0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья смоленского как научиться читать стихи

Литературное чтение. Я. Смолянский «Как научиться читать стихи»

Предмет:Начальные классы
Категория материала:Другие методич. материалы
Автор:Дудник Елена Михайловна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (docx)
Размер:17.27 Kb

Я. Смолянский «Как научиться читать стихи»

— познакомить учащихся с текстом Я.Смолянского;

— совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения;

— развивать и обогащать речь учащихся;

— учить раскрывать авторское отношение к природе;

— воспитывать чувство прекрасного, чувственное восприятие художественного текста.

І Организационный момент

Раз! Два! Выше голова.

Три! Четыре! Плечи шире.

Долгожданный дан звонок,

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в своих знаниях.

ІІ Проверка домашнего задания

А мы начинаем наш урок с улыбки (улыбки, которую подарили нам Михаил Пляцковский и Владимир Шаинский, и первый куплет которой вы должны были выучить)

ІІІ Сообщение темы и задач урока

-Ребята, а кто пишет слова к песне? (Поэт)

— Композитор своей мелодией помогает спеть написанный поэтом текст.

-А вот как правильно прочитать стихотворение мы с вами сегодня и узнаем на уроке. Поможет нам в этом Яков Смолянский своими советами.

ІV Мотивация учебной деятельности

Но сначала давайте узнаем, а почему стихи пишут в столбик.

Об этом мы попросим поведать нам….(ученика)

— Серёжа! Давай почитаем твои любимые стихи.

— Хорошо, дедушка. Возьмём вот эти… Я давно хотел спросить у тебя, дедушка, почему это стихи пишут в столбик.

— А затем, Серёжа, чтобы их легче было правильно читать.

— А как это – правильно?

— После каждой строчки надо сделать небольшую остановку – паузу. А то стих «сломается»!

— Ой! Ну, а если там нет точки?

— Всё равно. Даже если это не конец предложения и там нет точки.

— И это все правила, дедушка?

— Нет, конечно. Вот ещё одно, потруднее.

— Если в конце строчки стоит точка, тон голоса надо понизить – как всегда в конце предложения. А если предложение ещё не закончилось, тон голоса повышается.

Аудирование после текста

Стихи пишут в столбик :а) для красоты; б) чтобы их легче было читать

2. Если в конце строчки стоит точка, тон голоса:

а) повышается; б) понижается

3. Если предложение ещё не закончилось, тон голоса:

а) повышается; б) понижается.

V Восприятие и осознание нового материала

Вот мы с вами сейчас и обратимся за помощью к Якову Смолянскому.

Чтение текста (учитель + ученик)Лексическая работа- Что значит «вызубрить»?

-Как вы понимаете значение слова воображать? (Фантазировать, представлять что-то в мыслях)

3.Беседа по вопросам в учебнике.

А сейчас весёлая музыка В.Шаинского поможет нам немного отдохнуть

VІІ Закрепление и осмысление новых знаний

Мы с вами услышали советы Я. Смолянского, а теперь ещё раз повторим, пользуясь памятками.Как научиться читать стихи

Представляй себе то, о чём говорит поэт.Читай стихи, не торопясь, чётко.Не «проглатывай» звуки и слова.Произноси стихи в два раза медленнее, чем говоришь.Слушай себя при чтении стихотворения вслух.- Как легко, как будто всё понятно! Но как сложно красиво прочесть красиво стихотворение самому! Давайте попробуем!

— О чём же нам прочесть стихотворение, а главное – какого поэта?

2. Выбор стихотворения.

Давайте, ребята, закроем глаза и представим, что мы находимся в роще.

— Какие чувства вас охватывают? (Восторг, восхищение, радость)

— А какие деревья растут в роще?

— Одно из любимых деревьев очень многих людей – берёза. Многие поэты обращались к её образу, называя русской красавицей, о ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, её называют нежными словами: матушка берёза, красавица леса.

Очень любил это нежное деревцо и вот этот человек (портрет) – гениальный русский поэт Сергей Есенин. Всё своё творчество он посвятил описанию любимых с самого детства полей и лесов.

Вот мы с вами сейчас и попробуем почувствовать и передать волнение поэта, те прекрасные, удивительные чувства, переполнявшие его душу, когда он писал о ней — русской красавице. Но сначала прочтём предложение, интонацией выделяя слово, которое я показываю

С неба падают снежинки.

Работа над стихотворением С. Есенина « Берёза»- чтение учителем;

— чтение за лидером;

— Какими красками «нарисовано» стихотворение?

— Какие запахи почувствовали? (Свежесть снега)

— Какие звуки услышали в этом стихотворении? (Тишина, скрип снега…)

А вот сейчас послушайте, какие звуки в этом стихотворении услышал композитор, когда писал музыку на слова Есенина.

-Каким настроением проникнута эта песня?

3. Словесно-речевая игра «Плетём венок»

В России девушки водили хороводы возле берёзы, проводили обряд заламывания: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками.

Звучит музыка «Во поле берёза стояла». Подбор эпитетов.

— Берёза какая? ( Белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная…)

Сегодня на уроке

Мне было трудно…

Ребята, если вам на уроке было всё понятно – нарисуйте солнышку улыбку, а если возникли вопросы и вы не хотели их задавать, вместо улыбки поставьте вопросительный знак. Поднимите и покажите свои солнышки. Они говорят о том, что работали вы замечательно и лучшим учеником на этом уроке является весь дружный 2-А класс.

Спасибо вам за работу. Вы все молодцы!

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 113 Скачиваний: 51

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Конспект урока «Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»» 4 класс УМК «Гармония»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

«Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»»

Скачать:

ВложениеРазмер
litra_7_marta.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата : 7.03.2018 Учитель : Тимофеева Н.И.

Класс : 4 Студентка: Искандярова К. А.

Конспект урока: «Литературное чтение»

Тема урока: «Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»»

Тип урока: урок изучение нового

— познакомить учащихся с текстом Я.Смолянского;

— совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения;

— развивать и обогащать речь учащихся;

— учить раскрывать авторское отношение к природе;

— воспитывать чувство прекрасного, чувственное восприятие художественного текста.

— умения прогнозировать содержание стихотворения

— читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

— увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

— привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 4 кл., ч. 2, УМК «Гармония»

Этапы, методы и приёмы.

Содержание урока и деятельность учителя

Раз! Два! Выше голова.

Три! Четыре! Плечи шире.

Долгожданный дан звонок,

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в своих знаниях.

Проверять готовность к уроку.

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Приём- работа с четверостишием

Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте предложение громко все вместе.

С добрым утром,родные!

Теперь читаем выделяя голосом по одному слову (по рядам).

Зима не даром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Читаем с радостью. Читаем с вопросительной интонацией. Читаем тихо.

Читать четверостишие по заданию

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

построение речевых высказываний.

Проверка домашнего задания.

Ребята, кто скажет, какое домашнее задание было дано? Тема прошлого урока?

Кто хочет выйти и получить положительную оценку? Ребята, а мы послушаем и оценим , как хорошо было приготовлено д.з.

Домашнее задание – выучить стихотворение «Песня», и рассказать наизусть

Вспоминать прошлую тему урока, домашнее задание.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

построение речевых высказываний.

Постановка учебной задачи.

Приём — рассказ, просмотр портрета.

— Ребята, а кто пишет слова к песне? (Поэт)

— Композитор своей мелодией помогает спеть написанный поэтом текст.

-А вот как правильно прочитать стихотворение мы с вами сегодня и узнаем на уроке. Поможет нам в этом Яков Смолянский своими советами.

-Откройте учебник и попробуйте сказать тему нашего урока?

А вы знаете кто такой Яков Смолянский? Так, давайте это выясним.

Отвечать на вопросы учителя.

Узнавать имя автора

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

выделять существенную информацию из текста.

Решение учебной задачи.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа со словарём, выборочное чтение.

Но сначала давайте узнаем, а почему стихи пишут в столбик.

Об этом мы попросим поведать нам….(ученика)

— Серёжа! Давай почитаем твои любимые стихи.

— Хорошо, дедушка. Возьмём вот эти… Я давно хотел спросить у тебя, дедушка, почему это стихи пишут в столбик.

— А затем, Серёжа, чтобы их легче было правильно читать.

— А как это – правильно?

— После каждой строчки надо сделать небольшую остановку – паузу. А то стих «сломается»!

— Ой! Ну, а если там нет точки?

— Всё равно. Даже если это не конец предложения и там нет точки.

— И это все правила, дедушка?

— Нет, конечно. Вот ещё одно, потруднее.

— Если в конце строчки стоит точка, тон голоса надо понизить – как всегда в конце предложения. А если предложение ещё не закончилось, тон голоса повышается.

Знакомство с жизнью и творчеством Я. Смолянского.

— Сейчас я вам расскажу о человеке, который знает секрет как следует читать стихи.

(Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.)

Работа со статьёй.

— Почему в названии слова научиться читать, а не научиться учить? Вот мы с вами сейчас и обратимся за помощью к Якову Смолянскому.

Чтение текста (учитель + ученик)

Лексическая работа- Что значит «вызубрить»?

-Как вы понимаете значение слова воображать? (Фантазировать, представлять что-то в мыслях)

3.Беседа по вопросам в учебнике.

— Можно ли по названию определить жанр? (рассказ, статья)

Слайд № 3. Научно — популярная статья.

— Кто пишет статьи? (учёные, журналисты)

— Почему популярная? Что может быть популярным?

Предполагать о чем произведение.

Формулировать цель и задачи урока.

Читать и воспринимать текст

Отвечать на вопросы.

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

определять цель урока.

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение частных учебных задач.

Приём- слово учителя.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

Прочитайте первое предложение статьи.

— Прочитайте последнее предложение.

— Что необычного вы заметили?

Одна и та же мысль:

Сначала нужно научиться читать стихи для себя.

— Давайте поразмышляем, что автор имеет в виду?

Разбор первой части.

Чтение по цепочке первой части статьи, выделение главной мысли и запись её на карточку со схемой:

читать стихи для себя!

— У кого при чтении стихотворений, получается, представлять картину описанного?

— Какие органы чувств помогают представить нам описанную поэтом картину?

-Ребята, а хотите услышать, что Я. Смолянский говорил о том, как правильно читать стихи? Давайте, посмотрим видеофрагмент с его участием.

Прослушав, и прочитав советы автора, мы с вами можем вывести формулу успешного освоения материала. Я вам раздаю каждому по памятки, храните ее, и изредка перечитывайте. Если будете соблюдать эти нехитрые советы, то запоминать стихотворения будет гораздо легче.

Как научиться читать стихи

  1. Представляй себе то, о чём говорит поэт.
  2. Читай стихи, не торопясь, чётко.
  3. Не «проглатывай» звуки и слова.
  4. Произноси стихи в два раза медленнее, чем говоришь.
  5. Слушай себя при чтении стихотворения вслух.

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

  • Наши проекты
  • Наши мероприятия
  • Родительское собрание
  • Доклады, рефераты
  • Читательский дневник
  • Математика
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Русский язык
  • Литература
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Биология

Видео

  • Наше Новое кино

Книжная полка

  • Читать онлайн

Малина для Админа

  • Кабинет Администратора
  • Наша булочная

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Сен
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

НАШИ ПРОЕКТЫ. Как научиться читать стихи, с. 24 — 25

  • Образование

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Ответы к стр. 24 — 25

1. Поставь конкретные задачи. (Для чего научиться? Чтобы лучше понимать стихи? Читать стихи выразительно, но только для себя? Читать перед слушателями? Или другие задачи?)

Прежде нужно научиться читать стихи для себя. Нужно представлять то, о чём читаешь. Определить главную мысль произведения. Размышлять над тем, что хотел сказать автор, какое настроение он хотел передать .

Для того чтобы научиться выразительно читать, необходимо овладеть основными компонентами выразительности: техникой (дыханием, силой голоса), интонацией, фразовым и логическим ударением, логическими и психологическими паузами, темпом и ритмом, тембром голоса, мимикой и жестами.
Необходимо сформировать следующие умения:
— умение управлять дыханием;
— умение правильно анализировать текст;
— умение мысленно воссоздавать образы, созданные автором;
— умение выбирать нужную интонацию;
— умение пользоваться логическими и психологическими паузами;
— умение правильно ставить фразовое и логическое ударение.
Подготовку к выразительному чтению условно рекомендуют делить на три этапа:
а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;
б) разметка текста: обозначение пауз, логических ударений, определение темпа чтения;
в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли и чувства автора, его отношение к изображённым событиям и действующим лицам).

2. Определи источники информации по теме проекта. Перечисли их.

Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»

3. Сформулируй главные правила чтения стихов. (Можно это сделать вместе с одноклассниками.)

  • Правила, касающиеся содержания стихов:

Определи в стихотворении важные мысли.
Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы .
Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания .

Проведи работу над восприятием лирического стихотворения (работа над смыслом стихотворения, содержанием, языковыми особенностями, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения).

Правила, касающиеся темпа чтения и интонации:

Обрати внимание на знаки препинания .
Выбери тон и темп чтения .
Проведи работу над компонентами выразительности: постановка пауз и логических ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

4. Существуют аудиозаписи стихов артистами и поэтами. Узнай и запиши их имена. Напиши, чьи записи тебе удалось послушать. (В поиске и выборе аудиозаписей тебе помогут взрослые.)

Я. Смоленский, И. Смоктуновский, Е. Миронов .

5. Напиши короткую статью об артисте или поэте, чьё чтение стихов тебе особенно понравилось. Найди и помести сюда портрет этого человека.

Смоленский Яков Михайлович (1920-1995) — актёр, чтец, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Щукинском театральном училище, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные ныне артисты считают его своим учителем.

Литературное чтение. Я. Смолянский «Как научиться читать стихи»

Литературное чтение

Я. Смолянский «Как научиться читать стихи»

— познакомить учащихся с текстом Я.Смолянского;

— совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения;

— развивать и обогащать речь учащихся;

— учить раскрывать авторское отношение к природе;

— воспитывать чувство прекрасного, чувственное восприятие художественного текста.

І Организационный момент

Раз! Два! Выше голова.

Три! Четыре! Плечи шире.

Долгожданный дан звонок,

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в своих знаниях.

ІІ Проверка домашнего задания

А мы начинаем наш урок с улыбки (улыбки, которую подарили нам Михаил Пляцковский и Владимир Шаинский, и первый куплет которой вы должны были выучить)

ІІІ Сообщение темы и задач урока

Ребята, а кто пишет слова к песне? (Поэт)

— Композитор своей мелодией помогает спеть написанный поэтом текст.

-А вот как правильно прочитать стихотворение мы с вами сегодня и узнаем на уроке. Поможет нам в этом Яков Смолянский своими советами.

І V Мотивация учебной деятельности

Но сначала давайте узнаем, а почему стихи пишут в столбик.

Об этом мы попросим поведать нам….(ученика)

— Серёжа! Давай почитаем твои любимые стихи.

— Хорошо, дедушка. Возьмём вот эти… Я давно хотел спросить у тебя, дедушка, почему это стихи пишут в столбик.

— А затем, Серёжа, чтобы их легче было правильно читать.

— А как это – правильно?

— После каждой строчки надо сделать небольшую остановку – паузу. А то стих «сломается»!

— Ой! Ну, а если там нет точки?

— Всё равно. Даже если это не конец предложения и там нет точки.

— И это все правила, дедушка?

— Нет, конечно. Вот ещё одно, потруднее.

— Если в конце строчки стоит точка, тон голоса надо понизить – как всегда в конце предложения. А если предложение ещё не закончилось, тон голоса повышается.

Аудирование после текста

Стихи пишут в столбик :

а) для красоты; б) чтобы их легче было читать

2. Если в конце строчки стоит точка, тон голоса:

а) повышается; б) понижается

3. Если предложение ещё не закончилось, тон голоса:

а) повышается; б) понижается.

V Восприятие и осознание нового материала

Вот мы с вами сейчас и обратимся за помощью к Якову Смолянскому.

Чтение текста (учитель + ученик)

— Что значит «вызубрить»?

-Как вы понимаете значение слова воображать? (Фантазировать, представлять что-то в мыслях)

3.Беседа по вопросам в учебнике.

V І Физминутка

А сейчас весёлая музыка В.Шаинского поможет нам немного отдохнуть

VІІ Закрепление и осмысление новых знаний

Мы с вами услышали советы Я. Смолянского, а теперь ещё раз повторим, пользуясь памятками.

Как научиться читать стихи

Представляй себе то, о чём говорит поэт.

Читай стихи, не торопясь, чётко.

Не «проглатывай» звуки и слова.

Произноси стихи в два раза медленнее, чем говоришь.

Слушай себя при чтении стихотворения вслух.

— Как легко, как будто всё понятно! Но как сложно красиво прочесть красиво стихотворение самому! Давайте попробуем!

— О чём же нам прочесть стихотворение, а главное – какого поэта?

2. Выбор стихотворения.

Давайте, ребята, закроем глаза и представим, что мы находимся в роще.

— Какие чувства вас охватывают? (Восторг, восхищение, радость)

— А какие деревья растут в роще?

— Одно из любимых деревьев очень многих людей – берёза. Многие поэты обращались к её образу, называя русской красавицей, о ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, её называют нежными словами: матушка берёза, красавица леса.

Очень любил это нежное деревцо и вот этот человек (портрет) – гениальный русский поэт Сергей Есенин. Всё своё творчество он посвятил описанию любимых с самого детства полей и лесов.

Вот мы с вами сейчас и попробуем почувствовать и передать волнение поэта, те прекрасные, удивительные чувства, переполнявшие его душу, когда он писал о ней — русской красавице. Но сначала прочтём предложение, интонацией выделяя слово, которое я показываю

С неба падают снежинки.

Работа над стихотворением С. Есенина « Берёза»

— чтение за лидером;

— Какими красками «нарисовано» стихотворение?

— Какие запахи почувствовали? (Свежесть снега)

— Какие звуки услышали в этом стихотворении? (Тишина, скрип снега…)

А вот сейчас послушайте, какие звуки в этом стихотворении услышал композитор, когда писал музыку на слова Есенина.

-Каким настроением проникнута эта песня?

3. Словесно-речевая игра «Плетём венок»

В России девушки водили хороводы возле берёзы, проводили обряд заламывания: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками.

Звучит музыка «Во поле берёза стояла». Подбор эпитетов.

— Берёза какая? ( Белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная…)

VІІІ Рефлексия

Сегодня на уроке

Мне б ы ло трудно…

Ребята, если вам на уроке было всё понятно – нарисуйте солнышку улыбку, а если возникли вопросы и вы не хотели их задавать, вместо улыбки поставьте вопросительный знак. Поднимите и покажите свои солнышки. Они говорят о том, что работали вы замечательно и лучшим учеником на этом уроке является весь дружный 2-А класс.

Литература. 5 класс (2 часть)
Стихи, и как читать их вслух

Стихи, и как читать их вслух

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ИЗВЕСТНОГО ЧТЕЦА

ЯКОВА МИХАЙЛОВИЧА СМОЛЕНСКОГО

Я хочу поделиться с любителями звучащего слова некоторыми мыслями, наблюдениями, основанными на моём исполнительском и педагогическом опыте.

Из многочисленных признаков, отличающих стихотворную речь от прозаической, выделим сначала главный, решающий: ритмическую её организацию. «Ритм — это повторение через равные промежутки времени каких-либо однозначных явлений». Конечно, ритм имеет и художественная проза. Вы всегда отличите фразу Толстого от фразы Чехова. Но почти в любом случае прозаическая фраза производит на вас впечатление естественной — «как в жизни». В стихотворном слове как будто возникает некая дополнительная энергия. У Пушкина в «Домике в Коломне» читаем:

Как весело стихи свои вести
Под цифрами, в порядке, строй за строем,
Не позволять им в сторону брести,
Как войску, в пух рассыпанному боем!
Тут каждый стих замечен и в чести,
Тут каждый стих глядит себе героем.

Поэт отдаёт себе отчет в том, насколько сильнее, чем в обыденной речи, воздействует на человека каждый «слог», вставленный в речь стихотворную (стихом в науке о поэзии называется одна законченная строка стихотворения).

Этим магическим свойством стихотворного слова объясняется то, что стихи намного лаконичнее прозы. Остановимся подробнее на этом качестве стихотворной речи. Перед нами любимая с детства «Сказка о царе Салтане. ». Вспомним строки:

Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.

Предельная краткость изложения бросается в глаза. Гонец же преодолевает у Пушкина несметное расстояние при помощи двух строчек. Ритм сам по себе несёт некую повышенную эмоциональность. Именно она придаёт человеку новые силы при ходьбе в строю, она даёт добавочную энергию слову в стихе.

При создании художественного стихотворного произведения ритм может быть выражен только через сочетания слов. Слово в настоящей поэзии должно предельно точно выражать мысль автора, должно быть пронизано глубоким чувством, должно нести в себе образное содержание. Мысль, чувство, образ являются непременными условиями для произведения любого вида.

Поэт умеет самые обыденные слова организовать так, что они становятся магическими, с необычайной силой действуют на нас. Поэт намеренно и властно сталкивает два ряда слов («повседневный», «низкий» бытовой и возвышенный, редко употребляемый в быту), и нас невольно поражает яркое образное несоответствие. Иногда сталкиваются два родственных глагола, несовершенного и совершенного вида: ехать и приехать. «Едет», поставленное в настоящем времени, создаёт впечатление необычайно длительного действия. «Приехал» — долгожданное завершение действия.

Мы — исполнители — должны понять, увидеть, как сделана вещь. Поэты для нас строители. Мы «принимаем» от них здание поэзии. Но, для того чтобы правильно его эксплуатировать, мы обязаны досконально знать, как прилажены друг к другу «слова-кирпичи», как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли, где и как высекается драгоценная искра жизни.

Нам важно помнить, что стих со времён Ломоносова до наших дней — это ударность. Именно вокруг ударных гласных формируются все остальные элементы, создающие в совокуп ности стройное и прекрасное здание ритмов русской поэзии (1 — первый — ударный, второй — безударный) или (1 — первый — безударный, второй — ударный).

Анализируя любое стихотворение или стихотворный отрывок, особое внимание надо обращать на короткие, широко звучащие строчки. В них большей частью содержится та или иная смысловая вершина.

Всем без исключения мы настойчиво рекомендуем пристально вглядываться и вслушиваться в стих, проникая не только в глубину его мысли, но и в способ его построения. Без этого самая прекрасная мысль не может быть выражена.

И читать. Как можно больше читать и вслух, и про себя. Ничто так не воспитывает вкус и всевозможные навыки, как чтение.

Кроме того, рифма — полное созвучие одного или нескольких слогов. Существуют парная, кольцевая, или опоясывающая, перекрёстная рифмы, которые учитываются при чтении.

нас красоту. Это зависит от индивидуальных склонностей, от среды, воспитания. Так же и с поэзией.

Истинные любители поэзии, за всю жизнь не написавшие ни одной строчки, могут чувствовать поэзию в стихах, в природе, в человеческих проявлениях не менее сильно. Один из интереснейших поэтов Евгений Винокуров говорит: «Поэзия — это то, что входит в кровь читателя, оседает в ней. » Исполнитель стихов не может не быть любителем поэзии.

Прежде чем принимать вещь. к исполнению, нужно не только глубоко вдуматься в неё, но и найти в ней нечто такое, что порой даже неосознанно заволнует тебя. Если этот процесс не произойдёт — не будет правды в исполнении.

Учимся читать выразительно

1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи Я. М. Смоленского «Стихи, и как читать их вслух».

— правильно выбрать стихотворение, глубоко вдуматься и изучить его;

— осмыслить ритм («Ритм сам по себе несёт некую повышенную эмоциональность»), логические ударения, паузы;

— понять особую магию слов (бытовых и возвышенных) избранного стихотворения;

— осознать чувства и интонации, которыми пронизано избранное для чтения произведение;

— найти в себе ответные чувства на то, что высказано автором?

2. Что вы прежде всего принимаете во внимание при подготовке выразительного чтения стихотворения?

3. Подготовьте к конкурсному чтению своё любимое стихотворение.

Читать еще:  Тест какой ты стихи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector