0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи о географии как науке

Стихи про географию

От Китая до Карибов,
Обойдя весь белый свет,
Мы на глобусе нашли бы
Даже то, чего там нет.

Мы по компасу и звёздам
Тёмной ночью или днём
Как вы нас учили, просто
Верный путь всегда найдём!

Географию учить
Должен каждый ученик.
Карту будем изучать
И про страны узнавать!

Географию учить —
Просто вдохновение!
Если что-то позабыл,
То спроси смелее!

Географию учить
Очень познавательно!
Чтоб «пятёрку» получить
Нужно быть старательным!

Держу в руках простую карту мира,
Планеты, на которой мы живем.
На ней есть все, от грозных гор Памира,
До Арктики под вековечным льдом.

Указаны моря и океаны,
Равнин, степей, бескрайние поля.
Лесная даль, покрытая туманом
И — город тот, где появился я.

Материки и страны, и границы,
Архипелаги, горы, острова.
Чужие, зарубежные столицы,
Там, где звучат нездешние слова.

И все понятно, все легко читаю,
И вся Земля мне кажется родной.
Теперь, учитель мой, я понимаю,
Зачем вы столько мучились со мной!

Спасибо Вам, за то, что научили,
Мир наш родной любить и понимать.
Да отличать Бразилию от Чили.
За знания, которых не отнять.

География — предмет особый.
Ведь он нас стимулирует учиться хорошо.
А все лишь потому, что, узнав о дальних странах.
Мечтаешь посетить их хоть раз в год.

Батюшки!
Глобус
Попал под автобус!
Смялся в лепешку

Новехонький глобус!
Многое
Наша Земля повидала,
Но не видала

Такого скандала!
Неузнаваема
Стала планета.
Все перепуталось:

Все параллели и меридианы
Компасы, бедные,
Бьются в истерике:
Северный полюс —

В Южной Америке!
Южный распался,
Как менее прочный,
На два: на Западный

И на Восточный.
Африка сделала
Сальто-мортале,
Дыбом

Обе Америки встали.
И в довершение
Безобразия
Влезла в Австралию

Малая Азия!
Слышите? Слышите
Шип ядовитый?
Это кипит

Океан Ледовитый —
Он заливает
Пустыню Сахару
И превращается

В облако пара!
От высочайшей горы —
Эвереста —
Ныне осталось

Мокрое место.
А знаменитое
Озеро Эри
Спряталось

В очень глубокой пещере.
Белое море
Слегка обмелело,
Черное море

Совсем побелело,
И неизвестно
Даже ученым —
Белым его называть

Или Черным!
Вместо могучей
Реки Ориноко
Пик Ориноко

Стоит одиноко
И, очевидно,
Сильно страдает,
Так как уже никуда

Не впадает!
В небе парят
Перелетные птицы,
Не понимая,

Куда опуститься, —
К Южному тропику
Птицы летели,
А прилетели

В царство метели.
Возле экватора
Плавают льдины,
Бродят пингвины

В степях Украины,
И по шоссейным дорогам
Европы
Бегают тигры,

Слоны,
Антилопы!
Белый медведь
Носится по лесу:

Ищет дорогу
На родину,
К полюсу.
А из-под елки

Глядит, обомлев,
Мишку
Впервые увидевший
Лев!

Где-то в Антарктике
Громко ревет
Синий от холода
Бегемот:

— Эй!
Не пора ли вернуться к порядку?!
Нам ни к чему география
Всмятку!

Географические стихи

Собрала из интернета подборку стихов по географии, которые помогут ученикам запомнить материал. Может кому-нибудь пригодится.

Скачать:

ВложениеРазмер
geograf._stikhi.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

По карте в путь отправиться
Затеяла сестра.
Мне тоже очень нравится
Сестрёнкина игра.

Синеют полушария,
Плывём по ним легко:
Америка, Австралия
Совсем недалеко!

Но где же наша улица,
Мой детский сад, наш дом?
Сестрёнка долго щурится:
– Смотри! – нашла с трудом. –
Наш город в этой точке!
А мы – в её кусочке!
(В. Азбукин.)

Я видел реки без воды.
А ты?
Я видел степи без травы.
А вы?
Я видел страны без людей,
Я видел горы без камней,
Деревья без ветвей
И джунгли без зверей.
Я видел город без домов,
Пустыни без песков…

Мне это всё,
Хоть я и мал,
На карте
Брат мой показал!
(М. Пляцковский)

Маленькое стихотворение
о маленькой точке

Достойна точка уваженья
В конце любого предложенья.
Не убежит из книжки строчка,
Когда стоит на страже точка.

На карте точка – целый город.
(Неважно, стар он или молод.)
За точкой скрыты города:
Москва, Тамбов, Караганда…

Пусть точка меньше муравья,
Она – помощница твоя.
Дружок, я это знаю точно:
Должна быть в каждом деле точка.
И если начал что-нибудь,
Поставить точку не забудь!
(М. Пляцковский)

Карты Земли в эту книжку собрали,
Атласом книгу такую назвали.
Чтоб географию дети учили,
Мамы и папы им атлас купили.

Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко искрится.
Синие-синие там океаны,
Пёстрой мозаикой разные страны,
Змейками вьются там реки, границы,
Точками чёткими стран всех столицы.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную получше чтоб знать.

Купили мне маленький глобус в подарок,
На ножке вращается пестренький шарик.
Моря, океаны на нём голубые,
А разные страны как пятна цветные:
Италия, Франция, Куба, Китай,
Какой-то (со смеху умрешь!) У-руг-вай…

Я долго названия стран изучал,
А вечером папе и маме сказал:
«Хочу поскорее объехать весь свет,
Купите на утренний поезд билет».

Карта – глобуса сестрица

Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
Нет на глобусе деревни,
Абсолютно не видна,
А на карте, на подробной,
Посмотрите, вот она!
Глобус – важный господин,
Гордо кружится один,
А вот карт не счесть на свете –
Пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов,
Стран, посёлков, городов.
Карты разных есть дорог,
Чтоб по ним ты ехать мог.
Если сели вы за парты,
Изучайте мира карты!
(И. Агеева)

Ты не бойся, бабушка!

Оказалось, бабушка, кружится Земля!
С нею люди кружатся, горы и поля!
Оказалось, кружатся солнышко с луной,
Все мои приятели кружатся со мной!

Ты ложишься, бабушка, вечером поспать,
А кровать-то кружится! Кружится кровать!
За стену ухватишься – выручай стена! –
А она-то вертится! Верится она!

А под нами, бабушка, есть другой народ –
Вверх ногами ходит он – и не упадёт.
Вот немного вырасту – полечу к нему.
Но не хмурься, бабушка, и тебя возьму!

Только знаешь, бабушка, ты уж не сердись,
Походить придётся нам головами вниз.
Постарайся, бабушка! Трудно. Ну и что ж!
За меня ухватишься – и не пропадёшь!
(С. Погореловский)

Полярный круг

Послушай, друг,
Бывает круг –
Кружок обычный просто,
А есть иной на карте круг,
Полярным он зовётся.

На Севере, на Севере,
За полярным кругом
Олени в тундре бегают
Вдогонку друг за другом.

Послушай, друг,
Бывает круг –
Спасательный к тому же.
Но знает лишь Полярный круг
О долгой зимней стуже.

На Севере, на Севере,
За Полярным кругом –
Раздолье нартам узеньким,
Раздолье снежным вьюгам.

Послушай, друг,
Бывает круг –
Ещё один, гончарный…
Но только ты попробуй, друг,
Шагни за круг Полярный!

На Севере, на Севере,
За Полярным кругом
Работа настоящая,
Морозы настоящие
И льдины настоящие –
Всегда к твоим услугам!
(М. Пляцковский)

Размышления у глобуса

Хоромы у меня невелики,
А шар земной вместили, как ни странно:
Здесь уместились все материки,
Четыре необъятных океана.

Верчу рукою глобус на столе,
Разглядываю страны и границы:
У толстяка на голубом челе
Палитра многоцветная искрится.

Что ни оттенок цвета, то народ;
Что ни страна, то новая окраска…
С материка на материк ползёт
И по морям плывёт моя указка.

Мне шар напоминает силача,
Чья голова укрыта облаками.
Глянь – свесилась Америка с плеча,
Сжал Азию он крепкими руками.

Льды Арктики на спину взгромоздил,
Полярную на лоб надвинул шапку,
Стопы на Антарктиде укрепил
И всю Европу крепко взял в охапку.

Всю Африку – на правое бедро,
Австралию – на левое колено;
Всё зло земли и всё её добро
Вращает неустанно, неизменно.
(Д. Содномдорж)

На что похожа Земля?

Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря.
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее.

Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет
С портретом поэта.
И чтобы как следует знать географию,
Вам следует знать МОЮ ФОТОГРАФИЮ!
(А. Усачёв)

Север, запад, юг, восток

Север, запад, юг, восток.
Я запутался чуток.
Разобраться помогите,
Мне понятно объясните,
Где, какая сторона,
Чтоб запомнилась она.

Если ты проснулся рано,
И в твоё окошко прямо
Лучик солнца заглянул,
По щеке твоей скользнул,
Подмигнул: пора вставать,
Утро доброе встречать,
Знай, окно твоё, дружок,
Смотрит прямо на ВОСТОК.

Солнце к ночи утомилось,
Целый день оно трудилось,
Нам тепло и свет даря.
Разливается заря,
Замедляет солнце бег
И уходит на ночлег,
Дрёма машет тихо лапой,
Сторона зовётся ЗАПАД.

Солнце жаркое в обед
С той сторонки шлёт привет.
И оно зимою даже
Из тепла узоры вяжет,
Летом вовсе, как утюг,
Сторона зовётся ЮГ.

В стороне той, каждый знает,
Солнце вовсе не бывает,
Ветер прячется холодный,
Но порою новогодней
Нам оттуда Дед Мороз
Шлёт подарков целый воз.
В стороне той тени бродят,
И метели хороводят,
У зимы в морозном зеве
Там живёт суровый СЕВЕР.

Схема устройства Земли

Раз – кружочек,
Два – кружочек,
Три – кружочек,
Снова круг.
Сколько разных оболочек!
Не Земля, а просто лук!

Земля устроена хитро
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ЯДРО,
Но не ядро от пушки!

Потом, представьте, МАНТИЯ
Лежит внутри Земли.
Но не такая мантия,
Что носят короли!

Потом – ЛИТОСФЕРА
(Земная кора).
Выбрались мы на поверхность,
Ура!

А посреди этой ЛИТО —
ГИДРОСФЕРА разлита.
ГИДРО не ГИДРА.
Еще иногда
Люди ее называют –
ВОДА!

Ну, а за этою сферой
Встречаемся мы с АТМОСФЕРОЙ.
(Это и воздух, и облака. )
А что там за ней? – Неизвестно пока!
(А. Усачёв)

Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот – белая лента,
Вот – синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса.
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней – в КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу ПОЛЯРНЫЙ увидите пояс.
А что означает пояс ПОЛЯРНЫЙ?
Там климат суровый и жутко коварный:
Холодные ветры летят как ножи,
И мерзнут медведи, и даже моржи.

Чуть ниже – пояс УМЕРЕННЫЙ,
И климат в нем тоже нужный:
Не то чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.

Еще ниже – пояс ТРОПИЧЕСКИЙ.
Там даже зимою тепло,
И снег видят люди, практически,
Не чаще, чем НЛО.

А в поясе ЭКВАТОРИАЛЬНОМ,
Самом жарком из поясов,
Все ходят в костюме купальном,
А дети и без трусов!

Зачем же наш глобус так разрисован,
Располосован
И распоясован?
Зачем? –
Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – Вода!
(А. Усачёв)

На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!
(А. Усачёв)

Северный холодный океан,
Это – Ледовитый океан.
Скованный морозом великан –
Ледяное поле.
А его вода так холодна,
Только тем и нравится она,
Для кого замерзшая страна –
Дом родной и воля.

Белые медведи и моржи,
Например, там очень любят жить,
А в тепле их даже не держи,
Жарко им ужасно.
Там, где стужа, где ветра и лед,
Где никто купаться не пойдет,
Там они ныряют круглый год.
Холодно? Прекрасно!
(Р. Алдонина ■ )

На свете много островов,
Так много, что не счесть.
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем ШЕСТЬ:
Африка, Америка
(Северная и Южная),
Австралия,
Евразия,
Антарктида
(Вьюжная).
Что такое Евразия?
Это — Европа плюс Азия:
Из двух частей света возник
Самый большой материк!

Вот планета наша – велика Земля!
Горы, океаны, реки и моря…

Сколько островов –
Всех их не перечесть!
А материков –
Всего лишь только шесть :

Евразия, Америка
(Северная, Южная),
Африка, Австралия,
Антарктида вьюжная.
(Л. Громова ■ )

Вот огромный великан,
Материк Евразия,
И куда ни глянь – во всем
Здесь разнообразие!

Озеро Байкал –
Чистое, глубокое,
Горы Гималаи –
Самые высокие.

Чем южней, тем жарче,
Просто – красота!
А на крайнем Севере
Вечно – мерзлота!

Вот Россия – милая
Родина моя,
Нет страны красивее, –
Точно знаю я!

Снег, метель, морозы,
Горы до небес,
Белые березы,
Да дремучий лес.

Вольные просторы,
Хлебные поля,
Реки и озера –
Русская земля!

Горы здесь Уральские
Делят всю Евразию
На Европу (слева),
И еще на Азию.

Вот Китай, вот Индия,
Ближе – Казахстан,
Турция, Туркмения,
Иран, Афганистан.

Все эти страны в Азии
Нашли себе приют,
Здесь климат очень жаркий,
Пустыни, горы тут.

Перейду к Европе я,
Стран здесь много тоже:
Знойная Италия –
На сапог похожа,

Швеция, Норвегия,
Англия, Германия,
Греция, Болгария,
Франция, Испания.

Эти страны развиты
Культурно и технически,
Климат здесь умеренный,
К югу – субтропический.

В Африке пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь воды-то мало!

А к экватору пойдешь –
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.

Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил –
В самой длинной речке Нил.

Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там – вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.

Стран различных – целый ряд:
Ливия, Египет, Чад,
Эфиопия, Заир,
Мавритания, Алжир.

Океан Индийский мы переплывем
И тогда в Австралию сразу попадем.

Необычный материк,
Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек
Здесь живет немало:
Белки, крысы, кенгуру
И медведь коала.

Вот ехидна, утконос –
Только здесь встречаются,
Попугаи, лирохвост
На ветвях качаются.

Америка

Вот она, Америка, –
Два материка:
Северная, Южная,
Все легко пока.

Штаты, Мексика, Канада
В Северной живут,
Ураганы и торнадо
Пролетают тут.

В Южной – вот Колумбия,
Чили, здесь – Бразилия,
Аргентина, Парагвай,
Перу и Боливия.

Речки есть большие,
Помнить это нужно:
Миссисипи – в Северной,
Амазонка – в Южной.

Тянутся высокие
Горы цепью дружно:
Кордильеры – в Северной,
Горы Анды – в Южной.

В Антарктиде холодно
И снежно круглый год.
Но не боится стужи
Пингвин – он там живет.

Летают буревестники,
Бакланы, альбатросы.
Да плавают тюлени –
Полярные матросы.

Налево – шаг, направо – шаг:
Кругом – сплошной песок!
Пустыня – это не пустяк
Ни вдоль, ни поперёк.

Внутри пустыни – пустота.
Она ничем не занята
Ни летом, ни зимою.
Одни барханы – там и тут,
Да иногда качнёт верблюд
Горбатою спиною.

За шагом – шаг, за шагом — шаг.
Пройти пустыню – не пустяк.
Ступаю осторожно.
Тут можно три часа бродить,
Зато уж ноги промочить
В пустыне невозможно.

И горло больше не болит,
И вообще – здоровый вид
Да только мама говорит:
– Ну на сегодня хватит!
Вот сорванец.
И как ты мог
Пойти в пустыню без сапог?!
А вдруг потоп! А вдруг поток.
Лежи-ка ты в кровати!

Поэзия на уроках географии

Разделы: География

Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо

Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма.

Преподаватели ищут различные пути решения этой проблемы. Один из них — использование художественной литературы на уроках географии.

Но этот путь не является абсолютно новым. В методической литературе по рассматриваемому вопросу имеются публикации. Так В.А. Камаева в статье «Использование художественной литературы на уроках географии VIII класса», приводит подборку стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь».

Л.С. Ульченко в статье «Поэзия на уроках географии» предлагает подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. Об использовании поэзии на уроках географии рассказывает В.Ф. Россеев. К стихам он предлагает и вопросы.

Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.

Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.

Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

В данном материале предполагается осветить варианты использования стихов, песен, частушек на уроках географии и во внеурочное время, а также на примерах проиллюстрировать привлечение учащихся к сочинению стихотворений о природе, родном крае и т.д.

Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.

Например, при изучении географии России особое внимание уделяется первому уроку.

Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину — значит знать её».

Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Затем перед учащимся ставятся вопросы:

  1. Какими океанами омывается Россия?
  2. Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?

О величине территории России можно узнать из стихотворения Н.Забила:

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Вопросы и задания:

  1. Что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?
  2. Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.

Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.

Например, формирование представления о природной зоне степи происходит с помощью первого куплета народной песни «Ой, ты степь».

Ой, ты, степь, широкая моя.
Степь, да степь — раздольные края.
Все твои дороженьки–пути
Трудно солнцу за день обойти.
Припев:
Широка ты, степь,
Широка ты, степь,
Широка ты, степь, широка.

А затем используем стихотворение И.З. Сурикова «Степь»

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчатся степью,
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две – три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, всё степь, как море…
И взгрустнётся поневоле
На таком просторе.

  1. Какой вы представили степь, дайте словесное описание.
  2. Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?
  3. Используя строки стихотворения, опишите рельеф и климат степи.

Дополнить представление о климате степи можно с помощью первого куплета русской народной песни «Степь, да степь кругом».

Степь, да степь кругом,
Путь далёк лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.

Замерзая, он, чуя смертный час,
Он товарищу отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой,
Схорони меня.

Из данных строк можно сделать вывод, что зимой погода бывает ветреной, морозной.

Тема «География моей местности».

На первом уроке перед изучением этой темы читаем следующее стихотворение:

Стихи о Родине
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть маленькое солнце.
На Родине заботы не томят;

На Родине и радостней поётся.
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом,
где он родился,
А где родился,
там и пригодился —
Вот так у нас в народе говорят.
У каждого есть Родина своя,
А Родина солгать не позволяет;
А если я встречаюсь с негодяем,
То Родина мне силы умножает.
У каждого есть родина своя,
А Родина для каждого святая.
Николай Дружков.

Особенно важно при изучении географии родного края привлечение местного материала.

Мой родной Соликамск.
На вольном просторе на Камском
Есть город, в который влюблён,
Его нарекли Соликамском,
Как Родина дорог мне он.
Припев:
Соликамск – это соль и бумага,
И напев седой старины.
Это наша любовь и отвага
И рабочая гордость страны!
Стоят величаво соборы
В кругу заводских корпусов.
Синеют над Камой узоры
Могучих уральских лесов.
В. Солупаев.

Красота родного края воспевается и в частушках жительницы г. Соликамска Марии Жёлтышевой.

Ох, над Камой небо синее,
Места у нас красивые,
Луга у нас раздольные,
Зелёные, привольные.

По–над Камою до голубых небес
Красота моя — уральский лес.
Много ягод в нём, много есть грибов,
Больше нет нигде таких лесов.

Наша Вишера очень быстрая,
Вода холодная и чистая,
Горы славные — Полюд, Ветлан,
Если не были, побывайте там.

  1. Чем богаты леса нашего края?
  2. Какие реки протекают по его территории?

Поэтические образы способствуют формированию надпредметных умений и навыков, пробуждают фантазию школьников, создают условия, при которых дети стремятся к творчеству, испытывают потребность работать с художественной литературой и узнавать новое. Сами пишут стихи, что способствует привитию любви не только к географии, но и к поэзии, к родному краю.

Рассмотрим несколько примеров. Так ученица 7-го «А» класса Янкина Лиза после экскурсии на Ветлан написала такое стихотворение:

На Ветлане побывали, ещё больше мы узнали.
Необъятный край ты мой, мой любимый и родной.
И в осенний день прекрасный, он зелёный, желтый, красный.
Пахнет елью и сосной край любимый и родной.
Реки полны разной рыбы, лес — грибами, мошкарой…
Посетите край мой милый, край любимый и родной.

У Олеси Петровичевой сложился свой образ России. Вот её стихотворение:

Как Россия необъятна:
Города и тут и там.
Почему – нам не понятно —
Столько много разных стран,
Округов, краёв, республик,
Автономных областей?
Все в состав России входят,
Крепко дружат они с ней.
Люди дружат меж собою,
Приезжают в округ, край.
Ты гордись своей страною,
Знай, люби и почитай!

Прочитав брошюру «Вишерский край – особо охраняемые территории» (г. Соликамск, 2002), Олеся сложила легенды.

Легенды Вишерского края
«Расскажи мне, камень Говорливый,
Про природу эту сказ красивый.
Есть ли здесь, что сердцу интересно,
Чтоб душа запела, словно песня?
Край, где воздух чистый и хрустальный,
Где река и водопад зеркальный,
Где во мху кедровки ради смеха
Спрятанные кушают орехи.
Есть тому отдельная легенда.
Ею разрядим cейчас беседу.
Свой запас кедровка в мох запрячет,
Их нечётное число. А как иначе?
Чтоб найти местечко то зимою.
Четным вместе хорошо – не скрою.
А один, нечётный, плачет тяжко:
Страшно, одиноко ведь бедняжке.
И по плачу узнает кедровка,
Где запас, запрятанный так ловко.
Но охотник и соперник есть у птички-
Маленькая мышка – невеличка.
Коли зёрнышко плаксивое съедает,
То оставшиеся прорастают.
Гордостью становятся Урала,
Ведь земля таких и не видала».
Шумный вздох раздался великана,
И поведал мне рассказ он данный:
«Меж скалистых гор бежит речушка,
Но нельзя назвать её девчушкой-
Вишера- красавица строптива,
А весною, грозная, — бурлива.
И лазурь небесная играет,
Вишеру теплом обогревает.
Охраняют реку часовые-
Камни – стражники Береговые,
Чтоб красавица беды не знала,
Вдаль себе спокойно утекала.
Под надзором Вишере привольно.
Но особенно она довольна
Тем, что за неё борьба проходит:
Два богатыря и глаз не сводят.
Кто получит её руку с сердцем,
Сможет её водами согреться.
У подножья этих исполинов
Выросла кедровая дружина.
/Из тех зёрен, спрятанных кедровкой,
Что оставила соперница полёвка/
Двое их- Полюд с Ветланом вместе
Всё не могут поделить невесту.
Вишера сей выбор сделать не может:
Есть один, но тот, другой, — дороже
Вот и слёзы проливает часто.
А зовут в народе их алмазы.
Первый найден был назад с полвека…
И пошла беда на человека.
Прииски найти они пытались,
Но за это жизни все лишались.
И живётся здесь порой несладко:
До сих пор гуляет лихорадка.
Слёзы Вишеры есть плод запретный.
Памятник особый – заповедный.
Вот уральский сказ тебе об этом», —
Говорит мне камень. Но секретом
Он легенду эту не считает.
«Каждый житель здешний её знает!»-
Подтверждает камень Помянённый.
Помнит он детали сказки оной.
Почему он носит это имя?
Потому что помнит он поныне
Всех, кто сослан был сюда, безвинных,
Тех душой и сердцем людей сильных.
Ведь смогли они прижиться здесь навечно
Средь болот и комаров беспечных!
Этот камень – памятник тем людям,
Чью мы память ворошить не будем.
Всё как есть, и как всё это было,
Я вам в этих строчках изложила.
Олеся Петровичева, 11-й класс

Теперь на уроках можно использовать и стихи учащихся нашей школы.

Благодаря поэтической географии учащиеся смогут познать удивительный мир природы: пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что они являются гражданами России.

Библиографический список

  1. Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.
  2. Лазаревич К.С. Поэтическая география. Газ. «География» 1997. № 9.
  3. Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6.
  4. Стихи и песни о Соликамске. Соликамск, 1980.
  5. Удинцева С.П. Воспитание на уроках географии. //География в школе. 2001. №4.
  6. Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.

Стихи, цитаты про географию

География — та арена, на которой

проходит человеческая жизнь.

Совсем не о географии

Афоризмы, цитаты, высказывания Хаббард Элберт

(коротко и ясно, конкретно и логично)

 Смейся с другими, не над другими.

 Горе можно снести одному, но для радости нужны двое.

 Полигамия — попытка извлечь из жизни больше, чем в ней есть.

 У свободного ума должен быть только один полицейский — ирония.

 Гений имеет свои границы; глупость свободна от подобных ограничений.

 Женщина вывела мужчину из рая, и только женщина может вернуть его в рай.

 Не принимайте жизнь слишком всерьез. Вам все равно не уйти из нее живым.

 Истинное одиночество — это присутствие человека, который тебя не понимает.

 Никто так не нуждается в отпуске, как человек, только что вернувшийся из отпуска.

 Лучшая служба, которую может сослужить вам книга, это не только сообщить истину, но и заставить задуматься над ней.

 Каждый из нас бывает дураком по крайней мере пять минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит.

 Немного больше настойчивости, еще немного усилий, и то, что казалось безнадежной неудачей может обратиться в славный успех.

 Величайшая ошибка в жизни, которую вы можете допуcrить, это пребывание в постоянном страхе перед возможностью совершить ошибку.

 Для того, чтобы избежать критики, нужно ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть.

 Друг — это тот человек, который знает о вас все и не перестает при этом любить вас.

 Если вам нечем ответить своему оппоненту, не все потеряно: вы можете сказать ему, что вы о нем думаете.

 Здоровыми быть естественно, потому что мы являемся частью природы. Природа старается изо всех сил поддерживать нас в хорошем состоянии, потому что она нуждается в нас для своих дел.

 Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

 Чудо — событие, описанное людьми, услышавшими о нем от тех, кто его не видел.

 Инициатива — это когда человек делает то, что нужно, хотя никто его об этом не просил.

 Путь к успеху — это служение человечеству; никакими иными путями добиться успеха невозможно. Эта истина настолько проста и доступна, что ее понимают даже простые крестьяне.

 Хорошо выполненная работа приносит огромную, восхитительную, ни с чем несравнимую радость

 Самая большая ошибка это боязнь совершить ошибку.

 Каждый день мы привносим что-то в свой характер, а чтобы характер стал прекрасным, мы должны быть добры к другим людям и приносить им пользу.

 То, что не служит другим, умирает.

 Говорите о других людях только хорошее, если уж вы вообще заговорили о них.

 Характер — это результат двух вещей: внутреннего отношения к миру и того, как мы проводим свое время.

 В глубине души мудрецы знают эту истину: единственный способ помочь себе — это помогать другим людям

 Горе можно снести одному, но для радости нужны двое.

 Человек — венец творения; а кто это сказал?

 Никогда не оправдывайтесь — вашим друзьям ваши оправдания не нужны, а ваши враги им все равно не поверят. – с какой стати оправдываться?

 Одна машина может сделать работу пяти обычных людей; ни одна машина не сделает работу одного незаурядного человека.

О географии
География – самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней.
А. Казанцева
География – это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли.
В. Кротов
Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями.
С. Забелин

Географическая карта
Карта – альфа и омега географии.
Н.Н. Баранский
Карта – второй язык географии.
Н.Н. Баранский
Микроскоп и телескоп увеличивают, а карта уменьшает.
Градусная сеть это уличная сеть земного шара.
Меридианы и параллели на карте – то улицы и переулки в городе.
Изучить географию без учебника трудно, а без карты невозможно.
Карта есть то удивительное изучение земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар проведения.
Ю.М. Шокальский

Глобус – уменьшенная модель Земли. М. Бехайм

Карта – язык географии. Без карты нет географии. Н.Н. Баранский

О любви к родине.

Милая светлая Родина! Вся наша безграничная сыновья любовь в…тебе, все наши помыслы – с тобой.
М.А. Шолохов
Я душевно люблю русский народ и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе.
В.Г. Белинский
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя
Назвать матерью…
И.С. Никитин
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись: горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится.
И.С. Тургенев
Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.
М.Е. Салтыков – Щедрин
Любить свою Родину, значить знать её.
В.Г. Белинский

Литосфера.

Горы – морщины планеты.
Вулканы – окна в недра Земли.
Лакколит – неудавшийся вулкан.
Землетрясение – пульс планеты.
Дарьяльское ущелье – ворота в Кавказском хребте.
Вулканы – огнедышащие горы.

О полезных ископаемых.

Ильмень – рай для минерологов и геологов.
Титан – вечный металл.
Пемза – застывшая каменная пена.
Асбест – горный лен.
Драгоценные камни – цветы земных недр.
Соль – съедобный минерал.
Хибины – главный цех плодородия страны.
Нефть – королева ископаемых, а её трон – Западная Сибирь.
Сланец – коричневатое золото Эстонии.
Фосфор – элемент жизни и мысли.
А.Е. Фереман
Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь.
П.П. Бажов
Гидросфера.

Океаны и моря – голубая нива.
Морская вода – жидкая руда.
Тихий океан – Средиземное море будущего. А. И Герцен
Гольфстрим – водяное отопление Европы.
Куросио – японский Гольфстрим.
Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан.
Течения – реки океанов.
Приливы и отливы – пульс Мирового океана.
Волга – главная улица «европейской России».
Река – это дорога, водопровод и двигатель.
Реки – дети рельефа и климата.
Миссисипи – американская Волга.
Амазонка – пресноводное море Южной Америки.
Иртыш – река русской истории Сибири.
Ангара – дочь Байкала.
Днепр – Волга Украины.
Дунай – река восьми государств.
Раздан – закавказская Ангара.
Кура – закавказская Волга.
Иссык-Куль – заоблачное море.
Севан – американский Байкал.
Баскунчак – всесоюзная солонка.
Байкал – чудо природы во всех отношениях. С. Берг
Вода – чудесный дар природный, живой, текучий и свободный… А. Усачев
Вода! У тебя ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери

Атмосфера.

Снеговой покров – одеяло для озимых.
Атмосфера – броня планеты.

Природа. Разнообразие природы.

В тундре не грибы под березами, а березы под грибами.
Лес – аптека природы.
Лес – зеленое золото.
Лианы – растительные удавы.
Муравьи – санитары лесов.
Бамбук – чемпион роста.
Эвкалипты – живые насосы.
Варан – крокодил песков.
Такыры – паркет пустыни.
Туган – джунгли Средней Азии.
Сайгак – живое ископаемое.
Ковыль – степной шелк.
Все земли перед тобой убоги… О пустыня!
Саади
Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
И.В.Гёте
Леса – легкие планеты.

Экономические районы России.

Центрально-Черноземный район – белое пятно на карте энергетических ресурсов России.
Предкавказье – край живой воды.
Урал – кладовая полезных ископаемых.
Сихоте-Алинь – дальневосточный Урал.
Дальний Восток – главный рыбный цех страны.
Карелия – республика гранита и озер.
Минусинская котловина – сибирская Украина.
Якутия – республика алмазов и золота.
Центральный район – район-локомотив.
Дагестан – страна десятков языков и наречий.

Отрасли хозяйства.

Станкостроение – сердцевина машиностроения.
Машиностроение Кузбасса смотрит в шахты.
Пластмассы – незаменимые заменители.
Бумага – хлеб культуры.
Цемент – клей для камня.

Цемент – хлеб строительства.
Серная кислота – хлеб для химии.
Текстильная промышленность – тяжёлая индустрия лёгкой промышленности.
Лёгкая и пищевая промышленность – индустрия для всех.
Земля – мать, солнце – отец, вода – кормилица урожая.
Микроудобрения – витамины плодородия.
Эрозия – смерть почвы.
Рис – хлеб Азии.
Гречка – северный рис.
Бобовые – копилка азота.
Кукуруза – рекордсмен роста.
Картофель – второй хлеб.
Лён – северный шёлк.
Шерсть – пушистое золото.
Каракуль – роза пустынь.
Транспортные магистрали – кровеносная система организма народного хозяйства.
Трубопроводы – наземный транспорт без колёс.
Порты – морские двери в другие страны.
Реки Сибири – подземные пути к морям Северного Ледовитого океана.

О зарубежных странах.

Англия – морской перекрёсток Европы.
Куба – сахарный остров.
Хоккайдо – японская Сибирь.
Ольстер – пасынок Англии.
Канада – американская Сибирь.
Крит – непотопляемый авианосец НАТО.
Филиппины – страна семи тысяч островов.
ЮАР – страна алмазов, золота.
Ватикан – государство в государстве.
Швейцария – страна-банкир, страна-отель.
Норвегия – страна рыбаков и китобоев.
Панама – страна одного канала.
Аппалачи – американский Урал.
Калифорния – американский Крым.
Флорида – американская Колхида.
Азербайджан – республика черного и белого золота.
Молдавия – страна садов и виноградников.
Колхида – парник под открытым небом.
Нью Йорк – город жёлтого дьявола.
Великобритания – страна туманов.
Исландия – страна действующих и потухших вулканов.
Финляндия – страна болот.
Канада – страна кленового листа.
Япония – страна восходящего солнца

Экология.

Земля может удовлетворить потребность, но не жадность каждого. Махатма Ганди
Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.
Ю. Гагарин
Патриотизм (от греческого) – родина, любовь к ней.
Энциклопедический словарь
Если ты планируешь будущее всего на 1 год, то сей зерно. Если ты рассчитываешь на 10 лет, сажай дерево. Если ты рассчитываешь на 100 лет, обучай народ.
Китайская мудрость.
Земля – наш Дом и дом всех живых организмов. Сама Земля – живое существо.
Декларация Земли.
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Рене Декарт
Что может быть милей бесценного родного края.
Н.М.Языков

Спасибо Голубчиковой Г. В. — учителю географии МБОУ «Преображенская ООШ»

Стихи о географии как науке

Физическая география 🙂

«Земля имеет форму шара», —
Однажды заключил мудрец,
За что его постигла кара,
И страшен был его конец.
Мир оказался не готов
Жить без поддержки трех китов.

— Дети, кто знает, что обозначает
Вот этот шар, посаженный на кол?
— Это чучело Земли.
— Тебе кол.
— Нет, это не чучело,
А такая земляная голова.
— Тебе два.
— Нет, это настоящая Земля,
Но картонная только.
— Тебе тройка.
— Я знаю, синее — это вода,
А коричневое — это земная корка.
— Четвёрка.
— Это модель Земли,
Только уменьшенная в сто раз.
Если посмотреть в микроскоп,
Можно увидеть себя
И весь наш класс.
Это круглая карта,
Внутри пустая,
Её можно пальцем вращать.
— Пять!
(О. Григорьев)

Жил юноша некий в Москве,
Он в сквере гулял по траве,
И думал: — в Америке
В каком-нибудь скверике
Ходил бы я на голове!

Три храбрых таракана
Отправились в поход:
Моря и океаны
Переходили вброд,
Ползли через обвалы,
Сквозь тундру и снега,
Туда, где не ступала
Еще ничья нога.

Три путешественника шли
К неведомому берегу.
И на рассвете вдруг нашли.
Ура! Нашли Америку!

Великое событие —
Америки открытие! —
Подпрыгнули приятели:
— Мы — первооткрыватели!

Один сказал: — Нарочно
Нам врут учителя.
Теперь я знаю точно:
КВАДРАТНАЯ — земля!

Другой кивнул: — Как тумба.
Воскликнул третий: — Да!
А ихнего Колумба
Не видно и следа.

Тут в класс ученики вошли.
Загрохотали парты.

И покорители Земли
Удрали мигом с карты.
(А. Усачев)

На что похожа Земля? 🙂

Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря.
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее.

Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет
С портретом поэта.
И чтобы как следует знать географию,
Вам следует знать МОЮ ФОТОГРАФИЮ!
(А. Усачёв)

У меня появилась идейка:
Ведь индейка – совсем не индейка!
Капитан Америго Веспуччи,
В географии – неуч дремучий,
Подошел к мексиканскому берегу
И за Индию принял Америку.
С географией вышла промашка.
А индюшка – америкашка!

Полушария земли: северное, южное,
Разбежаться б не могли,
Даже, если нужно им —
Ведь меридианну сеть
Разорвать им не суметь.

На уроке географии 🙂

«Антон, что длинней – Волга или Ока?»
Ну как же такого не знать пустяка!
«Любому известно, что «Волга» длинней,
Не зря у неё вдвое больше дверей!»

Предлагаю разобраться с далью,
Дабы неповадно было впредь.
Лондон, это — тоже Забайкалье,
Если из Хабаровска смотреть.

Говорят, что, мол, Тур Хейердал
о папирусе книгу издал.
Будто б делать могли
из него корабли,
и наш предок на Марс в них летал.

Говорят, что ученый Кусто
книг прочел тыщ, наверное, сто.
Он читал их везде —
в лифте, в баре, в воде,
даже в пасти акулы — и то.

«Мореплаватель Васко да Гама! —
наезжала на отпрыска мама. —
Сплавал в Индию б, что ль!
В кладовой одна соль,
А корицы с ванилью — ни грамма!»

Говорят, у Миклухо-Маклая
жуть жена была — злая-презлая.
С тещей вовсе атас.
И сбежал как-то раз
к людоедам он в поисках рая.

Стихи и цитаты про географию

География — та арена, на которой

проходит человеческая жизнь.

О географии География – самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней. А. Казанцева География – это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли. В. Кротов Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями. С. Забелин Географическая карта Карта – альфа и омега географии. Н.Н. Баранский Карта – второй язык географии. Н.Н. Баранский Микроскоп и телескоп увеличивают, а карта уменьшает. Градусная сеть это уличная сеть земного шара. Меридианы и параллели на карте – то улицы и переулки в городе. Изучить географию без учебника трудно, а без карты невозможно. Карта есть то удивительное изучение земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар проведения. Ю.М. Шокальский

Глобус – уменьшенная модель Земли. М. Бехайм

Карта – язык географии. Без карты нет географии. Н.Н. Баранский О любви к родине. Милая светлая Родина! Вся наша безграничная сыновья любовь в…тебе, все наши помыслы – с тобой. М.А. Шолохов Я душевно люблю русский народ и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе. В.Г. Белинский Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя Назвать матерью… И.С. Никитин Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись: горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится. И.С. Тургенев Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. М.Е. Салтыков – Щедрин Любить свою Родину, значить знать её. В.Г. Белинский Литосфера. Горы – морщины планеты. Вулканы – окна в недра Земли. Лакколит – неудавшийся вулкан. Землетрясение – пульс планеты. Дарьяльское ущелье – ворота в Кавказском хребте. Вулканы – огнедышащие горы.

О полезных ископаемых. Ильмень – рай для минерологов и геологов. Титан – вечный металл. Пемза – застывшая каменная пена. Асбест – горный лен. Драгоценные камни – цветы земных недр. Соль – съедобный минерал. Хибины – главный цех плодородия страны. Нефть – королева ископаемых, а её трон – Западная Сибирь. Сланец – коричневатое золото Эстонии. Фосфор – элемент жизни и мысли. А.Е. Фереман Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. П.П. Бажов Гидросфера. Океаны и моря – голубая нива. Морская вода – жидкая руда. Тихий океан – Средиземное море будущего. А. И Герцен Гольфстрим – водяное отопление Европы. Куросио – японский Гольфстрим. Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан. Течения – реки океанов. Приливы и отливы – пульс Мирового океана. Волга – главная улица «европейской России». Река – это дорога, водопровод и двигатель. Реки – дети рельефа и климата. Миссисипи – американская Волга. Амазонка – пресноводное море Южной Америки. Иртыш – река русской истории Сибири. Ангара – дочь Байкала. Днепр – Волга Украины. Дунай – река восьми государств. Раздан – закавказская Ангара. Кура – закавказская Волга. Иссык-Куль – заоблачное море. Севан – американский Байкал. Баскунчак – всесоюзная солонка. Байкал – чудо природы во всех отношениях. С. Берг Вода – чудесный дар природный, живой, текучий и свободный… А. Усачев Вода! У тебя ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете. Антуан де Сент-Экзюпери Атмосфера. Снеговой покров – одеяло для озимых. Атмосфера – броня планеты. Природа. Разнообразие природы. В тундре не грибы под березами, а березы под грибами. Лес – аптека природы. Лес – зеленое золото. Лианы – растительные удавы. Муравьи – санитары лесов. Бамбук – чемпион роста. Эвкалипты – живые насосы. Варан – крокодил песков. Такыры – паркет пустыни. Туган – джунгли Средней Азии. Сайгак – живое ископаемое. Ковыль – степной шелк. Все земли перед тобой убоги… О пустыня! Саади Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И.В.Гёте Леса – легкие планеты. Экономические районы России. Центрально-Черноземный район – белое пятно на карте энергетических ресурсов России. Предкавказье – край живой воды. Урал – кладовая полезных ископаемых. Сихоте-Алинь – дальневосточный Урал. Дальний Восток – главный рыбный цех страны. Карелия – республика гранита и озер. Минусинская котловина – сибирская Украина. Якутия – республика алмазов и золота. Центральный район – район-локомотив. Дагестан – страна десятков языков и наречий. Отрасли хозяйства. Станкостроение – сердцевина машиностроения. Машиностроение Кузбасса смотрит в шахты. Пластмассы – незаменимые заменители. Бумага – хлеб культуры. Цемент – клей для камня. Цемент – хлеб строительства. Серная кислота – хлеб для химии. Текстильная промышленность – тяжёлая индустрия лёгкой промышленности. Лёгкая и пищевая промышленность – индустрия для всех. Земля – мать, солнце – отец, вода – кормилица урожая. Микроудобрения – витамины плодородия. Эрозия – смерть почвы. Рис – хлеб Азии. Гречка – северный рис. Бобовые – копилка азота. Кукуруза – рекордсмен роста. Картофель – второй хлеб. Лён – северный шёлк. Шерсть – пушистое золото. Каракуль – роза пустынь. Транспортные магистрали – кровеносная система организма народного хозяйства. Трубопроводы – наземный транспорт без колёс. Порты – морские двери в другие страны. Реки Сибири – подземные пути к морям Северного Ледовитого океана. О зарубежных странах. Англия – морской перекрёсток Европы. Куба – сахарный остров. Хоккайдо – японская Сибирь. Ольстер – пасынок Англии. Канада – американская Сибирь. Крит – непотопляемый авианосец НАТО. Филиппины – страна семи тысяч островов. ЮАР – страна алмазов, золота. Ватикан – государство в государстве. Швейцария – страна-банкир, страна-отель. Норвегия – страна рыбаков и китобоев. Панама – страна одного канала. Аппалачи – американский Урал. Калифорния – американский Крым. Флорида – американская Колхида. Азербайджан – республика черного и белого золота. Молдавия – страна садов и виноградников. Колхида – парник под открытым небом. Нью Йорк – город жёлтого дьявола. Великобритания – страна туманов. Исландия – страна действующих и потухших вулканов. Финляндия – страна болот. Канада – страна кленового листа. Япония – страна восходящего солнца Экология. Земля может удовлетворить потребность, но не жадность каждого. Махатма Ганди Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её. Ю. Гагарин Патриотизм (от греческого) – родина, любовь к ней. Энциклопедический словарь Если ты планируешь будущее всего на 1 год, то сей зерно. Если ты рассчитываешь на 10 лет, сажай дерево. Если ты рассчитываешь на 100 лет, обучай народ. Китайская мудрость. Земля – наш Дом и дом всех живых организмов. Сама Земля – живое существо. Декларация Земли. Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Рене Декарт Что может быть милей бесценного родного края. Н.М.Языков

Читать еще:  Как читать стихи бродского
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector