0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько стихотворных строк стихов входит в восьмистишие

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » А.Н. Майков “Осень”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.

А.Н. Майков “Осень”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.

  1. Книгочей

Какая строфа вам понравилась, запишите. Соедините стрелками рифмующиеся строки и подчеркните рифмы.

Мне понравились эти строки. Рифмуются слова Ногой-Душой и Свою — Пою.

2. Точное слово

Какие слова передают красоту осенней природы и радостное настроение? Подчеркните.

Подчеркнем слова, передающие красоту природы красным цветом, а радость автора — зеленым.

3. Эрудит

Сколько стихотворных строк (стихов) входит в восьмистишие? Допишите.

В восьмистишии восемь строк.

4. Проба пера

Нарисуйте иллюстрацию к одной из картин из стихотворения Майкова.

Нарисуем осенний лес, падающие на землю листья.

5. Книгочей.

Запишите имя и отчество поэта Майкова.

Поэта Майкова звали Аполлон Николаевич.

6. Проталинки

Как поэт описывает позднюю осень? Впишите пропущенные слова. Укажите рифмующиеся строки.

Поэт описывает позднюю осень морозной, но ясной. Рифмуются строки первая с третьей и вторая с четвертой.

7. Проба пера

Перечитайте и сравните стихотворения Тютчева и Майкова. Напишите отзыв о том стихотворении, которое понравилось.

Стихотворение Майкова более веселое, жизнерадостное, а Тютчев любуется осенью и зимою, и поэтому его стихотворения мне понравились больше. Особо сильное впечатление на меня произвело стихотворение “Чародейкою зимою”, в котором поэт нарисовал просто волшебные картины природы. Он использовал красочные эпитеты, олицетворения, сравнения и в его описании словно живыми стали зима, лес и солнце. Это очень хорошее стихотворение!

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

9. Восьмистрочная строфа или октет

ВОСЬМИСТИШИЕ (ОКТЕТ)— это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема организации строфы. Количество комбинаций рифм в восьмистишии огромно и с учетом использования разных по объему рифм (односложных, двухсложных или трехсложных) и написания разным метром, звучат все октеты совершенно по-разному.

Хочу отметить, что не стоит путать октет с двумя катренами одной и той же рифмовки подряд, которые автор записал так для экономии места или по их содержанию без пропуска строки, например так: абабсдсд. Здесь между катренами нет общей рифмы, значит, это не октет, а два катрена с перекрестной рифмовкой: абаб сдсд.

Читать еще:  Как представить команду на конкурсе в стихах

Как исключение из только что сказанного, приведу пример октета, состоящего двух стоящих подряд катренов с разным типом рифмовки, но не связанных общей рифмой. При этом они связанны содержанием и повтором рисунка рифмовки этой «пары» по всем последующим строкам:

Завуалирована ложь
Под маской искреннего чувства…
Ваш имидж дьявольски хорош –
Сродни высокому искусству
Повелевать умами тех,
Чьи помыслы вполне обычны…
Толпа безумствует привычно,
Но Вас не радует успех.

Когда любовь не греет плоть,
Напрасно кутаться в шиншиллу;
Сам чёрт /порой/ не разберёт,
Кто по душе и сердцу мил Вам:
Король? Он ветренен, подлец,
Дитя столичного порока…
Поэт?! Скиталец одинокий,
Домашний врач больных сердец.
(Борис Нечеухин- автор СТИХИ.РУ)

Чуть отклоняясь от темы, хочу напомнить, что в идеале любая строфа должна заканчиваться точкой или многоточием. Плохо, если у вас предложение начато в одной строфе, а заканчивается уже в следующей. Такое может быть только в случае, если вы пишете строфоидами – астрофическими стихами с вольной рифмовкой, но об этом у меня будет опубликована статья чуть позже.

Итак, привожу примеры октетов:

№2
АААбВВВб (3 женские рифмы, одна мужская)

По камням оголенным,
по пескам раскаленным,
по долинам зеленым
не кончается путь.
По земле запыленной,
лишь слегка утомленный,
ты идешь просветленный
и свободный от пут.

Нипочем тебе грозы,
суховей и морозы
и колючие слезы —
проливные дожди.
Не рисовка, не поза,
убегаешь от прозы,
жизнь на грани курьеза.
Оглянись, подожди.
(Любовь Левитина – автор СТИХИ.РУ)

№3
Та же самая рифмовка, но с другими по объему рифмами: А*А*А*БС*С*С*Б (3 дактилических рифмы, 1 – женская)

Старение! Возраст успеха. Знания
Правды. Изнанки её. Изгнания.
Боли. Ни против неё, ни за неё
Я ничего не имею. Коли ж
Переборщит — возоплю: нелепица
Сдерживать чувства. Покамест — терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
Это не разум, а кровь всего лишь.
(И. Бродский)

№4
аБасаБас (Рифмовка по цепи Б и с идет через три строки!)

Плеснула осень в небо хной.
Ловлю закат на фото.
Пойдут в коллекцию потом,
Наверно, кадра два.
Меж сосен в сумерках — окно.
Сегодня странно что-то:
Зачем свеча в окошке том
Горит едва-едва?

Светить не внутрь, светить вовне –
К чему пустые траты?
Где знают всех, свечой в окне
Зовут на встречу так.
Зайти на чай сигналишь мне?
А мне — не сват, не брат ты.
Когда живёшь, в какой стране?
Какой же ты чудак!
(Митрофаныч Воронежский – автор СТИХИ.РУ).

Читать еще:  Кто пишет песни стихи

№5.
АбАссбАс (здесь как и в предыдущем примере, здесь также нарушено правило альтернанса: дважды – по А и по б- рифмовка выполнена через три рифмы)

Когда отшумят непогоды и вьюги,
А ласковый ветер коснется волос,
Когда все доспехи — и шлем, и кольчуга,
Найдут свое место в почетном углу,
Когда провиденье окажет услугу,
За нас задавая нелегкий вопрос,
Мы всё же решим увидаться друг с другом
На ярмарке судеб, событий балу.

Я эту желанную теплую встречу
Себе представляла не раз и не два,
Готовилась взвешенно-трепетной речью,
Смущенья лишенной, начать диалог,
Я руки тебе возлагала на плечи,
И ты не желал от меня отставать.
Закатом вокзальный перрон был расцвечен
Да небо взрывал паровозный гудок.
(Милада Кондратьева- автор СТИХИ.РУ)

Этот пример я привожу как подтверждение мысли, что нарушение правила альтернанса (см. предыдущую статью) звучание стихотворения КАК ПРАВИЛО ухудшает. За редким исключением.

№6.
аББаССБа (пятистопный анапест и тоже цепи рифм а и Б – через три строки)

Этот мир никуда не годится, придумай другой.
Закрывай же глаза поскорее, ты сможешь, я знаю.
Черно-белый ли, нагло цветной, как доска расписная,
Лишь бы твой до песчинки, до кромки листа дорогой.
Ночь – как холст бесконечный глубокого цвета индиго,
Раздобудь новых красок и кисти, скорее иди-ка,
Отправляйся в поход за своими волшебными снами.
Только не потеряйся в дождях и за белой пургой.
(Наталья Шохина – автор СТИХИ.РУ)

№7.
Фиксированной формой восьмистишия является ОКТАВА – схема: abababcc.

Завершающее строфу двустишие прерывает ряд тройных рифм и хорошо служит для заключительного афоризма или иронического поворота. Октавами написаны «Домик в Коломне» Пушкина, «Портрет» А. Толстого, «Октава» А. Майкова.

Ахмет-оглы берёт свою клюку
И покидает город многолюдный.
Вот он идёт по рыхлому песку,
Его движенья медленны и трудны.
— Ахмет, Ахмет, тебе ли, старику,
Пускаться в путь неведомый и чудный?
Твоё добро враги возьмут сполна,
Тебе изменит глупая жена.
(Н.Гумилёв)

№8
Редкой и малоупотребительной формой восьмистишия является ТРИОЛЕТ. (твердая форма). Схема рифм в нём: abaaabab, причём 4-я строка повторяет первую, 7-8-я повторяют 1-2-ю.

Читать еще:  Стихи жаль что ты не моя

Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)

Пример безрифменного триолета, где рифму заменяет повтор того же слова. Триолет этот дает пример и пэонического (гипердактилического) окончания.

Тебя я помню. Ты рыдала
На Гревской площади, под виселицей.
И ночь, и смерть, и ты рыдала.
Тебя я помню. Ты рыдала.
Но я забыл, по ком рыдала.
Не под моей ли черной виселицей.
Тебя я помню. Ты рыдала
На Гревской площади под виселицей.
(И.Рукавишников)

А вот пример тройного (тайного) триолета:

Не иди в дом пира. Иди в дом плача,
Чтоб забылись грехи, чтоб открылась душа.
Чтоб светлела порфира, чтоб яснела задача,
Не иди в дом пира, иди в дом плача.
В воротах мира, рыдая и плача,
Цветут чудо-стихи, бездумно дыша.
Но иди в дом пира. Иди в дом плача,
Чтоб забылись грехи. Чтоб открылась душа.
(И.Рукавишников)

О триолете, как об одной из ТВЕРДЫХ ФОРМ, на нашем Ликбезе есть отдельная статья:
http://www.stihi.ru/2011/07/03/684

Хочу заметить, что стихиряне эту форму полюбили и все, что ни попадя, готовы вместить в ее рамки. Между тем, триолетная форма (как и всё в жизни!) требует насущности. Если содержание ваших стихов требует трижды повторить одинаковую строку в восьмистишии – или всякий раз с иным оттенком смысла, или – для особого смыслового акцента, а ваш триолет СОДЕРЖАТЕЛЕН, то есть, сообщает читателю что-то новое), значит он действительно хорош и насущен. Если же ничего не значащая фраза по типу «на что смотрю, о том пою» всунута в триолетную форму по заданию конкурса – не стоило и мучиться!

Возможно даже построение венка триолетов по схеме венка сонетов. Но… надо ли это делать? — хочется мне спросить…

№9.
Восьмистишие со схемой рифмовки на две рифмы abababab называется СИЦИЛИАНОЙ:

Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Женщины с безумными очами,
С вечно смятой розой на груди! —
Пробудись! Пронзи меня мечами,
От страстей моих освободи!
(А. Блок)

На этом пока все. Если у вас появятся интересные схемы рифмовки октетов – присылайте их в ваших отзывах – включу в текст статьи!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector