0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько слов в стихе бородино

Бородино

– Скажи-ка, дядя, ведь недаром
– Москва, спа­лён­ная пожаром,
Фран­цузу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, гово­рят, еще какие!
Неда­ром пом­нит вся Россия
Про день Боро­дина! [1]

– Да, были люди в наше время,
– Не то, что нынеш­нее племя:
Бога­тыри — не вы!
Пло­хая им доста­лась доля:
Немно­гие вер­ну­лись с поля…
Не будь на то Гос­подня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Вор­чали старики:
«Что ж мы? на зим­ние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изо­рвать мундиры
О рус­ские штыки?»

И вот нашли боль­шое поле:
Есть раз­гу­ляться где на воле!
Постро­или редут. [2]
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осве­тило пушки
И леса синие верхушки —
Фран­цузы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хит­рить, пожа­луй к бою;
Уж мы пой­дем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в эта­кой безделке?
Мы ждали тре­тий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до кар­течи!» [3]
И вот на поле гроз­ной сечи [4]
Ноч­ная пала тень.

При­лёг вздрем­нуть я у лафета, [5]
И слышно было до рассвета,
Как лико­вал француз.
Но тих был наш бивак [6] открытый:
Кто кивер [7] чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длин­ный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверк­нул за строем строй.
Пол­ков­ник наш рож­дён был хва­том: [8]
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сра­жён була­том, [9]
Он спит в земле сырой.

И мол­вил он, сверк­нув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши бра­тья умирали!»
И уме­реть мы обещали,
И клятву вер­но­сти сдержали
Мы в Боро­дин­ский бой.

Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Фран­цузы дви­ну­лись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы [10] с пест­рыми значками,
Дра­гуны [11] с кон­скими хвостами,
Все про­мельк­нули перед нами,
Все побы­вали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носи­лись зна­мена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Зву­чал булат, кар­течь визжала,
Рука бой­цов колоть устала,
И ядрам про­ле­тать мешала
Гора кро­ва­вых тел.

Изве­дал враг в тот день немало,
Что зна­чит рус­ский бой удалый,
Наш руко­паш­ный бой.
Земля тряс­лась — как наши груди;
Сме­ша­лись в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Сли­лись в про­тяж­ный вой…

Вот смерк­лось. Были все готовы
Заутра бой зате­ять новый
И до конца стоять…
Вот затре­щали барабаны —
И отсту­пили бусур­маны. [12]
Тогда счи­тать мы стали раны,
Това­ри­щей считать.

Да, были люди в наше время,
Могу­чее, лихое племя:
Бога­тыри — не вы.
Пло­хая им доста­лась доля:
Немно­гие вер­ну­лись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

При­ме­ча­ния

[1] Боро­дин­ское сра­же­ние нача­лось 26 авгу­ста 1812 года ран­ним утром в 5 часов 30 минут у села Боро­дино, в 125 км к западу от Москвы.

[2] Редут – это зем­ля­ное или камен­ное укреп­ле­ние, обне­сен­ное рвом.

[3] Кар­течь – 1) Артил­ле­рий­ский сна­ряд, начи­нен­ный круг­лыми пулями для мас­со­вого пора­же­ния про­тив­ника на близ­ком рас­сто­я­нии. 2) Круп­ная дробь для охот­ни­чьего ружья.

[4] Сеча – уста­рев­шее слово, упо­треб­ля­ю­ще­еся сей­час в высо­ком стиле в зна­че­нии “бой, сражение”.

[5] Лафет – ста­нок на коле­сах, на кото­ром уста­нав­ли­ва­ется ствол артил­ле­рий­ского орудия.

[6] Бивак или бивуак – воен­ный лагерь под откры­тым небом, сол­дат­ская сто­янка для отдыха или ночлега.

[7] Кивер – высо­кий сол­дат­ский голов­ной убор с плос­ким вер­хом. Кивер снаб­жен козырь­ком, кре­пится рем­нем под под­бо­род­ком, часто укра­шен султаном.

[8] Хват – бой­кий, лов­кий, уда­лой человек.

[9] Булат — сталь осо­бой выделки. В пере­нос­ном смысле була­том назы­вают холод­ное ору­жие из стали. Напри­мер, сабли.

[10] Улан – лег­кий кава­ле­рист, обычно воору­жен­ный пикой, саб­лей и писто­ле­том. Уланы суще­ство­вали в рус­ской армии до 1917 года.

[11] Дра­гун – кава­ле­рист, уме­ю­щий вое­вать и вер­хом, и в пешем строю. Дра­гуны пере­ме­ща­лись на лоша­дях, но в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти вое­вали как обыч­ная пехота.

[12] Бусур­ман (басур­ман) – ино­ве­рец. Обычно в Рос­сии так назы­вали мусуль­ман, однако в пере­нос­ном смысле басур­ман — это про­сто сино­ним слов ино­стра­нец, чужак.

Бородино

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Читать еще:  Кто написал стих осёл и соловей

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Михаил Лермонтов — Бородино: Стих

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Тема исторического прошлого всегда интересовала поэта. О войне 1812 года им были написаны стихотворения « Два великана» и «Поле Бородина».

Поэт впервые ведёт повествование от лица простого солдата, такого не было ещё в литературе. Раньше поэты прославляли полководцев, правителей.

Солдат говорит не только от своего имени, а от имени всего народа:»Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!»

Напечатано стихотворение было в журнале «Современник», и сразу обратило на себя внимание читателей.

Читать еще:  Когда теряешь любовь стихи

В.Г.Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» писал: «…в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Род литературы: лирика патриотическая, гражданская

Жанр: народная ода,

баллада -лирическое произведение с повествовательным сюжетом,

Реализм — правдивое, конкретное описание, событий, плоть до деталей.

Размер- ямб, чередование четырёхстопного и трёхстопного ямба.

В каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB.

Композиция – кольцевая: начинается с восхищения героями войны 1812 года и заканчивается тоже этим восхищением, прославлением. В то же время звучит горечь от того, что была отдана Москва.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

Стихотворение построено в форме диалога старого солдата и молодого человека, а также рассказа солдата о Бородинском сражении. Это словно диалог двух поколений.

Цитатный план:

Тема: Бородинское сражение 1812 года, победа русского народа над Наполеоном. Данная тема уже не раз привлекала поэта( «Две великана» ,»Поле Бородина»).

Повествование ведётся от лица простого солдата. В его воспоминаниях оживают события того далёкого года: предшествовавшие сражению (отступление русской армии, выбор места сражения и ожидание боя, ночь пред битвой)и сама битва. Клятву Родине дают солдаты пред боем, клятву, которую они сдержали, защищая Родину.

Идея: прославление народа, выступившего единой силой против врага, прославление его мужества и героизма. Идея единения народа: «Ребята, не Москва ли за нами…». Образ Москвы олицетворяет всю страну.

Данная идея переплетена с другой — сожалением о том, что современное поколение не похоже на своих предшественников.

Белинский отмечал, что основная идея стихотворения выражена во втором куплете: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

Проблема героизма, патриотизма, свойственного российскому народу, проблема национального характера, его сущности, истоков силы и героизма.

Проблема прошлого и настоящего, их сопоставление, сожаление о том, что «нынешнее племя» уже не то, что его назвать «богатырями» нельзя.

Проблема руководства армией в годину испытания. Как важно, чтобы командиры сами показывали пример героизма. Таким изображён полковник, погибший на поле боя. Это был справедливый, благородный человек, « слуга царю, отец солдатам».О своим примером воодушевлял солдат:

«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Бородино» по плану

1. История создания

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» было создано поэтом в 1837 году. Поводом для рождения произведения послужила 25 годовщина великого Бородинского сражения под Москвой.

2. Литературное направление

Реализм — основное литературное направление стихотворения «Бородино» (правдивое изображение исторических событий).

Присутствуют элементы романтического направления (русские солдаты показаны богатырями, совершившими героический подвиг).

3. Род

Стихотворение относится к гражданской лирике.

4. Жанр

Жанр произведения — историческая баллада.

5. Проблематика

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» поднимается целый ряд важных проблем:

  • патриотизм русского народа;
  • героизм и стойкость русского характера;
  • связь между прошлым и настоящим;
  • роль народных масс в развитии истории;
  • нерешительность высшего руководства армией.

6. Тематика

Тема стихотворения — отображение исторических событий. В произведении рассказывается об участии простых солдат в великом Бородинском сражении.

7. Идея

Основная мысль стихотворения: показать роль народа в победе над французскими захватчиками. Идея патриотизма выражается в героизме и доблести русских солдат.

8. Пафос

В стихотворении звучит пафос гордости и восхищения подвигом русского народа. Слышатся нотки досады и раздражения, вызванные бездействием офицеров: «Досадно было, боя ждали…».

9. Система образов

Образный ряд состоит из двух главных героев (рассказчик и молодой солдат) и эпизодических персонажей.

Перед глазами читателя также возникают усталые солдаты, бравый полковник и непобедимые французы.

10. Центральные персонажи

Главные действующие герои произведения — это участники диалога: молодой солдат и старый воин.

Представитель юного поколения появляется только в первой строфе стихотворения, чтобы расспросить боевого товарища о Бородинском сражении.

Искренний интерес, гордость и сочувствие звучат в словах молодого воина: «Ведь были ж схватки боевые, да, говорят еще какие!». Читатель понимает, что тот любит свою Родину и переживает за ее судьбу.

Основное внимание автор уделяет рассказчику. Его монолог занимает большую часть произведения.

Старик ничего не рассказывает о своих подвигах, но из его скупых реплик становится понятно, что перед нами храбрый солдат, который не отделяет себя от товарищей по оружию.

В своей речи он употребляет местоимения «мы», «наш», «нам». Он часть великого народа, совершившего подвиг ради спасения Родины.

11. Лирический герой

В роли лирического героя произведения выступает рассказчик, старый солдат, переживший войну 1812 года.

Его незамысловатый рассказ о Бородинском сражении не только воспроизводит события прошлого, но и выражает чувства и переживания участников. Гордость за боевых товарищей («Могучее, лихое племя: богатыри…») передается читателю.

12. Сюжет

Сюжетная линия построена на реальных исторических событиях войны 1812 года. Она движется от настоящего к прошлому.

Первая строфа — вступление. «Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?», — спрашивает молодой солдат.

Со второй по двенадцатую — описание боя. Его условно можно разделить на две части:

  • напряженное ожидание: «Мы ждали третий день»;
  • изображение битвы с французами: «Ну ж был денек!».

Последняя строфа — заключение. Старый солдат сожалеет о том, что Москву пришлось уступить врагам: «Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!».

13. Композиция

Стихотворение «Бородино» — это рассказ в рассказе. Подобная композиция помогает автору связать воедино прошлое и настоящее.

Произведение построено в форме диалога молодого солдата и старого воина и подразделяется на две основные части.

1. Реплика солдата — вопрос, обращенный к старшему товарищу.
2. Ответ участника героических сражений. Воспоминания о Бородинском сражении.

Первая строфа стихотворения является своеобразным вступлением.

Рассказ о страшном бое — основной частью, который обрамляется своеобразным повтором: «Да были люди в наше время…». Поэт использует кольцевую композицию.

Последняя строфа — заключение.

14. Художественное своеобразие

Глубина содержания отражается в художественном своеобразии стихотворения. В нем необычайно гармонично сочетаются противоположные пласты лексики.

Рядом с просторечными выражениями («постой – ка, брат мусью!», «что тут хитрить», «вздремнуть», «ворчал», «что толку в этакой безделке») соседствуют слова высокого стиля («клятву верности», «слуга царю, отец солдатам», «Москва, спаленная пожаром», «умремте ж под Москвой»).

Читать еще:  Стихи где есть антонимы

На протяжении текста меняется настроение. Речь рассказчика то спокойная размеренная («но тих был наш бивак открытый»), то воодушевленная и торжественная («И умереть мы обещали и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой», «Ну ж был денек!»).

Повторяющиеся в начале и в конце повествования строки: «Да были люди в наше время…», — помогают читателю за насыщенным сюжетом не упустить главную мысль: «Люди, совершившие беспримерный подвиг, настоящие былинные богатыри»!

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение, написанное трехстопным и четырехстопным ямбом, делится на 14 строф, каждая из которых состоит из семи стихов.

Необычна рифмовка произведения: между собой в каждой строфе параллельно рифмуются 1 – 2, 4 – 5 – 6 строка, и перекрестно 3 – 7 строки (ААБВВВБ).

Используется как женская, так и мужская рифма.

16. Средства художественной выразительности

Большая часть стихотворения — рассказ простого русского солдата, речь которого наполнена яркими народными высказываниями. Эмоциональность создается с помощью разнообразных тропов:

  • эпитеты: «сырая земля», «бой удалый», «дым летучий», «могучее, лихое племя»;
  • сравнения: «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась, как наши груди», «носились знамена, как тени»;
  • метафоры: «пойдем ломить стеною», «постоим головою»; «спит в земле сырой»;
  • гиперболы: «гора кровавых тел», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «смешались в кучу кони, люди»;
  • фразеологизмы: «ушки на макушке», «тут как тут»;
  • метонимия: «помнит вся Россия», «зимние квартиры»;
  • олицетворения: «звучал булат, картечь визжала».

Большое количество восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений делают читателя участником событий.

17. Значение произведения

Невозможно переоценить значение стихотворения, темой которого стало великое событие в истории нашей Родины. Оно вызывает у читателя чувство гордости и восхищения подвигом русского народа.

18. Актуальность

Мы свободные граждане свободной страны. Чтобы по заслугам оценить это, надо знать, какой ценой досталась свобода и независимость.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова сохраняет свою актуальность. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.

19. Мое отношение

Я люблю поэзию Лермонтова, а стихотворение «Бородино» занимает в моем сердце особое место. Читая строки этого произведения, забываешь об окружающем мире, полностью погружаясь в прошлое.

Яркие картины боя сменяют друг друга, не дают опомниться. Ты чувствуешь запах дыма и гари, видишь сверкающего глазами полковника, сочувствуешь раненым, вместе со всеми сражаешься с врагом.

20. Чему учит

Стихотворение М. Ю. Лермонтова учит нас беззаветной любви к Родине, готовности пожертвовать жизнью ради спасения Отечества.

Бородино — Михаил Юрьевич Лермонтов

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.02.2016. ***
  • 10.02.2016. Александр Сергеевич Пушкин — На холмах Грузии..
  • 09.02.2016. Михаил Юрьевич Лермонтов — Дума
  • 07.02.2016. Бородино — Михаил Юрьевич Лермонтов

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector