Среди миров в мерцании светил о чем стих
Анализ стихотворения «Среди миров» Иннокентия Анненского
Стихотворение «Среди миров» было написано Иннокентием Анненским в 1909 году, незадолго до смерти. При жизни поэта произведение не публиковалось и вышло в свет только в 1910 году в составе сборника «Кипарисовый ларец», выпущенного сыном Анненского.
Идейное содержание стихотворения
Рассматривать это стихотворение нужно через призму всей поэзии автора, для которой характерна глубокая рефлексивность и декадентские мотивы. Пессимистичность просвечивает и в стихотворении «Среди миров». Она выражается такими словами: «томлюсь», «сомненье тяжело», «не надо света». Последняя фраза наиболее полно характеризует лирическое наследие Анненского в свете идеи потери Бога.
В этом плане символично название самого сборника «Кипарисовый ларец», в составе которого вышло стихотворение «Среди миров». Кипарис в символистической традиции понимался как дерево скорби. Лирический герой поэзии Анненского не верит в возможность благополучия человека. Эта тема проявляется в основных мотивах поэзии автора: тоски, смерти, одиночества, раздвоенности мира. Даже любви не по силам внести гармонию в человеческое существование, ибо лирический герой Анненского признает только возвышенное чувство, а оно невозможно в реалиях жизни. Именно такую возвышенную, одухотворенную любовь Анненский возводит в область «миров» и «светил». Это безупречное чувство он именует Звездой. Значимость образа подчеркивается строчным написанием первой буквы («Звезды», «Ее», «с Ней» и т.д). Вообще все главные мотивы лирики Иннокентия Анненского выделялись строчным употреблением первых букв. Достаточно вспомнить написание слов «Тоска» или «Совесть» в стихотворениях «Тоска возврата», «К портрету Достоевского».
Звезда, о которой пишет Анненский, становится для лирического героя последним пристанищем во множестве миров. Свет необязательно должен пониматься как энергия, делающая окружающий мир видимым. Свет может быть и светом истины, высших знаний, ответов на вопросы. на такое толкование слова указывает и фраза «сомненье тяжело». При этом автор признается, что высшая любовь не даст ответов на его сомнение («Не потому что от нее светло»), но она способна подарить поэту и его герою наиболее гармоничное для них состояние, когда «не надо света».
Средства художественной выразительности
Стихотворение написано ямбом, напористость которого несколько смягчают женские рифмы, чередующиеся с мужскими.
Отрицательный синтаксический параллелизм («не потому … а потому») связывает воедино две строфы стихотворения.
Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя.
В стихотворении просматривается развернутая метафора: храм — это Вселенная («среди миров»), лампады — «мерцание светил», молитва — обращение к Звезде («одно Звезды я повторяю имя»). Сама Звезда при этом наделяется признаками божества.
Заключение
О стиле поэзии Анненского нередко говорят как о психологическом символизме. Лирический герой всегда погружен в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения. Поэтому в его стихах так много недосказанности и иносказаний.
Анализ стихотворения Анненского Среди миров
И. Анненский – практически не признанный при жизни поэт Серебряного века. Его стихотворения известны широкой публике, однако не все знают, что именно его рукой были написаны многие замечательные строчки.
Прекрасные восемь строк “Среди миров” покорили души людей. Эти два четверостишия были написаны в 1909 году, однако опубликованы уже после смерти поэта. Сын Анненского выпустил сборник стихов “Кипарисовый ларец”. В книгу в последний раздел под названием “Разметанные листы” вошло стихотворение “Среди миров”. Также музыкальным и благозвучным нашли это произведение многие композиторы. Каждый находил в этих строчках что-то личное и сокровенное. Этим же можно объяснить неугасающую популярность стихотворения, которое с удовольствием перечитывали и цитировали весь XX век.
Лирический герой в этом стихотворении страстно любит одну звезду. Она является для него воплощением всего хорошего на планете. Именно с ней часы для героя полны отрадой, когда как со всеми другими он испытывает скуку и томится в их обществе. Создаётся впечатление, что автор создаёт идеальный мир, в котором есть всего два существа – лирический герой и его звезда. Причём им не тоскливо вместе, а хорошо друг с другом. В тяжёлых жизненных ситуациях герой идёт за помощью к своей звезде. Она даёт ему веру и надежду, поддержку. Эта звезда обеспечивает единственное бессмертное постоянство в мире полном сомнений и вопросов.
Многие литературоведы и критики пытались разгадать образ звезды. Вполне возможен вариант, что у Анненского была своя конкретная муза, которой он посвятил эти строчки. Однако утверждать эту мысль наверняка нельзя. Другие филологи считают, что звезда – это скорее собирательный образ. Автор представляет не определенную настоящую женщину, а идеальную, в которой бы воплотились все лучшие черты. Он рисует такую представительницу женского пола, с которой бы не нужен был “свет”, ведь она воплощает его собой. Таким образом, тема любви рассматривается под необычным углом. Ведь здесь чувства героя одухотворены, они выше земных эмоций, поэтому устремлены в небесные сферы.
Есть ещё третье мнение: исследователи считают, что образ звезды – это поэзия. Именно в ней автор находит утешение, она не способна предать. От лирики исходит положительная энергия, и она источает тёплый свет. Таким образом, наряду с темой любви здесь затрагивается проблема творчества.
Вариант №2
Широкую известность стихотворение «Среди миров» Иннокентия Федоровича Анненского получило только после его смерти. Но написано оно было в апреле 1909 года не за долго до этого трагического события и вошло в уже посмертный сборник, опубликованный его сыном.
Помимо необыкновенного интереса читателей, стихотворение, наполненное музыкальной лирики, получило и немалое внимание от композиторов. Таких, как Вертинский и наш современник Борис Гребенщиков.
Чувство глубокого одиночества главного лирического героя пронизывает все стихотворение. Создается ощущение, что кроме таинственной звезды, герою не к кому обратиться за советом и помощью.
Но зато от звезды он получает все, что простит, не сомневаясь в ее поддержке ни на секунду. Становиться понятным, что герой имеет в виду вовсе не небесное тело, а такие моральные проявления, как вера, надежда и любовь, которые присутствуют в его собственной душе всегда и не дающих ему повода сомневаться в своих целях.
При этом в произведении присутствует неверие в реальную любовь женщины. В ее роли также выступает звезда. Автор хочет сказать, что доверять в этой жизни можно только себе или он много обжигался на этой стезе? В любом случае душевные страдания и разочарование в чем-то или ком-то его героя видны сразу.
Возможно, как и у каждого человека, у автора в лице лирического героя есть свой собственный, придуманный абстрактный идеал совершенной женщины, воплощенный в образе звезды, встретить которую ему пока не довелось. Или настоящей своей любовью Иннокентий Федорович всё-таки считает поэзию и творчество.
Здесь становится понятен порыв творческих людей полностью посвящающих свою жизнь единственной музе – работе, делу всей их жизни.
Иннокентий Федорович Анненский никогда не стремился к известности и долгое время не видел в своих произведениях зерна серьёзности, скромно считая их лишь проявлением собственной душевной работы.
Свой первый сборник стихотворений он опубликовал только в возрасте пятидесяти лет, что говорит о его, не жаждущей славы натуре, назвав Ник.Т-о.
Более чем скромный великий классик лирической поэзии сильнейшим образом повлиял на творчество других творцов жанра лирической поэзии. Ими стали и Анна Андреевна Ахматова, и Борис Пастернак, и Георгий Иванов.
Никак нельзя обойти вниманием заслуги Иннокентия Федоровича в написании критических статей и творческих переводов, великих Бодлера, Еврипида, Гейне, Рембо, Лонгфелло и многих других.
Картинка к стихотворению Среди миров
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Пастернака Свидание
Борис Леонидович очень много лет потратил на написание романа «Доктор Живаго» более 10 лет. Пастернак в своих произведениях ко всему подходит по философски. Музой столь замечательного поэта являлась его жена.
Зинаида Александрова написала множество стихов для детей. И все они были лёгкими, звонкими и задорными. Они учили ребят самому важному: уметь дружить, любить свою Родину, беречь природу, помогать старшим,
Сейчас нам трудно себе представить, что в России были времена, когда одни люди распоряжались жизнью других людей. Это называлось «крепостное право». Крестьяне не могли жить так, как они хотят. Помещики были вершителями их судеб. Многие стихотворения
В 1916 году Владимир Маяковский пишет стихотворение под названием “Себе любимому”. Данным произведением писатель словно отображает поиски своего места и призвания в этом мире. Автор пишет свое стихотворение, обращаясь к Библии,
Есенин один из известных писателей, который затрагивал тему природы. Любовь ко всему живому связано с тем, что писатель родился и вырос в маленькой деревушке. Ему нравилось наблюдать за явлениями в природе и писать о них стихи.
Иннокентий Анненский
Среди миров, в мерцании светил…(+ Анализ)
- Об авторе
- Недавние публикации
- Анненский Иннокентий ∼ Трилистник ледяной (цикл) (Кипарисовый ларец, Трилистники) – 01.09.2021
- Анненский Иннокентий ∼ Снег (+ Анализ произведения) – 01.09.2021
- Иннокентий Анненский
«Среди миров»
Иннокентий Анненский
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
3 апреля 1909 г., Царское Село.
Сборник «Кипарисовый ларец», раздел «Размётанные листы».
- I Анализ стихотворения Анненского «Среди миров» 1 вариант
- II Анализ стихотворения «Среди миров» Анненского 2 вариант
Анализ стихотворения Анненского «Среди миров» 1 вариант
В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.
Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, – неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.
Сентябрь (Раззолочённые, но чахлые сады. ) + Анализ
Одиночество, которым пронизано произведение «Среди миров», было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом «Ник. Т-о». При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.
Анализ стихотворения «Среди миров» Анненского 2 вариант
Стихотворение «Среди миров» было написано Иннокентием Анненским в 1909 году, незадолго до смерти. При жизни поэта произведение не публиковалось и вышло в свет только в 1910 году в составе сборника «Кипарисовый ларец», выпущенного сыном Анненского.
Идейное содержание стихотворения
Рассматривать это стихотворение нужно через призму всей поэзии автора, для которой характерна глубокая рефлексивность и декадентские мотивы. Пессимистичность просвечивает и в стихотворении «Среди миров». Она выражается такими словами: «томлюсь», «сомненье тяжело», «не надо света». Последняя фраза наиболее полно характеризует лирическое наследие Анненского в свете идеи потери Бога.
В этом плане символично название самого сборника «Кипарисовый ларец», в составе которого вышло стихотворение «Среди миров». Кипарис в символистической традиции понимался как дерево скорби. Лирический герой поэзии Анненского не верит в возможность благополучия человека. Эта тема проявляется в основных мотивах поэзии автора: тоски, смерти, одиночества, раздвоенности мира. Даже любви не по силам внести гармонию в человеческое существование, ибо лирический герой Анненского признает только возвышенное чувство, а оно невозможно в реалиях жизни. Именно такую возвышенную, одухотворенную любовь Анненский возводит в область «миров» и «светил». Это безупречное чувство он именует Звездой. Значимость образа подчеркивается строчным написанием первой буквы («Звезды», «Ее», «с Ней» и т.д). Вообще все главные мотивы лирики Иннокентия Анненского выделялись строчным употреблением первых букв. Достаточно вспомнить написание слов «Тоска» или «Совесть» в стихотворениях «Тоска возврата», «К портрету Достоевского».
Я люблю замирание эха.
Звезда, о которой пишет Анненский, становится для лирического героя последним пристанищем во множестве миров. Свет необязательно должен пониматься как энергия, делающая окружающий мир видимым. Свет может быть и светом истины, высших знаний, ответов на вопросы. на такое толкование слова указывает и фраза «сомненье тяжело». При этом автор признается, что высшая любовь не даст ответов на его сомнение («Не потому что от нее светло»), но она способна подарить поэту и его герою наиболее гармоничное для них состояние, когда «не надо света».
Средства художественной выразительности
Стихотворение написано ямбом, напористость которого несколько смягчают женские рифмы, чередующиеся с мужскими.
Отрицательный синтаксический параллелизм («не потому … а потому») связывает воедино две строфы стихотворения.
Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя.
В стихотворении просматривается развернутая метафора: храм — это Вселенная («среди миров»), лампады — «мерцание светил», молитва — обращение к Звезде («одно Звезды я повторяю имя»). Сама Звезда при этом наделяется признаками божества.
Заключение
О стиле поэзии Анненского нередко говорят как о психологическом символизме. Лирический герой всегда погружен в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения. Поэтому в его стихах так много недосказанности и иносказаний.
Иннокентий Анненский — Среди миров: Стих
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Анализ стихотворения «Среди миров» Анненского
Стихотворение «Среди миров» было написано Иннокентием Анненским в 1909 году, незадолго до смерти. При жизни поэта произведение не публиковалось и вышло в свет только в 1910 году в составе сборника «Кипарисовый ларец», выпущенного сыном Анненского.
Идейное содержание стихотворения
Рассматривать это стихотворение нужно через призму всей поэзии автора, для которой характерна глубокая рефлексивность и декадентские мотивы. Пессимистичность просвечивает и в стихотворении «Среди миров». Она выражается такими словами: «томлюсь», «сомненье тяжело», «не надо света». Последняя фраза наиболее полно характеризует лирическое наследие Анненского в свете идеи потери Бога.
В этом плане символично название самого сборника «Кипарисовый ларец», в составе которого вышло стихотворение «Среди миров». Кипарис в символистической традиции понимался как дерево скорби. Лирический герой поэзии Анненского не верит в возможность благополучия человека. Эта тема проявляется в основных мотивах поэзии автора: тоски, смерти, одиночества, раздвоенности мира. Даже любви не по силам внести гармонию в человеческое существование, ибо лирический герой Анненского признает только возвышенное чувство, а оно невозможно в реалиях жизни. Именно такую возвышенную, одухотворенную любовь Анненский возводит в область «миров» и «светил». Это безупречное чувство он именует Звездой. Значимость образа подчеркивается строчным написанием первой буквы («Звезды», «Ее», «с Ней» и т.д). Вообще все главные мотивы лирики Иннокентия Анненского выделялись строчным употреблением первых букв. Достаточно вспомнить написание слов «Тоска» или «Совесть» в стихотворениях «Тоска возврата», «К портрету Достоевского».
Звезда, о которой пишет Анненский, становится для лирического героя последним пристанищем во множестве миров. Свет необязательно должен пониматься как энергия, делающая окружающий мир видимым. Свет может быть и светом истины, высших знаний, ответов на вопросы. на такое толкование слова указывает и фраза «сомненье тяжело». При этом автор признается, что высшая любовь не даст ответов на его сомнение («Не потому что от нее светло»), но она способна подарить поэту и его герою наиболее гармоничное для них состояние, когда «не надо света».
Средства художественной выразительности
Стихотворение написано ямбом, напористость которого несколько смягчают женские рифмы, чередующиеся с мужскими.
Отрицательный синтаксический параллелизм («не потому … а потому») связывает воедино две строфы стихотворения.
Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя.
В стихотворении просматривается развернутая метафора: храм — это Вселенная («среди миров»), лампады — «мерцание светил», молитва — обращение к Звезде («одно Звезды я повторяю имя»). Сама Звезда при этом наделяется признаками божества.
Заключение
О стиле поэзии Анненского нередко говорят как о психологическом символизме. Лирический герой всегда погружен в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения. Поэтому в его стихах так много недосказанности и иносказаний.
Александр Марков
Среди миров: опыт прочтения сюжета
- Размер шрифта: БольшеМеньше
- Просмотров: 2451
- Подписаться на обновления поста
- Печатать
- Поделиться
Хрестоматийное романсовое стихотворение Иннокентия Анненского меньше всего обделено читательским вниманием, но сюжет его не вполне ясен: должны ли мы читать его как развернутый символ гармонизирующей любви или как некоторую эпизодическую историю со своей логикой.
При первом чтении стихотворение просто вбирает в себя ряд ключевых мотивов поэзии Иннокентия Анненского, такие как длящийся тоскливый страх смерти, возможность целостной любви только как мечты, поиск внешнего ответа на мучительные вопросы как неизбежное обращение к собственной совести — ничего не прибавляя к уже известному читателям этой поэзии опыту. Но при втором чтении стихотворение может раскрыться как дополняющее то, что уже было сказано в других стихах. Мы исходим из взаимодополнительности “космического” и “садового” кода у этого поэта:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Поиск ключа к сюжету можно начать с “мерцания светил”. Сам образ ночного мерцания, когда ночь переживается как бытие наедине с мирами, может быть превращен в систему метафор, рассыпаться на метафоры: мерцание светильников или драгоценностей, с которыми бы сравнивались звезды. Если исходить из даты под стихотворением, “3 апреля 1909 г.”, то действительно, найти живое или мертвое мерцание в апреле затруднительно. Вместе с тем, есть явление, которое без труда можно наблюдать в августе — мерцание светлячков, пугающее живым и нарочитым светом, равно как и мерцание отблесков ярких звезд в воде (хотя бы в капле росы). Август как время мерцаний воспет поэтом в одноименном цикле из двух стихотворений: мерцание закатного солнца, выхваченные из тьмы лепестки увядающих хризантем, напоминающие драгоценности, блеск электрического света на ветке клена с золочеными листьями, в противоположность сладостно умирающей ночи. Звезды в августе должны казаться наиболее крупными на ночном небе, и значит, меньше всего “мерцающими”, тогда как мерцают светляки, капли росы и аллеи, где встречаются все эти мерцания.
Имя Звезды тогда тоже можно предположить с ясностью — это Астра (Ἀστήρ, звезда — память о смысле греческого названия была хотя бы в басне Козьмы Пруткова “Звезда и брюхо”, имея в виду каламбур ἀστήρ γαστήρ), имя цветка, апофеоз которого в августе позднее был воспет Цветаевой. Кроме космического пейзажа (тревожного переживания мироздания в саду или парке между жизнью и смертью как между прошлым и будущим, когда всё видится “мирами”) мы читаем садовый пейзаж: аллея сада едва освещена светом светлячков, деревья переживаются как целые миры, а астра на клумбе указывает, где дом и где сад. Запахи других цветов томительны, в своем напоминании о смерти; тогда как астра, достигшая цветения в августе, как кстати когда все цветы отцветают, и оказывается единственным доказательством бытия среди всеобщей смертности. С таким бытием уже “не надо света”.
Вывод мог бы показаться несколько поспешным, если бы не важнейший источник всех романсовых мотивов Иннокентия Анненского — поэзия Алексея Апухтина. Стихотворение “Астрам” (начало 1860-х) — столь же изящное восьмистишие, в этой же мере построенное на отрицаниях: дни без просвета, ночи хмурые, звезды не светят, соловьи не поют. Сюжет стихотворения Апухтина оказывается тем же, что и Анненского: множество дней проходят, как множество миров у Анненского оказываются скукой, и только общение астр не сказывается томительным — они страшатся смерти, но их беседа только и может утешать среди постоянных испытаний мирами и временем. Только у Анненского это уже не беседа, а повторение имени, для него важно не как что происходит, но как возможно пережить смерть. Астры гостят на земле, как и лирический повествователь оказывается среди миров, и гостят среди отцветшего лета, как в мерцании светил, когда нет уже красок, но лишь смертность всего происходящего.
Во второй строфе у обоих поэтов не остается ничего, кроме боли сердца: астры не жили настоящей жизнью, им нечего помнить; тогда как в стихотворении Анненского ищется забвение:
Поздние гости отцветшего лета,
Шепчутся ваши головки понурые,
Словно клянёте вы дни без просвета,
Словно пугают вас ноченьки хмурые…
Розы — вот те отцвели, да хоть жили…
Нечего вам помянуть пред кончиною:
Звёзды весенние вам не светили,
Песней не тешились вы соловьиною…
Поразительно сходство развязки: астры не познали света весны, и от Астры не бывает светло; астры не познали утешения весны и светлой соловьиной песни, и с Астрой не надо утешения светом. Где у Апухтина была история жизни, там у Анненского история смерти. Повестовательность сменилась нормативностью: не как к несчастью было, а как должно быть в нашем несчастьи.
«Среди миров» И. Анненский
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
3 апреля 1909 г., Ц С .
Сборник «Кипарисовый ларец», раздел «Размётанные листы».
Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»
В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.
Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, – неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.
Одиночество, которым пронизано произведение «Среди миров», было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом «Ник. Т-о». При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.