0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стих почему нельзя ходить на пасху на кладбище

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

  • Все (2576)

5 видов теста для приготовления вкусной пиццы. 5 видов теста для приготовления .

Фото дня Фото дня Внучок с дедом!

Красивые тапочки крючком https://ya-hozyaika.com/vyazanie-dlya-doma/tapochki-obuv/krasivy-e-ta.

Инсульт у женщин: 6 ранних признаков, которые нельзя игнорировать! Сегодня инсульт занимает 2 м.

Жареные болгарские перцы Жареные болгарские перцы Для блюда обязательно подойдет болгарски.

Ссылки

  • Все (18)

Рубрики

  • Анимации (41)
  • весна (2)
  • зимнии анимации и картинки (6)
  • котики (2)
  • надписи (2)
  • пожелания (2)
  • поздравительные анимации (17)
  • разное (3)
  • сайты (1)
  • флэш (2)
  • цветы (4)
  • Потомки (2)
  • Видио (60)
  • Вышивание (1)
  • Вязание (20)
  • Дача (452)
  • вредители (23)
  • удобрение (4)
  • грибы (1)
  • кадастр (2)
  • кустарники (15)
  • огород (109)
  • подкормка (14)
  • полезные советы (55)
  • посадочный календарь (3)
  • рассада (21)
  • растения и знаки зодиак (1)
  • сад (44)
  • семена (6)
  • травы (1)
  • украшения для сада (7)
  • урожай (2)
  • цветник (131)
  • ягода (11)
  • ЖЖ (4)
  • Жизнь (13)
  • Забавненько (110)
  • видио (30)
  • животные (23)
  • котоматрица (27)
  • кошки (19)
  • ни дня без улыбки (3)
  • Заготовки (88)
  • Здоровье (446)
  • бессонница (9)
  • крем, маски (3)
  • варикоз (5)
  • видио (2)
  • гимнастика (2)
  • гипертоникам (46)
  • глаза (19)
  • др. заболевания (21)
  • инсульт (9)
  • кишечник (2)
  • лекарства (6)
  • лекарственные растения и травы (29)
  • лечимся. отдыхаем (3)
  • массаж (3)
  • напитки (13)
  • народная медицина (15)
  • настои,отвары,мази (41)
  • папилломы (7)
  • печень (1)
  • позвоночник (1)
  • полезная еда (20)
  • полезно знать (90)
  • простуда (7)
  • радикулит (2)
  • сердце (37)
  • суставы (21)
  • травы (1)
  • щитовидная железа (18)
  • Компьютер (154)
  • антивирус (14)
  • клавиатура (13)
  • компьютерная грамотность (76)
  • обои (14)
  • переводчик (1)
  • поисковик (1)
  • принтер (1)
  • программы (21)
  • сайты (1)
  • фотошоп (6)
  • Косметика (2)
  • Кошки (49)
  • видио (2)
  • еда для кошек (1)
  • Кухня (517)
  • выпечка (95)
  • грибы (4)
  • горячие блюда (77)
  • мед (1)
  • морепродукты (7)
  • мясо (21)
  • напитки (30)
  • овощи (67)
  • полезные советы (26)
  • пряности (2)
  • птица (20)
  • рыба (26)
  • салаты (42)
  • сладкое (19)
  • соусы (13)
  • тесто (14)
  • торты (10)
  • фрукты (3)
  • холодные закуски (21)
  • Что нельзя хранить в холодильнике (2)
  • Милосердие (2)
  • Музыка (48)
  • видио (14)
  • певцы, музыканты (1)
  • Жан-Татлян (1)
  • лечебная (4)
  • мои записи (2)
  • музыкальные сайты (4)
  • романсы (2)
  • сборник (10)
  • танго (2)
  • Хулио Иглесиас (1)
  • шансон (1)
  • Нужное в хозяйстве. (89)
  • белоснежная ванна (2)
  • выводим пятна (5)
  • нужная информация (5)
  • полезные советы (54)
  • применение уксуса (3)
  • стирка (13)
  • утюжить без утюга (1)
  • чистая плита (3)
  • чистые окна (1)
  • Панорамы (6)
  • Планшет (4)
  • Поделки (2)
  • Поздравления (54)
  • 1 апреля (3)
  • 23 февраля (3)
  • 8 марта (6)
  • вербное (1)
  • новогодние флешки (4)
  • Рождество Христово (3)
  • с днем рождения! (12)
  • с Крещением (2)
  • с Новым Годом (17)
  • с Рождеством! (2)
  • Позитив (228)
  • анекдот (3)
  • видио (53)
  • говорят дети (1)
  • дети (11)
  • животные (19)
  • зимние картинки (2)
  • калейдоскоп (1)
  • капли (1)
  • картинки (5)
  • котоматрицы (18)
  • коты и дети (5)
  • красавцы коты (42)
  • стихи (1)
  • удивительные фотографии (12)
  • флешки (12)
  • цветы (8)
  • цветы из воды (1)
  • юмор,афоризмы (19)
  • Политика (5)
  • Праздники (3)
  • Президент (1)
  • Природа (126)
  • водопады (14)
  • камни (2)
  • горы (5)
  • животный мир (4)
  • заповедики (2)
  • красота (18)
  • ледяные пещеры (1)
  • ленские столбы (2)
  • море (4)
  • озёра (1)
  • пейзажи (16)
  • подводный мир (14)
  • птицы (11)
  • пустыни (1)
  • редкие явления (1)
  • реки (2)
  • сады (6)
  • святые места (2)
  • цветы (12)
  • Работа с дневником (240)
  • аватарки (1)
  • альбомы (2)
  • информация (4)
  • календарики (7)
  • картинки (7)
  • кнопки-переходы (30)
  • коды (3)
  • комментарии (13)
  • полезные сайты (10)
  • рамочки (54)
  • смайлики (2)
  • спасибо (9)
  • схемы (8)
  • таблица цветов (1)
  • уроки на ЛиРу (57)
  • фон (6)
  • часики (10)
  • шрифты (1)
  • эпиграфы (9)
  • это нужно знать (3)
  • Разности (191)
  • актеры (31)
  • калькулятор (1)
  • Города (3)
  • для дома (3)
  • женщины (8)
  • живые фотографии (1)
  • загранпаспорт (1)
  • инструкции по эксплуатации (1)
  • интересно (31)
  • крем (1)
  • мистика (1)
  • полезные сайты (5)
  • полезные свойства огурца (1)
  • полезные советы (43)
  • Правильно говорить (6)
  • правители (6)
  • психология (4)
  • развлечение (2)
  • создание видеоролика (1)
  • СССР (1)
  • фотоальбомы с Яндекса (1)
  • фотографии (8)
  • фотоэффекты (7)
  • экзотические фрукты (1)
  • это кушать нельзя (1)
  • это надо знать (12)
  • Религия (27)
  • Рукоделие (6)
  • кошкин дом (2)
  • поделки (1)
  • Фильмы (8)
  • Гордость и предубеждение (2)
  • документальное кино (2)
  • фото (6)

Видео

  • Все (10)

Фотоальбом

  • Все (192)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

  • Все (61)

Постоянные читатели

  • Все (77)

Статистика

Не ходите на Пасху на кладбище

Не ходите на Пасху на кладбище


Пасха — самый великий праздник христиан. Считается, что в этот замечательный день, Бог собирает все души усопших на свой праздник, потому тревожить их своим визитом на кладбище НЕ ПРИНЯТО!

Не ходите на Пасху на кладбище

Не ходите на Пасху на кладбище
Ко всем тем, кого с вами уж нет.
В светлый праздник Христосуйтесь, радуйтесь,
Славьте Бога на весь белый свет!

Не ходите к усопшим родителям,
Есть другие для этого дни
Ведь хотите ли вы, не хотите ли, —
В этот день Христа видят они!

Не носите им ваши страдания,
Скорбь и слёзы, душевную боль,
Не являйтесь к ним пьяной компанией
В день, когда миром правит Любовь!

Не лишайте их праздника светлого,
Не нужны ни хвала им, ни лесть,
Души их промолчат безответные,
Но пришли вы — они тоже здесь .

В день пасхальный, порою весеннею,
Дайте ж радости всем, кто вам мил.
В Иисуса Христа Воскресение
Дорогих не тревожьте могил.

Не ходите на Пасху к родителям,
Не целуйте над ними креста.
Не печальте их в тихой обители —
В этот день они видят ХРИСТА !

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Читать еще:  Пожелания в стихах что надо мужчинам

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище

Каждый год в день Светлой Пасхи можем наблюдать одну и ту же картину: тысячи людей устремляются на кладбища. Администрации городов, районов выделяют даже бесплатный дополнительный транспорт. В деревнях и селах съезжаются родственники, чтобы почтить память умерших предков.

Вроде бы уже все в курсе, что на Пасху на кладбище ходить нельзя. Это праздник, где нет места грусти. А посещение погоста волей-неволей вызывает унылые мысли о смерти и бренности бытия. В то же время считают, что как-то неудобно не прийти, что вдруг осудят соседи, если не оставишь на могилке родных цветов, конфет, блинов с яйцами…

А в Пасху ждут прихожан в церквях и храмах. Звучит веселый колокольный звон и радостное приветствие «Христос Воскресе!». И ответное «Воистину Воскресе!». Так утверждается, что смерти больше нет. Что Христос претерпел мучения ради вечной жизни, «смертию смерть поправ». Так зачем же отправляться туда, где никого нет, когда “мертвые восстали из гробов вслед за Спасителем и пришли в свои дома”. Такое толкование дается в Священном писании.

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище – ответ священника

Не все священники категоричны в запрете приходить на кладбище в день Торжества всех Торжеств. Бывает, что человек одинок, не осталось близких, к кому может пойти в гости в святой праздник. Да и душа просит посетить погост, Церковь в этом случае идет на встречу. И на могилах можно увидеть даже батюшек, которые по просьбе прихожан молятся вместе с ними. Но в этот день молитвы произносятся только праздничные. В Пасху и следующую Светлую Седмицу нет места печальному “Царствие небесное”. Только “Христос Воскрес!”

Священнослужители настраивают прихожан в Пасхальный день оставаться дома, праздновать, посещать приходы, гулять на улице. Считается, что умершие предки в самый главный, древнейший праздник сами являются в гости, незримо находятся за щедрым столом. Духовные пастыри подчеркивают, что с православной точки зрения в Воскресение Христово на кладбище лучше не показываться.

Цецилиан

Церковный историк Василий Болотов в своих трудах приводит пример, как епископ Цецилиан грозил одной вдове отлучить ее от Церкви за то, что она променяла встречу с Христом на общение с мертвыми на кладбище. То есть радость от Светлого Воскресения, говорит Болотов, необходимо разделять не с покойными, а с живыми людьми.

Некоторые еще более решительны в высказываниях. Отмечают, что идти на Пасху на кладбище, значит обнаружить “не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла христианского учения”. Или так: Пасха свидетельствует, что у Господа все живы. В течение пасхальной седмицы в церквях заупокойные службы не проводят.

В Торжество из Торжеств полагается заниматься самыми приятными и полезными для души и тела делами:

  • посетить с утра пасхальную службу, если не были на ней ночью;
  • собраться за столом всей семьей, чтобы отпраздновать великий день;
  • начинать разговляться после поста, обычно крашенкой и куличом, который разрезают на части по количеству собравшихся вместе;
  • навестить родных, близких, раздавать милостыню.

То есть ничто не должно омрачать радостного настроения, в этот период лучше гнать от себя грусть, печаль, тревогу.

Святитель Афанасий (Сахаров) в “Обряде погребения православного христианина” написал также об особенностях Пасхи. Мысль повторяется: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Откуда традиция ходить на кладбище в день Пасхи, правильно ли это

Обычай посещать могилы близких в Воскресение Христово во многом определяется возможностями человека. Часто идут туда не потому, что хотят нарушать известное правило, пойти вопреки, но так складываются обстоятельства.

Многие помнят, как в советское время могли уволить с работы, вычеркнуть из списка в очередь на квартиру только за то, что человек отстоял Пасхальное богослужение. Даже в школах в понедельник после Пасхи учителя строго спрашивали своих подопечных, кто был таким неблагоразумным, что ходил собирать яйца по квартирам. Тех наивных, кто сознавался в своем непослушании, не достойном звания октябренка, наказывали.

И уже тем более не было возможности отпроситься в рабочий день, в Радоницу, чтобы посетить кладбище. Потому и шли в воскресенье, в законный выходной, на погосты. И там, укрывшись от ока надзорных органов, пользовались возможностью отметить Воскресение Христа. Если не на литургии, то хотя бы на кладбище.

Почему и зачем на Пасху бьются яйцами

Что символизирует кулич и яйца на Пасху в православии

Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи

Кроме того, посещение усопших в праздник для многих осталось единственной памятью о многочисленных обрядах. Опять же горькое следствие советской эпохи, когда священников расстреляли, сослали в лагеря, закрыли храмы, а с ними и церковно-приходские школы.

Наступила в итоге духовная безграмотность. Молитвы забылись, но то, что в Пасху надо быть на кладбище и там есть куличи и яйца, помнилось. Потому вопреки призывам с раннего утра устремляются туда. Стоит ли так поступать, каждый решает за себя. Но мудрые люди советуют оглядеться: и на духовные правила, и на погоду. Несомненно, лучше посетить погост в ясный сухой день. Навести там порядок и тихо посидеть около могилы ушедших в мир иной. Помолчать и погрустить.

А Пасха – время победы жизни над смертью, праздник Воскресения и веры о жизни вечной, которую подарил воскресший Богочеловек Иисус Христос.

История

В имперской России крестьяне собирались освящать куличи в церкви со всей округи. Часто храм находился далеко, пробираться приходилось по бездорожью, в грязь, особенно если Пасха выпадала на апрель. После службы Великой Субботы возвращаться пешком домой, а потом вновь на праздничное стояние в храм никто не хотел, это было невозможно по времени. Так и шли на кладбище. Там развязывали свои котомки, раскладывали угощение. И ели-веселились.

Можно ли ходить на кладбище в Пасху и почему нельзя

Места захоронений концентрируют негативную энергию, которая рождается от горя людей, печали из-за расставаний с близкими, чувств вечной утраты. И все это может плохо сказываться на посетителях кладбища. Зная об этом, люди издавна установили правила, когда можно и нельзя приходить на кладбища. Пасха – время радости, света, Воскресения Спасителя. Потому для поминовения усопших предназначен праздник Радоницы, который наступает во вторник второй недели Пасхи.

По православным правилам не стоит приходить на могилы и в другие большие празднества, как Рождество, Благовещение, Троица. Это время лучше отдать храму, отстоять службу, зажечь свечи за здравие и за упокой. Есть другие правила и связанные с ним суеверия, приметы, запрещающие ходить на кладбище:

  • беременным женщинам, во время месячных, а также нельзя брать малышей до года. В эти периоды они слишком энергетически уязвимы. Как считают эзотерики, могут притянуть потусторонние сущности. которые будут тянуть силы;
  • не стоит приходить на погост после обеда и тем более после заката солнца, оптимальное время для этого – утро, с 6 до 12 часов, когда потустороннее воздействие сведено до минимума;
  • в день рождение усопшего, лучше вспоминать его в семье, за столом говорить о его добрых прижизненных поступках;
  • на могиле при посещении необходимо каждый раз зажигать церковную свечу – почтить память умершего;
  • не оборачиваться, когда уходишь с погоста, и не возвращаться назад. Дома вымыть обувь, смыть остатки земли и плохой энергетики, отмыть также инструменты, с помощью которых облагораживали могилку.
Читать еще:  Жизнь как цирк стихи

Посещение кладбища неизменно наводит на размышления о бренности жизни, о ее быстротечности. Возможно, это и есть хороший стимул помолиться о близких, ощутить с ними духовную связь, как бы давно они не покинули этот мир. И прочувствовать радость от общения с живыми родными.

Советы священника: когда ходить на кладбище поминать усопших

Проводы, Гробки, а по-церковному – Радоница – это специально отведенные в православном календаре дни, чтобы побывать в месте, где покоятся уже ушедшие родные и близкие люди, чтобы разделить с ними радость Светлого Христова Воскресенья.

Существуют различные названия этого дня — Проводы, Гробки, Дарное воскресенье, Опроводы, Поминальное воскресенье, Томино воскресенье, Хомино воскресенье, Красная горка.

Поминальных дней в году много, но только Радоница несет в своей сути радостное событие, означает празднование Пасхи со всеми атрибутами (крашенками и куличами), приносимыми на кладбище, – таким образом как бы происходит единение церкви небесной и земной, ведь у Бога нет мертвых, для него все живы.

Глава Информационного управления Киевской Патриархии Евстратий Зоря рассказал «Обозревателю», когда нужно ходить на кладбище поминать усопших и как правильно это делать, а также чего делать не стоит.

История и значение

Мы, празднуя Воскресение Христово, празднуем победу жизни над смертью. И в самом песнопении, которое называется «Тропарем» Пасхи, то есть короткое песнопение, в котором рассказывается сущность того, что мы празднуем, говорится: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть преодолел и тем, что в гробах, жизни даровал». То есть это есть радость воскресения не только Иисуса Христа, но радость воскресения для всех людей.

Апостол Павел говорит, что как в Адаме все умирают, так в Христе все воскреснут. И это не зависит от состояния человека, верит он или не верит, святым он умер или грешником. Так же как через грехопадение Адама смерть пришла ко всем людям, и умирают и праведники, и грешники, и старые и молодые. И так будет вплоть до второго пришествия Христового. Так вот мы, вспоминая Воскресение Христово, очевидно, вспоминаем и об умерших, и об их воскресении. И выполняем то, что для них наиболее необходимо, это есть молитва. И в сам Великий пост мы уделяем особенное внимание молитве за умерших.

И в связи с Великим постом есть особенные субботы, так называемые родительские, в которые мы вспоминаем всех от возраста умерших. По церковному календарю поминание умерших после Пасхи завершается во вторник второй недели.

Когда нужно ходить на кладбище

Во вторник второй недели, то есть через неделю после Пасхи во вторник наступает так называемая Радоница.

Но по многолетней традиции и в связи с практической необходимостью, поминовение на практике совершается начиная с субботы первой недели, особенно, если говорить о таких крупных городах как Киев, где много кладбищ и на разных кладбищах могут быть похоронены умершие.

Это можно найти и в средствах массовой информации — указывается, что на таких-то кладбищах поминовение совершается в субботу, на таких-то в воскресенье, на таких-то в понедельник, то есть распределяется по кладбищам .

Там, где есть одно кладбище в небольших городах, в селах — там обычно делают это в воскресенье, потому что это выходной нерабочий день и люди могут свободно приехать к могилам своих родных и близких, и совершить поминовение.

Поэтому, в принципе, идти на кладбище можно в любой из этих дней, начиная с субботы, потому что суббота – это общий на протяжении всего года день поминовения всех усопших, с субботы и вплоть до вторника включительно мы приходим на проводы на могилы своих усопших и совершаем там молитву. Или сами молимся за их упокой, или по возможности приглашаем священнослужителей, которые в это время находятся на кладбище, и таким образом совершаем их поминовение.

Также это возможность оценить состояние могилы, приготовиться, убрать ее, и раздать милостыню, потому что традиционным в связи с поминовением умерших является раздача милостыни нуждающимся — деньгами, также продуктами, в частности те же паски и крашенки. Они либо остаются на могиле, а потом те, кто нуждаются, ходят и собирают эти вещи, или же их подают сидящим у входа на кладбище просящим.

И это также очень древний обычай, и церковь всегда учила, что милостыня в память об умерших так же необходима, как и молитва за них.

Принять бездомного, накормить голодного, одеть нагого — значит приблизиться к Господу. Поэтому нельзя прогонять людей, собирающих по кладбищу только что оставленную снедь.

Чего не нужно делать

Не нужно превращать поминовение умерших на повод к пьянству или на какую-то маевку.

Это не должен быть просто повод для того, чтобы выпить спиртного и по сути уже и забыть о том, для чего собрались. И поэтому поминальную трапезу лучше сделать не на могиле, а дома после посещения могил умерших.

Если это практически неудобно и невозможно, то можно поминать и у могил, но без употребления крепких спиртных напитков. И это должно быть более символично, то есть не нужно туда заготавливать как на выезд на природу много блюд для того, чтобы там есть, пить и так далее.

В некоторых селах, кстати, есть очень интересная традиция, где поминовение является общим, то есть люди расходятся по могилам, поминают своих умерших, а потом выходят с кладбища и у кладбища раскладывают, кто что принес, и совместно это потребляют, как когда-то в древности первые христиане.

Все это зависит от региональных традиций. Потому что, например, в России есть обычай, с которым церковь долго борется, но побороть его не может. Многие на Пасху не в церковь идут, а идут на могилы. На Пасху идут на могилы, на гробы, чего собственно не нужно делать, потому что даже если человек умрет в этот день, на Пасху, то и похорон не совершается. Похорон уже совершается в понедельник, или в последующие дни, потому что это праздник над праздниками, и торжество над торжествами. Это особый день, который нужно провести в духовном и телесном соответствии с радостью этого торжества.

Поверья на Радоницу

• Вспоминая в «поминальной» недели умерших предков, не годится их называть покойниками, потому что в эти дни «они все слышат, которая о них речь говорится». Лучше их называть родственниками , свояками и знакомыми.

• За неделю до Проводов люди идут на кладбище упорядочивать могилы, сеять цветы, сажать калину и другие деревья.

• В Поминальное воскресенье нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить.

• Бедняки, которые собирают пасхальные яйца, пасхи и конфеты на могилах, должны прочитать молитву за покойника, иначе он будет приходить к ним в снах.

• Около могилы надо прочитать «Отче наш», можно трижды поцеловать крест или памятник. Когда уходите с кладбища, обратитесь к покойникам мысленно: «Нам пусть здоровится, а вам легко лежится», «Вам Царства Божьего , а нам — к вам не спешить».

• В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. В поминальное воскресенье покойники при входе на кладбище встречают своих родственников.

• Чтобы уберечься от неприятностей, надо входить на кладбище через ворота. На входе трижды перекреститесь. Выходя сделайте то же, повернувшись лицом к могилам. Знак креста — это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Дома свяченой водой трижды омойте руки и лицо.

• В свяченой воде также споласкивают полотенце, которое стелили на могиле под пасху.

• Если найдете на пороге или дворе венок или цветы с кладбища, рассыпанную землю, соль или крупу, выметите со двора до ближайшего перекрестка. Порчи вернутся к человеку, который хотел их на вас навести.

• Если есть возможность беременным и детям до годика на кладбище лучше не ходить, так как у них слишком нежная и чувствительная аура , к тому же маленькие дети часто видят , то, что не дано видеть взрослым. При желании лучше сходите в церковь.

Напомним, ранее «Обозреватель» сообщал, что нельзя делать, обряды и приметы Страстной пятницы.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

Читать еще:  Как вести себя в гостях стихи

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Почему на Пасху строго запрещено ходить на кладбище и когда это делать нужно?

На пасхальной неделе и тем более в Великое Воскресенье не рекомендуется посещать кладбище с любыми целями, кроме захоронения.

Христиане считают Пасху самым значимым и радостным праздником в году

На Пасхальной неделе и в день самого Великого праздника православных верующих поход на кладбище – нарушение всех канонов и непонимание самой его глубинной сути.

Откуда пошла традиция ходить в Светлое воскресение на кладбище?

Раньше кладбища располагались в непосредственной близости возле храмов и часовен. Люди, идущие на богослужение, проходили большие расстояния, чтобы присутствовать на праздничной службе.

Попадая по пути на кладбище, некоторые из них начинали разговляться. Встреча с родней и близкими становилась поводом поминать тех, кого уже не было с ними.

В дни, когда религия и вера не приветствовались, кладбище было чуть ли не единственным местом, где родственники под предлогом посещения могил родных и близких приветствовали друг друга положенным по церковным канонам приветствием, христосовались, угощали друг друга куличами и крашенками.

Сегодня нет на верующих никаких гонений и преследований за вероисповедание, поэтому и нет причины ходить на кладбище в Пасху.

Церковь призывает отказаться от вынужденно сложившихся традиций и вернуться к изначальным канонам, указывающим, когда после Пасхи ходят на кладбище в 2021 году и в любые другие годы.

Почему посещение могил противоречит сути праздника?

Верующие считают Пасху самым значимым и радостным праздником в году. Все направлено на выражение радости и ликования по поводу свершившегося два тысячелетия назад великого события и небывалого чуда.

Ответ священника на вопрос, почему не нужно ходить на могилы, даже чтобы прибраться и оставить пасхальные куличи и яйца, достаточно ясен:

  • поминать покойников ходят в специально отведенные родительские субботы или дни;
  • даже на родительский день не стоит оставлять на могилах пищу и тем более там ее употреблять, сопровождая возлияниями;
  • считается, что на Пасху души усопших тоже радуются и смотрят на землю, поэтому не стоит тревожить их могилы;
  • вся Светлая Седмица под запретом на посещение кладбищ и погостов, поскольку души покойных находятся на небе, а радостный праздник Пасхи – это праздник живых.

Есть единственный правильный ответ на вопрос, когда после Пасхи ходят на кладбище к родителям – на Радоницу, 9-й день после Светлого Праздника.

Радоница и ее традиции

9-й день после Великого Воскресенья отсчитывается от даты, ежегодно определяемой по лунному календарю, и, как и Светлая Пасха, приходится на разные даты. В 2021 году все православные отмечают Пасху 2 мая. Это означает, что день, когда можно пойти на кладбище поминать усопших приходится на вторник, 11 мая.

Радоница всегда выпадает на вторник, ее время определяется отсчетом 9 дней после Пасхи. В некоторых случаях используют понедельник для того, чтобы сходить на кладбище убираться. Это не запрещено, но и не особо приветствуется.

Радоница – день, когда истинно верующие с утра отправляются в церковь, чтобы помолиться Господу за умерших, родных или близких.

Распитие алкоголя в этот день не приветствуется ни на кладбище, ни в домашних условиях. Нельзя ни скандалить, ни сквернословить, запрещено горевать, грустить, рыдать и плакать, вспоминать о покойниках дурное, даже если при жизни они добрых слов не заслуживали.

Церковь не настаивает на посещении храма, дозволяя своим приверженцам помолиться дома или на работе. Еду на кладбище нести не рекомендуется, как и оставлять ее на могилах. В память об усопших ее раздают нуждающимся и нищим.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector