Стихи которые стали романсами
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков. А. Фет, А. Сурков, К. Симонов.
Песня – это словесно-музыкальное произведение с поэтическим текстом и музыкальным рядом.
Постойте, скажете вы. Ведь романс – это то же самое. В нём есть и стихи, и музыка. Всё верно, романс – это один из видов песни.
Тематика песен тоже весьма разнообразна. Песни могут быть любовными, колыбельными, патриотическими, шуточными – ограничений попросту не существует.
А как исполняются песни? Да как угодно! Песни петь можно одному – соло, или вдвоём – дуэтом. Есть ещё трио, квартеты и так далее, вплоть до хора.
А что же романс? Как мы уже сказали, это один из видов песни. А значит, у романса есть ряд особенностей и ограничений, которые выделяют его из остальных видов песни. Какие же?
Во-первых, романс не бывает народным. Это не фольклорный жанр. У стихов и музыки всегда есть автор.
Во-вторых, тематика романса не настолько широка. В самом деле, разве бывают патриотические романсы? Нет. Романс – произведение лирическое. В центре внимания эмоции лирического героя.
Часто в романсе есть простой сюжет. В нём поётся о любви, измене, первой встрече, разлуке, одиночестве, гибели возлюбленного.
Из тематики романсов возникает его следующий признак – задушевность и интимность. Романс обращён к чувствительной, эмоциональной стороне слушателя. Настроение романса меланхолическое, печальное. Боль, гнев, отчаяние романс тоже может передать, но веселье или агрессию – никогда.
Кроме того, у романса всегда есть адресат. Романс обращён к определённому лицу и исполняется только сольно, ведь доверительный задушевный разговор или исповедь не терпят многолюдности.
Есть и технические различия. Например, у романса нет припева, как у песен. Музыка и стихи в романсе имеют одинаковое значение. А в песне зачастую текст не важен, упор делается на запоминающийся мотив.
Родиной романса считают Испанию. Романс в своём первоначальном варианте – бытовая песня на испанском языке, который называли романским. Появился романс в Средневековье как альтернатива религиозным песнопениям на латыни. Из Испании романс перекочевал в Англию, Францию, Германию, а потом уже и в Россию. В каждой стране сформировалась своя школа романса. Например, в Германии восемнадцатого века поэтической основой романса стали стихи Генриха Гейне и Гёте.
XIX век называют золотым веком русского романса, а сам романс – элитарным искусством. Неудивительно, ведь романсы XIX века создавались лучшими поэтами и композиторами того времени.
Примером исключительного творческого союза может послужить романс «На холмах Грузии», созданный на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Музыку к этим стихам написал знаменитый композитор Михаил Глинка. И создавал он её на основе грузинских мелодий, которые наиграл композитору другой знаменитый поэт – Александр Сергеевич Грибоедов.
Михаил Глинка написал музыку и к другому знаменитому стихотворению Пушкина – «Я помню чудное мгновенье».
Один из самых популярных по сей день романсов «Соловей» принадлежит перу друга Пушкина, барона Антона Дельвига. А музыку к нему создал композитор Александр Алябьев.
Алябьеву принадлежит и ещё один известный хит – романс «Вечерний звон» на стихи Томаса Мура в переводе малоизвестного ныне поэта Ивана Козлова.
Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова не раз становились источником вдохновения для композиторов. Романсами стали его стихотворения «Нищий», «Она поёт – и звуки тают», «Молитва» и многие другие. К стихотворению «Нет, не тебя так пылко я люблю» музыку написали более 80 композиторов, а к стихотворению «Сосна» («На севере диком») – более 100. Среди них такие звёзды мировой классической музыки как Николай Римский-Корсаков, Александр Даргомыжский, Сергей Рахманинов и Пётр Ильич Чайковский.
Романсами стали многие стихотворения Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Алексея Константиновича Толстого, Евгения Баратынского.
В XIX веке в русском романсе появляются жанры. Помимо классического романса, о котором мы сейчас говорили, выделяют ещё несколько видов.
Это городской, цыганский, жестокий и казачий романс.
У каждого вида были свои особенности. Например, жестокий романс трагичен. В нём часто речь ведётся от лица уже погибшего героя, либо всё заканчивается смертью. Городской романс опирался на городской фольклор и быт. Именно из этого поджанра появился так называемый русский шансон или попросту «блатная песня». Цыганские и казачьи романсы соответственно стилизовали под цыганские и казачьи фольклорные традиции.
Иногда стилизация выходила настолько удачной, что эти романсы со временем стали считаться народными. Например, романс «Очи чёрные». Стихи к нему написал украинский поэт Евгений Гребёнкин для своей невесты Марии Растенберг, которая тоже цыганкой не была.
Серебряный век русской литературы тоже изрядно обогатил жанр романса. Многие стихи Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Александра Блока, Марины Цветаевой и других поэтов Серебряного века стали романсами.
Некоторые из этих романсов мы можем услышать в кинофильмах. Так, например, в знаменитом новогоднем фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». На музыку эти строки положил композитор Микаэл Таривердиев.
В фильме «Жестокий романс» по пьесе Александра Островского «Бесприданница» целая россыпь романсов. «Под лаской плюшевого пледа» написан на стихи Марины Цветаевой. А вот строки другого знаменитого романса «А напоследок я скажу» принадлежат перу Беллы Ахмадулиной, которую причисляют к поколению поэтов-шестидесятников. Так что можно сказать, что в этом фильме прошлое сливается с настоящим, Золотой век и Серебряный век литературы встречаются с современностью.
К концу двадцатого века жанр романса утрачивает свою популярность, хотя и не исчезает полностью. Например, романс «Очарована, околдована» на стихотворение Николая Заболоцкого написал бард Александр Лобановский. Пели это многие, причём не только исполнители романсов. Например, бывший участник всемирно известной хэви-металл-команды «Парк Горького» Николай Носков или рок-группа «Санкт-Петербург».
До этого мы говорили только о романсе. А какие песни на стихи поэтов XIX и XX века мы можем вспомнить? Как вообще развивался жанр литературной песни?
В XIX веке существовала целая плеяда поэтов, писавших стихи для исполнения. Они подражали народной песне. Самым известным поэтом из них считается Алексей Кольцов.
У Кольцова есть и песни, и романсы. Надо сказать, что в XIX веке жанр романса главенствовал. Ведь он принадлежал дворянской культуре, которая и задавала моду. А в светских салонах чаще всего пели именно романсы.
Поэты Серебряного века обогатили не только жанр романса, но и жанр песни. Вообще, если говорить о поэтах начала двадцатого века, то безусловным лидером по количеству песен-хитов будет Сергей Есенин. Стихотворения «Белая берёза», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Клён ты мой опавший» и десятки других давно стали основой репертуара многих исполнителей.
Интересно, что песни на стихи Есенина можно услышать не только в исполнении народного хора или артистов, поющих в жанре классической песни. У таких современных рок-групп, как «Монгол Шуудан», «Ва-БанкЪ» и «Кукрыниксы» тоже есть песни на стихи Есенина. Кстати, не только рокеры любят лирику Есенина. Рэп-музыканты тоже охотно работают с ней.
Великая Отечественная война внесла свой вклад в песенную культуру. В этот период на первый план вышли патриотические и военные песни. Чьи же стихи чаще всего превращались в песни? Михаил Исаковский написал «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату». На музыку положено проникновенное стихотворение Константина Симонова «Жди меня», многие стихи Александра Твардовского.
После войны жанр военной песни продолжал развиваться благодаря кинематографу. Для фильмов о войне писали новые песни, которые сейчас воспринимаются как фронтовые. Например, песня «Нам нужна одна Победа» впервые прозвучала в 1970 году в фильме «Белорусский вокзал».
С именем Булата Окуджавы связано и другое культурное явление 60-х годов XX века. В это время начался самый настоящий бум так называемой авторской, или бардовской песни. Барды писали стихи и музыку, исполняя написанные песни под аккомпанемент гитары. Бардами были Александр Галич, Юрий Визбор и, конечно же, Владимир Высоцкий. Кстати, тоже писавший музыку для кинофильмов и военные песни.
В фильме «Стрелы Робин Гуда» звучит несколько баллад в исполнении автора. В том числе, и «Баллада о любви».
За XIX и XX век жанр песни и романса сильно изменился, стал сложнее и богаче. Что же ждёт его в XXI веке? Разумеется, появятся новые поэты, которых потом назовут классиками. И стихи поэтов XIX и XX веков не уйдут в забвение. Об этом можно уже сейчас судить по тому, в каком количестве появляются новые музыкальные версии стихотворений прошлых лет.
А.А.Фет “Я тебе ничего не скажу.”
Анализ стихотворения Фета «Я тебе ничего не скажу…»
Поздняя лирика Фета характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после смерти отчима выяснилось, что сделано это было незаконно, и подросток лишился не только дворянского титула, но и огромного состояния. Кроме этого, родной отец поэта вычеркнул его из завещания, лишив средств к существованию.
В итоге, когда молодой Афанасий Фет знакомится со своей дальней родственницей Марией Лазич и влюбляется в девушку, их роман заканчивается расставанием. Поэт не хочет жить в нищете, поэтому отказывается жениться на Марии, приданое которой, по его понятиям, весьма скромное. В отместку судьба наносит Фету жестокий удар: через несколько дней после разрыва с возлюбленным Мария Лазич погибает во время пожара.
Долгие годы, посвященные достижению финансового благополучия, Афанасий Фет старается не вспоминать в той, в которую был так безоглядно влюблен. Он даже женится на купеческой дочери Марии Боткиной, чем значительно увеличивает свой капитал. И лишь в последние годы жизни поэт осознает, что ради материального благополучия отказался от самого ценного дара, который только может получить человек от судьбы. Он предал свою возлюбленную и, тем самым, обрек себя до конца дней на страдания и одиночество.
Было бы ошибочно утверждать, что семейная жизнь поэта сложилась несчастливо. Мария Боткина буквально боготворила своего мужа и была ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Афанасий Фет очень ценил преданность супруги, однако не мог с собой ничего поделать – память постоянно рисовала в воображении образ той, другой Марии, с которой он мог быть по-настоящему счастлив. О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, лишь время от времени доверял их бумаге. Одним из многочисленных произведений, которые он посвятил одновременно и Марии Лазич, и собственной жене, является стихотворение «Я тебе ничего не скажу», созданное в 1885 году. К этому времени Фет уже смертельно болен, и прекрасно осознает, что жить ему осталось совсем немного. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе. Эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает того, чтобы страдать. Поэтому поэт уверяет и ее и себя в том, что все хорошо, однако в стихотворении указывает: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть». Эта фраза означает лишь то, что он не готов раскрыть перед супругой свое сердце, и спустя почти 30 лет совместной жизни признаться ей в том, что все эти годы любил другую.
Автор строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни. «И в больную, усталую грудь веет влагой ночной… я дрожу», — отмечает поэт, осознавая, что именно в такие моменты бывает по-настоящему счастлив. Однако свой секрет он намерен унести в могилу, не учтя лишь тот факт, что Мария Боткина давно в курсе неудавшегося юношеского романа своего мужа, она жалеет Афанасия Фета и готова потакать любым его капризам, лишь бы увидеть тень улыбки на лице человека, которого считает литературным гением.
Алексей Александрович Сурков «В земля́нке» («Землянка», «Бьётся в тесной печурке огонь…») — русская советская песня времён Великой Отечественной войны. Музыка Константина Листова , стихи Алексея Суркова.
Романсы
Какие стихи вы предпочитаете?
Стихи – Романс
Прекрасен аромат твоей печали,
Взамен ушли тоска и грусть,
Подобна призрачной вуали
В твое лицо взглянуть боюсь.
Нежна и осторожна ты со мною,
Играешь словно с призраком в ночи,
Как солнце зайчика впускает нас весною,
А осенью опять исчезнешь ты.
Без устали ласкаю тебя взглядом,
Все то, что связано со тобой,
Пою тебе, когда ты рядом,
Чтоб мне в романсе обрести покой.
Я был с тобой на поле брани,
Про нас судачила молва,
Чтобы из пепла возродиться в пламя
И ты наградой послана.
Стихи – Романс
Мои струны скучают в молчании
Без твоих легковесных арпеджио
И томятся по тряпочке бархатной,
Что стирает с них пыль и жиры.
Натяжение, стройность звучания,
И касания нежные-нежные,
Де Люсия и нотная грамота,
На листе словно россыпь икры.
Ты сыграешь по памяти? Умница!
Браво! К чёрту диезы с бемолями!
В первых тактах сквозит неуверенность,
Да и пальцы, конечно, не те,
Но, зато в моей памяти крутится –
Как когда-то порхал ты триолями
Ожиданий, надежд и намерений.
Стихи – Романс
Вспыхнули в глазах твоих зарницы,
Разгоняя сумрак голубой.
Зашуршали в памяти страницы –
Те, что исписали мы с тобой.
Кое-где бумага пожелтела,
И чернила выцвели слегка.
Только это не меняет дела,
Коль тверда, по-прежнему, рука.
Коль, по-прежнему, строка ложится,
Как волна морская на песок,
И готов я на тебя молиться:
Ты и есть мой самый главный Бог.
А, когда за гранью мирозданья
Побреду я Млечною Тропой,
Звезды мне подскажут заклинанье,
Чтобы мог я встретиться с тобой….
Стихи – Романс
Сегодня я ещё наплачусь
На много-много лет вперёд,
А завтра станет всё иначе,
Иная жизнь ко мне придёт.
Пускай сейчас мне очень больно,
И сердце грудь мою скребёт,
Но я скажу ему: «довольно»,
И ровный оно примет ход.
Сегодня я ещё отдамся
Чудесной лести сладкой лжи,
Но всё же ты, прошу, останься,
И только, обещай, держись,
Держись, душа моя шальная,
Запрись на ключ и не пускай
Тех, кто бесплатно жаждет рая,
И понапрасну не страдай.
Весь мир назавтра изменится,
Былое.
Стихи – Романс
Мне суждено любить издалека,
Любить, лаская взглядом и ревнуя
Ко всем, кто оглянулся на тебя,
К подруге – что обнял её, танцуя.
Не суждено прильнуть к твоей груди,
Почувствовать, как бьётся твоё сердце.
На вздохе, замирая от тоски,
Не суждено в любви твоей согреться.
Мне суждено любить из далека .
Ночной порой, когда все люди спят,
Я вспоминаю наши с тобой встречи
И, не ко мне, твой обращенный взгляд,
И руки, что легли не мне на плечи.
Не суждено те руки целовать.
Стихи – Романс
Дыханье чувствую твое
Горячих уст ловлю движенье,
От абажура пляшут тени,
Лаская милое лицо.
Пленен, озерами очей,
Рука скользит по нежной коже.
О, этот миг всего дороже –
Без недомолвок и речей.
Подставлю крепкое плечо
На бездорожье и тропинках.
Большого сердца половинкам
Соединиться суждено.
Не плачь, любимая моя,
Что по лицу бегут морщинки.
Я растоплю на сердце льдинки,
Согрею долгие года.
Оставь, печали в стороне,
Душа моя к твоей стремится,
Она прильнула белой.
Стихи – Романс
Нет, ничем ты не сможешь,
не сможешь помочь,
Только сердце зайдётся от муки,
Когда плач ты услышишь,
услышишь сквозь ночь
О любви, о войне, о разлуке.
Крепче звеньев цепи и надёжней корней
Были рядом, держась друг за друга.
Пусть война оказалась любви не сильней,
Но смогла сделать вечной разлуку.
По лугам и полянам какая-то мгла.
Речка грустно куда-то струится.
Это память туманом под ноги легла
И дождями в окошко стучится.
Это нежно и горько поёт соловей,
Это воет.
Стихи – Романс
Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они под стать моей судьбе.
У меня пересыхают губы
От одной лишь мысли о тебе.
Воздаю тебе посильной данью –
Жизнью, воплощенною в борьбе
У меня заходится дыханье
От одной лишь мысли о тебе.
Ничего, что сад мой смяли грозы,
Что живу сама с собой в борьбе,
А глаза мне застилают слезы
От одной лишь мысли о тебе.
Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они под стать моей судьбе.
У меня пересыхают губы
От одной лишь мысли о тебе.
Стихи – Романс
Ты дверь открыл, и роза зацвела,
Как-будто одного тебя ждала,
Как-будто среди всех других цветов
Несла в себе бессмертную любовь.
Ты дверь открыл и аромат вдохнул,
По розе взглядом ласковым скользнул,
Она ж к тебе навстречу подалась,
Бутон раскрыв по полной. Дождалась.
Ты дверь открыл, и солнца яркий свет
Раскрасил лепестки ее в рассвет,
И, будто в продолженье ее сна,
Позналась сердцу вечная весна.
Ты дверь открыл, теперь в твоих руках
Цветенье розы удержать в мечтах,
Ведь.
Стихи – Романс
Грусть моя, любовь моя
С синими глазами,
Как хотел бы завтра я
Вновь остаться с Вами.
Я смотрю и не пойму:
Синь такая всюду,
Больно сердцу моему,
Как без Вас я буду.
Очи радостью полны,
Радуюсь я с Вами,
Отчего такая Вы
С синими глазами.
© Copyright: Наталья Костянова, 2010
Свидетельство о публикации №11005295232
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Музыка
- Все (1627)
–Рубрики
- природа (12713)
- фотографии (11346)
- животные (7803)
- музыка (6900)
- сборники (3352)
- плеер (1482)
- видео (1130)
- одиночные композиции (798)
- видео (4280)
- искусство (4211)
- живопись (3473)
- птицы (2371)
- путешествия (1633)
- юмор (1488)
- архитектура (1124)
- интересные факты (891)
- рептилии (736)
- насекомые (573)
- подводный мир (532)
- великие люди (374)
- поэзия (374)
- лирика (354)
- релакс (258)
- цветы (251)
- кумиры (238)
- СССР (218)
- исторические факты (216)
- растения (215)
- религия (195)
- ювелирные изделия (187)
- ремесла (173)
- фильм (164)
- документальное кино (80)
- память. (116)
- космос (112)
- скульптуры (97)
- социум (82)
- поиск людей (73)
- техника (65)
- традиции (63)
- танцы (57)
- афоризмы (57)
- Политика (52)
- Украина (42)
- Россия (40)
- Экономика (3)
- Армия и флот (1)
- темы,схемы,рамочки и т.д. (52)
- харьков (52)
- реки (46)
- анекдоты (45)
- здоровье (43)
- легенды (41)
- языки (36)
- историческая правда (31)
- иллюстрации (29)
- интерьеры (25)
- цирк (22)
- спорт (22)
- притчи (21)
- радиорассказы (18)
- мода (17)
- арт (17)
- философские размышления (16)
- нумизматика (14)
- анимация картинки (14)
- обычаи (13)
- реклама (12)
- керамика (10)
- оружие (10)
- этикет (10)
- театр (8)
- психология (6)
- истории (6)
- энциклопедии (5)
- армия (5)
- дизайн (5)
- гадания (5)
- пословицы и поговорки (5)
- радиоспектакли (5)
- магия (3)
- цитаты (3)
- хрусталь (2)
- опера (2)
- открытия (2)
- экстрим (2)
- календарь (1)
- экология (1)
–
- К приложению
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Романсы на стихи русских поэтов.
Романсы на стихи русских поэтов (видео, аудио)
Романс – это не просто вокальные данные или мастерство исполнения, и даже не стиль и не жанр. Романс – это состояние души.
Рубрику ведёт Александр Пиняев
Небольшие, маленькие стихотворения – романсы русских поэтов – классиков.
Не позабудь меня, развеселясь с друзьями,
Подруге истинной шепни: его здесь нет!
Но некогда и он резвился вместе с нами
И страстно мне твердил: с тобой милее свет!
Не позабудь меня.
Кто, слишком рано насладившись,
Живет, в душе негодованье скрыв,
Тот может, друг, еще сказать забывшись:
Я был счастлив.
Но я в сей жизни скоротечной
Так испытал отчаянья порыв,
Что не могу сказать чистосердечно:
Я был счастлив.
И поющим отдаваться мукам
Было слаще обаянья сна;
Умереть хотелось с каждым звуком,
Сердцу грудь казалася тесна.
Но с зарей потухнул жар напевный
И душа затихнула до дна.
В озаренной глубине душевной
Лишь улыбка уст твоих видна.
О, будь. о! вспомни нашу младость,
Злословья жертву пощади,
Клянися в том! чтоб вовсе радость
Не умерла в моей груди,
Чтоб я сказал в земле изгнанья:
Есть сердце, лучших дней залог,
Где почтены мои страданья,
Где мир их очернить не мог.
И в нас душа кипела в ваши леты,
Как вы, за честь мы проливали кровь,
Вино, войну нам славили поэты,
Нам сладко пел Мелецкий про любовь!
Не кончен пир – а гости разошлися,
Допировать один остался я.
И что ж? ко мне вы, други, собралися,
Весельчаков бывалых сыновья!
Гляжу на вас: их лица с их улыбкой,
И тот же спор про жизнь и про вино;
И мнится мне, я полагал ошибкой,
Что и любовь забыта мной давно.
Зачем гасить душе моей
Едва блеснувшие желанья?
Хоть миг позволь мне без роптанья
Предаться нежности твоей.
За что страдать? Что мне в любви
Досталось от небес жестоких
Без горьких слез, без ран глубоких,
Без утомительной тоски?
Любви дни краткие даны,
Но мне не зреть ее остылой;
Я с ней умру, как звук унылый
Внезапно порванной струны.
Свежих трав не щипал конь его унылый,
“Конь мой, конь, верный конь, понесемся к милой!
Не к добру грудь моя тяжко воздыхает,
Не к добру сердце мне что-то предвещает;
Не к добру без еды ты стоишь унылый!
Конь мой, конь, верный конь, понесемся к милой!”
Конь вздрогнул, и сильней витязь возмутился,
В милый край, в страшный край как стрела пустился.
Ночь прошла, все светло: виден храм с дубровой,
Конь заржал, конь взвился над могилой новой.
Что, вьешься, ласточка, к окну,
Что, вольная, поешь?
Иль ты щебечешь про весну
И с ней любовь зовешь?
Но не ко мне,- и без тебя
В певце любовь горит:
Она моя, она моя!
Мне сердце говорит.
Сжала ты руку мою –
И жизнь и все радости жизни
В жертву тебе я принес.
Ты мне сказала “люблю” –
И чистая радость слетела
В мрачную душу мою.
Молча гляжу на тебя,-
Нет слова все муки, всё счастье
Выразить страсти моей.
Каждую светлую мысль,
Высокое каждое чувство
Ты зарождаешь в душе.
Склонив заплаканные очи,
Поникнув на руку челом,
Она сидит во мраке ночи
На белом камне гробовом.
При ней, как тихий житель рая,
Унылый сын её стоит,
И грудь невинного, вздыхая,
На груди матери дрожит.
На утро взор поселянина
Увидел с раннею зарёй
Два трупа — матери и сына,
И их оплакал, как родной.
Что было после, о друзья!
Вы, верно, сами отгадали,
Коль с райской цели бытия
Покров завистливый снимали.
Попы твердят: «любовь — мечта!»
Не то питомцы Епикура:
Им богородица Амура
Любезней матери Христа.
Кому ж душа моя должна
Минутой сладких упоений?
О, други, верьте: бог вина
Есть бог и прочих наслаждений.
Оно восторги нам даёт,
Оно в нас кровь разгорячает:
Блажен, кто Бахуса встречает,
Когда к прелестнице идёт!
— Мне время на битву! Назад
Я скоро со славой приеду:
Соседом обижен Конрад,
Но грозно отмстит он соседу!
Вот гибельный бой закипел,
Сшибаются, блещут булаты,
И кто-то сразил — и надел
Противника мёртвого латы.
Спустилась вечерняя мгла.
Милее задумчивой ночи,
Красавица друга ждала,
Потупив лазурные очи.
Вдруг сердце забилося в ней —
Пред нею знакомый воитель:
«О рыцарь! о милый! скорей
Меня обними, победитель!»
Но рыцарь стоит и молчит.
«О милый! утешься любовью!
Ты страшен, твой панцырь покрыт
Противника дерзкого кровью!»
«Но сердцем, как прежде, ты мой!
Оно ли меня разлюбило?
Сложи твои латы и шлем боевой;
Скорее в объятия милой!»
Но рыцарь суровый молчит,
Он поднял решётку забрала:
«О Боже! Конрад мой убит!»
И дева без жизни упала.
И на невинное творенье,
Вздохнув, остановила их.
«Ты спишь, дитя, мое мученье,
Не знаешь горестей моих,
Откроешь очи и, тоскуя,
Ты к груди не прильнешь моей.
Не встретишь завтра поцелуя
Несчастной матери твоей.
Ее манить напрасно будешь.
Мне вечный стыд вина моя, —
Меня навеки ты забудешь;
Но не забуду я тебя!
Дадут покров тебе чужие
И скажут: «Ты для нас чужой!»
Ты спросишь: «Где мои родные?»
И не найдешь семьи родной.
Несчастный! будешь грустной думой
Томиться меж других детей!
И до конца с душой угрюмой
Взирать на ласки матерей;
Повсюду странник одинокий,
Всегда судьбу свою кляня,
Услышишь ты упрек жестокий.
Прости, прости тогда меня.
Ты спишь — позволь себя, несчастный,
К груди прижать в последний раз.
Проступок мой, твой рок ужасный
К страданью осуждает нас.
Пока лета не отогнали
Невинной радости твоей,
Спи, милый! горькие печали
Не тронут детства тихих дней!»
Но вдруг за рощей осветила
Вблизи ей хижину луна.
Бледна, трепещуща, уныла,
К дверям приближилась она:
Склонилась, тихо положила
Младенца на порог чужой,
Со страхом очи отвратила
И скрылась в темноте ночной.