Стихи н разговорова это что за ералаш
Глагол
- 21
Мар 17
Глагол
Упражнение 73, с. 34
73. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
гл.
Тают сугробы.
гл.
Утихли метели.
В садовую рощу
гл.
Грачи прилетели.
гл.
Строят там гнёзда,
гл.
Задорно кричат:
– Вот колыбели
Для наших грачат.
- Найдите слова, которые обозначают действия предметов. Укажите, какой частью речи являются эти слова.
Упражнение 74, с. 34
74. Прочитайте. Соедините линией каждый вопрос с тем глаголом, который отвечает на этот вопрос.
(что делать?) ↔ играть
(что делает?) ↔ живёт
(что делают?) ↔ летят
(что делали?) ↔ читали
(что сделать?) ↔ нарисовать
(что сделает?) ↔ напишет
(что сделают?) ↔ построят
(что сделали?) ↔ расцвели
- Составьте предложение с любым глаголом. Запишите предложение.
Расцвели красивые розы.
Упражнение 75, с. 35
75. Прочитайте. Соедините линиями синонимы и антонимы в каждой группе глаголов. Обозначьте в словах ударение.
синонимы | антонимы |
прости́ть ⇒ извини́ть алéть ⇒ краснéть вращáть ⇒ вертéть сочиня́ть ⇒ писáть идти́ ⇒ ходи́ть бежáть ⇒ мчáться | покупáть ⇒ продавáть молчáть ⇒ кричáть забы́ть ⇒ вспóмнить чернéть ⇒ белéть брать ⇒ отдавáть брани́ть ⇒ хвали́ть |
- Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
- Подготовьтесь объяснить написание выделенных орфограмм.
Безударные гласные: алеть (áлый), краснеть (крáсный), вертеть (вéртит), писать (пи́шет), ходить (хóдит), бежать (бег), продавать (продáжа), молчать (мóлча), кричать (крик), белеть (бéлый), отдавать (отдáча), хвалить (хвáлят).
Сочетания ча-ща: вращать, мчаться.
Звонкие и глухие согласные в корне: идти (идёт).
Упражнение 76, с. 35
76. Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово – глагол, отвечающий на вопрос что делать?
Корм/ – к о рм/ить, звон/ – зв о н/ить, вред/ – вр е д/ить, сор/ – с о р/ить, боль – б о л/еть, сторож/ – ст о р о ж/ить, свет/ – св е т/ить, воз/ – в о з/ить, соль – с о л/ить.
- Выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните в корнях глаголов буквы, написание которых надо проверять.
Упражнение 77, с. 36
77. Прочитайте. Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу глаголы.
Тучи по небу бежали ,
Тучи солнышку мешали .
Рос грибок,
И цвёл цветок,
И с цветком играл щенок,
И сидела около
Чья-то кукла Фёкла.
- Придумайте к стихотворению название и запишите его. Нарисуйте к стихам иллюстрацию.
- А что было дальше? Устно составьте продолжение текста.
Косточку щенок нашёл,
А из тучки дождь пошёл.
Маленькая Фёкла
Очень сильно мокла.
В зубы взял её щенок,
Быстро к дому поволок.
И теперь она сухая
За столом сидит, зевая.
Упражнение 78, с. 36
78. Прочитайте.
1. Не торопись отвечать, торопись слушать.
2. Не спеши языком, спеши делом.
3. Играй, играй, да дело знай.
- Выпишите из пословиц глаголы, которые отвечают на вопрос что делай?
Не торопись, торопись, не спеши, спеши, играй, играй, знай.
Упражнение 79, с. 37
79. Измените глаголы по вопросам.
ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делает?) Поёт, идёт, кричит.
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делают?) Поют, идут, кричат.
ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делаю?) Пою, иду, кричу.
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делаем?) Поём, идём, кричим.
- Над глаголами укажите число.
Упражнение 80, с. 37
80. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадки к загадкам.
1. Живёт – лежит, умрёт – побежит. (Снег)
2. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и растёт. (Дождь, земля, трава)
3. Зимой молчат, весной журчат, жителей лесных водой напоят. (Ручьи)
- Выпишите четыре глагола в единственном числе, а рядом запишите эти же глаголы во множественном числе.
Растёт – растут, живёт – живут, льёт – льют, пьёт – пьют.
Упражнение 81, с. 38
81. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы с частицей не.
Но жик , вилку или ло ж ку
Не де р жи те в кулаке.
Не ко рмите тут же ко ш ку:
Пло ш ка ко ш ки – в уг о лке.
Хле б в с о лонку не ма кайте
И дру г дру ж ку не то лкайте.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Устно составьте предложения на тему “Как не нужно вести себя за столом”.
За столом не следует держать в кулаке вилку, ложку или нож. Нельзя кормить кошку со стола. Не нужно макать в солонку продукты питания. Нельзя толкать друг друга.
Упражнение 82, с. 38
82. Прочитайте. Впишите в каждое предложение пропущенное подлежащее.
Корова мычит. Воробей чирикает. Собака лает. Ворона каркает. Муравей работает. Грузовик шумит.
Упражнение 83, с. 39
83. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему стихотворения.
Ходит-бродит
в облаках
гром
в огромных
сапогах.
Громыхнёт и –
притаится .
Огнехвостая лисица
вспыхнет ,
полыхнёт хвостом!
Упражнение 84, с. 39
84. Прочитайте. На какую тему можно составить рассказ, употребив в нём данные глаголы? Составьте такой рассказ.
Появилась, загромыхал, пронёсся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул, спрятались.
- Запишите заголовок и составленный текст.
На хмуром небе появилась туча. Загромыхал гром. Пронёсся грохот над лесом. Закачались деревья, упали листья. Сверкнула молния. Ударил гром, хлынул ливень. Спрятались лесные жители в своих домиках.
Упражнение 85, с. 40
85. Прочитайте. Запишите данные глаголы в других формах по образцу.
Что делать? | Что делает? | Что делал? |
кр и чáть зв о ни́ть см е ши́ть п и щáть | кр и чи́т зв о ни́т см е ши́т п и щи́т | кр и чáл зв о ни́л см е ши́л п и щáл |
- Подчеркните в словах изученные орфограммы. Обозначьте в словах ударение.
Упражнение 86, с. 40
86. Прочитайте скороговорку Л. Сухина.
сущ.
С носа на нос переносица
гл.
не переносится.
- Какие слова произносятся одинаково? Укажите над этими словами, какими частями речи они являются.
Слова “переносица” и “переносится” произносятся одинаково.
Упражнение 87, с. 40
87. Прочитайте начало пословиц и варианты их продолжения. Запишите пословицы правильно.
1. Любишь кататься – люби и саночки возить.
2. Лес рубят – щепки летят.
Упражнение 88, с. 41
88. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
Глагол – это часть речи , которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? .
Упражнение 89, с. 41
89. Прочитайте стихи Н. Разговорова.
Это что за ералаш?
Самосвал ⇒ привёз песок.
Снеговик ⇒ на солнце тает.
Светофор ⇒ горит без дыма.
Пастушок ⇒ дудит в рожок.
Шахматист ⇒ наморщил лоб.
Паучок ⇒ залез на сноп.
Рыболов ⇒ поймал налима.
Рыжий кот ⇒ в углу мяучит.
Ученик ⇒ уроки учит.
Фокстерьер ⇒ на кошку лает.
- Почему вы улыбнулись? Может ли быть такое в жизни? Соедините линиями части предложений так, чтобы они соответствовали тому, что бывает в жизни.
- Какое предложение может быть заголовком к этому стихотворению. Запишите заголовок.
- Подчеркните в предложениях глаголы, которые отвечают на вопрос что сделал?
Прочитай стихотворение определи число глаголов
Глагол
гл.
Тают сугробы.
гл.
Утихли метели.
В садовую рощу
гл.
Грачи прилетели.
гл.
Строят там гнёзда,
гл.
Задорно кричат:
— Вот колыбели
Для наших грачат.
- Найдите слова, которые обозначают действия предметов. Укажите, какой частью речи являются эти слова.
Упражнение 74, с. 34
74. Прочитайте. Соедините линией каждый вопрос с тем глаголом, который отвечает на этот вопрос.
(что делать?) ↔ играть
(что делает?) ↔ живёт
(что делают?) ↔ летят
(что делали?) ↔ читали
(что сделать?) ↔ нарисовать
(что сделает?) ↔ напишет
(что сделают?) ↔ построят
(что сделали?) ↔ расцвели
- Составьте предложение с любым глаголом. Запишите предложение.
Расцвели красивые розы.
Упражнение 75, с. 35
75. Прочитайте. Соедините линиями синонимы и антонимы в каждой группе глаголов. Обозначьте в словах ударение.
- Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
- Подготовьтесь объяснить написание выделенных орфограмм.
Безударные гласные: алеть (áлый), краснеть (крáсный), вертеть (вéртит), писать (пи́шет), ходить (хóдит), бежать (бег), продавать (продáжа), молчать (мóлча), кричать (крик), белеть (бéлый), отдавать (отдáча), хвалить (хвáлят).
Сочетания ча-ща: вращать, мчаться.
Звонкие и глухие согласные в корне: идти (идёт).
Упражнение 76, с. 35
76. Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово — глагол, отвечающий на вопрос что делать?
Корм/ — к о рм/ить, звон/ — зв о н/ить, вред/ — вр е д/ить, сор/ — с о р/ить, боль — б о л/еть, сторож/ — ст о р о ж/ить, свет/ — св е т/ить, воз/ — в о з/ить, соль — с о л/ить.
- Выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните в корнях глаголов буквы, написание которых надо проверять.
Упражнение 77, с. 36
77. Прочитайте. Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу глаголы.
Тучи по небу бежали ,
Тучи солнышку мешали .
Рос грибок,
И цвёл цветок,
И с цветком играл щенок,
И сидела около
Чья-то кукла Фёкла.
- Придумайте к стихотворению название и запишите его. Нарисуйте к стихам иллюстрацию.
- А что было дальше? Устно составьте продолжение текста.
Косточку щенок нашёл,
А из тучки дождь пошёл.
Маленькая Фёкла
Очень сильно мокла.
В зубы взял её щенок,
Быстро к дому поволок.
И теперь она сухая
За столом сидит, зевая.
Упражнение 78, с. 36
78. Прочитайте.
1. Не торопись отвечать, торопись слушать.
2. Не спеши языком, спеши делом.
3. Играй, играй, да дело знай.
- Выпишите из пословиц глаголы, которые отвечают на вопрос что делай?
Не торопись, торопись, не спеши, спеши, играй, играй, знай.
Упражнение 79, с. 37
79. Измените глаголы по вопросам.
ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делает?) Поёт, идёт, кричит.
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делают?) Поют, идут, кричат.
ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делаю?) Пою, иду, кричу.
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делаем?) Поём, идём, кричим.
- Над глаголами укажите число.
Упражнение 80, с. 37
80. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадки к загадкам.
1. Живёт — лежит, умрёт — побежит. (Снег)
2. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и растёт. (Дождь, земля, трава)
3. Зимой молчат, весной журчат, жителей лесных водой напоят. (Ручьи)
- Выпишите четыре глагола в единственном числе, а рядом запишите эти же глаголы во множественном числе.
Растёт — растут, живёт — живут, льёт — льют, пьёт — пьют.
Упражнение 81, с. 38
81. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы с частицей не.
Но жик , вилку или ло ж ку
Не де р жи те в кулаке.
Не ко рмите тут же ко ш ку:
Пло ш ка ко ш ки — в уг о лке.
Хле б в с о лонку не ма кайте
И дру г дру ж ку не то лкайте.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Устно составьте предложения на тему «Как не нужно вести себя за столом».
За столом не следует держать в кулаке вилку, ложку или нож. Нельзя кормить кошку со стола. Не нужно макать в солонку продукты питания. Нельзя толкать друг друга.
Упражнение 82, с. 38
82. Прочитайте. Впишите в каждое предложение пропущенное подлежащее.
Корова мычит. Воробей чирикает. Собака лает. Ворона каркает. Муравей работает. Грузовик шумит.
Упражнение 83, с. 39
83. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему стихотворения.
Ходит-бродит
в облаках
гром
в огромных
сапогах.
Громыхнёт и —
притаится .
Огнехвостая лисица
вспыхнет ,
полыхнёт хвостом!
Упражнение 84, с. 39
84. Прочитайте. На какую тему можно составить рассказ, употребив в нём данные глаголы? Составьте такой рассказ.
Появилась, загромыхал, пронёсся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул, спрятались.
- Запишите заголовок и составленный текст.
На хмуром небе появилась туча. Загромыхал гром. Пронёсся грохот над лесом. Закачались деревья, упали листья. Сверкнула молния. Ударил гром, хлынул ливень. Спрятались лесные жители в своих домиках.
Упражнение 85, с. 40
85. Прочитайте. Запишите данные глаголы в других формах по образцу.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы. Обозначьте в словах ударение.
Упражнение 86, с. 40
86. Прочитайте скороговорку Л. Сухина.
сущ.
С носа на нос переносица
гл.
не переносится.
- Какие слова произносятся одинаково? Укажите над этими словами, какими частями речи они являются.
Слова «переносица» и «переносится» произносятся одинаково.
Упражнение 87, с. 40
87. Прочитайте начало пословиц и варианты их продолжения. Запишите пословицы правильно.
1. Любишь кататься — люби и саночки возить.
2. Лес рубят — щепки летят.
Упражнение 88, с. 41
88. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
Глагол — это часть речи , которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? .
Упражнение 89, с. 41
89. Прочитайте стихи Н. Разговорова.
Это что за ералаш?
Самосвал ⇒ привёз песок.
Снеговик ⇒ на солнце тает.
Светофор ⇒ горит без дыма.
Пастушок ⇒ дудит в рожок.
Шахматист ⇒ наморщил лоб.
Паучок ⇒ залез на сноп.
Рыболов ⇒ поймал налима.
Рыжий кот ⇒ в углу мяучит.
Ученик ⇒ уроки учит.
Фокстерьер ⇒ на кошку лает.
Стихи н разговорова это что за ералаш
А как можно играть в путаницы?
Да вот так, например: Разделить все строки стихотворения на 2 части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного.
Злой кабан сидел на ветке
Пароход томился в клетке
Соловей точил клыки
Дикообраз давал гудки
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила
Буратино сшил себе штаны
Портной все поел блины
Ёж накрыт к обеду был
Чиж усами шевелил
Рак летал под облаками
Стол гонялся за мышами
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре
После расстановки должно получиться:
Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке ,
Дикообраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Ёж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.
Приводим другой вариант стихотворного текста для этой игры:
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
Вот вам для разминки еще несколько веселых стихотворных перевертышей.
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать – опять невпопад.
Держись, дорогой леопад!
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.
И. Токмакова
Вот бутон. А вот бидон.
Вот бидон. А вот питон.
В печке выпечен батон,
По траве ползет питон,
А на стройке есть бетон,
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну а где – бетон.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять.
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течёт в бетон,
А на стройке есть питон.
Нет, не так! Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где питон,
Ну а где бетон.
Н. Матвеева.
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?
Э. Успенский
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
“Га-га-га!” – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
К. Чуковский
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мел крокодил,
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла.
Что-то, наверное, было не так,
Что-то напутал художник – чудак?
Что же напутал поэт наш, чудак?
Какие бывают слова
Есть сладкое слово – ракета,
Есть быстрое слово – конфета
Есть кислое слово – вагон
Есть слово с окошком – лимон
Есть слово колючее – дождик,
Есть слово промокшее – ежик.
Есть слово зеленое – цель,
Есть слово упрямое -ель ,
Есть книжное слово -синица , 1
Есть слово лесное -страница .
Есть слово пушистое – смех,
Есть слово веселое – снег.
После расстановки должно получиться:
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово -лимон,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово зеленое – ель,
Есть слово упрямое – цель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех.
М. Пляцковский
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собачки
Лают ворота,
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Лошадь ела кашу,
А мужик овес,
Лошадь села в сани,
А мужик повез.
Где живут моржи?
Во ржи!
А мышата где?
В воде!
Что жуют коты?
Цветы!
А голодный бык?
Шашлык!
Что поела моль?
Фасоль!
А улитка что?
Пальто!
Как поет жираф?
Тяф, тяф!
А барбоска как?
Никак!
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
8 плохих вещей, которым нас научил “Ералаш”
Мальчишки и девчонки, а также их родители, мы решили пересмотреть легендарный детский журнал, а потом развели руками и расстроенно упали на копчик (та-ра-тара-та, фью-у!). Оказывается, мы всё время потешались над довольно грустными сюжетами.
«Ералаш» существует аж с 1974 года, и многие смотрят старые серии с щемящим чувством ностальгии: вон мелькнула панамка, у меня такая же была! А вот такие же гнутые карусели стояли в нашем дворе в 86-м! Типовые блочные дома и интерьеры, школьная форма, классные комнаты с портретами, раздевалки и домашняя обстановка — всё до боли узнаваемо.
Но в какой бы год мы ни перенеслись, темы для шуток остаются вечными. Не важно, гуляют ли герои в шортах по советскому парку, сидят в брюках-бананах у подъезда в 90-х или стоят с перегидроленной мамой на ДСПшной кухне образца 2000-х.
2. Быть толстым и влюблённым
Вообще, обиженные девочки с щеками на весь кадр — проверенный ход юмористического кино. В сюжете «Школьные страдания» основные страдания выпадают ученице, которую легко представить, зная, что её фамилия Булкина. Булкина влюблена, но объект её сердечной привязанности категорически отказывается идти с ней в театр. Школьнице приходится привораживать парня ведьминым зельем. А как иначе можно влюбиться в булкиных? Никак, видимо.
Одна из классических историй «Ералаша» рассказывает про двоечника, которого подтягивает крупногабаритная энтузиастка учёбы. Тот страшно хочет сбежать и не придумывает ничего лучше, чем приударить за девочкой. Беднягу встречает не испуг, а искренняя радость: «А за поцелуй я из тебя вообще отличника сделаю!».
3. Торговать сделанной домашней работой
У ботаников есть впечатляющее преимущество перед другими смертными: сделанная домашняя работа. А ведь это непреходящая ценность, ради неё можно на многое решиться. Например, в одной из серий пронырливая девочка идёт на сделку с физруком. Она помогает ему наладить дисциплину в спортзале: заставляет одноклассников построиться и ходить кругами.«Дам списать», — обещает наивным детям эта коварная пособница педагога. В юмористическом мире сплошь и рядом приходится прогибаться под изменчивых отличников: то выкручиваться в спортзале, то идти против личных симпатий: «Петров! Пригласи меня в кино, я тебе за это дам списать!». Ну просто бу-га-га.
4. Халтурить с учёбой
Серии про двоечников сразу же вызывают подозрение: неужели «весёлые истории» писались с нравоучительным подтекстом. Отстающие поражают своей безнадёжностью. Вот сидят школьники и пытаются найти выход из непростой ситуации: на дом задали написать какую-то работу. «С последним рефератом даже мама не справилась!» — сделав страшное лицо, говорит одна из девочек.
-Нам нужен репетитор, — озаряет другую.
-Правильно, пусть репетитор за нас реферат пишет! (ну вы поняли: та-рам-та-ра -рам!).
Выхода нет: ученики на контрольной по математике по очереди обращаются к задним партам с одним злободневным вопросом: «Дай списать?». С первых до последних парт ползёт тревожное перешёптывание. Но нет луча света в тёмном царстве: стена проламывается и оттуда видно лицо из параллельного «Б» класса… Ради смеха он мог бы спародировать официанта с эстонским акцентом, но он шепчет то же самое: «Второго варианта списать нету?».
5. Изображать взрослых
Весёлый киножурнал традиционно потешается над детьми во взрослых ролях. Самый избитый ход — накрашенные девочки на каблуках пугают своим видом поклонников. Другие, менее накрашенные девочки по-взрослому мечтают, чтобы «на руках носил» и специально падают, радуясь вывиху голеностопа.
Более необычные ситуации копируются в мелких деталях и интонациях: вот школьники на собрании клуба анонимных двоечников («Здравствуйте, меня зовут Вася и я…. двоечник!»). А вот милый мальчик, лёжа на нарах, строит всех зэков на правах самого крутого.
Если убрать переодевания в дядь и тёть, то комизм только в том, что ребёнок предстаёт в необычной роли: он командует сильными мира сего — то уголовниками, то родителями, то учителями, — наказывает их по своему усмотрению. Маленький рыжий «опятьдвоечник» кричит, нависая над притихшими педагогами: «Садись, географ, пара тебе! Родители чтоб завтра в школу явились!»
Это некое искажение мира: или они сверху, и тогда плохо тебе, или ты сверху, и тогда плохо им. А смешно должно быть оттого, что это явная нелепость: слабые не должны говорить «ша» сильным — ни тем, что с указками, ни тем, что с куполами на плече.
6. Сходить с ума от вещей и игрушек
«Синичкина, ты такая же классная, как мои новые кроссовки», — так планирует подойти к девочке герой современного выпуска. Из двух слабостей, к девочке и к своим зелёным кроссовкам, в момент конфликта он предсказуемо выбирает обувь. Это должно быть смешно, но и в реальности для многих детей кроссовки в руках лучше, чем Синичкина в небе.
Любопытно в этом смысле видео, обыгрывающее потребительский задор. Девочка при виде куклы в магазине впадает в истерику. Холеная мама не сдаётся: «Мы в этом месяце уже покупали тебе куклу! Получишь теперь в следующем» (интересно, она это серьёзно?). В обувном магазине родители решают проучить несносного ребёнка. Мама визжит «Хочу туфли!» и топает ногами, дескать, смотри, как мерзко истерика выглядит на маме. Тут на девочку находит просветление, и она нравоучительно говорит что-то симметричное: «Ты пока коньки не сносила, купим в следующем месяце». И понятно, что самый идиотический герой тут родительница.
7. Заниматься вымогательством
Вообще, надуть родителя для героя «Ералаша» — милое дело. Прелестная девочка, хлопая ресницами, засыпает маму вопросами про Деда Мороза и подарки. Мама хочет отвязаться и потому с усталым вздохом вручает новогодний подарок. До праздника 10 дней. Девочка ликует и тут же тайно звонит подружке: «Сработало! Кукольный домик у меня!». Стоит надеяться, что в ближайшее время она выбьет из взрослых ещё кучу разных игрушек, благо линия «хитрец — простак» подразумевает полный разгром доверчивого персонажа.
8. Идти на сговор с «идейным врагом»
Звенит звонок, преподавательница входит в класс. И вдруг начинает гоняться за хулиганом и лупить его учебником. Странно, но от этого её авторитет растёт: вау, она смогла поднять руку на парня с фингалом под глазом! В конце, как раз перед музыкой «па-рам-парарам», выяснится, что она специально подкупила оценками этого увальня, чтобы поднять дисциплину в классе. Ничего себе педагогический метод, правда? Чтобы показать детей в забавном свете, «Ералаш» вынужден делать взрослых поразительными психами. Так что возникает вопрос: над кем смеётесь?