3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стих блока как тяжело ходить среди людей анализ

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

LiveInternetLiveInternet

Александр Александрович Блок

Там человек сгорел Фет

Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар!

Афанасий Фет

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Анализ cтихотворения Блока “Как тяжело ходить среди людей

Стихотворение Блока “Как тяжело ходить среди людей…” , написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.

Стихотворению предпослан эпиграф – строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, ко­гда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось ее платье.

Для Блока в контексте его стихотворения “человек сгорел” – это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустоше­ния, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует,

но душа его погибла в “игре трагических страстей”. У него осталась только способность рас­сказать о своей бурной жизни “еще не жившим”, то есть тем, кто не испытал подобного.

Искусство поэзии обладает способностью переплавить лич­ностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отра­жают всей полноты и глубины чувств (“бледное зарево искусст­ва”), но лишь они доносят, передают их “нестройный вихрь”, во­площают в звуках опыт трагического мироощущения.

Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.

есть ответ в моих стихах тревожных, Их тайный жар тебе поможет жить… (“О, нет! не расколдуешь сердца ты…”, 1913)

– можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст воз­можность ощутить те же энергии и понять те же истины, что бы­ло суждено чувствовать ему. Его стихи при этом – не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; не­даром речь идет о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.

Сочинения

Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей» — это работа, что вошла в цикл автора, именуемый «Страшный мир». Написанное в 1910 году, оно пропитано трагичными нотами.

Стихотворение Блока как тяжело ходить среди людей

Александр Блок свой стих «Как тяжело ходить среди людей» начал эпиграфом – строчкой, которую он взял из произведения Фета. «Там человек сгорел»… Именно эта строчка из произведения Фета, была выбрана в качестве эпиграфа и она нас отсылает к трагическому дню, когда возлюбленная Фета скончалась от ожогов.

Но далее, когда читаешь произведение «Как тяжело ходить среди людей» Блока и, делая ему анализ, понимаешь, речь идет в данном стихе не о физической гибели. Здесь задействована душа лирического героя, которому сложно жить среди людей, «притворяться непогибшим», когда смысл существования утрачен, когда тебя никто не понимает, когда ты разочаровался в людях, устал от жизни, но тебе все равно приходится жить дальше, быть живым мертвецом, и рассказывать о «трагических страстях».

Работая над произведением Блока «Как тяжело ходить среди людей», и освещая свои мысли в сочинении, хочется обратить внимание на то, что автор произведения использует образ ночи, ночного кошмара, с помощью которого он передает нам эмоциональное состояние своего героя, которому хорошо известен «жизни гибельной пожар». Но, несмотря ни на что, несмотря на свое душевное состояние, лирический герой и дальше готов находить «строй в нестройном мире». Он готов «по бледным зарева искусства» доносить до людей смысл гибельного пожара, приравнивая физическую и душевную смерть.

Анализ Стихотворения А.А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая)

В данном очерке предложен экскурс в жизненный и творческий путь А.А. Блока, отображены этапы его становления как выдающегося поэта-символиста Серебряного Века. С самого рождения и до последнего вздоха он боготворил Россию, восхищался русской природой, чутко реагировал на все общественно-политические события в стране, пропуская их сквозь призму своего мировосприятия и запечатлевая в произведениях. Красной нитью сквозь все творчество Блока проходит его, во многом, болезненная любовь к супруге – Любови Дмитриевне Менделеевой – дочери известнейшего ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Ей он посвящает множество возвышенных стихотворений. Именно эта нежная привязанность помогала ему жить и творить. Читатель может ознакомиться с подробным анализом наиболее выдающихся стихотворений поэта, понять повод для их создания, проникнуться символичностью образов, красотой слога и величием замысла. Произведения классика русской и мировой литературы, определенно, заслуживают Вашего внимания!

Оглавление

  • Библиографический очерк
  • Ветхая избушка
  • Сны
  • Ворона
  • Ты помнишь, в нашей бухте сонной…
  • Россия
  • О, я хочу безумно жить…
  • Сумерки, сумерки вешние…
  • Незнакомка
  • Ночь, улица, фонарь…
  • В ресторане
  • На железной дороге
  • Авиатор
  • Балаган
  • Белой ночью месяц красный…
  • Девушка пела в церковном хоре…
  • Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…
  • Летний вечер
  • Смятение
  • Если только она подойдет…
  • Я никогда не понимал…
  • Как тяжело ходить среди людей…
  • В фантазии рождаются порою…
  • Дым от костра струею сизой…
  • Мой любимый, мой князь, мой жених…
  • Вися над городом всемирным…
  • Похоронят, зароют глубоко…
  • О, весна без конца и без краю…
  • В ночи, когда уснет тревога…
  • Моей матери
  • Ты проходишь без улыбки…
  • Его встречали повсюду…
  • Твоя гроза меня умчала…
  • Ветер принес издалека…
  • Фабрика
  • Мне снились веселые думы…
  • О, как безумно за окном…
  • Там неба осветленный край…
  • Мой остров чудесный
  • Коршун

Из серии:
Классики за 30 минут

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…«: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Анализ Стихотворения А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей…», написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.

Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, ко­гда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось её платье.

Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустоше­ния, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рас­сказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.

Искусство поэзии обладает способностью переплавить лич­ностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отра­жают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусст­ва»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», во­площают в звуках опыт трагического мироощущения.

Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.

Но есть ответ в моих стихах тревожных,

Их тайный жар тебе поможет жить…

(«О, нет! не расколдуешь сердца ты…», 1913)

— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст воз­можность ощутить те же энергии и понять те же истины, что бы­ло суждено чувствовать ему. Его стихи при этом— не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; не­даром речь идёт о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.

Анализ Стихотворения А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

«Как тяжело ходить среди людей…» А. Блок

Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

Дата создания: 10 мая 1910 г.

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение, написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной – Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении есть еще один важный мотив – внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

Читать еще:  Откуда в мире столько зла стихи

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара – как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры – «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Александр Александрович Блок. «Как тяжело ходить среди людей…»

Александр Александрович Блок

Там человек сгорел
Фет

Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

Афанасий Фет

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Как тяжело ходить среди людей основная мысль. Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…

«Как тяжело ходить среди людей…» Александр Блок

Там человек сгорел
Фет

Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения « «: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

/ / / Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Александр Блок – русский писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик, один из начинателей русского символизма. Стихи поэта довольно разные по тематике и форме.

Символизм выявляет себя на уровне идей, тем, художественных средств и приемов. Как известно, это художественное течение возникло во Франции в 70-80 годах 19 века. Русские поэты, в первую очередь, ориентировались на искусство французских символистов. Символ становится главным средством для выражения, он призван раскрывать глубинные чувства. Многозначность символа определяется его неясностью, неопределенностью, его границы размыты. Каждый воспринимает символ по-своему, в этом и особенность данного метода. Основным принципом изображения действительности считается отсутствие красок, используются только оттенки.

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…» начинается с эпиграфа из стихотворения Фета: «Как тяжко мертвецу ходить среди людей живым и страстным притворяться». Вначале стиха фразы одного и другого автора перекликаются. Фраза Фета становится реминисценцией.

После прочтения стихотворения возникает какое-то странное чувство, стих проникнут атмосферой «страшного мира». Это дает основания предполагать, что Блок идет за Фетом, воссоздает эстетику его произведений.

Эмоциональное состояние лирического героя тяжелое. Он ощущает себя погибшим человеком, чувствует себя ходячим мертвецом. Это стихотворение о человеке, лишенном жизненной энергии и творческих сил, который вынужден притворяться живым.

В стихотворении варьируется мотив игры трагических страстей, которая связана с ощущением духовной опустошенности. Образ ночи ассоциируется с ночными кошмарами, ночь символизирует гибель старого мира. В эстетике символизма атрибут ночи имеет важное значение, ассоциируется с мистицизмом и таинственностью.

Лирический герой пытается найти «строй в нестройном вихре чувства». Передается тяжелое эмоциональное состояние человека, в душе которого разыгрывается гибельный пожар. Только «бледное зарево искусства» спасает от такой жизни. Творчество спасает человека, дает ему новые силы и энергию для осуществления своих планов.

Раскрывая эстетику ночи и страшного мира, автор использует чаще всего эпитеты. Произведение состоит из двух четверостиший, каждое из которых реализует основной мотив. Используется прием анафоры и повторение союза и, это очень важные приемы, которые обеспечивают единство стилистики произведения.

Таким образом, Александр Блок в своем произведение воссоздает эстетику страшного мира, которая связана с ночью и темными силами, в этом вопросе ссылается на Фета. В этом стихотворение важное значение играет символика ночи и таинственных сил. Эстетика символизма играет большую роль. Александр Блок реализовал принципы символизма на всех уровнях, не только в тематике, но и на уровне художественно-эстетических средств.

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельной пожар!

«Где это. один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, — а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, — и оставаться так, стоя на аршине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность, — то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить, — только жить. Экая правда! Господи, какая правда!» (Достоевский)

А можно ли жить, когда похоронишь своего ребенка? Оказывается, можно. Только нужно очень сильно, крепко-накрепко, забить свои мозги, чтобы им некогда было проворачивать документальный ужастик в черепной коробке. Если не получается «забить на всё», то нужно забить добропамятно-злопаметный мозг информационной свалкой, чтобы ему было недосуг рисовать картинки из жизни милого младенца и бесконечно-поглощающей любви, чтобы не помнить, когда сынуля открывал дверь и с порога кричал: «Мамуля!».

Что сделать, чтобы не стоял в ушах его любимый, такой родной, неповторимо-единственный голос?

Заглушить верещанием, визгом, суетой суетящихся в этой глупой жизни!

Оптимистов, слава Богу, со щитом принимающих жизнь даже самую пустую, полно. Зарядиться их энергией: шути, шути, шути. Шути. Даже если станет тошно, даже если уже ничего не веселит. А вдруг попадётся разудалая песня или развесёлая «демка», а вдруг хоть на миг она вызовет улыбку и закроет этой мишурой трагедию. Ведь есть же в жизни и комедии. А оптимистические трагедии уж точно есть. Вот и вытаскивай из них золотую россыпь комедийную.

Моё милое дитя, оказывается, дальше жить можно. Только нужно побольше всякой чепухи, чтобы эта чепуха сыпалась, вертелась, кружилась, пусть даже надувается, как мыльный пузырь. Примем его за радугу жизни, высветим на солнце — заиграет мыльный пузырь всеми цветами радуги. Чем не иллюзия жизненной красоты?! Красоте всегда есть место в жизни, как и подвигу. Вот и двигай подвиг: прими мыльный пузырь за красоту жизни. Влюбимся в Мыльный Пузырь.

Жить можно. А нужно ли?

Один за одним уходят в землю любимые. Говорят, что Бог берёт прежде времени самых лучших. А почему? Потому что хочет наказать тех, кто их мало любил, кто не умеет любить. Как это несправедливо! Взять лучших, чтобы наказать лишних. И ходит этот лишний — живой труп — в толпе людской, притворяется живым живущим.

Читать еще:  Кретьен де труа стихи

Милые, ушедшие в вечность, как мы умеем вас любить, когда вас нет рядом. И ничего уже не исправить! И некого любить. И не для кого жить.

Вот и стоим на аршине пространства, на скале, на узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, а кругом пропасть, вечный мрак, вечное уединение и вечная тревога.

Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей. », написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк:
* * *
Там человек сгорел.
Фет

Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать ещё не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!

Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось её платье.
Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустошения, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рассказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.
Искусство поэзии обладает способностью переплавить личностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отражают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусства»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», воплощают в звуках опыт трагического мироощущения.
Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.
Строки:
Но есть ответ в моих стихах тревожных,
Их тайный жар тебе поможет жить.
(«О, нет! не расколдуешь сердца ты. », 1913)
— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст возможность ощутить те же энергии и понять те же истины, что было суждено чувствовать ему. Его стихи при этом — не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; недаром речь идёт о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.

Последние материалы раздела:

Задание №1 Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная химическая связь. 1. Ca(ClO 2) 2 2. HClO 3 3. NH 4 Cl.

История — одна из древнейших наук человечества, предметом которой является изучение фактов и событий прошлого, их причинно- следственная связь.

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций. В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилейте.

  • Рубрики
    • Справочники
    • Дошкольники
    • Дружба
    • Жития святых
    • Сердце
    • Таинства
    • Семья и общество
    • Святые и святость
    • Ангел
    • Подготовка к школе
    • Антропология
    • Кумранские рукописи
    • Школьники
    • Богородица
    • Икона
    • Храм
    • Иерархия
    • Новоначальным
    • Любовь и семья
    • Поминовение усопших
    • Ислам
    • Алфавитный раздел
    • Богословие
    • Молитва
    • Смысл жизни
    • Блуд
    • Великий пост
    • Брак
    • Таинство Крещения
    • Тесты
    • Молитвослов
    • Заповеди Божии
    • Жизнь после смерти
    • Устав
    • Педагогика
    • Новый Завет
    • Правила благочестия
    • Богослужения
    • Адам
    • Бес, бесы
    • Христианство
    • Воскресенье
    • Гермоген Шиманский
    • Типикон
    • Богослужение
    • Евфи́мий Зигабе́н
    • Духовность
    • Схемы и пособия
    • Религиоведение
    • Духовная жизнь
    • Венчание
    • Патриарх
    • Свеча церковная
    • Нагорная проповедь
    • Мощи святых
    • История Церкви
    • Святая Троица
    • Инославие
    • Крестные

© Справочники. Учебная литература EVGENPOL.RU , 2021

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

LiveInternetLiveInternet

Александр Александрович Блок

Там человек сгорел Фет

Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар!

Афанасий Фет

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Блок за 30 минутГруппа авторов

Великий русский поэт Александр Александрович Блок появился на свет 28 ноября (16 по ст. стилю) 1880 года в северной столице России. Его родителями были Александр Львович Блок — правовед, занимавший должность профессора права в Варшавском университете и Александра Андреевна — переводчица, а дедушкой по материнской линии был сам А.Н. Бекетов — знаменитыйботаник и ректор петербургского университета. Летом семейство Блоков часто отдыхало в имении Бекетовых — Шахматово. Соответственно, детство поэта прошло в классических традиция русской интеллигенции. Именно дед привил мальчику любовь к литературе, последний воспитывался посредством стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, В.А. Жуковского и др.

Когда молодому Блоку было девять лет, его мать вышла замуж вторым браком. Ее супругом стал гвардейский офицер и семья переселилась на окраину города, ближе к берегам Большой Невки. В этом же возрасте мальчик поступил в Введенскую гимназию.

А в 1897 году в немецком курортном городе Бад-Наугейм, где он тогда отдыхал с матерью, поэт испытал свое первое настоящее глубокое чувство по отношению к К.М. Садовской, которая была воспета им в большом количестве произведений.

По окончании гимназии, молодой человек становится студентом петербургского университета и сначала выбирает юридический факультет, но позже переводится на историко-филологическое отделение, которое в 1906 году успешно заканчивает.

Как писатель, он проявил себя очень рано, еще в раннем детстве. Тогда мальчик даже создавал и придумывал рукописные журналы для детей, охотно принимал участие в любительских театральных постановках в имении деда. Повзрослев, не оставил литературу, напротив — все его эмоции и переживания нашли свое отражение в лирике. Последняя была, в основном любовная и о природе, а с 1901 года в ней стали преобладать мистические мотивы, иносказания, ощущение какого-то предчувствия. Во многом это было связано с тем, что в это время поэт серьезно увлекся трудами древнегреческого философа Платона, который выдвигал идею о существовании реального, сверхреального миров и мира идей.

В личной жизни Александра Александровича судьбоносным оказался 1898 год, ознаменовавшийся встречей с Любовью Дмитриевной Менделеевой — дочерью знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Это было настоящее сильное чувство и 30 августа 1903 года молодая пара обвенчалась.

Александру Блоку были близки идеи символистов и он сблизился с Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым, с удовольствием принимал участие в работе кружка любителей творчества Владимира Соловьева. Именно там поэт знакомится с начинающим прозаиком Андреем Белым, а творчество первого было горячо встречено и поддержано. Первые стихи Блока были опубликованы по весне 1903 года в петербургском «Новом пути» и московских «Северных цветах». Ближе к концу 1904 года свет увидела первая самостоятельная книга Блока «Стихи о прекрасной Даме».

Эта книга полностью выдержана в «соловьевских» традициях — воспета вечная женственность, многое недосказанно, повсюду символы, тайны. Лирическая героиня — полу-эфемерное создание, исчезающее днем и возрождающееся в свете зари, таинственная незнакомка.

Однако вскоре поэт осознает, что необходимо искать новые формы, создавать нечто иное, отличное от всего того, что владело его разумом ранее. Сама жизнь показала утопическую несостоятельность «соловьевских» идей и их следовало заменить чем-то свежим.

В политической жизни страны, как раз грянула революция 1905-1907 годов. Это событие стало переломным в творчестве поэта: обнажилась суровая реальность жизни, а мир грез и фантазий навсегда канул в Лету. С этого момента все произведения Блока проникнуты борьбой, демократическими идеалами, он восхищается силой и волей народа на пути к достижению своего счастья.

Как истинный романтик, Александр Александрович никогда не был равнодушен к слабому полу. Его новой музой стала актриса Н.Н. Волохова — высокая статная красавица в черном бархате. Этот образ поэт перенес в свое творчество. Теперь героиня лирики — сильная, волевая женщина, роковая красотка. В этом ключе создавалось стихотворение «Фабрика».

Ранее сторонившийся общественной активности, сейчас Блок оказался глубоко вовлеченным во все события страны и народа. Он с удовольствием участвует в митингах и демонстрациях, возглавляет их с красным стягом в руках. Безусловно, все это позже нашло отображение в его лирике.

Период с 1906 по 1908 годы отмечен окончательным становлением Блока как литератора. Он успешен, его имя становится известным. В это время были опубликованы сборники стихов: «Нечаянная радость» (1907 г.), «Снежная маска» (1907 г.), «Земля в снегу» (1908 г.), «Лирические драмы». В тысяча девятьсот восьмом году было создано драматическое произведение «Песня судьбы» и в следующем году оно увидело свет, но так и не было поставлено на сцене.

Примерно в это же время (1907-1908 гг.) писатель все дальше отдаляется от традиций литературы символизма, ищет свое настоящее призвание, свою веху. Состоявшееся в 1909 году путешествие по Германии и Италии обусловило создание цикла «Итальянские стихи» — благосклонно воспринятого критиками. Вдохновленный жаждой новых впечатлений и открытий, Блок вскоре снова путешествует по Парижу, Бретани, Бельгии, Голландии, Германии. Через два года снова посещает Париж и Бискайское побережье Атлантического океана.

Полученное после смерти отца наследство, позволило молодому человеку не заботиться более о зарабатывании денег — он стал финансово свободным человеком. В 1910 году поэт приступил к написанию эпической поэмы «Возмездие», но она, к сожалению, так и не была закончена. Далее была создана пьеса «Роза и «Крест», а в 1911 году увидел свет сборник «Ночные часы».

Вторая половина 1916 года стала временем испытаний для поэта — его призвали в действующую армию, он был определен в инженерно-строительную бригаду, задачей которой было построение полевых укреплений в пределах прифронтовой полосы недалеко от Пинских болот. В это же время в стране пало самодержавие.

С мая 1917 года Блок принимает непосредственное участие в работе Чрезвычайной следственной комиссии, деятельность которой была направлена на анализ поступков царских министров и чиновников. Это занятие очень нравилось поэту, он смог лично убедиться в ничтожности самодержавия. На основании данных с допросов и показаний, появился документальный трактат: «Последние дни императорской власти».

В феврале 1918 года были созданы поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». И если большевистская критика одобряла горячее желание поэта объединиться с народом, то такие мэтры пера как: А.А. Ахматова, М.М. Пришвин, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и другие — выступали с решительной критикой.

В связи с началом официальной работы в театре — в 1917 году — член Театрально-литературной комиссии, затем сотрудничество с Театральным отделом Наркомпроса, а с апреля 1919 года — в Большом Драматическом театре, — А. Блок создает лирические наброски «Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника», фельетоны — «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати». Тогда же поэт становится членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература», возглавляемое самим Максимом Горьким. С 1920 года он уже председатель Петроградского отделения Союза поэтов.

На протяжении нескольких месяцев тысяча девятьсот двадцать первого года, Блок выступает перед аудиторией с торжественным восхвалением А.С. Пушкина, а также, читает собственные стихотворения. Однако, напряженная работа привела к психическому расстройству и заболеванию сердца.

Седьмого августа тысяча девятьсот двадцать первого года поэта не стало. Александр Александрович Блок был похоронен в Петрограде.

В средних общеобразовательных учреждениях изучают творчество А.А. Блока, начиная с 3 класса — стихотворения: «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». В пятом классе изучают стихотворение «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». В 8 классе — стихотворение «Россия», в 9 классе — «О, я хочу безумно жить…» и «Сумерки, сумерки вешние…». В 10 классе изучают поэму «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь…», «В ресторане», «На железной дороге».

Читать еще:  Кто как говорит 3+ стихи марины дружининой

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Александр Блок – русский писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик, один из начинателей русского символизма. Стихи поэта довольно разные по тематике и форме. Символизм выявляет себя на уровне идей, тем, художественных средств и приемов. Как известно, это художественное течение возникло во Франции в 70-80 годах 19 века. Русские поэты, в первую очередь, ориентировались на искусство французских символистов. Символ становится главным средством для выражения, он призван раскрывать глубинные чувства. Многозначность символа определяется его неясностью, неопределенностью, его границы размыты. Каждый воспринимает символ по-своему, в этом и особенность данного метода. Основным принципом изображения действительности считается отсутствие красок, используются только оттенки.

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…» начинается с эпиграфа из стихотворения Фета: «Как тяжко мертвецу ходить среди людей живым и страстным притворяться». Вначале стиха фразы одного и другого автора перекликаются. Фраза Фета становится реминисценцией.

После прочтения стихотворения возникает какое-то странное чувство, стих проникнут а. Это дает основания предполагать, что Блок идет за Фетом, воссоздает эстетику его произведений.

Эмоциональное состояние лирического героя тяжелое. Он ощущает себя погибшим человеком, чувствует себя ходячим мертвецом. Это стихотворение о человеке, лишенном жизненной энергии и творческих сил, который вынужден притворяться живым.

В стихотворении варьируется мотив игры трагических страстей, которая связана с ощущением духовной опустошенности. Образ ночи ассоциируется с ночными кошмарами, ночь символизирует гибель старого мира. В эстетике символизма атрибут ночи имеет важное значение, ассоциируется с мистицизмом и таинственностью.

Лирический герой пытается найти «строй в нестройном вихре чувства». Передается тяжелое эмоциональное состояние человека, в душе которого разыгрывается гибельный пожар. Только «бледное зарево искусства» спасает от такой жизни. Творчество спасает человека, дает ему новые силы и энергию для осуществления своих планов.

Раскрывая эстетику ночи и страшного мира, автор использует чаще всего эпитеты. Произведение состоит из двух четверостиший, каждое из которых реализует основной мотив. Используется прием анафоры и повторение союза и, это очень важные приемы, которые обеспечивают единство стилистики произведения.

Таким образом, Александр Блок в своем произведение воссоздает эстетику страшного мира, которая связана с ночью и темными силами, в этом вопросе ссылается на Фета. В этом стихотворение важное значение играет символика ночи и таинственных сил. Эстетика символизма играет большую роль. Александр Блок реализовал принципы символизма на всех уровнях, не только в тематике, но и на уровне художественно-эстетических средств.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…» Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…

«Как тяжело ходить среди людей…» Александр Блок

Там человек сгорел
Фет

Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения « «: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельной пожар!

«Где это. один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, — а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, — и оставаться так, стоя на аршине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность, — то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить, — только жить. Экая правда! Господи, какая правда!» (Достоевский)

А можно ли жить, когда похоронишь своего ребенка? Оказывается, можно. Только нужно очень сильно, крепко-накрепко, забить свои мозги, чтобы им некогда было проворачивать документальный ужастик в черепной коробке. Если не получается «забить на всё», то нужно забить добропамятно-злопаметный мозг информационной свалкой, чтобы ему было недосуг рисовать картинки из жизни милого младенца и бесконечно-поглощающей любви, чтобы не помнить, когда сынуля открывал дверь и с порога кричал: «Мамуля!».

Что сделать, чтобы не стоял в ушах его любимый, такой родной, неповторимо-единственный голос?

Заглушить верещанием, визгом, суетой суетящихся в этой глупой жизни!

Оптимистов, слава Богу, со щитом принимающих жизнь даже самую пустую, полно. Зарядиться их энергией: шути, шути, шути. Шути. Даже если станет тошно, даже если уже ничего не веселит. А вдруг попадётся разудалая песня или развесёлая «демка», а вдруг хоть на миг она вызовет улыбку и закроет этой мишурой трагедию. Ведь есть же в жизни и комедии. А оптимистические трагедии уж точно есть. Вот и вытаскивай из них золотую россыпь комедийную.

Моё милое дитя, оказывается, дальше жить можно. Только нужно побольше всякой чепухи, чтобы эта чепуха сыпалась, вертелась, кружилась, пусть даже надувается, как мыльный пузырь. Примем его за радугу жизни, высветим на солнце — заиграет мыльный пузырь всеми цветами радуги. Чем не иллюзия жизненной красоты?! Красоте всегда есть место в жизни, как и подвигу. Вот и двигай подвиг: прими мыльный пузырь за красоту жизни. Влюбимся в Мыльный Пузырь.

Жить можно. А нужно ли?

Один за одним уходят в землю любимые. Говорят, что Бог берёт прежде времени самых лучших. А почему? Потому что хочет наказать тех, кто их мало любил, кто не умеет любить. Как это несправедливо! Взять лучших, чтобы наказать лишних. И ходит этот лишний — живой труп — в толпе людской, притворяется живым живущим.

Милые, ушедшие в вечность, как мы умеем вас любить, когда вас нет рядом. И ничего уже не исправить! И некого любить. И не для кого жить.

Вот и стоим на аршине пространства, на скале, на узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, а кругом пропасть, вечный мрак, вечное уединение и вечная тревога.

/ / / Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Александр Блок – русский писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик, один из начинателей русского символизма. Стихи поэта довольно разные по тематике и форме.

Символизм выявляет себя на уровне идей, тем, художественных средств и приемов. Как известно, это художественное течение возникло во Франции в 70-80 годах 19 века. Русские поэты, в первую очередь, ориентировались на искусство французских символистов. Символ становится главным средством для выражения, он призван раскрывать глубинные чувства. Многозначность символа определяется его неясностью, неопределенностью, его границы размыты. Каждый воспринимает символ по-своему, в этом и особенность данного метода. Основным принципом изображения действительности считается отсутствие красок, используются только оттенки.

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…» начинается с эпиграфа из стихотворения Фета: «Как тяжко мертвецу ходить среди людей живым и страстным притворяться». Вначале стиха фразы одного и другого автора перекликаются. Фраза Фета становится реминисценцией.

После прочтения стихотворения возникает какое-то странное чувство, стих проникнут атмосферой «страшного мира». Это дает основания предполагать, что Блок идет за Фетом, воссоздает эстетику его произведений.

Эмоциональное состояние лирического героя тяжелое. Он ощущает себя погибшим человеком, чувствует себя ходячим мертвецом. Это стихотворение о человеке, лишенном жизненной энергии и творческих сил, который вынужден притворяться живым.

В стихотворении варьируется мотив игры трагических страстей, которая связана с ощущением духовной опустошенности. Образ ночи ассоциируется с ночными кошмарами, ночь символизирует гибель старого мира. В эстетике символизма атрибут ночи имеет важное значение, ассоциируется с мистицизмом и таинственностью.

Лирический герой пытается найти «строй в нестройном вихре чувства». Передается тяжелое эмоциональное состояние человека, в душе которого разыгрывается гибельный пожар. Только «бледное зарево искусства» спасает от такой жизни. Творчество спасает человека, дает ему новые силы и энергию для осуществления своих планов.

Раскрывая эстетику ночи и страшного мира, автор использует чаще всего эпитеты. Произведение состоит из двух четверостиший, каждое из которых реализует основной мотив. Используется прием анафоры и повторение союза и, это очень важные приемы, которые обеспечивают единство стилистики произведения.

Таким образом, Александр Блок в своем произведение воссоздает эстетику страшного мира, которая связана с ночью и темными силами, в этом вопросе ссылается на Фета. В этом стихотворение важное значение играет символика ночи и таинственных сил. Эстетика символизма играет большую роль. Александр Блок реализовал принципы символизма на всех уровнях, не только в тематике, но и на уровне художественно-эстетических средств.

Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей. », написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк:
* * *
Там человек сгорел.
Фет

Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать ещё не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!

Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось её платье.
Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустошения, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рассказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.
Искусство поэзии обладает способностью переплавить личностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отражают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусства»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», воплощают в звуках опыт трагического мироощущения.
Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.
Строки:
Но есть ответ в моих стихах тревожных,
Их тайный жар тебе поможет жить.
(«О, нет! не расколдуешь сердца ты. », 1913)
— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст возможность ощутить те же энергии и понять те же истины, что было суждено чувствовать ему. Его стихи при этом — не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; недаром речь идёт о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector