0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стих про войну ой мишка как же страшно мне

Сценарий к Дню Победы для детей старшей и подготовительной группы «Нелегко нам войну вспоминать»

Анжелика Куманёва
Сценарий к Дню Победы для детей старшей и подготовительной группы «Нелегко нам войну вспоминать»

Сценарий ко дню Победы для детей старшей и подготовительной группы: «Нелегко нам Войну вспоминать»

Цель: Формирование духовно — нравственных начал через ознакомление дошкольников со страницами истории Великой Отечественной Войны.

1. Пробудить интерес и уважение к героям войны;

2. Воспитывать чувство гордости за русский народ, победивший врага в годы Великой Отечественной Войны;

Воспитывать чувство патриотизма к нашей стране.

Сегодня мы отмечаем светлый и радостный праздник – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Дорогой ценой досталась нам эта победа. И очень важно, чтобы люди никогда не забывали тех, кто отдал свои жизни за Родину. Мы хотим вам напомнить о том, что пришлось пережить нашему народу.

Мирно страна проснулась

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру

Утро встречала страна

В зал заходят парами дети. Звучит вальс

Танцуют пары. Резко прерывается музыка. Все пары застывают.

Вдруг разнеслись по эфиру

Раздаётся голос Ю. Левитана о начале войны.

Ведущий: 22 июня 1941 года нарушив мирную жизнь людей внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. В тихое мирное воскресное утро, когда люди ещё спали началась война.

Песня: «Священная война» (1 куплет, прослушивание (сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова).

Ведущий: Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники. Автор Б. Окуджава.

Ах война, что ты сделала подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

Нет не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, но все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Дальше были бесконечные военные будни.

Запись взрыва гранат, пулемётной очереди (звуки войны).

Инсценировка песни: «По полю танки грохотали» (сл. В. Суслова, музыка Г. Портнова).

Ведущий: Но очень тяжело было не только на войне, где рвались снаряды и гибли люди, но и в тылу. Женщины, дети, старики, которые не могли воевать, помогали фронту в тылу. Они очень много работали и часто не доедали.

Инсценировка стихотворения: «Девочки с мишкой».

Автор Лора Тасси.

Ведущий: Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

Девочка: «Не плачь, не плачь. Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе.

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля.

Была семья, был дом. Теперь остались

Совсем одни на свете — ты и я. «

. Ведущий:. А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом.

Девочка: «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят. «

Ведущий: Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне.

И выбежала из дому девчонка:

Девочка: Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. «

. Ведущий:. Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна.

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?.

Идет война – до песен ли!. Зачем они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ поет военные песни. Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить времен не прервется, пока будут петь военные песни.

Песни: «Три танкиста» (сл. Б. Ласкина, муз. Д. Покрасс).

«Казаки»(сл. Ц. Солодаря, муз. Д. Покрасс).

«Мы так давно не отдыхали» (сл. М Ножкина).

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Трудно было, тяжело. Но выжить помогали пропахшие порохом письма. В них дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу. Почти все письма начинались с обращения к родным и близким.

Почтальон приносит письмо и отдаёт адресату (дочке, маме, сестренке)., который открывает конверт. Голос за кадром произносит текст письма.

Письмо майора Дмитрия Петракова дочери Миле:

Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк…Представь себе,идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь растёт цветок. И вдруг очередной взрыв. Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки.

Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком…

Письмо А, Г, Буримович.

Только что вернулся с передовых позиций и под возбуждением боя пишу тебе. Не трогает меня сейчас вид смерти и даже не хочется пригибаться от пуль и снарядов. Собственная жизнь имеет столь ничтожное значение, что не замечаешь многое. Правда, окружающие заботятся, но все дело случая хоть впереди, хоть за 10 км сзади.

Письмо Качуевской Натальи.

Спасибо большое тебе за письмо, мне было очень приятно узнать, что моя дорогая сестричкам меня не забыла. Милая моя девочка! Наша часть била гадов-фрицев крепко, по-гвардейски, а потом мы были на отдыхе, а сейчас опять они от нас начнут получать по первое число. Так и надо этой погани за то, что нарушили нашу мирную жизнь.

Инсценировка стихотворения: «Была тишина».

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг….Грохотом грома сменилась она

И вот уже дождик свинцовый, ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно сейчас барабанить он станет

Уже барабанит, уже барабанит.

Вот так гром войны отзвучал и затих

И жизнь стала яркой, как песенный стих.

Военное время ушло навсегда!

Пусть мир озаряет счастья звезда.

Ведущий: Война шла долгих 4 года. Она унесла более 20000000 человеческих жизней. Эта война была самая страшная в истории человечества.

Но наступил долгожданный день Победы.

Голос Ю. Левитана об окончании войны.

ДЕНЬ победы. И в огнях салюта

Будто гром: — Запомните навек,

Что в сраженьях каждую минуту,

Да, буквально каждую минуту

Погибало десять человек!

И вот так четыре горьких года,

День за днем — невероятный счет!

Ради нашей чести и свободы

Все сумел и одолел народ.

И, судьбу замешивая круто,

Чтоб любить, сражаться и мечтать,

Чем была оплачена минута,

Смеем ли мы это забывать!

Читать еще:  Как узнать у кого я в избранных на стихи ру

И, шагая за высокой новью,

Помните о том, что всякий час

Вечно смотрят с верой и любовью

Вслед вам те, кто жил во имя вас!

Песня: «День победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Голос Ю, Левитана о праздновании 9 мая.

Ведущий: Люди вернулись к мирной жизни. Но мы никогда не должны забывать о тех, кто отдал свои жизни за наше счастье.

Песня: «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля).

Звучит тихая музыка. Маленький мальчик возлагает цветы к памятнику «Родина Мать».

В это время дети читают стихотворение Т. Маршаловой:

В маленькой ручке

Цветы у мальчишки.

Он этот букетик

На мрамор положит.

Помнить этот малышка,

Однако забыть ее

Если мир подарили

Те, для кого он принес

Цветы возложил мальчик

К братской могиле,

Людям планету спасшим от бед.

За то, чтоб резвились,

За то, чтобы играли,

Чтобы видеть могли,

За то, чтобы дети

Войны не видали,

Бороться обязаны люди земли!

Ведущий: В честь всех погибших в годы Великой Отечественной Войны объявляется минута молчания. (Звучит метроном).

Ведущий: Идут годы. Увы, ветераны войны состарились, многим из них уже больше 80 лет. Живых участников войны остаётся всё меньше и меньше. Но сколько бы лет не прошло, ветераны не могу забыть всех ужасов войны. И любое воспоминание о войне причиняет им боль.

Инсценировка стихотворения: «Сын и отец». Автор В. Попов.

Я отца попросил:

— Расскажи, как сражался,

Как поганых фашистов

Но отец о войне

Только брови нахмурил

— Ты что думаешь, сын,

Убивать очень просто?

Так в кино лишь бывает

— Но ведь это ж враги!

Я б их всех шашкой острой

Покрошил, если б только

Был взрослым тогда.

— Да, то были враги,

Но они тоже люди,

И у каждого дома

Их погнали, как скот,

К нам фашисты- нацисты

И заставили силой

Всех нас убивать.

Но уж тут кто кого.

Жить нам тоже хотелось,

Да к тому же свой дом нам

На войне было все –

Кровь, жестокость и смелость.

И поверь, нелегко мне

Дай Бог Вам ветераны долгих лет.

Спасибо Вам, что мы войны не знали,

Ведь Вы нам жизнь своею жизнью дали.

Дай Бог Вам ветераны долгих лет.

Дети вручают гостям цветы и подарки.

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Дети под песню «Майский вальс» выходят из зала.

9 Мая — День Победы. Поделка «Вечный огонь» 9 мая 2013 года большая половина планеты будет отмечать окончание Великой Отечественной Войны. Это самая страшная и разрушительная война.

Проект «Этих дней не смолкнет слава» Цель проекта:Обобщение и расширение знаний детей об истории Великой Отечественной войны. Ознакомление детей с боевыми наградами, которыми.

Не нужно, чтоб видели дети войну

Цели и задачи.

    Познакомить с трудностями жизни в годы войны 1941-1945.
  • Соотнести прошлые события с войной в Украине..
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Способствовать уважительному отношению к ветеранам, осознанию их подвига.

Мероприятие начинается с видеозаписи “Рисунок песком”. Зрители видят мирное время, влюбленных. Все меняется при объявлении о начале войны. Видео останавливается на песне “Вставай страна огромная!”

На сцену под отрывок из “Ленинградской симфонии” Шостаковича выходит девочка с игрушечным медведем в руках. Она исполняет танец, обнимая игрушку. Ребенок читает стихотворение Л. Тасси “Ой Мишка, как же страшно мне” за сценой:

Ой, Мишка, как же страшно мне!

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
“Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…”

А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

“Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…”

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
“Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. ”.

Раздается звук взрыва. Выбегают дети в черном и уводят в танцы девочку. На сцене остается только медвежонок.

Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война.

На сцену выходит ведущий. Подходит к игрушке, берет ее на руки:

О сколько таких же игрушек
По странам всем нашим живут.
Они лишь рыданья и слезы
С собою тихонько несут.
В не доиграли,
Их не до любили..
Те дети, которые жили…

На экране продолжается видео (“Темная ночь”, сцена боя). Останавливаем видео на моменте, когда нарисован портрет матери.

Звучит музыка Takanashi Yasuharu “Hisou”

На сцену выходит ученик, читает стихотворение Муса Джалиля “Они с детьми погнали матерей”:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

Читать еще:  Почему мне нравится слон стих

На видео женщина стареет.

Ведущий выходит на сцену.

Но горечь войны была знакома не только советским детям.

Звучит гимн Франции в исполнении Mirey-Mate “Marseleza”.

В это время на сцену выходят ребята. Они здороваются. Затевают что-то. (Сценка)

Ведущий за сценой читает отрывки из произведения Марка Леви “Дети свободы”.

Все началось с почти детской игры три года назад, 10 ноября 1940-го. Хмурый маршал Франции в сопровождении нескольких префектов в мундирах, украшенных серебряными лавровыми листьями, начал с Тулузы объезд свободной зоны страны, ставшей по его милости жертвой оккупантов. Сегодня наша главная задача — добиться, чтобы слова правды, слова о мужестве и достоинстве разбудили собравшихся. Текст составлен неумело, но при этом ясно выражает все, что должно быть выражено, и потом, так ли уж важно, о чем говорится или не говорится в этом тексте! Остается придумать, каким способом распространить наши листовки с максимальным эффектом, но при этом не угодить сразу же в лапы стражей порядка.

И наши ребята здорово все устроили. Взгляни в небо: там порхают листки

(На сцене ребята смотрят на летящие листовки)

Потом ребята расходятся, каждый к себе. Вернувшись этим вечером домой, Косса даже представить себе не может, что три дня спустя он будет арестован по доносу и проведет два года в камерах центральной тюрьмы Нима. Делакур не знает, что через несколько месяцев будет убит французскими полицейскими в ажанской церкви, где укроется от преследования, а Клуэ неизвестно, что в будущем году его расстреляют в Лионе; что же до Бертрана, никто не отыщет место в поле, где он упокоился навсегда. Косса освободится из тюрьмы с изъеденными туберкулезом легкими и уйдет в партизаны. Его снова арестуют и на этот раз депортируют в Германию. Ему будет всего двадцать два года, когда он умрет в Бухенвальде.

(Когда произнсится имя мальчика, он отходит назад. Его окружают дети, одетые в черное)

Звучит мелодия “Бухенвальдский набат”.

Как видишь, для наших друзей все началось как игра, и играли в нее дети, которые так и не успели стать взрослыми.

Возобновляется показ видео. (Победа)

Однако даже сейчас дети живут во времена войны.

Видео с сайта “Война глазами украинских детей”. http://www.youtube.com/watch?v=FREqhoqrctk без звука.

На сцене под медленную мелодию, исполняется танец со свечами. Дети выходят в темных одеждах. Под конец мелодии они выстраиваются клином, через который выходит женщина и девочка, одетые в белое. Женщина читает стихотворение Анастасии Верной “Должны ли дети видеть войну” читает стих:

Должны ли дети видеть войну

Должны ли дети видеть войну,
Глазами, полными слез соленых.
Должны ли дети видеть войну,
Убитых родителей, лужи крови.

Должны ли дети страдать от того,
Что стали игрушкой в руках подлой воли.
Должны ли дети гореть в «аду»,
Должны ли гибнуть от бомб и боли.

Что детям до власти, что детям до денег,
Религия тоже детей не волнует.
Им дай лист бумаги и карандаш,
Они целый мир на нем нарисуют.

Они нарисуют папу и маму,
Бревенчатый дом, окруженный забором.
Никак, и не при каких обстоятельствах,
Рисунок не должен быть создан кровью.

Лежит на дороге, с разорванной грудью,
Ручонками держит в руках автомат.
Как вы посмели, взрослые люди,
Нежели был перед вами солдат?

Летит ангелочек, и машет руками,
Хохочет, резвиться — теперь он в раю.
Никак, и не при каких обстоятельствах,
Не нужно, чтоб видели дети войну.

Вперед выходит хор детей. Исполняется песня “Мы за мир – против войны”.

parashutov

parashutov

СЕРИЯ «ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ» (ДЕТИ ВОЙНЫ.)

Тематические подборки серии «Опаленные огнем войны» я обычно публикую к празднику 9 мая. Традиция эта родилась в моем дневнике семь лет назад, и за все эти годы я постарался рассказать о художниках и актерах-фронтовиках, затронуть темы ветеранов после войны, представить картины, рассказывающие о детях войны, о женщинах на фронте и в тылу, о фронтовых тяготах и подвигах солдат.
В этом году я хочу вновь посвятить несколько галерей детям войны, тем, кто родился в конце 1930-х — начале 1940-х, и кому нынче исполнилось по 75-80 лет. Это еще живые свидетели войны, тяжелой жизни в эвакуации и оккупации, блокадном Ленинграде и разрушенном Сталинграде, в концлагерях и партизанских отрядах. И что бы ни писали о второй мировой войне нынешние историки и журналисты, какие бы нелицеприятные факты не отыскивались в архивах о событиях Великой Отечественной, всегда нужно помнить о той цене, которую заплатил народ, чтобы жизнь вновь стала мирной. И об этом нужно знать и помнить всегда.

А мы не стали памяти перечить

А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.

Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.

И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

Роберт Рождественский (1932-1994)

Гугель Адольф Самойлович (1915-1999) Дети войны. 1984 г.

Белогуров Эдуард Алексеевич (род. 1947) Дети войны. 1979 г.

Суровцев Андрей Петрович (1931-2006) Дети войны 1985 г.

Раевская-Рутковская Варвара Аркадьевна (1895-1974) Награжденный медалью. 1945 г. Русский музей, СПб

Крохотный, слабый, беспомощный

Крохотный, слабый, беспомощный
В мире огромном, неистовом
Робко гуляет по кромочке,
В воздухе слышатся выстрелы.

Читать еще:  Сборник стихов высоцкого как называется

Ножками белыми, ловкими
Перебирает по лестнице.
У перебранки с винтовками
Первая пуля, как вестница.

Кто эти люди жестокие?
В чём их бесовская миссия?
Будешь ли жить одиноким ты,
Жертвой житейской коллизии?

Мячик, как Землю, прижми к себе,
Спрячь от чужого и пришлого.
Хочется доброго, мирного,
Светлого, ясного, пышного!

Мальчик, глазами которого,
Тяжко взирает бездолие…
Ценится, в мире, где взрослые,
Жизнь, как и прежде, недорого.

Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993) В эвакуацию (Беженцы). Серия «Женщины России в годы войны». 1989 г. Музей изобразительных искусств Республики Марий Эл, Йошкар-Ола

Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993) Скудный ужин. Серия «Женщины России в годы войны». 1989 г. Музей изобразительных искусств Республики Марий Эл, Йошкар-Ола

Лавренко Борис Михайлович (1920-2001) В годы войны. 1959 г. Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Муржин Анатолий Андреевич (1939-2006) Лето 41-го года. 1987 г. Музей изобразительных искусств Республики Марий Эл, Йошкар-Ола

Кугач Юрий Петрович (1917-2013) На дорогах войны.

Вы смотрели в глаза тех детей?

Вы смотрели в глаза тех детей,
Знает кто о войне не из книжек:
Потерявших отцов, матерей,
С умным взглядом невзрослых детишек.

Их, прошедших все годы войны,
Не пугают небесные грозы,
Но боятся они тишины –
В ней таится немая угроза.

Нападения страшной беды,
Что страшнее жары и мороза.
И в судьбе оставляет следы
Злых деяний, насилия…слёзы…

Над детьми, что убила война,
Валуны скорбно приняли позы,
И склонилась над ними страна,
И стоят часовыми берёзы.

Алатов Станислав Иосифович (1930-1991) Колоски (Трудные годы). 1985 г. Чувашский художественный музей, Чебоксары

Фомин Петр Тимофеевич (1919-1996) Вернулись. 1959 г. Ярославский художественный музей

Тарелкин Борис Исидорович (род. 1939) Вдовье поле.

Новиков Николай Федорович (1922-2013) Дети войны.

Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.

***
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

Анна Ахматова (1889-1966)
23 апреля 1942 г., Ташкент

Мирошник Константин Вячеславович (род. 1971) и Кургузова-Мирошник Наталья (род. 1973) Хлеб. 1983-1989 гг.

Абрамян Виктор Ашотович (1938-2008) Ленинград. Память детства 2005 г.

Жабский Алексей Александрович (род. 1933) Хлеб. Из серии «Дети войны». 1985 г.

Пахомов Алексей Федорович (1900-1973) В детском доме. Из серии «Ленинград в дни блокады». 1942 г

Рудаков Константин Иванович (1891-1949) Мать. Блокада. 1942 г.

Ой, Мишка, как же страшно мне!

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. »

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война.

Пластов Аркадий Александрович (1893-1972) Фашист пролетел. 1942 г. Третьяковская галерея

Нариманбеков Видади Ягуб оглы (Азербайджан, 1926-2001) В пути. 1963 г. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева, Баку

Нариманбеков Видади Ягуб оглы (Азербайджан, 1926-2001) Отечественная война. Память, 1977 г. Государственная картинная галерея Азербайджана, Баку

Внодченко Юрий Федорович (1927-2013) Среди своих. 1958 г.

Неизвестный художник Буханка хлеба.

Спою тебе, родной.

Синеглазая девчонка
Девяти неполных лет…
Льётся песня нежно, звонко
На больничный белый цвет.

И под звуков переливы
Чьи-то братья и отцы
Вспоминают дом счастливый,
Просят спеть ещё бойцы.

«Я спою, — в ответ девчонка, —
Низко голову склонив,
— Вот, пришла нам похоронка…
Но я верю: папа жив!

Может, кто из вас случайно
Папу где-нибудь встречал?
Где-то там, в сторонке дальней,
Вместе с папой воевал?»

И как будто виноваты
В том, что живы до сих пор,
Вдруг отводят все солдаты
От девчонки малой взор.

Проглотив слезу украдкой,
Вновь поёт до хрипотцы,
И, по-взрослому, солдаткой
Кличут девочку бойцы.

Бесконечно петь готова
Песни раненым она,
Но при этом спросит снова,
А в ответ лишь тишина.

И однажды, как награда,
Весь изранен, но живой,
Папа, милый! Вот он, рядом!
«Я спою тебе, родной!»

Корниенко Надежда Константиновна (род. 1919) В суровые годы. 1962 г.

Жуков Николай Николаевич (1908-1973) В госпитале (В гостях у защитника Сталинграда). 1943 г.

Рубанов Иосиф Менделевич (1903-1988) Пионеры у раненых бойцов. 1942 г. Чувашский художественный музей, Чебоксары

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

Смукрович Петр Петрович (1928-1998) За боевые заслуги. 1953 г. Художественный музей Алтайского края, Барнаул

Жуков Николай Николаевич (1908-1973) После уроков. 1945 г.

Скрипнюк Михаил Павлович (род. 1959) Война прошла. 1994 г.

Овсепян Сергей Исраелович (род. 1947) Детский мир.

Нариманбеков Видади Ягуб оглы (Азербайджан, 1926-2001) Воспоминание. 1967 г. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева, Баку

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector