0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи некрасова которые стали народной песней

Песни на стихи Некрасова

Коробейники («Ой, полна, полна коробушка»)

Стихотворение «Коробейники» Некрасов написал в селе Грешнево 23 августа 1861 года. Посвящено «другу-приятелю Гавриле Яковлевичу, крестьянину деревни Шоды Костромской губернии»:

Как с тобою я похаживал
По болотинам вдвоём,
Ты меня почасту спрашивал:
Что строчишь карандашом?

Почитай-ка! Не прославиться,
Угодить тебе хочу.
Буду рад, коли понравится,
Не понравится – смолчу.

Народную песню «Коробейники» исполняет:

Песня в исполнении ансамбля Bony Jacks:

«Коробейники» – Bony Jacks ►

Инструментальное исполнение «Коробейников»:

М. Рожков (балалайка), С. Минаев (гитара) ►Александр Цыганков (балалайка) ►

Меж высоких хлебов

Стихотворение «Меж высоких хлебов затерялося» написано в 1860 г.

Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас – голова бесшабашная –
Застрелился чужой человек!

Суд приехал. допросы. – тошнёхонько!
Догадались деньжонок собрать:
Осмотрел его лекарь скорёхонько
И велел где-нибудь закопать.

И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Без церковного пенья, без ладана,
Без всего, чем могила крепка.

Без попов. Только солнышко знойное,
Вместо ярого воску свечи,
На лицо непробудно-спокойное
Не скупясь наводило лучи;

Как не плакать им? Диво велико ли?
Своему-то они хороши!
А по ком ребятишки захныкали,
Тот, наверно, был доброй души!

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошёл неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.

Что тебя доконало, сердешного?
Ты за что свою душу сгубил?
Ты захожий, ты роду нездешнего,
Но ты нашу сторонку любил:

Только минут морозы упорные
И весенних гостей налетит, –
«Чу!– кричат наши детки проворные. –
Прошлогодний охотник палит!»

Мы дойдём, повестим твою милую:
Может быть, и приедет любя,
И поплачет она над могилою,
И расскажем мы ей про тебя.

Почивай себе с миром, с любовию!
Почивай! Бог тебе судия,
Что обрызгал ты грешною кровию
Неповинные наши поля!

Кто дознает, какою кручиною
Надрывалося сердце твоё
Перед вольной твоею кончиною,
Перед тем, как спустил ты ружьё.

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошёл неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Упокоился бедный стрелок.

Народную песню «Меж высоких хлебов затерялося» исполняют:

Николай Тимченко ►Алексей Мочалов ►Евгений Поликанин ►

Тройка («Что ты жадно глядишь на дорогу»)

Стихотворение «Тройка» написано в 1846 г. В романе Чернышевского «Что делать?» песню «Тройка» поёт Вера Павловна.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка.
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Народную песню «Что ты жадно глядишь на дорогу» исполняют:

Интегрированный урок по литературе «Музыка в поэзии Н. Некрасова»

Конспект урока в 9 классе (программа В.Я. Коровиной)

Учитель: Пронина М. А.

Тема : «Музыка в поэзии Н.Некрасова»

Тип урока: интегрированный (музыка и литература)

Развивающие: Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие и совершенствование эмоционального исполнения музыкальных произведений; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.

Обучающие: Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта, обратить внимание учащихся на тематическую классификацию поэзии Н.Некрасова; расширение знаний ребят о жанре романса, о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова.

Воспитательные: Способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитание всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.

Оборудование: компьютерная презентация (слайды) , аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники». доска

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Выявление отсутствующих.

2. Мотивационный этап

Инструментальное исполнение романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…».

(ученик играет на гитаре, ученица зачитывает стихотворение Н.Некрасова наизусть «Тройка»)

Звучит аудиозапись романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

Читать еще:  Марио де андраде стихи

Слово учителя: Вы прослушали в исполнении одноклассников произведения, в которых прослеживается взаимосвязь двух искусств: литературного и музыкального.

Ребята, сегодня у нас интегрированный урок музыки и литературы. Он посвящен лирической поэзии Николая Некрасова и музыкальности его творчества.

Тема урока «Музыка в поэзии Н.Некрасова»

Эпиграфом к уроку служат слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему».

3. Работа по теме урока

Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи.

Индивидуальное сообщение ученика о теме России у Некрасова:

Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия – это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. У Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец.

По собственному выражению поэта, его Муза – родная сестра крестьянки.

(Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом…»)

Сочувствие и сострадание по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизано в стихотворениях Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли».

Отношение критиков к поэзии Н.А.Некрасова всегда отличалось неоднозначностью. Более того, по сей день существуют два кардинально противоположных взгляда на его поэтическое наследие: с одной стороны, его определяют как прозаика в поэзии, с другой — как поэта-песенника. Его поэзия, испытав на себе влияние прозы, тем не менее прочно связана с песенными интонациями и ритмами, присущими русскому музыкальному фольклору.

О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку как выдающимися, так и малоизвестными композиторами. Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.

Все стихотворения Некрасова, положенные на музыку, условно можно разделить на две группы: произведения с выраженной социальной тематикой и лирическая поэзия. Интересно, что из 300 музыкальных произведений на его стихи чуть больше половины относятся к первой группе, чуть меньше — ко второй. Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др.

Впрочем, романс — не единственный из музыкальных жанров, проникших в творчество Некрасова. Наиболее тесно его стихи связаны с жанром песни, причем на эту связь поэт указывает даже в названиях стихотворений: “Песня Еремушке”, “Песня о труде”, “Колыбельная песня”, “Песня преступников”; циклы “Песни” и “Песни о свободном слове”. Некрасов сознательно опирается на народно-песенную основу во всем разнообразии ее жанровых проявлений.

-Какие песенные интонации вы можете найти в стихах Некрасова?

(колыбельных, плачей-причетов, отголоски свадебных обрядовых песен, ритмы плясовых)

Для любовной лирики Некрасова характерны напевные жанры, например романс со своеобразной ритмико-мелодической структурой и лейтмотивами и особенно элегия с характерными воспоминаниями о прошлом счастье и мучительными раздумьями о настоящем.

Звучит романс «Элегия» (аудиозапись романса).

Романсы Н. Некрасова даже романсами не назовешь. Широкие, как степь, заунывные, как тяжелая крестьянская доля, и разгульные, как грубоватый и пьяный деревенский праздник. “Что так жадно глядишь на дорогу. ”, “Ой, полна, полна моя коробушка. ” “Коробушка” — как необычно ласково, чисто по-некрасовски.

С радостным же ощущением, с упоением жизнью связаны звуки природы. Она сопереживает герою, несет успокоение.

Некрасов поет о своем родном уголке на земле России. Через все творчество проходит образ Родины и природы родного края.

Связь Некрасова с родиной чувствуется во всех произведениях.

Простые слова, ничего необычного, но читаешь и удивляешься: как же надо любить свою родину, землю, чтобы так зримо показать её! Любовь эта огромна. Отношение Некрасова к родине многогранно, это и сыновье почитание, и любовь к другу, и просто твёрдая уверенность в том родном и близком, что мы зовем родиной:

О, матушка Русь! Ты приветствуешь сына
Так нежно, что кругом идет голова!

Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Поэт с жадностью и упоением ловит эти звуки, тишина для него – часто отрицание жизни, смерть. Сама жизнь – песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет.

Читать еще:  Стихи жене которая ушла

Не одно сердце заставили биться сильнее лирические и задушевные строки Николая Алексеевича Некрасова о природе. Русскому лесу, полям, лугам посвящал поэт свои стихи.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.

4. Итог урока.

Подводя итоги урока, необходимо вновь отметить значимость всего поэтического наследия великого русского поэта второй половины 19 века Николая Алексеевича Некрасова. Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа, Некрасов создает новый период литературного творчества, который призывал крестьян к переменам.

Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем, не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира. Лирика Н.А. Некрасова — это лирика жизни, лирика действия. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости.

О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами.

В завершении урока звучит песня на слова Н.Некрасова «Коробейники»

Интегрированный урок (музыка + литература) «Музыка в поэзии Н.Некрасова»

Цели и задачи:

  • Развивающие:Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие и совершенствование эмоционального исполнения музыкальных произведений; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.
  • Обучающие:Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта, обратить внимание учащихся на тематическую классификацию поэзии Н.Некрасова; расширение знаний ребят о жанре романса, о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова.
  • Воспитательные:Способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитание всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.

Оборудование: Интерактивная доска, ТСО, ИКТ

Материал к уроку:

  • компьютерная презентация (слайды),
  • видеофильм «Биография Н.Некрасова»,
  • аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники».
  • записи на доске,
  • портретная галерея.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Инструментальное исполнение романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…».

(ученик играет на гитаре, ученица зачитывает стихотворение Н.Некрасова наизусть «Тройка»)

Звучит аудиозапись романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

Учитель музыки:

Вы прослушали в исполнении одноклассников произведения, в которых прослеживается взаимосвязь двух искусств: литературного и музыкального.

Ребята, сегодня у нас интегрированный урок музыки и литературы. Он посвящен лирической поэзии Николая Некрасова и музыкальности его творчества.

Учитель литературы:

Тема урока «Музыка в поэзии Н.Некрасова»

Эпиграфом к уроку служат слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему».

3. Работа по теме урока:

Учитель литературы:

Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи.

Видеофильм «Биография Н.Некрасова»

Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия – это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. У Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец.

По собственному выражению поэта, его Муза – родная сестра крестьянки.

(Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом…»)

Сочувствие и сострадание по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизано в стихотворениях Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли».

Отношение критиков к поэзии Н.А.Некрасова всегда отличалось неоднозначностью. Более того, по сей день существуют два кардинально противоположных взгляда на его поэтическое наследие: с одной стороны, его определяют как прозаика в поэзии, с другой — как поэта-песенника. Его поэзия, испытав на себе влияние прозы, тем не менее прочно связана с песенными интонациями и ритмами, присущими русскому музыкальному фольклору.

Учитель музыки:

О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку как выдающимися, так и малоизвестными композиторами. Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.

Читать еще:  Стихи державина которые легко учатся

Все стихотворения Некрасова, положенные на музыку, условно можно разделить на две группы: произведения с выраженной социальной тематикой и лирическая поэзия. Интересно, что из 300 музыкальных произведений на его стихи чуть больше половины относятся к первой группе, чуть меньше — ко второй. Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др.

Впрочем, романс — не единственный из музыкальных жанров, проникших в творчество Некрасова. Наиболее тесно его стихи связаны с жанром песни, причем на эту связь поэт указывает даже в названиях стихотворений: “Песня Еремушке”, “Песня о труде”, “Колыбельная песня”, “Песня преступников”; циклы “Песни” и “Песни о свободном слове”. Некрасов сознательно опирается на народно-песенную основу во всем разнообразии ее жанровых проявлений.

В его стихах слышны интонации протяжных песен:

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать
(“В полном разгаре страда деревенская…”);

Спи, покуда красть не можешь!
Баюшки-баю
(“Колыбельная песня”);

Кто, как доносится новая шубушка,
Зайчиков новых набьет?
Умер, Касьяновна, умер, голубушка, —
Даром ружье пропадет!
(“В деревне”);

отголоски свадебных обрядовых песен:

Выди навстречу проворно –
Пава-невеста, соколик-жених! —
Сыпь на них хлебные зерна,
Хмелем осыпь молодых!
(“Мороз, Красный нос”);

Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: “есть в саду беседка,
Как темнее станет – понимаешь ты. ”
Ждал я, исстрадался, ночки-темноты!
(“Буря”).

Для любовной лирики Некрасова характерны напевные жанры, например романс со своеобразной ритмико-мелодической структурой и лейтмотивами и особенно элегия с характерными воспоминаниями о прошлом счастье и мучительными раздумьями о настоящем.

Звучит романс «Элегия» (аудиозапись романса).

Романсы Н. Некрасова даже романсами не назовешь. Широкие, как степь, заунывные, как тяжелая крестьянская доля, и разгульные, как грубоватый и пьяный деревенский праздник. “Что так жадно глядишь на дорогу. ”, “Ой, полна, полна моя коробушка. ” “Коробушка” — как необычно ласково, чисто по-некрасовски.

С радостным же ощущением, с упоением жизнью связаны звуки природы. Она сопереживает герою, несет успокоение.

Некрасов поет о своем родном уголке на земле России. Через все творчество проходит образ Родины и природы родного края.

Учитель литературы:

Связь Некрасова с родиной чувствуется во всех произведениях.

Простые слова, ничего необычного, но читаешь и удивляешься: как же надо любить свою родину, землю, чтобы так зримо показать её! Любовь эта огромна. Отношение Некрасова к родине многогранно, это и сыновье почитание, и любовь к другу, и просто твёрдая уверенность в том родном и близком, что мы зовем родиной:

О, матушка Русь! Ты приветствуешь сына
Так нежно, что кругом идет голова!

Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Поэт с жадностью и упоением ловит эти звуки, тишина для него – часто отрицание жизни, смерть. Сама жизнь – песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет.

Не одно сердце заставили биться сильнее лирические и задушевные строки Николая Алексеевича Некрасова о природе. Русскому лесу, полям, лугам посвящал поэт свои стихи.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.

4. Итог урока.

Учитель литературы:

Подводя итоги урока, необходимо вновь отметить значимость всего поэтического наследия великого русского поэта второй половины 19 века Николая Алексеевича Некрасова. Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа, Некрасов создает новый период литературного творчества, который призывал крестьян к переменам.

Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем, не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира. Лирика Н.А. Некрасова — это лирика жизни, лирика действия. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости.

Учитель музыки:

О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами.

В завершении урока звучит песня на слова Н.Некрасова «Коробейники».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector