделить, обозначить неверное ударение, чтобы у читателя не было сомнений в правильности чтения.

В каждом слове есть только один ударный слог, остальные считаются безударными.

В словах, состоящих из одного слога, он и считается ударным. Слов без ударений не бывает. С точки зрения ритма стихосложения предлоги, частицы, не содержащие гласной, к словам вообще не относятся, их как бы и нет вовсе. Например, строка: «Кто бы сказал мне» на один слог длиннее, чем строка «Кто б сказал мне».

Строка «Во далёкой сибирской деревне» на один слог длиннее, чем строка «В далёкой сибирской деревне».

Ритмическое ударение диктуется ритмом построения строки, в том числе, слово может потерять его вовсе, если так задумал автор, или, наоборот, приобрести ударение слогов, которые по словарю считаются безударными.

Правильным является совпадение обоих ударений, а несовпадение считается ошибкой. Например, строки, в которых каждый четвёртый слог – ударный:

а я на днЯх летал за грАнью
и собирАл свет звезд ладОнью.

В словах «летал, свет, звёзд» ритмического ударения нет.

Собственно, это уже и есть «болванка». Теперь видно, что можно выбрать другой вариант записи текста. Укоротить строки вдвое, тогда на стыках полустрок паузы будут образовываться автоматически:

а Я на днЯх летАл за грАнь,
Свет звЁзд собрАл в своЮ ладОнь.

При изменении ритма строк часть слов обрела ритмическое ударение, но в слове «свет» оно так и не появилось. Это важно понять. До тех пор, пока ритм стиха не определён, нельзя говорить о наличии или отсутствии ритмического ударения в каком-то слове.

Запомните: ударными слогами в строках называют слоги, имеющие ритмическое ударение.

Разговор об ударениях будет ещё продолжен ниже.

2 Схематическая запись

Схемы нужны для помощи при визуальной проверке ритма строк.

Схема – это упрощённая запись структуры текста, в которой символами обозначены только ударные и безударные гласные. На схемах также могут обозначаться границы стоп, строк или абзацев (знак «_» или «|»). Паузы на схемах равны слогам. Паузы, попавшие в позицию ударного слога, отмечаются как ударный слог.

На символьных схемах, обычно, ударный слог изображен вертикальным знаком: «|» или «/», или», а безударный слог – горизонтальным знаком « – » (тире). Могут применяться любые другие знаки по договорённости. На цифровых схемах «1» – ударный слог, а «0» – безударный слог. Здесь далее будут использоваться только цифровые схемы, они более современны. Схемы нужны для помощи при проверке ритма строк. Визуальный анализ схемы позволяет точнее понять ритмику строки и найти её ошибки.

Пример записи стиха

Интервал – количество безударных слогов между двумя ударными – сразу позволяет определить количество долей в стопе:

«1» – для двудольной стопы,

«2» – для трёхдольной стопы,

«3» – для четырёхдольной стопы и т. д.

Если расстояние между двумя ударными слогами изменяется, что легко отследить по схеме, значит, в ритме есть ошибки, либо в тексте есть скрытые паузы.

В примере выше показан абзац с идеальным ритмом и интервалом равным 3.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: