Стихи каких поэтов переводил алтынсарин
Ибрай Алтынсарин: биография литератора
Ибрай Алтынсарин: YouTube/Айгүл Сағымбайқызы
Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора.
Ибрай Алтынсарин: биография поэта и ученого
Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина:
Годы учебы
С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования:
- знать русский язык;
- поддерживать царский режим.
Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин) был одним из первых учеников интерната.
Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России, Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами:
- Уже в отрочестве будущий борец за просвещение простого люда понимал, что навязывание казахам оседлости на постоянных местах жительства, отбирание у них плодородных земель и прочие действия властей были несправедливыми и причиняли вред.
- Юноша был согласен с тем, что кочевничество замедляет развитие казахов, но считал, что скотоводство и земледелие испокон веков были для них родным и знакомым делом и не могли быть просто запрещены. Он считал, что просвещение и качественное образование — единственно грамотный путь к оседлости.
Просветитель Ибрай Алтынсарин: YouTube/The2mproduction
Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант.
Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай, содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям.
Педагогическая деятельность
Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга. Также Алтынсарин, произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе.
Некоторое время он не мог определиться с дальнейшим профессиональным путем и около трех лет прослужил писарем у своего деда. Судьбоносное задание ему поручила Оренбургская администрация. Юный педагог, а Ибраю тогда было всего 19 лет, должен был отправиться в Тургай и основать школу, а также преподавать в ней русский язык. Это было большое доверие и очень ответственный шаг.
Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения.
Но новое дело было очень важным для Ибрая, а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты:
- Он сумел преодолеть сопротивление казахов, убедив их в том, что детям необходима школа, даже если семья будет вести кочевой образ жизни и переезжать.
- В постоянных поездках из аула в аул он без устали разъяснял жителям, что лишь в образовании заключается возможность достойного будущего для детей и внуков.
- Ибраю удалось собрать достаточно средств и построить школу к 1864 году. В этом же году 16 мальчиков стали первыми учениками нового учебного заведения.
В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам.
Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование.
Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре.
Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней.
Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.
Ибрай Алтынсарин: произведения
Еще во времена открытия первой школы Ыбрай Алтынсарин столкнулся с тем, что не хватает учебных материалов. С понимания этой проблемы началась его научная деятельность.
Великолепное образование и знания педагога помогли ему самостоятельно готовить учебники. Одновременно этот процесс привел Ибрая к пониманию того, что он способен создавать литературные произведения.
Алтынсарин известен созданием азбуки казахского языка, основанной на русскоязычном алфавите. Эту наработку стали использовать для разнообразных текстов, написанных на казахском языке.
Кроме того, Ибрай стал автором руководства по обучению казахскому языку и хрестоматии под названием «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизской хрестоматии» 1879 года издания.
Чтобы расширить литературные познания детей Казахстана, просветитель занимался переводами на казахский язык русскоязычных литературных произведений. Помимо этого, его многочисленные труды включают басни, рассказы, сказки, новеллы, например:
- «Чистый родник»;
- «Драгоценная трава»;
- «Кибитка и дом»;
- «Сын бая и сын бедняка»;
- «Мать и сын».
Знания как высшее благо и способ для каждого человека достигнуть благополучия — вот одна из главных тем, которые затрагивал в произведениях Ибрай Алтынсарин. Стихи этого выдающегося литературного деятеля на русском и казахском языках остаются актуальными не только для народа Казахстана, но и для многих других стран мира.
Памятник Ибраю Алтынсарину: YouTube/The2mproduction
Вот переведенные на русский язык поэтические строки, которые написал Ыбырай Алтынсарин:
…Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильным знанием своим
Он уверенно живет.
Книги Ибрая Алтынсарина оказали значительное влияние на формирование светского образования, он стал выдающимся просветителем, а его труды легли в основу многочисленных современных учебных пособий по казахскому и русскому языку.
Рассказы о поступках казаха-просветителя, исторические документы дают право утверждать, что Алтынсарин защищал интересы простых тружеников. Например, в письме 1864 года он сообщает, что по работе часто встречается с чиновниками, которые открыто заявляют о том, как грабят казахов.
Параллельно с творческой деятельностью Алтынсарин с 1879 года инспектировал учебные заведения в Тургайской области. За время деятельности на этой должности ему удалось:
- открыть несколько народных школ;
- основать и укомплектовать учебниками женскую школу и два училища;
- создать образовательное учреждение для подготовки учителей;
- организовать и запустить в работу учебные заведения для подготовки узких специалистов-ремесленников, работников сельского хозяйства.
Сегодня народ Казахстана помнит огромный вклад, который сделал Ибрай Алтынсарин, и чтит память выдающегося просветителя. В его честь названы районы, проспекты, образовательные и просветительные учреждения, высшие учебные и академические заведения, например один из ведущих педагогических центров Казахстана — Национальная академия образования.
Современные казахстанцы не забывают, что за годы короткой жизни Ибрай Алтынсарин дал своему народу надежду на грядущее, знания, выступал за права обычных людей, был поборником справедливости.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Классный час “Творчество Ыбрая Алтынсарина”
Классный час «Творчество Ибрая Алтынсарина»
Образовательные : пробуждение у учащихся интереса к творчеству И. Алтынсарина;
пропаганда педагогических идей И. Алтынсарина, развитие интереса к книге, поэтическому слову; создание соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности;формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям
Развивающие: развитие у школьников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры своего государства.
Воспитательные: формирование духовных и эстетических ценностей, убеждений и модели поведения, развитие творческих способностей; формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации; развитие художественного и эстетического вкуса;формирование нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;укрепление чувства любви и уважения к Родине, развитие стремления говорить на государственном языке; укрепление чувства национальной гордости, национального самосознания
Ход классного часа
I . Организационный момент
– Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
– Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
-Если уверены в своих силах, топните ногой.
– Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
– Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
– Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
– Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
– Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
– Мне хочется, чтобы на классном часе вы были внимательны, находчивы, а главное — чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
II . Вступление
1. Вступительное слово классного руководителя (в сопровождении презентации)
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.
Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ыбраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.
Летом 1860 года Ы.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. Литературная деятельность Ы.Алтынсарина началась с написания им «Казахской хрестоматии», которой он посвятил три i ода (1876 -1879). Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту Ы.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ыбрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года.
2. Просмотр видео об Ыбрае Алтынсарине
III . Основная часть
1. Стихотворения Ы.Алтынсарина
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Классный руководитель :
Это отрывок из стихотворения «Посвящение», которое было напечатано в первой «Казахской хрестоматии» для школьников, полностью составленной самим И. Алтынсариным. Стихотворение сыграло большуюроль в воспитании подрастающего поколения. Оно быстро облетело казахскую степь дойдя до самых отдаленных районов и аулов, помогая привлечь детвору в школу. Сам факт, что в среде отсталого кочевого народа его прогрессивно мыслящий представитель более века назад мечтал воспитать настоящих граждан своей страны, говорит о беспредельной любви Ы. Алтынсарина к родине. В своем стихотворении «Народы со знаниями и науками» поэт наглядно показывает пользу от научных и технических достиженийу передовых народов.
Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв.
Классный руководитель :
Ы. Алтынсарин убежден, что если казахская молодежь — будущее народа — всерьез возьмется за овладение наукой, она вполне сможет много достичь. В этом же стихотворении Ыбрай специально обращается к юношеству с горячим призывом:
Молодежь!
Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.
То, что сделать не смогли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы грядущего ростки!
Ыбрай Алтынсарин ясно осознавал, что от подрастающего поколения зависит будущее общества. Он глубоко верил в молодежь, которая сможет осуществить его мечты — вывести казахский народ из средневековой темноты. Несколько своих стихотворений Ы. Алтынсарин посвятил описанию природы. Важно отметить, что такие лирические стихи в казахской литературе до Ы. Алтынсарина почти не встречались.
В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя замечательным художником родной природы. В своих стихотворениях «Лето», «Река» и других он описывает природу Казахстана во всем разнообразии ее красок, с той непосредственностью и глубиной, которые доступны только талантливому мастеру. Описания природы точны, выразительны и глубоко эмоциональны, они согреты искренним чувством патриотической гордости, с которым поэт говорит о своей родине. Правдивостью изображения родной природы особенно показательно стихотворение «Лето».
Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах горы
Собирают аульные девушки наши.
…Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта.
Классный руководитель :
Насыщенные великолепным содержанием, совершенные по форме, его стихотворения открывают определенный этап в истории казахской литературы.
С особенной проникновенностью он осветил различные стороны казахской жизни путем умелого подбора поэтических образов и сравнений,
Сверкает солнца пламенный венец…
Все примечает жадный слух и взгляд:
Игривый бег задорных жеребят,
Верблюда шаг медлительный вдали,
Отары отдыхающих овец.
Потоки вод в серебряной пыли…
Классный руководитель :
Поэта волнует не только весенняя заря и высочайшие горы, но и резвящиеся кони, проходящий караван, виды кочевья — словом вся повседневная жизнь крестьянина и скотовода. Ыбрая Алтынсарина смело можно назвать народным поэтом, его произведения реалистично отражают подлинную жизнь народа.
Будучи настоящим педагогом, Ыбрай Алтынсарин посвятил казахской молодежи цикл поэтических произведений, воспевающих высокие чувства патриотизм, гуманизм, уважение к братским народам. К ним относятся стихотворения «Наставление», «Друзья мои!», «Дурной человек» и др.
Живущие всюду народы для радости сотворены,
Всем ласково светит солнце, всем светят лучи луны.
Мы друг перед другом с детства
Во всем должны быть равны…
Классный руководитель :
Воспевая братство, призывая к единству во имя достижения прогресса, поэт-просветитель мечтал в первую очередь о благополучии своего народа. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов, таких, как например, в стихотворении «Ой, джигиты!».
Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.
Классный руководитель : Еще ярче поэт выражает эти мысли в стихотворении «Друзья мои»:
Если можете, добрым делом помогайте народу вы.
На поклон ни к кому не ходите, чтобы не было злой молвы.
У хорошего человека на лице лучится привет,
Научитесь с первого взгляда узнавать, каков ваш сосед.
Классный час : С уважением, даже с благоговением описывает Ы. Алтынсарин в стихотворении «Любовь матери» вековые обычаи казахской семьи. Образ матери ассоциируется в нем с образом Отчизны.
Кто ласкает нежно младенца,
Просыпаясь ночью от сна.
…Кто малыша осторожно сажает на коня…
…Чтоб не беспокоил ребенка холод, прикрывает его
Мягким одеялом…
2. Рассказ «Чистый родник»
Классный руководитель :
Перу И.Алтынсарина принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Мать и сын», «Чистый родник».
– Послушайте, пожалуйста, старинную историю. Сравните точки зрения трех путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему.
По ходу рассказа на доске изречение: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому,
К упец, сказал:
–Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
– Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись.
Третий путник , стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так:
– Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.
Я думаю, что главное в жизни каждого человека заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути-дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому что мы действуем разумно!
IV . Заключение
1. Вопросы викторины:
В каком году родился И брай Алтынсарин? (1841 год).
Место рождения И .Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).
В каком году И.Алтынсарин был назначен на должность инспектора школ? . (1879г. ).
В каком городе были открыты женские училища ? (г.Иргиз).
Сколько лет писал И . Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).
В каком городе учился И брай Алтынсарин? (Оренбург).
Стихи каких поэтов переводил И брай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)
Сколько литературных произведений создано И .Алтынсариным? (Более ста).
Классный руководитель :
Ы. Алтынсариным создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и много других образцов казахского фольклора.
Хорошо знал и ценил Ыбрая Абай Кунанбаев. В рукописях Абая, наряду с переводами произведений Пушкина, Лермонтова включались и стихотворения Ыбрая Алтынсарина. Его стихотворения и рассказы по языку и содержанию глубоко народны. В них автор талантливо выражает, общечеловеческие идеи, поэтому эти произведения близки и понятны не только для его современников, но и для нас, потомков.
«Давайте, дети, учиться!»
К 170-летию со дня рождения Ыбрая Алтынсарина.
Беседа о поэзии Ы. Алтынсарина для учащихся 5–8 классов.
Беседу проводит , принимают участие учитель литературы и чтецы (учащиеся).
Цель беседы: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Ы. Алтынсарина.
Для проведения мероприятия рекомендуется использовать книжную выставку: «Жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина». Материалы к выставке размещены в специальном разделе данного пособия. В аудитории необходимо поместить портрет Ыбрая Алтынсарина. Перед началом мероприятия в аудитории звучит мелодия Курмангазы «Золотая степь».
Ведущий:
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского , общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.
Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ыбраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.
Летом 1860 года Ы.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. Литературная деятельность Ы.Алтынсарина началась с написания им «Казахской хрестоматии», которой он посвятил три i ода (1876 -1879). Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту Ы.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ыбрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года.
Чтец:
- Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Ведущий:
Это отрывок из стихотворения «Посвящение», которое было напечатано в первой «Казахской хрестоматии» для школьников, полностью составленной самим И. Алтынсариным. Стихотворение сыграло большуюроль в воспитании подрастающего поколения. Оно быстро облетело казахскую степь дойдя до самых отдаленных районов и аулов, помогая привлечь детвору в школу. Сам факт, что в среде отсталого кочевого народа его прогрессивно мыслящий представитель более века назад мечтал воспитать настоящих граждан своей страны, говорит о беспредельной любви Ы. Алтынсарина к родине. В своем стихотворении «Народы со знаниями и науками» поэт наглядно показывает пользу от научных и технических достиженийу передовых народов.
Чтец:
- Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв.
Ведущий:
Ы. Алтынсарин убежден, что если казахская молодежь — будущее народа — всерьез возьмется за овладение наукой, она вполне сможет много достичь. В этом же стихотворении Ыбрай специально обращается к юношеству с горячим призывом: Чтец;
- Молодежь!
Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.
То, что сделать не смогли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы грядущего ростки!
Ведущий:
Ыбрай Алтынсарин ясно осознавал, что от подрастающего поколения зависит будущее общества. Он глубоко верил в молодежь, которая сможет осуществить его мечты — вывести казахский народ из средневековой темноты. Несколько своих стихотворений Ы. Алтынсарин посвятил описанию природы. Важно отметить, что такие лирические стихи в казахской литературе до Ы. Алтынсарина почти не встречались.
В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя замечательным художником родной природы. В своих стихотворениях «Лето», «Река» и других он описывает природу Казахстана во всем разнообразии ее красок, с той непосредственностью и глубиной, которые доступны только талантливому мастеру. Вот как описывает Ы. Алтынсарин весенний пейзаж в стихотворении «Когда наступает весна»:
Чтец:
- Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах горы
Собирают аульные девушки наши.
…Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта.
Ведущий:
Описания природы точны, выразительны и глубоко эмоциональны, они согреты искренним чувством патриотической гордости, с которым поэт говорит о своей родине. Правдивостью изображения родной природы особенно показательно стихотворение «Лето».
Чтец:
- В апреле наступает благодать;
Весенних в небе птиц не сосчитать.
С веселым гулом мчатся воды с гор.
Звенят дожди, туман, клубясь, плывет,
Дыханьем райским полнится простор,
Благоухают зеленью луга.
Ведущий:
Насыщенные великолепным содержанием, совершенные по форме, его стихотворения открывают определенный этап в истории казахской литературы.
С особенной проникновенностью он осветил различные стороны казахской жизни путем умелого подбора поэтических образов и сравнений,
Чтец:
- Сверкает солнца пламенный венец…
Все примечает жадный слух и взгляд:
Игривый бег задорных жеребят,
Верблюда шаг медлительный вдали,
Отары отдыхающих овец.
Потоки вод в серебряной пыли…
Поэта волнует не только весенняя заря и высочайшие горы, но и резвящиеся кони, проходящий караван, виды кочевья — словом вся повседневная жизнь крестьянина и скотовода. Ыбрая Алтынсарина смело можно назвать народным поэтом, его произведения реалистично отражают подлинную жизнь народа.
Будучи настоящим педагогом, Ыбрай Алтынсарин посвятил казахской молодежи цикл поэтических произведений, воспевающих высокие чувства патриотизм, гуманизм, уважение к братским народам. К ним относятся стихотворения «Наставление», «Друзья мои!», «Дурной человек» и др.
Чтец:
- Живущие всюду народы для радости сотворены,
Всем ласково светит солнце, всем светят лучи луны.
Мы друг перед другом с детства
Во всем должны быть равны…
Ведущий:
Воспевая братство, призывая к единству во имя достижения прогресса, мечтал в первую очередь о благополучии своего народа. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов, таких, как например, в стихотворении «Ой, джигиты!».
Чтец:
- Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.
Ведущий: Еще ярче поэт выражает эти мысли в стихотворении «Друзья мои»:
Чтец:
- Если можете, добрым делом помогайте народу вы.
На поклон ни к кому не ходите, чтобы не было злой молвы.
У хорошего человека на лице лучится привет,
Научитесь с первого взгляда узнавать, каков ваш сосед.
Ведущий: С уважением, даже с благоговением описывает Ы. Алтынсарин в стихотворении «Любовь матери» вековые обычаи казахской семьи. Образ матери ассоциируется в нем с образом Отчизны.
Чтец:
- Кто ласкает нежно младенца,
Просыпаясь ночью от сна.
…Кто малыша осторожно сажает на коня…
…Чтоб не беспокоил ребенка холод, прикрывает его
Мягким одеялом…
Ведущий:
Поэтом создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и много других образцов казахского фольклора.
Хорошо знал и ценил Ыбрая Абай Кунанбаев. В рукописях Абая, наряду с переводами произведений Пушкина, Лермонтова включались и стихотворения Ыбрая Алтынсарина. Его стихотворения и рассказы по языку и содержанию глубоко народны. В них автор талантливо выражает, общечеловеческие идеи, поэтому эти произведения близки и понятны не только для его современников, но и для нас, потомков.
Вопросы викторины:
- В каком году родился Ыбрай Алтынсарин? (1841 год).
- Место рождения Ы.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).
- Какие стихотворения Ы.Алтынсарина были напечатаны в «Казахской хрестоматии?». («Идите, дети, учиться!», «Народы со знаниями и науками», «Когда наступает весна» и др.).
- В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери? («Любовь к матери».)
- Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).
- Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев).
- В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург).
- Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)
- Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более ста).
Ибрай Алтынсарин: биография литератора
Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора.
Ибрай Алтынсарин : биография поэта и ученого
Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина :
Годы учебы
С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования:
- знать русский язык;
- поддерживать царский режим.
Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин ) был одним из первых учеников интерната.
Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России , Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами:
- Уже в отрочестве будущий борец за просвещение простого люда понимал, что навязывание казахам оседлости на постоянных местах жительства, отбирание у них плодородных земель и прочие действия властей были несправедливыми и причиняли вред.
- Юноша был согласен с тем, что кочевничество замедляет развитие казахов, но считал, что скотоводство и земледелие испокон веков были для них родным и знакомым делом и не могли быть просто запрещены. Он считал, что просвещение и качественное образование — единственно грамотный путь к оседлости.
Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант.
Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай , содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям.
Педагогическая деятельность
Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга . Также Алтынсарин , произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе.
Некоторое время он не мог определиться с дальнейшим профессиональным путем и около трех лет прослужил писарем у своего деда. Судьбоносное задание ему поручила Оренбургская администрация . Юный педагог, а Ибраю тогда было всего 19 лет, должен был отправиться в Тургай и основать школу, а также преподавать в ней русский язык. Это было большое доверие и очень ответственный шаг.
Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения.
Но новое дело было очень важным для Ибрая , а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты:
- Он сумел преодолеть сопротивление казахов, убедив их в том, что детям необходима школа, даже если семья будет вести кочевой образ жизни и переезжать.
- В постоянных поездках из аула в аул он без устали разъяснял жителям, что лишь в образовании заключается возможность достойного будущего для детей и внуков.
- Ибраю удалось собрать достаточно средств и построить школу к 1864 году. В этом же году 16 мальчиков стали первыми учениками нового учебного заведения.
В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам.
Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование.
Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре.
Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней.
Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.
И. Алтынсарин в художественной литературе
Алимбаев, М. Путь учителя [Текст] : И. Алтынсарину / М. Алимбаев ; пер. Ф. Моргуна // Пою Россию мою: стихи казахских поэтов о России, братской дружбе казахского и русского народов / сост. С. Сеитов. — Алма-Ата, 1981. — С. 174-175.
Шаяхмет, А. Чистый родник: пьеса / пер. автора // Шаяхмет, А. Голос степи / предисл. Ю. Бондаренко. — Астана, 2016. — С. 137-166.
Шаяхмет, А. Завещание Ибрая: пьеса / авториз. пер. А. Досова // Шаяхмет, А. Голос степи / предисл. Ю. Бондаренко. — Астана, 2016. — С. 202-235.
В сборник «Голос степи» профессора КГУ, писателя Акылбека Шаяхмета вошли две пьесы, посвянщеные Ибраю Алтынсарину: «Чистый родник» и «Завещание Ибрая».
«Чистый родник» — название рассказа Алтынсарина в переложении языка пьесы звучит как напутствие о чистоте помыслов и сердца современным людям, «упивающимся властью»: акиму, профессору, адвокату, поэту.
События документально-драматической композиции «Завещание Ибрая» разворачивается в Торгае, где 150 лет назад была открыта первая народная школа. Спектакль на 2-х языках по пьесе был поставлен костанайским русским драматическим театром.
Симашко М. Колокол: роман и повести / М. Симашко; сост. К. Отегул; предисл. К. Нургали.- Астана: Аударма, 2011.- 565,[3] c.: портр. — (Б-ка Каз. Литературы).
Середина 19-го века, Оренбург. В экспериментальной школе для киргиз-кайсацких детей, открытой Высочайшим повелением при Пограничной комиссии, учится мальчик, который выжил – наследник степных биев, вырезанных местным пугачевым на глазах у мальчика. Казахская родня пытается вырастить из юного бия волосатую руку в кармане Белого царя, силовые ведомства, курирующие школу, готовят туземным ученикам противоположную судьбу. А Ибрагим каждую ночь просыпается от повторения кошмара, стесняется побитой лишаем головы, зубрит русский с географией, молча разглядывает и слушает русских да татар — и мечтает возвести в степи город с белыми куполами, счастливыми жителями и совсем без убийц.
Мальчиком этим был Ибрай Алтынсарин — будущий просветитель степи. Ибрай не позволяет муллам прерывать школьные занятия, а миссионерам – крестить учеников, толкует тактические азы генералам-истерикам и чиновникам-шовинистам, терпеливо пишет объяснительные в связи с очередным доносом, из двух сцепившихся в сваре дядек выбирает третьего, спокойно выбивает копейки на народное образование, продает последнее имущество, чтобы построить школу (на которую все никак не выделятся казенные деньги) и содержать дочку умершего наставника – и каждый день бьет в колокол, объявляя всей степи начало урока, и неважно, что степь и город не торопятся на этот урок. Он все равно начнется.
Каирбеков, Г. Степной колокол : поэма // Каирбеков, Г. Крылатые годы : стихотворения и поэмы / Г. Каирбеков. — М., 1984. — С. 90-149.
Поэма посвящена приезду Ибрая Алтынсарина в Тургайскую степь для того, чтобы открывать школы:
«Народ мой темен. Грамотные есть,
Но их по пальцам можно перечесть…».
«В родной степи, вблизи и вдалеке,
Чтобы народ наш не был в тупике,
Открыть нам школы надо повсеместно,
Учить в них на казахском языке».
Но строительство школы замедлялось доносами, бесчисленными жалобами, даже вызовом в Оренбург и арестом. Пришлось Ибраю доказывать генералу, что «народ страдает в темноте»:
Я нынче десять взял учеников.
Те десять — сто возьмут! Вот счёт каков!
Пройдет немного лет — в степи привольно
Прольется свет, не зная берегов…
Возвратившись, начал он составление учебника на казахском языке: «Он юным посвятил себя всецело, своею жизнью хочет им помочь…». И загудел школьный колокол, возвещая о том, что «в степи просвещение пришло».
И вот пришло новое время, стоит в Тургае школа, носящая имя Ибрая, и молодой учитель рассказывает детям про Алтынсарина:
Он звал: «Пора! Учится мы начнем!…»