Стихи и песни как форма распространения социальной информации
Стихи и песни как форма распространения социальной информации
Виды информации. Представление информации.
По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.
По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.
С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .
Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом
Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.
Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.
Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.
По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.
Стихи и песни как форма распространения социальной информации
йОЖПТНБГЙС — ПДОБ ЙЪ ЖХОДБНЕОФБМШОЩИ УХВУФБОГЙК (ЧЕЭЕУФЧП, ЬОЕТЗЙС, ЙОЖПТНБГЙС), УПУФБЧМСАЭЙИ УХЭОПУФШ НЙТПЪДБОЙС Й ПИЧБФЩЧБАЭЙИ МАВПК РТПДХЛФ НЩУМЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.
уМПЧП «ЙОЖПТНБГЙС» ЙНЕЕФ НОПЦЕУФЧП ЪОБЮЕОЙК, ЙЪ ЛПФПТЩИ ОБЙВПМЕЕ ПВЭЕЕ Й ЫЙТПЛПЕ — «ПФТБЦЕООПЕ НОПЗППВТБЪЙЕ». фБЛПЕ ЪОБЮЕОЙЕ РПЪЧПМСЕФ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЛБЛ ЙОЖПТНБГЙПООЩЕ НОПЗЙЕ РТПГЕУУЩ, РТПЙУИПДСЭЙЕ Ч ФЕИОЙЮЕУЛЙИ НЕИБОЙЪНБИ, ЦЙЧПК Й ОЕЦЙЧПК РТЙТПДЕ, Ч ПВЭЕУФЧЕ.
ч ЙОЖПТНБФЙЛЕ РПД ЙОЖПТНБГЙЕК РТЙОСФП РПОЙНБФШ УЧЕДЕОЙС, УППВЭЕОЙС, ЙЪМПЦЕООЩЕ ЪОБОЙС Й Ф.Р. ч ФЕПТЙЙ ЙОЖПТНБГЙЙ ЧУЕ НОПЗППВТБЪЙЕ ЕЕ ЖПТН РТЙОСФП ДЕМЙФШ ОБ ЬМЕНЕОФБТОХА — ЙОЖПТНБГЙА, ГЙТЛХМЙТХАЭХА Ч ОЕЦЙЧПК РТЙТПДЕ; ВЙПМПЗЙЮЕУЛХА — ГЙТЛХМЙТХАЭХА Ч ЦЙЧПК РТЙТПДЕ; УПГЙБМШОХА — ПУНЩУМЕООХА ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН УППВЭЕУФЧПН.
жХОЛГЙА ЬМЕНЕОФБТОПК ЙОЖПТНБГЙЙ ЛТБФЛП НПЦОП УЧЕУФЙ Л РЕТЕДБЮЕ ЬОЕТЗЙЙ РХФЕН УФТХЛФХТОПЗП ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС НБФЕТЙБМШОЩИ ПВЯЕЛФПЧ. вЙПМПЗЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС ЧЛМАЮБЕФ Ч УЕВС ЛБЛ ЛПДЙТПЧБОЙЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛПК ЙОЖПТНБГЙЙ, ФБЛ Й ХРТБЧМЕОЙЕ УМПЦОЩНЙ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ РТПГЕУУБНЙ Х ЧЩУЫЙИ ЦЙЧПФОЩИ ОБ ПУОПЧЕ РЕТЕДБЮЙ ЬОЕТЗЙЙ. уПГЙБМШОБС ЙОЖПТНБГЙС УПЪДБЕФУС Й ЙУРПМШЪХЕФУС ПВЭЕУФЧПН (УПГЙХНПН).
уПГЙБМШОБС ЙОЖПТНБГЙС — ЬФП УРПУПВ (ЖПТНБ) РЕТЕДБЮЙ ЪОБОЙК, ЬНПГЙК Й ЧПМЕЧЩИ ЧПЪДЕКУФЧЙК Ч ПВЭЕУФЧЕ. пВПВЭЕООП УПГЙБМШОХА ЙОЖПТНБГЙА НПЦОП ПРТЕДЕМЙФШ ЛБЛ УЧЕДЕОЙС, РТЕДОБЪОБЮЕООЩЕ ДМС РЕТЕДБЮЙ Ч ПВЭЕУФЧЕ. йНЕООП ФБЛБС ЙОЖПТНБГЙС СЧМСЕФУС ПВЯЕЛФПН ЙЪХЮЕОЙС ОБХЛ ДПЛХНЕОФОП-ЛПННХОЙЛБФЙЧОПЗП ГЙЛМБ.
уПГЙБМШОБС ЙОЖПТНБГЙС — СЧМЕОЙЕ УМПЦОПЕ, РПДТБЪДЕМСЕНПЕ ОБ ЧЙДЩ РП ТБЪОЩН РТЙОГЙРБН ДЕМЕОЙС.
рЕТЧЩН РТЙОГЙРПН ДЕМЕОЙС УПГЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ СЧМСЕФУС ЕЕ УПГЙБМШОПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ. у ЬФПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС Й Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ТЙУХОЛПН 1.1.1 ЙОЖПТНБГЙС РПДТБЪДЕМСЕФУС ОБ НБУУПЧХА Й УРЕГЙБМШОХА.
нБУУПЧБС ЙОЖПТНБГЙС — УПГЙБМШОБС, РТЕДОБЪОБЮЕООБС ДМС ЧУЕИ ЮМЕОПЧ ПВЭЕУФЧБ. йОЖПТНБГЙС ЬФПЗП ТПДБ ДПУФХРОБ МАВПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, РПЬФПНХ ПОБ ОБЪЩЧБЕФУС НБУУПЧПК. уРЕГЙБМШОБС ЙОЖПТНБГЙС РТЕДОБЪОБЮЕОБ ДМС ПФДЕМШОЩИ УПГЙБМШОЩИ ЗТХРР, Ч ЮБУФОПУФЙ УРЕГЙБМЙУФПЧ. нБУУПЧБС Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ДЕМЙФУС ОБ РХВМЙГЙУФЙЮЕУЛХА, ЬУФЕФЙЮЕУЛХА, ПВЩДЕООХА. уРЕГЙБМШОБС — ОБ ОБХЮОХА, ФЕИОЙЮЕУЛХА, РМБОПЧП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА, ЛПННЕТЮЕУЛХА Й Ф.Д.
тЙУХОПЛ 1.1.1 — рТЙОГЙР ДЕМЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ РП УПГЙБМШОПНХ ОБЪОБЮЕОЙА
чФПТПК РТЙОГЙР ДЕМЕОЙС ПУОПЧБО ОБ УРПУПВЕ ПФТБЦЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН УПЪОБОЙЕН. чПУРТЙОЙНБС ЙОЖПТНБГЙА ТБЪМЙЮОПЗП ТПДБ БОБМЙЪБФПТБНЙ, ЮЕМПЧЕЛ ТБУЛПДЙТХЕФ (ПФТБЦБЕФ) ЕЕ ЗПМПЧОЩН НПЪЗПН, ЛПФПТЩК ЖХОЛГЙПОБМШОП БУЙННЕФТЙЮЕО. мЕЧПЕ РПМХЫБТЙЕ ЗПМПЧОПЗП НПЪЗБ ПУХЭЕУФЧМСЕФ МПЗЙЮЕУЛХА ДЕСФЕМШОПУФШ, РТБЧПЕ — ПВТБЪОП-БУУПГЙБФЙЧОХА.
ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЬФЙН Й УПЗМБУОП ТЙУХОЛХ 2 ЙОЖПТНБГЙС ХУМПЧОП РПДТБЪДЕМСЕФУС ОБ МПЗЙЮЕУЛХА Й ЬУФЕФЙЮЕУЛХА.
мПЗЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС — ТЕЪХМШФБФ РПЪОБОЙС Й МПЗЙЮЕУЛПЗП ПУНЩУМЕОЙС ЪБЛПОПЧ РТЙТПДЩ, ПВЭЕУФЧБ Й НЩЫМЕОЙС. пОБ РЕТЕДБЕФУС Ч ЪОБЛПЧПК ЖПТНЕ РХФЕН ПФТБЦЕОЙС ПЛТХЦБАЭЕК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ МЕЧЩН РПМХЫБТЙЕН ЗПМПЧОПЗП НПЪЗБ Й БЛЛХНХМЙТХЕФ ЧУЕ ЪОБОЙС, ОБЛПРМЕООЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧПН ЪБ ДПМЗЙК РЕТЙПД ПУЧПЕОЙС РТЙТПДЩ ПВЭЕУФЧБ Й НЩЫМЕОЙС. мПЗЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС ТБЪОППВТБЪОБ Й ТБЪМЙЮБЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТЙОБДМЕЦОПУФША Л ТБЪМЙЮОЩН ПВМБУФСН ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. юБЭЕ ЧУЕЗП ПОБ ДЙЖЖЕТЕОГЙТХЕФУС РП РТЙОБДМЕЦОПУФЙ Л РПЪОБЧБФЕМШОПК Й РТБЛФЙЮЕУЛЙ РТЕПВТБЪХЕНПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. ч РПЪОБЧБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ РТЙОЙНБАФ ХЮБУФЙЕ ФБЛЙЕ ЧЙДЩ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛБЛ ОБХЮОП-ЧУРПНПЗБФЕМШОБС, ОБХЮОП-РТПУЧЕФЙФЕМШУЛБС, ИХДПЦЕУФЧЕООП-РПЪОБЧБФЕМШОБС. рТБЛФЙЮЕУЛЙ РТЕПВТБЪХАЭБС ДЕСФЕМШОПУФШ РТЕДРПМБЗБЕФ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЕ ФБЛЙИ ЧЙДПЧ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛБЛ ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛБС, ПТЗБОЙЪБГЙПООП-РТПЙЪЧПДУФЧЕООБС, ХРТБЧМЕОЮЕУЛБС.
ьУФЕФЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС — ТЕЪХМШФБФ ПВТБЪОП-БУУПГЙБФЙЧОПЗП, РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП ИХДПЦЕУФЧЕООП-ЬУФЕФЙЮЕУЛПЗП ПФТБЦЕОЙС ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. ч УПЧПЛХРОПУФЙ У ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ ПУПВЕООПУФСНЙ ЧПУРТЙСФЙС ЬУФЕФЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС ТБУРТПУФТБОСЕФУС УМЕДХАЭЙНЙ ЧЙДБНЙ ЙУЛХУУФЧБ:
- ЦЙЧПРЙУШ Й ЗТБЖЙЛБ, РТПУФТБОУФЧЕООЩЕ ЖПТНЩ (БТИЙФЕЛФХТБ, УЛХМШРФХТБ) Й Ф.Д.;
- НХЪЩЛБ, ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ УМПЧП Й Ф.Д.;
- ФЕБФТ, ИПТЕПЗТБЖЙС, ЛЙОП Й Ф.Д.
тЙУХОПЛ 1.1.2 — рТЙОГЙР ДЕМЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ РП УРПУПВХ ПФТБЦЕОЙС ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН УПЪОБОЙЕН
ч ТЕБМШОПУФЙ МПЗЙЮЕУЛБС Й ЬУФЕФЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС ФЕУОП ЧЪБЙНПУЧСЪБОЩ. лБЛ ОБХЮОП-РПЪОБЧБФЕМШОБС ДЕСФЕМШОПУФШ ОЕЧПЪНПЦОБ ВЕЪ ФЧПТЮЕУЛПЗП ЬМЕНЕОФБ, ПВТБЪОПЗП РТЕДУФБЧМЕОЙС, ФБЛ Й РТПДХЛФ ЬУФЕФЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ОЕ НПЦЕФ ОЕ ЙНЕФШ УНЩУМБ. нПЦОП ЗПЧПТЙФШ МЙЫШ П ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ ХЮБУФЙС Ч РТПГЕУУЕ ПФТБЦЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ РТБЧПЗП ЙМЙ МЕЧПЗП РПМХЫБТЙС ЗПМПЧОПЗП НПЪЗБ.
фТЕФЙК РТЙОГЙР ДЕМЕОЙС ВБЪЙТХЕФУС ОБ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПУПВЕООПУФСИ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ ЮЕМПЧЕЛПН. у ЬФПК ГЕМША РТЙТПДБ РТЕДПРТЕДЕМЙМБ ЮЕМПЧЕЛХ УМЕДХАЭЙЕ ПТЗБОЩ ЮХЧУФЧ: ЪТЕОЙЕ, УМХИ, ПВПОСОЙЕ, ПУСЪБОЙЕ, ЧЛХУ. тБЪМЙЮБАФ УМЕДХАЭЙЕ ЧЙДЩ ЙОЖПТНБГЙЙ:
- ЧЙЪХБМШОБС — ЧПУРТЙОЙНБЕФУС ЪТЕОЙЕН;
- БХДЙБМШОБС — УМХИПН;
- ПВПОСФЕМШОБС — БОБМЙЪБФПТБНЙ ЪБРБИБ;
- ФБЛФЙМШОБС — ПУСЪБОЙЕН;
- ЧЛХУПЧБС — БОБМЙЪБФПТБНЙ ЧЛХУБ.
уПГЙБМШОБС ЙОЖПТНБГЙС ТБЪМЙЮБЕФУС Й РП ТСДХ ДТХЗЙИ РТЙЪОБЛПЧ.
- рП УРПУПВХ ТБУРТПУФТБОЕОЙС УПГЙБМШОБС ЙОЖПТНБГЙС ДЕМЙФУС ОБ ДЧБ ЧЙДБ: ПРХВМЙЛПЧБООБС (ТБУРТПУФТБОСЕНБС РПУТЕДУФЧПН ФЙТБЦОПЗП ТБЪНОПЦЕОЙС ДПЛХНЕОФПЧ) Й ОЕПРХВМЙЛПЧБООБС (ОЕ ТБУУЮЙФБООБС ОБ ЫЙТПЛПЕ ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ Й ОЕ РТПЫЕДЫБС ПЖЙГЙБМШОПК БРТПВБГЙЙ).
- рП УФЕРЕОЙ РЕТЕТБВПФЛЙ УПГЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙС РПДТБЪДЕМСЕФУС ОБ РЕТЧЙЮОХА, УПДЕТЦБЭХА ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ОБХЮОП-ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛПК ТБВПФЩ, Й ЧФПТЙЮОХА (ТЕЪХМШФБФ РЕТЕТБВПФЛЙ РЕТЧЙЮОПК ЙОЖПТНБГЙЙ).
- рП УЖЕТБН РПМХЮЕОЙС Й ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ПВМБУФСИ УПГЙБМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЧЩДЕМСЕФУС ОЕУЛПМШЛП ЧЙДПЧ УПГЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, РТЕДУФБЧМЕООЩИ Ч ФБВМЙГЕ 1.1.1.
фБВМЙГБ 1.1.1 — чЙДЩ УПГЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ
уЖЕТБ УПГЙБМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ | чЙД УПГЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ |
оБХЛБ | оБХЮОБС |
рТПНЩЫМЕООПЕ Й УЕМШУЛПИПЪСКУФЧЕООПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП | рТПЙЪЧПДУФЧЕООБС, ФЕИОЙЮЕУЛБС |
йУЛХУУФЧП Й ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ФЧПТЮЕУФЧП | ьУФЕФЙЮЕУЛБС |
уРПТФ | уРПТФЙЧОБС |
рПМЙФЙЛБ | рПМЙФЙЮЕУЛБС |
нБУУПЧПЕ ЙОЖПТНЙТПЧБОЙЕ Й РТПРБЗБОДБ | нБУУПЧБС, РПРХМСТОБС, РХВМЙГЙУФЙЮЕУЛБС |
пВТБЪПЧБОЙЕ | рЕДБЗПЗЙЮЕУЛБС |
хРТБЧМЕОЙЕ | хРТБЧМЕОЮЕУЛБС |
вЩФ | вЩФПЧБС |
ч ЖЕДЕТБМШОЩИ ПТЗБОБИ ЧМБУФЙ Й ХРТБЧМЕОЙС, Ч ХЮТЕЦДЕОЙСИ, ПТЗБОЙЪБГЙСИ Й ОБ РТЕДРТЙСФЙСИ ПВСЪБФЕМШОП ЧПЪОЙЛБЕФ ХРТБЧМЕОЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС, ЛПФПТБС ЙУРПМШЪХЕФУС ДМС ГЕМЕК ХРТБЧМЕОЙС ЛБЛЙН-МЙВП ПВЯЕЛФПН ЙМЙ УФТХЛФХТБНЙ. мАВПЕ ХРТБЧМЕОЮЕУЛПЕ ТЕЫЕОЙЕ ЧУЕЗДБ ВБЪЙТХЕФУС ОБ ЙОЖПТНБГЙЙ РП ТБУУНБФТЙЧБЕНПНХ ЧПРТПУХ ЙМЙ ХРТБЧМСЕНПНХ ПВЯЕЛФХ. йОЖПТНБГЙС Ч ДБООПН УМХЮБЕ ФПЦДЕУФЧЕООБ РПОСФЙСН: «ДБООЩЕ», «УЧЕДЕОЙС», «РПЛБЪБФЕМЙ».
ч жЕДЕТБМШОПН ЪБЛПОЕ «пВ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЙОЖПТНБФЙЪБГЙЙ Й ЪБЭЙФЕ ЙОЖПТНБГЙЙ» ЪБЛТЕРМЕОП УМЕДХАЭЕЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ РПОСФЙС «ЙОЖПТНБГЙС»: «йОЖПТНБГЙС — ЬФП УЧЕДЕОЙС П МЙГБИ, РТЕДНЕФБИ, ЖБЛФБИ, УПВЩФЙСИ, СЧМЕОЙСИ Й РТПГЕУУБИ ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ЖПТНЩ ЙИ РТЕДУФБЧМЕОЙС».
л ЙОЖПТНБГЙЙ РТЕДЯСЧМСЕФУС ТСД ФТЕВПЧБОЙК:
- РПМОПФБ,
- УЧПЕЧТЕНЕООПУФШ
- ПРЕТБФЙЧОПУФШ,
- ДПУФПЧЕТОПУФШ,
- ФПЮОПУФШ,
- БДТЕУОПУФШ,
- ДПУФХРОПУФШ ДМС ЧПУРТЙСФЙС ЮЕМПЧЕЛПН.
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ПВЯЕНЩ ЙОЖПТНБГЙЙ ХДЧБЙЧБАФУС ЛБЦДЩЕ ФТЙ ЗПДБ. пВЭЕУФЧП РЕТЕЦЙЧБЕФ ЙОЖПТНБГЙПООЩК ВХН. мАВБС ПТЗБОЙЪБГЙС, ФБЛЦЕ ЛБЛ Й ЛБЦДЩК ЮЕМПЧЕЛ Ч ПФДЕМШОПУФЙ, НПЦЕФ УХЭЕУФЧПЧБФШ, ФПМШЛП ПВНЕОЙЧБСУШ ЙОЖПТНБГЙЕК. ч ОЩОЕЫОЙИ ХУМПЧЙСИ ПЮЕОШ ЧБЦОП ЧПЧТЕНС РПМХЮЙФШ ОХЦОХА ЙОЖПТНБГЙА Ч ОЕПВИПДЙНПН ПВЯЕНЕ. дТХЗЙНЙ УМПЧБНЙ, ЛФП ЧМБДЕЕФ ЙОЖПТНБГЙЕК, ФПФ ЧМБДЕЕФ УЙФХБГЙЕК.
Урок по обществознанию на тему «Средства массовой информации в политической системе общества»
ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №________
Вид занятия (тип урока) _изучения нового материала___________ Цель занятиия
создать условия для осознания обучающимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»
формировать отношение к влиянию СМИ на общество.
развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации
Обеспечение занятия
__мел, доска, ____________________________________________
Раздаточный материал: учебники обществознания, текст для индивидуальной работы по изучаемой теме
Технические средства обучения:
Литература основная: Важенин А.Г. Обществознание. СПО. – М.Просвещение, 2017.
Литература дополнительная: 1. Политические системы современных государств. А.Ю.Мельвиль. – М.:Аспект Пресс,2012
2. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебник / А.И. Кравченко. — М.: Проспект, 2015. — 352 c.
3. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. — М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 447 с. — (Учебники для ссузов).
4. Гаджиев, К. С. Политология: краткий курс лекций / К. С. Гаджиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 214 с. — Серия : Хочу все сдать!
5. Политология: учебник и практикум для СПО / под ред. В. Н. Лавриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 400 с. — Серия: Профессиональное образование.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Студенты должны знать____ функции СМИ, их роль и влияние на современое общество
Студенты должны уметь__ _анализировать современные политические события, систематизировать полученные знания, обобщать, аргументированно отвечать на поставленные вопросы
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, институт, друзья. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Именно СМИ задают и тиражируют тот поток стереотипов, которыми мы руководствуемся за пределами хорошо знакомой нам сферы деятельности.
2. Сообщение темы урока.
1. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Роль средств массовой информации в политической системе общества».
Что мы относим к СМИ?
Перед вами два определения понятия «СМИ». Какое из них относится к понятию «средства массовой коммуникации»? и Какое понятие употребляется в политологии?
1)СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории.
2)СМИ – совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных явлений.
Вывод. Т.о. ключевым словом является слово — информация, а так как, мы говорим о политической жизни общества, то главной для нас будет политическая информация
Какое из этих высказываний и почему, по вашему мнению, подходит в качестве эпиграфа нашего урока?
Заголовки увеличивают размер событий. Д.Голсуорси.(писатель 19в., автор «Саги о Форсайтах»)
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о настоящем — журналисты. Ж.Петан.(словенский афорист)
Гласность – это такой продукт, которого не бывает, не может быть слишком много. А.Аграновский(советский журналист).
Комментарии свободны, но факты — священны. С.Ч.Престунч.
Современные средства информации хорошо тем, что дают нам возможность ворчать в глобальном масштабе. Л.Питер (педагог и литератор).
Основная функция СМИ – сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств. Неограниченный круг потребителей. Распространение информации осуществляется в специальных формах. Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер. Однонаправленность информационного потока от СМИ к потребителю (однако, современные технологии дают возможность осуществлять обмен информацией в режиме реального времени)
Существуют разные теории о роли СМИ в современной жизни (Слайд)
Концепция навязывания повестки дня
СМИ указывают, о чем нам следует думать в первую очередь
Теория социального научения
Человек усваивает поведение, которое пропагандируется СМИ
СМИ формируют мировоззрение человека.
Теория использования и удовлетворения
Рассматривает, как человек использует СМИ и какое удовлетворение от них получают.
Анализирует, как знания становятся частью наших представлений о том, что значит быть взрослым членом общества.
Используя текст №1, приведите примеры, ракрывающие основные положения этих теорий.
Работа с текстом.
Люди считают, что СМИ служат тому, чтобы отражать окружающий нас мир. В информационных сообщениях говорится о том, что случилось в мире сегодня. Комедийные телесериалы отражают ценности, образ жизни и привычки различных слоев общества. Телевизионные мелодрамы и журнальная беллетристика отражают проблемы и вопросы, с которыми зрители и читатели сталкиваются в повседневной жизни. Присутствие насилия и низкопробных стереотипов лишь отражает уродливую реальность несовершенного мира. Реклама отражает наши потребности и желания. С этой точки зрения масс-медиа – это своего рода окно, через которое мы смотрим на реальный мир.
Существуют и иные взгляды на массовую коммуникацию. Возможно, что мы считаем некоторые события и вопросы важными потому, что именно таковыми их представляют в новостях. Комедийные сериалы могут изображать определенные ценности, образ жизни и привычки, которые затем подхватываются обществом. Телевизионные мелодрамы затрагивают вопросы, на которые затем обращают свое внимание зрители. Стереотипы, увиденные по телевизору, незаметно учат юных зрителей тому, что представляют собой различные группы людей, а постоянное присутствие на телеэкране насилия прививает нам мысль, что мир – жесток. Реклама убеждает людей, что у них есть определенные потребности и желания, о которых они просто не знали ранее. С этой точки зрения роль СМИ не сводится к отражению того, что происходит вокруг нас. Скорее, они конструируют мир, который затем становится реальностью для потребителя. Этот мир может быть принят телезрителями, которые зачастую не подозревают о подобных скрытых процессах, считая, что их всего лишь развлекают. Через некоторое время образ мира, каким его сконструировали СМИ, может настолько укорениться в нашем сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности.
Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Назовите, каковы функции СМИ в политической жизни (слайд).
1.Информационная (сообщения о событиях в мире)
2.Выбор и комментирование информации, её оценка (передача «Сталин с нами»)
3.Политическая социализации( передача «Сталин с нами», сообщение о экологическом форуме в Копенгагене)
4.Критика и контроль(работа органов местной власти-коррупция)
5.Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику(передачи о работе Государственной Думы)
6.Формирование общественного мнения.(отношение к партии «Единая Россия»)
7.Мобилизационная(подготовка к выборам)
Приведите примеры проявления данных функций.
Вывод. Многообразие функции делает СМИ эффективным инструментом в политической системе общества
Запись темы в тетрадях
в широком смысле -1, т.к. речь идет о разных видах передачи информации в массовой аудитории, в узком смысле -2, т.к. речь идет об оперативном информировании о событиях в мире
Устные ответы обучающихся, аргументируют свой выбор
Запись в тетради
Запись в тетрадях
Работа с тектом.
Устные ответы, анализ ответов и различных точек зрения
Изучение нового материала. Приводят примеры на каждый вид функции
Роль СМИ тем более возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.
Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развертывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удаленных территориях либо в недоступных для них коридорах власти.
Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искаженном виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о ситуации.
В-третьих, эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков – «боевик», «вор», «предатель», «бездельник» и т.п. особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
В-четвертых, для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.
Какова роль СМИ в политическом обществе по вашему мнению? аргументируйте свой ответ
Составляют краткий конспект материала
Устно аргументированно отвечают
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Средства массовой информации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, определяющее виды СМИ, и одно предложение, раскрывающее информацию о функциях СМИ. (Примерный ответ: 1) смысл понятия: «СМИ – средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию». 2) предложения: – Основные виды СМИ: печатные, аудиовизуальные, электронные. – СМИ формируют общественное мнение, оказывают решающее воздействие на позицию избирателей.)
Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них. (Примерный ответ: 1) информирование граждан о текущих политических событиях; 2) представление анализа действий политических лидеров, программ политических партий; 3) проведение журналистских расследований, после которых могут быть проведены парламентские расследования и приняты политические решения; 4) формирование общественного мнения и общественного настроения в преддверии выборов и в текущей политической жизни; 5) представление на каналах СМИ острых дискуссий по политическим вопросам).
3. Работа с текстом
Невозможно понять роль СМИ, не обращаясь к оригинальным текстам. Обучающиеся работают с текстом (экземпляры текста на столе у каждого ученика), отвечают на вопросы.
Современные российские политологи о средствах массовой информации
Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако, взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций.
Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73.
Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков.
Самостоятельная работа с текстом по изученному материалу
Основные понятия СМИ: виды, формы и признаки
Практически каждый человек легко разберется, что означает слово «СМИ». Понятие, кроющееся за аббревиатурой, которая расшифровывается как «средства массовой информации», уже много десятков лет является одним из самых значимых инструментов, обеспечивающих культурное развитие общества. Однако нередко они становятся и орудием изощренной пропаганды. Далее в статье будет раскрыто понятие СМИ, признаки, формы и виды данной системы. Кроме того, мы рассмотрим их влияние на различные области жизни населения.
Определение
Понятие СМИ рассматривается с точки зрения социологии и политологии. В первом случае принято говорить о социальных институтах, задачей которых является сбор информации, обработка и анализ полученных данных, а также последующее их распространение. Последнее при этом имеет массовые масштабы.
Что касается понятия СМИ с точки политологии, то в этом случае средства массовой информации выступают в роли инструмента. С его помощью осуществляется агитация и манипуляция населением. Это официальные основные понятия.
Сущность СМИ заключается в том, чтобы доносить информацию не до какого-то конкретного человека или небольшой группы лиц, а до всего населения земного шара/страны/региона/города.
Процесс развития СМИ
Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением первых СМИ.
С течением времени они развивались, гонцы передавали послания, написанные на бересте или бумаге. В V веке до нашей эры в Риме появились первые печатные издания, с помощью которых население узнавало о тех или иных событиях. Существуют также сведения, что в это же время в Азии начали распространяться листовки, которые современные ученые предпочитают называть «прагазетным» явлением.
В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми печатными изданиями могла похвастаться и Англия.
В это время произошло первое разделение прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере.
В настоящее время понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в обществе. В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.
Существует несколько форм средств массовой информации. И понятие, и виды СМИ регламентируются на законодательном уровне. Документ называется ФЗ «О средствах массовой информации». Данный закон является базовым. Именно он регулирует отношения при организации деятельности и распространении средств массовой информации, взаимодействия между системой и населением.
Виды СМИ (и понятия, соответственно):
- Печатные периодические издания. К ним относятся регулярно выпускающиеся газеты и журналы. Все издания печатаются с помощью специализированной техники. Их размножение происходит в больших масштабах, как правило, в рамках страны. Существуют и региональные издания, содержащие информацию, предназначенную для жителей определенного края или города.
- Сетевые издания. Это всевозможные web-сайты, задачей которых является распространение информации посредством Интернета. Данный вид СМИ руководствуется принципами журналистики. Согласно ФЗ, не каждый сайт считается средством массовой информации. Он может быть зарегистрирован в таком качестве только после того, как его владельцы напишут соответствующее заявление.
- Телевидение. Под данным термином понимается технология электросвязи, которая предназначена для того, чтобы передавать движущееся изображение на больших расстояниях. Кроме того, картинка сопровождается и звуком.
- Радио. Это беспроволочный способ передачи информации с помощью электромагнитных волн, которые улавливаются на специальных станциях. Характеризуется исключительно звуковым сопровождением, изображение отсутствует.
- Книжные издания. Это блок скрепленных листов, содержащих печатный материал и заключенных в переплет или обложку. Книжные издания могут иметь любой формат. Тираж при этом ограничен.
- Видео-, кино- и звукозапись.
Это основные понятия СМИ. Но в современном мире происходит стремительное развитие социальных сетей. Некоторые ученые рассматривают их в качестве еще одной формы средств массовой информации.
Функции
Понятия и виды СМИ регламентированы на законодательном уровне. Исходя из терминов, можно сделать вывод, что средства массовой информации предназначены только для сбора и передачи данных относительно какой-либо сферы жизни. Это действительно основная функция системы. Их существует еще несколько, и при этом практически в каждой из них можно выявить признаки политической составляющей.
- Формирование общественного мнения. Система является инструментом, способным изменить направление мышления многим людям. Другими словами, СМИ имеют возможность навязать точку зрения.
- Образовательная. С помощью средств массовой информации населению передаются те или иные сведения, которые затем формируются у людей в знания. Примером может служить исторический телевизионный канал.
- «Тиражирование» схем поведения субъектов политической сферы.
- Управленческая. С помощью СМИ можно задействовать большое количество людей для решения какой-либо задачи. Ярким примером является социальная реклама на дорогах, уверяющая в том, что не нужно ездить на высокой скорости.
- Политический маркетинг. СМИ освещают идейные установки. Как правило, с помощью средств массовой информации политики пытаются воздействовать на людей перед выборами.
Отдельно стоит упомянуть рекреативную функцию. Она не несет в себе ни политической, ни идеологической, ни образовательной составляющей. Данная функция СМИ направлена на снятие напряжение населения, развлечение и отдых большого количества людей.
Признаки
Средства массовой информации имеют некоторые отличительные особенности. Вот признаки системы СМИ (понятия, с помощью которых ее возможно дифференцировать от иных источников тех или иных сведений):
- Массовость. Разговор в ограниченном круге лиц – это обычная передача данных между несколькими людьми. СМИ же осуществляет сбор и анализ информации, которая затем поступает ко всему населению.
- Периодичность. Большинство телевизионных программ, печатных изданий, радиопередач и пр. характеризуются тем, что они передают сведения различного характера 1 раз в определенный промежуток времени. Например, свежий выпуск журнала можно приобрести каждый месяц.
- Одновременность. Информация распространяется сразу для всех. При этом сведения, передаваемые с помощью одного источника сигнала, воспринимаются сразу огромной аудиторией.
К признакам СМИ можно отнести и то, что они распространяют информацию посредством определенных механизмов. К ним относятся: продажа, доставка, подписка, вещание, раздача.
Цензура
В основе функционирования средств массовой информации лежит принцип свободы. Это также регламентировано действующим законодательством. Гарантией свободы СМИ является правило недопустимости цензуры. Другими словами, уполномоченные лица не должны предварительно согласовывать и накладывать запрет на те или иные материалы.
Важно понимать, что свобода СМИ не может быть безграничной. ФЗ четко регламентируются случаи, когда использование средств массовой информации недопустимо:
- Совершение деяний, подразумевающих уголовную ответственность.
- Разглашение данных, являющихся государственной тайной.
- Осуществление деятельности экстремистского характера.
- Распространение материалов, пропагандирующих культ жестокости и насилия, а также порнографию.
На законодательном уровне запрещено использовать обозначения, относящиеся к специальным средствам СМИ. Это обусловлено тем, что скрытые вставки и особые тексты способны оказывать воздействие на большое количество людей на подсознательном уровне. Кроме того, у некоторых лиц на фоне получения подобной информации ухудшается самочувствие.
Особенности освещения информации
То, что входит в понятие СМИ, имеет большое количество каналов. Например, печатные издания – это и журналы, и газеты, и иные периодические сборники. Они могут распространяться как в отдельном регионе, так и по всему миру. Каждая из данных подсистем имеет свои специфические особенности и функции.
Информация в печатных изданиях воспринимается людьми без помощи дополнительных инструментов. Каждый человек может изучить материалы как глубоко, так и поверхностно. При этом он может отложить газету и поставить цель изучить текст позже, но с большим вниманием.
Особенностью радиовещания является его оперативность. Другими словами, информация может передаваться в режиме реального времени. Первоначально на радио звучали только речевые сообщения. В современном мире осуществляется передача звуков всех типов.
Телевещание позволяет также передавать информацию, изображения и звуки в режиме реального времени. По мере развития монтажа все чаще в эфир стали выходить заранее снятые и отредактированные материалы. У телевещания имеется особенность, называемая принудительностью. Это означает, что зритель не имеет возможности перенести время показа, изменить длительность фильма или передачи.
Роль в жизни общества
В современном мире немаловажное значение имеет социальная активность каждой личности. СМИ играют определенную роль в ее формировании. Благодаря этому успешно решается ряд задач социального, экономического и политического характера.
Это понятие и сущность СМИ. Средства массовой информации являются мощным инструментом, оказывающим влияние на мнение людей, на их психоэмоциональное состояние. То есть СМИ могут эффективно убеждать.
В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование личности. При этом подавляющая часть населения доверяет информации, передаваемой с помощью телевидения. Совсем незначительно ему уступает сеть Интернет. Однако, судя по прогнозам, в ближайшие годы практически все люди на земном шаре будут искать информацию исключительно во Всемирной паутине. При этом степень эффективности деятельности СМИ напрямую зависит от потребностей населения.
Роль в современной культуре
Каждый журналист должен быть не только носителем информации. Он обязан распространять ее в соответствии с требованиями художественного слова. Так и было примерно до середины ХХ века.
Постепенно требования к журналистам стали менее строгими. Ярким примером являются теле- и радиоведущие, которые не всегда могут выражать свои мысли грамотно и корректно. Классическая журналистика отходит на второй план, все чаще СМИ освещают сенсации кратковременного характера с целью повышения своих рейтингов. Но в результате общество совершенно перестает реагировать на культурные события.
Примером являются ток-шоу и телевизионные передачи со знаменитостями. Они всего лишь освещают обыденную жизнь людей, при этом рассчитаны на широкую аудиторию. Человек, который смотрит передачу, примеряет на себя образец поведения знаменитостей или незнакомых лиц. Но при этом он никак не просвещается культурно и не получает ценную для себя информацию.
Таким образом, большинство инструментов современных СМИ не выполняют своего главного предназначения. Деятельность большинства средств массовой информации направлена на манипулирование огромным количеством людей.
В заключение
Средства массовой информации – это мощный инструмент воздействия на большую аудиторию. Если речь идет о теле- или радиовещании, то это происходит одновременно. С помощью информации, которая передается посредством того или иного инструмента, возможно воздействовать на мнение большого числа людей. В основе деятельности СМИ лежит принцип свободы. Однако она не безгранична и регламентируется на законодательном уровне. С помощью СМИ запрещено осуществлять уголовную и экстремистскую деятельность, а также распространять материалы порнографического или жестокого характера.
Социальная информация — это… Понятие, виды, функции и методы сбора информации
Что представляет собой социальная информация
Существуют различные каналы передачи подобных сообщений, несущих просветительную и образовательную функции. Например, наиболее ярко невербальные социальные сообщения передаются посредством традиционной культуры. В современном обществе важным каналом обмена такими данными являются средства массовой информации.
Понятия «информация» и «социальная информация» неразрывно между собой связаны. Только, в отличие от первой, являющей собой знания об обществе, вторая отличается своей динамичностью и в полной мере отражает процессы, происходящие при социальной коммуникации. В процессе эволюционного развития общества произошло усложнение структурной части социальной информации. Если раньше поведение человека регулировалось выработанными поколениями генетическими знаниями, то в настоящее время общество предпочитает оперативную информацию, отличающейся своим многообразием и оперативностью.
Виды общественной информации
С точки зрения социального назначения информацию данного типа можно классифицировать на следующие виды:
- специальная;
- массовая.
Другой способ деления основан на том, при помощи какого способа она отражается в сознании человека. Различают эстетическую и логическую составляющие социальной информации.
Помимо этого, существуют виды социальной информации, основанные на чувственном восприятии поступающих к человеку данных от окружающего мира. В соответствии с этим различают тактильный, аудиальный, вкусовой и другие виды.
Методы систематизации
Социальная информация ‒ это данные, которые нуждаются в периодическом сборе и систематизации. Например, социальная информация может быть получена следующими методами:
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ;
- экспертный опрос;
- социальный эксперимент и др.
Наибольшее распространение получил метод социологического наблюдения, подразумевающий проведение опросов, анкетирование и взятие интервью. Данные методы позволяют получить максимально актуальные, надежные и достоверные сведения.
Как осуществляется сбор социальных сведений
Сбор данных является важным этапом любого социологического исследования. При этом сбор социальной информации осуществляется комплексно, с применением сразу нескольких методов. Например, анализ документов является традиционным и достаточно надежным методом, который часто выступает в качестве формализованного и дополнительного способа получения нужных социологических данных. Универсальным и часто используемым методом является опрос, который может проходить в форме прессового или раздаточного анкетирования, в форме стандартизированного интервью, а также свободного, лишенного формальностей интервью. Социологическое наблюдение — метод сбора первичной социологической информации, который осуществляется путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования.
Цели и задачи
Социальная информация ‒ это все накопленные знания о мире, которые используются человечеством в самых различных сферах их жизнедеятельности. Отсюда можно выделить следующие функции:
- научно-познавательная;
- идеологическая;
- управленческая;
- коммуникативная и др.
Каждая из этих функций строго специфична, однако целесообразно рассматривать их в комплексе. Некоторые пары функций неразрывно связаны между собой, как, например, коммуникативная и управленческая. Примечательно, что социальная информация никогда не перестает быть ценной. Даже в том случае, если теряется ее актуальность, она остается незаменимым источником различных исторических фактов.
Социальная информация — это прекрасная возможность хорошо ориентироваться в окружающем каждого человека реальном мире, а также максимально объективно эту реальность воспринимать. Возможность наблюдать за окружающей обстановкой и принятыми в том или ином коллективе нормами дает возможность индивиду правильно ориентироваться в окружающей обстановке, а также строить свое поведение таким образом, чтобы оно органично вписывалось в уже существующие правила.
Каналы передачи
Человек получает необходимую для него информацию при помощи различных социокультурных институтов, в качестве которых могут выступать: семья, образование и средства массовой коммуникации. Семья выступает в качестве первого социокультурного института, откуда человек получает самое первое представление об окружающем его мире. Поэтому сложно переоценить роль семьи в формировании и передаче социальной информации последующим поколениям. Телевидение и интернет позволяют получать самые различные знания о мире и о нормах коммуникации в нем.
Наконец, образовательно-просветительные институты, а также система непрерывного образования обеспечивают современного человека достоверной и актуальной информацией. Немаловажное значение имеет непосредственное общение между людьми. Они при помощи устных или письменных сообщений участвуют в обмене социальной информацией. Однако наибольшее распространение в настоящее время получила общественная информация из интернета. Для большинства современных людей это наиболее простой и быстрый способ получения сведений в текстовой форме, а также в форме аудио- или видеофайла.
Социально-педагогическая информация
Она дает нам общее представление о том, в каком состоянии в настоящее время находится социально-педагогическая система, а также о том, каким образом обеспечиваются потребности в информационных ресурсах в образовательном процессе. Она является важнейшим интеллектуальным ресурсом, активно используемым современным обществом.
Социально-педагогическую информацию невозможно представить без использования информационных технологий, позволяющих существенно ускорить процессы сбора, переработки и хранения ресурсов. Она является важной частью общественной интеллектуальной собственности. Более того, с каждым годом ее значение все более возрастает. Достоверные данные такого типа необходимы в процессах управления. Социальная информация позволяет принимать правильные управленческие решения, а также корригировать ранее принятые решения. Собирать, систематизировать и применять данную информацию крайне целесообразно во всех сферах жизни и во всех видах человеческой деятельности, так как это способствует принятию обоснованных, адекватных текущей ситуации действий.
Обобщение полученных исследовательских данных
Затрагивая различные сферы общественной жизни, социальная информация может классифицироваться на экономическую, политическую, социальную. Различают также бумажную, электрическую и электронную в зависимости от того, какой именно материальный носитель используется для ее передачи. Формально в качестве носителей информации применяются печатные издания, радио и телевидение. В зависимости от поставленных целей социальная информация может быть представлена качественно или количественно. Рассматривая поступление данных от объекта к субъекту и наоборот, можно выделить прямой и обратный тип передачи данных.
Из социальных данных может быть сформирована справочная информация, включающая в себя нормативные сведения, или же оперативная информация. Последняя обладает переменным периодом использования и характеризуется быстрыми сроками сбора. В зависимости от того, к каким именно функциям управления относится социальная информация, она классифицируется на следующие виды:
- регулятивная;
- прогнозная;
- организационная;
- контрольно-учебная.
Методы сбора социально-педагогической информации
Анализ документов позволяет получить данные о тех событиях, наблюдение за которыми уже не представляется возможным. Однако доклады, протоколы, публикации и другие источники могут предоставить ценную статистическую социальную информацию. Архивные исследования предоставляют уникальную возможность изучить то или иное социальное явление, затрагивая более широкий временной интервал. Архивное исследование предполагает работу с данными переписи населения, фольклором, личными письмами, а также газетными материалами и различными статистическими отчетами.
Другим, не менее важным методом социальной информации является наблюдение, в процессе которого собираются первичные эмпирические сведения. Главным достоинством данного метода является независимость и максимальная объективность получаемых данных, а также возможность запечатления самого процесса человеческого общения и его элементов. Эксперимент является наиболее ценным и в то же время наиболее сложно выполнимым методом сбора социальной информации. В совокупности все существующие методы исследований социального поведения человека направлены на познание и улучшение коммуникативного процесса. В этом заключается главная функция социальной информации.