4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи когда водят козу

Материал для бесед «Рождественские Святки. Обряд «Вождение козы»

Наталья Плахтеева
Материал для бесед «Рождественские Святки. Обряд «Вождение козы»

Материал будет интересен воспитателям и родителям детей старшего, подготовительного к школе и младшего школьного возраста.

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры, к традициям встречи и проведения народных праздников.

Чтобы сделать беседу более интересной и придать ей живость и красочность, очень хорошо будет, если воспитатель дополнит свой рассказ, показав детям традиционные народные куклы – «Коляда», «Рождественский колокольчик», «Рождественский Ангел», и куклу «Рожественская коза»

Подготовительная работа

— консультация для родителей «Народные зимние праздники на Руси», «Мастер-класс изготовления зимних народных кукол»;

— составление мультимедийной презентации «Рождественские Святки», с использованием фотоматериалов детских рождественских праздников, содержащих сцены Святочных колядок, проводившихся в детском саду;

— изготовление с детьми зимних народных кукол.

Материал для беседы

На Руси существуют богатые устные народные традиции. Многие из них возникли из обрядовой поэзии — особой формы устного народного творчества. В станицах и хуторах сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду.

Святки, которые длятся с 7 по 19 января, были и остаются интересными народными праздниками. В Святой вечер, 6 января, по улицам ходили дети с узелками, разнося «вечерю» своим «крёстным батькам» — крёстным, то есть наречённым отцу-матери, бабушкам и вообще самым близким родственникам.

Утром 7 января — праздник «Рождество Христово». Уже выучены рождественские песни, подобраны напарники, с кем идти рождествовать, изготовлена рождественская звезда.

А 13-14 января колядовали и исполняли обряд посевания.

Гадания были одним из главных девичьих развлечений на Святки. Самым «лучшим» временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января) и на Крещенский Сочельник.

С вечера 13 января начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда. Чаще всего в Щедрый вечер проходил и обряд «Вождение козы». Он был наиболее распространён в Белоруссии и Украине. А из Украины этот обряд попал на Кубань и довольно хорошо прижился.

Коза была таким важным персонажем на Святки, что без неё никто и никуда колядовать не ходил, в честь козы даже рождественское печенье назвали — козули. Название «козуля» образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка».

Иногда в козу обряжался человек, а иногда это была кукла на палке. Ряженье, перевоплощение с помощью костюмов и масок — древняя традиция, была широко распространена на Руси. Ряженая коза создавалась при помощи кожуха, вывернутого шерстью наружу, деревянной головы с рогами и бородой из соломы.

Смыслом обряда «Вождение козы» являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…», где образно рисуется будущий урожай. Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым детям, озорничала и шкодила. Затем, как правило, она «понарошку умирала», её усердно лечили, и лишь получив подарки, она «оживала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

Описание сценки «Вождение козы»

«Козой» наряжали одного из участников обряда, одевая его в тулуп и маску. Или же делали чучело козы и крепили его на палке. К рогам козы был подвешен колокольчик. Свита козы (ряженые) — цыган, поводырь, мехоноша (он нёс мешок для угощений), музыкант и группа исполнителей песни в праздничных костюмах.

Вот такой весёлой ватагой люди ходили от одного двора к другому. Они стучались в калитку и спрашивали у хозяев разрешения зайти к ним во двор.

Поводырь: Хозяйка! Пустите козу?

Хозяйка: Ой, заходите! Заходите!

Хор: Добрый вечер вам, честным господам,

Мы не сами идём, мы козу ведём,

И рогатую, бородатую.

Коза: Я коза рогатая, на шалости богатая, жадин забодаю!

Я зайду в избу любую.

В гости к вам приехала.

Дайте рубль, дайте два,

Чтоб назад уехала!

Поводырь: Только коза — то у нас непоседливая, шкодливая. Смотрите.

(Действие постепенно переходит в дом, где коза начинает «шалить», пытается «нашкодить», что-нибудь сломать, куда-нибудь влезть) .

Хор: Недавно козу брали — была молодая,

А теперь состарилась,

Своих деточек не прокормила.

Да и пошла коза в (называется станица или город, в которой живут хозяева) ,

А там … все люди — стрельцы,

Хотят козу убить-погубить, со света сжить.

Только коза их не боится, а боится вот кого!

(В это время один из ряженых выходит вперед, сердито смотрит на расшалившуюся козу и шуточно ударяет её палкой-посохом)

Тут коза падает и притворяется неживой.

Поводырь: Ой, моя коза! Что ж я теперь буду делать! Всё ж было хорошо! Ой, да ты ж мне молочка давала! Да я же всем дарил то молоко. Молока много было! Я пришёл, выкопал ямку, налил туда молоко. Прибежали собаки попили, подрались и попадали в молоко. Ой, что же они натворили? Взбили мне масло. Я масло выбрал, продал, купил себе шаровары. Да стал хорошо жить-поживать. Вот как было! А теперь что же мне делать? Эй, ребята, кто из вас лечить умеет!

Ряженый: Я лечу!

Поводырь: Ты? А дорого за это возьмёшь?

Ряженый: Неее!

Поводырь: Ну, хорошо! Если вылечится коза и встанет — заплачу!

(Ряженый начинает делать «волшебные» движения руками и приговаривает)

Где есть — пусть и будет,

А где нет — пусть и не будет!

Поют все вместе: А ты, мехонос, дуй козе в нос,

Посреди двора стань коза жива,

Да пройдись по этому двору,

По этому двору, по хозяйскому,

Хозяин идёт – колбасу несёт;

А на рожечки — два пирожечка,

А на хвосточек — сала кусочек,

Коза «оживает» и поёт:

Хозяин хороший дай мне гроши,

Дай сало, что б я не дрожала.

Дай пирогов, не могу поднять рогов.

(Хор ряженых поют колядку, во время которой участники обыгрывают её содержание, а коза встаёт и начинает ходить по «двору»):

Хор: Тут коза встала, серая пошла.

Где коза ходит – там жито родит.

Где коза хвостом – там жито кустом.

Где коза ногою – там жито копою.

Где коза рогом — там жито стогом.

Добрый вечер! Щедрый вечер!

С Новым годом, с праздником!

Участников обряда и Козу хозяева щедро одаривали конфетами, пряниками, пирогами, колбасой, салом, овсом, а так же и деньгами. То, чем одарены ряженые, мехоноша собирает в мешок.

Все благодарят хозяев за щедрость, радушие и гостеприимство: «Лучше не было двора! Вам спасибо! Нам пора!». И вся честная компания с песнями идёт к другому дому.

Фольклорное развлечение в старшей группе «Рождественские Святки» (фотоотчёт) Две тысячи лет тому назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Младенец появился на свет в пастушьей пещере. Первыми радостную весть.

Фольклорный праздник «Рождественские святки». Фотоотчёт За Рождеством Христовым следуют святые дни, или как мы ещё их называем – Святки. Все радуются, поздравляют друг друга с праздником. Весело.

Фольклорный праздник в детском саду «Рождественские святки» (фотоотчет) Прошёл самый весёлый и светлый зимний народный праздник- СВЯТКИ!Он длился ровно две недели с 7 января по 19 января! Праздник делился.

Фотоотчет «Рождественские Святки» Праздники в детском саду «Забавушка» не закончились, четырнадцатого января для детей старшего дошкольного возраста прошел концерт «Рождественские.

Фотоотчёт «Рождественские Святки» Фотоотчёт «Рождественские святки». Воспитатель Карпухина Ж. А. 15 января прошло занятие по ознакомлению с окружающим «Рождественские святки».

Материал для бесед с детьми на тему «День летнего солнцестояния» Был самый длинный день в году, звенело лето … Плыл знойный воздух, до предела разогретый, В небесном море от предела до предела Синь.

Материал для бесед с детьми «Озеро Абрау» для работы по теме «Большое краеведение» Цель краеведения в ДОУ: воспитание нравственного гражданина, патриота малой Родины, любящего и знающего свой край, город, станицу, хутор.

Материал для бесед с детьми «Как встречают Новый год люди на планете» Новый год радостный и любимый праздник всех людей. Это праздник волшебства и чудес. Их ждут и взрослые, и дети в каждой стране. Везде есть.

Рождественские посиделки. Сценарий праздника для старших классов «Святки вы, святки, святые вечера» Рождественские посиделки — сценарий для старших классов «Святки, вы святки, святые вечера» 1-й ведущий Ах, сколько гостей! Здравствуйте,.

Как казаки… Новый год встречали да щедровки, посевалки певали…

Алёна Яблокова | 13 января , 2018

Особенность календарной обрядности казаков в неразрывной связи с церковью. Праздники, как правило, приурочены к датам православного календаря и обязательно сопровождаются храмовыми службами и молитвами.

Новый год, как момент перехода последнего дня года в первый день следующего, не считался главным праздником, и ассоциировался в первую очередь с именными праздниками православных святых: вечер накануне нового года (31 декабря по старому стилю, 13 января – по новому) именовался Щедрым вечером по имени св. прп. Мелании Щедрой. Первый день нового года (1 января по старому стилю, 14 января – по новому) – Васильевым днем в честь почитаемого св. Василия Великого. В Щедрый вечер молодежь ходила «на Меланки»[1], «щедровать» или «кричать святой вечер»[2], ходить с Мыланкой (или Мыланкой и Васылем) («меланковать») и водить козу[3].

Меланка и Васыль – ряженые персонажи святочного обряда щедрования. Прообразами этих героев являются вышеупомянутые св. прп. Мелания Щедрая и св. Василий Великий. Меланкой, как правило, наряжали красивую и скромную девушку, одевали ее как можно красивее, делали ей венок из бумажных цветов и фату. Другую девушку (реже парня) рядили Василем, облачая в мужские порты, рубашку и головной убор. Сопровождали Меланку и Василя обычно девушки и молодые женщины. [9] Щедрующие подходили к какому-нибудь дому, просили «благословить щедровать» или «пустить Меланку». В отличие от других щедрующих, которых могли оставить под окном, Меланку пускали в дом.

Щедрование сопровождалось соответствующими обрядовыми песнями «щедровками». Как правило, в щедровках («щедривках») славят Иисуса Христа и Божью Матерь , семью, хозяина и хозяйку дома. «Когда пропоют щедровку, то за труд выносят пятачок, гривеничек, или кусок колбасы, или кусок пирога.» [4]

Щедровки

Щедровка «У нашего пана, пана Ивана!» ст. Ардонской

Припев: Радуйся, ой радуйся, Боже!
Веселися земля под Новый год!
У нашего пана ворота новые

Тот же припев.
Ворота новые, столбы расписные.
Припев.
Как на тех столбочках господа сидели.
Припев.
Господа сидели и в книги глядели.
Припев.
В книги глядели, Христа вспоминали.
Припев.
Во доме Ивана стулья стояли.
Припев.
А на тех стульях семейство Ивана.
Припев.
Иван сам гадает, гостей провожает.
Припев.
(Записано со слов Н. Коваля) [4]

ст. Гребенская:
Щедровочка щедровала,
Под виконце припадала,
То варила, то пекла.
— Носи мне до викна!
Щедрик, ведрик.
Дайте вареник
Грудочку кашки,
Кильце колбаски!

Читать еще:  Как оформить авторство на стихи

Батьке понесу!
Дайте кишку,
Скину на вышку!
Дайте пирог!
С руками, с ногами, чтоб бегал за нами.

Хлопчачья, хлопчачья,
А дядька, дядька,
Дядило-глотка!
Не хочет вставать,
Копеечку дать!
А дядька встал, копеечку дал.
Дай Бог добрый вечерок!
(записано со слов Н.Ф. Давыденко, 1901 г.р. в 1974 г.) [5]

ст. Нестеровская:
Маланька ходила,
Васильку просила:
— Василька, мой братька,
Пусти мене в хатку!
Я жито не жала, честной крест держала.
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Пироги становьте —
С руками, с ногами,
Чтоб бегала за нами.
(Записано от А.Е. Польского, 1909 г.р. в 1977 г. ) [5]

Мэланка ходыла,
Васыльку просыла:
Васылько, мий татку,
Пусты мэнэ в хатку.
Я жыто нэ жала,
Золоту кадыльныцю.
Найдийтэся, люды,
До вас Хрыстос будэ.
Богу свичу ставэ,
А нам калач дайтэ.[8]

ст. Суздальская Горячеключевской р-н Краснодарский край — Мыланка ходыла (Малая Мыланка)

Ой, учора, из вэчора
Пасла Мыланка два качора.
Пасла, пасла та й загубыла,
В чистэ полэ прыблудыла,
Да Васылько плужком орэ:
Ой, Василечко, мий братычку,
Довыды мэнэ до дому,
Посию тоби горошечку,
Буду тэбэ шануваты,
По трычи на дэнь полываты,
Ще й у субботу прорываты,
За русу косу затыкаты.
А ты, хазяин, ты ны гордыся,
Ты с нашой Мыланкою росплатыся.
Наша Мыланка ны робоча,
На (й) ий сорочка парубоча.
Наша Мыланка ны лыныва.
На (й) ий сорочка шановлыва. [3]

ст. Челбасская Каневской р-н Краснодарский край — Ой, учора из вэчора

Щэдрык, вэдрык,
Дайтэ варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильцэ ковбаскы,
А ще й мало,
Дайтэ сала,
А ще й донысу,
Дайтэ ковбасу.
Батько сварывся,
Шоб ны барывся!
Маты казала,
Шоб далы сала.
Коротка свытка,
Измэрзла лытка,
Давайтэ худко,
Побижу прутко. [3]

Во леску, леску, на желтом песку,
Святой вечер, добрый вечер,
Добрым людям на свят вечер
Блудили блудцы, семьсот молодцов
Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер
Ты дядюшка пан, а ты выйди к нам
(после каждой новой строчки – повторение «Святой вечер…»)
Вынеси скамеечку, на нашу семеечку
Вареников блюдку да маслица глудку
А муж хвалится вороным конем, перед королем
А жена хвалится лисьей шубою, перед Любою
А сын хвалится луком стрелками, перед девками.
А дочь хвалится золотым кольцом, перед молодцом.[7]

«Щедровальщиков , Мыланку одаривали . Щедровалыцики, так же как и колядовщики, если ходили компанией, в конце делили нащедрованное (подарки) между собой или же, чаще, у кого-нибудь дома «устраивалы гулькы», застолье. Возможен и такой вариант. Если в компании меланковавших были участники с именами Меланья и Василий, они исполняли главные роли, а во время застолья до 12 часов ночи за столом сидела Меланья, а Василий потчевал гостей, а с 12 часов за стол садился Василий, а Меланья угощала его и участников.» [3]

На Кубани и Тереке помимо хождения с Мыланкой, бы распространено обычай вождения козы. В этом обряде обычно принимали участие мужчины. Главным действующим персонажем этого обряда была коза, либо живая, либо наряженный в шубу и маску с рогами участник святочных гуляний.[3] В отличие от Мыланки с Василем, козу в хату обычно пускать не хотели, но гуляющие парни на всю округу гудели о том какие хозяева жадные, угрожали измазать ворота грязью, поломать плетень или что-то украсть. [9] Хозяевам ничего не оставалось делать, кроме как впустить козу со свитой. Щедрование с козой также сопровождалось песнями-щедровками:

Го-го-го, коза,
Го-го-го, коза,
Ныдавно с Москвы привезенная.
Мы ны сами йдэм,
Мы козу вэдэм,
С довгымы кис(т)ьмы, с козыняткамы.
Под горой волчок, с волченяткамы.
Что ты за коза,
Что ты за дурна,
Своим деточкам не родительна?
Ты б взяла серпок,
Да пишла б в лесок,
Да нашла б травы
Овсяной снопок.
Покормила б деточок.
Тут (пуць) коза впала,
Здохла, пропала.
А ты, Гаврыло,
Дуй кози в рыло.
А ты, михонос,
Дуй кози под хвост.
(Тут коза встала,
Опять жива стала).
Як пишов наш козел
И на ножечках,
И на рожечках. [3]

«Добрый вечер вам,
Честным господам
Мы не сами идем
Мы козу ведем
Дэ коза ходэ, — там жито роде.
Дэ коза рогом, — там жито стогом.
Дэ коза ступ, ступ – там жита
Дэ ны бувае, там вылягае
Ты коза дурна, не ходы туда
Нэ ходы коза под Михайловци
Бо в Михайловци уси люды стрэльцы
Хвалилы хвалу – вбыты козу
Козу не вбылы – славу зробылы
Вдарылы козу в правое ушко
З ливого ушка потекла юшка
Тут коза впала – нижива стала.
— А ты Мырош быры кнут хорош
Быры кнут хорош бый козу на взнос
— Вставай, козухна, вставай, матушка,
Разходыся, развисылыся (коза встает и начинает плясать)
Старшому пану в ногы поклоныся
Тай просы у пана три куска сала
Мирочко гречки на варенечки
Щей копиечку на горилочку
Щей тому пирих – хто козу стирих.
А мини пятак, на табачек.
Все: «Добрый вэчир! Щедрый вэчир!
З Новым годом, с праздником!» [9]

Такая щедровка сопровождалась представлением. Посреди песни коза падала, притворялась мертвой, кто-то из казаков пытался ее привести в чувства, бил палкой, лечил. В итоге коза вставала, начинала плясать, падала на колени перед хозяевами, выпрашивая вознаграждение.

С наступлением утра Нового года связан и ритуал встречи первого посетителя в новом году – «посевание» (или «посыпание»). В качестве посевальщиков [9] (или «посевщиков»[10]) выступали мальчики, юноши или мужчины. Хождение начиналось рано утром, поэтому именно посевальщики были первыми посетителями в новом году, что по традиционным представлениям сулило хозяевам удачу, благополучие, здоровье. [9]

Каждый посевальщик носил с собой мешочек хлебных семян и при словах «сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю» , рассыпал по комнате хозяев овес, просо, рожь, ячмень или пшеницу.[12] В благодарность хозяева дома дарили посевальщику денег и разных вкусностей.

Как поют колядки и почему в Святки принято ходить с козой

Официальные новогодние праздники закончились , но святочная неделя продолжается. Это время от Рождества до Крещения , когда одни песнями славят Христа , а другие прячут на ночь посуду подальше от нечистой силы. И сейчас еще можно успеть поколядовать , развести хоровод и сы­грать в старинные русские игры.

Все , как встарь

…Когда-то они ездили по деревням , собирали и записывали сохранившиеся рождественские обычаи и традиции. Теперь передают их другим. Уже десять лет подряд фольклорный центр «Песнохорки» в канун Рождества проводит в Барнауле святочный праздник. Вместо привычных уже нашему слуху «Джингл беллс» поют настоящие колядки , обещая богатый урожай и счастливую жизнь тем , кто дает угощение. А потом всей площадью водят хороводы.

Ольга Абрамова,
руководитель «Песнохорок»:

В этом году-то с погодой повезло , тепло. А в прошлом мороз стоял тридцать девять! И все равно ведь дали концерт: родители у нас бесстрашные , отпустили детей выступать , и народ на представление пришел.

Нынешние минус семь ноги в сапожках все равно чуют , поэтому женщины на площади отплясывают то белорусскую польку , то украинский гопак. По сцене плывут лебедушки в павловопосадских платках , выходят красны молодцы в кафтанах. Ветер колышет огоньки зажженных свечей , темнота добавляет сказочности. Зрителям рассказывают вертепную историю о рождении Христа. Протяжная песнь , какая когда-то разносилась над деревней , теперь уносится вдаль. Как из-под земли появляется ехидный черт , ходят с козою ряженые в вывернутых шкурах. Просят у хозяев угощение , грозят:

«Кто не даст хлеба , мы утащим деда,
Кто не даст клену , бабку с печи сдерну».

Возникают в этой истории и Дед Мороз с внучкою.

— Это уже неправда , такого в традициях не было, — комментирует после Ольга Абрамова. — Люди на праздник приходят разные , и верующие , и неверующие. Неверующих больше , но и им нужно что-то предложить , приходится подстраиваться. И песни поются в аранжировках — не будет народ слушать историю на сорок куплетов без музыки. Хотя есть у меня идея на следующий год заложить в сценарий больше традиций , уйти от надуманного.

А площадь уже слилась в веселом хороводе. В центре круга заводят толпу надуманный Дед Мороз со Снегуркой , пускаются в пляс энергичные бабушки. Разучивают под гармошку «польку по-барнаульски», целовальные игры.

— Раньше в вечерки игры игрались , молодежь знакомилась друг с другом. Больше-то негде было. Сыграли в «Ручеек», в «Колечко» — и будущая семья готова. Обычно на Красную горку уже свадьбу устраивали.

…Золотыми искрами сыплет над толпой праздничный фейерверк , брызгами разлетаются вокруг вспышки бенгальских огней. Через четыре часа наступит Рождество. По мнению Ольги Абрамовой, — это «праздник сокровенный , не нарочитый и больше подходит для церквей , нежели для празднования на площади».

Идет коза рогатая

— Обряды колядования в наших деревнях почти умерли. Они ведь берут начало в язычестве , а у нас уже больше тысячи лет христианство, — рассказывает Ольга Абрамова. — На Смоленщине, Брянщине , Украине , правда , эти обряды живы до сих пор. А мы и от чисто славянских мест далеко , поэтому память стерта. Алтай и заселялся позже , до XVIII века здесь были кабинетские земли.

Искать обряды можно в старожильческих местах , у нас в крае есть несколько таких сел. Там народ жил локально , своим кругом , поэтому отголоски традиций остались. Хотя колядовать и нечистью наряжаться староверам было нельзя. Последний патриарший запрет на поклонение языческому богу Коляде был издан в 1684 году. Но побаловаться , машкароваться ( от слова маскарад) все любили. Корни-то, куда их деть? Правда , на Крещение обязательно в проруби нужно было окунуться , чтобы грех этот с себя смыть.

Обряд этот — причудливое переплетение языческой и христианской традиций. По домам колядовщики , как и библейские волхвы , путешествуют со звездою. Рядятся в медведя , волка , Петрушку , доктора — без него не обходится ни один праздник , он лечит всех болящих. Вертепщики в специальном ящичке разыгрывают спектакли по библей­ским мотивам. Выворачивают шубы , мажут лицо сажей , чтоб никто не мог узнать, — и это уже отголоски языческого прошлого.

— Но все мечтали , чтобы в дом пришла коза — символ плодородия и богатства. Украшали ее яркими лентами , колокольчиком, — говорит Ольга Абрамова. — Даже пословица была на Руси «Где коза рогом — там жито стогом». Малыши ходили с козой , взрослые и даже старые бабки. В козу и наряжались. Придет она в дом да и упадет еще , а чтоб встала , надо ее одарить хорошо… В 1991 году мы были с дочерью в Краснодаре , там эта традиция хорошо сохранилась.

Стаканчик хруп , подавайте рупь

Колядки , святочные песни , посвященные Коляде , назывались еще щедровками ( в это время все должны быть щедрыми). Языческие колядки сопровождались разбрасыванием зерна — символа богатства и плодородия.

— В селе Камышенка Петропавловского района мне пели колядки , но это уже отголоски.

«Колядушка , коляда , ушивая борода,
Кто не даст пышку , свинью за лодыжку,
Кто не даст пирога , я корову за рога,
Кто не даст копеечку , хозяина за шеечку».

Читать еще:  Как реагировать на стихи от парня

Это обычные языческие колядки , здесь нет ничего христианского. Детям давали заучивать маленькие колядочки , легко запоминающиеся: «Маленький мальчик сел на стаканчик, — стаканчик хруп, подавайте рупь». А разрешались христославные колядки: христославить — петь рождественский тропарь или кондак. «На горе-горе , на высокой горе Христос народился. Слава, слава… — поет Ольга Алексеевна. — В немецком национальном районе есть свои колядки , но это больше протестант­ские песни , связанные с символом Христа. В деревнях поют тропарь „Рождество Твое , Христе Боже наш“:

Рождество Твое , Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума,
В нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу правды,
И Тебе ведати с высоты Востока.
Господи , слава Тебе!»

Традиционным нехристиан­ским обрядом на Святки было и гадание.

— Сейчас это чуть ли не единственное , что осталось от святочных вечерок. Показывают по телевизору битвы экстрасенсов всякие , будоражат сознание, — негодует Абрамова.

Традиции разбазариваем

— Сейчас праздник возрождается , Рождество признается государством. А ведь было время , когда и я говорила , что это не то , неправильно , защищала комсомол. Хотя у нас семья была православная, — вспоминает Ольга Алексеевна. — Сейчас от идеологии ушли , люди ищут что петь , а фольклора-то уже не стало. Начинают разучивать что где услышат. Но говорить о традиции просто невозможно. В 2008 году я получила президентский грант , выбрала четыре района: Усть-Коксу , Алтайский , Солонешенский , Петропавловский. И что , вы думаете , я там что-то нашла? Я им еще оставляла книгу с песнями. Сельские хотят быть город­скими. Сейчас в деревне считается , что традиции — это пережитки. В других странах к этому трепетно относятся , мы , русские , разбазариваем. Когда я записывала песни , мне было двадцать пять лет , а бабушкам шестьдесят , и тогда уже было трудно найти архаику. Были городской романс , песни , но не то , что мне хотелось…

Реанимировать эти традиции сейчас? Мне кажется , это будет нечестно. Но колядовать мы любим и ходим обычно с детьми. Правда , только по своим знакомым. Однажды мне позвонил один директор , попросил прийти к нему поколядовать. Стол накрыл , ждет. А мы подъезды перепутали и к другому человеку в гости заявились — он не ожидал , испугался. А раньше к приходу колядовщиков заранее тщательно готовились , и чем больше их в дом зайдет , тем лучше. От хозяев мы ждем не столько гостинца — сколько ласкового слова…

Светлый ангел прилетел к ним ( русские колядки)

А мы шляимся , мы шляимся,
Мы колядушку поем , мы людей славим.
Добрый вечер добрым людям,
Колядушка-коляда пасконная борода,
Кто не даст пирога , мы корову за рога,
Кто не даст лепешки , выставим окошки.
Добрый вечер добрым людям,
Открывайте сундучки,
Подавайте пятачки,
Пятачка нам мало,
Дайте кусок сала,
Добрый вечер добрым людям.

Эта ночь святая , эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.

В эту ночь у стада пастухи не спали.
Светлый ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.

Страх объял великий тех детей пустыни,
Но сказал им: о , не бойтесь —
Всему миру радость ныне.

Где Христос родился людям
на спасенье,
Вы пойдите , посмотрите
На великое смиренье.

И с высот небесных
раздалось вдруг пенье:
Слава , слава
в вышних Богу,
На земли
благоволенье.

Колядки на Рождество и кукла Коза

Еще одна работа на наш новогодний конкурс от Людмилы Евсеевой. Номинация «Креативный Новый год». Хотя это сценарий колядок — самого что ни на есть традиционного святочного обряда. Но для нас, современных горожан, это выглядит очень даже креативно (как хорошо забытое старое…), и для детей будет очень интересно поучаствовать в таких действах.

К сценарию Людмила приложила мастер-класс по изготовлении куклы Козы. Встречаем!

«Колядуют в ночь перед Рождеством (с 6-го на 7-е января).

Колядующие (стучат в окошко): Господин, господа, господинова жена, двери отворите и нас одарите! Пирогом, калачом или чем — нибудь еще!

Хозяин и хозяйка выходят, несут корзинку с гостинцами.

Пришла коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку,

а дай Бог тому, кто в этом дому,

ему рожь густа, рожь ужиниста:

ему с колоса осьмина,

из зерна ему коврига,

из полузерна — пирог.

Наделил бы Вас Господь

и житьем, и бытьем, и богатством

и воздай вам, Господи,

Ты подай нам пирога,

или хлеба ломтину,

или денег полтину,

или курочку с хохлом,

петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

По копеечке давайте Колядовщикам!

Коляда, коляда, кто не даст пирога, мы корову за рога,

кто не даст пышки, мы тому в лоб шишки,

кто не даст пирожок, тому шею на бочок.

Не дашь мне ватрушки — получишь по макушке!

Не дашь пирога — уведу корову за рога!

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

овин с овсом, жеребца с хвостом!

Кто не даст пирога, тому куричья нога,

пест да лопата, корова горбата!

Ты, хозяин, не томи, поскорее подари!

А как нынешний мороз не велит долго стоять,

либо из печи пироги, либо денег пятачок, либо щей горшок!

Подай тебе Бог полный двор животов!

И в конюшню коней, и в хлевушку телят,

и в избушку ребят и в подпечку котят!

Появляется колядовщик с «козой» (это или ряженая — на ней тулуп мехом наружу (вывернутый наизнанку), на лице маска козы с рожками, с бородой из пакли, на руках яркие варежки, на ногах валеночки, или живая коза, или сделанная коза — кукла).

Коза была символом плодородия и жизненной силы, которую коза должна была принести хозяевам дома, их земле, скотине.

Колядовщик с козой:

Мы не сами идем — мы козу ведем.

Где коза ходит, там жито родит,

где коза хвостом, там жито кустом,

где коза ногою, там жито копною,

где коза рогом, там жито стогом (коза все это показывает).

1-й колядовщик: Идет в гости коза, к вам коза — дереза. Идет коза рогатая, идет коза богатая.

2-й колядовщик: Ходила коза по темным лесам, по сырым борам, устала. (коза падает).

Хозяин с хозяюшкой спрашивают колядовщиков: Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

3-й колядовщик: А нашей козочке немного и надо: ведерко гречки на перепечки да горшок овса на коней хвоста.

4-й колядовщик: Решето овса, поверх него колбаса. Три куска сала, чтоб коза встала!

Хозяева одаривают козу мешочком с гостинцами. Коза вскакивает и начинает танцевать, все водят вокруг нее хоровод.

Игра «С козой» (Все поют, выполняя движения).

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

и ножками потопаем, потопаем, потопаем коза.

Все: Мы просим, Христе Царю, Небесный Государю: Даруй лето счастливое сего дома господину.

Теперь мастер-класс, как сделать куклу Козу, которая поможет вам провести колядование.

Для этого понадобится лыко (мочало), две деревянные палочки, кусочки ткани, ленты, нитки, колокольчики, немного соли и крупы.

Две деревянные палочки связать крестовиной.

Крепим лыко, из которого скручиваем рога.

Обматываем рога красной нитью по спирали до конца,

Поверх одеваем пучок, формируя голову. Перевязываем крестом на шее и под перекладиной.

Рога плотно закрепляем повязкой к голове.

Платье делаем из одного лоскута, делаем надрез для головы, завязываем на талии.

Обязательно делается борода. Небольшой пучок обматываем вокруг шеи и, спустив спереди длинной бородой, привязываем к поясу.

Украшаем колокольчиками, бусами, лентами. На поясе вешаются мешочки с солью и зерном.

Козочки готовы, можно отправляться колядовать.

Еще интересно:

Присылайте свои фотографии

Никогда не калядовала. В нашем огромном городе это как-то было не принято.

По-моему, это и в деревнях не принято в настоящее время. Только на фольклорных праздниках и встречается.

Абсолютно языческий древний обряд, причём здесь Христос в конце?! Вот уж точно, «всё смешалось в доме Облонских»! Видимо, древние исконные обряды у нашего народа не вытравить никакими силами. 8)

=) Ну это не первый и не последний пример смешения 🙂
А мне мастер-класс очень понравился.

Да и сами колядки очень уж знакомые: в университете на Древнерусской литературе читала. =)

Да, из песни слова не выкинешь :). Но хорошо, что сценарий дополнен мастер-классом с авторскими фотографиями и текстом.

Ой, а мы обожаем колядки и всегда ходим на них. У друзей дом за городом, так мы наряжаемся и вперед с песнями, народ так радуется всегда и присоединяется, весело получается! спасибо за стихи, утащила!

Серьезно? Не перестаю удивляться, Светик, вы у нас точно на все руки мастера. Кстати, тогда тоже сможете поучаствовать в конкурсе, присылайте фотоотчет с места событий (любого праздника) 🙂

А в Украине постоянно колядуют 🙂 Вот Козу стали водить недавно — возрождаются старые традиции. Но лет десять точно водят. И Рождественскую звезду колядники носят на шесте 🙂

Добрый день, Лариса! Вот оказывается от куда Вы «захаживаете к Евгению».)
Очень симпатичные поделки, у меня супруга тоже занимается всяким рукоделием, пошлю ее к Вам на сайт.
По теме: Будучи еще маленькими «хулиганами» году эдок в 88 мы с ребятами всегда отмечали большие праздники у одной девчонки, помню ночь в рождество,… слабый пол собрался у зеркал и начинали там шушукаться, вдруг одна девчонка шарахнулась от зеркала с визгом. После того как ее расспросили оказалось что она якобы кого-то увидела… Как сейчас помню:… садиться к зеркалу следующая девочка, и начинает произносить «заветные слова: «Суженый ряженный приди ко мне наряженный», но после происшествия, которые приключились возле этого закала с предыдущей девочкой, начинает быстро-быстро тараторить «заветные слова» но испуг у нее только усиливается, и вместо этих слов она произносит: «Суженный рюженный приди ко мне отужинай» =) … Вообщем она всем сняла пережитый стресс, и мы все еще потом долго хохотали)

Здравствуйте, Дмитрий!
Да я, в общем-то, и не пряталась. К Евгению захаживаю уже года два как, много полезного почерпнула 🙂
Про суженого смешно получилось :). Кстати, и вариант с ужином я тоже слышала. И даже — что суженый может оказаться «расширенным» 🙂

Ну про ужин может это совпадение, но этот случай я рассказал из своей жизни).
А по Евгению, значит Вы его постоянная читательница с самых истоков =) , а я только начинаю, хотя еще заработать не получается но я не сдаюсь.

Насчет заработков вынуждена, пожалуй, Вас огорчить… Они очень нескоро приходят (а такие, как у Жени, вообще редкость, имхо). По крайней мере, на голом блоге. Если хорошие партнерки, инфопродукты — возможно, но тут тоже стараться надо.

А у нас колядуют каждый год, особенно ребятишки. Ну и взрослые по своим знакомым ходят наряженные и разукрашенные. Весело:))

Ряженые — «Вождение козы»

Продолжаю тему с вождением ряжеными разных животных. Уже был пост про «Вождение коня» и «Вождение быка». Следующим будет очень популярное и всячески рекламируемое сейчас в России «Вождение козы».

Читать еще:  Стихи на тему как прекрасен божий мир

Причем я сразу заранее хочу сказать, что в Российской империи до революции было как бы два разных ряженых ритуала с козой. Была коза сама по себе, про которую будет этот пост. А была еще одна коза, не сама по себе, а верная спутница медведя. Про нее будет в посте о «Вождении медведя».

Вождение козы — славянский обряд вождения ряженого козой, исполняемый на Святки (чаще в Щедрый вечер) и Масленицу.

Ряженые сценки с участием козы были более характерны для белорусов и украинцев, нежели русских. В русской традиции козья маска не могла сравниться по частотности с другими популярными зооморфными персонажами ряженья — медведем, петухом, журавлем, лошадью — и занимала, скорее, периферийное положение, локализуясь в средней полосе. Согласно одной из точек зрения, эта особенность была связана с той малозначительной ролью, которая принадлежала мелкому рогатому скоту в северных крестьянских хозяйствах, где главными оставались конь и коровы. Однако случаи появления ряженой козы все же отмечались на обширнейшей территории Русского Севера: от Архангельской до Вологодской и Новгородской губерний.

Достаточно монолитный ареал бытования рождественско-новогоднего обряда «вождения козы» в конце XIX — начале XX века составляло Полесье.

Кстати, на Украине «Вождение козы» сейчас даже записали в некий фольклорный народный жанр и называют народной драмой. Вот ссылка. Народная драма Вождение Козы

В славянских культурах коза нередко выступает символом плодородия, богатства . Другая сторона облика козы в народных верованиях — ее связь с нечистой силой, чему немало способствует ее внешний облик — наличие острых рогов.

Ядром обряда «Вождение козы» являлось исполнение песни “Где коза ходит, там жито родит…” с припевом “О-го-го, коза”, где в гиперболизированных образах рисуется будущий урожай (“где коза рогом — там жито стогом”, “где коза хвостом — там жито кустом” и т. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив подарки она «воскресала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

Атрибуты ряженой «козы» — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Поляки к бороде привешивали колокольчик. У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя.


Михал Эльвиро Андриолли. «Вождение козы в барском имении». Западная Белоруссия, XIX век.


Шамота С. «Рождество. Вождение козла по польской деревне». Рисунок из журнала Всемирная иллюстрация 1882 г.


Участники колядного обрядового действа с ряженой козой на Бобруйщине в 1915 году. Этнографическая экспедиция Николая Евреинова в Белоруссию.


Л. С. Ленчевский и Т. Н. Сафоновский. Рисунок к этнографическому описанию обряда «Коза» 1926 г. (с. Кунча, окр. г. Шепетовка, Украина).


Ряженые. Святочное вождение «Козы». Ст-ца Анастасиевская, Краснодарский край. Фото, 1989 г.


Атрибуты колядных празднеств у белорусов «Коза» и маска колядовщика. Экспозиция Музея народной архитектуры и быта Республики Беларусь Фото С. Ермакова 2007 г.


Обряд «Вождения козы» на Украине


Театрализованное представление в Музее Ивана Гончара, Киев


Обряд «Вождение козы». Обложка альбома «Песни и обряды черноморских казаков Станица Анастасиевская Краснодарского края»

Ну и, наконец, творчество современных художников. Всех коз собирать не стала, только тех, где похоже на «Вождение козы»


Сулин Сергей Игоревич «Ряженые» 2010 г.


Павлова Мария Станиславовна. «Встреча с ряженым». 2010-е гг.


Павлова Мария Станиславовна. «Ряженые». 2010-е гг.


Павлова Мария Станиславовна «Зимний праздник» 2010 гг.


Добровецкая Ирина Михайловна «Коляда» 2016 г.

В заключение этого поста развею миф, постоянно кочующий в интернете, что коза была таким необыкновенно важным ряженым на Святки, что без нее никто и никуда колядовать не ходил, в честь козы даже русское рождественское печенье назвали — козули.


Архангельские козули

Сценарий к Рождеству: «Рождественские колядки»

Цель: Создание социальной ситуации развития у детей представлений о праздновании Рождества в России.

Задачи:

  • Приобщать детей к малым формам русского фольклора: песням-колядкам, приметам, загадкам, играм.
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, уважение к культуре русского народа.
  • Способствовать развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Действующие лица:

  • 1 колядовщик — взрослый
  • 2 колядовщик — взрослый
  • Хозяйка — взрослый
  • Баба Яга — взрослый
  • Медведь — ребёнок
  • Коза — ребёнок
  • Ряженые — дети подготовительной группы

Оборудование: Экран, проектор, презентация; ширма, оформленная в виде русской избы; русская печь, корзина с капсулами от киндер-сюрпризов, метла, мешочки с крупой, шест с Рождественской звездой.

Ход мероприятия

У центральной стены декорация русской избы. Зрители входят в зал. Звучит фоном русская народная песня «Зимушка — сударушка».

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Все вы прекрасно знаете, что мы с вами живём в большой и многонациональной стране – России. Государственным языком является русский язык.

Культура русского народа, её обычаи, верования и обряды складывались тысячелетиями. Но в наш время, когда многое утеряно, позабыто, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Вы можете помочь нам, взрослым, сохранять, беречь наши обычаи, традиции. Ведь из этого и состоит наша великая русская культура.

Совсем недавно отмечался один из самых светлых христианских праздников – Рождество Христово. С Рождением Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя мира ведётся наше летоисчисление – 2017 год от Рождества Христова. А на небе появилась, зажглась Вифлеемская звезда. (Показ слайдов №1, №2)

В церквях в вечерние часы шла торжественная служба. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. День, предшествующий празднику Рождества именуется Сочельником. С ним связано множество разнообразных примет и поверий:

Если небо усыпано звёздами – ожидай много грибов и ягод, богатого приплода скота. (Показ слайда №3)

Если иней на деревьях – к обильным хлебам. (Показ слайда №4, №5)

Дни после Рождества Христова до Крещения (19 января) называются святками, т.е. святыми днями. Они праздновались широко и весело. В это время существовал обычай рядиться, гадать, вертеп представлять. Вертеп – ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Люди двигали фигурки и разыгрывали сценки Рождения Христа. (Показ слайдов №6, №7, №8, №9, №10).

А что вы знаете о святках?

Дети читают стихи.

Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.

Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорной группы»Бяседа». За дверью слышится шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проёме появляется голова Козы – блеянием она приветствует гостей. В зал входит процессия – её возглавляют колядовщики, коза, замыкает шествие медведь. Процессия становится полукругом, лицом к зрителям.

1 колядов:

Здравствуйте, люди добрые!
С Новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были, много лет чтоб жили!

2 колядов:

Ой, ребята, нынче Святки,
Не пойти ль нам на Колядки?
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.

1 колядов:

По деревне всей пройдём
Коляду-овсень споём!

Ой, Колядка, Коляда, золотая голова!
Приходила Коляда – всем добра вам принесла!

2 колядов: С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с Козой…

Коза (стучит копытцем) Ме-е-е-е!

1 колядов: С медведем…

Медведь (мотает головой) Р-р-р-р-р!

2 колядов: Со звездой, месяцем и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли и здоровья им желали.

Кодядовщики подходят к избе.

1колядов:

Выходи, хозяйка,
Принимай гостей со всех волостей!

2 колядов:

Эти гости нечастые,
Один денёк в один годок.

1 колядов:

Что хозяйка наварила,
Что родима напекла?
Выноси-ка поскорей-
Не морозь-ка ты детей

Вместе:

У нас чёботы худые (выставляют ногу вперёд на пятку)
У нас ножки-то зябнут.
У нас рукавички дырявы…(жалобно)
У нас ручки-то зябнут. (показывают руки в рукавицах)
И тулуп-то короток… (ударяя себя в грудь)
Колядовщик передрог! (обнимают себя двумя руками, «ёжась» от холода)

Хозяйка:

Пожалуйте, гости дорогие!
Дом мой просторный,
Щи мои жирны,
Сдобны лепёшки не лезут в окошки.

2 колядов:

Слышишь ли, хозяюшка,
Тебе песню поём,
Твоим деткам честь воздаём!
Мы хотим от вас даров,-
Хоть немножко пирогов.

Все поют колядку.

Хозяйка:

Сначала загадки отведайте, а потом и лепёшкой обедайте!
Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)
Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)
Не бриллиант, а светится. (Лёд)

Затем Хозяйка проводит аттракцион «Найди пару»: на полу беспорядочно раскладывают варежки – по команде дети должны найти среди них две одинаковые. Ребёнок, оставшийся с одной варежкой выполняет задание Хозяйки.

Появляется Баба Яга на метле.

Баба Яга: Здравствуй, Марья свет Ивановна! С Рождеством тебя и с Новым годом!

Богатства тебе немеренного,
Серебра – несчитанного,
Мужа тебе – красавца невиданного.

Хозяйка: Отчего ты такая добрая стала?

Баба Яга:

Да вот печку топила,
Кашу варила,
С печки упала,
Ножку сломала
Вот и подобрела.

Хозяйка: А вот мы сейчас посмотрим, какая ты добрая на самом деле.

Игра «Бабка Ёжка» Дети водят хоровод вокруг Бабы Яги, после их слов Баба Яга пытается метлой осалить кого-нибудь из ребят.

Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала – ножку сломала,
А потом и говорит у меня нога болит.

Хозяйка:

Ладно, Бабуля-Ягуля, не серчай,
Ты нам лучше погадай!

Баба Яга выносит корзину, внутри которой находятся капсулы от шоколадных киндер-сюрпризов.

Баба Яга:

Кому вынется – тому сбудется,
Кому сбудется – не забудется.

(Каждый из детей достаёт свой сюрприз и раскрывает его.)

  • Ниточка – того ждёт в этом году путешествие.
  • Кусочек ваты – ждёт мягкая, тёплая жизнь.
  • Пуговичка – предстоит красивая обновка.
  • Зёрнышко – достаток, вкусная еда.
  • Монетка – богатая жизнь
  • Кусочек спички – крепкое здоровье, не будешь болеть.
  • Конфета – сладкая жизнь.

После она улетает.

Хозяйка:

С Рождеством всех поздравляю
Угощенье вам вручаю (Раздача сладостей детям.)
А вам гости, дорогие
Подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай, не простой да длиннай!
Делали сами.

Дети: Вот этими руками!

(Показывают ладошки зрителям, дети дарят печенье-козульки.)

Колядовщики: Молодцы, ребята! Дальше в путь пора! Праздник не кончается, а всю неделю продолжается!

Сеем, веем, повеваем
И хозяев поздравляем.
Много лет, здоровья вам:
И большим, и малышам!

(Обсыпают всех пшеном, приглашают всех детей по своим возрастным группам колядовать по всему детскому саду: младшие группы, кабинеты педагогов и сотрудников ДОУ.)

Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector