0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи лермонтова в которых есть слово одиночество

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в творчестве Лермонтова является доминирующей. Михаил был единственным ребенком в семье, мать умерла рано. Бабушка, винившая в смерти дочери отца Михаила, забрала маленького Мишеля в свое имение и позаботилась о том, чтобы Юрий Петрович не виделся с сыном. Елизавета Алексеевна заботилась о внуке, даже выписала врача, который жил в ее имении и занимался только здоровьем Миши, Дворовые дети были обязаны развлекать его. Но рядом не было братьев и сестер, не было родных ему людей. Бабушка, на плечах которой было огромное имение, всегда была занята, и ребенок с детства чувствовал себя одиноким в толпе. Потому что рядом не было человека, с которым он мог поделиться своими детскими заботами, кто бы выслушал и понял бы его. Отсюда ершистость его характера.
Теме одиночества посвящены его стихотворения.

Монолог (Поверь, ничтожество, есть благо в здешнем свете)

1829 год. Стихотворение написано в раннем возрасте, в неполные 15 лет. Это белый стих. В нем ясно видно, что Лермонтов уже в столь юном возрасте задумывается о своем месте в этой жизни, о своем предназначении. Но ему кажется, что в здешнем свете таланты и познанья никакой роли не играют. «Ничтожество есть благо в здешнем свете». Стихотворение наполнено безнадежностью, унынием.

«Отрывок» (На жизнь надеяться, страшась)

Это стихотворение тоже из числа юношеских. В советское время оно почти не издавалось, и потому мало известно. И в нем тоже присутствуют нотки трагизма, ощущение собственной бесполезности.

Это произведение не маленькое, в нем 10 строф по 8 стихов в каждом. Это глубоко философское произведение, несмотря на юношеский возраст автора. В нем юный поэт упоминает высшие силы, пишет о будущем человечества. Стихотворение заставляет задуматься. О ком говорит юный поэт в следующей строфе: о Боге, о Сатане?

Стихотворение «Отрывок было впервые опубликовано в 1859 году в «Отечественных записках.

Парус (Белеет парус одинокий)

Лермонтов написал в 1832 году во временном интервале: первая половина августа — 2 сентября, и было включено в письмо к М. А. Лопухиной. Михаил Юрьевич находился в душевном смятении, узнав, что ему предстоит снова сдавать экзамены, чтобы поступить в Петербургский университет. Он долго бродил по городу, раздумывая, что делать дальше. Перспектива оказаться в роли вечного студента юношу не прельщала. Существует мнение, что стихотворение «Парус» было написано на берегу Невской губы, получившей народное название маркизовой лужи. Как парус жаждет бури, так и восемнадцатилетний поэт жаждет приложения своих сил, знаний, стремится найти свое место в жизни.

«Узник»

Это стихотворение написано в 1837 году, когда Лермонтов оказался под арестом в Главном штабе. Условия содержания в этом каземате были жесткие, ему не давали ни бумаги, ни чернил, чтобы не успел написать крамольных стихов. Михаил Юрьевич попросил камердинера, приносившего еду, заворачивать хлеб в серую бумагу и на ней записывал стихи. В стихотворении присутствуют народные, песенные мотивы. Но во второй части интонация стихотворения изменяется, появляются мотивы одиночества.

«Листок» (Дубовый листок оторвался от ветки родимой)

Тема одиночества особенно остро выражена в стихотворении «Листок» Лермонтов сравнивает себя с дубовым листком, залетевшим волею судьбы на Кавказ. Олицетворение ссылки является южная чинара.

Стихотворение написано в 1841 году, когда он был вынужден уехать на Кавказ по приказу командования. Он чувствует себя одиноким листком. Он уже нашел свое место в жизни, решил стать литератором, мечтает выйти в отставку. Только у властей на Лермонтова свои планы. Отсылая всякий раз его на Кавказскую войну, царь и его единомышленники надеются, что он не вернется.

Заключение

Гимном одиночеству можно назвать стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 году. Лирические герои стихов Лермонтова, страдая от одиночества, все же мечтают о родственных душах. Эти чаяния выражены в стихах «Сосед», «Соседке», написанных во время первого и второго заключений. Дубовый листок стремится найти приют у чинары в стихотворении «Листок» . В стихотворении «На севере диком стоит одиноко» сосна мечтает о красавице пальме. Утес горюет по улетевшей тучке, умчавшейся в путь.

Тема одиночества выражена в поэме «Мцыри», присутствует также в «Герое нашего времени» и других произведениях.

Стихи Лермонтова об одиночестве

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… Но кого же. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Никто моим словам не внемлет… Я один.
День гаснет… Красными рисуясь полосами,
На запад уклонились тучи, и камин
Трещит передо мной. — Я полон весь мечтами
О будущем… И дни мои толпой
Однообразною проходят предо мной,
И тщетно я ищу смущенными очами
Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!

На темной скале над шумящим Днепром
Растет деревцо молодое;
Деревцо мое ветер ни ночью, ни днем
Не может оставить в покое;
И, лист обрывая, ломает и гнет,
Но с берега в волны никак не сорвет.
Таков несчастливец, гонимый судьбой;
Хоть взяты желанья могилой,
Он должен влачить, одинок под луной,
Обломки сей жизни остылой;
Он должен надежды свои пережить
И с любовию в сердце бояться любить!

Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Она, как чумное пятно
На сердце, жжет, хотя темно;
Враждебной силою гоним,
Я тем живу, что смерть другим:
Живу — как неба властелин —
В прекрасном мире — но один.

Как в ночь звезды падучей пламень,
Не нужен в мире я.
Хоть сердце тяжело как камень,
Но всё под ним змея.
Меня спасало вдохновенье
От мелочных сует;
Но от своей души спасенья
И в самом счастье нет.
Молю о счастии, бывало,
Дождался наконец,
И тягостно мне счастье стало,
Как для царя венец.
И все мечты отвергнув, снова
Остался я один —
Как замка мрачного, пустого
Ничтожный властелин.

Дай руку мне, склонись к груди поэта,
Свою судьбу соедини с моей:
Как ты, мой друг, я не рожден для света
И не умею жить среди людей;
Я не имел ни время, ни охоты
Делить их шум, их мелкие заботы,
Любовь мое всё сердце заняла,
И что ж, взгляни на бледный цвет чела.
На нем ты видишь след страстей уснувших,
Так рано обуявших жизнь мою;
Не льстит мне вспоминанье дней минувших,
Я одинок над пропастью стою,
Где всё мое подавлено судьбою;
Так куст растет над бездною морскою
И лист, грозой оборванный, плывет
По произволу странствующих вод.

Читать еще:  Детство что это такое стих

Одиночество

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы —
Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрутится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем…

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Узник

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем,
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Стихи Лермонтова на тему одиночества: почему герои одиноки

Содержание:

Поколение, описываемое поэтом, живет во времена жестоких политических репрессий, изменений. Декабристское восстание было разгромлено, Россия столкнулась с колоссальными переменами. Лермонтов – человек тонкой душевной организации, глубоко переживал эти события. Он рано потерял мать, что полностью изменило взгляд писателя на мир. Он постоянно анализировал окружающих; тема многих произведений основывается на осознании несовершенства, несправедливости.

Одиночество в жизни Лермонтова постоянно преследует его. Общество людей становится чуждым, он считает его скучным, фальшивым. В мире лжи поэт вынужден жить с рождения. Интриги, сплетни претили ему, Лермонтов чувствовал неискренность атмосферы. Особенности лирического героя:

  • Гордость, одиночество;
  • Желание противопоставить себя общественным взглядам, принципам;
  • Непризнание рабского поклонения во внутреннем, наружном проявлении;
  • Разочарование в окружающем мире.

Одинокий лирический персонаж не может обрести счастье в дружеских, любовных отношениях. Его не интересуют светские вечера. Даже образ Родины вызывает сомнения, двоякие впечатления.

Стихи Лермонтова на тему одиночества – основная мысль

Тема одиночества в жизни Лермонтова основывается на романтических традициях, переживаниях, душевных терзаниях. Писатель не представляет класс истинных романтиков, он гармонично сочетает мотивы реализма и романтизма. В завершении большинства произведений лирический герой остается один.

С годами основная мысль поэзии писателя изменилась. Он обрел уникальный, индивидуальный стиль, свойственный исключительно его творчеству. Автор проводил тест различных ситуаций, выводил тему пророчества, фатализма, отрешенности от мира. Писатель стал глядеть на мир сквозь призму беспросветной тоски. Стихотворения Лермонтова об одиночестве – список:

  • «Воля»;
  • «На севере диком стоит одиноко»;
  • «Парус»;
  • «Соседка»;
  • «И скучно, и грустно»;
  • «Смерть»;
  • «Пусть я кого-либо люблю»;
  • «Узник»;
  • «Пленный рыцарь»;
  • «Одиночество»;
  • «11 июня» и другие.

Почему герои Лермонтова, как правило, одиноки

Существует несколько объяснений, почему практически каждое стихотворение автора содержит упоминание об уединенности, тоске. В годы его творчества на пике популярности был печальный, одинокий образ Байрона. Сплин мог быть сформирован влиянием приверженности общества.

Пояснить особенность произведений можно, опираясь на историю жизни поэта. Воспитанием ребенка занималась бабушка, мама умерла рано, отец не уделял мальчику внимания. Михаил Юрьевич часто болел в детстве, поэтому редко общался со сверстниками.

За всю жизнь ему не удалось найти родственную душу – любимую женщину, надежного друга. Его искренняя влюбленность была несчастной – женщина обручилась с другим. Свою горесть одиночества он воплощал в произведениях. Автор старался донести читателю, что задание человека – справиться с душевными муками, сохранить свои принципы, веру, моральные качества.

С другой стороны, писатель позиционирует уединение как последствие силы духа. Лирический персонаж стремится к обществу, но непроизвольно отдаляется от него, оставаясь одиноким.

Стихи об одиночестве Михаила Лермонтова

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Читать еще:  Когда все дома стихи

Стихи Лермонтова

Нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем Михаил Юрьевич Лермонтов. Литературоведы до сих пор спорят между собой о фактах его биографии, сущности его странного характера, необъяснимых поступках и, конечно, о смысле его стихов. Стихи Лермонтова — вот единственный ключ к разгадке безвременно погибшего поэта.

Ведущей темой лермонтовских стихов является одиночество, и совсем не трудно понять причину этого. Семейные проблемы, ссоры и развод родителей навсегда оставили в маленьком Лермонтове чувство горечи, непонимания, обиды. Он был практически не нужен собственным родителям — он это почувствовал своей детской душой слишком рано и не смог простить. Даже бабушка, которая его взяла на воспитание, не смогла стать его душевным другом, который так был ему нужен в те годы. Действительно, у всех кто-то был: заботливая няня, свободолюбивый воспитатель, понимающий друг. Лермонтов с самого детства был один. Он словно тянулся к этому одиночеству, сознательно отталкивая от себя людей. Неудивительно, что в самом скором времени о нём стали отзываться как о надменном и гордом человеке. А он. Он хотел лишь одного: чтобы его все оставили в покое.

Стихи Лермонтова — доказательство его стремления к покою и свободы от других людей. Лирический герой настолько независим, что это на самом деле почти граничит с гордыней. Он противопоставляет себя обществу в стихах, которые можно назвать исповедью: «Безумец я! Вы правы. » Смысл всей его жизни — центростремительная и неизбежная сила одиночества («И скучно, и грустно. «). Друзей у него нет — соответственно, тем дружбы в его стихах практически не появляется. Светские женщины обходили его стороной, боясь его надменности и колких шуток. Только самые мудрые и тонко чувствующие видели в нём глубокую личность, бездна души которой просто пугала. Так что женщины в его жизни были, и любовная лирика имеет место быть в его творчестве. Однако более ярко просвечивается в стихах тема России.

Лермонтов вопреки насмешкам окружения (он был в детстве и подростком достаточно хилым и физически слабым) записался в драгунский полк и был офицером действующей русской армии на Кавказе. Он видел, как погибают русские солдаты ни за что и в открытую обличал царскую власть в своих обличительных стихах («Прощай, немытая Россия»). Казалось, этот человек не боялся ничего: пули пролетали мимо него, несмотря на его боевую удаль; император не сажал его в казематы, что сделал бы с любым другим, кто написал бы такие строчки. И Лермонтов прекрасно понимал свою роль не принятого в обществе поэта, но нисколько этим не тяготился (стихотворение «Тучи»).

Но не вся Россия была для Лермонтова рабской и тиранской страной: он умел наслаждаться её красотой и находил в этом созерцании настоящее счастье, как, например, в стихотворении «Родина», где он так просто восхищается деревенской Русью с берёзками и обозами. Стилистика лермонтовских стихов настолько разнообразна, но в каждом из них безошибочно угадывается та тоска и грусть, которые были его верными спутницами.

Стихи Лермонтова — это тонкая, натянутая струна его души, которую мало кто мог постичь из его современников и уж точно никто не сможет понять сегодня. Лишь приблизиться, прикоснуться к талантливым строчкам настоящего гения — вот всё, что мы можем.

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством

Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:

«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».
(«Мцыри», 1839)

Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).

«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».
(«Отрывок», 1830)

В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).
Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет. В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» (Как в ночь звезды падучей пламень, 1832). Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача. Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством. Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души.
Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:

«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
(«Узник» 1837).

Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

Романтическое избранничество поэта

У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.

Читать еще:  Стихи какое счастье

Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.

Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.

В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

Смерть как следствие разочарования в жизни

Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).
В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).
А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:

«И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».

Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.

Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:

«На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! («Демон»).
В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».
(«Демон»).

Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.

Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
(«Я не для ангелов и рая…»)

«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:

«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
(«Демон»).

Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector