0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово о чем стихи

«Слово» И. Бунин

7 января 1915 г., Москва.

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин отмечает, что «молчат гробницы, мумии и кости», указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» – русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

И. А. Бунин «Слово»: анализ стихотворения

Русский поэт – больше, чем поэт, по утверждению Евгения Евтушенко. Несмотря на то, что этот поэтический тезис был выдвинут в середине 20 века, под такое определение судьбы и предназначения русского поэта подходят все российские творцы. Особенно те, кого коснулась нелегкая доля непризнанности, вынужденного изгнания, эмиграции. Иван Бунин известен широкому кругу читателей прежде всего как прозаик, но хотя его поэтическое наследие не столь обширно (несколько поэтических сборников, отмеченных, впрочем высокими премиями в области литературы), все его стихотворения указывают на его пророческий дар и на глубокие переживания относительно «судеб Родины». Стихи Бунина имеют оттенки старомодности (отмечается тяготение к классической лирике Майкова, Фета, Полонского), он признанный мастер русской философско-пейзажной лирики.

Стихотворение «Слово» было написано в 1915 году, всего за 5 лет до того, как поэт отправится в пожизненную эмиграцию. Побудили его к этому творящиеся на Родине «окаянные дни» — революционные события, свержение самодержавия и притеснение интеллигенции, разруха и беспорядок в стране, несвобода для творчества. На момент написания стихотворения шла Первая мировая война.

Главная тема стихотворения

Стихотворение из жанра философской лирики имеет черты и гражданской лирики, и публицистического призыва. Оно посвящено роли родного языка в жизни людей, в мировом пространстве и роли поэта – того, кто лучше других владеет словом и может изменить общество. Тяжелы предчувствия поэта – в мире идет война, а в России после череды переворотов – гражданская, братоубийственная война, после чего у власти могут оказаться люди, в чьих руках власть может оказаться опасной игрушкой. Единственное, что останется вечным в череде страшных событий, — это слово. Это вечный фон, на котором, как на сцене, развиваются события. Слово равно по древности с «гробницами, мумиями и костями», с мировым музейным прахом, пришедшим из самой глубины веков, но, увы, немым и мертвым. И лишь словесные свидетельства – надписи на стенах этих гробниц, обладают удивительной силой: они могут рассказать, как жили древние люди, что их волновало. Скорее всего, эти «звучащие письмена» расскажут о тех же проблемах – о войнах, несправедливости, жажде крови. Это значит, что и древние египтяне, и древние греки, и ассирийцы, и этруски жили так же – боясь войны, голода, заботясь о материальных благах.

Автор обращается к читателю с призывом – беречь культуру, а особенно «наш бессмертный дар» — русскую речь, потому что «нет у нас иного достоянья», а все материальные ценности станут прахом.

Действительно, речь – это первое, что отличает человека, ставшего на высшую ступень развития, от животного, чья речь имеет сугубо сигнальное предназначение. Поэтическая миниатюра звучит ка манифест, как завещание. Бунин акцентирует внимание на том, что Слово – это дар, отмечает его святость. Автор использует аллюзию на первые строки из Евангелия «В начале было Слово».

Структурный анализ стихотворения

Сильнее всего из используемых автором троп эмоционально воздействует на читателя метафора: «древняя тьма», «молчащие гробницы, мумии и кости», «бессмертный дар», «дни злобы и страданья».

Используется развернутое сравнение – сравнение человеческого слова по ценности с древнейшими артефактами и антитеза – их противопоставление по ценности.

Используемая фигура речи – риторическое обращение «Умейте же беречь!» отмечает точку высшего эмоционального накала в стихотворении.

Стихотворение может быть отнесено к миниатюрам – в нем всего 2 катрена. Нечётные строки написаны четырехстопным ямбом с пиррихием в конце, а чётные – трехстопным ямбом. Рифма перекрёстная (рифмуются между собой чётные и нечётные строки).

В нечётных строках используется женская рифма, в чётных – мужская. Всё это своеобразие в ритмике и нетипичной рифме создает особый ритм стихотворения – несколько рваный, отрывистый: так звучит речь опытного учителя, берегущего и тщательно подбирающего слова для глубоко нравственного послания.

«Слово» Бунина: умейте же беречь!

И. А. Бунина уже при жизни называли «последним русским классиком». Автор известен больше своими прозаическими произведениями. Однако, его поэтические сборники также были отмечены премиями в области литературы. В 1915 году «окаянные дни», творящиеся в России, побудили Бунина написать о самом большом даре человечества – речи. Смысл стихотворения Слово в том, что не литераторы, поэты и прозаики должны сохранять этот величайший дар, а сам народ. Именно к нему и обращается Бунин с этим своеобразным манифестом.

История создания

Обстановка в России в то время была неспокойна и накалена. Беспорядок и разруха, невозможность свободы для творчества, притеснение интеллигенции, революция и свержение самодержавия – все это Бунин назвал кратко и емко – «окаянные дни».

Многие поэты были изгнаны, сам Бунин в последующем будет вынужден отправиться в эмиграцию.

Кроме беспорядков в стране, весь мир втянут в масштабный военный конфликт — Первую мировую войну, в которую было вовлечено 38 стран – 2/3 населения планеты.

Именно в этих непростых условиях, в 1915 году Бунин, не прекращавший писать, создает стихотворение Слово. В нем автор затрагивает тему бережного отношения к важнейшему народному достоянию – к слову, к речи, которые становятся особенно уязвимыми в условиях мировых неурядиц.

В отличие от своих именитых предшественников Лермонтова и Пушкина, считавших, что поэты, являясь пророками, способны изменить современное общество, Бунин не полагается на представителей литературной нивы. Он делает ставку на народ, именно его призывая встать на защиту слова и сохранить его для потомков.

Читать еще:  Чему учат стихи токмаковой

События последнего времени заставляют Бунина задуматься о судьбе не только русского народа, но и русского языка. Поэт, видя, что вокруг царят разруха и беззаконие, что власть сосредоточена в руках людей, лишенных представлений о культуре, духовности, о чести, все больше и больше задается вопросами:

  • Что его современники способны оставить своим потомком в наследство?
  • Будет ли новое поколение вообще иметь возможность оценить культуру, традиции и язык своих предков, или все канет в небытие?

Поэтому и родилось это произведение, своеобразный манифест, обращенный ко всем. С призывом беречь этот бессмертный дар – речь.

Ведущая тема стихотворения Слово

Основным лирическим образом произведения является Слово, а главной темой – его значимость. Поэт начинает с упоминания о гробницах, мумиях и костях, тем самым создавая гнетущую атмосферу, проводя грань между материальным и духовным миром.

Да, египетские гробницы также являются древнейшим мировым наследием, способным донести и рассказать свою историю до потомков. Но лишь Слово является бесценным даром, именно Слово выделяет человека из мира животных.

Поднимая тему вечности, Бунин лишает слова представителей темного материального мира – гробницы, мумии – молчат. Потому что материальное не может являться истинным носителем культуры. Древние артефакты дают представление о быте и жизни прежних цивилизаций. Но они молчат о том, что чувствовал человек, что его радовало и волновало, какие мысли занимали его в то или иное время.

Раскрыть духовный мир и предъявить его потомкам могут лишь «письмена» – речь, обладающая великой силой. В этом и заключается основной смысл стихотворения Слово.

На заметку! Проблема роли поэта в обществе волновала Бунина, как и многих его известных предшественников. Особенно богата стихотворениями на эту тему лирика Пушкина («Поэт», «Поэту» и др.).

Бунин чувствует, что в условиях таких мутных времен, называемых им в стихотворении «днями злобы и страдания», велика возможность того, что носители русской культуры и чистого русского языка будут подвергаться гонениям. Ведь люди, находящиеся в тот момент у власти не заинтересованы в духовном и культурном развитии славянской нации.

Лишь Слово, спустя десятилетия, сможет возродить целую страну. Причем Слово даже не с уст литератора или поэта, а Слово народное. Именно народ призывает автор относиться к нему как к «бесценному дару», данному свыше, и обеспечивающему сохранение традиций, культуры, нравственных устоев великой страны. Умейте беречь! Беречь то, что будет говорить и на «мировом погосте», когда все материальное канет в вечность.

Анализ стихотворения Слово

Два основных лирических образа стихотворения – слово и герой. Герой выступает от имени автора, транслируя его чувства и переживания. Отношение к идущей войне, обеспокоенность судьбой русского народа, сохранением его традиций и устоев – все это звучит в каждом слове этого небольшого, но такого емкого произведения.

Форма и художественные средства

Четырёхстопный ямб, которым написано стихотворение, звучит несколько рвано и отрывисто. Всего лишь два катрена с достаточно простой рифмой. Однако, это кажущаяся простота неслучайна. Текст не содержит ничего лишнего и витьеватого. Это позволяет максимально сконцентрироваться на основном смысле стихотворения Слово, на основной его идее.

С помощью мастерского вплетения в текст эмоциональных троп — метафор и эпитетов — автор усиливает общее настроение:

  • древняя тьма;
  • молчащие гробницы;
  • мировой погост:
  • бессмертный дар.

В течение всего повествования Бунин будто играет с интонациями. В начале она повествовательная, спокойная, описывающая ценность речи. И в конце – громкое настойчивое риторическое обращение, высший эмоциональный накал, усиливающий общий призыв. Умейте же беречь!

На заметку! Некоторые литературоведы усматривают в данном произведении Бунина отсылку к Евангелию. Уж очень известная фраза из него «в начале было Слово» перекликается со смыслом стихотворения.

Для противопоставления ценностей духовного и материального автором используется еще одно художественное средство – сравнение. Молчащие гробницы с костями, являющиеся просто немыми свидетелями бытия. И Слово, бессмертное и вечное, которым пропитано все вокруг.

Смысл стихотворения Слово в том, что материальные ценности с течением времени превращаются в прах, а настоящее – лишь в духовном. Именно духовное способно возродить даже разрушенные цивилизации. Именно таким должно быть завещание потомкам, которое они должны сберечь для последующий поколений. И нет у нас другого достояния, кроме как этот бесценный дар – Слово.

Иван Бунин — Слово: Стих

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Анализ стихотворения «Слово» Бунина

Как ни странно, некоторые великие поэты были одарены способностью заглядывать в будущее и описывать его в своих произведениях — стихотворениях. Иван Алексеевич Бунин использовал свой дар очень осторожно, однако некоторые его стихи имеют такую глубинную философскую мысль, что кажется, что это уже происходило или произойдет, или происходит сейчас. Так, двустрофовое произведение Ивана Алексеевича «Слово», несмотря на свою краткость и лаконичность, обладает высочайшим смыслом. Стихотворение обращается к недалекому будущему, где все материальное превратится в пыль, а человеческое достояние — речь — будет живо всегда. Слова в произведении звучат сильно и властно, обесценивая все материальное: историческую архитектуру, тленные тела, мумии.

«Молчат гробницы, мумии и кости, — лишь слову жизнь дана» — в этой строчке автор использует метафорическую функцию. Она призвана показать читателю всю темную атмосферу происходящего, показать, что нематериальное не имеет свидетельствовать говорить о прошлом, что лишь слово ценно и вправе что-либо доказать. «Из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь письмена» говорит читателю о ценности древних писем, книг и рукописей. Что только они могут рассказать о прошлом и хранить будущее.

В следующей строфе Иван Алексеевич призывает беречь силу слова и силу рукописей, ведь — «Нет у нас иного достоянья». Бунин рассуждает о вечности: что может рассказать людям о древних народах, о жизни в прошлом? Нематериальные предметы: памятники, древняя архитектура — конечно, дают объемные сведения о жизни в прошлом, но не дают понять, какой именно была жизнь среди этих археологических достояний. И только лишь письмена могут детально обрисовать картинку жизни и дать человеку прочувствовать эмоции и чувства живущих в прошлом людей.

Текст произведения наводит на мысль, что Бунин предчувствует смутные времена, в которых человечество начнет забывать о силе слов, книг и священных писаний. И призывает читателя осознать ценность силы слова. Свои слова он передает в надежде сохранения человечеством бумажных информационных источников. Практически, он внес смысл антиутопии «451 градус по Фаренгейту», написанной Бредбэри. Рею понадобилась целая книга, чтобы показать истинность слова, а Бунин смог внести этот смысл в краткий двустрофовый стих.

Для поэта важно, чтобы человеческая культура сохранялась на бумаге, чтобы человечество смогло сохранить самое ценное достояние — речь.

Стихотворение Бунина «Слово»: анализ и история написания

От стихов Бунина веет ветром счастья, хотя немало есть слов унылых и даже зловещих. И стихи, и проза этого автора звучат дальними голосами. Читаешь, вслушиваешься в них, и только тогда улавливаешь основную мелодию – покорность.

Для прекрасного писателя и чуткого поэта Бунина мир одновременно и ясен, и таинственен. Четкость линий, строгость к своим строкам, ясность рисунка, взвешенная уверенность и удивительная щепетильность к слову. От этой словесной скупости строки приобретают особую полновесность и насыщенность, а фразы – выразительность. Ярким примером тому служит стихотворение Бунина «Слово», анализ которого в этой статье.

Читать еще:  Стихи о войне мне кажется порою что солдаты

Больше, чем поэт

Бунин – самый крупный представитель литературы, соединивший в себе и поэзию, и прозу. Русская литература, за исключением Лермонтова, не знает подобного идеального сочетания – свободной прозы с чеканными стихами. Бунин на высоте всех требований, которые можно применить к родному языку. Он не только «хранит», но и обновляет и освежает его. Без оценки словесного мастерства этого писателя невозможен правильный подход к его творчеству. Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает и подтверждает, что каждое из его произведений – это ценный вклад в литературу.

Поэзия Бунина

Бросается в глаза существенная разница между его ранним и поздним творчеством. О чем писал и сам Бунин, что в начале пути он «много переводил», так как чужое «легче передавать». Особенно заметна эта разница в поэзии. В ранних его стихотворениях преобладает более простая передача описаний, настроений и впечатлений. В поздних уже полностью выразилась исключительная бунинская живописность.

Как поэт Бунин не примыкает ни к одному из течений. Он стоит особняком. Об этом свидетельствуют и разнообразие музыкальных сочетаний, и гибкая подвижность стиха, конкретность и картинность. Многозвучность поэзии Бунина сполна может вознаградить тех, кто недоволен «пессимизмом» и «беспросветным мраком» его прозы. Стихотворение Бунина «Слово» вполне может служить эпиграфом к позднейшим работам автора, характеризуя его как заботливого мастера слова. И звучит оно так же авторитетно, как известное обращение Тургенева: «Берегите наш прекрасный русский язык!»

Окаянные дни

В начале XIX века на международной арене сложилась тяжелая политическая ситуация – началась Первая мировая война. В России, где испокон веков проживало много немцев, война обострила также и национальную проблему. В Петроград был переименован Санкт-Петербург, из программ оркестров убирали музыку Баха, Брамса, Бетховена. Как немецкий обычай запретили елки. В начале 1915 года только в Москве разгромили около пятисот магазинов, домов и даже фабрик, принадлежавших людям с немецкими фамилиями. В страну пришли «окаянные дни». В это время и было написано стихотворение Бунина «Слово». Мог ли писатель предположить, что через пять лет он покинет Россию навсегда?

Родная речь

Анализ стихотворения Бунина «Слово» начнем с его жанровой принадлежности. Оно относится как к жанру философской лирики, так и к гражданской. Также имеет и публицистический призыв. Посвящается стихотворение роли языка в жизни людей. Автор говорит и о роли поэта – изменить общество сможет тот, кто владеет словом. Идет Первая мировая война. После череды переворотов, к тому же и братоубийственной войны, в России, того и гляди, захватят власть те, в чьих руках она станет опасной игрушкой. Писателя одолевают тяжелые предчувствия. И единственное, что останется вечным, — это слово. Это фон, на котором разворачиваются события.

Из глубины веков

Автор сравнивает слово с «гробницами, мумиями и костями», пришедшими из глубины веков. Но они «молчат», они немы. Их свидетельством служат «письмена», надписи на стенах, которые обладают невероятной силой – они могут рассказать о древних временах. И «звучащие письмена» расскажут, вероятно, о тех же проблемах, что и в современном мире, — о войне и несправедливости. И древние, так же, как и современные люди, боролись за власть, их также заботили материальные ценности.

Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает, что поэт обращается к читателям с призывом – беречь культуру и речь – «наш бессмертный дар», потому как «нет иного достоянья», а все остальное обратится в прах. Стихотворение Бунина звучит как манифест, как завещание. Он акцентирует внимание на Слове и отмечает его святость. Бунин использует в «Слове» аллюзию на строки из Библии – «Вначале было слово».

Анализ стихотворения

Из используемых автором троп сильнее всего на читателя воздействует метафора: «молчащие гробницы», «древняя тьма», «бессмертный дар». Бунин использует развернутое сравнение слова с древнейшими артефактами и их противопоставление – антитезу. Обращение «Умейте беречь!» — это точка высшего эмоционального накала.

Продолжаем детальный анализ стихотворения Бунина «Слово». В произведении два катрена, поэтому его можно отнести к миниатюрам. Четырехстопным ямбом написаны здесь нечетные строки, четные — трехстопным. Они рифмуются между собой. Также надо обратить внимание на антитезы первых же строк стихотворения – здесь автор противопоставляет живое и мертвое – гробницы, кости, мумии. Все прошлое называет мировым погостом. И все это лишь «слово», «письмена». Это не просто рассуждение — это художественный образ, который обладает особой глубиной.

Жизнь в слове

Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора — «Слову жизнь дана». Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» — метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении. То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.

Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно. В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове.

Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану — лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира — «дар бессмертный – речь».

Чем пахнет слово? Последнее стихотворение Николая Гумилёва

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Мы продолжаем рассматривать стихотворения русских поэтов в проекте 50 великих стихотворений, акцентируя внимание на христианских образах и мотивах. На этот раз в центре внимания — Николай Гумилёв и одно из его последних стихотворений — «Слово». Можно ли словом разрушить город? Остановить солнце? Что такое «мёртвые слова»? И отчего они омертвели? Разбираемся вместе!

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Исторический контекст

Стихотворение написано в Петрограде в 1919 году. Монархия низвержена, Временное правительство тоже, Учредительное собрание разогнано. В стране к власти пришли большевики во главе с Лениным, второй год бушует Гражданская война, и кто в ней окажется победителем, еще неясно. На территории, подконтрольной большевикам, действует политика военного коммунизма, развязан террор, жертвами которого оказываются не только активные противники советской власти, но и обычные люди, имеющие «подозрительное» социальное происхождение: дворяне, купцы, духовенство, бывшие офицеры царской армии, чиновники и так далее.

Подвергается гонениям Православная Церковь, поскольку в ней большевики, убежденные атеисты, видят своего наиболее последовательного идейного противника. Активно насаждается атеизм, открытое исповедание своей веры становится смертельно опасным.

Автор

Автор «Слова» — поэт Николай Гумилёв, к моменту написания стихотворения он широко известен в России, у него вышло немало поэтических сборников.

Революцию Гумилёв не принял и со всем патриотическим воодушевлением заявляет, что он — монархист. Поэт читает революционным матросам поэтические строки о «портрете государя», никогда не отказывается от своих взглядов, но публично против советской власти не выступает. Веря в то, что Россия все-таки встанет на истинный путь, Гумилёв занимается самым главным своим делом — литературой. Он читает лекции, руководит поэтическими кружками, переводит и подчас ведет себя абсолютно аполитично:

Читать еще:  Стихи как источник вдохновения тире

Вы знаете, что я не красный,
Но и не белый — я поэт!

К.И. Чуковский пишет об еще одной опасной «привычке» Гумилёва: «Он совсем особенно крестился перед церквами. Во время самого любопытного разговора вдруг прерывал себя на полуслове, крестился и, закончив это дело, продолжал прерванную фразу».

В августе 1921 года Гумилёв был арестован в Петрограде. Чекисты обвинили его в участии в контрреволюционном офицерском заговоре и расстреляли. В тюремную камеру Гумилёв взял с собой две книги: Евангелие и «Илиаду» Гомера.

Один из очевидцев рассказывал о том, как держался Гумилёв перед расстрелом: «Этот ваш Гумилев… Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете. Шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докуривал папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодечество, но все-таки крепкий тип. Мало кто так умирает. Что ж — свалял дурака. Не лез бы в контру, шел бы к нам, сделал бы большую карьеру. Нам такие люди нужны».

О произведении

«Слово» всегда признавалось программным стихотворением Гумилёва, последним и наиболее громким возгласом поэта. Известный издатель, поэт и переводчик начала ХХ в. Николай Оцуп писал, что именно это стихотворение «звучит как церковный колокол, утром изгоняющий ночных бесов».

«Слово» — одно из самых известных и цитируемых произведений Н. С. Гумилёва (наряду с «Жирафом» и «Заблудившимся трамваем»). Оно было опубликовано в 1921 году в сборнике «Огненный столп», который вышел из печати уже после того, как Гумилёв был расстрелян.

Стихотворение в образной форме говорит о том, что потеря веры в Бога обесценивает и обессмысливает жизнь, что безбожие губительно, что отказ от веры ведет к распаду самих основ бытия, к смерти духовной.

Отсылки к Библии

Для того чтобы продемонстрировать былую власть слова над миром, Гумилёв пишет, что оно было способно остановить солнце и разрушить города. Эти образы не случайны.

Когда и где в библейском тексте было остановлено солнце?

Сюжет об остановке солнца находится в ветхозаветной Книге Иисуса Навина. Он связан с историей завоевания израильским народом земли обетованной — с битвой с аморрейскими царями. Иисус воззвал к Богу, и по воле Господа было остановлено солнце: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (Нав. 10:13–14). Слово здесь, как и в тексте Гумилева, — орудие воли Всевышнего.

Где в Библии «словом разрушали города»?

Эта строка Гумилёва снова отсылает к эпизоду из книги Иисуса Навина. Когда израильский народ входил в обетованную землю, на его пути встал укрепленный город — Иерихон. Для того чтобы его сокрушить, народ обходил вокруг стен города и трубил в трубы: «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания» (Нав. 6:19).

Образ труб («трубного гласа») также встречается в Откровении Иоанна Богослова как обязательный атрибут Ангелов Апокалипсиса.

Что такое «огненный столп»?

Стихотворение «Слово» входит в последний поэтический сборник Гумилёва «Огненный столп» (1921 год). Само название сборника указывает на религиозные аллюзии.

В Библии «огненный столп» встречается в книге Исход: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефали. Господь же шел пред ними в столпе огненном, светящем, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп огненный и столп облачный от лица народа» (Исход 13:20–22).

Этот же образ присутствует в Апокалипсисе: «Видел я Ангела [. ], сходившего с неба [. ], и лицо его как солнце, и ноги как столпы огненные» (Откр. 10:1).

«В начале было Слово…» — что имел в виду Гумилёв?

«И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово это — Бог». Эти гумилёвские строки — прямая отсылка к одной из самых известных новозаветных цитат: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Согласно христианскому вероучению, Бог троичен, и одна из ипостасей Пресвятой Троицы — Бог-Сын, также именуется и Богом-Словом (Логосом по-гречески)».

Что такое «умное число»?

В «Слове» Гумилёва показано противопоставление слова и числа. В этом отрывке замена слов числом знаменует несчастливое событие: все те «оттенки смысла», которые передает «умное число», оказываются теперь более важными, чем созидательная сила слова. Та живая сила, божественный звук, однажды потрясший стены города, сменяется немым, недвижимым числом.

Образ седого патриарха, который молча чертит на песке число, восходит к образу Пифагора или, как отмечают некоторые исследователи, пророка Моисея, жизнь которого описана в ветхозаветной Книге Чисел.

Чем же пахнет слово?

Образ мертвых, дурно пахнущих слов указывает на мифологические представления, согласно которым благоухание является знаком блаженства, а дурной запах — знаком смерти, зла.

Гумилёв имеет в виду, что в современном мире слова утратили свою священную (сакральную) силу.

Он сопоставляет былое Божественное слово с обыкновенными словами, которые оказываются «мертвыми».

Непонятные слова

  • Оный (устар.) — тот, тот самый;
  • Осиянный (устар. высок.) — озаренный, освещенный;
  • Подъяремный (устар.) — находящийся в порабощении у кого-то, под ярмом. У самого же слова «ярмо» два значения: 1) деревянный хомут для рогатого скота; 2) бремя, тяжесть.
  • Патриарх — изначально это слово означало главу рода, большой семьи. Именно в этом смысле оно и употреблено в стихотворении.

Читайте также:

Очень хорошее стихотворение. Да, мы сейчас живем в век «умного числа», в цифровое контрольно-обезличенное время. И достаточно включить, например, ТВ, любое ток-шоу, чтобы увидеть, во что мы превратили слово и как обращаемся с ним. Поэт и как в будущее смотрел.

Стремительность распространения коронавируса в Украине вы можете увидеть на нашем онлайн-графике, который мы обновляем до какой мере только появляются новые данные.

Поэтому предпочтительно открывать его на полноценном экране (ПК, ноутбук, планшет).

Protezione Civile chief Borrelli, the person usually holding the daily press conference, is at home with a fever, while the former chief Bertolaso is now hospitalized in Milan after having tested positive to the virus

Коронавирус в Крыму — последние новости вдобавок статистика на сегодня

«Роснефть» продала России венесуэльские активы за собственные акции

При подтверждении заражения пациент склифосовский доставлен в больницу также помещен в специальный изоляционный блок. Соблюдение этих простых правил поможет избежать распространения коронавирусной инфекции в Крыму.
статистика covid-19 онлайн
В каком месяце начнется вспышка коронавируса в России на ваш взгляд?

При этом цены на эту продукцию, в свой черед на антисептики выросли в несколько раз.

В эфире СП-ТВ Михаил Делягин: Власть, как безумец с автоматом, пугает своей неадекватностью

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, за мнения, высказанные в комментариях читателей, за новости партнеров также внешние источники.

До улучшения ситуации в стране равным образом мире, отпустило отказаться по вине групповых экскурсий равным образом автобусных обзорных туров.

Сенатор не исключил закрытие метро в Москве из-за коронавируса

главный врач Первой Градской больницы им. Н. как и. Пирогова

Новый Коронавирус был зафиксирован во всех административных образованиях Китая

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector