0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи которые рифмуются

Красивые стихи с рифмой

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи — Красивый стих для молодой мамы

Лето. Звездная поляна
В небе темно-голубом,
Вместе с теплыми ветрами
Луна светит серебром.

Ты не спишь, проводишь ночку
Глядя на свою любовь,
На красивого сыночка,
Что проснулся сейчас вновь.

Смотрит милый ангелочек
В твои сонные глаза,
Словно что-то молвить хочет,
Иль о чем-то рассказать.

«Мама, мама как же сладко
Хочется тебя обнять,
Прислониться к щечке мягкой,
На твоих руках поспать»

И ты тихо споешь песню,
К груди нежно так прижав,
Чтобы крепким.

Стихи — Красивый стих о любви ничего личного

Я люблю тебя мой желанный,
Самый милый мне и родной,
Счастья лучик мой долгожданный.
Что в окошко впорхнул весной.

Пусть не каждому ты понятен,
И бываешь порою не прост.
Мне так важно чтоб был ты рядом.
Без подарков, без денег, роз.

Для меня нет в корысти счастья,
Нежный взгляд -это лучший дар,
Может, кто-то в корысти счастлив.
Я же рада простым словам.

Но слова эти столько значат.
Их значимости не объять.
Я люблю тебя милый мальчик!
И я счастлива это знать.

Стихи — Красивые стихи про осенние цветы

Автор: Нина Михайлова-Коликова

Хотя осенние цветы
Скромны и не благоухают,
Они хранят тепло весны
И их морозы не пугают.

В них есть и нежность, и краса,
И тайны Матушки-Природы.
Вглядись поглубже в их глаза-
Закаты есть и есть восходы.

Цветы живые — их не рви,
Не затопчи, пройдясь ногами.
Как можно дольше сбереги,
Укрой от холода ночами.

Ведь за загубленным цветком
Наступит пустота и. холод.
Не пожалеть чтобы потом,
Не испытать душевный голод!

Стихи — Красивые стихи про гроздь калины

Подруга Осень ноябрём закрыла
Свой яркий разноцветный карнавал.
Калина гроздья красные раскрыла.
Их сластью терпкой холод пропитал.

Как капли крови ягоды на ветке,
Прихвачены морозцем-леденцом.
Калина — символ девственной невесты —
Колышется тихонько под окном.

Внутри у ягоды живёт сердечко.
Вся сила жизни — по легенде — в нём!
Им девушки гадали на колечко,
Чтобы к Весне быть каждой с женихом.

Ты знаком нравственности и порядка
В обрядах свадебных всегда была.

Стихи — Красивые стихи о калине

Автор: Лариса Зубаненко

Зацвела калина у меня в садочке,
Как невеста заплела белые веночки,
Небу улыбалась, ветками качала,
Птица-верещунья счастье обещала.

Время мимоходом лепестки роняет,
Белыми цветами землю устилает.
Не грустит калина, летними дождями
Все тревоги смоет, унесёт ветрами.

Солнце — на закате, осень дышит близко.
У калины красной ветки гнутся низко…
Птица-верещунья где теперь летает?
И кому о счастье песни напевает?

Ночи всё длиннее, всё.

Стихи — Красивые стихи о перелетных птицах

Автор: Василий Пузырёв

Цветной наряд примерили леса,
Так осенью всегда у нас бывает.
Мы в это время слышим голоса
Гусей, что на зимовку улетают.

Не ведая запретов и границ,
Они по осени полмира пролетают,
На языке своём печально окликают
Людей из малых деревенек и столиц.

Летят они из века в век,
За осенью вдогонку поспешают,
Вернутся ли весною все, кто знает,
На берега родных озёр, морей и рек.

Я им желаю доброго пути,
Пускай сквозь бурю и шторма.

Стихи — Красивые стихи про морозное утро

Автор: Нотик Родная

Посеребрил мороз деревьев ветви,
Нарисовав узоры сказочной красы,
А солнышко позолотило ярким светом
свисающие пряди у берёзкиной косы.

И заиграло свежестью и чистотой
Морозным утром этим всё вокруг,
Неописуемою нежной красотой
Природа как-то нам предстала вдруг!

А в золотистых солнечных лучах,
Как на хрустальных веточках калины
Уселась стайка ярко-красных птах,
Как гроздья алые висят среди долины.

Уселись яркой стайкой снегири,
Перекликались радостно и.

Стихи — Красивые стихи про уходящее лето

Автор: Максимова Екатерина Михайловна

Отзвенело солнечное лето

Солнце машет радужным крылом,
С отблеском прощального привета.
Вот и отзвенело, отцвело,
Красное и солнечное лето.

Мне сегодня грустно на душе,
Оттого, что песнь моя не спета.
Но совсем не жалко, что уже,
Отзвенело солнечное лето.

Я люблю осенние леса,
Выцветшую, старую бетонку.
Праздные, лесные голоса,
Медленно плывущие вдогонку.

Солнце машет радужным крылом,
С отблеском прощального привета.
Вот и отзвенело.

Стихи — Красивые стихи про саксофон

Автор: Мельников И.

Переливными струями хриплыми

Переливными струями хриплыми
Поливал саксофон небеса,
И в чертогах небесной обители
Ярче слышались их голоса.

В обрамлении таинства вечности,
Тишины запредельных высот
Звуки брызгали гранями млечными
Украшая собой небосвод.

Тишина, упоенная истиной,
В голосах обретала покой,
Становилась все глубже, таинственней,
Осязаемою тишиной.

Расплываясь задумчивой нежностью,
Заполняя собой небосклон,
Орошая безмолвие свежестью
О.

Стихи — Красивые стихи о зимней любви

Автор: Б. Дубровин

Моей любви негромкие слова

Представь себе: такое вдруг случается,
Чему поверить можно лишь едва.
Представь себе: в снежинки превращаются
В моей любви негромкие слова.

И уплывут снежинки эти чистые,
В них растворится неба синева.
И заблестят капелью золотистою
Моей любви негромкие слова.

Они в саду прикинутся черешнями,
Прошепчет им доверчиво листва.
И зазвучат слышнее грома вешнего
Моей любви негромкие слова.

Рифмы к словам

Rifma-rifma.ru — большой бесплатный словарь рифм русского языка.

Узнать рифмы к слову на букву:

Рифмы в силлабо-тоническом стихосложении

Распространено мнение, что создать стихотворение легко: достаточно подобрать рифмы. Это одно из самых невежественных заблуждений, поскольку инструментарий поэта состоит не только из рифмы, но из стихотворного размера, звукописи, фигур речи и тропов, не говоря уже о приемах построения фабулы стихотворения и иных синтаксических явлениях (к примеру, цезура).

Сразу нужно обратить внимание: рифма, как, впрочем, и размер, не является обязательным элементов поэтического текста, чему примером являются белые стихи и верлибры. Тем не менее она особенно характера для русского фольклора, где использовалась и используется по сей день в виде, как правило, глагольных созвучий: пришел – нашел. Именно фольклорное начало русскоязычной рифмы определило ее дальнейшее распространение в поэтическом творчестве наших соотечественников.

Также необходимо отметить, что рифма присуща в первую очередь поэтическим произведениям, к которым относятся даже рифмованные рекламные слоганы и тексты столь популярных рэп-исполнителей. Сейчас именно в поэзии она закрепилась почти как неизбежный элемент стиха. Раньше же созвучия применялись даже в политических и научных трактах – для предания слогу восторженности и выделения особо важных частей текста.

Что называется рифмой

Рифмой принято обозначать созвучие в словах; как правило, в конце слова. Классическим примером рифмы, который распространён в представлениях обыкновенных людей, является клаузула – последний ударный слог в строке со всеми последующими за ним безударными слогами и согласными звуками. К примеру: подгоняем – лаем; здесь ударение в обоих слова падает на предпоследний слог, поэтому рифма будет в клаузуле -яем – -аем.

Итак, рифма — это созвучие. Но обязательно ли она должна быть в конце стиха (стих, грубо говоря, – одна строка стихотворения)? И можно ли пару немое – ярмо и (Бродский) считать рифмой? Об этом можно будет говорить после углубления в природу созвучия, но прежде нужно ознакомиться с его основами.

Основные виды рифмы

Принципиальная классификация клаузул в стиховедении производится по месту постановки в них ударения:

  • Мужская рифма. Ударение падает на самый последний слог в стихе: носки – пески.
  • Женская рифма. Ударение ставится на предпоследний слог клаузулы: важный – дважды. В 18 века, когда русское стихосложение зарождалось и претерпевало бурное развитие, считалось, что именно женская рифмовка способна выразить всю красоту русского языка. Уже 19-й век сполна опроверг это утверждение, а модернисты уж и вовсе не оставили от него никакого основания.
  • Дактилическая рифма. Здесь интонационный акцент располагается на третьем слоге с конца клаузулы: наличные – отлично им (это составная клаузула – усложненный вариант обыкновенной; об этом ниже).
  • Гипердактилическая. Ударение, соответственно, падает на четвертый слог с конца. Данная клаузула весьма редко используется в поэзии, так как такие слова не только сложно подобрать для стихотворения автору, но и непросто произнести читателю. В относительно большом количестве они представлены в поэзии В. Брюсова. Пример, хоть и банальный: стропальщики – клепальщики.

В русской системе стихосложения возможна постановка ударения до девятого слога с конца слова. Такие рифмы нигде не используется, но термин для них все же существует – супергипердактилические клаузулы – так принято называть все типы рифмовок, идущие после гипердактилических.

Звучание и ощущение рифмы

Поскольку рифма – явление в первую очередь музыкальное, то и воспринимать ее следует лишь на слух. Именно по этой причине у большого поэта – хороший слух. Это уже несколько углубленное понимание созвучия: так чем же отличается вышеописанная пара немое – ярмо и от, скажем, пары снега – нега?
Для звуковой характеристики рифмы так же существует отдельная классификация. Важно отметить, что каждый пример созвучия невероятно индивидуален. Слова сложно поддаются строгой классификации, а спорных моментов при анализе звучания рифмы в определенном стихотворении может возникать достаточно много.

  • Богатая клаузула. Совпадает не только ударный слог, но и слоги после или (и) до него. Здесь важна роль даже согласных звуков (именно звуков, а не букв, поскольку последние никак не звучат, а на слух воспринимаются именно первые): черта – верста; в данном примере звуки второго слова разбавляются согласным «с», из-за чего это созвучие можно назвать богатым лишь за счет совпадения обоих слогов. В эту группу относится вторая представленная пара: снега – нега.
  • Бедная клаузула. Для этой группы характерно совпадение лишь ударного слога. Сюда относится первая пара: немое – ярмо и, поскольку совпадает только ударный слог, а слоги до и после него выражены разными звуками. Данные клаузулы существенное увеличивают пространства для стилистических и фабульных маневров автора, так как таких рифмовок можно подобрать намного больше, чем богатых. Ещё один плюс данной группы созвучий – оригинальность звучания хорошо подобранной неточной рифмы, что свежо для слуха даже искушённого читателя и критика: нацелясь – Венецуэле (Маяковский).
  • Точное созвучие. Распространённый тип звучания в 19-ом веке. Рифмы при точном созвучии должны быть максимально похожи друг на друга как ударными слогами, так и опорными. Большинство богатых клаузул является сразу и точными. Пример: дол – шел.
  • Неточное созвучие. Данная категория созвучий начала вытеснять точные рифмы, которые были эталоном стихосложения 19-го века, в эпоху модернизма в литературе – в 20-ом веке. Особенно ярко данная группа клаузул представлена в творчества В. Маяковского (с его любимыми составными рифмами): бумаги я – магия, фитиль – летит, тариф – рифм. При плохом произношении или не очень чутком слухе эти созвучия можно вовсе не заметить, но если автор умело использует неточные рифмы, то его поэзия обогатится необычными звучаниями.

Клаузульная схема и рифмы в твердых формах

Наверняка каждый читатель помнит хоть какие-то четверостишия из школьной программы по литературе. Но куда меньшее их число знает, что четверостишие – это классическая твердая поэтическая форма – катрен:

Читать еще:  Стихи о родителях которые умерли

Глубокий взор вперив на камень,
Художник нимфу в нем прозрел,
И пробежал по жилам пламень,
И к ней он сердцем полетел.
(Баратынский)

Клаузульная схема – какая строка с какой рифмуется – в катрене может быть представлена в трех вариациях, которые стали самыми распространёнными схемами расположения созвучий в мировой поэзии 19-20 века.

  • Перекрестная рифмовка. Схема: abab (одинаковые буквы обозначают одну и ту же клаузулу): камень – прозрел – пламень — полетел. Этот тип расположения клаузул можно назвать самым популярным как у начинающих поэтов (из-за легкости составления), так и у маститых авторов (из-за приверженности классическим формам).
  • Парная рифмовка. Схема: aabb: камень – пламень – прозрел — полетел. Самый редкий тип расположения клаузул из всех трех представленных, так как между стихами не создается расстояния, куда можно вклинить ещё одну или несколько рифм. Но для длинных стихов (строк) это самая подходящая схема.
  • Опоясывающая рифмовка. Схема: abba: камень – прозрел – полетел — пламень. Эта схема требует от автора уже некоторого уровня мастерства и хорошего слуха, так как первая рифма может потеряться через две строки с иной клаузулой, поэтому поэту нужно несколько раз проговорить написанное вслух.

Так же известная всем со школы онегинская строфа – тоже твердая поэтическая форма. Твердость формы заключается в том, что она имеет собственную клаузульную схему, а порой даже и требует использование определенного стихотворного размера (как с классическим итальянским сонетом или александрийским стихом). Онегинская строфа подчинена автором строгому расположения клаузул, схема которого такова (Прописными буквами принято обозначать женские рифмы, строчными – мужские): AbAb CCdd EffE gg.

Поэт, исходя из своего опыта, уровня владения языком и стилистическими приемами, стихотворными размерами, тропами и фигурами речи, может варьировать даже в рамках одного произведения несколько типов рифмовок, не замыкаясь в рамках определенного твердого размера, и даже придумать свою собственную.

Некоторые другие виды рифмы

Накопив багаж как теоретических, так и практических знаний об основных видах клаузул и способах их размещения в стихотворении, поэт может повысить уровень владения поэтическим языком, начав использовать описанные ниже типы созвучия.

