Сравни как звучат стихи тютчева и никитина
Проверим себя и оценим свои достижения стр. 78 — 80
1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?
В этом разделе произошло знакомство со следующими авторами стихотворений: Ф. Тютчев, А. Фет, И. Никитин, И. Суриков.
Мне запомнились более всего стихотворения Фета, в частности «Мама! Глянь-ка из окошка…».
Это произведение вызывает радостные эмоции, помогает ощутить тот восторг, который испытывается при виде первого снега.
Ещё в этом стихотворении мне понравилась рифма.
Интересная периодичность рифмующихся строчек заставляет читать стихотворение в игривом ритме.
И это очень забавно.
Помимо этого стихотворения, можно выделить многие другие.
Ведь каждый автор писал по-своему прекрасно и в каждом произведении присутствует уникальность.
2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?
Я бы сказал, что это литературное произведение, строчки которого рифмуются.
При этом строение рифм может быть самым разным.
В стихотворении поэты могут изображать различные картины и события.
Чтоб оно было интереснее и красивее, авторы часто используют художественные приёмы.
Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом.
3. О какой особенности поэтических произведений идёт речь?
4. Найди созвучные слова:
раскаты молодые — перлы золотые (ледяные, полевые, снеговые);
пыль летит — нити серебрит (оживит, шевелит, теребит).
Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это рифмованные слова.
5. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни, как звучат стихи Тютчева и Никитина.
Я согласен с этим утверждением.
Например, произведение Фёдора Ивановича Тютчева можно читать под ритмичную, быструю музыку.
А указанное произведение Никитина – под медленную, торжествую.
Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.
Рифма – это, когда звуки в конце строк созвучны между собой.
Ритм – это определённое чередование звуков, от которого зависит интонация, музыкальность, настроение.
Смотреть и слушать онлайн стихотворение «Листья» Ф. И. Тютчева
6. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
На безлюдный простор
Смотрит весело лес
7. Как бы тебе помогли при иллюстрировании подчёркнутые слова и сравнение «снег лежит полотном»?
Под эти строки можно сделать иллюстрацию с изображением села, которое окутано снегом.
За селом виднеются поля и лес.
Они также покрыты густым снежным одеялом.
На иллюстрации должно присутствовать солнце, лучи которого падают на снег.
При этом людей здесь нет, все они попрятались от мороза в своих тёплых домах.
Указанное сравнение помогает представить, насколько много было снега – не единого места без него.
Создаётся ощущение, что снег создал непроходимые сугробы.
Возможно, из-за этого простор был безлюдным (подчёркнутое слово).
Поэтому на иллюстрации нужно изображать большое количество снега.
Подчёркнутое слово «разноцветный» рисует в голове картину солнечного, но морозного дня – лучи играют на снегу, создавая разноцветное сияние.
Возникает впечатление, что на снег кто-то рассыпал блёстки.
Слово «чёрных» передаёт томность леса, его непроходимость.
Такие кудри создают контраст со снегом белоснежного цвета.
Ещё я представляю лес спящим, опустошённым.
Ведь все животные попрятались на зиму в норки, а птицы улетели в тёплые края.
8. Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?
Указанное выражение говорит о том, что снег покрыл все видимые автору просторы Земли, без него не осталось ни единого местечка.
Ведь полотно – это белоснежный, сплошной материал.
То есть, такое сравнение – снега с полотном – даёт полное представление того, насколько масштабным был снежный покров.
Благодаря этому, в голове рисуется картина очень заснеженных местностей.
9. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения
- Определи в нём важные мысли.
- Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
- Обрати внимание на знаки препинания.
- Выбери тон и темп чтения.
- Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.
- Воспользуйся советами Я. Смоленского.
Вариант 1: А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»
Важные мысли выражены в строках:
Выделить голосом следующие слова: мама, глянь-ка, недаром, весь двор, посветлело, побелело, не колючий, погляди, не будет, в гору, правда, не откажешь, скорей гулять.
Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.
Это произведение нужно читать в быстром темпе, тон – весёлый, немного волнующий от радости.
Все слова нужно произносить чётко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.
Вариант 2: И. Никитин «Полно, степь моя…»
Важные мысли выражены в строках:
«Снег пропал – и тепло, и светло…»
Выделить голосом следующие слова: степь моя, прошло, и тепло, и светло, пробудись, в цветы нарядись, полюбуйся, журавли, тучки, тени бегут, гости, посмотри, от зари до зари, лето, подымайся, распевайте, отдохни, беззаботно, крепко.
Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее.
Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.
Это произведение нужно читать в нормальном либо замедленном темпе, тон – сообщающий, поднесённый, с присутствием нежности и любви в голосе.
Ведь автор любуется природой, восторгается её изменениями.
Это прослеживается в каждой строчке стихотворения.
Все слова нужно произносить чётко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.
10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.
В воздухе кружится
И на землю тихо
Потом прочитай стихи, особо выделяя голосом подчёркнутые слова.
В воздухе кружится
И на землю тихо
Какое чтение тебе понравилось больше? Почему?
Я выбрал второе предложение.
Потому что в нём сделан акцент на словах, что самые важные по смыслу.
В первом же случае акцентируется внимание на рифме.
А я считаю, что читая стихотворение, нужно пытаться максимально передать задумку автора.
Для этого следует обращать внимание не только на рифмы, но и на слова, которые наилучшим образом раскрывают задумку, суть произведения.
И это должно быть первостепенной задачей. Именно поэтому мой выбор был таковым.
Презентация “Речевая разминка. Часть 3” 3 класс УМК «Школа России»
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Методическое пособие для учителя С.В.Кутявиной
Раздел: Поэтическая тетрадь 1
УМК «Школа России»
Урок 1 Для учителя 3 класс «Школа России» Раздел: «Поэтическая тетрадь 1» Выбери урок:
Урок 8 (запланирован без речевой разминки)
Урок 10 (запланирован без речевой разминки)
Чтоб крошка земля без хлопот зимовала, Чтоб крошка земля без хлопот зимовала, Ей осень лоскутное шьёт одеяло. Листок аккуратно к листку пришивает, Сосновой иголкой стежок подгоняет. Листочки на выбор – любой пригодится. Вот рядом с багровым лиловый ложится, Хоть очень по вкусу швее золотистый, Сгодится и бурый, и даже пятнистый. Скрепляет их бережно нить паутины. Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
Понравилось вам стихотворение?
Погляди-ка, погляди-ка, Что за красный огонёк? Это дикая гвоздика Новый празднует денёк. Погляди-ка, погляди-ка, Что за красный огонёк? Это дикая гвоздика Новый празднует денёк.
С какой интонацией будем читать это стихотворение?
Каким тоном будем читать первую строчку? Прочитайте.
Каким тоном прочитаем вторую строчку? Прочитайте.
А третью и четвёртую? Прочитайте.
Чёрный лес Неотразимый Прорисован до корней, За ноябрьским предзимьем Снега ждёт душа скорей. За угрюмыми ночами Белых плясок хоровод, За терпенье и печали Долгожданный Новый год! Чёрный лес Неотразимый Прорисован до корней, За ноябрьским предзимьем Снега ждёт душа скорей. За угрюмыми ночами Белых плясок хоровод, За терпенье и печали Долгожданный Новый год!
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Прочитаем стихотворение вместе в медленном темпе.
Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?
Прочитайте с интонацией удивления.
Прочитайте с интонацией раздражения.
Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой черной В огороде по гряде. Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой черной В огороде по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи.
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Найдите красивые слова в стихотворении.
Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте?
Прочитайте с интонацией удивления.
Прочитайте с интонацией раздражения.
Он кружится, Лёгкий, Новый, У ребят над головой, Он успел Платок пуховый Расстелить На мостовой. Он кружится, Лёгкий, Новый, У ребят над головой, Он успел Платок пуховый Расстелить На мостовой.
Прочитайте жужжащим способом.
О чём это стихотворение? Как бы вы его назвали?
С чем сравнивает поэт снежное покрывало?
Каким автор представляет снег? Прочитаем шёпотом.
Начинаем читать громко, затем уменьшим силу голоса до шёпота.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане – сани. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане – сани.
Прочитайте жужжащим способом.
Почему слова «Саня» и «сани» написаны
Назовите знакомые части речи.
Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
Начинаем читать громко, затем уменьшим силу голоса до шёпота.
Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
Прочитайте жужжащим способом.
Прочитайте скороговорки с ускорением.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Начинаем читать громко, затем уменьшим силу голоса до шёпота.
Совята у совушки Совята у совушки Умные головушки: На каждый совушкин совет Глазами хлопают в ответ.
Прочитайте жужжащим способом.
Найдите однокоренные слова.
Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем
Прочитайте с интонацией удивления.
О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим.
О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим. Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.
Сравните, как звучат стихи Тютчева и Никитина.
Какая музыка (по характеру) может сопровождать эти строки?
III. Остановка «Узнай поэта»
Ребята, а задание-то, оказывается, на доске. (Учитель открывает задание.)
— Надо правильно назвать полные имена поэтов.
Тютчев Афанасий Афанасьевич Никитин
Иван Захарович Суриков Федор Иванович
Фет Иван Саввич
(Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков.)
IV. Остановка «Вспомни стихи»
Обсуждение названия остановки
Дверь открылась, и сейчас вы узнаете, куда мы попали. А помогут нам в этом пословицы.
— Догадайтесь, о чем идет речь.
• Больше его — больше снега, больше снега — больше хлеба.
• Он от ветра защищает, урожаю помогает.
• Много его — не губи, мало его — береги, нет его — посади.
• Волков бояться — в него не ходить.
• Чем дальше в него, тем больше дров. (Лес.)
— Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе.
Темный лес, что шапкой,
И заснул под нею
Крепко, непробудно. (И. Суриков «Зима».)
На безлюдный простор
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Словно рад он чему, —
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез. (И. Никитин «Встреча зимы».)
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты. (А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка. ».)
Работа по карточкам
(Карточки со стихами можно дать на 3 ряда. Дети собираются в группы, читают и называют автора.)
— Определите автора стихотворений, которые вы получите.
Вот и зима. Трещат морозы.
На солнце искрится снежок.
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперек.
Ползет, скрипит дубовый полоз,
Река ли, степь ли — нет нужды:
Везде проложатся следы!
На мужичке белеет волос,
Но весел он, идет — кряхтит,
Казну на холоде копит. (И. Никитин.)
И прихотью мороза
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд. (А. Фет.)
Под дыханьем непогоды,
Вздувшись, потемнели воды
И подернулись свинцом —
И сквозь глянец их суровый
Светит радужным лучом,
Сыплет искры золотые,
Сеет розы огневые
И — уносит их поток. (Ф. Тютчев.)
V. Остановка «Глухая деревушка»
Беседа о причине остановки
Ребята, идем мы дальше, а на пути встречается глухая деревушка в Ярославской губернии. Почему мы сюда попали, вы должны догадаться. Я вам дам подсказку с помощью пословиц и поговорок.
• Оно дороже богатства.
• Его сгубишь — новое не купишь.
• Чистота — залог его. (Здоровье.)
• Они не в тягость, а в радость.
• Их наказывай стыдом, а не кнутом.
• Малые они — малая печаль, большие они — большая печаль. (Дети.)
– Итак, вы получили две подсказки: здоровье, дети. Как они могут быть связаны с глухой деревушкой в Ярославской губернии? (Если дети еще затрудняются ответить, можно спросить: кто родился в этой деревушке?) (Это Иван Захарович Суриков. Жизнь его была очень тяжелой. Умер он в 39лет от чахотки. Но детство его было счастливым.)
2. Чтение детьми наизусть понравившихся отрывков из стихотворений И. Сурикова
VI. Остановка «Художественная»
Ребята, наше путешествие подходит к концу. Фотоаппарат мы с вами не взяли, но можно на память нарисовать картину. Я прочитаю строчки знакомого вам стихотворения, а вы все, по очереди, выходите к доске (по 3 человека сразу: от каждого ряда по одному ученику) и рисуете на доске по одному предмету. В результате у нас получится картина, которая и останется на память о нашем путешествии.
(Дети выходят к доске и рисуют то, что себе представляют. Учитель читает стихотворные строчки.)
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
На безлюдный простор
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей. И.Никитин
VII. Итог путешествия
— Подведем итог. Понравилось вам путешествие? Кто лучше всех знал материал и помог нам двигаться дальше в пути? (Дети называют особо отличившихся учеников.)
Урок 30. Оценка достижений
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно.
Оборудование: карточки с планом создания проекта.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
— Сравните, как звучат стихи Тютчева и Никитина.
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Мы ждать не хотим,
Мы с вами летим. (Ф. Тютчев.)
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается. (И. Никитин.)
— Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, спокойная, медленная, торжественная?
На прошлом уроке мы обобщили полученные знания по изучаемому разделу. Сегодня проверим и оценим ваши достижения.
III. Работа по теме урока Тест
Вариант 1
А1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?
1) Ф.И. Тютчева 3) И.С. Никитина
2) А.А. Фета 4) А. С. Пушкина
А2. Как зовут поэта Никитина?
1) Иван Саввич 3) Федор Иванович
2) Иван Захарович 4) Афанасий Афанасьевич
A3. Из какого произведения эти строки?
И сидишь, ни слова.
Тихо все кругом;
Только слышишь — воет Вьюга за окном.
1) И.С. Никитин «Встреча зимы»
2) И. 3. Суриков «Детство»
3) А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой. »
4) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
А4. Закончите предложение.
Иван Захарович Суриков — автор стихотворения.
1) «Мама!Глянь-ка из окошка. »
81. Найдите значение слова «перлы».
1) жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг
3) перловая крупа
82. По группе слов узнайте произведение.
Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки, бежать, гулять.
1) «Весенняя гроза»
2) «Мама!Глянь-ка из окошка. »
4) «Зреет рожь над жаркой нивой. »
83. Найдите созвучное слово. Раскаты молодые — перлы.
1) голубые 3) дождевые
2) золотые 4) снеговые
84. Закончите предложение.
Особенность стихотворных произведений — ритм. Ритм — это.
1) чередование ударных и безударных слогов
3) созвучные слова
4) однокоренные слова С1. Какое слово пропущено? Чем дальше в. тем больше дров.
2) лес 4) чащу
С2. В каких стихотворениях говорится о нем (ответ предыдущего вопроса)?
1) И.З. Суриков «Зима»
2) И. С. Никитин «Встреча зимы»
3) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
4) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно. »
Вариант 2
А1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?
1) И.З. Сурикова 3) НА. Некрасова
2) И.С. Никитина 4) А.А. Фета
А2. Как зовут поэта Сурикова?
1) Иван Захарович 3) Федор Иванович
2) Иван Саввич 4) Афанасий Афанасьевич
A3. Из какого произведения эти строки?
О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей!
1) Ф.И. Тютчев «Листья»
2) А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка. »
3) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно. »
4) И.З. Суриков «Детство»
А4. Закончите предложение.
Федор Иванович Тютчев — автор стихотворения.
3) «Зреет рожь над жаркой нивой. »
4) «Весенняя гроза»
81. Найдите значение слова «тороватый».
1) горбатый 3) скуповатый
2) щедрый (не скупой) 4) старый
82. Из какого произведения приведенные слова? Зима, гостья, гуляй, расстилай, мороз, песни севера.
1) «Полно, степь моя, спать беспробудно. »
3) «Встреча зимы»
83. Найдите созвучное слово. Пыль летит — нити.
1) золотит 3) холодит
2) серебрит 4) превратит
84. Вставьте пропущенное слово. Созвучные слова — это . слова.
1) родственные 3) рифмующиеся
2) близкие по смыслу 4) интересные
С1. О ком из поэтов идет речь?
Жизнь его была очень тяжелой. Умер он в 39 лет от чахотки. Но детство его было счастливым.
1) Ф.И. Тютчев 3) И.С. Никитин
2) А.А. Фет 4) И.З. Суриков
С2. Какие произведения этого поэта (ответ предыдущего вопроса) вы читали в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?
1) «Детство» 3) «Встреча зимы»
2) «Зима» 4) «Листья»
IV. Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
V. Повторение
— Откройте учебник на с. 78. Выполним задания 1, 2. (Дети читают задания, выполняют их.)
— Попробуйте объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.
— Выполним задание 7 на с. 79.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
Чем отличаются по настроению стихи Тютчева и Никитина о лете?
Задания по литературе для 5 класса
Сравните летний пейзаж в стихотворениях Ф. И. Тютчева и И. С. Никитина. Чем отличаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актёры?
Фёдор Иванович Тютчев
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый жёлтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу.
В своих стихотворениях “Как весел грохот” и “Утро” поэты Тютчев и Никитин выбрали совершенно разные моменты лета, такого прекрасного и неповторимого времени года.
Тютчев описал летнюю грозу. В его стихотворение проглядывают нотки тревоги и даже испуга пред могуществом стихии, но все вместе дарит читателю чувство восторга и преклонения перед красотами природы. В этом стихотворении все гремит и грохочет, но деревья уже предчувствую приближение осени.
В стихотворении Никитина напротив все очень тихо и мирно. ведь он описывает предрассветный час, когда природа еще только-только просыпается. Поэт рисует очень мирную картину и читателя охватывает ощущения покоя и спокойствия, ожидания приближающегося рассвета.
В стихотворении Тютчева “Как весел грохот. ” поэт постарался передать свой восторг перед летними бурями. Это стихотворение наполнено движением и эмоциями. Деревья дрожат, гнутся, ропщут. Автор показывает величие природы и гордится им. Это стихотворение несет настроение восторга и какого-то благоговения.
В стихотворении Никитина “Утро” мы видим тихую и спокойную картину на берегу озера. Природа еще спит, камыш дремлет, пробуждаются рыбаки и птицы. Скоро рассвет. Это стихотворение несет настроение покоя, умиротворения.
Главная мысль сказки “Царевна Лягушка” в том, что ради свое любви человек должен быть готов пройти любые испытания, любые трудности, потому что оно того стоит.
Но это только одна главная мысль.
Интересное начинается в этой сказке с самого начала. Ведь сперва Ивану-Царевичу лягушка совсем не понравилась, недооценил он посланную судьбой супругу. А отсюда вывод – не суди о человеке по первому впечатлению, по внешнему виду, а суди по его делам. В каждом человеке может скрываться сокровище, надо только уметь его обнажить и обработать.
Еще одна интересная мысль в этой сказки – доверяй своим близким, своим друзьями, своим любимым и не лезь в из тайны. Иначе может случится такое, что и сама любовь не выдержит, а исправлять последствия невольного любопытства можно будет очень долго.
Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.
Например повествование “О подвиге отрока-киевлянина” учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.
Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.
Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.
Пересказ сказки “Царевна-лягушка” от лица Иван можно выполнить по плану:
- Кто я есть таков, Иван царевич, младший сын батюшки царя.
- Поиск невесты с помощью жребия – старшим не повезло, а мне и того хуже – лягушка досталась.
- Непростая лягушонка оказалась, то рубашку лучше всех сошьет, то хлеб царский испечет.
- Ну а когда на пир явилась она прекрасной девицей, понял, я что дело тут не чисто и тайком сбегав домой сжег ее шкурку лягушачью.
- Вот только принесло мне это одно горе, пришлось к Кощею идти, любимую выручать
- Хорошо мир не без добрых людей, старичок дорожку нужную мне указал.
- А там и должники-кровники у меня объявились – медведь косолапый, заяц шустрый, да щука зубастая.
- Помогла мне и добрая старушка, бабой ягой ее люди несведущие кличут, подсказала где смерть Кощея
- Помогли мне друзья-кровники, и освободил я Василису Премудрую.
- А поскольку была она и красива и премудра, жили мы с ней в добром согласии до самой старости.
Рассказ Льва Толстого “Кавказский пленник” (иногда его называют повестью) был напечатан в 1872 году.
Как часто бывает, идею создания подсказали сразу несколько событий.
Во-первых, автор сам служил на Кавказе. И был с ним случай, когда он вместе со своим другом, отъехав от отряда далеко, чуть не попал в плен к чеченцам. Повезло, что чеченцы не стреляли, т. к. хотели взять друзей живыми, особенно второго — Садо, который был их соотечественником, но воевал на стороне русских.
Толстой легко мог ускакать от погони, но друга не оставил. Им удалось почти добраться до отряда, и тогда по тревоге им выслали помощь, что и заставило чеченцев отказаться от преследования.
Второе событие — это публикация “Воспоминаний кавказского офицера” в журнале “Русский вестник”. Рассказ полковника Ф. Ф. Торнау о любви пленного русского офицера и кавказской девушки впечатлил Льва Николаевича.
Эта история в чем-то перекликается с историей Дины и Жилина в “Кавказском пленнике”.
Кстати, произведения с тем же названием есть и у Пушкина, и у Лермонтова.
Возможно, и Толстой хотел и решил назвать свой рассказ так же. Конечно, пленников было двое.
Но, хотя в повествовании невозможно было не упоминать Костылина, главный герой во всех смыслах этого слова именно Жилин и только Жилин. Он вел себя мужественно, отважно, не опозорил чести русского офицера в отличие
от Костылина, который по сути никаких поступков-то и не совершал, только мешал Жилину.
Действующий герой – действительно действующий – один, вот отсюда и “пленник”, а не “пленники”.
Идея рассказа — нельзя забывать о чести, нельзя отказываться от надежды в любых обстоятельствах, нельзя опускать руки, надо бороться — и ты победишь. Стойкость, мужество не должны покидать человека никогда.
Кроме того, Толстой учит уважать людей независимо от их национальности, и люди это чувствуют, вот и помогают. Горская девушка Дина помогла Жилину несравнимо больше, чем русский Костылин.
Жилин не возненавидел окружающих его в плену людей только за то, что они одной национальности с пленившими его врагами. И простые люди относились к нему с добром и уважением, что помогало вынести тяготы неволи.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему:: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа.
Урок литературного чтения в 3-а классе.
Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа.
Цели : обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь 1»; развивать творческие способности, память, речь, мышление.
научить детей способам самоконт роля и взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Воспитывать любовь к русской поэзии.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать лирические произведения и их авторов.
Метапредметные:
Познавательные УУД :
– ориентироваться в учебнике;
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
– находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
– проводить анализ учебного материала;
– уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Регулятивные УУД :
– определять и формулировать цель деятельности на уроке, учебные задачи;
– высказывать свое предположение на основе учебного материала;
– осуществлять самоконтроль;
– совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД : воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Личностные УУД:
– умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением,
– осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении
– оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); тесты для контрольной работы, портреты писателей.
Тип урока: Урок развивающего контроля.
I. Организационный момент
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
II . Мотивационный этап.
1. Вступительное слово учителя
Сравните, как звучат стихи Тютчева и Никитина.
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Мы ждать не хотим,
Мы с вами летим. (Ф. Тютчев.)
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается. (И. Никитин.)
— Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, спокойная, медленная, торжественная?
— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся. (Предположения детей.) (Учитель, если это необходимо, может дать подсказку: какие уроки предшествовали этому путешествию.)
Да, мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
— Но, чтобы попасть в этот уголок, надо быстро ответить на разные вопросы. Вы готовы? (Да!)
— Тогда начинаем разминку, чтобы открыть заветную дверь.
III . Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
1) Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)
2) Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Доб-рыня Никитич, Алеша Попович.)
3) На флаге пиратских кораблей, который называется «Веселый Роджер», нарисованы эти знаки. Что это? ( Череп и кости.)
4) Главарь разбойников из мультфильма «Бременские музыканты». (Атаманша.)
5) Кто достал со дна озера для Буратино золотой ключик? ( Черепаха Тортила.)
6) Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (Щука.)
7) Как называется русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное изделие? («Колобок».)
8) Как был наказан и где находился Буратино до тех пор, пока не совершил побег в Страну дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши? (В чулане.)
9) Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? («Морозко».)
Молодцы! Ответили на все вопросы. Дверь в заветную страну открылась. И мы оказались в поэтическом уголке. Но перед нами другая дверь, правда стеклянная, прозрачная, но все-таки дверь, и она закрыта!
— Что вы видите? (Предположения детей.)
( Учителю надо подвести детей к мысли, что они видят вдалеке красивый уголок природы. Неважно, в какое время года. Рассказать, кто что себе представил.)
На прошлом уроке мы обобщили полученные знания по изучаемому разделу. Сегодня проверим и оценим ваши достижения.
Физкультминутка.
IV . Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
1.Тестовый опрос (контрольная работа) .
Вариант 1
1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?
1) Ф.И. Тютчева 3) И.С. Никитина
2) А.А. Фета 4) А. С. Пушкина
2. Как зовут поэта Никитина?
1) Иван Саввич 3) Федор Иванович
2) Иван Захарович 4) Афанасий Афанасьевич
3. Из какого произведения эти строки?
И сидишь, ни слова.
Тихо все кругом;
Только слышишь — воет Вьюга за окном.
1) И.С. Никитин «Встреча зимы»
2) И. 3. Суриков «Детство»
3) А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой. »
4) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
4. Закончите предложение.
Иван Захарович Суриков — автор стихотворения.
1) «Мама!Глянь-ка из окошка. »
5. Найдите значение слова «перлы».
1) жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг
3) перловая крупа
6. По группе слов узнайте произведение.
Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки, бежать, гулять.
1) «Весенняя гроза»
2) «Мама! Глянь-ка из окошка. »
4) «Зреет рожь над жаркой нивой. »
7. Найдите созвучное слово. Раскаты молодые — перлы.
1) голубые 3) дождевые
2) золотые 4) снеговые
8. Закончите предложение.
Особенность стихотворных произведений — ритм. Ритм — это.
1) чередование ударных и безударных слогов
3) созвучные слова
4) однокоренные слова
9. Какое слово пропущено? Чем дальше в. тем больше дров.
2) лес 4) чащу
10. В каких стихотворениях говорится о нем (ответ предыдущего вопроса)?
1) И.З. Суриков «Зима»
2) И. С. Никитин «Встреча зимы»
3) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
4) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно. »
Вариант 2
1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?
1) И.З. Сурикова 3) НА. Некрасова
2) И.С. Никитина 4) А.А. Фета
2. Как зовут поэта Сурикова?
1) Иван Захарович 3) Федор Иванович
2) Иван Саввич 4) Афанасий Афанасьевич
3. Из какого произведения эти строки?
О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей
1) Ф.И. Тютчев «Листья»
2) А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка. »
3) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно. »
4) И.З. Суриков «Детство»
4. Закончите предложение.
Федор Иванович Тютчев — автор стихотворения.
3) «Зреет рожь над жаркой нивой. »
4) «Весенняя гроза»
5. Найдите значение слова «тороватый».
1) горбатый 3) скуповатый
2) щедрый (не скупой) 4) старый
6. Из какого произведения приведенные слова? Зима, гостья, гуляй, расстилай, мороз, песни севера.
1) «Полно, степь моя, спать беспробудно. »
3) «Встреча зимы»
7. Найдите созвучное слово. Пыль летит — нити.
1) золотит 3) холодит
2) серебрит 4) превратит
8. Вставьте пропущенное слово. Созвучные слова — это . слова.
1) родственные 3) рифмующиеся
2) близкие по смыслу 4) интересные
9. О ком из поэтов идет речь?
Жизнь его была очень тяжелой. Умер он в 39 лет от чахотки. Но детство его было счастливым.
1) Ф.И. Тютчев 3) И.С. Никитин
2) А.А. Фет 4) И.З. Суриков
10. Какие произведения этого поэта (ответ предыдущего вопроса) вы читали в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?
1) «Детство» 3) «Встреча зимы»
2) «Зима» 4) «Листья»
2.Самопроверка (ответы на экране).
Физкультминутка.
( По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
V . Обобщение видов затруднений.
1.Работа по учебнику.
— Откройте учебник на с. 78. Выполним задания 1, 2. (Дети читают задания, выполняют их.)
— Попробуйте объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.
— Выполним задание 7 на с. 79.
VI . Рефлексия деятельности.
Прочитайте строки из полюбившегося произведения. Кто автор?
— Чем понравился урок? Оцените свою работу на уроке смайликом.
– Сегодня на уроке мы добились поставленных целей, нам удалось закрепить знания полученные на прошлых урок.
VII . Домашнее задание.