0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи которые написал ломоносов

Ломоносов Михаил

О классике

Ломоносов Михаил
Годы жизни: 19.11.1711 — 15.04.1765

Биография

Хотя Михаил Ломоносов стихи писал немало, он, конечно, не просто классик русской литературы. Пожалуй, Ломоносов является одной из самых значительных фигур в истории России вообще. Одно перечисление сфер деятельности Ломоносова займёт много времени: естествоиспытатель, физик, химик, астроном, географ, геолог, металлург, художник, историк. И, конечно, поэт – причём не просто поэт, а один из демиургов русской поэзии и литературы, стоявший у истоков русского литературного языка как такового.

Немногие люди сделали для страны так много, как Ломоносов. По широте деятельности его можно сравнить вообще мало с кем даже в мировой истории – разве что с Леонардо да Винчи. Но здесь мы будем говорить, конечно, в основном о его литературной деятельности. Стихи Михаила Ломоносова – это прекрасный пример классицизма, но важны не только сами его произведения. Ломоносов, к примеру, создал некоторые классические размеры стихов, его поэтическая теория долгое время воспринималась русским поэтами, как образец. Прожил Михаил Ломоносов сравнительно недолго – 53 года, скончался в Санкт-Петербурге 4 (15 по новому стилю) апреля 1765 года.

Детство, юность и образование Ломоносова

Михаил Ломоносов по национальности – помор (если об этой этнической группе можно так говорить). Он родился 8 (19 по новому стилю) ноября 1711 года в деревне, находившейся в Архангельской губернии. Семья была по местным меркам зажиточной, но, конечно, отнюдь не образованной. Грамоте он обучился в местной церкви, а в 1730 году, чувствуя потребность в совсем другой жизни, предпринял свой знаменитый поход в Москву с рыбным караваном.

Выдав себя за дворянина, Ломоносов сначала получил богословское образование, в Московской славяно-греко-латинской академии – первом российском высшем учебном заведении. Недолгое время он проучился также в Киеве, но в 1735 году отправился в Петербург, где поступил в университет при Академии Наук. В 1736-1740 годах Ломоносов обучался за границей, куда его отправили в числе 12 самых способных студентов.

Научная и литературная деятельность Ломоносова

Михаил Ломоносов стихи, конечно, главным делом своей жизни никогда не считал – их сочинение было лишь одной из многочисленных граней его всеобъемлющей одарённости.

Вернувшись в Россию в 1740 году, Ломоносов развернул чрезвычайно широкую деятельность практически во всех востребованных науках. Его сил хватило и на то, чтобы стать в 1745 году профессором химии, и на новаторские физические опыты, и на открытие атмосферы Венеры, и на написание исторических трудов, и на разработку педагогической методики, и на массу другой научной и образовательной деятельности – одно её простое перечисление заняло бы весь объём этого текста.

Стихи Михаила Ломоносова – это в первую очередь оды, заложившие, наряду с произведениями Гавриила Державина, основу для возникновения русской поэзии – ведь до второй половины XVIII века её просто не существовало в том виде, в котором мы к ней привыкли. Однако он также писал поэмы, занимался переводами иностранных авторов – тоже одним из первых.

Многое он сделал для поэзии и на теоретическом поле. Ломоносов создал знаменитую стилистическую классификацию – «Учение о трёх стилях», внедрил силлабо-тоническое стихосложение, четырёхстопный ямб. Первая русская хрестоматия мировой литературы – также его творение. Многие строки из стихов Ломоносова стали в русском языке крылатыми фразами.

Читать еще:  Хлебников стихи которые легко учатся

Переоценить творческое и научное наследие Ломоносова поистине невозможно. Впрочем, при жизни отношение к нему коллег было разным – к примеру, Александр Сумароков, ещё один из плеяды основателей русской литературы, на его смерть отозвался так: «Угомонился дурак, и не будет более шуметь». Но мнения могут быть разные, в то время как история многое ставит на свои места. С позиций сегодняшнего дня мы можем смело говорить о Михаиле Ломоносове как о величайшем деятеле России.

Русская поэзия XVIII века

В книгу включены избранные стихотворения русских поэтов XVIII века: А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, Г. Державина и др. Для среднего и старшего школьного возраста.

Оглавление

  • Русская поэзия XVIII века
  • Антиох Кантемир. (1708–1744)
  • Василий Тредиаковский. (1703–1769)
  • Михаил Ломоносов. (1711–1765)
  • Александр Сумароков. (1717–1774)

Из серии: Школьная библиотека (Детская литература)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская поэзия XVIII века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. Ломоносов помогал отцу и выходил с ним на небольшом судне в океан. Уже в детские годы он выучился грамоте, мог читать и писать. В декабре 1730 года без ведома отца ушел в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьяне не получали в нее доступа, но Ломоносов скрыл свое «низкое» происхождение. За пять лет он прошел восьмилетний курс обучения, овладел латынью и успешно усвоил другие науки. Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, он был в 1736 году послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков. В июне 1741 года он вернулся в Петербург.

С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. В 1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. Диапазон исследований ученого необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Впрочем, он сам был, по глубокому и верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом». Действительно, Ломоносову присущ поистине энциклопедический размах. «Этот знаменитый ученый, — писал Герцен, — был типом русского человека как по своему энциклопедизму, так и по остроте своего понимания».

Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Многостороннее дарование Ломоносова проявилось в этих областях с исключительной силой и подлинным новаторством. Ученый стремился проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихотворства. Еще в 1736 году он приобрел трактат теоретика русского стиха В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», который его чрезвычайно заинтересовал.

В Германии Ломоносов написал возражение Тредиаковскому и отослал в Петербург вместе с одой «На взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) Ломоносов смело распространил тонический принцип на все русское стихосложение (Тредиаковский считал, что можно пользоваться только двустопными стихами, главным образом хореическими). Ломоносов блестяще показал выразительные возможности ямба и умело применил сочетание мужских и женских рифм, тогда как Тредиаковский настаивал на употреблении одних женских рифм. Использовал Ломоносов и дактилические рифмы. Он хотел дать простор русскому стиху.

Читать еще:  Стихи про друзей которых нет в живых

В 1758 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». В основу реформы литературного языка Ломоносов положил общенациональный язык. В русском языке, согласно его мнению, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковно-славянского и русского языка, ко второму — знакомые по книгам и понятные церковно-славянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему — чисто русские слова, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили слова простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковно-славянские слова и вульгаризмы. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» — церковно-славянские слова и русские, «средний» — русские слова с небольшой примесью церковно-славянских, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских.

Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» — героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни.

Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения отвечали культурным потребностям нации. Для выражения значительного общественного содержания были необходимы новые литературные жанры, и Ломоносов открывал перед поэзией широкие художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для послепетровской эпохи, в которую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.

Главной преобразовательной силой Ломоносов считал человеческий разум, которому все подвластно. Поэт, в представлении Ломоносова, не может ограничиться воспеванием одних лишь интимных движений человеческого сердца, его должны волновать и одушевлять события, имеющие важное значение для всего государства, всей страны.

Тема могущества и величия России, патриотический пафос «пользы общества» сочетались в поэзии Ломоносова с прославлением Петра I как просвещенного государя. Основной лирический тон его произведений — торжественный. Наиболее достойным жанром для громкого, публичного выражения чувства национальной гордости «сынов российских», отстоявших независимость родины от внешних врагов и в наступившем «покое» устремленных к просвещению, стала торжественная ода. Хотя Ломоносов писал и трагедии («Тамира и Селим», «Демофонт»), и героические поэмы («Петр Великий»), и идиллии («Полидор»), именно ода — похвальная и духовная — была главным лирическим жанром в его творчестве. Близки к ней короткие похвальные надписи.

Похвальные оды слагались поэтом на торжественные случаи придворной жизни. Однако традиционная форма похвалы монархам не мешала поэту развивать свои любимые темы. Поэт не искал монарших милостей, чинов, наград; лесть была ему чужда. Похвала в его одах наполнялась новым содержанием и не столько утверждала идиллическую картину благоденствия русской нации, сколько звала к новым преобразованиям в духе Петровых дел. Прогресс страны, развитие наук, распространение просвещения, рост промышленности, по мнению поэта, сделают Россию могущественной и счастливой.

Читать еще:  Я так счастлива что ты у меня есть стихи

Именно поэтому похвальная ода под пером Ломоносова не стала «должностным жанром».

Мысль поэта, вовлекая в свой поток разнообразие исторических имен, античных и библейских ассоциаций, полна стремительного движения, не знающего временных и пространственных преград. Она как бы «парит» надо всем миром и легко выхватывает из мировой истории все, что способно в данную минуту убедить, взволновать, восхитить яркостью события.

Поскольку основной тон оды — восторг, а выразителем его является автор, то он же выступает и объединяющим эмоциональным началом, придающим торжественности, монументальности, пышности оды страстность, большой подъем. Это «парение мысли» и эмоциональность составляют одну из характернейших особенностей ломоносовской хвалебной оды.

Духовные оды создавались как философские произведения. Не религиозным содержанием наполнял их Ломоносов, он использовал сюжеты псалмов для выражения философских размышлений, чувств общественного и даже личного характера. В жизни ему приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками (это стало содержанием, например, сатирического «Гимна Бороде»). Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы: несовершенство человеческого общества, одиночество самого поэта и человека вообще во враждебном ему мире и величие природы, которым поэт не только восхищен, но перед которым испытывает «священный ужас».

Однако в духе века Просвещения Ломоносов изображает человека не бессильным созерцателем, подавленным и сникшим, а разумным, мыслящим существом, способным проникнуть в тайны природы.

Могущество светлого разума несомненно для Ломоносова и в будущем, и в живой современности. До конца своих дней (умер он в Петербурге, в 1765 году) поэт не уставал ратовать за идеи просвещения. Ученый посвящал вдохновенные поэтические произведения успехам отечественной и мировой науки. Неподдельная радость и гордость искрится в «Письме о пользе Стекла», в котором гений человека является свидетельством победы науки над невежеством и темнотой. Не сухой трактат о свойствах стекла, а волнение поэта-ученого воплощают строки этого произведения. Ломоносов передает пафос научных открытий и восхищение их практическими результатами. Его интересует не только изложение научных теорий, но и поэтическая сторона науки — вдохновенное творчество и полет фантазии.

Подлинным мастером Ломоносов предстал и в других — «средних» и «низших» — жанрах. Его перу принадлежат анакреонтические стихотворения, басни. Ломоносову-поэту были доступны формы «легкой» поэзии, ее стиль, пластика и неподдельная искренность чувства. В программном стихотворении «Разговор с Анакреоном» он выступает своеобразным, тонким лириком, достигает подлинности выражения личных переживаний, хотя анакреонтические мотивы не стали ведущими в его творчестве.

Поэзия Ломоносова, как и его научная, в том числе филологическая, деятельность, стала продолжением национальной политики Петра I, направившего страну по пути просвещения и прогресса. Пафос строительства запечатлелся в громозвучных песнопениях Ломоносова, лира которого, по словам П. А. Вяземского, «была отголоском полтавских пушек». Убежденный и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.

Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния 51]

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector