0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи дементьева ни о чем не жалейте

Андрей Дементьев

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку…(+ Анализ)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Анализ стихотворения «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» Дементьева

В жизни каждого человека рано или поздно наступают моменты переосознания, переосмысления пройденного жизненного маршрута. Наверное, именно с помощью таких моментов рефлексии к человеку приходит мудрость. Поэты в большинстве своем не исключение, и они вдохновляются этими моментами. В поэтическом мире можно встретить немало произведений, посвященных именно осмыслению прошлого. К таким смело можно отнести и стихотворение Андрея Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте».

Я — русский. Я из той породы.

Центральным героем в произведении выставляется сам автор, его стих – это послание читателю, обобщенному адресату. Уже с первых строк он обращается с напутствием «Никогда ни о чем не жалейте». С высоты своего опыта, прожитых лет, он напутствует, призывает не оглядываться на прошлое, потому что оно прошло, и без него не было бы того настоящего, что имеется сейчас. Прошлое не поддается никакому изменению, оно уже свершилось, его можно только переосмыслить и отпустить, порвав с ним «непрочную нить».

Автор призывает не жалеть о добрых поступках и свершениях, как бы они не обернулись читателю в итоге. Он высказывает свое отношение к добру и злу, к гениальности и простоте. Он учит в любом случае оставаться терпимым, прощать обиды, упреки и зло. Ведь если не зацикливаться на прошлом, то жизнь в настоящем заиграет куда более яркими и чистыми красками. Каждый человек в глазах поэта уникален по-своему, и все, что происходит в жизни каждого – не зря, потому что все находится в тесной взаимосвязи. Именно эту взаимосвязь поэт подчеркивает в своем произведении, и это является одним из главных посылов всего стихотворения.

В качестве средств выразительности автор прибегает к метафорам (скомкав грусть, озеро души), олицетворению (надежды, как птицы), использует антитезы – «поздно или рано ушли», «случилось или случиться не может». Не пренебрегает поэт и иронией («не жалейте, что вам не досталось их бед»). Особое внимание уделяется точным смыслам, нежели средствам выразительности. Автор предпочитает говорить с читателем прямо, без витиеватых сравнений, и его метафоры понятны практически каждому. Строфы объединены анафорами, лишь третья строфа выбивается из общего анафорического ритма, подчеркивая, возможно, главный посыл поэта.

Автор использует четырехстопный анапест и обращается к читателю в дружеской беседе, что подчеркивается выбранным стихотворным размером, чередованием мужской и женской рифмы, а нужный ритм задается рифмой перекрестной. Мысль автора разворачивается от строфы к строфе, что позволяет определить жанр не только как стихотворение-послание, но и как стансы.

Никогда ни о чем не жалейте. /Андрей Дементьев/

­­ ­ Читает Виктор Астраханцев

* * * * * Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за всё вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

КТО РАНЬШЕ СКАЗАЛ «Э»?

(О литературном заимствовании)

Как ни велик русский язык, поэт всегда находится в поисках яркого и точного слова, чтобы выявить свою мысль и образ. Некоторые даже придумывают новые слова, а другие, наоборот, вводят в свой текст слова или строчки других авторов, переосмысливая или цитируя их. Такой перенос часто порождает недоуменные вопросы и сомнения в авторстве строк. Действительно, появление в новом сочинении созданных ранее выразительных средств — это сильно действующий и чувствительный для авторов момент, и он не остаётся без их внимания.

Возможно, поэтому и возникла публикация Виолетты Баша
«Бездонно и бездомно». Заимствование — от открытий к штампу»
https://www.chitalnya.ru/work/1423714/
Приглашаю поразмыслить на эту тему –что есть заимствования, и каковы их цели и границы?

В своей публикации Виолетта ставит вопрос о происхождении блестящей по форме и глубокой по смыслу словесной формы «бездонный – бездомный». Автор задается вопросом «Бездонной и бездомной — кто первый?» И, отвечая на него, делает вывод, что это блестящее созвучие впервые возникло в стихах Маргариты Алигер «Дом в Медоне» 1967года, а потом было повторено автором публикации в 1998 году в стихотворении « И снова в небе журавли».
Автор делает вывод:

= Таким образом открытие «бездонной-бездомной» — это Алигер по следам Цветаевой. Я, увы, только вторая. А вот после — пошло-поехало. =

Действительно,сочетание «бездонно – бездомно» производит эффект консонансного звучания. В этих словах-близнецах повторяются практически всех звуки, с заменой сонорного Н на М. А беспредельность бездомовья создает напряженный эмоциональный образ.
Однако, несмотря на указанный автором след, в стихах М.Цветаевой этих слов не обнаружено. Ни в строчке, ни в рифмовке .
Только в одном стихотворении применяет М.Цветаева слово «бездомная»: в 6-й части цикла«Бессонница» от 1 авг. 1916 года:
= Сегодня ночью я одна в ночи –
Бессонная, бездомная черница! =
Но в этой строчке не разглядеть следа этого звучного повтора
И хотя неприкаенность Марины Цветаевой – характерная черта её трагической судьбы, а сердце настоящего поэта по словам Е.Евтушенко, это дом бездомности, тем не менее, Марина Цветаева не причастна к созданию этой словесной жемчужины.

Эти слова-близнецы введены в русскую поэзию Александром Блоком в его стихах «С мирным счастьем покончены счеты. », 1910 г.Вот эти строки::
. . . . . . . .
Жизнь пустынна, бездомна, бездонна,
Да, я в это поверил с тех пор,
Как пропел мне сиреной влюбленной
Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор.

Образ жизни в страшной душевной пустоте для Блока не случаен. В несколько измененном виде он проявляется также и в стихах «Шаги командора»

Читать еще:  А собственно кто ты такая стих

= Жизнь пуста, безумна и бездонна !
Выходи на битву, старый рок! =

Эти словообразы «бездомный, бездонный» являются особенностью поэтического мышления А.Блока и входят в ядро его поэтического словаря. Несколько тому примеров:

= …В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны. (Ветер принес издалека)

= Как в годы юности, не знаю
Бездонных чар твоей души. ( ВячеславуИванову )

= Двадцатый век. Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла … (Два века)

= И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (Незнакомка)

= Как страшно! Как бездомно (Обман)

= Я пронесу тебя над бездной,
Её бездонностью дразня. (Демон)

= Мы бездомны бессемейны, бесчинны, нищи — что же нам терять? (Интеллигенция и революция).

Маргарита Алигер вобрала в свои стихи всю строку Блока, заменив только слова «Жизнь пустынна» словом «всё»:
= А до Камы от Медона

Все бездомно и бездонно =
и наполнила бездну блоковского одиночества реалиями жизни М.Цветаевой:
= Нет ни адреса, ни крова.
Нет ни голоса, ни слова.
Нет ни дочери, ни мужа.
Только ужас, только стужа. =
Очень сильные и точные стихи!

В своем стихотворении Виолетта пследует тем же путем, повторив строчку М.Алигер,
и переставив слова местами:
= В движении медленного лета,
В излучинах кувшинных дней,
В узорах солнечного света
На согнутой руке моей,

В глазах бездонных и бездомных
В усталости к исходу дня,
В слезе, скатившейся с иконы,
Есть только Бог. Но нет тебя. =

А тем, наверное, самое главное и чувствительное для авторов — есть ли в этих двух случаях заимствования?

В первом случае бесспорно -Маргарита Алигер сохраняет не только исходный текст, но и его общую тональность, эмоциональное наполнение. Она обрисовывает скитания Цветаевой через надземность Блока. Виолетта Баша переносит в стихи только словосочетание, при этом допуская снижение стиля и высоту исходного образа. Эта утрата драматизма и эмоциональной сгущенности образа снимает вопрос о заимствовании. От первичного образа остаются только слова-близнецы.
Отсутствие заимствование подтверждается еще и тем, что автору стихов, как выяснилось, не было доподлинно известно о происхождение этого поэтического образа. Но это уже совсем иная сторона дела.

В сетевой поэзии последнего десятилетия встречается множество вариаций использования сочетания «бездомный – бездонный». Очень уж привлекателен этот полнозвучный образ, позволяющий придавать ему разнообразный характер.
От попыток выражения тоски и печали:
= Грусть моя бездонная, любовь бездомная
Бродягой ходит по земле. =( из песни Стаса Пьехи)

до бесшабашного ёрничества:
= Я — бездомный,
я —бездонный,
Я — роскошный хулиган,
Я — оркестр разгульных песен,
Дерзок, весел, смел и пьян. =( стихи Андрея Соколова)

Андрей Дементьев: «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку»

26 июня 2018 года перестало биться сердце выдающегося поэта современности Андрея Дементьева. Он совсем немного не дожил до своего 90-летия. Казалось бы, еще совсем недавно прошел его творческий вечер в Ростове в Донской государственной публичной библиотеке. Поэт был бодр, активен, общителен, жизнелюбив и доброжелателен. Этот творческий вечер прошел с аншлагом. И вот пришла печальная новость.

Андрей Дементьев один из моих любимых поэтов. Он всегда приятно поражал меня своей добротой, открытостью и оптимизмом. У Дементьева не было так называемой «звездной болезни».

Андрей Дмитриевич родился 16 июля 1928 года в Твери. Свою литературную деятельность начал в 1948 году. Работал в газете «Калининская правда», заведовал отделом комсомольской жизни газеты «Смена», был инструктором отела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.

С 1967 года Дементьев жил в Москве. Был главным редактором легендарного советского журнала «Юность» (с 1981 по 1992 годы). Тираж этого журнала при Дементьеве был свыше 3 миллионов экземпляров!

И все же, Дементьев вошел в историю как поэт, в том числе, как поэт-песенник. В советское время были известны и популярны песни на его стихи «Аленушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери».

Кстати, песня на стихи Дементьева «Яблоки на снегу», которую замечательно исполнил Михаил Муромов (он же и написал музыку к этой песни) была супер-шлягером в Советском Союзе в конце 80-х годов прошлого века.

Стихи Андрея Дементьева в народе всегда были любимы. Хочу напомнить, что президент России Владимир Владимирович Путин 8 марта 2018 года, поздравляя женщин с Международным женским днём, прочитал стихи Андрей Дмитриевича Дементьева «Я знаю, что все женщины прекрасны».

Дементьев был еще и прекрасным ведущим. Он вел различные программы на телевидении и радио. Принимал участие в разных политических ток-шоу. Помню, он как-то сумел переспорить самого Жириновского в программе Владимира Соловьева «К барьеру!».

У Андрея Дементьева есть одно стихотворение, которое мне нравится особо. Когда мне грустно и тоскливо на душе, я его всегда читаю. Стихотворение называется «Никогда ни о чем не жалейте».

«Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы».

Лично мне эти строки помогают жить. По-моему, написано гениально! Надо сказать, что это стихотворение Андрея Дмитриевича очень любят и почитатели его таланта. Дементьева всегда просили на творческих вечерах прочитать «Никогда ни о чем не жалейте». И поэт всегда это делал.

Но на этот раз я не могу сказать, что я ни о чем не жалею. Мне очень жаль и грустно, что навсегда ушел от нас в Вечность выдающийся поэт и человек с большой буквы Андрей Дмитриевич Дементьев.

Георгий БАГДЫКОВ.

Количество просмотров: 5529

  • Багдыков Георгий
  • Дементьев Андрей
  • Люди
  • Память
  • Поэзия
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Читать еще:  Как красиво напечатать стихи

Поэт Андрей Дементьев: Никогда, никогда ни о чем не жалейте

Моему поколению он известен по передаче «Виражи времени», которую много лет вел на радио. В заставке передачи непременно звучало его стихотворение «Никогда, никогда ни о чем не жалейте» в авторском исполнении. Очень правильное, щегольское, с эффектным финалом: «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы».

У Дементьева было много ипостасей. Он не только поэт, но и ведущий, письма которому писали еще наши бабушки, он и политик, он и редактор. В день его смерти вспоминают журнал «Юность», который он возглавлял 12 лет.

Кардинальных преобразований, связанных с его именем, в журнале не произошло — не был он ни Наровчатовым, ни Катаевым, преобразившимся на посту главреда из вреднюги в благодетеля и подвижника. Жизнь его была ровной и последовательной. Но лучшее, что он сделал, были его песни. Особенно «Яблоки на снегу» и «Лебединая верность». Без скидок и преувеличений — совершенно народные песни.

Он прожил долгую жизнь. Без двадцати дней девяносто лет. Свой юбилей собирался отмечать на родине, в Твери, где создал Дом поэзии.

Конечно, можно сказать, что долгожительство — это гены: по девяносто прожили его отец и мать. Но я вижу в этом долголетии благородство — сродни благородству писателя, защищающего маленького человека. Каждый получает в старости такое лицо, которое заслужил. Андрей Дементьев не обрюзг, не расплылся. Его глаза с лучами морщинок светились добротой. Высоко поднявшись над своей рабоче-крестьянскостью, он не потерял уважения к своему читателю. Потому народ и тянулся к нему, как та неверующая женщина, которая ходила в церковь только потому, что батюшка называл ее голубушкой. Он оставался интеллигентом, сохраняя интерес к маленькому человеку. В отличие от современных попсовиков из Инстаграма, интересующихся только собой.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось

Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.

Если даже за все вам — усмешка в ответ.

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.

Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —

Поздно начали вы или рано ушли.

Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.

Пусть другой гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.

Прямая речь

Юрий ПОЛЯКОВ: Он мог перекреститься двухпудовой гирей

Вспомнить Андрея Дементьева мы попросили известного писателя и драматурга.

— Я хорошо помню знакомство с Андреем Дмитриевичем. Это был 1973 или 1974 год. Большой зал Дома литераторов. Дементьев только перебрался из Твери в Москву, и это был его первый творческий вечер. Причем на двоих с поэтом Петром Вегиным. В то время они были примерно одной «весовой категории». Вегин был модный поэт. Он представлял экспериментально-фрондерскую линию, эдакий Вознесенский, но калибром помельче. Дементьев только пришел работать в «Юность» заместителем редактора к Борису Полевому. И вот мы, молодые поэты, отправились на их батл как на футбольный матч. Зал неистовствовал, когда Дементьев читал свои стихи. Сразу стало очевидно, что это большая народная поэзия. Его воспринимали как чистого лирика, заряженного позитивом. Он вышел победителем.

Ужасно обидно, что Андрея Дмитриевича не стало за три недели до его 90-летия, к которому мы готовились. Мы перезванивались, обсуждали, что в Твери будем делать на дементьевском празднике поэзии.

1 июня я был у него на «Радио-1», он вел в прямом эфире передачу «Виражи времени». Мы лихо провели эфир. Но я заметил, что Андрей Дмитриевич выглядел хуже, чем обычно. Он всегда поражал своей витальной мужской неувядаемостью. Однажды мы оказались с ним то ли в Пицунде, то ли в Коктебеле. Ему было уже за 60. Он вышел на пляж, скинул халат и. Мы, сравнительно молодые прозаики и поэты в возрасте сорока лет, стыдливо посмотрели на свои животы. Перед нами стоял человек на седьмом десятке с идеальной атлетической фигурой. Он занимался по методике русских гиревиков. Мог перекреститься двухпудовой гирей — это был признак атлетической мощи. Лет до 70 у него пиджак распирало от бицепсов. Андрей Дмитриевич был настроен на столетний рубеж. Для этого были все шансы.

Его столько раз предавали, столько было в жизни трагедий, а он сумел сделать доброжелательность и незлопамятность доминантой своей личности.

Как по нотам

Композитор Михаил МУРОМОВ: Когда я спел «Яблоки на снегу», он сказал: «Это сразу десятка!»

На стихи Андрея Дементьева написано более полусотни популярных песен.

«Над землей летели лебеди», «Я тебя своей Аленушкой зову», «Расскажи мне, мама», «Я тебя рисую» — мы с удовольствием напеваем эти знакомые строчки, часто не подозревая, что автор стихов, которые давно превратились в шлягеры, — поэт Андрей Дементьев. Он с готовностью отдавал стихи композиторам и певцам, считая, что так они по-настоящему уйдут в народ. Чаще других музыку к ним писал композитор и певец Михаил Муромов.

— Это огромная утрата для литературы. А для людей — еще больше. Потому что такого светлого человека трудно встретить, — сказал «КП» Михаил Муромов. — В первую очередь он был человеком. Замечательным, широким, милым, улыбчивым, танцующим до последних лет.

— А как вы познакомились?

— Мы рядом жили. Я на Спасской снимал квартиру, а он жил в Астраханском переулке в писательском доме. Практически на улице познакомились. Он мне дал свое стихотворение «Стюардесса», а когда я сделал песню, она сразу стала популярной, причем даже без радио, потому что стала звучать во всех самолетах. И после «Стюардессы» он мне подарил свою книжку. И из этой книги у меня получилось сразу 12 песен, включая те же «Яблоки на снегу». Это стихи 1976 года. Просто я попросил их чуть-чуть переделать, а он очень легко шел на уступки композиторам. Мы вместе сели, просчитали, и песня работает до сих пор. А ей уже 31 год!

Читать еще:  Какая же ты сволочь стихи

— А какие песни больше всего Андрею Дмитриевичу нравились?

— Когда я спел ему «Яблоки. » по телефону, он сказал: «Так, это десятка, даже думать не будем». Я к нему домой часто приходил — он был очень хлебосольный хозяин, улыбчивый, милый. Нам всем будет не хватать его.

Пять самых известных песен на стихи поэта:

  • «Над землей летели лебеди»
  • «Я тебя своей Аленушкой зову»
  • «Яблоки на снегу»
  • «Я тебя рисую»
  • «Каскадеры»

«Никогда ни о чём не жалейте». Строка Андрея Дементьева как его завещание

Он родился в 1928 году в Твери. Казалось, Дементьеву на роду написано жить долго-долго — и отец, и мать разменяли десятый десяток. А ему не хватило всего 20 дней, чтобы отпраздновать 90-летие. Андрей Дмитриевич умер 26 июня. Собственно, так всегда в жизни и бывает: не хватает совсем чуть-чуть, чтобы успеть — дописать, долюбить. Дожить.

Сын врага народа

Есть у Дементьева такие строки:

Никогда ни о чём не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Не жалейте своей доброты и участья,
Если даже за всё вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Это стихотворение можно считать завещанием поэта. И главным правилом его жизни. Он никогда не жалел, что что-то прошло стороной. А прошло многое. Он рос в очень музыкальной семье, где пели все и всё: и русские народные песни, и романсы, и классику. В школе его звали «наш Серёжа Лемешев» за чистый голос. Его пригласили на прослушивание в музыкальное училище. Он пришёл. Спел. Но поступать не стал — тогда уже писал стихи.

После школы хотел поступать в Военно-медицинскую академию — не взяли. Прошёл в Институт международных отношений. Но отчислился сам — услышал, что у одного из студентов возникли проблемы из-за бабушки-дворянки. У него-то ситуация была ещё хуже — сын и внук врагов народа. Из-за этого, признавался сам поэт, он в юности чуть не свёл счёты с жизнью.

«У меня уже не хватало сил, — рассказывал „АиФ“ Андрей Дмитриевич. — Не хватало сил всё время быть голодным. Хотя мама, чтобы прокормить семью, после работы ходила по домам, подрабатывала. Не хватало сил всё время бояться, что и в наш дом придёт похоронка. А она пришла — на фронте погиб мой дядя, мамин младший брат. Не хватало сил жить с мыслью о том, что отец не воюет, а сидит в тюрьме, репрессированный. И дед погиб там же, в лагере. Отец, дед, братья отца. Все они были простые труженики. Их всех посадили и всех потом реабилитировали. Троих — посмертно. Отца, к счастью, при жизни. Но тогда меня угнетала мысль о несправедливости — я же знал, что отец не мог быть ни предателем, ни шпионом (Дмитрия Дементьева арестовали по 58-й статье как контрреволюционера, хотя он был тем, кого называют „народная интеллигенция“, — крестьянином, окончившим Тимирязевскую академию и ставшим высококлассным агрономом. — Ред.). Он был очень честный. И даже когда папа уже вернулся, я всё равно в анкетах должен был указывать, что отец у меня был репрессирован. Из-за этого во многих местах документы мне возвращали с резолюцией „отказать“. Всё это — на одну мальчишескую душу. Очень тяжело.

В какой-то момент я почувствовал, что больше не могу с этим справляться. Хотя мы, мальчишки военной поры, были значительно старше наших нынешних ровесников. Похоронки, бомбёжки, голод, необходимость выжить несмотря ни на что — всё это делало нас взрослее. Мне было тогда 14 лет. Я выбрал момент, когда бабушка ушла на рынок, положил патрон на плитку так, чтобы он пришёлся как раз на уровне сердца. Письмо написал, попросил у всех прощения. Но бабушка что-то забыла дома и вернулась. Я машинально дёрнулся, поворачиваясь на звук открывшейся двери, и пуля прошла в нескольких сантиметрах. Эта пролетевшая пуля изменила тогда во мне, в моём характере очень много. С тех пор я никогда не забывал, что мы ответственны не только перед государством или перед самими собой. Мы ответственны и за тех, кто рядом».

Ершистый лирик

Дементьев не стал ни врачом, ни дипломатом. Он стал поэтом — тонким, остро переживающим и любовь, и разлуку, и ревность. И несправедливость. Слыша фамилию Дементьев, мы прежде всего вспоминаем его любовную лирику. Недаром же Владимир Путин, поздравляя в этом году женщин с 8 марта, выбрал строки из его стихотворения:

Покуда жив, я им молиться буду.
Любовь иным восторгам предпочту.
Господь явил нам женщину, как чудо,
Доверив миру эту красоту.

«Я тебя рисую», «Лебединая верность», «Алёнушка» и много-много других песен — они все на его стихи. Из всех чувств именно любовь он ценил превыше всего.

«Выше любви ничего нет — так ответил он на „детский“ вопрос „АиФ“ „Что такое любовь?“. — Я каждый день благодарю Господа, что он послал мне мою супругу — мою Анечку. Потому что только благодаря ей я понял, что любовь — это родство душ, это понимание с полуслова, это вера, это поиск и это блаженство. Я бы без любви жить не мог. И никогда бы не написал всего того, что написал».

Но в последние годы всё чаще в его стихах звучали иные ноты: тревоги, боли за происходящее вокруг. «Я тут стихи написал, — говорил он. — Послушай». И читал:

«Поля травою заросли.
И, утвердив свою спесивость,
Ползут сквозь пашню ковыли,
Где рожь когда-то колосилась.
Моя любимая страна,
Познав обиду и бессилье,
Теперь пожизненно бедна,
Как будто вовсе не Россия.

Он сам старался помогать — и молодым поэтам, устраивая вечера поэзии в своём Доме поэзии в Твери, и провинциальным музеям, живущим впроголодь, и тем, кто со своими бедами обращался к нему как к члену Общественной палаты. У него было очень большое, доброе, чуткое сердце. Которое в конце концов не справилось и остановилось.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector