0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько частей в стихе анчар

Стихотворение и анализ «Анчар»

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою,

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет – лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь уже тлетворный,

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес – и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Краткое содержание

Стихотворение «Анчар» больше напоминает балладу с ее неожиданным и часто трагическим финалом. В раскаленной пустыне, словно одинокий часовой, стоит дерево, источающее ядовитые соки. Настолько смертоносные, что даже окружающий воздух насквозь пропитан ими, а дождевая вода, стекающая по стволу, превращается в яд и отравляет почву. Ни птица, ни зверь не приближаются к анчару, и только жестокий властитель посылает своего раба за ядовитой смолой. Исполнив приказ, раб умирает в муках, а властелин пропитывает ядом стрелы, предназначенные для неугодных соседей.

Анализ

История создания

Стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал в 1828 году, но опубликовано оно было четыре года спустя, в 1832 году в альманахе «Северные цветы».

Обстоятельства, побудившие поэта к написанию «Анчара», были следующими. В 1828 году он, полный творческой энергии и надежд, возвращается из длительной политической ссылки. Но мечты о полной свободе перечеркиваются усилившимся полицейским надзором. Узнав о преследованиях, поэт решает бежать на Кавказ, но власти пресекают и эту попытку.

Анчар. Фотограф Н. Лунский

Император также не благоволил к Пушкину, по этой причине каждый шаг поэта сопровождался слежкой тайных агентов. В этом же, 1828 году ему было предъявлено обвинение в написании антиправительственных произведений. Такие тенденции цензура обнаружила в поэме «Гаврилиада» и в стихотворении «Андрей Шенье».

Тяжелые обстоятельства, заложником которых оказался поэт, побудили его взяться за свое проверенное оружие – перо и бумагу. Через три месяца, в ноябре 1828 года, появилось стихотворение «Анчар», которое обнажает проблему пагубности абсолютной власти.

При создании «Анчара» Пушкин опирался на впечатления путешественников, посетивших остров Ява. От них поэт узнал о смертоносном дереве, источающем ядовитую смолу. Островитяне посылали приговоренных к смерти людей за ядом, которым затем пропитывали наконечники стрел, предназначенные для врагов.

Стихотворение стало широко известным лишь после смерти Пушкина, а исследователи его творчества называли «Анчар» тем выстрелом, который привел поэта к медленной гибели.

Персонажи

В произведении прописаны образы трех персонажей. Это – дерево, жестокий правитель и безвольный раб. В первой части центральное место занимает анчар, который «как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной».

Яркое описание этого образа позволяет читателю зрительно представить дерево-убийцу, к которому «и птица не летит, и тигр нейдет». По сути, оно является символом беспредела властей, несправедливость которых, наподобие яда, отравляет все живое и неугодное.

Показателен в этом смысле и образ всемогущего властелина, как образца тирании и безграничной власти сильного над слабым. Он – воплощение зла, лишенный сочувствия и разума диктатор, сознательно отправляющий человека на смерть. Раб, вызывающий глубокую жалость, олицетворяет собой бесправный народ, вынужденный жертвовать жизнью ради прихоти самодуров-царей.

Композиция

Стихотворение состоит из двух частей. Первая включает в себя пять строф, вторая – четыре. В композиционном смысле оно содержит очень длинную экспозицию – описание самого дерева. Поэтому первую часть можно сопоставить с пейзажной лирикой, так как в целом она является практически самостоятельной.

Лишь шестая строфа второй части, в которой появляются люди, являет собой завязку сюжета. Дальше, как и положено, следует развитие и последующая кульминация – закономерная смерть раба. Развязка повествует о намерениях тирана поражать врага отравленными стрелами.

Стихотворение относится к литературному направлению романтизм, но в нем явно ощущается присутствие реалистических оттенков. По своему роду – это лирика, следовательно, жанр произведения можно обозначить так: лирическое стихотворение с элементами баллады.

Размер и средства художественной выразительности

При создании «Анчара» Пушкин воспользовался своим любимым стихотворным размером – четырехстопным ямбом. Для облегчения чтения поэт использовал перекрестную рифму.

Текст содержит немалое количество эпитетов: «в пустыне чахлой и скупой», «вихорь черный» и метафор: «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «день гнева», «древо смерти».

Благодаря олицетворению «анчар, как грозный часовой, стоит», дерево словно оживает. Для придания торжественности поэт использует слог: «раскалЕнной», «смолою».

Во второй части преобладает антитеза, которая заключается в противопоставлении властителя послушному рабу. В этом смысле произведение напоминает фольклор, где всегда разворачивается противоборство добра и зла, но здесь добро не восстает против зла, а смиренно ему подчиняется.

Аллитерация строится на использовании звуков «ч» и «п», что обеспечивает мрачную атмосферу и способствует более яркому восприятию образов: «В Пустыне Чахлой и скуПой»; «И застывает ввеЧеру густой ПрозраЧною смолою».

Проблематика и основная идея произведения

Иллюстрация. Худ. Николай Кочергин

Главной проблемой стихотворения можно обозначить равнодушие власть предержащих к жизни простого человека, что в целом пагубно для всего общества. Поэт показывает это на примере ядовитого дерева, несущего смерть. Этот стихотворный образ есть не что иное, как господствующая власть с ее несправедливым отношением к народу.

Тема безграничной власти перекликается с темой свободы. В стихотворении слуге достаточно одного взгляда правителя, чтобы с готовностью отправиться навстречу смерти. Это можно рассматривать как самоубийство или жертвоприношение самого себя. Рабское мышление и безоговорочное подчинение приводит в итоге и к убийству соседей, не сделавших рабу ничего плохого. Таким образом, как тирания, так и безволие противопоставлены жизни, поскольку сами они приносят лишь смерть.

Пушкин рассматривает смирение, как еще больший грех по сравнению с тиранией, потому что именно положение бесправного, не имеющего возражений холопа, и делает тиранию возможной. Стихотворение «Анчар» можно назвать протестным вызовом запрету свободы слова.

Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Анализ композиции, структуры стихотворения с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; применения знаний по теории литературы с целью выяснения изобразительных средств языка стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.doc69.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Цель: анализ композиции, структуры стихотворения с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; применения знаний по теории литературы с целью выяснения изобразительных средств языка стихотворения.

Тема: Лингвистический анализ стихотворения

Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер.

Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

О чем говорит нам это название?

(Анчар — древо яда; тропическое южноазиатское дерево с ядовитым соком)

Какая тема стихотворения?

(губительная сила крепостного права)

Идея? ( автор протестует против крепостнического общества)

Вывод: Анчар — «древо яда», как пояснил сам Пушкин,— становится в стихотворении воплощением всеобщего зла.

На сколько частей можно разделить стихотворение? (2)

Озаглавьте их. («Зло в природе» и «Зло в обществе»)

Какая рифма стихотворения? (Перекрёстная рифма – самая распространённая разновидность рифм, объединяющая в пары чётные и нечётные строки.)

Назовите центральный образ стихотворения . (Анчар)

1 часть стихотворения.

Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один». Все изученные нами до сих пор стихотворения Пушкина, в той или иной форме посвящены были радости единения людей. Их темами были: любовь, дружба, веселье, пиры. Нигде герой стихотворения не представал изолированным от мира и враждебным миру. Даже там, где ему предстояло вступить в борьбу, прежде всего, выделялось братство, товарищество, дружба — объединение людей света в борьбе с тьмой, людей свободы в борьбе с рабством. Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один.

В первой строфе следует обратить внимание на мир, окружающий его.

В современном литературоведении большое место уделяется категории художественного пространства. Смысл этого понятия сводится к следующему: поэт, романист, драматург или художник — любой создатель произведения искусства- не только создает образы, но и помещает их в некоторый им созданный мир. Одни авторы уводят читателя в мир исторических героев, другие в мир фантастических происшествий, третьи создают картины обыденной действительности.

Посмотрим, как строится пространство в «Анчаре».

Первое слово — «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества (ср.: «стоит один»).

Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Если «чахлая» можно сказать про человека, животное и растение (чахлое дерево, чахлый цветок), но нельзя сказать про неодушевленный предмет (чахлый стол, чахлый дом), то эпитет «скупой» может быть отнесен только к живому существу, более того, только к человеку. Это очень важно. Когда мы говорим «старый дом», «гнилая доска», мы представляем себе неодушевленные предмет — пассивный объект совершающегося над ним действия (старение, гниение). Предмет, вещь пассивны, не имеют воли, не делают, а являются объектами действия. Поэтому даже если они участвуют в чем-то злом, сами носителями зла они не являются. Можно причинить зло, ударив камнем, но сам камень в причиняемом зле не виноват и носителем зла не является.

Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо — существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла.

Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Об анчаре здесь еще говорилось мало, про него было сказано только то, что он один и стоит, как грозный часовой.

Второй стих довершает образ пространства темой бесплодности. Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков — образ матери, создающей жизнь. При этом в народной поэзии плодородная земля имеет постоянный эпитет, указывающий на влажность: «Мать-сыра земля». Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».

Вторая строфа посвящена характеристике анчара , его отношению к Природе, к тому Космосу, в центре которого он стоит.

Основной образ второй строфы — образ нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери.

В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева». В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.

Этот образ возникает за строчками второй строфы: «Природа жаждущих степей. » (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина).

Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

Так же с особой остротой поэт ставит в стихотворении тему деспотизма.

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти».

Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio — постепенное возвышение) — стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и. )

Последующие три строфы рисуют образ анчара. Они развертывают тему одиночества. Анчар враждебен всему в природе:

К нему и птица не летит

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

Слово «птица» в оценочном отношении нейтрально, но «тигр» устойчиво связывается с идеей хищничества; переход от птицы к тигру дает нарастание зла: даже злое в природе убегает от анчара. Он не только одинок — он источник зла, активный его создатель. Стихии природы, приходя с ним в соприкосновение, делаются разрушительными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название «вихорь черный» и, пролетая мимо него, становится носителем зла. Особо следует задержать внимание на слове «тлетворный». Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие — это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти:

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей уж ядовит

Стекает дождь в песок горючий.

Губительная сила страшного «древа смерти»

2 часть стихотворения.

С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

В первой части все глаголы подчеркивают отсутствие контактов с анчаром; к нему никто не идет, от него все убегают («стоит один», «к нему и птица не летит и тигр нейдет», «вихорь. мчится прочь», дождь «стекает»).

«Человек» и «человек» — два эти слова (фактическое повторение одного слова два раза) внушают мысль о равенстве того, кто послал, и того, кто был послан. Оба они — люди, оба равны друг другу. Но тогда непонятно, почему один послал (послал, даже не прибегая к наказанию, «послал властным взглядом»), а другой послушно пошел («потек» — церковнославянский синоним для слова «пошел»). Почему один человек может другого послать на верную смерть? Смысл выявляется в последующих строках, где один человек именуется «раб», а другой — «князь» и «непобедимый владыка». Этим раскрывается противоестественность рабства. Перед лицом природы оба человека равны между собой, но в человеческом обществе один из них — владыка, а другой — раб. Зло существует в природе, но сама же природа его изолирует, отводит ему уединенное, изъятое из мира пространство. И только человек, создавая владык и рабов, сотворя противоестественное рабство, вырывает природное зло из изоляции и использует его для угнетения других людей. Анчар, который в первой половине стихотворения выступал как активный носитель зла, владыка зла, здесь становится лишь инструментом в еще более злых руках — руках князя.

Вторая половина стихотворения начинается с движения к анчару: «послал к анчару», «послушно в путь потек». Уже это создает образ двойного извращения: само существование дерева яда есть нарушение законов природы. Но в природе все от него убегают, человек же создает еще более страшное нарушение — он заставляет другого человека идти к дереву яда. Вторая часть стихотворения состоит из четырех строф, в которых основной смысл сосредоточен в первой и последней, а две центральные развивают тему.

Антитеза поддержана эпитетами.

Глаголы тоже подчеркивают власть и принуждение.

Анафора — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

Старославянизмы и архаизмы придают строфе трагическое звучание:

вернувшийся раб смертельно болен

Образ рабства, создаваемый во второй половине стихотворения, характеризуется следующими словами: «послушно», «возвратился с яд ом», «принес», «ослабел», «лег», «умер у ног». Владыка характеризуется словами: «послал властным взглядом». Мы видим, что характеристика раба более подробна. Непобедимый владыка вызывает у нас недвусмысленно отрицательное отношение. Он — двойник анчара, источник зла и убийца.

Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба

Для Пушкина владыка как угнетатель своего народа и захватчик, несущий рабство соседнему народу,— два проявления единой сущности деспотизма. Рабство и война связаны. Князь, убийца послушного раба,

К соседам в чуждые пределы.

Сложнее образ раба . Он, бесспорно, вызывает наше сочувствие. Эпитет «бедный», выразительная картина: «И пот по бледному челу / Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотической воли князя. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Основная мысль стихотворения «Анчар»

«Анчар» — одно из самых мрачных стихотворений Пушкина, но и оно несет в себе надежду на возможность света.

Анализ стихотворения «Анчар» (А. С. Пушкин)

Свободолюбивая лирика Пушкина представлена в истории русской литературы замечательными работами, одной из которых является стихотворение «Анчар». В нем автор излагает свои мысли о природе тирании и рабства, облекая эти понятия в выразительные и волнующие образы. Чтобы понять них, Многомудрый Литрекон подготовил разбор пушкинского текста.

История создания

Стихотворение «Анчар» было создано А. С. Пушкиным в 1828 году. Поэт написал его в так называемый «онегинский период», до начала Болдинской осени, но уже после восстания декабристов. Расправа власти с восставшими друзьями оказала влияние на творчество А. С. Пушкина.

Размышления поэта о произволе власти и безропотности слуг нашли яркое отражение в стихотворении. В основу создания произведения легла легенда о ядовитом дереве, несущем смерть. Одним из источников поэта могли стать некие заметки о «древе яда», растущем на острове Ява (Индонезия). Древо отпугивало всех живых существ, вокруг него не существовала жизнь.

Жанр, направление, размер

По жанру «Анчар» — лирическое стихотворение. В нем сосредоточены личные чувства и переживания поэта, в частности, относительно неограниченной власти. А. С. Пушкин не принимает и не одобряет владыку, который несет смерть своему рабу, соседям «в чуждые пределы» — людям вообще.

Направление в стихотворении сложно определить однозначно, однако по большей части оно относится к реализму. Среди реалистических черт можно выделить следующие: изображение действительности в ее неприглядном виде, «как она есть»; в основу сюжета лег реальный исторический конфликт (раб-власть неограниченного монарха). В стихотворении просматривается и яркая отличительная черта романтизма – центральный герой-одиночка, в роли которого выступает Анчар. К нему и «птица не летит, и тигр нейдет» — он один во всей вселенной.

Что касается стихотворного размера «Анчара», то здесь А. С. Пушкин использует излюбленный четырехстопный ямб.

Композиция

Композиция лирического произведения – линейная. Кроме того, «Анчар» условно делится на две части.

  1. Сначала идет повествование: поэт рисует пустынное место, где растет Анчар. Он рожден природой «в день гнева», он извергает яд, поэтому никто не осмеливается приблизиться к древу. Первая часть состоит из пяти строф.
  2. Вторая часть нацелена изобличить человека, желающего распространить смерть по своей воле. Мир людей соединяется с миром природы ради корыстных целей, ради того, чтобы погубить жизнь. В первых строфах только ощущается «запах» смерти, а в последних – смерть вступает в свои права. Даже зверь оказывается разумнее человека и сторонится древа яда, чтобы сохранить себе жизнь. Вторая часть сосредоточена в заключительных четырех строфах стихотворения.

Образы и символы

Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.

Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.

Лирический герой бесстрастно рассказывает историю, и все в строках сквозит его неодобрение и сожаление. Он сетует на «послушливость» стрел, а раба называет «бедным». Владыку он не уважает, так как демонстративно называет его человеком, как и того посланника, который умер, принеся яд. Так он подчеркивает равенство всех людей и тем самым лишает правителя исключительных прав на жизнь его подданных.

Темы, проблемы и настроение

Основная проблема неограниченной власти правителя тесно перекликается с главной темой свободы. Получается, что мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть.

В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной.

На протяжении всего стихотворения преобладает мрачно-торжественное настроение. Торжественность произведению придает избранный поэтом слог («раскалЕнной», «смолою»). С первых строк, когда читатель только встречает Анчара, уже появляется страх перед неведомым созданием природы, несущим конец жизни. Ближе к концу стихотворения появляется настроение разочарованности в человеческом роде, ноты безнадежности будущего.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в том, чтобы показать не природные, но человеческие взаимоотношения. У зверя срабатывает инстинкт самосохранения, поэтому он удаляется от ядовитого создания. Человек же, непобедимый владыка, не сторонится опасностей, но прибегает к ним ради совершения зла. Все, к чему стремится человек — это власть. А. С. Пушкин показал в «Анчаре» вселенское зло, творимое одним тираном. Это зло должно быть обречено на гибель.

Изначально люди созданы равными, с одинаковыми правами. Никто не властен ни взглядом, ни другим, более жестким способом, послать человека на гибель. Именно этот идеал и устанавливает А. С. Пушкин – идеал свободы и равенства. Его основная мысль кроется в строках: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом». Значит, нет никакого лидера, есть такое же живое существо, которое не вправе подчинять другого. Пушкинский правитель, вопреки пропаганде того времени, лишен божественного начала (он – не помазанник божий), в первую очередь за то, что посягнул на жизни других людей ради власти.

Средства художественной выразительности

Центральным средством художественной выразительности выступает антитеза. Поэт противопоставляет добро и зло, свободу и несвободу, мир природы и мир человека. Владыка говорит, а раб безмолвствует; тигр и птица не приближаются к яду, а человек намеренно идет к ней. Благодаря антитезе наиболее ярко раскрывается основная идея и тема стихотворения.

Поэт рисует мрачную местность, где растет Анчар. Здесь на помощь автору приходят эпитеты – «чахлый», «скупой», «мертвый». Метафоры создают образность («древо смерти», «жаждущие степи»). Олицетворения помогают «оживить» «грозного часового», древо обретает черты реального человека («Стоит – один во всей вселенной»). Кроме того, и стихия очеловечивается («вихорь черный набежит», природа «его в день гнева породила»).

Сравнения, инверсии обогащают язык и строй стихотворения («как грозный часовой»; «зелень мертвая»).

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ стихотворения А.С.Пушкина « Анчар»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместье Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря)

Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер. Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

(Анчар — древо яда; тропическое Южно-азиатское дерево с ядовитым соком, который использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали своих врагов) О чем говорит нам это название?

Композиция Стихотворение делится на две части. В первой части дается описание ядовитого дерева. Во второй части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба. Озаглавить их можно как: («Зло в природе» и « Зло в обществе»)

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: — завязка произведения, — основной конфликт (противоречие), развитие действия — это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но») — скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

1 часть стихотворения. 1 строфа Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один». Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один. Первое слово — «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества ( «стоит один»). Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо , имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла. Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.

2 строфа Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва. Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля». Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе. Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева». «Природа жаждущих степей. » (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны: И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной .

3 строфа Глаголы Деепричастие «каплет» «застывает» «растопясь» ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти» Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio — постепенное возвышение) — стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор )

Все живое избегает прикосновения к анчару. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.

«ТЛЕТВОРНЫЙ» Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие — это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

5 строфа Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти: И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий.

Ключевые образы первой части. Пустыня чахлая и скупая Почва зноем раскалённая Степи жаждущие Зелень мертвая Вихорь черный, тлетворный Дождь ядовит День гнева Песок горючий Грозный часовой ,один во всей вселенной, древо смерти

2 часть «Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…» С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

Образ раба Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя. Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба. «принес», « ослабел» « лег» ,«умер» Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Образ владыки Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» — «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».

Антитеза В стихотворении прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» — «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)». Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».

Анафора В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём. Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

Главная мысль стихотворения. Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Идейный смысл. Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия , призыв к её уничтожению.

Тема стихотворения. Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения

Жанр «Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

Размер Это стихотворение написано в двухсложном размере. Четырехстопный ямб. Стихотворение построено по принципу контраста. «В пус/ты/не/ чах/лой/ и/ ску/пой/, На/ поч/ве/ зно/ем/ рас/ка/лен/ной/, Ан/чар/ как/ гроз/ный/ ча/со/вой/, Сто/ит-/один/ во/ всей/ все/лен/ной»

Рифма На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёстную рифму: «В пустыне чахлой и скупой», «Анчар как грозный часовой»; «На почве зноем раскаленной», «Стоит- один во всей вселенной».

Звукозапись Удивительна звукозапись в стихотворении: обилие звуков [ч] со звуками [н] и [р] (очевидно, слово «анчар» сказалось на всей звуковой структуре) придает всему стихотворению своеобразный мрачный колорит. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Поражает обилие аллитерации, подчёркивающее мрачно-монотонный колорит( согласные «п» повторяется двадцать три раза ,а звук «ч»-восемнадцать раз

Эпитеты «бедный раб» «вихорь черный» «в пустыне чахлой и скупой» «песок горючий» «жаждущие степи» «непобедимый владыка» «мертвая зелень» «лист дремучий»

Читать еще:  Что такое терек в стихе лермонтова
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector