3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рыцарь во франции который сочинял стихи

Артюр Рембо, Галерея великих поэтов

Он – это нежность и сегодняшний день…
«Озарения»,XL «Гений» А. Рембо

Это можно сказать про Артюра Рембо — поэтичного гения Франции.
20 октября 1854 года в городе Шарлевиль в семье пехотного капитана и зажиточной крестьянки родился Жан – Никола – Артюр Рембо.
Гений , о котором Гюго сказал «Это Шекспир – дитя», перестал сочинять стихи, когда ему исполнилось двадцать ,и до самой смерти 10 ноября 1891 года не написал ни единой строчки.
Его короткая и несчастливая жизнь пришлась на времена Парижской Коммуны – трагического периода в истории Франции.
Рембо писал стихи с детства. И с детства создавал свой , особый мир, который так ярко проявился в поэзии. Сохранилась его «тетрадь десятилетнего», с рисунками, рассказом и стихами . Рембо «считал смехотворными современную живопись и поэзию» . Он «предпочитал устарелую литературу, церковную латынь, безграмотные эротические книжонки, сказки фей, детские книжки…». Артюр постоянно читал — историю, социологию, редкие старинные труды по алхимии, каббале, магии…
В Шарлевиле подростку не хватало воздуха. Он отправлял письма с вложенными стихами известным французским поэтам , при первой же возможности удирал из дома , путешествовал , бродяжничал , нищенствовал…
В 1871 году семнадцатилетний Рембо с тетрадкой своих стихов дошел до Парижа и познакомился там с Полем Верленом , который ввел его в круг французской богемы . Так началось самое удивительное и счастливое время в жизни Рембо. Он хотел изменить мир с помощью поэзии, общался с единомышленниками и экспериментировал. Артюр «пытался изобрести поэтический язык, так или иначе доступный для всех ощущений». И писал : «Так как исключительное станет нормой, осваиваемой всеми, поэту надлежит быть множителем прогресса. надо быть абсолютно во всем современным».
Большая часть гениальных стихотворений Рембо к этому времени уже написана…
Но реальность вносила свои коррективы. Семья не поддерживала Рембо. Жил Артюр на деньги друзей, в основном Поля Верлена, и случайные заработки . Его действительность всегда была суровой и голодной. Его здоровье было подорвано. Единственная изданная при жизни Рембо книга «Одно лето в аду» ( октябрь 1873г) принесла только убытки — из 500 экземпляров ни один не был продан. Окончательно разойдясь с Верленом ( тот стрелял в него и ранил в руку) , измученный постоянной нищетой и безвестностью Рембо решил перестать писать .
Вот что говорит об этом он сам :
« Однажды вечером я посадил Красоту к себе на колени . – И нашел ее горькой. – И я ей нанес оскорбленье.
Я ополчился на Справедливость.
Ударился в бегство.
Я вернусь с железными руками, смуглой кожей и бешеным взглядом. Буду спасен.
Теперь же я проклят, испытываю ужас по отношению к родине».
Рембо покинул Европу в 1880 г и почти до самой смерти кочевал по колониям Африки, ведя жизнь опасную и полную приключений . Во Францию он вернулся в мае 1891 года смертельно больным – умирать.
В госпитале никто не знал, что Артюр поэт. В больничной книге сделана запись :
« В 10 часов утра 10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Артюр Рембо».
Что дал Артюр Рембо поэзии ? Он впустил в нее жизнь…
Рембо подарил символизм Франции. Он научил поэта « о неясном говорить неясно», воздействуя непосредственно на чувства. Раскованный синтаксис, неожиданные сравнения, богатейший словарный запас и неистово страстные эмоции, взрывающие академическую холодность, навсегда изменили образ французской поэзии.
Основой программы распространившегося по всему миру движения символистов стали книги «Озарения» (1873 г) и «Одно лето в аду»(1875 г) , написанные Рембо в стиле дневниковой прозы. Они и сейчас являются предметом жарких дискуссий. Наверное, они никогда не смогут быть объяснены до конца – столько в них противоречий и странностей.
«Поэт. идет на любые формы любви, страдания, безумия. – писал Рембо своему другу Полю Демени, — поэт – поистине похититель огня. Он отвечает за человечество. То, что он придумал, он должен сделать ощущаемым, осязаемым, слышимым. Открытия неведомого требуют новых форм.».
Этому правилу в своем творчестве всегда следовал сам Рембо. Его стихи сокрушили абстрактный лозунг «искусство для искусства». Во французскую поэзию гордо ступила ЖИЗНЬ – непредсказуемая, как сам Рембо, отчаянная и безумно прекрасная.
«Нет более богов, стал богом человек, но без любви сей бог – калека из калек. » — так писал Рембо в «Солнце и плоти».
Пророчески звучат строки из гениального стихотворения Рембо «Пьяный корабль», великого вклада французского символиста в антологию всемирной поэзии:

Я изрыдался! Как ужасен ход времен,
Язвительна луна и беспощадны зори !
Я горечью любви по горло опоен.
Скорей разбейся, киль! Пускай я кану в море!
/1871/

Автору – семнадцать.
И все еще впереди-
и поэзия, и жизнь…

Рыцарская куртуазная поэзия 12-13 веков

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников средних веков. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Рыцарская поэзия 12 – 13 веков занимает видное место в мировой литературе. Она выражает настроения и идеалы образованной части общества того времени.
Возникновение рыцарской поэзии было связано с повышением культуры рыцарского сословия. Идеал настоящего рыцаря – это превосходный воин с эстетическими достоинствами: осведомленность в искусствах, умение красиво ухаживать за женщиной, что вылилось в своеобразный «культ дамы».
Большая роль в развитии поэзии – лирики принадлежит поэтам-рыцарям Прованса – южной Франции. Именно провансальскими поэтами, получившими название трубадуров, разработаны малые жанровые формы рыцарской лирики: сирвента (стихотворение на общественно-политическую тему), тенсона (стихотворение-спор), кансона или канцона (любовная песня в честь дамы; ее разновидности: альба (утренняя песня), серенада (вечерняя песня), пасторела (стихотворение о встречи рыцаря с пастушкой).
Впоследствии этими жанровыми формами пользовались и поэты-рыцари северной Франции – труверы, Германии – миннезингеры. Наиболее прославленные из трубадуров – Бертран де Бор, Бернард де Вентадорн, Джауфре Рюдель, Рамбаут 3 (граф Оранский), Гираут де Борнейль, Маркабрюн; из труверов – Тибо (граф Шампанский), Канон де Бетюн, Мария Французская, Кретьен де Труа; из миннезингеров – Кюренбергер, Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах.
Тема лирических стихов всех этих поэтов – война и любовь. Иногда затрагивались и вопросы искусства.
Идеализация войны наиболее крайней степени показана в стихах-сирвентах Бертрана де Борна, для которого жизнь вне войны теряет смысл и цену.
«Жизнь в мире мне не дорога.
Не любо есть мне, пить и спать.
Люблю я крикам: «На врага!»
И ржанию коней внимать…»
Бернард де Вентадорн.
Кансона.
«Уж не вернусь я, милые друзья,
В наш Вентадорн: она ко мне сурова.
Туда, где ждал любви напрасно я,
Не захочу я возвращаться снова.
Ее люблю – лишь в том вина моя,
И лишь за то в далекие края
Красавица изгнать меня готова…»
Джауфре Рюдель.
Кансона.
« Мне в пору долгих майских дней
Мил щебет птиц издалека,
И снова в памяти живей
Моя любовь издалека.
Больной душе отрады нет,
И дикой розы белый цвет,
Как стужа зимняя, не мил…»
Пейре Видаль.
Кансона.
«Полной грудью я вдыхаю
Провансальский ветер милый,
И чудесной дышит силой
На меня страна родная.
Я бы слушать стал стократ!
Как о ней мне говорят,
Слух лаская похвалою…»
В основном, формы рыцарской лирики отличаются большой изысканностью; стих построен на определенном числе слогов и ритмическом движении, создаваемом распределением ударений.

Ваганты — средневековые бродячие поэты, интеллектуалы и развратники

До Шекспира, Гете и Шелли жили ваганты — средневековые поэты, вышедшие из стен церкви и воспевавшие вино и распутство. Эти образованные мужи, учившие Священное Писание, любили бродяжничать больше, чем сидеть в келье, предпочитали хмель книгам, а женщин находили куда привлекательнее скучных псалмов. Их ненавидела церковь, им угрожали рыцари, а они знай да распевай свои похабные песни назло всем врагам. Их памфлеты полны житейской мудрости, которая не растеряла проницательной иронии и по сей день. Мы расскажем о священнослужителях, ставших лучшими менестрелями в Темные века.

Ваганты — не просто бродяги и пьяницы.
Они — бродяги и пьяницы с высшим образованием

Религиозное мировоззрение преобладало в то время, но вопреки, а может, и благодаря ему, в Европе зародились первые университеты. В Болонью и Париж, где они были основаны, съезжались молодые люди, желавшие изучать науку. Кроме теологии, юриспруденции и медицины, выбор был небольшой, а те, кто останавливался на предложенных вариантах, обязательно учили латынь, которая позже стала международным языком всех студентов. Над ней же корпели и монахи, писавшие первые стихи вагантов. Отсюда начальные строки «Ордена»:

«Эй, — раздался светлый зов —
Началось веселье!
Поп, забудь про часослов!
Прочь, монах, из кельи!»
Сам профессор, как школяр,
Выбежал из класса,
Ощутив священный жар
Сладостного часа.
Будет ныне учрежден
Наш союз вагантов
Для людей любых племен,
Званий и талантов.
Все — храбрец ты или трус,
олух или гений —
принимаются в союз
без ограничений.

Клирики быстро смекнули, что в беспрестанном просиживании за столом нет ничего интересного, и сменили унылую тишину храмов на задорный гомон харчевни. Так в своей «Исповеди» известный вагант под псевдонимом «Архипиита» описывает свою молодость:

Что б сидеть мне взаперти?
Что б заняться делом?
Нет! К трактирщикам бегу
Или к виноделам.
Сидя в кресле, на заду
Натирать мозоли?!
О, избавь меня, господь,
От подобной роли!

О том, кем был Архиипита мы знаем исключительно из его стихов, но вот о другом поэте XII века, Вальтере Шатильонском, известно чуть больше. Этот стихоплет учился в Парижском университете, служил у английского короля Генриха II, путешествовал по Италии и вернулся под конец жизни обратно во Францию. Попутно он написал огромный, хоть и историческии недостоверный труд об Александре Македонском и еще ворох похабных стишков, которые позже попали в самый большой сборник произведений вагантов Carmina Burana.

Церковники не переносили их на дух

Естественно, священнослужители осуждали такое поведение подопечных. Они ругали их, стыдили, призывали в свидетели Господа, но все было тщетно. Юноши, никого не слушая, блудили дальше.

Богословы в ответ хмурили брови и выводили из-под пера очередное гневное письмо, вроде этого:

«Нет у тебя ничего: ни поля, ни коня, ни денег, ни пищи. Годы проходят для тебя, не принося урожая. Ты враг, ты дьявол. Ты медлителен и ленив. Холодный суровый ветер треплет тебя. Проходит безрадостно твоя юность. Я обхожу молчанием твои пороки — душевные и телесные. Не дают тебе приюта ни город, ни деревня, ни дупло бука, ни морской берег, ни простор моря. Скиталец, ты бродишь по свету, пятнистый, точно леопард. И колючий ты, словно бесплодный чертополох. Без руля устремляется всюду твоя злая песня… Замкни уста и перестань угождать лестью недостойным. Умолкни с миром! Да не вредит никому твоя лира!».

Самих вагантов такой портрет нисколько не смущал. Они были даже рады подыграть ему, еще больше усилив и без того крамольный образ. В своем «Ордене» они пишут:

Читать еще:  Когда мама рядом стихи

Стены ходят ходуном,
Пробки – вон из бочек!
Хорошо запить вином
Лакомый кусочек!
Жизнь на свете хороша,
Коль душа свободна,
А свободная душа Господу угодна.
Не прогневайся, Господь!
Это справедливо,
Чтобы немощную плоть
Укрепляло пиво.

Противостояние вагантов и церкви разгоралось все сильнее, перерастая из яркого костра в бушующий пожар. Обвиняемые во всех смертных грехах поэты не понаслышке знали о разлагающемся институте церкви, а потому пользовались своим положением, чтобы рассказать об этом каждому встречному пройдохе.

Пьянствуя, лакомясь сладкими блюдами,
Стали отцы пресвятые Иудами!
Паства без пастыря бродит во тьме,
Ибо у пастыря блуд на уме!
О, наглецы, на людей непохожие!
Мир обезумел от скверны безбожия и,
Надругаясь над святостью месс,
В душах безбожных беснуется бес!
Так преступленье вершится великое!
Папство глумится над вышним владыкою!
Лжепроповедников злые уста
Дважды и трижды распяли Христа!
Что им Господь? Что Святая им Троица?
Лишь бы схитрить да получше устроиться,
Все христианство погрязло в грехах
Из-за того, что творится в верхах.

При этом непонятно, то ли они не замечали собственных пороков, то ли считали, что коль сами опустились так низко, то имеют право стыдить остальных. Священники настолько невзлюбили эти стихи, что даже созывали синоды, на которых непрестанно обсуждали, как прекратить грубые насмешки над собой. Дошло до того, что в некоторых городах вагантов объявили вне закона, естественно, не без помощи церкви.

Ваганты терпеть не могли рыцарей, а рыцари — вагантов

Священники были не единственными противниками поэтов. Особенно рьяно студенты противопоставляли себя рыцарям — неотесанным мужланам, выпячивающим свои блестящие доспехи напоказ. Рыцари, как правило, имели немалое состояние и ухаживали за девицами звонкой монетой — тем, что бродячие музыканты себе позволить не могли. Зато они умели так ловко высмеять соперников, что у девушек, слушавших их песни, не возникало сомнений в том, чьи подвиги в постели значительнее.

Меж подружками и впрямь
Спор возник горячий.
Озадачили себя
Девушки задачей:
Кто искуснее в любви,
Награжден удачей —
Рыцарь, воин удалой,
Иль школяр бродячий?
Да, нелегкий задают
Девушки вопросец
(он пожалуй бы смутил и порфироносиц), —
Две морщинки пролегли
Возле переносиц;
Кто желаннее: студент
Или крестоносец?
Проку я не вижу в том,
Что твой рыцарь тощий
Удивительно похож
На живые мощи.
В изможденных телесах
Нет любовной мощи.
Так что глупо с ним ходить
Вглубь зеленой рощи.

Они были развратниками и романтиками одновременно

Ваганты на обложке кантаты немецкого композитора Карла Орфа

Однако к любви менестрели относились легкомысленно. Для них не существовало формулы «они жили долго и счастливо», более того, поэты не понимали, зачем обременять себя долговременными обязательствами, когда жить стоит здесь и сейчас. В их стихотворениях не раз проскакивает задорная, но пошлая нотка, призывающая всех девушек отдаваться им без разбору. Вот характерное произведение, описывающее девушек, под названием «Добродетельная пастушка»:

На заре пастушка шла
Берегом, вдоль речки.
Птицы пели. Жизнь цвела.
Блеяли овечки.
Паствой резвою своей
Правила пастушка,
И покорно шли за ней
Козлик да телушка.
Вдруг навстречу ей — школяр,
Юный оборванец.
У пастушки, как пожар,
На лице румянец.
Платье девушка сняла,
К школяру прижалась.
Птицы пели. Жизнь цвела.
Стадо разбежалось.

При этом ваганты не забывали укорять легкодоступных девушек в ветрености и беспутстве — качествах, которые, по их мнению, никак не вязались с образом приличной барышни. Через уста Вакх, бога виноделия и плодородия, они осуждали дух времени, который превратил приличных дам в «грязных шлюх»:

Ах, куда вы скрылись, где вы,
Добродетельные девы?
Или вы давным-давно
Скопом канули на дно?!
Может, вы держались стойко,
Но всесветная попойка,
Наших дней распутный дух
Превратил вас в грязных шлюх?!

И тут же в «Наставлении поэту, отправляющемуся к потаскухам» давали друзьям советы, как вести себя с такими девушками:

Поэт, лаская потаскуху,
Учти: у Фрины сердце глухо.
Она тебе отдаст свой жар
Лишь за солидный гонорар.
Когда ж на стол монету бросишь,
Получишь все, о чем ты просишь.
Но вскоре тварь поднимет крик,
Что ты, мол, чересчур велик,
А заплатил постыдно мало,
И вообще она устала…

Музыки вагантов не сохранилось, но именно так ее представляет себе ансамбль Oni Wytars & Ensemble Unicorn в произведении «Кабацкое житье».

Сравнивали ли себя ваганты с другими поэтами средневековья, таким как шпильманы и миннезингеры, — неизвестно, но многие историки подчеркивают эту разницу, так как только ваганты из всей братии бродячих артистов имели высшее образование и сочиняли больше для развлечения, чем для заработка. Несмотря на противоречивый характер их движения, оно оставило немалый след в истории и выстроилось мостом между античной высокой поэзией и полными драматизма трагедиями Шекспира.

Четырнадцать самых известных рыцарей в истории

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства — на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе — «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне — взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья — при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

Читать еще:  Я когда то умру стихи

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес — национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Конфликт Генри Перси с Генрихом IV из-за отказа последнего оплачивать издержки армии, привел к тому, что Хотспур отпустил Дугласа без выкупа.

Английский король объявил Перси предателем. В итоге Генри Перси вместе с отцом и дядей в июле 1403 года присоединились к восстанию Оуайна Глиндура. 21 июля в битве при Шрусбери против королевской армии Генри был убит.

Его тело похоронили в Уинчестере, однако через 2 дня его выкопали и выставили в Шрусбери на всеобщее обозрение, а отрубленную голову Генри вывесили на воротах Йорка.

Интересный факт: лондонский футбольный клуб «Тоттенхэм» в честь Генри Перси называют также «горячей шпорой».

Бертран Дюгеклен (1320-1380)

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

История рыцарей: варварские корни

История появления рыцарства

Высшие военные сословия были сформированы во многих регионах. Например, клан самураев в Японии или сипахи в Османской Империи. Однако такое понятие как рыцарство связывают только с Европой периода VIII-XV веков. Зародившись в Испании и Франции, оно быстро распространилось на остальные европейские государства, и достигло своего расцвета в XII-XIII веках, во времена крестовых походов.

Рис. 1. Средневековый рыцарь.

Рыцарство возникло в результате развития системы феодального землевладения. Передавая собственные земли во временное или постоянное пользование, их владелец становился сеньором, а их получатель – вассалом. В обязанности вассала входила не только защита земельных угодий своего сеньора, но также активное участие в его совете, суде, спасение его из плена и прочее. Рыцарь мог быть предан только одному сеньору, и не мог одновременно состоять на службе даже у выше стоящего феодала.

Возникновение рыцарства

Прообразом рыцарей было особое сословие всадников. К нему относились эквиты в Древнем Риме. Также у франков на вооружении состояли антрустионы. Они были дружинниками короля и считались пешими воинами. Так, история рыцарей началась с седьмого века.

Читать еще:  Стихи мама почему ты так со мной поступаешь

Рыцари сыграли важную роль в Священной Римской империи. Они принимали участие в разного рода конфликтах. К ним, в первую очередь, относятся отношения империи с федератами Африки. Помимо этого, рыцари воевали с Италией, Испанией и некоторыми другими странами. Данное сословие смогло проникнуть и в Галлию, где сражалось с франками.

Потребность в рыцарях стала увеличиваться при появлении новых правителей. К ним относился Карл Мартелле. Он давал своим дружинникам земли за их верное служение. При этом Карл требовал от подчиненных хорошей конной службы и подчинения. Подчиненных в то время именовали газиндами. С восьмого века газинды стали называться по-другому, то есть вассалами. Вассал был способен получить в свой надел земли, за что должен был принимать участие в военных действиях. В подобные отношения входили люди, которых нельзя было считать абсолютно свободными. Свободный человек мог стать вассалом, благодаря коммендации. В связи с этим, он должен был присягнуть сеньору на верность и служить ему.

Вассалами также становились и несвободные люди. В конце восьмого века они тоже должны были присягать на верность. При этом Карл Великий широко использовал в битвах пехоту. В свою очередь, Людовик I применял лишь конницу.

В Германии в одиннадцатом веке господствовали динстманны. По положению они были выше горожан и свободных сельчан. Они отличались тем, что имели несвободное состояние, в связи, с чем не могли самостоятельно бросить свою службу. При этом динстманны были ниже по положению свободных рыцарей.

В середине двенадцатого века Фридрих I запретил крестьянам уподобляться рыцарям. То есть им запрещалось носить меч и копье. В этом было отказано и купцам. Они могли лишь привязать меч к седлу. Таким образом, в данное время вводилось понятие о рыцарском происхождении. Также, согласно Саксонскому Зерцалу, настоящий рыцарь должен иметь известных потомков. Для господ было важно, чтобы рыцарь имел отцов и дедов рыцарей.

При этом во Франции было время, когда простолюдины могли попасть в сословие рыцарей. Такое было вполне возможно, благодаря законам. В Англии в рыцарство посвящал сам король. При этом посвятить в рыцари можно было того, кто владел доходом до двадцати фунтов.

Таким образом, церковь влияла на рыцарство при помощи присяги на верность. Позднее это стало осуществляться через присягу Богу. Рыцарь должен был служить Богу и защищать обездоленных людей.

Классификация

В средневековье рыцарское братство было представлено двумя классами:

  • Религиозное рыцарство. Состояло из воинов, принявших религиозный обет. К примеру, рыцари ордена тамплиеров воевали против арабов и представителей других религиозных групп.
  • Светское рыцарство. Данное сословие состояло из воинов, состоявших на службе у высокой знати или самого короля.

Чтобы стать рыцарем, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни.

Рыцарская культура

Воплощением духа Сред­невековья с его постоянными войнами стал неприступный каменный замок — жилище рыцаря и его крепость. Замок был хорошо укреплён, мог выдержать и штурм, и долгую осаду. Захватить его, как правило, удавалось лишь хитростью или изменой. Материал с сайта https://doklad-referat.ru

Замок был центром жизни всей округи. Здесь жил сеньор с семьёй, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети. При дво­рах сеньоров расцвела рыцарская культура. Она складывалась из мно­гих компонентов. Это замки и гербы, турниры и пиры, танцы и поэти­ческие состязания. Рыцарь подчинял­ся определённым правилам поведения (кодекс рыцарской чести), отличав­шим его от всех остальных. Ему сле­довало быть храбрым в бою и верным сеньору, отстаивать христианскую веру, защищать слабых. Худшим пороком рыцаря считалась трусость, а честь ценилась выше жизни.

На войне рыцари часто грабили мирных жителей, но не для того, чтобы разбогатеть, а для того, чтобы щедрыми подарками привлечь к, себе новых вассалов.

Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Это умение называют куртуазностью (от французского слова «кур» — двор). Считалось, что рыцарь должен быть влюблён в прекрасную даму и прославлять её своими подвигами. Эта придворная игра воспитывала рыцарей, смягчая грубость их нравов.

Многие рыцари сочиняли стихи, как, на­пример, трубадуры — странствующие рыцари-поэты Южной Франции. При дворах звучали эпические поэмы о героях былых дней, такие, как «Песнь о Роланде». Очень популярны были рыцарские романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

На этой странице материал по темам:

Рыцарская культура средневековья кратко доклад

Рыцарская культура конспект

Реферат на тему рыцарская культура в средневековой европе кратко

Сообщение на тему рыцарская культура кратко

Рыцарская культура средневековья презентация

Вопросы по этому материалу:

Кто такие рыцари и как они сра­жались?

Как возникли гербы?

Каковы отличительные черты рыцарской культуры?

Каковы были преимущества рыцарского войска перед пешим ополчением?

О чём может рассказать рыцар­ский герб?

Кого называют рыцарем в наши дни?

Посвящение в рыцари

Рыцарское ремесло требовало весьма серьезной физической подготовки. Снаряжение, полностью изготовленное из металла, было очень тяжелым, и весило до 50 кг. Чтобы не только выдержать этот вес, но и сражаться вместе с ним, нужно было иметь большую силу и выносливость.

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Окончание столетней войны
  • 2. Реконкиста в испании
  • 3. Роль Османской империи

Рис. 2. Рыцарское снаряжение.

Подготовка будущих рыцарей начиналась очень рано. Поначалу у мальчиков развивали их физические данные и воинский дух в домашних условиях. Затем подростков отправляли во дворец сеньора, где они получали звание пажей и приступали к новому этапу обучения.

По сути, пажи были слугами рыцаря: повсюду сопровождали его, выполняли все поручения, прислуживали за столом. Но вместе с тем они обучались военному ремеслу, религии, литературе, в них воспитывали идеал благородного рыцарства, обучали кодексу поведения и чести.

В 14 лет юношей посвящали в оруженосцы. В этом статусе они должны были следить за оружием и доспехами своего рыцаря, сопровождать его в поездках и боевых походах.

Достигнув 21-летнего возраста, юноши, достойно прошедшие все испытания, становились рыцарями. Посвящение было важнейшим событием, ведь будущий рыцарь давал торжественную клятву, согласно которой он должен был стоять на защите веры, помогать слабым и нуждающимся, верно служить своему сеньору, избегать гордыни, тщеславия, жадности.

Рис. 3. Посвящение в рыцари.

В праздничные дни в средневековье устраивали рыцарские турниры, на которых отважные воины состязались в своем мастерстве. В схватках использовалось тупое оружие, и победителем считался тот, кто первым смог сбить противника с седла. В награду еду доставалось оружие, лошадь или доспехи.

РЫ́ЦАРСТВО

РЫ́ЦАРСТВО (от нем. Ritter – ры­царь), при­ви­ле­ги­ро­ван­ный слой свет­ских фео­да­лов в Зап. Ев­ро­пе в эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья. Тра­ди­ци­он­но Р. воз­во­дят к дру­жи­нам гер­ман­цев, а ино­гда – к всад­ни­кам эпо­хи Ри­ма Древ­не­го. В 8 в. во Франк­ском го­су­дар­ст­ве ко­роль жа­ло­вал бе­не­фи­ций дру­жин­ни­ку за не­се­ние им во­ен. служ­бы. Во­ин при­но­сил ко­ро­лю вас­саль­ную при­ся­гу, при­зна­вая его сво­им сень­о­ром. Фор­ми­ро­ва­ние Р. как эли­тар­но­го слоя обыч­но свя­зы­ва­ют так­же с из­ме­не­ния­ми в воо­ру­же­нии. Его удо­ро­жа­ние при­ве­ло к то­му, что толь­ко об­ла­да­те­ли круп­ных на­де­лов мог­ли при­об­ре­сти пол­ное сна­ря­же­ние. Слож­ное воо­ру­же­ние тре­бо­ва­ло хо­ро­шей фи­зич. под­го­тов­ки и осо­бых на­вы­ков об­ра­ще­ния, для чего были необходимы по­сто­ян­ные за­ня­тия и тре­ни­ров­ки. Во 2-й пол. 9 в. во Фран­ции поя­ви­лись ры­цар­ские тур­ни­ры для под­дер­жа­ния бое­вых на­вы­ков ры­ца­рей и де­мон­ст­ра­ции ин­ди­ви­ду­аль­ной доб­ле­сти и мас­тер­ст­ва. До сер. 14 в. Цер­ковь осуж­да­ла уча­ст­ни­ков тур­ни­ров, об­ви­няя их в стрем­ле­нии удов­ле­тво­рить гор­ды­ню, рис­куя соб­ст­вен­ны­ми и чу­жи­ми жиз­ня­ми. По­гиб­ших на тур­ни­рах не­ред­ко от­ка­зы­ва­лись от­пе­вать и по­гре­бать в ос­вя­щён­ной зем­ле как са­мо­убийц. Сис­те­ма ры­цар­ско­го вос­пи­та­ния вклю­ча­ла в се­бя не толь­ко фи­зич. уп­раж­не­ния, но и обу­че­ние хо­ро­шим ма­не­рам и гра­мо­те. Важ­ней­шим ком­по­нен­том ры­цар­ской куль­ту­ры стал культ Пре­крас­ной Да­мы – по­кло­не­ние ры­ца­ря из­бран­ной им знат­ной жен­щи­не, не­ред­ко за­муж­ней и за­ни­мав­шей бо­лее вы­со­кое со­ци­аль­ное по­ло­же­ние.

Ры­ца­ря­ми счи­та­лись все бла­го­род­ные сень­о­ры. Од­на­ко не­ти­ту­ло­ван­ные ры­ца­ри час­то про­ти­во­пос­тав­ля­лись ари­сто­кра­тии, не­ред­ко сбли­жа­ясь по ста­ту­су с её воо­руж. слу­га­ми. Хо­тя ста­тус ры­ца­ря фор­маль­но ни­ко­гда не пе­ре­да­вал­ся по на­след­ст­ву, Р. бы­ло замк­ну­тым со­сло­ви­ем. Во мно­гих ре­гио­нах (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ка­та­ло­ния) за­ко­ны стро­го за­пре­ща­ли по­свя­щать в ры­ца­ри про­сто­лю­ди­нов. В 14–16 вв. франц. ко­ро­ли, воз­во­дя в ис­клю­чит. слу­ча­ях не­бла­го­род­ных под­дан­ных в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во, из­да­ва­ли спец. пись­ма об аноб­ли­ро­ва­нии. Англ. ко­ро­ли, на­про­тив, тре­бо­ва­ли ры­цар­ской служ­бы от всех сво­бод­ных дер­жа­те­лей зем­ли, при­но­сив­шей до­ход в 20 (в позд­нем Сред­не­ве­ко­вье – в 40) фун­тов в год.

Це­ре­мо­ния по­свя­ще­ния в ры­ца­ри (ак­ко­ла­да) вос­хо­дит к обы­чаю гер­ман­цев тор­же­ст­вен­но вру­чать ору­жие мо­ло­до­му вои­ну, при­зна­вае­мо­му с это­го мо­мен­та со­вер­шен­но­лет­ним. В 791 Карл I Ве­ли­кий опоя­сал ме­чом сво­его сы­на Лю­до­ви­ка Бла­го­чес­ти­во­го, а тот в 838 – сво­его на­след­ни­ка Кар­ла II Лы­со­го. Со вре­ме­нем це­ре­мо­ния при­об­ре­ла клас­сич. фор­му. Ка­ж­дый ры­царь мог по­свя­тить лю­бо­го бла­го­род­но­го че­ло­ве­ка в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во. Ча­ще все­го об­ря­ды про­во­ди­лись по ре­лиг. празд­ни­кам или др. тор­же­ст­вен­ным дням (ко­ро­на­ции, празд­но­ва­ния по­бед и пр.), с уча­сти­ем пре­латов и при­гла­ше­ни­ем знат­ных гос­тей. В эпо­ху клас­сич. Сред­не­ве­ко­вья об­ряд по­свя­ще­ния пред­по­ла­гал пред­ва­рит. пост, по­кая­ние в гре­хах для очи­ще­ния ду­ши и при­ня­тие ван­ны для чис­то­ты те­ла, мо­лит­вы и бла­го­сло­ве­ние ору­жия, не­ред­ко с воз­ло­же­ни­ем ме­ча на ал­тарь. Клю­че­вым эпи­зо­дом ри­туа­ла яв­ля­лось опоя­сы­ва­ние ме­чом, за ко­то­рым сле­до­ва­ли брат­ский по­це­луй по­свя­щаю­ще­го и по­щё­чи­на – как сим­вол един­ст­вен­но­го уда­ра, ко­то­рый но­вый ры­царь дол­жен был ос­та­вить без­от­вет­ным.

По­кро­ви­те­ля­ми Р. счи­та­лись ар­хан­гел Ми­ха­ил, св. Ге­ор­гий, св. Лав­рен­тий. Ры­цар­ский ко­декс тре­бо­вал от вои­нов быть за­щит­ни­ка­ми Церк­ви, вдов и си­рот, а так­же со­блю­дать оп­ре­де­лён­ные мо­раль­ные нор­мы. Син­тез хри­сти­ан­ских ре­лиг. пред­став­ле­ний и нравств. ус­то­ев с вое­ни­зи­ров. ре­аль­но­стью ср.-век. жиз­ни дос­тиг куль­ми­на­ции в эпо­ху кре­сто­вых по­хо­дов. Свя­щен­ная вой­на с не­вер­ны­ми га­ран­ти­ро­ва­ла всем уча­ст­ни­кам от­пу­ще­ние гре­хов и Цар­ст­вие Не­бес­ное в слу­чае ги­бе­ли. В хо­де 1-го кре­сто­во­го по­хо­да в Свя­той зем­ле поя­ви­лись ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на (ио­ан­ни­ты, там­плие­ры), чле­ны ко­то­рых бы­ли од­но­времен­но и ры­ца­ря­ми, и мо­на­ха­ми. По ана­ло­гии с ни­ми при дво­рах зап.-ев­роп. го­су­да­рей в 14–15 вв. воз­ник­ли свет­ские ор­де­на и брат­ст­ва. Ста­рей­шие из них: венг. брат­ст­во Св. Ге­ор­гия (1325), англ. Под­вяз­ки ор­ден (1348), франц. ор­ден Звез­ды (1351), бур­гунд­ский Зо­ло­то­го Ру­на ор­ден (1430).

В позд­нем Сред­не­ве­ко­вье при­над­леж­ность к Р. ста­ла ото­жде­ст­в­лять­ся с вклю­че­ни­ем в дво­рян­ст­во, ры­цар­ское зва­ние по­сте­пен­но ут­ра­ти­ло свою роль.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector