0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слова которые используют в стихах

Неудачный выбор слов в поэзии

Эта статья написана в продолжение статей сборника Ликбеза «Все о лексике» как размышление об особенностях лексики лирических произведений.

Начну издалека. В чем разница между понятиями «поэзия» и «стихи»? Всякие ли стихи — поэзия? Очень часто авторы нашего сайта в своей полемике называют свое произведение «стих», «стихо» и даже «стиш». Если второе и третье употребление слова — просто знак неуважения к тому, чем человек занимается (и вряд ли — следствие его чрезвычайной занятости, вынуждающей человека сокращать слова для экономии времени!), то обозначение «стих» вместо «стихи» или «стихотворение» — это чаще всего следствие незнания.

Стих — это строка стихотворения, то, после чего чтец должен сделать паузу. В рифмованных стихах — это та часть стихотворения, которая заканчивается концевой рифмой.

Итак, «стих» — это только строка поэтического произведения, а не всё произведение!

Глупо называть свое творение «стихом», особенно в публикации (специально подготовленном материале на сайте) — это безграмотно и неуважительно. А всякие ли стихи (строки рифмованного произведения, оформленные в единое целое) — поэзия?

Нет, конечно. Зарифмовать и записать строками можно практически всё, что угодно: ваше мнение, чужой рассказ, политические воззвания, историю своих личных отношений или похождений, даже научную статью… Что угодно можно зарифмовать, более того, если у автора есть чувство юмора или хотя бы достаточный уровень культуры, то сделать это можно интересно. Можно создать на сайте повод для разговора, обсуждения, спора — собрать огромное количество отзывов! Но поэзия ли это? Нет. Это только разговор в стихах или запись ваших мнений «стихами». Он подойдет для общения в соц. сетях, для поздравлений друзей, для капустников, для СПЕЦИАЛЬНЫХ конкурсов подобного жанра — как правило, проходящих на народных конкурсных площадках, где главная цель — общение… Может быть, такие упражнения и хорошие стихи, но они — не поэзия.

Все конкурсы Ликбеза и, в частности, последние тематические конкурсы с отбором «Про погоду», «Пейзаж» и «70 лет после Победы» предполагали рассмотрение ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, написанных в тех или иных поэтических жанрах.

А чем поэзия отличается от стихов? Языком. Поэтический язык — это особый язык, он не равен разговорному языку сокращений и неправильностей, которым мы иногда говорим между собой или переписываемся в социальных сетях. Значит ли это, что язык поэзии только литературный и только изысканный, образный?

Нет, не значит. Лексика стихотворения зависит от жанра, в котором написано произведение. Рассмотрим пример:

…Я помыкался туда-сюда, по-сладкому…
Все оно и тож, как ни крути.
Одиночество такое чувство гадкое,
Я не догулял тогда… Прости…
А в сравнении с тобой, все бабы пресные,
Все поперепробывал – не то…
Каюсь. Виноват… Попутан бесом был…
Но вернулся «шелковым» зато…
Ты проси, что хошь — теперь весь вот он я…
Про любовь, готов стихами даже.
Нужен прынц — куплю себе коня
Белого иль в яблоках… Как скажешь…
Эсэмэсками засыплю, мне не в лом,
Ну и розочки (естественно) я ж помню.
Обещаю, что покрашу дом,
Брошу пить и с тещей буду «ровным».
Ну и как? Могу переезжать?
Нууу…? Решай чего же ты молчишь…?
Все? Простила…? А по-це-ло-вать…?
Слава Богу… Думал не простишь…)))

Все сомнительные с точки зрения литературного языка обороты речи: «Все оно и тож, как ни крути», «проси, что хошь», «Нужен прынц», «мне не в лом» и т.п. здесь ПРИНАДЛЕЖАТ НЕ АВТОРУ, А ЕГО ПЕРСОНАЖУ, хотя и не стоят в знаках прямой речи. Они создают образ персонажа ИРОНИЧЕСКОГО стихотворения, поэтому и уместны. Никому и в голову не придёт, что автор стихов малограмотен.

Совсем другие требования к языку стихов, написанных от авторского лица, для лексики произведений, поданных НА ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС ПОЭЗИИ.

В этой статье я хочу собрать типичные и наиболее часто встречающиеся ошибки употребления слов (или их записи), которые убивают поэзию и не дают права конкурсному произведению на номинацию. Перечислю слова, которые портят вид наших стихов чаще всего и больше всего. Список их не полон, но я надеюсь с вашей помощью дополнить его новыми примерами.

1. СТИХ (в значении «стихотворение»)

Снова я утратила покой.
СТИХ пишу — но лёгкою рукой.
…..

Дай мне, Боже, силу чувств святых,
чтоб маме вновь принёс я чистый СТИХ.

2. НЕТУ (вместо нет)

Конечно, есть в словаре такое слово «нету», и классики иногда его употребляли, но, если вы хотите подготовить свое стихотворение для конкурса, то найдите замену — избавьтесь от всяких частушечных и песенных «нету» в своей лирике…

А мысли окаянные долбят!
И надо было жизнь прожить мне эту,
Чтоб вдруг понять простую вещь — ведь НЕТУ
Кого-то ближе и родней тебя.
…………………

Всё на месте, всё, как надо:
Солнце, тень, в тени прохлада –
Неземная благодать.
Улыбнёшься тихо лету…
Жаль, меня с тобою НЕТУ,
Настоящему под стать.
……………………

3. НАВЕРНО (вместо «наверное»)

Слово «наверно», как вводное слово, абсолютно допустимо в русском языке, но если у автора есть время и желание поработать над своими стихами, поверьте: вариант «наверное» будет звучать в них гораздо лучше!

4. АВТО (вместо «автомобиль») или того хуже -ТАЧКА

И сколько радости таит
Мешок на старческой фигурке.
Ещё не скоро предстоит
Работать грузчиком снегурке,
Когда и деда, и мешок,
Взвалив на плечи как обычно,
Чтоб не вводить детишек в шок,
Домой в АВТО доставит лично.
………………..

Так метет, – следов своих не видно.
Что поделать, зимняя погода.
Опустив окно в АВТО, я выдал:
«С новым годом, люди, с новым годом!»
…………………

Город снегом схвачен и окован.
Леденеют ставенки на окнах.
Вся Европа встала от такого,
А мы ПРЕМ НА ТАЧКАХ, как на лодках

5. ФОТО или ФОТКА (вместо «фотокарточка»)

Детей по миру разбросало где-то.
От них и весточки порою нет.
Гнетёт вас тишина на склоне лет.
Несуетливость — старости примета,
А за окном бушует снова лето,
Лишь ФОТО внуков согревают свет.
………

В манто на ФОТО – датская принцесса.
Свежо сейчас в Мадриде королю.
В Париже льет. Но он не стоит мессы.
………………..

6. МЕЖДОМЕТИЯ УХ, ЭХ, АЖ, УЖ, ВОТ, АХ, НУ…

Плохо, если их более одного в тексте, а в идеале — лучше бы совсем ни единого…)

Я – маленький – ЭХ, маленький – портной,
Где надо — слабый, сильный — где не надо.
И у души моей одна отрада –
Чтоб раны не осталось ни одной.
…………………

Задумчиво открыто окно на небосвод.
Сегодня что-то мне совсем не спится.
Чуток фантазии к пейзажу я добавлю. НУ И ВОТ,
Вновь купол небосвода закружится.
Хвостом качая и цепляя горизонт,
Плывёт по морю звёзд Медведица Большая.
И вспышки сполохов бегут на север. ВОТ
Такая ВОТ игра у звёзд. А я решаю…
………

Берёзы словно в забытьи – оторопели…
Так и не сброшена листва, НУ не успели!
………………

Беспечные и стойкие деревья
Пытаются подняться от земли.
И кажется: достанут УЖ до неба.
Иначе ведь зачем стремиться ввысь?
………………..

Совсем не рады здесь ему,
Ложится неуклюже.
НУ, как признаться самому,
Что он УЖЕ не нужен?
Весна УЖЕ несёт тепло,
Снег превратится в лужи
…………………..

Очень портят впечатление и сводят на нет ощущение поэзии стихов использование в них банальных рифм и образов — формально правильных, часто употреблявшихся поэтами прошлого века, но к настоящему времени ставшими ожидаемыми — не несущими больше никакого эмоционального импульса. Постарайтесь в своих стихах (конкурсных — в особенности!) никогда не рифмовать следующие слова (просто не ставьте их на конец строки):

Любовь-вновь-кровь
Розы-слезы-морозы-грозы
Печаль-вуаль
Вечность-бесконечность
Чудеса-небеса
И т.д.

Не употребляйте или употребляйте крайне редко и очень продуманно, ибо в современных лирических стихах всегда выглядят дешевой заплаткой ритма, следующие слова:

Вуаль
Крыла
……..
(список надо бы пополнить — подскажите мне еще примеры «заезженных» слов. )

7. ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА вместо русских

Как вещают нам с экрана
умные мужи,
в ШОПАХ вся еда – отрава,
сокращает жизнь.
……

Картошку бросим очень осторожно,
Чтоб не забрызгать ФЭЙС свой кипятком,
Что булькает? Лавровый листик можно,
Штук пять горошин перца, а потом,
……

Ароматом пар клубится
И в прикуску с чесночком,
Красный борщ в меня стремится,
Витаминчики — WELCOME.
……

Любит кот сардельки и сосиски —
за сосиску рыжий хвост продаст.
Педи Гри не сыпят киске в миску —
в каждом доме кот — как званый GAST
…………………..

Ещё б немного хрена и томата,
Но грошей не хватило, СЕЛЯВИ!
.

Смирившись с ролью пилигрима,
Тебя ищу я наяву,
А сон неясно и незримо
Готовит к ТОЧКЕ РАНДЕВУ
………………..

Вот если б вы объединились,
И в новом качестве явились.
Ну, кто такую гадость съест?
Глядишь, и выжили б! THE BEST!

8. РАЗГОВОРНЫЙ СЛЕНГ

Нос сосулькой обрастает,
стало мне уже не больно!
Рукавичка примерзает,
липнет к носу — так ПРИКОЛЬНО!
…………………….

У вечного огня горячий спор-
До ссоры доведёт. ЭМОЦИЙ КУЧА!
Среди ребят не праздный разговор,
О том, чей прадед БЫЛ на фронте КРУЧЕ.
…………………..

И пока опять решают, чей ты,
зло с добром, МУХЛЮЯ на весах,
на деревьях новые ячейки
открывает матрица-весна.
………………

А вот это — просто «шедевр» лирики:

Чтоб поэзия взлетела,
До божественных высот,
И СТРАНА ВСЯ ОБАЛДЕЛА,
ШИРОКО РАЗИНУВ РОТ.

Очень часто автор, желая повысить значимость смысла отдельных слов (нарицательных, а вовсе не имен собственных. ) пишет их в тексте стихотворения с заглавной буквы, видимо, считая, что они слишком возвышены для нормальной пунктуации. Между тем, это не только не способствует усилению эффекта от сказанного, а наоборот — простит стихи, создает впечатление об отсутствии у автора хорошего вкуса или умения. Все акценты на отдельные слова нужно научиться создавать правильным подбором слов и авторской мыслью, а вовсе не использованием заглавных букв.

То был Божий промысел, Божьи Пути,
Чтоб Веру Великую в сердце найти
Мог каждый. И к этому нужно придти!
И будет она за собою вести.
И в схватке неистовой люди сошлись.
Не насмерть сошлись, а за Веру, за Жизнь!
В той схватке неистовой, в час роковой,
Над Волгой явился лик женский, Святой!
…………………………….

Восстав из пепла будет бить в набат,
О всех родных погибших в войнах — память,
Пусть Вечные Огни — костром горят,
Священное, как боль земная — Пламя!

Дороже было всяческих наград,
С достоинством нести Святое Знамя,
Родной Страны, не посрамил солдат,
Почтим же память, дань мы отдавая!
Его минутою молчанья.

Все заглавные буквы в этих примерах лишние (за исключением заглавных в начале предложений и начале стихов, а так же имен собственных). Допустимо и необходимо писать с заглавной только слова Бог, Господь, Богородица и все их местоимения, да и то — лишь в религиозной лирике или в поэзии или прозе с обращением к религиозной тематике. (При этом слово «боги» — только с маленькой…) Все остальные имена нарицательные — всегда пишем с маленькой буквы.

Если вспомню еще примеры, превращающие хорошо задуманную поэзию в недоработанные или «домашние» стихи, непременно добавлю ниже.

Надеюсь, что мои советы вам пригодятся.
С уважением, Алкора.

Как писать. Азы стихосложения. Рифма

Доброго времени суток, пикабушники! Я из тех, кто пишет стихи и не так давно столкнулся с проблемой, а именно с «боязнью чистого листа». И что бы повыё скоротать время, которое я не могу писать стихи, решил попробовать по совету друзей разжевать некоторые моменты простыми словами.
Давайте разберем стихи на запчасти, дабы не страшась браться за их написание. Сразу скажу, что разберу только основы для начинающих, которые считаю важными.
За «скелет» можно взять три основополагающих стиха: рифма, ритм и образ.

В этом посте разберем рифму.

Рифма. Как много в слове этом.

Вообще, очень много всякого. Разберем только простейшие варианты, что бы выёб дабы быть способными отличить и разобраться, когда предоставится случай.

Для начала, рифма бывает открытой(оканчивается гласным звуком). К примеру: судьба-горба.

И так же бывает закрытой(оканчивается согласным звуком). К примеру: прораб-кебаб.

В целом, рифмы можно разделить по:
Слоговому объёму
Характеру звучания

Читать еще:  Как в стихах подарить постельное белье на свадьбу

По слоговому объёму рифмы делят еще на четыре группы — это мужская, женская, дактилические и гипердактилические. Здесь мы разберем лишь первые две.

Итак мужская рифма — рифма с ударением на последний слог.
К примеру:
Большие городА
Пустые поездА

Би 2 — Полковник

А женская рифма — это рифма с ударением на предпоследний слог.

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Обычно мужская и женская рифмы чередуются:

Мой дядя самых честных пра́вил,

Когда не в шутку занемо́г,

Он уважать себя заста́вил

И лучше выдумать не мо́г.

Что бы не заставлять вас гуглить скажу, что дактилическая рифма — ударение на третий от конца слог, а гипердактилическая — ударение на четвертый от конца слог.

По характеру звучания рифмы делятся на(сейчас будет страшно):

точные и приблизительныебогатые и бедные

ассонансы, диссонансы

тавтологические

неравносложные

разноударные

На самом деле — это довольно просто. Давайте откинем самые простые(не требующие особых пояснений) сходу.

Тавтологические рифмы — повторение одинаковых слов. Можно омонимы(написание одно, смысл разный). Добавлю только, что лучше не прибегать к такой рифме без крайней нужды.

«Всё моё», — сказало злато;

«Всё моё», — сказал булат.

«Всё куплю», — сказало злато;

«Всё возьму», — сказал булат.

Разноударные рифмы -совпадают звуки срифмованных слов, но ударные гласные занимают разные позиции в них(яблоко — облако).

Неравносложная(усеченная) рифма — в заударной части разное количество слогов.(Унылый — силы)

Точные рифмы — совпадает последняя ударная гласная и звук начиная от последнего ударного гласного. Осторожно! Есть вероятность, что другое написание и тогда рифма будет приблизительной!

Рифма, звучная подрУГА

Вдохновенного досУГА

Приблизительная рифма — совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного.

А когда затихли звуки в сумраке ночНОМ

Все имеет свой конец, свое начало

Загрустив, всплакнула осень маленьким дожДЁМ

А. Я. Розенбаум — Вальс-Бостон

Богатые рифмы — совпадает опорный согласный звук

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Бедная(недостаточная) рифма — созвучны лишь ударные гласные

Обходит волк вокруг гумна,

И если в поле тишина,

То даже слышны издали

Его тяжелые шаги.

Ассонансы — совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные.

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало

Всё, что было не со мной, помню.

Р. И. Рождественский

Диссонансные (контрсонансные) рифмы — наоборот не совпадают ударные звуки, но совпадают согласные.

Было: социализм — восторженное слово!

С флагом, с песней становились слева,

и сама на головы спускалась слава.

И на сладенькое составная рифма — приблизительная рифма, в которой одно слово рифмуется не с одним, а с двумя и более словами.

За кордоном небо плачет
Вы хотеЛИ ВИЗУ?
Но твоя коробка передач —
Это теЛЕВИЗОР
Svyat — Герой года

Вот и все основы, которые, по моему скромному мнению, стоит знать о рифме, если есть желание начать писать стихи.
И помните: рифмовать на глаголы, прилагательные(с окончанием -ой) и существительные(с окончанием -ание) — греху подобно.
Спасибо за прочтение и надеюсь, что это кому нибудь поможет.

Основы стихосложения: «золотое правило» и др..

Сначала мне хотелось бы привести вам одно своё стихотворение, на основе которого я и написал это изложение своего взгляда на вопросы, затрагивающие только что начинающего писать поэта. Сам я набил немало шишек, сталкиваясь с теми, кто говорил, или вернее сказать, пытался «научить меня» в кавычках правильному стихосложению. и как бы в ответ на их критику я выразил это всё сначала в стихах, а теперь вот решил, более подробно изложить всё это в прозе.

Когда, от форм освобождаясь,
Приходит грация стиха
И рифма — с чувств уподобляясь,
Подобна взмаху мотылька,

Какой закон стихосложенья
Встаёт внутри, чтобы истлеть,
Чтоб ассонансу дать теченье
И вспыхнув — сердцу возгореть?

Созвучьем ямба иль хорея,
Иль анапестом правишь стиль —
Над амфибрахием радея,
По строчкам чествуешь дактиль?

Ты не задумываясь дышишь:
Глубок ли будет этот вздох.
А муза… как её ты слышишь?
Тебе ль понятен её слог?

Слова — как музыка созвучья,
Как отголосок чувств души…
Под диссонансом равнодушья
Бывают ли тебе слышны?

За право взяв, без чувства мерить
За каждой буквой рифмы слог.
Быть может, кто-то и поверит —
Лишь в окончанье кратких слов.

Когда ж прольётся изливая,
Из жизни выхватив слова,
Душа наполнено — живая,
Одним огнём освящена,

Когда не ищется ответа,
Само собой — несёт волна,—
Лучом, коснувшимся рассвета,
Встаёт Элизиум стиха,

Ты открываешь горизонты,
Ты зришь на реки, на поля:
Как вдохновлённо и покорно
Проходит жизни череда!

Как нужно писать стихи?
Какими они должны быть?
Как выглядеть и как восприниматься?
Какая в них должна быть рифма?

Все эти вопросы попахивают какой-то нелепой несуразицей, принимая во внимание ту точку зрения, что стих или стихотворение, идущее из глубины неведомых уголков души, возникающие как бы по наитию, по сути своей являются попыткой самовыражения, так сказать, отпечатком, оттиском того или иного явления, отображающих чувства написавшего их в момент своего возбуждения, вдохновленного этим явлением и выраженное по средством своего восприятия, мироощущения. И когда кто-то говорит, что эти стихи не должны быть такими, что они слишком просты или написаны неправильно (как будто вообще, можно только правильно излагать свои чувства, следуя каким-то правилам по особым законам), что у них слабая рифма и вообще, они понимаются с трудом и никому не понятны… Скажу вам прямо: плюньте и размажьте! Ведь, по сути, вам говорят, что у вас неправильная душа, что вы её неправильно интерпретируете,— наверное, им со стороны видней, но ведь это ваша душа, и кому, как ни вам, знать её лучше, чем вы сами.

Но начнем обо всём по порядку.
Какое определение дадим мы слову поэзия? открываем словарь Ожегова и на первой позиции читаем: словесное художественное творчество, преимущественное стихотворное,— дальше: стихи, произведения написанные стихами,— и наконец: изящество и красота чего-нибудь, возбуждающие чувства очарования. Но что же такое стихи или стих? Посмотрим и это. Стих — единица ритмически организованной речи, строка стихотворения. Существуют разные ритмические размеры: будь то ямб или хорей, амфибрахий или дактиль… но не об этом здесь я хотел бы рассказать вам. Это всем, мало-мальски пишущим людям давно уж ясно, и я не буду здесь заострять внимание: где и на каком слоге в них должно стоять ударение,— скажем просто: это ритмика стиха. Но когда… мне пытаются объяснить, что первое четверостишие должно походить на второе, а второе на следующие, потому что кому-то трудно уловить ритм и не сразу всё легко читается, мне так и хочется сказать: господа! если вы привыкли к шаблонам… это не моя вина! Идите и учите Дьюка Эллингтона играть похоронный марш! Может он вас и поймёт. И вообще, в наше время, когда музыка стирает границы ритма, когда джаз звучит, являя собой импровизацию, смешивая ритм как таковой, меняя тональности и музыкальное ударение, разве нельзя или невозможно это же делать со словами, меняя акценты и альтерацию. И в том не моя вина, что у нас в стране все только и умеют, что ходить под бой барабана ровным шагом.

Ну да ладно, с ритмом более-менее понятно; большинство стихов, так или иначе, пишется под тем или иным размером, подбираясь ритмичностью, музыкой восприятия. А что мы можем сказать о самой рифме? Существует рифма мужская и рифма женская, точная и не точная,— всё это также более-менее всем известно, и мне не хотелось бы приводить полемику о стихосложении Сумарокова с Ломоносовым. Давайте лучше обсудим «Золотое правило стихосложения» (это, когда рифма должна быть везде, либо её не должно быть нигде). Так как мне кажется это более-менее актуально. Когда я принёс своё стихотворение «Сибирь» в союз писателей, мне прямо указали на это, что нужно строго соблюдать такое правило и, придерживаясь его, искать нужные слова. Но только маленькая загвоздка: я не хотел менять ни одного слова,— почему? Да потому, что все слова уже были давно подобранны, хоть и без строгой рифмы. Смени я хоть одно слово — сменилась бы и окраска стихотворения, так сказать, его образность восприятия. Так и хотелось привести стихи Есенина (интересно, как бы назвали его, с точки зрения золотого правила? Наверно, так же неумехой.):

«Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нём печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.»

Прорифмуйте: карябать — жабой. И если не поленитесь, прочитайте всё стихотворение «Мне осталась одна забава», примеряя к нему золотое правило.

Истинные чувства это всегда нарушение шаблонов и правил. И как вообще возможно изливать свои чувства и душу по правилам? Кто тогда поверит сказанному? Это будет выглядеть как простое рифмоплетство. Говорят: «поэт говорит образами», но вы нигде не найдете такого высказывания, что поэт говорит рифмой,— в этом есть что-то от графоманства; благо есть рифмословы в интернете — можно потерять образность, но сохранить рифму. По мне так, если рифма мешает передачи образа,— к черту! такую рифму. Главное — это слово, слышимое и отражаемое в полной мере тот образ, который хочется показать, донести до слушателя, а не подгонка слов под буки-стуки, трали-вали.

В русском языке фонетика намного богаче, чем её буквенное выражение на письме, и порой рифма слышится там, где её по определению, с позиции буквенного восприятия, не может и не должно быть. И если уж возводить правила в поэзии, тогда её следует рассматривать как науку, как такие предметы как алгебра, физика, геометрия и т.п., и тогда, как в любой науке, в ней есть свои теоретики и свои практики. И тот, кто действительно придает большее значение правилам, похож на недоучившегося студента, пытающегося систематизировать то, что по своей основе вряд ли когда-то имело свою систему. Стихи — это чувства, порывом вынесенные на бумагу, и объяснять всю их глубину с точки зрения правил, было бы неправильно, ведь даже в каждом правиле есть свои исключения. А исключительность наших чувств также несомненна, как и отпечатки пальцев на наших руках: нет ни одной похожей друг на друга души. Все разговоры о том, что есть какое-то правило для этого, считаю абсурдом. И само слово «стих»— «стихи» не говорит ли, что это СТИХИЯ — ничем и никем несдерживаемая сила; попробуйте поймать ветер, когда он закручивает вихрями, производя торнадо,— вам вряд ли это придёт в голову, а как насчет вашей головы со стихией слов?

Часто стихи сравнивают с драгоценным камнем, который требует своей огранки и филигранной шлифовки. Но вот, им попадается самородок — и в силу своей привычки они начинают обтачивать и шлифовать его, не понимая того, что подгоняя под общий шаблон, он теряет свою уникальность, красоту, которая им в силу их шаблонности неизвестна. Эти-то «теоретики от науки» не понимают того, что они уже безнадежно отстали от своих сверстников, которые давно уж на практике получили, куда большие знания, чем они сами.

Поэзия, в большем значении этого слова, это отображение чувств, состояния души, возбуждаемое посредством понимания своего мироощущения от того или иного явления, действия или даже бездействия, выражаемое ритмичностью, музыкой восприятия приходящих и проходящих, как сквозь призму этого понимания, слов; и как это всё организованно,— по дактилю или анапестом, или, вообще, верлибром,— это уже второстепенно и к гениальности стиха не имеет значения. Равно как возникает в нас чувства радости или горя, хочется нам плакать или смеяться, также возникает потребность писать так, а не иначе. Можно ли научить человека радоваться так, как нам этого хочется, чтоб он только прыгал и хлопал в ладоши, когда будет радоваться? Наверно: можно… но эта будет совсем не та радость, с которой мы привыкли его воспринимать. Искренность — всегда проста, и втискивать её в узкие рамки правил каких бы то ни было законов нам и в голову не придёт. Так, почему же мы требуем от поэта, чтобы он соблюдал внешнюю рифмованость в своих произведениях в ущерб его искренности, самобытности.

Читать еще:  Как найти стихи

Хочу ещё сказать «теоретикам»: идите, научитесь, что значит: «Я люблю»! Если нет чувств, их приходиться играть, и для этого-то нужны правила. А кто влюблен по настоящему он и так всё чувствует и не отдает отчёт никому. Творить по правилам — не моя стихия, мне важнее содержание с ассонансом музыкальности произведения.

Говоря о содержании, нельзя не вернуться к образности: читая некоторых более-менее известных современных поэтов, диву даешься… Куда уходит образность? Чем у них наполнена душа? Но не дай мне Бог, критиковать чьи-нибудь стихи, так как я понимаю, что это почти всегда внутренние чувства, их понимание мира… Ну, раз такая у этих людей душа — чем я виноват! Но всё таки кажется: образность пропала совсем… Идёт какая-то констатация чего-то такого, что хорошо ложится под рифму, или же возникают такие образы,— что лучше было бы и без них. Хотя писать стихи — это лучшее занятие, чем стрелять из автомата, и, перефразируя высказывание Сократа, я бы сказал: хоть мне и не нравиться это стихотворение, но я и пальцем не пошевелю, чтоб их автор забросил это занятие. В истории есть один изумительный пример: когда Жуковский впервые показал Пушкину произведения, тогда ещё никому не известного Тютчева, даже Александр Сергеевич, не все приняв в них, опубликовал небольшую подборку, в которую не вошло такое стихотворение, которое сейчас называют одним из шедевров лирической литературы той эпохи «Silentium». А вспомним Цветаеву, как она писала о своих стихах:

«Моим стихам о юности и смерти,
-Не читанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.»

Так что пишите, и не обращайте внимание на то, что говорят вам. Настоящий поэт сам выбирает своих учителей, излагая всё так, как это свойственно ему; у него нет учителей, которые навязывают ему свою точку зрения: и только лишь говорят, что нужно писать так, а не иначе, уподобляясь библейским фарисеям, которые вроде бы верят и чтут, но мало что и понимают. Если бы можно было научиться писать стихи — уверяю вас, к ним бы уже стояла очередь за два квартала вперёд. И то, что свойственно лишь пропускать через себя и изливать на бумагу, нельзя вторично вогнать обратно и пропускать сквозь чужую призму предрассудков, ибо это будут уже не ваши чувства, а какая-то смесь, непонятная, что и с чем.

Поэтом или дано — или… как сказал классик: поэтом можешь ты не быть… Ведь настоящий поэт сам понимает что ему нужно, а что только шелуха, нестоящая его внимания. Кто сможет научить чувствовать, любить? Это или есть, или этого не дано. Оберегайте свои чувства, а не правила, которые нужны лишь для того, чтобы их нарушать, ставя в тупик тех, кто их создаёт.
Вот: как то так!

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Стихи — Цитаты и афоризмы, фразы и высказывания

Мне предстоит тебе о многом не сказать,
Мне предстоит к тебе однажды не вернуться.
Как жаль, что нам приходится терять
Людей, с которыми хочется проснуться.

В душе у каждого есть тихий уголок,
Куда мы никого не допускаем.
И вместе с тем мы трепетно мечтаем,
Чтоб кто-нибудь переступил порог.

Читать еще:  Стихи как самочувствие

«Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок…»

Чем ниже человек душой,
Тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда,
Куда душою не дорос.
Омар Хайям

Когда вам близкий человек солжет,
Душа от этого, конечно, не умрет.
Но вот вопрос идет из века в век:
«А если лжет, он близкий человек?»

А бывает ли что-нибудь вечное?
Чтобы платье — одно подвенечное,
Чтоб не мяла любовь, не калечила,
Чтобы в сердце жила, а не в печени.
Чтобы дружба была бесконечная —
Не до первого противоречия?
В этом мире всё так переменчиво…
Есть на свете хоть что-нибудь вечное?…

Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца…
А потом порой не хватит века
Чтоб вернуть обиженное сердце…
Э. Асадов

Пусть скажут мне: «Ушли все поезда,
и поздно уж от жизни ждать чего-то».
А я отвечу — это ерунда…
ещё есть корабли и самолёты.

Хоть красота и не порок,
Ее одной нам маловато:
Беда, когда красив цветок,
В котором нету аромата.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.

Сергей Александрович Есенин, «Черный человек», 1925 год

Я знаю истину простую…
И повторяю лишь ее:
То, что свое — нас не минует…
То, что уходит — не твое…
Свое грядущее не знаем…
Но, забегая наперед,
Одно я четко понимаю:
То, что мое — меня найдет!

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.

Подари мне лунный свет,
подари мне звук дождя,
Подари мне солнца блик,
чтобы я не знала зла.
Подари мне ветра шум,
подари морской прибой,
Подари мне щебет птиц,
песню, спетую душой…

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?

И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.

легче уже не станет,
не переболит, не вылечится, не пройдет.
это как пытаться спасти Титаник,
который стабильно идет под лед.

В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежелание лишь множество причин…

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.

Был блеск и богатство, могущество трона,
Всемирная слава, хвала и почёт…
И было кольцо у царя Соломона,
На нём была надпись: «И это пройдёт!»

Незаменимых нет. Есть те, кого забыть сложнее.
Есть те, кто в сердце вырезан ножом.
Так и живём — воспоминаньями болея
О чём-то дальнем, милом, дорогом.

Ты серьезна — не по годам:
Мало прожито. Много боли.
Можно, я тебя не отдам
Никому, заслонив собою?

Мир полон звуков, звуки все — мы сами.
Лишь Бог тихонько ходит между нами…

За красотой, обычно, пустота
И часто судят лишь за внешность.

Влюбляется не тело, а душа,
Лишь для души возможна вечность.

Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души кому-нибудь дарить
Бесценный дар отдав кому попало
Родного встретив, не сумеешь полюбить.

Бросивший однажды — будет брошен.
Пусть не сразу, пусть гораздо позже.
Но поступок будет возвращен.
Не простивший будет не прощен.
Обманувший будет сам обманут,
Никуда деяния не канут.
Бумерангом будущее бьет — все твое тебе же отдает.

Спору нет: вы очень хороши
Это и младенцу очевидно
Ну а то, что нет у вас души, —
Не волнуйтесь. Этого не видно.

(с) Эдуард Асадов

Мы, как в мир окно,
что ждет погоды-счастья.
Мы с тобой – одно –
разбитое на части.

До боли хочется верить,
Что сбудутся вдруг мечты,
Сквозь вьюгу звонок у двери —
И вот на пороге ты!

Сохраните себя в неустроенном мире.
Не меняйте лицо свое, жизнь торопя.
В новой должности, в новой уютной квартире,
И в бесславье и в славе — храните себя.
Сохраните себя, если вам изменили.
Ничего, что не выбились вы в короли.
Сохраните себя, если вас уронили.
Сохраните себя, если вас вознесли!

«Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя…» Александр Пушкин

Спокоен будь, когда твоим твореньем
Хотят возвысить подлого глупца
Пусть рухнет мир — ТЫ будь силен терпеньем,
Возьми свой меч – и бейся до конца.

Джозеф Редьярд Киплинг. «Заповедь»

Я утоплю печали в чае.
В хорошей книге растворюсь.
Вернусь сюда в начале мая.
А, может, вовсе не вернусь.

Не всем под силу тишиной наслаждаться…
В мысль окунуться, в себе разобраться.
Твердо, решительно с прошлым расстаться.
Быть одиноким и улыбаться…

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.

Сергей Александрович Есенин

Мудрость — если вовремя смолчишь,
Не ответишь грубостью на грубость,
Если больно — всё равно простишь,
И обиду, и чужую глупость.

Одних стираешь, словно мел с доски,
других с трудом из сердца вырываешь,
и без одних ты счастливо живешь,
а без других никак не выживаешь.
Одни уходят, не оставив след,
других следы прибой времен стирает,
а кто-то оставляет шрам в душе,
а кто-то саму душу забирает.
Маргарита Фортье

Старайтесь жить без злобы и без зависти,
И не искать причины для обид,
Вы улыбнитесь, просто так, для радости —
Улыбка никому не навредит!

Нельзя по жизни быть двуликим,
Будь иль ничтожным, иль великим.
Будь против всех, иль заодно,
Пути иного не дано.
Есть только выбор между всем,
Каким путем, куда и с кем.
Понять старайся смысл и суть,
Чтобы достойно выбрать путь

Когда веленью чувств готовы мы поддаться,
Стыдливость в том всегда мешает нам признаться.
Умейте ж распознать за холодностью слов
Волнение души и сердца нежный зов.

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек…
Кто умеет в буднях быть счастливым-
Тот и впрямь счастливый человек!…
Э. Асадов

Я презираю лживых, лицемерных
Молитвенников сих, ослов примерных.
Они же, под завесой благочестья,
Торгуют верой хуже всех неверных.
Омар Хайям

Прежде чем уйти и не вернуться,
Ты в последний раз себя проверь.
Лучше все забыть, простить и улыбнуться,
Чем захлопнуть перед счастьем дверь.

Чтобы душу твою не сгубили,
Чтоб себя наконец-то найти,
Чтоб тебя никогда не забыли,
Иногда нужно просто уйти.

Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

Купаясь в море лжи и фальши, Закрывши душу на замок, Я буду жить, играя дальше, Не забывая твой урок!

В жестокий двадцать первый век,
Во время зависти и мести,
Запомни: ты же человек.
Ты не теряй ни капли чести…

Когда услышишь грубый смех,
Жестокость, низость — не сломайся;
Ты помни: ты ведь человек..
Так человеком оставайся!

Смотри без суеты
вперёд. Назад
без ужаса смотри.
Будь прям и горд,
раздроблен изнутри,
на ощупь твёрд.

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Не смешно ли весь век по копейке копить.
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали мой милый на время,
Постарайся же времени не упустить.

Многие, хоть стыдно в том признаться,
С умом людей боятся
И терпят при себе охотней дураков.

Для моего счастья нужна одна лишь малость,
Главное – чтобы ты улыбалась,
И что бы ни происходило и ни случалось,
Главное – чтобы ты улыбалась.

В одну реку не входят дважды.
Ведь через время другая вода.
Запомни — то, что случилось однажды.
Не повториться, впредь,никогда.

«Жизнь пронесется, как одно мгновенье,
Ее цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведешь ее — так и пройдет,
Не забывай: она — твое творенье».
Омар Хайям

Не бойтесь в жизни перемен,
Тем более неотвратимых.
Они приходят в тот момент,
Когда они — необходимы.

в жестокий двадцать первый век,
во время зависти и мести,
запомни: ты же человек.
ты не теряй ни капли чести.

когда услышишь грубый смех,
жестокость, низость — не сломайся;
ты помни: ты ведь человек..
так человеком оставайся.

Жизнь пронесется, как одно мгновенье,
Ее цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведешь ее — так и пройдет,
Не забывай: она — твое творенье.

Когда тень превратится в дух,
Когда пламенем станет взор,
На заре промолчит петух,
Принимая зарю в укор.
Успокоится плачем страх,
Растворится в любви вина,
И оттает душа в слезах,
Понимая, что прощена.

Любовь не измеряется в цветах,
А счастье и в айфонах не измерить.
Ничто нам не заменит блеск в глазах
Да и поддержку теми, кто в нас верит.

Улыбайся, освещая всех улыбками!
Ошибайся — веселее жить с ошибками.
Не пугайся — в жизни всякое случается.
Не сдавайся! Всё не сразу получается.

Как хорошо быть чьей-то навсегда.
И знать, что это не слова пустые.
Как хлеб делить и душу и года.
Глядеть в глаза безмерно дорогие.
Как хорошо быть чьей-то навсегда.
И знать, что не оставит, не обманет.
И вытащит из под любого льда.
И никогда любить не перестанет…

Нельзя — сначала убивать, потом шептать: я не нарочно.Нельзя все время предавать, потом молить: исправлюсь — точно. Нельзя сначала принижать, потом просить: прости за шутку. Нельзя трусливо убегать, сказав, что вышел на минутку. Нельзя вернувшись сделать вид —что все как прежде остается. Ведь жизнь на месте не стоит. За все…всегда… платить придется…

«Отодвинув мечты и устав от идей,
Жду зимы, как другие не ждут.
Помнишь, ты обещал, что не будет дождей?
А они всё идут и идут…

А назавтра опять мне играть свою роль
И смеяться опять невпопад.
Помнишь, ты говорил, что любовь — это боль?!
Ты ошибся, любовь — это ад…» Анна Ахматова

А вы забудьте — и станет легче.
А вы простите — и будет Праздник.
А вы стремитесь — и вам удастся…
Не поскупитесь — и вам воздастся!
И вам вернётся — вознаградится…
А вы поверьте — и будут верить!
Начните сами — кругом начнётся!
А вы ЛЮБИТЕ! И вам зачтётся!

Мой ангел-хранитель, скажи, если можно…
Когда ты за мною незримо шагал…,
ты ж видел…, что плачу…, ты ж знал, что так больно…,
зачем же тогда ты меня так пытал?
А он улыбнулся и тихо ответил :
«Я ангел, я помощь всего лишь твоя.
А то, что ты падала…, так это ж уроки…,
ведь жить будешь ты…, а не я за тебя…»

Если я рождена в этом мире,
Значит, он без меня одинок,
Значит, в чей-то далекой квартире
Кто-то ждет мой внезапный звонок.
Кто-то рад моей нежной улыбке,
Кто-то хочет быть рядом со мной,
Это жизнь… Это солнце на нитке,
Это фильм, где Я — главный герой.

День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки — не повторится.

Смысл жизни — в мелочах:
Ужин вместе при свечах,
Роза в спальне на рассвете,
Радость, как смеются дети.

Ты должен мне три тысячи ночей,
Три тысячи блаженных пробуждений,
Десятки ссор, неистовых речей
И ровно столько страстных примирений.

Ты должен хор пропущенных звонков,
А принятых — плюс минус бесконечность…
Жесток лимит на выплату долгов
С поправкой на земную быстротечность.

Ты должен уйму разных мелочей,
Таких как «с добрым утром…», «будешь кофе…»,
И сотни нерасплавленных свечей,
И «я люблю» на выдохе и вдохе…

…а я должна еще успеть в ответ
тебя счастливым сделать до заката,
не потому, что клином белый свет,
а потому, что мне других не надо.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector