0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стиха когда волнуется желтеющая нива

Когда волнуется желтеющая нива (Лермонтов)

← Сосед (Кто б ни был ты…)«Когда волнуется желтеющая нива…»
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)
Расстались мы, но твой портрет… →
См. Стихотворения 1837 . Дата создания: 1837, опубл.: 1840. Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841. — С. 17. • № 345 (ПСС 1989).

Авторские и издательские редакции текста [ править ]

  • «Когда волнуется желтеющая нива…» // Иллюстрированное полное собрание сочинений в 6 т. 1914-15. T.2, 1914 (дореформенная орфография)
  • «Когда волнуется желтеющая нива…» // Полное собрание стихотворений в 2 т., 1989. Т.2


Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

5 Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

10 И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —

15 И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Примечания [ править ]

345. Датировано 1840 годом. Написано в февр. 1837 г., когда поэт находился в заключении. Обычно рассматривается как образец единого синтаксического периода (анализ периода дан в кн.: Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 421—431). Глеб Успенский в статье «Поэзия земледельческого труда» (1880) отметил как недостаток стихотворения смешение в нём различных сезонов, времен суток, отбор «самых лучших» видов флоры. Однако такое смешение продиктовано обобщённостью художественной мысли поэта, не ограниченной рамками одного конкретного пейзажа (см. об этом во вступ. статье, с. 20).

Печатается по «Стихотворениям М. Лермонтова» (СПб., 1840, стр. 161—162), где появилось впервые. Имеется автограф — ЛБ, М., 8490,1, находящийся на отдельном листе вместе со стихотворением «Ангел», и копия — ИРЛИ, оп. 1, № 15 (тетрадь XV), л. 3 об.

Стихотворение и анализ «Когда волнуется желтеющая нива…»

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Краткое содержание

М.Ю. Лермонтов принадлежал к тем поэтам, которые для своего вдохновения использовали, в том числе, и пейзажи. В его произведениях можно увидеть восхищение русской природой, поражающее читателей своеобразным восприятием ее красоты.

В. Серов. Осень. Домотканово. 1892

Примером этому может служить очень яркое и образное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» Оно демонстрирует умиротворение поэта от созерцания самых обычных вещей: шума леса, журчания воды в роднике, покачивания серебристого ландыша, волнующейся нивы. При помощи метких сравнений все окружающее пространство как бы окрашивается невероятно живыми красками. При чтении стихотворения невольно возникают вопросы, связанные с сотворением мира, ведь только божественная сила могла создать подобную красоту.

Цель Лермонтова – приобщить читателя к собственному ощущению восторга от этой первозданности. Лирическое описание пейзажа покоряет возвышенной поэтичностью, выразительностью художественных средств, тонким восприятием изумительной картины природы.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано в 1837 году, в застенках петербургской тюрьмы. Там Лермонтов ожидал решения по делу, возбужденному против него после выхода знаменитого стихотворения на смерть А.С. Пушкина. В нем звучало обвинение обществу и той системе, которая ускорила смерть великого поэта. Чернила и бумага входили в список запрещенных вещей, поэтому текст данного стихотворения писался Лермонтовым кончиками обгоревших спичек, на той бумаге, в которую была завернута принесенная ему еда.

Именно тюремная обстановка, ощущение замкнутости пространства послужили поводом для создания такого стихотворения. Заключение дало ему возможность почувствовать, как прекрасна свобода, единение с природой, полной спокойствия и гармонии. Это произведение вошло в состав сборника стихов Лермонтова, вышедшего в 1840 году.

Персонажи и образы

В стихотворении роль центрального персонажа принадлежит лирическому герою. Остальные образы читатель «видит» его глазами: это тень зеленого листа, румяный вечер, серебристый ландыш и другие. Но герой здесь – не сторонний наблюдатель, описывающий пейзаж. Он ведет диалог с природой, отмечает только ему понятные знаки и символы, складывает из них цельные образы и картины и делится ими с читателем.

Природа в данном стихотворении, словно живое существо, все чувствующее и наделенное способностью говорить. Для поэта она – воплощение чистоты, благородства и мудрости. Благодаря ей, автора покидают переживания и тревога, она помогает ему отстраниться от жизненных проблем и найти утешение в этой отрешенности.

Читать еще:  Стих про одноклассника который умер

Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию, эпизоды природы последовательно сменяют друг друга. Предложения в этом произведении относятся к предложениям-периодам. Они отличаются музыкальной напевностью, многочленством и мало похожи на простую разговорную речь.

Началом первых трех строф является слово «когда». Здесь изображены обстоятельства, наводящие героя на размышления. Сначала возникает картина желтеющей нивы, свежего леса и тенистого сада. Далее внимание героя переключается на конкретный образ – серебристый ландыш, после чего следует описание оврага и холодного ручья.

Картинки природы, подобно кадрам фильма или вспышкам, мелькают перед глазами. В отличие от первых зарисовок, в третьей строфе появляется динамика: ручей, играя по оврагу, рассказывает историю своего происхождения.

Четвертая строфа начинается словом «тогда». Этим подводится своего рода итог, и переключается внимание читателя с внешних образов на внутреннее состояние героя. Умиротворенность природой снимает его напряжение, разглаживает морщины на челе, позволяет приблизиться к тайне мироздания.

Стихотворение Лермонтова – не просто пейзажная лирика, так определять его жанр было бы не правильно. Нельзя забывать, что последняя строфа – это философско направленный текст. Но, и философской лирикой оно также не является, так как большая его часть – это картины пейзажа. Поэтому лучшим определением жанровой принадлежности для этого произведения будет пейзажно-философское лирическое стихотворение.

Размер и средства художественной выразительности

При написании данного стихотворения Лермонтов использовал разностопный ямб, но преобладающим является шестистопный. Из-за присутствия в тексте длинных слов некоторая часть ударений выпадает, ритм становится рваным, неровным, имеющим сходством с танго. Три первых строфы несут перекрестную рифму, последняя – кольцевую. На протяжении всего произведения идет чередование женских и мужских рифм.

Яркие образы пейзажных зарисовок выполнены при помощи разнообразных средств художественной выразительности. Среди них многочисленные эпитеты: «душистая роса», «свежий лес», «сладостная тень», «румяный вечер». Диалог поэта с природой передают олицетворения: кокетливо «прячется» слива, студеный ключ шепотом рассказывает «таинственную сагу, про мирный край, откуда мчится он», «приветливо кивает головой» серебристый ландыш.

Метафоры помогают наблюдать изменения, происходящие с героем, его внутренним состоянием: «смиряется тревога», «расходятся морщины на челе». Звуковые повторы, ассонансы (повторение гласных звуков, в отличие от аллитерации, где наблюдается повторение согласных) превращают текст стихотворения в легкую и прекрасную музыку.

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении затрагивается проблема отношений человека с природой. Только в единении с ней любое живое существо способно ощущать себя счастливым. Герой произведения любуется пейзажем в различные времена года и видит во всем этом великолепии руку Создателя. Все прекрасное, что есть на земле, создано Богом, так считает автор. Вместе с этим осознанием к нему приходит успокоение, исчезают тревоги, наступает умиротворение. Таким образом, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» можно назвать гимном единства человека и природы.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» написано в 1837 году, через некоторое время после создания знаменитого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Цензурный комитет принял решение поместить юного обличителя под арест до окончательного решения по его делу.

Находясь в Петербургской тюрьме, Лермонтов с особой остротой чувствует тоску по гармоничному миру природы и воспроизводит в своём воображении череду пейзажей, помогающих ему пережить испытания неволей.

В сборнике стихотворений 1840 года данное произведение впервые увидело свет.

2. Литературное направление

Стихотворение написано на стыке реалистической и романтической традиции.

Внимание к миру природы вписывается в концепцию романтизма. Поэт обращается к реальным, не оторванным от действительности, воспоминаниям, но пишет свои пейзажи не с натуры. Они составляют часть его внутреннего, сокрытого от посторонних глаз, мира.

3. Род

Перед нами лирическое стихотворение, сочетающее черты пейзажной и философской лирики.

4. Жанр

В звучании лермонтовских строк чувствуется исповедальность. По своему звучанию они напоминают благодарственную молитву. Это подтверждают итоговые строки стихотворения.

Жанр — лирическое стихотворение-исповедь.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему отношений человека и природы. Только в слиянии с ней всякое живое существо может чувствовать себя счастливым.

6. Тематика

Основная тема стихотворения – совершенство природы и её Создателя. Лирический герой любуется временами года и видит надо всем этим Бога.

7. Идея

На земле много прекрасного: это её плоды, цветы, небесные светила. Глядя на совершенные создания Бога, человек успокаивается, забывает обо всех тревогах и вспоминает о том, кто сотворил мир.

8. Пафос

Стихотворение написано в настроении благостного примирения с природой и её созданиями. Поэт любуется красотой божьего мира и чувствует радость от слияния с ним.

9. Система образов

Образы природы («малиновая слива», «зелёный листок», «ландыш серебристый», «утра час златой» и другие) передают красоту Вселенной.

Лермонтов не привязывает изображение к конкретному времени и пространству: желтеющая нива – это примета лета, ландыш – дитя майского леса. Для поэта хороши все сезоны, главное – почувствовать первозданную прелесть природы.

Читать еще:  Стихи когда нет сил

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: человек и Бог.

Человек наблюдает за картинами природы и любуется каждой их деталью. Поднимаясь глазами от земли к небу, он всё глубже постигает совершенство мира и, наконец, в небесах видит Бога. Этот образ пронизывает собой всё. Он не совершает конкретных действий, а как бы показывает уже совершённое, содеянное. Человеку радостно жить среди всего, что сотворил Господь.

11. Лирический герой

Лирический герой делится с читателями самыми сокровенными воспоминаниями, описывая те состояния природы, которые исцеляют его душу, помогают вспомнить о главном. «Тогда смиряется души моей тревога», — признаётся он.

Необычность этого признания в том, что для Лермонтова не характерны мысли о земном счастье. Здесь же он блаженно шепчет: «И счастье я могу постигнуть на земле…».

12. Сюжет

Сюжет стихотворения включает в себя три пейзажных фрагмента, описывающих жаркий день августа, сумрак майской рощи и переливы журчащего ручья. Итогом описания становится признание героя в том, что минуты созерцания прекрасного делают его счастливым, позволяя увидеть в небесах Бога.

13. Композиция

Композиция произведения линейная. Картины следуют друг за другом последовательно.

В первых трёх строфах описаны различные проявления первозданной природы.

В четвёртой строфе звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «И счастья я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу бога».

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат прилагательными, что наполняет картину воздухом жизни, ощутимой почти физически прелестью природы.

С точки зрения синтаксиса текст выполнен оригинально: он представляет собой одно сложное предложение с несколькими придаточными времени (когда…, когда…, когда…).

Каждая из картин природы является тем условием, которое позволяет герою почувствовать череду внутренних изменений. Из-за плотной синтаксической структуры текст воспринимается как единый выдох, спонтанный порыв восторга.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано разностопным (6-8 стоп) ямбом.

Мужские и женские рифмы чередуются. За счёт того, что строки выглядят удлинёнными, текст не становится тяжеловесным. Он максимально сближается с ритмом естественной неторопливой человеческой речи, приближаясь к прозе.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст состоит из 4-х четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «малиновая слива», «под тенью сладостной», «росой душистой», «румяным вечером», «утра час златой», «ландыш серебристый», «студёный ключ»;
  • олицетворения: «волнуется нива», «прячется слива», «ландыш… приветливо качает головой», «ключ играет, лепечет… сагу», «смиряется тревога»;
  • метафоры: «лепечет таинственную сагу», « в небесах я вижу бога».

Обилие олицетворений необходимо Лермонтову, чтобы показать, сколько жизни разлито в каждом создании природы. Они играют, шумят, лепечут, волнуются – т.е. живут полной духовной жизнью.

Мелодичность и плавность стихотворения обусловлена наличием аллитераций («л», «н», «в»), его молитвенность и глубина переданы посредством ассонансов («о», «у», «и», «э»).

17. Значение произведения

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» — это гимн единению человека с природой.

Для Лермонтова важна не столько телесная, кожная связь с землёй, сколько чувство общности энергии, одинаково присутствующей в каждом божьем создании.

18. Актуальность

Размышления Лермонтова о природе актуальны и сегодня, когда мы не приблизились к ней, а стали ещё дальше от неё.

Быт человека налажен, благодаря современным технологиям. Насущной потребности отправляться в лес, к реке или в поле у нас нет. Тем не менее, поэт напоминает, что только живая красота земли может исцелить человека от душевной боли, наполнить силой, возродить к жизни.

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова близко мне по своей простоте. Я очень люблю ландыши и с нетерпением жду их появления. Для меня они — маленькое чудо, которое происходит каждый год в конце весны. Это значит, что скоро летние каникулы, можно отдохнуть и погулять на свежем воздухе. Поэт выражает свои чувства более изысканно, но их суть в том, что природа радует нас.

20. Чему учит

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» учит бережному отношению к природе, вниманию к мелочам, способности удивляться самым обычным, но не менее прекрасным от этого, вещам.

Стихотворение и анализ «Когда волнуется желтеющая нива…»

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Краткое содержание

М.Ю. Лермонтов принадлежал к тем поэтам, которые для своего вдохновения использовали, в том числе, и пейзажи. В его произведениях можно увидеть восхищение русской природой, поражающее читателей своеобразным восприятием ее красоты.

Читать еще:  Я тебя никогда не забуду чьи стихи

В. Серов. Осень. Домотканово. 1892

Примером этому может служить очень яркое и образное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» Оно демонстрирует умиротворение поэта от созерцания самых обычных вещей: шума леса, журчания воды в роднике, покачивания серебристого ландыша, волнующейся нивы. При помощи метких сравнений все окружающее пространство как бы окрашивается невероятно живыми красками. При чтении стихотворения невольно возникают вопросы, связанные с сотворением мира, ведь только божественная сила могла создать подобную красоту.

Цель Лермонтова – приобщить читателя к собственному ощущению восторга от этой первозданности. Лирическое описание пейзажа покоряет возвышенной поэтичностью, выразительностью художественных средств, тонким восприятием изумительной картины природы.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано в 1837 году, в застенках петербургской тюрьмы. Там Лермонтов ожидал решения по делу, возбужденному против него после выхода знаменитого стихотворения на смерть А.С. Пушкина. В нем звучало обвинение обществу и той системе, которая ускорила смерть великого поэта. Чернила и бумага входили в список запрещенных вещей, поэтому текст данного стихотворения писался Лермонтовым кончиками обгоревших спичек, на той бумаге, в которую была завернута принесенная ему еда.

Именно тюремная обстановка, ощущение замкнутости пространства послужили поводом для создания такого стихотворения. Заключение дало ему возможность почувствовать, как прекрасна свобода, единение с природой, полной спокойствия и гармонии. Это произведение вошло в состав сборника стихов Лермонтова, вышедшего в 1840 году.

Персонажи и образы

В стихотворении роль центрального персонажа принадлежит лирическому герою. Остальные образы читатель «видит» его глазами: это тень зеленого листа, румяный вечер, серебристый ландыш и другие. Но герой здесь – не сторонний наблюдатель, описывающий пейзаж. Он ведет диалог с природой, отмечает только ему понятные знаки и символы, складывает из них цельные образы и картины и делится ими с читателем.

Природа в данном стихотворении, словно живое существо, все чувствующее и наделенное способностью говорить. Для поэта она – воплощение чистоты, благородства и мудрости. Благодаря ей, автора покидают переживания и тревога, она помогает ему отстраниться от жизненных проблем и найти утешение в этой отрешенности.

Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию, эпизоды природы последовательно сменяют друг друга. Предложения в этом произведении относятся к предложениям-периодам. Они отличаются музыкальной напевностью, многочленством и мало похожи на простую разговорную речь.

Началом первых трех строф является слово «когда». Здесь изображены обстоятельства, наводящие героя на размышления. Сначала возникает картина желтеющей нивы, свежего леса и тенистого сада. Далее внимание героя переключается на конкретный образ – серебристый ландыш, после чего следует описание оврага и холодного ручья.

Картинки природы, подобно кадрам фильма или вспышкам, мелькают перед глазами. В отличие от первых зарисовок, в третьей строфе появляется динамика: ручей, играя по оврагу, рассказывает историю своего происхождения.

Четвертая строфа начинается словом «тогда». Этим подводится своего рода итог, и переключается внимание читателя с внешних образов на внутреннее состояние героя. Умиротворенность природой снимает его напряжение, разглаживает морщины на челе, позволяет приблизиться к тайне мироздания.

Стихотворение Лермонтова – не просто пейзажная лирика, так определять его жанр было бы не правильно. Нельзя забывать, что последняя строфа – это философско направленный текст. Но, и философской лирикой оно также не является, так как большая его часть – это картины пейзажа. Поэтому лучшим определением жанровой принадлежности для этого произведения будет пейзажно-философское лирическое стихотворение.

Размер и средства художественной выразительности

При написании данного стихотворения Лермонтов использовал разностопный ямб, но преобладающим является шестистопный. Из-за присутствия в тексте длинных слов некоторая часть ударений выпадает, ритм становится рваным, неровным, имеющим сходством с танго. Три первых строфы несут перекрестную рифму, последняя – кольцевую. На протяжении всего произведения идет чередование женских и мужских рифм.

Яркие образы пейзажных зарисовок выполнены при помощи разнообразных средств художественной выразительности. Среди них многочисленные эпитеты: «душистая роса», «свежий лес», «сладостная тень», «румяный вечер». Диалог поэта с природой передают олицетворения: кокетливо «прячется» слива, студеный ключ шепотом рассказывает «таинственную сагу, про мирный край, откуда мчится он», «приветливо кивает головой» серебристый ландыш.

Метафоры помогают наблюдать изменения, происходящие с героем, его внутренним состоянием: «смиряется тревога», «расходятся морщины на челе». Звуковые повторы, ассонансы (повторение гласных звуков, в отличие от аллитерации, где наблюдается повторение согласных) превращают текст стихотворения в легкую и прекрасную музыку.

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении затрагивается проблема отношений человека с природой. Только в единении с ней любое живое существо способно ощущать себя счастливым. Герой произведения любуется пейзажем в различные времена года и видит во всем этом великолепии руку Создателя. Все прекрасное, что есть на земле, создано Богом, так считает автор. Вместе с этим осознанием к нему приходит успокоение, исчезают тревоги, наступает умиротворение. Таким образом, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» можно назвать гимном единства человека и природы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: