Стихи какого поэта стали народными песнями
Единение поэзии и музыки: народные песни на стихи Лермонтова
В основе многих любимых народных песен лежат строки известных стихотворений русских поэтов XVIII-XX веков. Некоторые из них встречаются в немного отличающихся от первоисточника вариантах, частично переделанных по тексту и адаптированных народом к местным фольклорным традициям.
«Выхожу один я на дорогу» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, написанное им незадолго до гибели в 1841 году.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
Один из вариантов народной песни на этот стих был записан в станице Наурской Чеченской Республики:
Другая, не менее распространенная в народе песня, также была создана на произведение Лермонтова.
«По синим волнам океана» или «Воздушный корабль. Из Цедлица» — баллада из наполеоновского цикла стихотворений Лермонтова, написанная и опубликованная в 1840 году. Является переводом баллады немецкого автора Й. К. фон Цедлица «Призрачный корабль» 1832 года.
Народный текст, записанный в селе Балман Куйбышевского района Новосибирской области, местами отличается от оригинала, но всю первоначальную суть сохраняет:
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Не видно на нем капитана,
Не слышно матросов на нем,
Но скалы, и тайные мели,
И бури ему нипочем.
Есть остров на том океане —
Пустынный и мрачный гранит.
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
И в час его мрачной кончины —
В полночь, как исполнится год,
К высокому берегу тихо
Воздушный корабль пристает.
Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг, —
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук.
На берег большими шагами
Он смело и прямо идет.
Соратников громко он кличет
И маршалов грозно зовет.
Зовет он наследника сына —
Опору в превратной судьбе.
Ему обещает полмира,
А Францию — только себе.
Вместе с текстом фольклорист и музыкант Вячеслав Владимирович Асанов записал от местных жителей и историю о песне, переходящую из поколения в поколение:
«Рассказывали, что французского императора Наполеона похоронили где-то в море, на острове. А корабль, на котором его туды привезли, будь-то бы пропал куда-то в неизвестности. А моряки, те, что часто плавали по морям, будь-то бы не раз, встречали неизвестный корабль, который на всех парусах пролетал мимо, и ни капитана, ни матросов на нём не видали. А русские моряки ведь самые любознательные и решили они, ежлив корабль снова встренится, проследить за им на канонерской подводной лодке его императорского величества. Вот плывут оне, а тут буря разыгралась, волны с полверсты вышиной. Глянули в парископы-то: батюшки, корабль! Опустились они под волны, чтоб не было видать, и давай следить за парусником. А тот вроде как по воздуху летает! Да быстро так! Насилу уследили. Кабы не русский надёжный флот — упустили бы!…
Вот плывут. Море успокаиваться начало. Звёзды проклюнулись. Видют, впереди остров, серый весь, в скалах. Парусник входит в небольшу гавань и пристаёт к берегу. Ни на корабле, ни на берегу — ни души! Только красная лампочка мигает… Причалили лодку к скале, привинтили к штоку подзорную трубку и давай глядеть: что будет дальше. Вдруг, в саженях пятидесяти от берега, разверзается земля, появляется гроб, открывается крышка, и человек небольшого росточка в треугольной шляпе выходит на берег, скрещивает руки на груди и кричит:
— Соратники верные мои, где вы? А вы, грозные маршалы, где? А где ты, мой сын и наследник, которому я обещал полмира, оставив лишь Францию себе?
Прокричал человек в шляпе, подождал немного, повернулся спиной, подошёл к гробу, открыл крышку и лёг. Крышка захлопнулась, гроб исчез под землёй, и снова стало тихо… Покачали головой моряки: не думали увидать такое чудо… А корабль неожиданно снялся с якоря и помчался в открытое море. Только красная лампочка ещё долго мигала вдалеке, пока не погасла совсем… Сели удивлённые моряки в лодку и поплыли домой в Рассею».
Таких народных песен литературного происхождения собрано немало, и это можно считать настоящим доказательством литературной грамотности и духовного единства нации.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Пушкин в народных песнях
«Многие русские композиторы оставили нам богатейшее наследие — удивительные образцы камерного вокального творчества. Высокое искусство русского классического романса, соединённое с золотой россыпью пушкинской неповторимой лирики, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется. что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали именно этого филигранного музыкального воплощения, духовного соответствия гения и волшебства музыки, какое мы видим в романсах Глинки, Римского-Корсакова, Алябьева и др.
Совершенство формы и тонкость понимания пушкинских текстов, психологический подтекст фортепианной партии — всё это позволяет глубже и ярче понять творчество великого поэта, равно как и ощутить особенности музыкального стиля каждого композитора». — из интернета
Романсы на стихи А.С. Пушкина
М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье»
Римский-Корсаков «Гречанке», «Для берегов отчизны дальной»
«Медлительно влекутся дни мои»,
«Пророк», «Эхо»
«Ненастный день потух»,
«Редеет облаков летучая гряда»,
«Мой голос для тебя»,
«Заклинание»,
«Сомнение».
П.И Чайковский «Песнь Земфиры»
П.И. Чайковский «Соловей»
«Казак» стр. 115
«Романс» — 118
«Черная шаль» — 120
«Черкесская песня» — 122
«Старый муж, грозный муж. . .» — 124
«Песня девушек» (из третьей главы «Евгения Онегина») — 125
«Зимний вечер» — 126
Песни о С. Разине:
1.»Как по Волге-реке, по широкой. . .» — 128
2. «Ходил Стенька Разин. . .» — 129
3. «Что не конский топ, не людская молвь. . .» — 130
«Зимняя дорога» — 131
«Талисман» — 133
«Ворон к ворону летит. . .» — 135
Бесы — 136
«Воротился ночью мельник. . .» — 139
P.S. Песни взяты ( пронумерованы страницы ) из сборника «Песни русских поэтов»,
Советский писатель,
Ленинград,
1957 г. .
Почти всегда можно сказать, почему та или другая песня стала популярной. Труднее определить соц.границы популярности. В XVIII веке эти границы намечались гораздо отчетливее. С течением времени связь между городом и деревней становилась все сильнее и сильнее.
Городская песня все более проникала в деревню.
Произведения Пушкина и Лермонтова в большом колличестве бытуют в песенном обиходе города, но они пользовались популярностью и в крестьянской среде. Судя по записям фольклористов, первое место среди произведений Пушкина занимает его «Узник». Из произведений Лермонтова очень популярным оказалось «Отворите мне темницу. . .». Из богатого поэтического наследия этих поэтов народ выбрал то, что соответствовало их настроению, их жажде свободы.
Сходным образом подошли к русской старине и народной поэзии декабристы. Их привлекали в русской истории примеры героизма, стойкости и самоотверженности, что должно было иметь воспитательное значение. Таковы «Думы» Рылеева.
Декабристов интересовали народные разбойничьи песни. Они сочиняли агитационные песни, стараясь приблизиться к народной речи [«Ах, тошно мне. . .» и т.д.].
Но в понимании русской народности Пушкин превзошел декабристов. Он лучше всех отразил освободительные мотивы.
Находясь в Михайловском, он первый из русских поэтов создает песни на запрещенную тему о Степане Разине, не пропущенные Бенкендорфом к печатанию.
Несмотря на то, что Пушкин был глубоко верующим человеком, он непочтительно относился к
попам. Это отношение так же выражается в ряде народных сказок, которые поэт взял за основу своей замечательной сказки о работнике Балде. Но интерес Пушкина к народному творчеству этим не ограничился.
будут читатели — будет продолжение
Стихи, каких авторов стали народными песнями, их название?
В русских народных песнях нашли отражение все важнейшие события в жизни нашего народа на протяжении многих веков.Народными песнями стали стихи таких поэтов, как Сергей Есенин, например: «Клен»; «Не жалею, не зову, не плачу». Или А.Кольцов — «Не шуми ты рожь». Или Михаил Лермонтов — «Выхожу один я на дорогу»; Николай Некрасов — «Тройка».
Девушки уже нет в живых. Что именно случилось с творческим, светлым человечком, в сердце которого родился такой прекрасный стих, я не знаю. Ей было всего 21. В сентябре 2003 Оля стала ангелом.
Это вроде фольклор. Песня называется «Казачья молитва» или просто «Казачья»
Начинается со слов: «На горе стаял Казак. Богу он молился. За свободу и народ низко поклонился»
Если бы кто-то знал секрет популярной и запоминающейся песни, он мало того, что остался бы великим поэтом в вечности,он стал бы миллиардером, Причем — долларовым.
Мне кажется, что чем проще текст песни и чем проще мелодия песни- тем легче она запоминается,Специал ьных слов или формулировок никаких нет.
Автором этого чудесного детского стихотворения является российская поэтесса Наталья Александровна Мигунова. Кстати, именно этот стишок про «Пугливого котенка» (он так называется) далеко не единственный у Наталья Мигуновой про семейство кошачьих).
У поэтессы много стихотворений, посвященных пушистым любимчикам детей и взрослых. Прочитать эти стихотворения можно по данной ссылке. А купить книги этого автора можно здесь. Все книжки красиво оформлены — я имею в виду яркими рисунками по теме стихотворений.
Наталья Александровна родом из Бузулука. Писатель — это ее и профессия, и творчество одновременно. Пишет она очень добрые стихи для детей. К сожалению, информации о Наталье Мигуновой в Интернете очень мало(.
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков. А. Фет, А. Сурков, К. Симонов.
Песня – это словесно-музыкальное произведение с поэтическим текстом и музыкальным рядом.
Постойте, скажете вы. Ведь романс – это то же самое. В нём есть и стихи, и музыка. Всё верно, романс – это один из видов песни.
Тематика песен тоже весьма разнообразна. Песни могут быть любовными, колыбельными, патриотическими, шуточными – ограничений попросту не существует.
А как исполняются песни? Да как угодно! Песни петь можно одному – соло, или вдвоём – дуэтом. Есть ещё трио, квартеты и так далее, вплоть до хора.
А что же романс? Как мы уже сказали, это один из видов песни. А значит, у романса есть ряд особенностей и ограничений, которые выделяют его из остальных видов песни. Какие же?
Во-первых, романс не бывает народным. Это не фольклорный жанр. У стихов и музыки всегда есть автор.
Во-вторых, тематика романса не настолько широка. В самом деле, разве бывают патриотические романсы? Нет. Романс – произведение лирическое. В центре внимания эмоции лирического героя.
Часто в романсе есть простой сюжет. В нём поётся о любви, измене, первой встрече, разлуке, одиночестве, гибели возлюбленного.
Из тематики романсов возникает его следующий признак – задушевность и интимность. Романс обращён к чувствительной, эмоциональной стороне слушателя. Настроение романса меланхолическое, печальное. Боль, гнев, отчаяние романс тоже может передать, но веселье или агрессию – никогда.
Кроме того, у романса всегда есть адресат. Романс обращён к определённому лицу и исполняется только сольно, ведь доверительный задушевный разговор или исповедь не терпят многолюдности.
Есть и технические различия. Например, у романса нет припева, как у песен. Музыка и стихи в романсе имеют одинаковое значение. А в песне зачастую текст не важен, упор делается на запоминающийся мотив.
Родиной романса считают Испанию. Романс в своём первоначальном варианте – бытовая песня на испанском языке, который называли романским. Появился романс в Средневековье как альтернатива религиозным песнопениям на латыни. Из Испании романс перекочевал в Англию, Францию, Германию, а потом уже и в Россию. В каждой стране сформировалась своя школа романса. Например, в Германии восемнадцатого века поэтической основой романса стали стихи Генриха Гейне и Гёте.
XIX век называют золотым веком русского романса, а сам романс – элитарным искусством. Неудивительно, ведь романсы XIX века создавались лучшими поэтами и композиторами того времени.
Примером исключительного творческого союза может послужить романс «На холмах Грузии», созданный на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Музыку к этим стихам написал знаменитый композитор Михаил Глинка. И создавал он её на основе грузинских мелодий, которые наиграл композитору другой знаменитый поэт – Александр Сергеевич Грибоедов.
Михаил Глинка написал музыку и к другому знаменитому стихотворению Пушкина – «Я помню чудное мгновенье».
Один из самых популярных по сей день романсов «Соловей» принадлежит перу друга Пушкина, барона Антона Дельвига. А музыку к нему создал композитор Александр Алябьев.
Алябьеву принадлежит и ещё один известный хит – романс «Вечерний звон» на стихи Томаса Мура в переводе малоизвестного ныне поэта Ивана Козлова.
Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова не раз становились источником вдохновения для композиторов. Романсами стали его стихотворения «Нищий», «Она поёт – и звуки тают», «Молитва» и многие другие. К стихотворению «Нет, не тебя так пылко я люблю» музыку написали более 80 композиторов, а к стихотворению «Сосна» («На севере диком») – более 100. Среди них такие звёзды мировой классической музыки как Николай Римский-Корсаков, Александр Даргомыжский, Сергей Рахманинов и Пётр Ильич Чайковский.
Романсами стали многие стихотворения Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Алексея Константиновича Толстого, Евгения Баратынского.
В XIX веке в русском романсе появляются жанры. Помимо классического романса, о котором мы сейчас говорили, выделяют ещё несколько видов.
Это городской, цыганский, жестокий и казачий романс.
У каждого вида были свои особенности. Например, жестокий романс трагичен. В нём часто речь ведётся от лица уже погибшего героя, либо всё заканчивается смертью. Городской романс опирался на городской фольклор и быт. Именно из этого поджанра появился так называемый русский шансон или попросту «блатная песня». Цыганские и казачьи романсы соответственно стилизовали под цыганские и казачьи фольклорные традиции.
Иногда стилизация выходила настолько удачной, что эти романсы со временем стали считаться народными. Например, романс «Очи чёрные». Стихи к нему написал украинский поэт Евгений Гребёнкин для своей невесты Марии Растенберг, которая тоже цыганкой не была.
Серебряный век русской литературы тоже изрядно обогатил жанр романса. Многие стихи Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Александра Блока, Марины Цветаевой и других поэтов Серебряного века стали романсами.
Некоторые из этих романсов мы можем услышать в кинофильмах. Так, например, в знаменитом новогоднем фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». На музыку эти строки положил композитор Микаэл Таривердиев.
В фильме «Жестокий романс» по пьесе Александра Островского «Бесприданница» целая россыпь романсов. «Под лаской плюшевого пледа» написан на стихи Марины Цветаевой. А вот строки другого знаменитого романса «А напоследок я скажу» принадлежат перу Беллы Ахмадулиной, которую причисляют к поколению поэтов-шестидесятников. Так что можно сказать, что в этом фильме прошлое сливается с настоящим, Золотой век и Серебряный век литературы встречаются с современностью.
К концу двадцатого века жанр романса утрачивает свою популярность, хотя и не исчезает полностью. Например, романс «Очарована, околдована» на стихотворение Николая Заболоцкого написал бард Александр Лобановский. Пели это многие, причём не только исполнители романсов. Например, бывший участник всемирно известной хэви-металл-команды «Парк Горького» Николай Носков или рок-группа «Санкт-Петербург».
До этого мы говорили только о романсе. А какие песни на стихи поэтов XIX и XX века мы можем вспомнить? Как вообще развивался жанр литературной песни?
В XIX веке существовала целая плеяда поэтов, писавших стихи для исполнения. Они подражали народной песне. Самым известным поэтом из них считается Алексей Кольцов.
У Кольцова есть и песни, и романсы. Надо сказать, что в XIX веке жанр романса главенствовал. Ведь он принадлежал дворянской культуре, которая и задавала моду. А в светских салонах чаще всего пели именно романсы.
Поэты Серебряного века обогатили не только жанр романса, но и жанр песни. Вообще, если говорить о поэтах начала двадцатого века, то безусловным лидером по количеству песен-хитов будет Сергей Есенин. Стихотворения «Белая берёза», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Клён ты мой опавший» и десятки других давно стали основой репертуара многих исполнителей.
Интересно, что песни на стихи Есенина можно услышать не только в исполнении народного хора или артистов, поющих в жанре классической песни. У таких современных рок-групп, как «Монгол Шуудан», «Ва-БанкЪ» и «Кукрыниксы» тоже есть песни на стихи Есенина. Кстати, не только рокеры любят лирику Есенина. Рэп-музыканты тоже охотно работают с ней.
Великая Отечественная война внесла свой вклад в песенную культуру. В этот период на первый план вышли патриотические и военные песни. Чьи же стихи чаще всего превращались в песни? Михаил Исаковский написал «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату». На музыку положено проникновенное стихотворение Константина Симонова «Жди меня», многие стихи Александра Твардовского.
После войны жанр военной песни продолжал развиваться благодаря кинематографу. Для фильмов о войне писали новые песни, которые сейчас воспринимаются как фронтовые. Например, песня «Нам нужна одна Победа» впервые прозвучала в 1970 году в фильме «Белорусский вокзал».
С именем Булата Окуджавы связано и другое культурное явление 60-х годов XX века. В это время начался самый настоящий бум так называемой авторской, или бардовской песни. Барды писали стихи и музыку, исполняя написанные песни под аккомпанемент гитары. Бардами были Александр Галич, Юрий Визбор и, конечно же, Владимир Высоцкий. Кстати, тоже писавший музыку для кинофильмов и военные песни.
В фильме «Стрелы Робин Гуда» звучит несколько баллад в исполнении автора. В том числе, и «Баллада о любви».
За XIX и XX век жанр песни и романса сильно изменился, стал сложнее и богаче. Что же ждёт его в XXI веке? Разумеется, появятся новые поэты, которых потом назовут классиками. И стихи поэтов XIX и XX веков не уйдут в забвение. Об этом можно уже сейчас судить по тому, в каком количестве появляются новые музыкальные версии стихотворений прошлых лет.
А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу.»
Анализ стихотворения Фета «Я тебе ничего не скажу…»
Поздняя лирика Фета характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после смерти отчима выяснилось, что сделано это было незаконно, и подросток лишился не только дворянского титула, но и огромного состояния. Кроме этого, родной отец поэта вычеркнул его из завещания, лишив средств к существованию.
В итоге, когда молодой Афанасий Фет знакомится со своей дальней родственницей Марией Лазич и влюбляется в девушку, их роман заканчивается расставанием. Поэт не хочет жить в нищете, поэтому отказывается жениться на Марии, приданое которой, по его понятиям, весьма скромное. В отместку судьба наносит Фету жестокий удар: через несколько дней после разрыва с возлюбленным Мария Лазич погибает во время пожара.
Долгие годы, посвященные достижению финансового благополучия, Афанасий Фет старается не вспоминать в той, в которую был так безоглядно влюблен. Он даже женится на купеческой дочери Марии Боткиной, чем значительно увеличивает свой капитал. И лишь в последние годы жизни поэт осознает, что ради материального благополучия отказался от самого ценного дара, который только может получить человек от судьбы. Он предал свою возлюбленную и, тем самым, обрек себя до конца дней на страдания и одиночество.
Было бы ошибочно утверждать, что семейная жизнь поэта сложилась несчастливо. Мария Боткина буквально боготворила своего мужа и была ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Афанасий Фет очень ценил преданность супруги, однако не мог с собой ничего поделать – память постоянно рисовала в воображении образ той, другой Марии, с которой он мог быть по-настоящему счастлив. О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, лишь время от времени доверял их бумаге. Одним из многочисленных произведений, которые он посвятил одновременно и Марии Лазич, и собственной жене, является стихотворение «Я тебе ничего не скажу», созданное в 1885 году. К этому времени Фет уже смертельно болен, и прекрасно осознает, что жить ему осталось совсем немного. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе. Эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает того, чтобы страдать. Поэтому поэт уверяет и ее и себя в том, что все хорошо, однако в стихотворении указывает: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть». Эта фраза означает лишь то, что он не готов раскрыть перед супругой свое сердце, и спустя почти 30 лет совместной жизни признаться ей в том, что все эти годы любил другую.
Автор строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни. «И в больную, усталую грудь веет влагой ночной… я дрожу», — отмечает поэт, осознавая, что именно в такие моменты бывает по-настоящему счастлив. Однако свой секрет он намерен унести в могилу, не учтя лишь тот факт, что Мария Боткина давно в курсе неудавшегося юношеского романа своего мужа, она жалеет Афанасия Фета и готова потакать любым его капризам, лишь бы увидеть тень улыбки на лице человека, которого считает литературным гением.
Алексей Александрович Сурков «В земля́нке» («Землянка», «Бьётся в тесной печурке огонь…») — русская советская песня времён Великой Отечественной войны. Музыка Константина Листова , стихи Алексея Суркова.
«Быть поэтом — значит петь раздолье. », или Как стихи С. Есенина стали песнями?
Великий русский поэт Сергей Есенин сказал: «Имеет право писать стихи только тот, кому больно». Когда читаешь стихотворения Есенина, кажется, что он сумел высказать то «несказанное», что переполняет сердце, ту «нежность грустную русской души», которая заставляет время остановиться и задуматься о жизни «в черемуховой вьюге»…
Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина — «Письмо матери» — первым стало всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь» и, естественно, встретило массу противоречивых оценок.
Проникновенные строки произвели впечатление и на молодого композитора Василия Николаевича Липатова (1897−1965), кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту душевную музыку, которую многие сегодня помнят по выступлениям Юрия Гуляева, Вадима Козина и Александра Малинина, Липатов написал всего за один день.
В 1924 году Василий Липатов познакомился с Сергеем Есениным. По свидетельствам, они несколько раз вместе выступали в Кронштадте перед военным оркестром Балтийского флота. Под руководством композитора краснофлотцы играли мелодию, а поэт читал свои произведения. По воспоминаниям одного из музыкантов, капитан-лейтенанта Виталия Гаврилова, глаза Есенина всегда были полны «трогательной грусти». А однажды, после невероятно успешного чтения, когда «слова так и резали по сердцу» и многие моряки плакали, поэт был настолько потрясен, что сам не смог сдержать слез и даже не стал продолжать выступление…
И стихотворение, и ноты тайно переписывали, делясь с родственниками и знакомыми. Так романс «Письмо матери» распространился по всей стране, став по-настоящему народным, и принес громкую известность Василию Николаевичу. Но уже в 1930-е годы «упадническая» песня подверглась жестокому преследованию… Позже Липатов написал прекрасную музыку к не менее популярному стихотворению Есенина «Клен ты мой опавший…».
Более чем 15 стихотворений Сергея Есенина стали романсами благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Федоровичу Пономаренко (1921−1996). Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Пускай ты выпита другим…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Выткался на озере…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…», «Собаке Качалова».
С этими и многими другими песнями выступали как эстрадные, так и оперные певцы: Дмитрий Гнатюк, Иосиф Кобзон, Иван Козловский, Муслим Магомаев, Галина Ненашева, Николай Сличенко, Владимир Трошин, Борис Штоколов. Народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев (1930−1986) не только пел, но и сам положил на музыку стихотворения Есенина «Над окошком месяц…» и «Дорогая, сядем рядом…», которые навеки завоевали наши сердца.
В репертуаре заслуженной артистки России Клавдии Ивановны Хабаровой (1927 г. р.) тоже есть песни на стихи Есенина и музыку Алексея Карелина. В их числе: «Цветы мне говорят — прощай…», «Черемуха душистая», «Вот оно — глупое счастье…».
Нельзя не сказать об Аркадии Северном, великолепно исполнившем романс «Ты меня не любишь…» (музыка Анатолия Лепина), Алексее Покровском, спевшем «Последнее письмо» (музыка Александра Вертинского). А благодаря таланту композитора Сергея Сарычева мы знаем песни «Я московский озорной гуляка…» группы «Альфа» и «Забава» Александра Малинина. Наконец, спел романс «Я зажег свой костер…» на музыку Юрия Эриконы великолепный артист Николай Караченцов.
В наши дни стихотворения Сергея Есенина не перестают вдохновлять. Современным поклонникам творчества поэта хорошо знакомо задушевное пение Олега Погудина, Стаса Михайлова, Александра Новикова, Антона Темнова, Валерия Власова, трио «Реликт» и трио «Соловушко» и других исполнителей. В этом году Сергей Безруков представил публике свой альбом «Хулиган», в котором артист впервые выступил как автор музыки. Великий певец Муслим Магомаев в конце своей жизни написал музыку к стихотворению «Прощай, Баку, тебя я не увижу…». Множество прекрасных песен на стихи Есенина можно найти на сайте http://esenin.ru/, посвященном творчеству поэта.
По воспоминаниям, в последние месяцы жизни, Сергей Есенин любил напевать свое стихотворение «Песня». Да, именно напевать, а не рассказывать… Необыкновенно музыкальные стихотворения поэта, в которых так просто сказано обо всем, что мучает душу, как будто сами «выливают трель». Нежные мелодии в соединении с трогательными строками — это маленькая дань памяти гениальному русскому поэту Сергею Александровичу Есенину. Они звучат не только в дни его памяти на бескрайних рязанских раздольях и в государственных музеях.
Наши сердца бьются в такт бессмертным стихотворениям Сергея Есенина, которые исцеляют душевные раны, учат нас по-настоящему, вопреки всем трудностям, любить и воспевать нашу Родину — «шестую часть земли с названьем кратким Русь»!