  • Составные рифмы. Столь любимый тип созвучия Владимиром Маяковским заслужено считается одним из самых оригинальных способов рифмовки, поскольку сочетает разные части речи: например, частицу и наречие: патоки – опять-таки (Бродский).
  • Омонимические рифмы. Для клаузул здесь используются омонимы – слова с разным значением, но одинаковые по произношению и написанию. Пример: (в уши) рок – (в судьбы) рок.
  • Каламбурная рифма. То же самое, только вместо омонимов – каламбуры. Пример: шли девицы ночью в сад, / Словно с них писал де Сад.
  • Внутренняя рифма. Это уже кардинально новый тип созвучия, поскольку он не является клаузулой – не завершает строку, а находится примерно в ее середине. Важно, чтобы при таком расположении созвучия был правильно построен размер, иначе стихотворение можно будет просто разбить в месте внутренней рифмы на ещё одну строку. Пример: над тобой, над малой речкой, / Над водой, чей путь далёк. (Твардовский) В примере слово «тобой» рифмуется с «водой».
  • Двойная внутренняя рифма. В данной вариации вышеописанного созвучия рифмуются слова в одной строке, а клаузулы, соединяющие разные строки, при этом могут отсутствовать вовсе, как в верлибре или белом стихе. Например: В последний раз ты за своим столом, в последний раз ты возвратился в дом, / В последний раз пирог несет жена, в стакане поперек отражена (Евгений Рейн). В данном примере клаузулы как таковой нет. Но вот в этих строках (тоже Евгений Рейн) представлена уже и внутренняя рифма, и клаузула: Под куполом вьется Спаситель в сандалях и робе своей, / Спаситель, который насытил своих сокрушенных детей.
  • Эхо-рифма. В строке повторяется некоторая часть клаузулы той строки, с которой она рифмуется, благодаря чему создается эффект эха. Например: Ну-ка, держись, мировые Детройты! / …Ой, ты! (А. Безыменский).
  • Панторифма. Один из самых эффектных видов созвучия, при котором рифмуются не конечные части стиха (клаузулы), а любое число слов между (и внутри) двумя и большим количеством строк. Иначе говоря, при таком созвучии в строках содержатся как внутренние, так и клаузульные рифмы, которые могут располагаться в абсолютно ненормированном порядке. Эта рифма – элемент комбинаторной поэтики и модернистских направлений творчества, поэтому в классических произведениях примеры панторифмы найти не удастся. Однако особенно популярна она стала в среде рэп-исполнителей, где и можно найти хорошие примеры: заскочил погостить, как на юг, да увяз. / Помолчим, раз язык – волапюк, новояз. (Волапюк – белиберда; новояз – официальный язык правящей партии в романе Оруэлла «1984»).

Шпаргалка рифмоплёта

Примечание. По вышеуказанной сноске дано полное содержание статьи с пояснениями. Ниже приводится лишь основное содержание.

Стихи и проза
Чем стихи отличаются от прозы? Только и исключительно своеобразной формой. У прозы, конечно, тоже есть какие-то формы, стили… Но стихи…
Чем определяется форма? В русском стихосложении – размером, ритмом (метром) и рифмой. И ещё – «узором». Дело в том, что автор может комбинировать элементы формы по-разному. И результаты того сто̀ят. Замечу, что самой «элементарной частицей» стихов является слог. Слоги складываются в стопу, стопы – в строку (стих), стихи складываются в строфы. А уже из строф получается стихотворение. Впрочем, бывает и так, что стихи состоят из одной строфы. Ниже я продемонстрирую, что законченное стихотворное произведение может быть построено не просто из двух строк, но даже и из двух слогов.
В стихах не должно быть ничего произвольного! И стиль, и слог, и рифма, и стопа – всё должно быть подчинено единому замыслу.
Можно ли допускать сбои ритма? Разумеется! И размеры можно нарушать. Но при одном условии – отступления от канона должны иметь достаточные основания.
Надобно учесть и следующее: ни единого лишнего слова в строке писать нельзя. Некоторые поэты, пытаясь выдержать ритм и размер, «нашпиговывают» стих словами типа «ведь», «лишь» и тому подобными «украшениями». Не говорю о том, что от этих слов следует отказаться полностью – нет! Они должны быть уместными!

2. Поговорим о рифме
Разумеется, рифма в стихах обязательной и не является. Писать можно и белым стихом. К примеру, «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Или «Песня о Соколе» Горького. Или моё подражание Горькому – « Песня о Змее». Но рифма является украшением. И потому пренебрегать ею не следует.
Понятное дело, можно сделать и «полосатые» стихи: наличие рифмы чередовать в строфе с её отсутствием. Я как-то прежде об этом и не задумывался. И потому у меня таких стихов нет. Пока нет.
Но нельзя писать стихи «в крапинку», не преследуя какие-либо цели. К примеру, вот так.

Да, я – поэт: кропаю строки,
Пишу не складно пусть, но ладно.
Чего потеть? Не на у роке:
Пусть будет так, как полу чилось.

Добротной следует полагать такую рифму, когда созвучным является не просто последний слог, а последний ударный. Отличная рифма – созвучие и последнего ударного слога, и следующих за ним.
Для удобства я выделяю рифмующиеся слоги зелёным фоном, а ударные гласные – красным цветом.
Примеры.
Бритый – принтер. Это – вполне приличная рифма. Не станем обращать внимания на звонкий «Б» и глухой «П». Здесь различие явственно не ощутимо. Лишний гласный «Н» так же является незаметным.
Инквизитор – депозитор. Это – отличная рифма. Замечу: отличная рифма – украшение стихотворения, но необходимостью она не является.
Атропос – антропос. Здесь практически полное совпадение.
Кот – скот. Рифма вполне удачная.
Скот – скотч. Здесь рифма слабая – звонкий звук «Ч» слышен явственно.
Свысока – виска. Рифма вроде и правильная, но согласный «с» во втором слове несколько её портит…
Как Вы уже заметили, последний ударный слог может оказаться последним в строке, но это – вовсе и не обязательно.
Есть ещё некоторые тонкости. Современные критики полагают, что глагольные рифмы не украшают произведение. То же самое касается и однокоренных слов, к примеру: « спорный» и бесспорный». И сие – очевидно. Но поэзия – это искусство! Если однокоренные слова слишком отличаются по смыслу, если глаголы образуют чёткую рифму и не перегружают стихи, то употребление таковых рифм я полагаю вполне допустимым. Но рифмы глагольные с неглагольными всеми признаются вполне приемлемыми.

Нам некуда деваться
От жизненных новаций…

Принято считать, что омонимические и омофонные рифмы стихи не портят. К примеру « спора» (выяснения отношения) и «спора» (микроскопический зачаток растения). Не добавляет красоты и случайный повтор какой-либо рифмы в произведении. К примеру, в одной строфе есть рифма «доска» – «тоска», а в другой – «песка» – «виска». Почему я говорю именно о нежелательности именно случайного вхождения повторной рифмы? Потому что, повторяю, стихосложение – это искусство. И художник может нарушить любые каноны, если тем самым он решает какую-то определённую задачу.
Да, разумеется, надобно обращать внимание не на то, как пишутся рифмующиеся слова, а на то, как они звучат. К примеру, «папараци» – «постараться». Эта рифма является даже более, чем чёткой… То есть, поэт, конечно, должен знать и синтаксис, и грамматику. Но без знания фонетики поэту не обойтись. Да… И ещё надобно обращать внимание на ударение. Мой совет: при малейшем сомнении следует обращаться к словарям и справочникам.
Иногда автор задаёт всем строкам строфы один и тот же размер. Здесь криминала нет. Но в таких случаях возникает искушение рифмовать строки по-разному. Если вот такая форма подчиняется какому-то закону, получается красиво, если системы нет – безобразно…

3. Следующая тема, наверное, размер
Строка состоит из слогов. Количество последних и определяет размер. Обыкновенно рифмующиеся строки совпадают по размеру. Но это – не обязательно. Рассмотрим вот такой пример.

Рыбак рыбака (5)
Опекает слегка… (6)
Подлец подлеца (5)
Не сдаёт до конца! (6)

Как видите, здесь первая строка рифмуется со второй, а третья с четвёртой. А вот размеры… Да, размеры несколько не того. Значит ли сие, что стихи неправильны? Отнюдь! Ведь имеется некоторый «узор». Именно он и важен. Впрочем, экспериментировать на самых первых порах я бы и не советовал. Новации будут хороши только тогда, когда автор уже «чувствует строку».
Вполне понятно, что строка не может быть без слога. А каков минимальный размер строки? Конечно, слог. Вот пример самой короткой «поэмы».

То есть, это – вполне законченное произведение–диалог.
Здесь ещё надобно заметить, что автор волен выбирать тот размер, который ему нравится. Помнить нужно лишь об одном – форма является украшением стихотворения.

4. Ритм (метр)
Вы, конечно, знаете, что под марш идти легче, а под вальс – танцевать. Но то – музыка. А мы говорим о стихах. Есть ли какая-то связь между стихами и музыкой? Разумеется, она есть. В музыке есть целые ноты и дробные. И именно соотношение долгих и кратких звуков и пауз задаёт ритм произведению. В стихах таких возможностей нет. Впрочем, они вовсе и не нужны. «На вооружении» у поэта имеются лишь ударный и безударный слоги. И комбинацией этих слогов задаётся ритм!
Наверное, нет необходимости подчёркивать, что сбой ритма украшением стихотворения не является. Настоящие стихи должны «петься».

Читать еще:  Они читают стихи когда написано

5. Стопа
Мы уже знаем, что есть размер, метр и стих. Теперь выучим новое понятие – стопа. Стопа – это то, что определяет форму строки. А по сути – минимальная конфигурация ударных и безударных слогов (сильных и слабых мест). Рассмотрим хорей (ударение на нечётных слогах).

Кошка завтрак свой умяла
И сказала: «Мяу, мяу»…
А щенок вскочил стремглав
И ответил кошке: «Гав»!

Здесь стопа состоит из двух слогов. Третий и четвёртый слоги – это уже вторая стопа. А всего стоп в каждой строке – четыре. Но стопы вовсе и не обязаны быть «полными». То есть, две первые строки содержат «полные» стопы. И последний ударный слог оказывается предпоследним в строке. Такая рифма называется женской. А вот в третьей и четвёртой строках стопы вроде как «урезаны». И рифмующиеся слоги завершают стихи. Такие рифмы называются мужскими. Что лучше? Человеку, задающему такой вопрос, стихов лучше не писать. Чем меньше ограничений, тем больше возможностей…
Да… кроме мужской и женской рифма может быть ещё и дактилической (последний ударный слог – третий от конца) и даже гипердактилической (последний ударный слог – четвёртый от конца). Но знание мудрёных слов таланта не добавляет. То есть, можно, конечно, выучить кучу мудрёных слов от ямба до амфибрахия, но это знание вовсе и не является необходимым для написания хороших стихов. Признаться, мне никак не удаётся запомнить, какое понятие скрывается за тем или иным именем… И потому – не расстраивайтесь!
Чуть не забыл! Редко, но применяются и четырёхсложные стопы. То есть, стопа состоит из четырёх слогов. А на каком слоге делать ударения, решает автор.

Гляди, летают в небе птички –
Кому не хочется летать?
Полёт – он образ поэтичный
Всегда зовёт в полёт мечта…

Вот такие стопы иной раз и заставляют прибегать к гипердактилическим рифмам. На первый взгляд, они кажутся очень сложными. Но это – только кажется…

6. Строфа
О строфе много говорит, наверное, и не следует. Строфа может состоять из двух и более строк. Единственным требованием является обязательное подобие строф. Впрочем, возможны и комбинации из двух и более строф, но для этого надобно уже иметь достаточный опыт. Примером может служить любая песня с припевом. В частности, у меня.
Если в первой строфе принято рифмовать строки по принципу чётности, то изменять это положение в иной строфе, «потому что так получилось», не следует. И размеры строк произвольно варьировать в строфах нельзя. Ну, и, разумеется, ритм…
Все отклонения от формы привлекают внимание читателя. Если эти отклонения не продиктованы необходимостью подчеркнуть смысл, то чтение становится неприятным…

7. Маленькие хитрости
Обыкновенно в критической и учебной литературе безударный слог обозначается знаком тире, а ударный – знаком косой черты (слэш). И получается наглядная схема. «Распишем» таким образом предпоследний пример.
/ — / — / — / —
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
/ — / — / — /
Может быть, кто-то и пользуется для себя вот таким схематическим изображением для, так сказать, наглядной проверки строки «на вшивость». Мне это кажется очень неудобным. С одной стороны времени это занятие отнимает много, а с другой – кто же исключит ошибку при составлении схемы? Но ведь поэта интересует только результат…
И потому я использую в своей практике самый древний счётный инструмент. То есть, количество слогов посчитать с помощью пальцев вовсе и не сложно. Но при известном навыке можно получить и бо̀льшую отдачу. Я поступаю следующим образом: при произношении слога указательным пальцем правой руки касаюсь очередного пальца левой руки. И обязательно слежу за процессом глазами. То есть, при проверке ямба или хорея обращаю внимание на совпадение ударного слога с чётным или нечётным пальцем.
Если стопа трёхсложная (дактиль, анапест или амфибрахий), то процедура несколько усложняется. Но при определённом навыке проблем и не возникает. Самое главное – «считалочка» всегда с собой. А это – немаловажно. Кто-то может спросить, а что делать, если пальцы закончились? Можно продолжить счёт, вернувшись к «началу». Но я обыкновенно переношу счёт на правую руку. Мне так виднее. Если слогов более десятка, опять обращаюсь к левой руке.
Впрочем, если этот способ кому-то покажется не совсем удобным, возможно сделать более удобное наглядное пособие. Времени это займёт немного, а пользы принесёт немало.
Наверное, Вы заметили, что я ни слова не сказал о собственно языке, на коем Вы собираетесь писать стихи. Что ж, исправляюсь.
Разумеется, для того чтобы верно высказать мысль, надобно знать, понимать и чувствовать язык, коим Вы пользуетесь, знать, понимать и чувствовать логику этого языка, желательно знать, понимать и чувствовать логику.
Ну, да… Читатель может не заметить неверно написанное слово. Но этим злоупотреблять не следует. А вот неверно подобранное слово не заметить просто невозможно. И потому я настоятельно рекомендую Вам пользоваться словарями. Очевидно, основа основ – словарь толковый: использовать термины без осознания понятий, за ними стоящих, не следует. Словарь синонимов помогает подобрать слово, более всего отвечающее Вашим запросам. Ну, и… словарь рифм… Я «откопал» его в сети пару лет назад. И вовсе не считаю зазорным обращаться к нему. И Вам советую открывать его почаще… Желаете скачать? Зайдите на мой сайт.
А, установив, не забывайте переключать программу рифм в инверсионный порядок – в таком случае слова будут выстраиваться не в привычном порядке – по алфавиту с начала слова, а в обратном – с конца.
Нельзя не замолвить несколько слов и о пунктуации. Заходя в гости к постояльцам нашей Избы-читальни, я замечаю буквально поголовную экономию на знаках препинания. Обыкновенно в разговорной речи мы не можем не подчёркивать тоном собственное отношение к тому или иному предмету или действию. То же самое необходимо и в письменной речи. Для поэта самый выразительный знак – тире. Даже и не представляю себе, как можно без него обходиться! Но ведь обходятся же.
От поэта никто не требует придумывать новые слова. Но ведь поэтом создаётся новая фраза! И поэт должен передать читателю не только свои мысли (вербально), но и свои чувства (пунктуационно).
* * *
Разумеется, знания никогда лишними не бывают. Штудирование учебников вреда не принесло никому. Но – мне так кажется! – если некто захочет заняться стихотворчеством на более серьёзном уровне, нужда в книге даст себя знать. Я же предложил «шпаргалку» – то, без чего стихов и не написать…
* * *
[1] В русском стихосложении «приняты на вооружение» силлабо-тонические стихи. А вот Гомер, к примеру, писал гекзаметром. Правильно читать гекзаметр умеет далеко не каждый. И потому Илиаду и Одиссею я одолел с трудом…
[2] Есть и пятисложные стопы. Но я подчёркиваю особенно: поэт должен создавать такую стопу, с которой, во-первых, справится он сам. Ну, и читателю надобно создавать комфорт…
[3] Написано только что в качестве иллюстрации. Обращаю Ваше внимание вот на какой момент: в катрене в каждой строке имеется слово с корнем «лет». Обыкновенно сие не рекомендуется. Но здесь именно вот этим повтором я стараюсь подчеркнуть высказываемую мысль.
* * *
И в заключение — пожелание: не убивайте в себе ГЕНИЯ. Берите пример с меня.

Помощник поэта в поиске рифм

Введите слово для которого надо подобрать рифму, ударение можно указать символом *, после ударной гласной

О помощнике поэта (рифмователе)

Рифмование — это процесс довольно творческий и заменить человека сервис не может. Помимо рифмы поэт учитывает множество других гораздо более тонких моментов, которые компьютер уловить не в состоянии. Тем не менее комьютер, может сослужить отличную службу и выполнить роль трудодлюбивого слуги, как калькулятор для математика, наш сервис по поиску рифм поможет отсеять некоторое ядро, с которым уже будет легче работать человеку.

Сервис будет полезен людям занимающихся написанием стихов, песен, поздравлений и других текстов, где нужна рифма. Помощников отличается от других тем, что в нем используется авторская методика поиска рифмы и он может использоваться как дополнение к уже используемым помощникам, так и в качестве основного инструмента. Мы будем рады услышать конструктивную критику и предложения по улучшению сервиса. Некоторые особенности сервиса:

  • Учитываются ударения слов
  • Учитывается мелодика звуков
  • Интеллектуальный анализ слова на звуки
  • Большая база слов
  • Запоминает последние запросы

Как пользоваться

Наш онлайн помощник в подборе рифм мы постарались сделать очень простым и интуитивно понятным, в большинстве случаев требуется только ввести слово для которого необходимо найти рифму и нажать кнопку найти, в случае если слова нет в нашей базе, требуется проставить ударение. Ударение можно ставить и в том случае если вы не согласны с выбранным ударением по умолчанию. Т.к. некоторые слова имеют одинаковое написание, но разное ударение, например: дУши и душИ. Чтобы указать требуемое ударение, поставьте знак * (звездочка) после ударной гласной. Как правило помощник находит множество рифм к слову упорядочивая их таким образом, чтобы лучшие (более сильные) рифмы располагались ближе к началу. Но тем не менее бывает, что неплохие рифмы «сносит» вниз (к концу).

Другие сервисы поиска рифм

К счастью мы в интернете не одиноки и есть другие сервисы в подборе рифм, на наш взгляд наиболее качественные:

  • rifmus.net (Рифмус)
  • rifmovnik.ru/find.htm (Рифмовник)
  • stihidl.ru/rifma/ (Стихи для людей)

Вы можете использовать их и нас, чтобы находить больше. Но честно говоря рифм предложенных нашим помощником наверняка окажется достаточно (словарь содержит более миллиона слов).

Как писать. Азы стихосложения. Рифма

Доброго времени суток, пикабушники! Я из тех, кто пишет стихи и не так давно столкнулся с проблемой, а именно с «боязнью чистого листа». И что бы повыё скоротать время, которое я не могу писать стихи, решил попробовать по совету друзей разжевать некоторые моменты простыми словами.
Давайте разберем стихи на запчасти, дабы не страшась браться за их написание. Сразу скажу, что разберу только основы для начинающих, которые считаю важными.
За «скелет» можно взять три основополагающих стиха: рифма, ритм и образ.

В этом посте разберем рифму.

Рифма. Как много в слове этом.

Вообще, очень много всякого. Разберем только простейшие варианты, что бы выёб дабы быть способными отличить и разобраться, когда предоставится случай.

Для начала, рифма бывает открытой(оканчивается гласным звуком). К примеру: судьба-горба.

И так же бывает закрытой(оканчивается согласным звуком). К примеру: прораб-кебаб.

Читать еще:  Я не знаю как жить без тебя стихи

В целом, рифмы можно разделить по:
Слоговому объёму
Характеру звучания

По слоговому объёму рифмы делят еще на четыре группы — это мужская, женская, дактилические и гипердактилические. Здесь мы разберем лишь первые две.

Итак мужская рифма — рифма с ударением на последний слог.
К примеру:
Большие городА
Пустые поездА

Би 2 — Полковник

А женская рифма — это рифма с ударением на предпоследний слог.

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Обычно мужская и женская рифмы чередуются:

Мой дядя самых честных пра́вил,

Когда не в шутку занемо́г,

Он уважать себя заста́вил

И лучше выдумать не мо́г.

Что бы не заставлять вас гуглить скажу, что дактилическая рифма — ударение на третий от конца слог, а гипердактилическая — ударение на четвертый от конца слог.

По характеру звучания рифмы делятся на(сейчас будет страшно):

точные и приблизительныебогатые и бедные

ассонансы, диссонансы

тавтологические

неравносложные

разноударные

На самом деле — это довольно просто. Давайте откинем самые простые(не требующие особых пояснений) сходу.

Тавтологические рифмы — повторение одинаковых слов. Можно омонимы(написание одно, смысл разный). Добавлю только, что лучше не прибегать к такой рифме без крайней нужды.

«Всё моё», — сказало злато;

«Всё моё», — сказал булат.

«Всё куплю», — сказало злато;

«Всё возьму», — сказал булат.

Разноударные рифмы -совпадают звуки срифмованных слов, но ударные гласные занимают разные позиции в них(яблоко — облако).

Неравносложная(усеченная) рифма — в заударной части разное количество слогов.(Унылый — силы)

Точные рифмы — совпадает последняя ударная гласная и звук начиная от последнего ударного гласного. Осторожно! Есть вероятность, что другое написание и тогда рифма будет приблизительной!

Рифма, звучная подрУГА

Вдохновенного досУГА

Приблизительная рифма — совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного.

А когда затихли звуки в сумраке ночНОМ

Все имеет свой конец, свое начало

Загрустив, всплакнула осень маленьким дожДЁМ

А. Я. Розенбаум — Вальс-Бостон

Богатые рифмы — совпадает опорный согласный звук

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Бедная(недостаточная) рифма — созвучны лишь ударные гласные

Обходит волк вокруг гумна,

И если в поле тишина,

То даже слышны издали

Его тяжелые шаги.

Ассонансы — совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные.

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало

Всё, что было не со мной, помню.

Р. И. Рождественский

Диссонансные (контрсонансные) рифмы — наоборот не совпадают ударные звуки, но совпадают согласные.

Было: социализм — восторженное слово!

С флагом, с песней становились слева,

и сама на головы спускалась слава.

И на сладенькое составная рифма — приблизительная рифма, в которой одно слово рифмуется не с одним, а с двумя и более словами.

За кордоном небо плачет
Вы хотеЛИ ВИЗУ?
Но твоя коробка передач —
Это теЛЕВИЗОР
Svyat — Герой года

Вот и все основы, которые, по моему скромному мнению, стоит знать о рифме, если есть желание начать писать стихи.
И помните: рифмовать на глаголы, прилагательные(с окончанием -ой) и существительные(с окончанием -ание) — греху подобно.
Спасибо за прочтение и надеюсь, что это кому нибудь поможет.

Азы стихосложения: способы рифмовки и виды строф

Рифмовка – словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом – два красных или чередовать их… Комбинаций много.

Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.

Итак, РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихе.

Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».

СТРОФА – группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо «Евгения Онегина», написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.

Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.

1.Смежная рифмовка «ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, — (А)

Мы хлеба горбушку – и ту пополам! (А)

Коль ветер лавиной, и песня – лавиной, (В)

Тебе – половина, и мне – половина! (В)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова, (А)

Кто их сказал – истратил слишком много, (В)

Неистощима только синева (А)

Небесная и милосердье Бога. (В)

3. Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне. (А)

За хуторами, на бахчах, (В)

В нежарких солнечных лучах (В)

Краснеют бронзовые дыни… (А)

4. Холостая рифмовка – в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.

Чаще всего первый и третий стих не рифмуются – «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки – «АВАС».

NB . Холостую рифмовку русские поэты заимствовали из немецкой поэзии в XIX веке. Известно, что Г.Гейне часто использовал именно такой способ рифмовки (его стихи в то время в большом количестве переводились на русский язык). Например:

Бушуют кудри у ней по плечам, (А)

Как смоляные реки. (В)

От этих огромных ясных очей (С)

Займется дух в человеке. (В)

Так что холостая рифмовка – вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!

В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.

5. Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):

Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)

Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)

Поёт ли дева за холмом – (А)

На всякий звук (В)

Свой отклик в воздухе пустом (А)

Родишь ты вдруг. (В)

Исторически сложился ряд «твёрдых строфических форм» – устойчивых строфических схем стихотворных текстов.

Твёрдая форма – промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC. («Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины, (А)

Я очутился в сумрачном лесу, (В)

Утратив правый путь во тьме долины. (А)

Каков он был, о, как произнесу, (В)

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)

Чей давний ужас в памяти несу! (В)

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. (С)

Но, благо в нем обретши навсегда, ( D )

Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)

РУБАИ – четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:

В колыбели – младенец, покойник в гробу: (А)

Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)

Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)

Господин не откроет секрета рабу. (А)

ЛИМЕРИК – пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже – амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

ОКТАВА – строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :

Обол – Харону: сразу дань плачу (А)

Врагам моим. – В отваге безрассудной (В)

Писать роман октавами хочу. (А)

От стройности, от музыки их чудной (В)

Я без ума; поэму заключу (А)

В стесненные границы меры трудной. (В)

Попробуем, – хоть вольный наш язык (С)

К тройным цепям октавы не привык. (С)

ТРИОЛЕТ – восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

Ты промелькнула, как виденье, (А)

О, юность, быстрая моя, (В)

Одно сплошное заблужденье! (А)

Ты промелькнула, как виденье, (А)

И мне осталось сожаленье, (А)

И поздней мудрости змея. (В)

Ты промелькнула, как виденье,— (А)

О, юность быстрая моя! (В)

СОНЕТ – стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже – на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности – ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» – ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).

Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА – твёрдая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой A B A B CC DD E FF E GG .

Ещё несколько распространённых видов рифмовки.

МОНОРИМ – стих, построенный на одной рифме – монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард. Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

Когда уверен ты, что будет толк.

ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

Опьяняет смелый бег,

Овевает белый снег,

Режут шумы тишину,

Нежат думы про весну.

РИФМОВКА 4+4 («квадратная рифмовка») – рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий —

Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

РИФМОВКА 3+3 («треугольная рифмовка») – рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы – ( A )

В белоснежных одеяньях ( B )

Непокорные вершины, ( C )

И хрустальные озёра (А)

У подножий великаньих, (В)

И пустынные долины. (С)

Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru.

Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». – URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm.

Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». – URL : http://tezaurus.oc3.ru/library.php#course4.

Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector