Стихи о прекрасной даме о чем
Краткий анализ: Блок, “Стихи о прекрасной даме”
Русские поэты нередко посвящали свои стихотворения реальным или вымышленным объектам любви и обожания. Ими становились, таким образом, как самые обыкновенные женщины, так и неземные музы из мира грёз. Однако были случаи, когда в одном гармоническом единстве две ипостаси женственности сливались в символическое целое, и это целое для поэта становилось крайне важным, основополагающим, первостепенным. Именно такой лирике будет посвящен настоящий анализ. Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» которого до сих пор будоражат сердца, создал нетленный, живой образ, а потому не поговорить о нём нельзя.
История создания сборника
Лирический цикл о великой любви, посвященный лучшей из женщин, создавался поэтом в период с 1897 по 1904 год. Это было временем развития бурного, но напряженного, нервного романа Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой, всю гамму чувств к которой Александр Александрович, словно исповедуясь, и отразил в стихотворениях сборника. Благовоспитанная и хорошо образованная Люба заставляла поэта бросаться от холодности к ревности, от одержимости к равнодушию, от счастья к радости. В стихотворениях же Блока, который относил себя к направлению символизма, вся палитра любовных эмоций приобретала ещё большее значение, возводилась к недоступным для сознания рядового обывателя пределам.
Но это ещё не всё, что предварит дальнейший анализ. Блок («Стихи о Прекрасной Даме» – это первый стихотворный сборник на счету поэта) относился к возлюбленной очень неоднозначно: он считал, что земная, плотская близость двух людей является препятствием для слияния душ, в то время как Любовь хотела простого женского счастья. Возможно, такое влияние на поэта оказал его негативный интимный опыт: физическая связь, по мнению Блока, могла иметь место только с проституткой, а в случае с достойной женщиной это в его сознании отождествлялась с пороком.
Как бы там ни было, они познакомились ещё в юности: ей было 16, ему – 17. Их общение, дружба и даже взаимная симпатия оказались прерваны, но впоследствии судьба свела их снова, и Александр Александрович увидел в этом таинственное предзнаменование, знак, посланный свыше. Они поженились, хотя счастье их оказалось шатким, непрочным: Люба всегда умоляла мужа оставит мистику и целовать её не на страницах книг, а в реальной жизни.
Кто она – Прекрасная Дама?
Без описания характера Любви Менделеевой не может состояться и сам анализ. Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» которого в некоторой степени сыграли с девушкой злую шутку, одухотворил и идеализировал её образ настолько, что за ним потерялась реальная, земная, интересная личность. Люба была серьёзна, строга, неприступна, а вместе с тем остроумна, спокойна, радостна. Золотоволосая и румяная, внучка великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева не могла и не хотела тратить всю жизнь на поиски таинственных смыслов любви «позера с повадкам фата», как сама она однажды назвала Блока.
Все окружение поэта также видело в ней воплощение вечной, идеальной женственности, в связи с чем на разный манер истолковывало её жесты, поведение, настроение, наряды. Брак Александра Александровича и Менделеевой считался священной мистерией, способной даровать, по мнению В. Соловьёва, очищение миру. Находились и те, кто в Любви усматривал исключительно отрицательные свойства: так, Анна Ахматова именовала её «бегемотом, поднявшимся на задние лапы», и считала набитой дурой. Женщина стала буквально заложницей сложившейся ситуации. В результате она нашла то, что искала – любовь, понимание, поддержку… Но не в муже, а в другом мужчине.
Борьба двух (и более) рыцарей
Это последняя история, которая предварит стихотворный анализ. Блок, стихи о Прекрасной Даме которого не могли удовлетворить ту, которой они были посвящены, скоро оказался «за бортом»: у Любви, чувствовавшей себя ненужной и забытой, завязались отношения с близким другом мужа, поэтом Андреем Белым. Эта связь была окончательно прервана лишь в 1907 году. Впоследствии Люба вступила в неофициальные отношения с Г. Чулковым, от которого на свет даже появился ребёнок. Блок, всё это время продолжавший оставаться законным мужем Менделеевой, согласился стать отцом малыша, так как своих детей он иметь не мог, однако мальчик умер спустя чуть более неделю после своего рождения.
А что же поэт?
Сам Александр Александрович также не был безгрешен: он был замечен в связи с актрисой Н. Волоховой, которую Любовь даже просила взять на себя заботы о Сашеньке, т. к. он «нервен» и «к нему нужен особый подход». В итоге Волохова решила прервать свое присутствие в жизни этой странной семьи. Александр Александрович умер в 1921 году, Менделеева – спустя 18 лет после супруга. В течение оставшейся жизни замуж она больше не выходила.
Разделы сборника и ключевые стихотворения цикла. «Ветер принес издалека…»
Итак, как же воплотил в жизнь свое мировоззрение Блок? «Стихи о Прекрасной Даме» (анализ стихотворения, и не одного, будет представлен далее) как сборник открывается циклом «Ante Lucem», что в переводе с латинского означает «до света». Лирический герой здесь – потерянный, одинокий человек, блуждающий во мраке. Он оторван от мирского счастья и радости, не способен их испытать. Отчетливо прослеживается концепция двоемирия: творец с поэтическим мышлением и глубокой романтической душой хочет познать запредельные, небесные тайны, и в этом противостоит толпе, обитающей в ничем не примечательной земной плоскости.
Цикл стихов о Прекрасной Даме (Блок), анализ которых требует тщательного подхода, является второй и центральной частью одноименного сборника. Здесь все еще нет чувства реальности, стабильности, но творец обретает надежду – бесплотная, неясная, Прекрасная Дама должна спасти его, наполнить существование смыслом. Наблюдается трансформация средневекового мотива рыцарского служения.
Как же выглядят стихи о Прекрасной Даме? Александр Блок, анализ жизни и творчества которого уже был частично разобран, создал, например, стихотворение «Ветер принес издалека…», которое ассоциируется с ветром перемен, динамикой, изменением, перерождением. Непреходящая, мертвенная ночь из стихотворений первого цикла начинает играть новыми красками – читатель словно ощущает скорое наступление весны, слышит песни, различает цвета. Нет, Прекрасной Дамы здесь еще нет, но все говорит о ее скором приходе, о разрушении оков одиночества лирического героя, об обновлении.
«Вхожу я в темные храмы…»
Что же представляют собой наиболее значительные стихи о Прекрасной даме (Блок)? Анализ, кратко или полно описанная история появления сборника, упор на биографию поэта – ни в одном из разделов нельзя обойтись без лирического произведения «Вхожу я в темные храмы…». Написанное в 1902 году, оно являет собой квинтэссенцию символизма и мистики. Здесь читатель опять сталкивается с неопределенностью, бесплотностью описываемого образа, хотя определенность в портрете Дамы иногда встречается, например, в стихотворении «Она стройна и высока…».
Здесь же мы сталкиваемся с мотивом ожидания и… страха. Лирический герой жаждет встречи, но боится того, что она принесет ему, боится оказаться недостойным. Не случайно местом ожидания в произведении является церковь – это только возвеличивает одухотворенность Прекрасной Дамы, её кристальную чистоту и святость.
Завершающая часть сборника
Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (Блок), анализ которого был подробно представлен в этой статье, закрывается циклом «Распутья». Здесь отчетливо проявляются мотивы безысходности, растерянности лирического героя, тревоги, все более становится явным преобладание реалистических составляющих. Поднимаемые социальные проблемы (в стихотворениях «Фабрика», «Из газет», «Все ли спокойно в народе. ») остаются без разрешения.
Мотив «конца мира» становится главенствующим: лирический герой, да и сам поэт, больше не надеется на спасение, на приход Прекрасной Дамы, на возможность очищения и перерождения. Он отстраняется от бездуховного существования и более не участвует в происходящем.
Анализ цикла стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» (А. А. Блок)
Анализ цикла стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»
(А. А. Блок) необходим в рамках знакомства с творческим путем поэта.
Творчество А.А. Блока относится к такому течению в литературе и в искусстве в целом, как символизм, характеризующимся новаторством в использовании символов. Характерными приемами символизма стали недосказанность, тайна, загадка. Блок – один из самых ярких представителей символизма, и в то же время, можно точно сказать, что он, несмотря на приверженность этому течению, шел по своему, особому, пути раскрытия образов и использования символов в творчестве.
А. Ахматова назвала А. Блока «трагическим тенором эпохи», и особенно ярко прослеживаются темы, идеи, мотивы и настроения блоковского символизма в цикле стихов о Прекрасной Даме. Именно в этом цикле встречает читатель влияние символизма и творчества Тютчева, Фета и Полонского на творческую деятельность одного из величайших русских писателей. Стихи эти также созвучны взглядам и идеям философа и поэта А. Соловьева. Все основные идеи о приближающейся мировой катастрофе, учение о Мировой Душе и о Вечной Женственности мы встречаем в «Стихах о прекрасной Даме».
Первая публикация «Стихов о Прекрасной Даме», самым лучшим творением Блока, вышла в 1904 году. Книга создавалась легко и быстро, вероятно, оттого, что муза способствовала вдохновению поэта. Поэтому в книге главы расположены в хронологическом порядке, в отличие от следующих, где стихи разделены в соответствии со смыслом и с тематикой.
Хотя и нельзя не отметить тот факт, что поэтический цикл автобиографичен, ведь все стихи в нем писатель посвятил своей музе и тогда еще будущей жене Л. Менделеевой, это посвящение завуалировано, образ женщины размыт и как бы спрятан за туманной дымкой. На протяжении всего цикла лирическая героиня одна, но читатель видит ее в разных ипостасях: в космическом образе Души мира, в религиозном — Царицей Небесной и в бытовом — нежной, но слегка высокомерной женщиной.
Так, прекрасная дама Блока сочетает в себе земные и божественные черты, таит неизведанное и манит к себе. Но лейтмотивом цикла стало стремление к свету, который характерен для многих поэтов-символистов. Например, в стихотворении поэта Анненского «Среди миров» перед читателем женщина и есть свет. Вот и блоковская Прекрасная Дама светит для него ярче солнца.
Вступление книги играет роль пролога, в котором поэт сообщает об основных мотивах стихотворного цикла. И первый мотив, который звучит во вступлении – мотив духовного совершенствования лирического героя: «Отдых напрасен. Дорога крута…», — пишет поэт в первой строке. И среди этих размышлений спускается на землю Царица, неземное существо, чуждое земному миру. При ее появлении все вокруг замирает: «заря замерла», начинает гореть красным пламенем и, как апофеоз – стремится ввысь: «Купол стремится в лазурную высь…», знаменуя собой и постоянное стремление поэта к духовному росту.
Явление Царицы на землю – второй основной мотив, обозначенный во вступлении.
Центральным стихотворением сборника традиционно считается «Вхожу я в темные храмы…». В стихотворении царит атмосфера волнительного ожидания «Святой» «Вечной жены», прекрасным томлением переполнено сердце лирического героя, дрожащего от скрипа дверей. Но читатель не увидит описания женщины, мы можем только представить космический лик, озаренный мерцанием лампадки, бегущими по карнизам сказками, снами, улыбками. В стихотворении прослеживается двоемирие творчества раннего Блока, а таинства божественного мира открыты только взору поэта.
Отвлеченная лексика, а также написание стихотворения дольником придают ему некоторую взволнованность, большую эмоциональную напряженность. А эпитетами «темные храмы», «ласковые свечи», «озаренный образ», «отрадные черты» создается торжественность, но не громкая, а ласковая, обнимающая лирического героя, заставляющая отдавать себя чувствам полностью.
Метафоры же «глядит образ», «ризы Жены», «бегут улыбки, сказки и сны» создают загадку, которую разгадать сможет только лирический герой, в последнем четверостишии окончательно убедившийся, что перед ним действительно неземная Вечная Жена.
Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…» продолжает идею неземного происхождения женщины. В первой строфе лирический герой, отрок, зажигает свечи и в это же время на противоположном берегу видит Ее размытый неосязаемый облик:
На том смеется берегу.
Женщина в этом стихотворении не просто неземное существо, но и чистая, непорочная, как божество. Об этом читателю говорит предметный и цветовой ряд стихотворения: свечи, кадильный огонь, церковь, алтарь. И все предметы будто заволокло легкой «мутно-голубой» дымкой. В стихотворении господствует белый цвет: белые цветы, белая церковь, белый туман, за которым спрятан облик милой дамы. Белый цвет символизирует чистоту и непорочность любимой, перед которой преклоняется лирический герой, как перед божеством. И это сравнение неслучайно, ведь в религии белый цвет означает веру в Бога. Неясные очертания предметов, размытые образы стихотворения создают мотив сна, который участвует в создании мистической, таинственной атмосферы и делает недосягаемым образ женщины.
Но в конце стихотворения очертания сюжета становятся более реалистичными, в последней строфе Блок предсказывает свадьбу со своей возлюбленной:
Забрезжит брачная заря.
И действительно, чуть меньше, чем через год, после мучительного романа с Л. Менделеевой, бракосочетание, наконец, состоится.
В стихотворении активно используется звукопись. Больше всего в нем гласных звуков «о», «а», что придает произведению мелодичность, неторопливость, загадочность.
В стихотворении «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» лирический герой меняется, его легкое волнение и восхищение Прекрасной Дамой сменяется на тревогу за то, что все может измениться, что она не будет уже прежней. Меняется и цветопись: появляется красный цвет, пылающий горизонт. Лирический сюжет осложняется надрывом героя, в тоске и страшном предчувствии ожидающего вторжения реальности, которая может нарушить его грезы о женском идеале. Но лирический герой не кричит об этом всему миру, а мучительно переживает бурю эмоций внутри. Самые красноречивые строки, выдающие разлад в чувствах героя, последние:
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Здесь и крик, и молчаливый страх одновременно.
Лирического героя настолько сильно охватывает тревога, что чувства теряются во времени. «Года проходят мимо…», а предчувствие разлада не перестает покидать его.
Анафора «Весь горизонт в огне», которую использует поэт в этом стихотворении, помогает понять, насколько сильны чувства влюбленного. Горизонт – будущее, пылает сильной эмоциональной бурей в душе лирического героя. Анафора «Изменишь облик Ты» звучит, как исповедь в своих страхах.
Замечательно и то, что поэт пишет местоимение «Ты» с большой буквы. Все-таки по-прежнему женщина остается божественным, недосягаемым существом на земле.
В этом стихотворении как бы спадает пелена сна, окутавшего лирического героя в предыдущих стихах, что и приносит с собой тревогу за несовпадение мечты с действительностью, и последняя явно принесет с собой разочарование.
Усиление тревоги, и даже ужаса появляются в одном из завершающих цикл стихотворении «Мне страшно с Тобой встречаться…». Здесь становится основным мотив смерти и страха, которые только намечались в предыдущих стихотворениях. Усиливает ощущение драматизма сюжета антитеза, на основе которой построено стихотворение. С резкого противопоставления начинается произведение:
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Антитезой стихотворение и заканчивается, оставляя героя в полной растерянности перед выбором.
Какой же выбор так сильно мучил душу лирического героя?
Все сильнее и больше становится пропасть между миром грез и миром земным. И в душе героя рождается осознание этого противостояния двух миров, и он, находясь между ними, не может решиться оторваться от мечты, и в то же время, земная реальность вносит разлад в его душу и чувства. Теряется и облик Божественной женщины, которому не место на земле среди обычного и обыденного. И это пугает лирического героя.
Все так же мы читаем в блоковских строках образы храма, но это уже не тот белый и чистый храм, как в предыдущих стихах сборника. Цвета меняются, становятся невнятными, блеклыми, даже храм покрывается хмурым небом.
Появляются в стихотворении и образы теней, ступеней, раздаются звуки недавних больших похорон из храма. Звуки и цвета создают мрачное, тревожное ощущение, предчувствие беды. Как будто предстоит лирическому герою похоронить свои мечты и чувства.
Но в последних строках опять появляется сомнение в необходимости принятия реальности. Нужна ли она? Готов ли он попрощаться с милым обликом той, которую все еще продолжает ждать и любить?
Тебя здесь нет. Ты — там.
«Ты» все еще пишется с большой буквы. Она еще здесь, близко, потому что еще жива мечта. И в то же время, она может навсегда остаться в мечтах лирического героя.
Цикл стихов «О Прекрасной Даме» живет в мире символов, в мире мечты и недосягаемой Божественной Женщины. Но реальность, вторгаясь в этот идеальный мир, тесно переплетаясь с ним, нарушает гармонию. Осознание этого диссонанса меняет мировоззрение молодого писателя, оказывая влияние на его дальнейшее творчество.
Люблю учить, читать и писать, и все это – моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое – это ли не высшая степень счастья?
Анализ стихотворения Блока О прекрасной даме
Александр Блок – великий символист. Он мыслит мир метафорами, соединяет мистическое и обыденное, небесное и земное. И в его жизни, конечно, была женщина, которая перевернула душевный строй поэта. Женщиной этой была Любовь Менделеева, дочь великого химика Дмитрия Менделеева.
Впервые Блок увидел её, когда ей было всего 16. Она была гимназисткой. Новое, неведомое доселе чувство поселилось в сердце Александра. Невинная девушка чуть не свела поэта с ума. Сама же она была к нему равнодушна и считала его лёгкой добычей.
Да, Блок слишком легко попался в сети этой девушки. Он и сам это понимал. Когда Блок попытался в первый раз объясниться в своих чувствах, Любовь высмеяла его. Александр был унижен. Его любовь не находила взаимности, но она была, она существовала в сердце поэта.
И Блок решил воплотить это чувство в поэзии. Так появился цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Посвящён он Любови Менделеевой и никому больше. Только она имеет право носить титул Прекрасной Дамы. Блок пишет возвышенно, страстно, и читателю видно, как сильно поэт любит Прекрасную Даму.
Блок понимает, что недостоин её. Она высока, а он низок. Она божественна, а он – земной червь. Как такую приручить, сделать своей? Блок не знает. Он принижает себя по сравнению с ней, потому что он и вправду считает себя недостойным её внимания, ласки, величия.
Но Блоку не нужен лишь идеал. Ему нужна также и женщина. Прекрасная Дама нужна ему как простой человек, которым она также является. Исследователи отмечают три облика Прекрасной Дамы: космический, религиозный и бытовой. Блоку нужно всё триединство, но он считает себя недостойным его.
Как обычно у Блока, мир реальный и мир символический представляют собой единой целое. Звуки приглушены, их едва слышно. А из всех цветов господствует один лишь белый – цвет святости. В образе Прекрасной Дамы это основной цвет.
Лирический герой испытывает разные настроения. Он и надеется, и сомневается, и любит Прекрасную Даму, и осознаёт, что она погибнет, как гибнет всё на белом свете. Потом появляется разлад с действительностью: Блок боится, что Прекрасная Дама постареет и изменит свой облик…
Но действительность на этот раз оказалась милосердной. Любовь Менделеева в итоге ответила взаимностью Александру, и они поженились. Прекрасная Дама стала прекрасной женой Александра Блока.
Анализ стихотворения О прекрасной даме Блока
Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление общества, когда поэт выпускает свой сборник, назвав его «Стихи о Прекрасной Даме». На самом деле, ответ был очень просто. В те моменты, когда каждая личность, будь это крестьянин или дворянин, боролась с постоянными протестами и перестройками, нужно было что-то, что позволило бы немного оттолкнуться от ужасной действительности. Именно поэтому большинство писателей стали использовать символизм в своих творениях, среди которых оказался и А.А. Блок.
История создания сборника
Автор решил найти свое спасение от серых будней в таком прекрасном и чистом чувстве, как любовь. Не зря же верят, что именно она может возвести до небес, придать сил в трудную минуту и заставить просто жить, несмотря на любые невзгоды. Вот так и появился этот сборник. Если прочитать стихи о Прекрасной Даме, то можно обратить внимание на то, что Блок ищет спасение в каждом своем произведении, пытается таким образом укрыть свою душу от давления тех серых будней, и стоит заметить, что ему это удавалось. Поэт во время своих трудов воображал, что находится в невероятно прекрасном месте, похожим на настоящий рай. Стихи открывают нам замечательный мир любви.
Кому был посвящен сборник
Но, несмотря на все это, на самом деле Александр Александрович очень боялся, что в настоящей жизни ему не удастся встретить такую же прекрасную женщину, как и в его стихах. Что тот образ, который он создал, никогда не реализуется и потеряется: «…изменишь облик Ты».
Свое истинное счастье автор все-таки находит, благодаря истинной даме – Менделеевой Лидии. Он стал с еще большим рвением изливать все свои эмоции на бумаге. Однако долгое время не мог сделать первый шаг, боясь, спугнуть Лидию, хотя на подсознательном уровне прекрасно понимал, что именно она – «Величавая Вечная Жена». И вскоре Блок делает предложение своей возлюбленной, а после продолжает расписывать свои неугасающие чувства в собственном сборнике.
Вывод
А.А. Блок создал уникальный сборник стихотворений, в котором смог отразить и материальные, и духовные чувства. Благодаря поэту, читатели смогли насладиться тишиной и спокойствием, наполнить свою душу светлыми и чистыми эмоциями, немного отвлечься от суровой действительности и найти в себе силы двигаться дальше.
Картинка к стихотворению О прекрасной даме
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла
Александр Сергеевич Пушкин центральным героем большинства своих произведений, а также их темой делает любовь. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» не стало исключением из его поэтических правил.
Есть в русской литературе направление, которое называется «крестьянская поэзия». В этом ключе писали Есенин и Некрасов. В этом направлении писал и Иван Суриков. Только почему-то первых двух помнят, а его забыли. Все знают Сурикова – художника,
Одним из самых знаменитых и любимых многими является поэт Пушкин Александр Сергеевич. Практически каждое его произведение стало любимым, запоминающимся и родным для большинства людей. Его стихотворения изучают
Фет любил темными вечерами сидеть у окна и смотреть на звезды. В такое время ему больше всего приходило вдохновение. Он очень любил описывать все что видел. В стихотворении “Георгины” описывается красота этих цветов. Георгины очень
Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди.
О Прекрасной Даме
“Стихи о Прекрасной Даме” А.А. Блока
Дорогие участники проекта, вашему вниманию предлагается статья о поэтическом сборнике А.А. Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Ведь этот первый поэтический сборник поэта, принесший ему славу, вдохновлён любовью, и все 687 стихотворений, входящих в него, посвящены возлюбленной.
Блок начал создавать этот сборник в 1901 году, летом. Сам он называл это лето «мистическим». Тому были две главные причины. Именно в это лето он познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Менделеева, и страстно в неё влюбился. А вторая причина заключается в том, что 1901 год – это год знакомства поэта с философией и поэзией Владимира Соловьёва.
Одной из главных идей в философии Соловьёва была идея поиска Вечной Женственности – воплощении добра, истины и красоты. Именно эта идея ложится в основу поэтического сборника Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В нём автор по-разному называет Прекрасную Даму – Таинственная Дева, Лучезарное Виденье, Заря, Купина, Величавая Вечная Жена,Святая, Царевна, Вечная Надежда, Вечная Весна, Непостижимая, Недостижимая, Хранительница – и все эти эпитеты непременно с заглавной буквы. В одном этом мы уже видим ту высоту, на которую поднимает поэт образ возлюбленной.
Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни – строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
Главная антитеза сборника – Он и Она – лирический герой и Прекрасная Дама. Он олицетворяет собой земное начало, Она – небесное. И движет сюжетом всего цикла ожидание встречи с возлюбленной, встречи, которая соединит небесное и земное, встречи, которая преобразит весь мир.
Проследим это внутреннее движение лирического сюжета, опираясь на стихи сборника.
До появления возлюбленной поэт рисует мир, лишённый каких бы то ни было красок и звуков («Душа молчит, в холодном небе …»). Душа поэта также равнодушна и холодна, как всё вокруг, как само небо. И лишь одна только мысль о возлюбленной, даже не сам приход её, а только мысль об этом, кардинально меняет пейзаж вокруг:
Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.
Блок целенаправленно подчёркивает разницу между собой и Ею, обозначая себя «рабом» по сравнению с Ней и рядом с Ней:
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.
В поэтическом мире Блока всё символично, особенно на раннем этапе творчества. Если обратить внимание на символику цвета в этом стихотворении, то мы увидим, что образ героини несёт в мир разнообразие цвета – «синеют без границы моря, поля, и горы, и леса», «алеют небеса». Природа как будто оживает в присутствии Прекрасной Дамы. В других стихах начала цикла появляются цвета белый, золотой, лазурь.
А единственный цвет земли, низа – всего лишь пыль.
Но, понимая своё «уничиженье» и приземлённость по сравнению с Ней, Он всё же жаждет встречи всей душой:
Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой – далёко где-то –
На миг проснулось мое воззванье.
Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Всё мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных.
Я жду – и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше.
Ночную тайну разрушит слово.
Помилуй, боже, ночные души!
На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье .
Примерно к середине цикла к радостному и трепетному ожиданию свидания с возлюбленной начинает примешиваться чувство тревоги – а вдруг грядущая встреча не принесёт поэту ожидаемого?
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
В чём причина тревоги? Во-первых, известно, что Блок не был долгое время до конца уверен во взаимном чувстве Любови Дмитриевны, а,
во-вторых, сама философия раннего Блока, взращенная на идеях
В. Соловьёва, противоречила мысли о простом земном счастье лирического героя и Прекрасной Дамы. «Земной» Он и «небесная» Она в принципе не могут быть вместе.
«Но страшно мне: изменишь облик ты» – ключевая фраза, знаменующая поворот всего сюжета. Поэту страшно, что Идеал перестанет быть идеалом, что земная оболочка поглотит его и лишит Божественного совершенства.
И что же происходит – предчувствие не обманывает поэта, возлюбленная, действительно, меняет облик:
Ты – другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.
Но во что обратишься – не ведаю,
И не знаешь ты, буду ли твой,
А уж Там веселятся победою
Над единой и страшной душой.
По логике поэта, сойдя с небес на землю, возлюбленная неминуемо должна измениться.
Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
Завершая дневные дела,
Знаю – вечером снова придешь.
Однако, и изменённая, то есть уже не такая недосягаемо возвышенная, совершенная, а вполне земная, реальная, с недостатками, слабостями, она нужна ему, как воздух.
Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, –
Иду, – и песни не те.
Вот скоро вечер придвинется,
И ночь – навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.
Итак, мы видим, что в начале цикла Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты, но возлюбленная не становится от этого менее дорога.
«Стихи о Прекрасной Даме» – это своеобразный гимн любви и образу возлюбленной, это и книга личных, интимных переживаний поэта.
Стихи Блока читать и понимать не просто, и мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы по-новому посмотрите на эту кажущуюся сложность и возьмёте в руки томик с его стихами. А, возможно, и проанализируете блоковскую лирику в рамках нашего проекта! Удачи вам!
Блок. Стихи о Прекрасной Даме. Краткое содержание
Стихи о Прекрасной Даме. Краткое содержание
Из статьи – «О современном состоянии русского символизма» от 1910 года:
«…символист уже изначала – теург [теургия – работа с божественными сущностями], то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие…
…ибо я принадлежу к числу тех, кому известно, какая реальность скрывается за… словами, на первый взгляд отвлеченными; к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [известная тогда серия путеводителей], которым по необходимости пользуется путешественник…
…Стихи мои суть только подробное и последовательное описание того, о чем я говорю в этой статье, и желающих ознакомиться с описанными переживаниями ближе я могу отослать только к ним.»
Из дневников 1916 года:
«Лучшим остаются «Стихи о Прекрасной Даме». Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник…»
Из предисловия к «Собранию стихотворений» 1911-ого года:
«…многие из них, взятые отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”».
Но Блок в «отдельно взятом» стихотворении описывал не событие, а свои чувства, вызванные этим событием, он описывает, он делится своими настроениями, он заставляет читателя ощущать свои эмоции во время этого события.
Чтобы почувствовать чувства – читайте стихи. Здесь – попытка проследить события. Попытка понять, что же произошло с 25 января 1901 по 7 ноября в 1902 года с “провидцем и обладателем тайны” Александром Блоком.
Совсем кратко. Весна 1901 года – 7 ноября 1902 года.
Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Темного храма.
Поэт учится работать с обретенными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой.
Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой Лучезарную, раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают юного теурга россыпью миров.
Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?
И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
И лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своем праве на «каменные дороги».
И он выходит на Тропу миров, на тропу лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но это – темный храм.Он запутался на своих “каменных дорогах”. И.
И на полуноте книга прерывается.
Чтобы подчеркнуть незаконченность, невыполненность цели – стихотворение, естественным образом завершающее сюжет его добрачных отношений с Л.Д. – “Я их хранил в приделе Иоанна” от 8 ноября 1902 года перенесено в следующую книгу – “Распутья”.
Еще раз, СПД – это не сборник любовной лирики, это рабочий дневник, пособие, предупреждение, подсказка для молодых теургов. У Вас началось? Сравните: у меня это происходило так.
Юный богоборец обретает свет.
И понимает: «Ты» есть солнце!
Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Темный храм.
И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
И тяжелые предчувствия, с которыми получается бороться.
И вставка чужим почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделен».
*
Пришло мистическое лето.
Явление серафима. Который представляет. российскую Венеру.
И визит к гадалке.
И видение луны как «Её» чертогов.
Нет, «Ты» – ясная, «Ты» – солнце! И в ответ подарок от «Тебя» – мир, «где рябь и камыш».
И тут же – в противоположность: мир «за дальними горами».
И тут же столкновение с «призраком белолицым». Но поэт борется с чуждыми видениями и получает награду – «лазурные сновиденья».
И получает удар с другой стороны – давление Темного храма.
Вызвать снова «лазурные сновидения» не получается – и он снова у гадалки.
Но возвращаясь от нее, получает прозрение.
И сразу следом – удар сомнений.
Но в Шахматово по возвращению – выход на Царственный путь.
Но лето кончилось, и поэта захлестывает ощущение ностальгии по «несбывшемуся». Не случилось чего-то главного… И он снова у гадалки…
И все же надежда остается: «Нет конца лесным тропинкам… Вот она — зажглась звезда!»
*
Осень.
Неверящая «ты».
Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».
Вставка чужим почерком: «Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
И первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
Рефлексии по этому поводу.
И вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
И снова двойники – ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею мало – он тоскует по иномирью.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.
*
Видение Моисея, ведущего свой народ за огненным столбом.
Мир Храма, где он дождался встречи с «Тобой».
Готовность к великому трагическому Акту. Зато… «Владычицей вселенной…я… может быть, любим».
И – посреди зимы (8-12 февраля) яркий весенний день!
И двойники выводят его в мир весны у «разлива рек», где он видит «Тебя».
И осознает себя – «с Ним», и странствует «с Ним по городам».
Но является гадалка, и – «гаснут небеса», и – темный храм, и – «все ложь».
Но новый призыв к поэту: ему являют «моисеев куст» Неопалимой Купины, ему являют Рождество Христово, и, наконец, пытается помочь ему «Ты»: «Ты проснешься, вновь освобожден». И он осознает: «Ты» – «Купина». То есть – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое».
Но свою путаницу продолжают акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник.
И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры: на море, в «розовеющий лес», туда, где «рябь и камыш», в «страшный мир» будущего III-его тома, в мир 98-ого года – где их «Гамлет», и снова к любимой заводи, где «ни тоски ни любви, ни обиды»…
И возвращение в келью.
*
Ссылка в мир, где Север угрюмый. Но поэт вырывается в мир Возрождения, и ему блазнятся силы, достаточные на «божий гнев». Возврат на Север, но и туда прорывается Весна.
Наша реальность. Смерть деда. Но она осознается лишь как «иное новоселье». И еще, смерть – это избавление «отчаянной и смертной боли».
«Смертная боль»: он – лишь шошбен, друг жениха, бегство с этой свадьбы, возвращение к «тебе», но не человеком – «зеленеющим кленом».
Серия зимних кошмаров от безликого.
Вопрос чужим почерком: почему ты уходил? В ответ требование на право «каменных дорог».
*
Выход на Тропу миров.
Двойники. Адские варианты бытия: где «Ты» – вестница Апокалипсиса; где есть «ты», но нет никакой мистики; где явление Иуды; где «Ты» – лишь сон; где вечен мир, описанный потом в III-ем томе; где «Тебя» не, есть лишь Отец…
Поддержка сверху, но она не помогает – опять варианта с «плясками смерти»…
Он ставит на кон свою жизнь, свою смерть и прорывается в Храм, где «бегут по карнизам улыбки, сказки и сны». Он не видит, что это темный храм.
Сил нет. «Ты свята, но я Тебе не верю…». Бред то ли мечтаний, то ли воспоминаниям о прошлой осени, когда он регулярно «случайно» встречался с любимой, путаница реальностей, предчувствие провала Миссии, катастрофа.
Из письма Андрею Белому от 6 июня 1911 года:
«… Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя.»
Насколько всё это было … м-м-м… реальным?
Вот литературовед, Зара Минц [советский литературовед, специалист по изучению творчества Александра Блока и истории русского символизма, доктор филологии, профессор Тартуского университета, автор более 200 научных трудов.] :
«Для Блока СПД – это подлинно бывшее, ряд реальных событий и вызванных ими, реально же имевших место душевных состояний. Для Блока вплоть до последних дней его жизни необыкновенно важным было подчеркнуть истинность изображенного в лирике 1901-1902 годов.»
Вот его друг, его “брат”, шедший рядом с ним, шедший по тем же тропам Андрей Белый:
«В истолковании “соловьевства” мы были конечно же “реалисты”; мы видели в лирике Соловьева вещание о перерождении человека и изменении органов восприятия мира.»
А вот вечно просившая, вечно требовавшая у Блока: «Не надо мистики!» его любимая, его жена – Любовь Дмитриевна:
«Трепетная нежность наших отношений никак не укладывалась в обыденные, человеческие: брат – сестра, отец – дочь. Нет. Больнее, нежнее, невозможней. И у нас сразу же, с первого года нашей общей жизни, началась какая-то игра, мы для наших чувств нашли “маски”, окружили себя выдуманными, но совсем живыми для нас существами, наш язык стал совсем условный. Так что “конкретно” сказать совсем невозможно, это совершенно воспринимаемое для третьего человека; как отдаленное отражение этого мира в стихах – и все твари лесные, и все детское, и крабы, и осел в “Соловьином саду”. И потому, что бы ни случилось с нами, как бы ни теряла жизнь, – у нас всегда был выход в этот мир, где мы были незыблемо неразлучны, верны и чисты. В нем нам всегда было легко и надежно, если мы даже и плакали порой о земных наших бедах»…
Узнали? Это то, что я обозначил в предыдущих главах, как мир, «где рябь и камыш», где «Ни тоски, ни любви, ни обиды». Вы думаете это фантазии? это игра взрослых усталых людей? Нет, это то что ему оставили “двойники”, куда он смог провести и ее… Потому что вот такая дальше следует фраза:
«Когда Саша заболел, он не смог больше уходить туда.»
Анализ стихотворения «Стихи о прекрасной даме» Александра Блока
«Стихи о прекрасной даме» — первый поэтический сборник А. Блока, включающий более ста стихотворений, написанных в 1901-1902 гг. Они были написаны поэтом под влиянием любви к будущей жене – Л. Менделеевой. Стихотворения расположены в строгом хронологическом порядке, часто указано конкретное место написания.
Блок был одним из ярчайших представителей символизма. Его сборник хоть и основан на реальном «земном» чувстве, описывает туманный возвышенный образ. В то время поэт увлекался учением философа В. Соловьева, особенно его идеей о Вечной Женственности. В стихотворениях этого цикла Блок очень редко «опускается на землю». Любимая женщина описана в образе бесплотной мировой души, олицетворяющей собой одновременной Жену, Мать, Подругу. Практически нигде не указаны конкретные физические признаки любимой. «Владычица Вселенной» обрисована только цветовыми оттенками («твоей лазурью») и неясными звуками («отдаленные шаги»).
В раннем возрасте Блок вообще был против плотских отношений. Любовь к женщине он воспринимал как вечное и безусловное преклонение перед недостижимым идеалом. Это мистическое чувство может быть описано только с использованием тайных символов, намеков, полутонов.
Многие стихотворения сборника содержат религиозную символику. В этом также видно влияние на поэта В. Соловьева. Блок идеализирует земное чувство, приравнивает его к божественному. Любовь становится явлением космического масштаба.
Прекрасная Дама Блока — высшее существо. Она обладает бессмертием, бесконечной мудростью и вселенским знанием. Ее помыслы и поступки недоступны простому смертному. Свою любовь поэт считает божественным поклонением, вечным рыцарским служением. У Блока получает дальнейшее развитие средневековый образ Прекрасной Дамы. Он еще больше отстраняется от всего земного. Физический облик женщины отходит на второй план. Главным становится таинственный образ, созданный в воображении.
Идеалистические представления Блока были реализованы им в жизни. Поэт воспринимался как человек, полностью оторванный от реальности. Л. Менделеева была покорена его рыцарским преклонением и согласилась на брак. Однако она быстро испытала разочарование. Поэт продолжал витать в облаках. Он не признавал грубых чувственных отношений и продолжал относиться к настоящей жене как к несуществующему образу.
«Стихи о Прекрасной Даме» отражают самые искренние чувства и переживания Блока. Первый мистический сборник принес поэту большую известность. Вошедшие в него произведения удивительно лиричны и способны заворожить читателя.