Составить небольшой текст на тему что я знаю о стихах
Как составить текст на тему “Что я знаю о стихах”?
Литературное чтение 2 класс:
составь небольшой текст на тему “Что я знаю о стихах”: интонация, настроение автора, ритм, рифма, свое отношение к произведению
Для учеников второго класса пишем просто, примерно вот так:
Я знаю, что стихи слагают поэты. Но их может сочинять и народ – тогда появляются народные песни, былины и частушки. Стихи должны быть складными и последние слова в строчках должны рифмоваться, но есть белые стихи – они не складные. Детские стихи легко запоминаются, например –
А для взрослых стихи сложные, их труднее запомнить.
Еще я знаю, что стихи нужно читать с интонацией, с выражением. При этом чтец меняет голос. Он может читать тихо и громко. И эмоции тоже разные – можно читать весело и радостно, а можно с грустью и даже со слезами. Часто авторы передают свое настроение в стихах. Вот, например, Александр Пушкин не очень любил лето, он писал –
А я лето очень люблю! Потому что у нас каникулы, на улице тепло и можно купаться и кататься на велосипеде.
Стихи – это разновидность художественной речи. Этот вид речи отличается:
- рифмой,
- ритмом.
Рифмой мы называем созвучное звучание окончаний слов:
пень – день, ручка – кучка, перо – мело, пОле – бОле. Как правило, слова, которые рифмуются, стоят в стихе в конце строки. Рифмоваться могут две строки подряд или же рифма прослеживается через строку. Бывает и по-другому, есть даже белые стихи без рифмы.
Стихотворные строки записываются с новой строки и с большой буквы, даже если это не начало предложения.
Ритм – чередование безударных и ударных слогов. У каждого стихотворения свой ритм, именно он вместе со значением слов из стихотворения помогает передать настроение автора, его отношение к изображаемым в стихотворении картинам.
Стихи нужно уметь правильно читать или декламировать. Для этого необходимо правильно выбрать:
- темп ( быстро, неторопливо ),
- слова, которые следует выделить голосом,
- интонацию, чтобы передать радость, грусть и другие чувства и эмоции автора, а так же свое отношение к тому, о чем говорится с стихотворении.
Для второклассников достаточно, на мой взгляд, таких знаний:
- Стихотворение является особым видом речи, который называется стихотворной речью. Стихи пишут поэты, но у многих людей, которые не являются профессиональными поэтами, тоже получаются хорошие стихи, потому что эти люди знают, как нужно сочинять стихи. Есть такие правила:
- Стихотворение должно иметь рифму. Рифмой называют слова, которые похожи по звучанию (например, клетка – метка, шишка – малышка, стол – футбол, лист – свист, гном – лом и так далее). Слова, которые рифмуются, ставятся в конце предложения. Рифмоваться могут первая и третья строчки, вторая и четвертая строчки, пример –
- или первая и вторая строчки, третья и четвертая строчки, пример –
- или первая, вторая и четвертая строчки, пример –
Солнышко им светит!
И, конечно, хорошо
Жить на белом свете!
Но бывают стихи совсем без рифмы – это белые стихи, или стихи, состоящие из двух строчек, в которых выражена законченная мысль.
Еще у стихов есть ритм (он отражает энергетику стихотворения) и размер (ямб, хорей, дактиль и другие). В зависимости от их сочетания стихотворение может быть очень энергичным, а может быть мягким и нежным, лирическим.
Читать стихи нужно правильно. От этого зависит восприятие стихотворения. Для этого человек использует интонацию. Он может читать с напором, сильным и громким голосом, чеканя каждый слог, например, революционные или военные стихи. А может читать мягким, даже вкрадчивым голосом, например, чтобы выразить ночь, нежность и так далее. Умению декламировать можно научиться.
Как писать стихи – несколько полезных упражнений и советов
Как писать стихи – несколько полезных упражнений и советов.
Анна Туренкова (2006г)
Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности “техники” того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.
Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. “Лёгкий стих”-=-=-
Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
“В саду цветёт пушистый пень”
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. ”
и т.д.
Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом – это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. “Рифмуем всеххх”-=-=-
А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
“Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. ”
и т.д.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. “Польза классики”-=-=-
Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое “правильное” стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.
___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.
Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. “Хочу написать то, что думаю”-=-=-
Вы просто выбираете тему – задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.
Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): “осень, листья, кружиться, золото, увядание. ” и т.д.
Из этого стихоплётим:
“Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. “
Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.
Я знаю, некоторые всплеснут руками, поднимут глаза к небу и воскликнут “А как же мой стиль?! Моя поэтическая уникальность.” Не тревожтесь. Стиль – атрибут мастерства. Т.е. сначала приходит мастерство, а потом появляется стиль. Он от вас никуда не денется – он находится в вас, это ваш образ мыслей, ваши предпочтения, ваши особенности. Наверное вы вспомните, как в младших классах писали в прописях свои первые буквы? Тогда было ещё рано говорить о подчерке. А потом с истинно природной неизбежностью вы почему-то стали по-своему выводить эти загогулины, закруглять всевозможные петельки и чёрточки, украшать заглавные буквы чернильными всплесками. Такой же эффект появляется во всём, чем вы занимаетесь. А в чём как не в стихах ему проявится сильнее всего? Это же ваши собственные мысли. Изречения великого мудреца – вашего настоящего Я.
Идея такой тренировки не моя. Её подсказал мне один добрый дедушка в поезде, когда мне было 5 или 6 (сама не верю!) лет. Предполагаю, что схожим образом занимаются многие люди, которые стремятся к совершенствованию своего мастерства. Возможно в их методике есть отличия и преимущества. Но мне, именно такой порядок упражнений показался мне наиболее естественным . Признаюсь честно – сама последний раз занималась ещё в школьные годы. Но поверьте, когда техника правильно поставлена, можно о чём угодно рассказать красивыми, запоминающимися, яркими стихами. Не мятся, не вымучивать по отдельности каждую фразу не нестись по кочкам не разбирая дороги, а Творить! Об этом мечтает каждый поэт, и если вы приложите определённые усилия – это ваше!
Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •
-=–=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то
1. Не начинайте “издалека”, пусть первая строчка будет вашей рекламой – старайтесь заинтересовать читателя.
2. Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была – реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.
3. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас – это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.
4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.
5. Помните, что у вас качестве “изюминки” стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.
6. Главное вовремя остановится. Избегайте “словестного поноса”. Вовремя говорите себе “стоп!” Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.
7. Дописывайте до конца. Синдром “последней строчки” знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.
8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.
а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.
б) Если вы наоборот, не потратили на какую-либо свою находку достаточно красок и усилий, то взгляд читателя проскользнёт мимо. Таким образом общий смысл, общее настроение вашего произведения, будут переданы ему в искажённом виде, не в том, который содержится в вашем представлении. (Субъективность восприятия – это другое)
в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.
г) Итак. Вы пишете поэму. Помните, что в этом мире всё циклично – времена года, процессы происходящие в человеческом организме, да и сами стихи. Есть множество различных способов упорядочивания текстовово массива. Но вы не ошибётесь, если будете следовать принципу “фаза напряжения чередуется с фазой расслабления”. Вот как раз во второй фазе, если вы не сумеете выполнить её в разрезе вашей основной темы, придётся оторвать читателя от неё, развлечь, убаюкать, утешить. Часто для этого используют лирические отступления, “детские” или “гуслярские” рифмовки и т.п. Иногда неплохо смотрятся фрагменты прозы или _удобная_ смена ритма.
Если вы не уверены в том, что у вас получится органично и хорошо соблюдать эти фазы, напишите сначала смысловую, серьёзную часть, а потом отдельно поработайте над вставками. Может быть придётся задуматься о равновесии. Не забывайте, что здесь оно смещено словами, использованными только из необходимости выдерживать ритм и находить рифму. Поэтому вряд ли стоит растягивать расслабляющую часть до объёма смысловой. Поэмы, в которых эти соотношения хорошо сбалансированы читаются “на одном дыхании”.
-=–=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:
http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
“От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)”
Никому Не Говори
http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
“Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки”
Docking The Mad Dog
(. ) ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА автора – НЕ оставляйте, пожалуйста, рецензии на этой страничке.